Основы саморегуляции

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Контрольная работа

по дисциплине имиджелогия

на тему: «Процесс саморегуляции»

студентка 3 курса

Лушкина Ю.О.

профессор

канд. филос.наук,

Аверченко Л.К.

Новосибирск, 2014

Проблема саморегуляции, управления человеком собственным поведением является в психологии одной из важнейших как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментальных исследований. В жизнедеятельности любого человека большое значение имеет проблема регуляции активности в изменяющихся условиях окружающей действительности.

Согласно современным представлениям, сущностной характеристикой целостной психики человека является именно саморегуляция целенаправленной активности, способность «творить себя», которая делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности и создает имидж человека в целом. В процессах саморегуляции реализуется единство психики во всем богатстве условно выделяемых ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т.п. Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Именно целенаправленная произвольная активность, реализующая все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является основным модусом субъектного бытия человека.

От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Интерес к проблеме психической саморегуляции значительно повысился в последние десятилетия. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения к феномену саморегуляции в самых различных психологических исследованиях. Например, в традиционных исследованиях регуляции психических состояний, в психологии принятия решений, в различных отраслях психологии: инженерной, возрастной, медицинской и других. саморегуляция имидж личность тренинг

Глава 1. Теоритические подходы к понятию саморегуляции

1.1 Определение, структура и содержание саморегуляции человека

Саморегуляция-это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

10 стр., 4867 слов

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

... интерес представляют собой исследования русского психолога А.Ф. Лазурского (1874–1917). Создавая научную теорию индивидуальных различий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. В ... психики и др. (М.Г. Ярошевский, 1995). В отечественной психологии в изучении индивидуальных различий между людьми, с точки зрения В.М. Русанова, исторически наметились два подхода. ...

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

1. Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

2. Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

3. Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;

2. Модель значимых условий деятельности;

3. Программа собственно исполнительских действий;

4. Система критериев успешности деятельности;

5. Информация о реально достигнутых результатах;

6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами-чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

1.2 Закономерности и приемы процессов саморегуляции

Описание модели саморегуляции публиковалось в развернутом и содержательном виде с обоснованием и раскрытием разных ее аспектов и конкретных моментов (Конопкин, Моросанова).

По мнению авторов, осознанная саморегуляция произвольной активности человека-это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью. Системы психической саморегуляции имеют универсальную структуру для разных видов активности человека, и в этой структуре можно выделить основные компоненты, выполняющие различные функции в осознанном произвольном управлении.

Осознанную саморегуляцию можно рассматривать как процесс инициации и управления произвольной активностью. Система осознанной саморегугуляции служит для субъекта средством реализации этого процесса, организации психических ресурсов для выдвижения и достижения целей. Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуется одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся

1. Планирование целей;

2. Моделирование значимых для достижения цели достижения условий;

3. Программирование действий;

4. Оценивание;

5. Коррекция результатов.

Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. Было доказано, что успешность различных видов практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект (недостаточная реализация какого-либо функционального компонента саморегуляции, неразвитость межфункциональных связей) процесса регуляции существенно ограничивает эффективность выполнения самых разных видов деятельности.

15 стр., 7245 слов

Выпускная работа : «Досуговая деятельность детей дошкольного ...

... условий, способствующих развитию коммуникативных способностей будущих школьников в процессе совместной досуговой деятельности в ДОУ. Данная цель достигается в процессе решения следующих задач: - Повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников ... опыт. Досуговая деятельность это деятельность эмоционально ... с действиями других ... и коллективных творческих работ («Семейные увлечения», « ...

Такой подход открыл возможность для выделения и изучения общих для разных видов деятельности функциональных компонентов регуляции, независимо от состава реализующих их психических процессов и от внешней исполнительской структуры деятельности. А любой психический процесс (явление), включенный в деятельность, в свою очередь, может рассматриваться в аспекте его принадлежности к конкретному функциональному звену целостного процесса регуляции, как средство его реализации.

Саморегуляции осуществляется как единый процесс, обеспечивая мобилизацию и интеграцию психологических особенностей человека для достижения целей деятельности и поведения. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами.

