Контрольная работа: Основы прикладной социологии: цель и общественная значимость

Социология это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Термин «социология», происходит из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), означая в буквальном переводе «учение об обществе». Считается что данный термин впервые был введён в научный оборот французским философом, родоначальником позитивизма Огюстом Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии».

Социология имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, большое значение в которой имеет прикладная социология. Прикладная социология это часть социологии, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

Значение прикладной социологии трудно переоценить. Она сегодня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой информации. Представители именно прикладной социологии изучают общественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков.

Цель и общественная значимость прикладной социологии

Прикладная социология — это наука, которая: проводит конкретные социологические исследования; разрабатывает теоретические вопросы, категории, методику исследований; изучает, открывает, формулирует законы функционирования конкретных процессов, институтов, социальных структур, организаций и их компонентов. Прикладная социология исследует не общие социологические проблемы, а специфические, например, в прикладных исследованиях не строиться общая социологическая теория семьи, а может исследоваться специфические проблемы молодой семьи. Кроме того осуществляется сбор оперативной информации по тем или иным вопросам текущей жизни. Таким образом, прикладная социология представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и способах его оформления.

Прикладная социология — это область практических применений научных знаний социологии. Ее основная функция — научное обеспечение решения задач социологии на практике, разрешение проблем в различных сферах общественной жизни. Различают три уровня решаемых практической социологией задач:

  • первый уровень — подготовка, анализ и осуществление социологических программ в области социальной политики всего общества;
  • второй уровень — разработка социологических показателей как критериев, и анализ тенденций социальных процессов на уровне регионов;
  • третий уровень — решение практических социальных проблем на уровне отдельных коллективов.

Прикладная социология представляет собой своеобразную «социальную инженерию», помогающую осмысливать и корректировать повседневную социальную жизнь, социальную практику. Поэтому она включает как теоретические, так и эмпирические инструментальные технологии изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни, методы и приемы практического воздействия на поведение социальных институтов, социальных групп и общностей, социальные структуры и процессы.

34 стр., 16545 слов

Социология (полный курс)

... понятий. Социологические концепции личности. Сущность и этапы социализации. Девиация как отклонение от групповой нормы. Виды социального контроля. Тема 10. Основы прикладной социологии Цели и задачи прикладной социологии. ... -дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К.Маркс (основной труд «Капитал») - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие ...

Если социальную проблему нельзя решить на основе уже имеющихся знаний, то появляется необходимость в научном поиске дополнительной информации, в проведении социологического исследования. Радикальные изменения во всех сферах жизни современного общества обусловливают актуализацию потребностей в социологических исследованиях, проведение которых позволяет одновременно решить две взаимосвязанные задачи: первая — сформулировать практические рекомендации по упорядочению общественной жизни; вторая — пополнить и развивать систему теоретического знания.

Приступая к проведению социологических исследований, необходимо определить их методологические основания. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является обоснованием способа достижения и построения этого знания. Методология дает философское обоснование способов и приемов организации всего многообразия видов (в том числе и познавательной) человеческой деятельности и предполагает разработку методов, адекватных изучаемым и преобразуемым объектам. Одна из важнейших функций методологии – эвристическая: она должна не только описывать и объяснять некоторую предметную область, но и одновременно являться инструментом поиска нового знания. Если формулировать кратко, то методология – это учение о методе.

Можно выделить три уровня методологии:

  • всеобщая научная методология (например, системный подход);
  • общесоциологическая методология (социальная философия);
  • частносоциологическая методология (социология личности, труда, и т.п.).

Метод – совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Для социологического исследования – это основной способ сбора, обработки и анализа эмпирических материалов.

Методика – совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Эффективность любой методики тем выше, чем полнее каждый ее компонент ориентирован на конечный результат, чем оптимальные используются в ней элементы контроля и проверки.

Методика социологического исследования – это результат перевода общих методологических и теоретических положений исследования на инструментальный и организационный уровни применительно к уникальным особенностям проблемной ситуации и исследовательских задач, специфике изучаемых объекта и предмета, к конкретным организационно-экономическим, финансовым, кадровым и другим возможностям исследовательского коллектива.

