Современные социологические теории

Знакомство с любой наукой начинается с ее ключевых понятий, категорий, методов, основных законов. Социология — молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология — слово, состоящее из латинского «социо» и греческого «логос», то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.

Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что законы механики можно использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой. В настоящее время социология — одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Современная социология

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Правовые отрасли знаний исследуют только право. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

7 стр., 3417 слов

«Конфликтология» : Развитие конфликтологии в социальной науке XIX-XX вв

... конфликтологии. На рубеже XIX—XX вв. социология, являясь наукой о закономерностях и движущих силах общественного развития, совокупностью знаний о функционировании различных социальных систем, переходила от постулатов социальной философии к конкретному анализу данных, получаемых в ...

Теория структурации Э. Гидденса

Настоящая статья находится в русле характерного для современной отечественной науки движения, направленного на осмысление зарубежной социологической традиции. Вместе с тем существенной значимостью для нас обладают мотивы становления собственной социологической науки, выработки ее методологических и теоретических оснований. Эти основные тенденции преломляются здесь через методологический и теоретический анализ теории структурации Энтони Гидденса. Работы Гидденса освещались и анализировались в нашей литературе [1].

Однако до сих пор не стали предметом самостоятельного анализа содержание и внутренняя логика, методологические основания, возможности и границы теории структурации. Эта теория представляет собой образец выхода из кризисного состояния в социологии, становления новой — неклассической социологической парадигмы. «Теория структурации, — пишет Гидденс, — основывается на следующих положениях: социальная теория… должна включать понимание человеческого поведения как действия: такое понимание должно быть совместимо со сфокусированностью на структурных компонентах социальных институтов или обществ: понятия власти и господства связаны с понятиями действия и структуры» [2].

Общеизвестно, что познавательная установка и объяснительные идеалы естественных наук во многом определили развитие классических социологических представлений, в частности позитивистской доктрины. Принципиальной особенностью социологии в пору ее зарождения являлось стремление описывать общество «как оно есть само по себе», вне зависимости от познающего его человека. Поэтому именно объектное видение общества составляет главное устремление социологических представлений, а внутринаучные критические процедуры не выходят за рамки познавательной деятельности по построению позитивной картины общества. В результате этого в большинстве концепций и систем классической социологии основное внимание уделяется собственно гносеологической проблематике. Хотя в работах Гидденса можно обнаружить множество важных замечаний относительно природы и критической рефлексии социологического дискурса, он не разделяет этот преимущественный интерес большинства социологов к вопросам эпистемологии и гносеологии. Социология, прежде всего, 37интересуется выработкой концепций человеческого существования и действия, социального воспроизводства и социальных преобразований. Таким образом, первой предпосылкой теории структурации выступает воздержание от гносеологии, переключение на вопросы онтологического порядка.

8 стр., 3975 слов

Современные теории социального действия

... сравнение различных современных теорий социального действия между собой. В первой главе мы рассмотрим теории социального действия трех современных социологов – теорию «жизненного мира» и «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, теорию «габитуса» П. Бурдье и теорию «структурации» Э. Гидденса. Вторая глава ...

Онтологически такая переориентация социологической теории приводит к тому, что понятия, традиционно описывающие общество как естественную данность, переформулируются с точки зрения онтологических предпосылок — исторической нагруженности объекта исследования. Именно в зависимость от последних ставится гносеологический вопрос об идентификации объекта исследования. Последний определяется не способом задания определенного критерия (т.е. ограничения), а наоборот: именно историческая динамика, социальная практика, осуществляемая индивидами, идентифицирует объект. Объективация объекта производится самими людьми, а не социологами-профессионалами. Описание социальных явлений в онтологических терминах явно направлено против позитивистских предубеждений к метафизике и метафизическим тезисам. Теория структурации в целом развивается в русле постпозитивистской революции и включает известное различение между онтологическими понятиями фундаментальных сущностей теорией и эмпирическим исследованием. Онтология описывает конститутивные потенциалы общественной жизни, преобразовательные человеческие способности и условия производства/воспроизводства социальных явлений в различных эмпирических контекстах.