Индивидуальные особенности саморегуляции можно разделить на следующие категории

1. Индивидуальные особенности планирования целей. Они описывают индивидуальные различия в выдвижении, принятии, удержании целей. Целеполагание является для саморегуляции системообразующим компонентом. Различия в планировании целей связаны с разной активностью выдвижения целей, адекватностью этого процесса внешним и внутренним субъектным условиям, иерархичностью целей.

2. Особенности моделирования, т.е. анализа внешних и внутренних условий деятельности и выделения комплекса условий, значимых для достижения цели. Модель значимых условий выполняет в психической регуляции деятельности функцию источника информации об условиях, учет которых необходим для определения программы реализации деятельности. Содержание модели является оперативным, т.е. зависит от цели и условий деятельности, но степень избирательности и прагматичности модели, степень ее информационной полноты, развитость и структура осуществляемых гностических действий индивидуально различны.

3. Особенности программирования предстоящих исполнительских действий, необходимых для достижения поставленной цели. В функции программирования входит антиципация компонентного состава предстоящих действий, способов, которыми они будут осуществляться, и собственно последовательности осуществления планируемых действий. Устойчивые индивидуальные особенности программирования во многом будут определяться мерой детализации исполнительских действий, степенью соотнесенности программы с объективными и субъективными предпосылками и условиями успешного осуществления деятельности. Индивидуально своеобразны могут быть и способы достижения цели.

4. Особенности контроля, оценивания и коррекции своей активности. Эти регуляторные процессы пронизывают весь процесс саморегуляции, так как на каждой стадии достижения цели происходит контроль актуального состояния системы и результатов действий путем их сличения с прогнозируемыми параметрами, оценка рассогласования и принятие решения о коррекции исполнительских (управляющих) действий или о переходе к следующей стадии реализации деятельности. Индивидуальные различия в осуществлении контрольно-коррекционных функций касаются как степени, так и характера контроля по отношению к различным деятельностным подсистемам. Так, индивидуальные различия проявляются в склонности к максимальной частоте (непрерывности) контрольных оценок по ходу деятельности; в степени рассогласований, вызывающих коррекцию действий; в склонности к превентивным коррекциям действий при результатах, отклоняющихся от идеала, но уже соответствующих заданным критериям (нормам), и т.п. Индивидуальные различия могут проявляться и в тенденции к завышению или занижению строгости субъективных критериев оценки реальных результатов или способов действий по сравнению с нормативно заданными.

6 стр., 2576 слов

Пожары и действия людей в пожарной обстановке

... пожары и причины его возникновения; ·рассмотреть основные типы пожаров; ·изучить особенности психологии поведения людей при пожаре; ·рассмотреть основные действия людей при пожаре. Предмет исследования - пожар любого типа. Объект исследования - поведение людей. 1. Характеристика основных видов пожаров Пожаром ...

Наконец, важнейшей индивидуальной характеристикой является общий уровень, или степень осознанной саморегуляции. Эта интегральная характеристика индивидуальной саморегуляции отражает актуальные возможности человека осознанно инициировать и управлять произвольной активностью. Наши исследования показали, что чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем выше возможности человека по овладению новыми видами деятельности, и тем шире круг тех деятельностей, которыми человек может овладеть (при наличии специальных способностей и соответствующей мотивации).

Индивидуально-типическими (или стилевыми) особенностями саморегуляции называются такие особенности саморегуляции человека, которые устойчиво проявляются в различных видах произвольной активности, в поведении и практической деятельности. Среди них мы различаем индивидуально-типические особенности планирования, моделирования, программирования и оценки результатов. Развитость этих процессов, реализующих различные компоненты индивидуальной системы саморегуляции, описывается индивидуальными профилями саморегуляции. При относительно равной развитости всех компонентов саморегуляции мы диагностируем гармоничный регуляторный профиль, при наличии выраженных различий в уровне сформированности компонентов говорим об акцентуированном профиле. Очевидно, что гармоничный профиль регуляции может быть сформирован на различном общем уровне регуляции: высоком, среднем или низком.

Акцентуированный профиль регуляции характеризуется не только общим уровнем саморегуляции и взаимосвязанностью звеньев саморегуляции, но и спецификой их регуляторного профиля, степенью развитости отдельных регуляторных звеньев и характером их взаимосвязей (наличием компенсаторных отношений).