23 стр., 11289 слов

Исследования). 2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической

... обеспечении исследований социальнопсихологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования. Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали ... социально-психологической адаптации подростков; 2. Изучить социально-психологические особенности подростков; 3. Провести эмпирическое исследование социально психологической адаптации подростков во временном ...

Методика социологического исследования реализуется в виде совокупности нормативных предписаний и конкретных инструментальных процедур и операций, необходимых для решения исследовательских задач, а также критериев оценки качества получаемой эмпирической информации. Каждая социологическая методика представляет собой, как правило, совокупность оригинальных, иногда уникальных методических решений, которые являются результатом теоретических и эмпирических обоснований их адекватности для конкретных исследовательских задач, конкретных объекта и предмета исследования.

Методика социологического исследования включает:

  • обоснование и способы проектирования и реализации выборочных процедур;
  • конкретные разновидности методов сбора эмпирических материалов, представленных в виде опросчиков, бланков и других форм полевых документов;
  • указания относительно методов и средств преобразования эмпирических материалов и выходных форм;
  • инструкции анкетерам, интервьюерам, операторам, организаторам исследования, руководителям и т.д.

К числу эффективных средств, обеспечивающих высокое качество социологических методик, является пробное исследование, в котором разработанные на теоретическом уровне методики проверяются в реальных условиях и корректируются в зависимости от полученных результатов.

1. Основные характеристики социологического исследования: понятия, структура, виды, функции

Социологическое исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющих получить новые знания об изучаемом объекте для разрешения социальных проблем.

Конкретное социологическое исследование — это система теоретических и эмпирических процедур, позволяющая получить новые знания о социальном объекте для решения фундаментальных и прикладных задач. Социологическое исследование состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

1) подготовка исследований;

2) сбор первичной социологической информации;

3) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ;

4) анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное — наиболее простой вид, решающий ограниченные задачи и изучающий небольшие обследуемые совокупности. Оно имеет упрощенную программу и применяется в случае неисследованных проблем, для получения дополнительной информации об объекте, для уточнения гипотез и задач, для получения оперативных данных.

Описательное исследование — более сложный вид, предполагающий получение эмпирических сведений для целостного представления об изучаемом явлении, имеющий полную программу и применяющийся к большой общности с разнообразными характеристиками.

Аналитическое исследование — самый сложный вид, преследующий цель не только описать изучаемое явление, но и выяснить причины, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. .

9 стр., 4343 слов

Стратегия социологического исследования

... методических приемов изучения конкретного явления или процесса. Программа исследования выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки ...

Конкретное социологическое исследование, как и любое другое научное исследование, содержит в себе некоторые элементы, присущие любой научной деятельности. Это, во-первых, объект. В социологии объектом исследования могут быть процессы и явления социальной действительности. Во-вторых, субъект – социолог-исследователь или группа социологов. В-третьих, как любое научное исследование, социологическое исследование направлено на достижение определенной цели и решение конкретных задач. В-четвертых, средства – в современных социологических исследованиях применяются научные, технические и организационные средства. И наконец, в-пятых, результат социологического исследования – это или новые знания об объекте исследования, или подтверждение уже известных. Кроме того, результат исследования – это и способ применения знаний об объекте на практике.

Проведение конкретного социологического исследований – чрезвычайно сложный и многоэтапный процесс. Он требует глубокой теоретической подготовки и высоких профессиональных навыков социолога. Кроме знаний основ социальной теории и методологии, важнейшей предпосылкой методической работы социолога является овладение методами проведения конкретных социологических исследований. Прежде чем приступить к сбору, обработке и анализу эмпирических данных, социолог должен разработать различные методические документы, как бы мысленно «проиграть» все исследование. Он должен не только доказать его необходимость, но и обосновать все элементы и процедуры исследования. От научной обоснованности и уровня организационно-технического оформления этих документов в значительной степени зависит результативность проводимого социологического исследования. Среди методических документов, разработанных социологом, важнейшее место занимает программа социологического исследования.

Программа социологического исследования – это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к пустым теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную. Методологическая функция программы социологического исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования. Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий план исследования, на основе которого осуществляются исследования. Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация как специфическое состояние объекта социологического исследования, объекта, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и его современным состоянием.