Онтологические постулаты эмпирически неопровержимы, поскольку формулируются безотносительно к их манифестации в эмпирических условиях. Теория призвана определить, каким образом социальные явления реализуют собственные онтологические потенциалы. Поэтому в отличие от онтологии, теории подлежат эмпирическому опровержению. С учетом данного различения, формулировка онтологических категорий допускает широкий спектр возможностей развития социальных процессов. Поэтому с самого начала исключается выделение универсальной траектории развития тех или иных явлений, гипостазированное объяснение того или иного явления действием каких-то трансцендентных сил или механизмов [3, р. 278-280]. Онтологическая переориентация предполагает отказ от натуралистических принципов, постулирующих преемственность общества и природы и тождественность методов естественных и социальных наук. Гидденс исходит из фундаментального различия между обществом и природой и сосредоточивается всецело на характеристиках социальной деятельности. «Различие между обществом и природой заключается в том, что природа не создана человеком. Конечно, люди изменяют природу, и это является как условием общественного существования, так и движущей силой культурного развития.

Но природа не производится человеком — общество производится. Не сотворенное никем в отдельности, общество производится и воспроизводится чуть ли не с нуля участниками социального события. Производство общества — суть умелое конструирование, обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами. Оно становится возможным лишь потому, что каждый член общества является практикующим социальным теоретиком: осуществляя любого рода взаимодействия, он обычно обращается к своим знаниям и теориям, и именно использование этих практических ресурсов есть условие осуществления взаимодействия вообще» [4, р. 15-16]. Социальные практики следует анализировать как используемые акторами методы или техники. «Все компетентные члены общества весьма сведущи в практическом исполнении социальной деятельности и являются экспертами-«социологами». Знание, которым они располагают, не является случайным по отношению к постоянному моделированию социальной жизни, но является интегральной его частью» [5, с. 61]. Основа для различения природы и общества складывается из умений и ресурсов, требуемых для осуществления социальной практики, что предполагает тематизацию человеческого сознания.

2 стр., 837 слов

Социальные роли. Социология

... персональное поведение. Статус — это, как бы социальная статика, а роль — динамика , связанная с социальными взаимодействиями и обстоятельствами жизни. Скажем, все профессора имеют одинаковый профессионально-должностной ... тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Другое (иное) поведение с точки зрения социологии ролью не является. Если бы, к примеру, профессор, или ...

Гидденс выделяет практическое и дискурсивное сознание. Отличительной особенностью практического является то, что для осуществления социальной практики достаточно рефлексивного мониторинга индивидами собственных умений и способностей. Методологические предпосылки теории структурации влекут ряд существенных следствий, которые Гидденс формулирует в виде «новых правил социологического метода». Гидденс предупреждает, что речь идет лишь о выделении некоторых исследовательских тем, призванных обозначать линии разрыва и противостояния классическим социологическим представлениям. Суть «новых правил социологического метода» заключается в следующем. Первое правило относится к предмету социологии — производству и воспроизводству общественной жизни. Предметом социологии является общество, созданное активной деятельностью субъектов. Индивиды преобразуют природу социально, и «очеловечивая» ее, преобразуют самих себя. Люди не производят естественный, объектный, независимый от их существования мир. Преобразуя этот мир, они создают историю, и живут в истории. Производство и воспроизводство общества суть результат человеческой социальной деятельности. Второе правило говорит о возможностях и границах социального участия и способов исследования производства и воспроизводства общества.

Гидденс считает, что сфера человеческого участия ограничена. Люди создают общество, но не по собственному выбору, а как исторически ограниченные акторы. Структуры следует концептуализировать не просто как ограничивающие, но и дающие возможность человеческой деятельности. Это Гидденс называет «дуальностью структуры». Структуры всегда следует концептуализировать в терминах структурации как ряд воспроизводимых практик. Третье касается способов наблюдения и описания. Социолог наблюдает общественную жизнь предвзято, т.е.. полагаясь на знания и ресурсы, благодаря которым он конституирует ее как объект исследования. В этом смысле позиция социолога не отличается от позиции любого другого члена общества: для осмысления деятельности акторы используют «взаимное знание» — интерпретативные схемы. «Погружение» в форму жизни — необходимое и 39единственное средство, благодаря которому наблюдатель способен описывать общество. Однако «погружение» не означает становления в качестве полноправного члена сообщества, когда, скажем, речь идет о другой культуре. Познание другой формы жизни (культуры) предполагает исследование способов собственного становления в этой жизни, а также способность участвовать в ней как в ансамбле практик.

В этом и заключается для социолога производство описаний и перевод их в категории соционаучного дискурса. В четвертом правиле речь идет о специфике формулировки понятий в рамках социальной науки как метаязыка. Социологические понятия подвержены «двойной герменевтике». Социология имеет дело с миром, подверженным первичной интерпретации самими акторами, и переинтерпретирует его в собственных теоретических схемах, используя для этого специальный язык. В итоге, главная задача социологического анализа состоит в герменевтической интерпретации различных форм жизни в рамках описательных метаязыков социальных наук и в интерпретации производства/воспроизводства общественной жизни как результата человеческой деятельности [4, р. 160-162]. Критическое осмысление и методологическая переориентация социологического дискурса позволяет Гидденсу развить основные понятия и положения «теории структурации». В социологии термин «структура» используется в основном в двух влиятельных школах: в функционализме и структурализме.