Кроме того, компонентами профиля могут являться регуляторно-личностные свойства (гибкость, надежность, самостоятельность), которые являются характеристиками целостной системы саморегуляции и одновременно обнаруживают свою принадлежность к личности как субъекту произвольной активности и являются ее свойствами. Такая дифференциация понятия стилевых особенностей регуляторики прямо отражает личностный компонент в процессе саморегуляции и, соответственно, подчеркивает специфику стиля саморегуляции в его взаимосвязи с личностными структурами различного уровня.

9 стр., 4444 слов

Физические качества человека и методы их воспитания

... современном этапе развития теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. Эти физические качества имеют свои психологические характеристики: быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в ...

Сознательная саморегуляция осуществляется с помощью самовоздействий личности, большей частью вербального характера, различающихся по своим психологическим механизмам.

В связи с информационно-энергетическим подходом к пониманию и разрешению трудностей побуждающие и принуждающие самовоздействия подразделяются на организующие и мобилизующие.

1.3 Нарушения саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Некоторые формы нарушения мышления невозможно объяснить без привлечения представлений о саморегуляции: они должны рассматриваться как проявления нарушения осознания и подконтрольности своих мыслительных действий. Подобные формы нарушения познавательных процессов не затрагивают осуществления логических операций: больным могут оказаться доступными некоторые задания, требующие развитого абстрактного мышления. Однако в условиях необходимости организации своих действий (в ситуациях неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные оказываются неспособными к осуществлению целенаправленной деятельности. Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются, по сути, выражением дезорганизации мышления.

Проблема нарушения саморегуляции и опосредования поведения в целом. Конкретизация этой проблемы применительно к анализу нарушений мышления была проведена А. Б. Холмогоровой. В качестве одного из важнейших аспектов саморегуляции мышления автор рассматривает ее рефлексивный аспект, связанный с процессом осознания, проверки, перестройки и выработки субъектом средств и способов деятельности. Выделяются две функции (контрольная и конструктивная) рефлексии в познавательной деятельности. Контрольная функция выступает в форме проверки соответствия действия имеющемуся эталону; конструктивная функция осуществляется в форме осознания и перестройки мыслительных действий.

Глава 2. Саморегуляция как метод создания имиджа

2.1 Методы и основные принципы саморегуляции человека

Человек-сложная система, поэтому для более высокого уровня активности он может использовать различные типы саморегуляции. Методы саморегулирования человека в зависимости от времени их проведения можно подразделить на:

1. Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него;

2. Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

  • а) Методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия и др.);

— б) Методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры — сауна, баня, душ, бассейн и др.).

Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека. Достаточный, своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством достижения полного восстановления сил и обеспечения функционального состояния высокой активности человека, однако рабочие перегрузки, хроническое нервное напряжение и другие стресс-факторы, приводящие к переутомлению и вызывающие расстройство сна, ставят перед необходимостью поиска дополнительных методов, направленных на достижение организмом человека полноценного отдыха.

11 стр., 5142 слов

Саморегуляция в спортивной деятельности

... 2. Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость в спортивной деятельности Осознанная саморегуляция понимается нами как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по ... провоцируют эмоциональную напряженность, безусловно-рефлектор-ную ориентировочную активность. Неподготовленность спортсмена к возможным переменам в обстановке его действий усиливают эффект ...

Одним из известных способов оптимизации деятельности является саморегуляция человеком своего психического и физического состояния посредством разнообразных методов.

В зависимости от той сферы, в которой происходит саморегуляция, методы могут быть:

1) эмоционально-волевые;

2) мотивационные;

3) корректирующие.

В эмоционально-волевом уровне саморегуляции выделяют следующие виды методов: самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление. Рассмотрим их подробнее.

Самоисповедь представляет собой полный внутренний отсчет перед самим собой об истинной своей роли в различных жизненных обстоятельствах. Он заключается в откровенном рассказе о сложностях и превратностях судьбы и др.

Самоубеждение — процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов.

Самоприказ осуществляет обеспечение решительных действий в условиях ясности цели и ограниченном времени для раздумий. Формируется в ходе тренировок на преодоление себя.