В настоящее время социологическими исследованиями охвачены практически все стороны жизни общества. Проведение социологического исследования определяется различными социально значимыми целями.

Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем. Решение той или иной проблемы – социальной или научной – всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач.

Цель конкретного социологического исследования – это общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования – теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования.

Важнейшей частью программы конкретного социологического исследования является определение задач исследования. Задача конкретного социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Объект социологического исследования – это явление или процесс, на которые направлено социологическое исследование. В конкретных социологических исследованиях в качестве объектов может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

Кроме выбора объекта социологического исследования, большое значение для его успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Предметом социологического исследования является та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

Второй этап социологического исследования — сбор информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности.

Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них — опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации. Метод опроса имеет в социологии давние традиции.

Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек — непосредственный участник исследуемых социальных явлений.

Существуют две разновидности опроса — анкетирование и интервьюирование. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповое предполагает присутствие социолога и группы в 15-20 человек. Оно обеспечивает стопроцентный возврат анкет, возможность консультаций по технике заполнения анкеты и контроля со стороны социолога. Индивидуальное анкетирование подразумевает раздачу анкет респондентам на определенный срок для заполнения без присутствия анкетера. Проверка качества заполнения осуществляется по ходу возврата анкет.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Этим занимаются на третьем этапе социологического исследования. Только после этого появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

3. Основные этапы проведения социологического исследования

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа:

Основные этапы социологического исследования Содержание
1. Подготовка исследования Предусматривает порядок подготовки, обсуждения, утверждения программы и инструментария

социологического исследования. Сюда входит вопрос формирования и подготовки

группы сбора первичной информации (интервьюеров, анкетеров).

Рассматривается

необходимость проведение пилотажного (разведывательного) исследования. И если

в каких-либо документах допущены ошибки при их подготовке, надо оперативно

вести коррективы и в инструментарий, и программу исследования. Когда

документы для работы полностью готовы, они тиражируются анкетерами,

интервьюерам.

2. Сбор первичной социологической информации Включает все организационные и методические виды работ, т.е. отвечает на вопросы: что

надо сделать, где и когда, в какие сроки. Важно предусмотреть предварительное

оповещение опрашиваемых о целях, задачах и практическом значении

социологического исследования, т.е. заранее ответить на вопросы, которые

обычно задают все респонденты (опрашиваемые).

Если анкеты, бланки интервью

раздаются и заполняются в группах под руководством анкетера, то необходимо

предусмотреть такую процедуру в плане.

3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка Посвящен обычно планированию операций, связанных с подготовкой собранной в «поле»

информации задействовать для обработки на ЭВМ. План должен предусматривать,

сколько специалистов вычислительного центра необходимо задействовать для

выполнения этой кропотливой процедуры. При ее выполнении исследователи

работают совместно с программистами, операторами ЭВМ, под контролем, которых

формируется массив информации для ввода в вычислительную машину. Перед этим

исследователи проводят выбраковку тех анкет, которые не содержат ответов на

ключевые вопросы. Они же кодируют (шифруют) открытые вопросы. Зашифрованные

вопросы (альтернативные) выводятся в памяти ЭВМ при помощи специальных

компьютерных программ. Статистический информационный массив обрабатывается ЭВМ,

и исследователи получают свободные таблицы цифр, процентов – табуляграммы.

Существуют различные виды табуляграмм. В одних ответ дается только на один

поставленный вопрос, раскрываются все альтернативы, входящие в данный вопрос

(да, нет, не знаю).

Ответ дается в абсолютных цифрах и процентах. В других

табуляграммах сразу распечатываются ответы на группу вопросов, и чтобы

расшифровать их, требуются и подготовка исследователя к этой работе, и время.

Тот и другой способы имеют свои достоинства и недостатки.

4. Анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций Это виды работ тесно связанные с анализом результатов обработки. Получив табуляграммы,

исследователи подготавливают предварительный, промежуточный или итоговый

отчет о проведенном социологическом исследовании, делают выводы, формулируют