3 стр., 1329 слов

Взаимосвязь социологии и социальной работы

... регламентацией всех сфер жизнедеятельности. Расширение прав и свобод человека, увеличение возможности выбора естественным образом пробуждали интерес человека к знанию основ социальной жизни общества, становлению и развитию социальных процессов, отношений, ...

социология теория структурация социальный

Теория социального пространства П. Бурдье

Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.

Биографическая справка

Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) — французский социолог, философ, культуролог. Родился в деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Закончив в 1955 Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975 основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал <Ученые труды в социальных науках>, который наряду с <Французским социологическим журналом> считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 выбран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Его жизнь — попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 года Бурдье поддерживал студентов, в середине 90-х стал пламенным защитником безработных, активно разоблачал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации.

Проделал творческую эволюцию от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Важное значение имеет этическая сторона учения и стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общества. Социальное пространство структурируется объективно (существующими социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире).

Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Габитус система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религ., культурный <капитал>, каждая из к-рых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, иск-ва, образования. Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

33 стр., 16410 слов

Социология : сущность, предмет, этапы развития

... Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.) (Г. Зиммель). “Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями”(Лавров П.Л. Философия и ... социология//Избр. произв. В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 639.) (П.Л. Лавров). “Сама социология справедливо и очень точно определяется ...

Работы (26 монографий и десятки статей) по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства и массовой культуры, этнографическим исследованиям. Его произведения переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.-П. Сартром и считают самым крупным социологом современности.

Предваряя свои рассуждения о социальном пространстве, П.Бурдье решительно отмежевывается от господствовавших в его время интеллектуальных традиций в социологии. Так, он заявляет о своем разрыве с марксизмом, который рассматривает классы как реальные группы, обладающие определенной численностью, способностью действовать, например, совершать революции, классовым сознанием и т.п. Французский социолог именует такую позицию субстанциалистской[202]. Не понравились ему и другие течения, в том числе структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номинализм: одни — за то, что на первый план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие — за то, что выпячивают отношения в ущерб реальным людям. Не по вкусу ему пришелся и экономизм, который сводит все многообразие и всю многомерность социального поля лишь к экономическим отношениям производства. Одним словом, досталось всем.

Хотя свой подход Бурдье никак не квалифицирует, т.е. не относит к существующим традициям в социологии, его можно именовать скорее как интегралистский. Действительно, властитель современных дум старается занять промежуточную позицию, избегая крайностей (разумеется, как он их сам понимает, а не как они существуют на самом деле).

Так, он сразу же заявляет о том, что социология должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время биологическими индивидами и социальными агентами[203]. Являясь существом природным, надо ожидать, человек обладает телом, болезнями, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств, которые, между прочим, характеризуют его субстанцию, он которой в самом начале Бурдье успел откреститься. Биологическая составляющая, которая по расчетам современных ученых занимает никак не менее 50% в человеческом существе, оказалась некой декорацией, данью моде или фигурой речи, но никак не серьезным инструментом анализа. Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными, болезни и здоровье, наконец, социологию тела. Зато с удовольствием разбирается в подробностях второй, социальной, составляющей человеческого существа. В результате социология Бурдье оказалась смещенной от центра, заявленного им самим, в сторону социальных агентов. Об этом необходимо помнить, рассматривая его учение о пространстве.

41 стр., 20288 слов

Социология досуга

... телевизионные викторины. 1.2 Место социологии досуга среди социологических наук Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает ... новые виды и формы социального творчества в куль-турно-досуговой деятельности. Это социальные инициативы проявляются в ... Бурдье и теория культуры: критический анализ/УСоциальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология. ...

Нет, Бурдье не забывает о людях как биологических существах и даже говорит, что они, как и вещи, размещаются в физическом пространстве, занимая определенное место и объем. «Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или, еще лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)» [204]. С этим нельзя не согласиться, но причем здесь биология, если речь идет об элементарной физике?

Кстати сказать, именно из физики черпал Бурдье свои главные идеи, в том числе социальное пространство, социальное поле, социальные силы, социальную топологию. Точно также за двести лет до него поступали О.Конт и А.Кетле. Второй, франко-говорящий бельгиец, именовал свое учение социальной физикой, а первый, чистый француз, видел в физике интеллектуальный образец для всех социологов. П.Бурдье — более продвинутый французский интеллектуал, а потому за основу берет социальную топологию — наиболее продвинутую геометрическую парадигму, принятую физиками в конце 20 в. Действительно, у П.Бурдье социология прежде всего есть социальная топология[205].

Теория социальных систем Н. Лумана

Сколько-нибудь полное и законченное представление о современных движениях и теориях в социологии нельзя получить, специально не обращаясь к анализу творчества немецкого социолога Никласа Лумана (1927—2000).

Занимая достойное место в ряду объединительных концепций 1980—1990-х гг., социологическая теория Лумана стоит несколько особняком, продолжая традиции общетеоретических построений 1930—1960-х гг. с их попытками объяснить многие социальные проблемы общества, не выходя за его пределы.

Получив юридическое образование сразу после войны, он в течение 1950-х — начала 1960-х гг. работал по специальности в органах управления и Министерстве культуры, после чего сменил профессию, став социологом. Этому в немалой степени способствовало изучение социологии Луманом в Гарвардском университете в начале 1960-х гг., где он подробно познакомился с теориями структурно-функционального анализа и социального действия Т. Парсонса. Защитив докторскую диссертацию, Луман во второй половине 1960-х гг. переходит на преподавательскую работу в университет. С открытием нового университета в Билефельде социолог в 1968 г. получает в нем кафедру и должность профессора до конца жизни. Решение о проведении XIII Всемирного социологического конгресса в Билефельде в 1994 г. было принято, в числе прочих причин, и как дань уважения творчеству Лумана — одного из крупнейших современных социологов. Не случайно он выступал на конгрессе с основным пленарным докладом и был участником центральной дискуссии с широко известным в социологическом мире французским ученым А. Туреном.

В начальный период своего творчества Луман создавал научные труды, на которые наложило отпечаток его юридическое образование и соответствующая ему профессиональная деятельность. К ним относятся: «Функции и следствия формальной организации» (1964), «Понятие цели и рациональность системы» (1968), «Легитимация посредством действия» (1969).

6 стр., 2587 слов

История социологии

... квалификационной работы. Курсовая работа по направлению подготовки «Социология» должна показать умение обучающегося: разбираться в излагаемых проблемах; систематизировать теоретический материал по избранной теме; последовательно, ... как метода и как положительного социального устройства. 36. Социология как «социальная физика». 37. Социальная статика и социальная динамика. 38. Позитивная религия Конта ...

Основная работа социолога, в которой развернуто изложены идеи его теории самореферентной системы и общей теории общества — «Социальные системы: очерк общей теории» (1984).

Целый ряд его трудов был посвящен исследованию как общества в целом, так и его отдельных функциональных систем. Это: двухтомник «Структура общества и семантика» (1981—1982), трехтомник «Социологическое просвещение» (вобравший в себя статьи, написанные в период 1970—1984 гг.), «Общественная экономика» (1988), «Общественная наука» (1990), «Очерки самореференции» (1990), «Экологическая коммуникация» (1992), «Общественное право» (1993) и др. На русский язык переводились и издавались отдельные статьи и фрагменты из работ Лумана.

Заключение

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях. В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

В качестве основных структур в ней выделяют:

  • макроциологию и микросоциологию
  • общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая — исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
  • теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
  • отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д.

и т.п. Число отраслей социологии велико и постоянно растет);

— направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/semestrovaya/sovremennyie-sotsiologicheskie-teorii/

1) Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник / Ю.Г. Волков И.В. Мостовая — Москва,1998.-365с.

2) Зборовский Г.Е. Введение в социологию / Г.Е. Збровский — Москва, 2004., 71-119 с.

3) Лавриненко В.Н. Учебник для студентов вузов / В.Н. Лавриненко — Москва, 1998 — 435 с.

4) Радугин А.А. Социология / А.А. Радугин-Москва, 1999 — 160 с.

4 стр., 1508 слов

Туризм в контексте социальных теорий

... вопросы. Одним из концептов современного туризма являются самоактуализация и индивидуальное развитие человека путешествующего. Туризм как социальная система, согласно теории Т. Парсонса, может быть проанализирован ... позволяет выявить экономическую и социальную корреляцию в социальных практиках туризма. Следуя логике рассуждения Э. Дюркгейма, можно заключить, что туризм как система, туристы как ...

5) Фролов С.С. Социология учебник / С.С. Фролов-Москва, 1996 — 159 с.

6) Харчёва В.Г. Основы социологии / В.Г. Харчёва — Москва, 1998 — 302 с.