Самовнушение-психорегулятор, действующий на рассудочном, привычно стереотипном уровне, требующем творческих личностных усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности. Результат действий и сами действия оцениваются с точки зрения индивидуального, личностного стандарта, т.е. контролируются. Под стандартом понимается эталон, который устанавливает сам субъект или который заимствует в качестве обязательного для себя. Таким образом, наиболее общая основа, условие, источник самоподкрепления заключены в самом субъекте, основаны на механизме самоконтроля.

Методы саморегуляции бывают самые разные, поэтому каждый человек должен подбирать индивидуально те, которые наиболее помогут ему в успешной психологической регуляции себя самого.

Что касается принципов, то под ними понимается положение, которое характеризует основные закономерности, законы теории, убеждения человека, составляющие его мировоззрение.

Выделяют следующие принципы, которые отражают процесс эффективной саморегуляции:

1) твердо знайте, чего хотите добиться;

2) чтобы были ясны намерения, нужен ясный план;

3) вообразите желаемый результат;

4) сформулируйте сильную мотивацию достижения успеха;

5) будьте уверены в себе;

6) превратите препятствие в трамплин для нового прыжка к цели;

7) оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим;

8) овладейте умением преуспевать с ощущением радости и счастья.

Принцип первый предполагает то, что для достижения результата необходимо его четко сформулировать, прежде чем решать проблемы, четко их выделять.

Второй означает, что главный шаг к успеху — планирование, которое включает в себя следующие этапы:

Третий принцип основывается на изначальном абстрактном образе результата, т.е. в этом этапе работает воображение.

Четвертый заключается в том, мотив побуждает человека к деятельности, поэтому он должен содержать благоприятные исходы достижения цели.

Что касается пятого принципа, то уверенность в себе порождает решительность действовать и добиваться желаемого. Немалую роль в уверенности играет самовнушение, закрепить которую можно пережив успех.

3 стр., 1046 слов

Философия как способ самопознания человека

... человека к миру (мировоззренческие функции); 2) комплекс принципов познания как всеобщий метод познавательной деятельности (методологические). Структура философии:, Онтология Гносеология Аксиология Антропология Методология Социальная философия Философия истории Философия ... астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук - явление прогрессивное. Этот ...

Шестой принцип означает адекватную оценку человека к своим неудачам, которым он должен радоваться, так как они помогают сделать его сильнее. Здесь нельзя допускать обвинения в адрес объективных обстоятельств, время от времени надо признавать свои ошибки, анализировать свои слабые стороны.

Седьмой принцип предполагает, что человек смотрит в прошлое с интересом, как на свое достояние, умно относится к своим ошибкам; в настоящем человек должен радоваться жизни, а что касается будущего — здесь как раз и есть почва для достижения целей.

Восьмой принцип предполагает, что человек должен быть счастливым, именно для этого и происходит вся его деятельность.

2.2 Способы саморегуляции

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

1. смех, улыбка, юмор;

2. размышления о хорошем, приятном;

3. различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

4. наблюдение за пейзажем;

5. рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей и многое другое.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия):

1. способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием;

— Управление дыханием-это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

2. способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением;

— Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

3. способы саморегуляции, связанные с воздействием словом и др.

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе.

2.3 Тренинг для эффективной саморегуляции личности

Существует множество различных тренингов саморегуляции. Рассмотрим несколько из них.

Аутогенная тренировка — метод самостоятельного вызывания у себя особого (аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него.

7 стр., 3270 слов

Основы методики регуляции эмоционального состояния человека

... организма – дыхание – также находится в тесной связи с эмоциональным состоянием человека. Общеизвестно изменение частоты дыхания под влиянием душевных состояний. Большое нервное напряжение ... эмоциональных напряжений. Известна определенная взаимосвязь между волнениями и развитием сахарной болезни ... от эмоционального состояния человека. Когда человек в хорошем настроении, тонус мышц повышен: человек ...

Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.).

Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И.Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи

Освоившие аутогенную тренировку и регулярно занимающиеся ею могут:

1. Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний, т.е. заболеваний, источником которых является стресс (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, экземы, псориаза).

2. Быстро отдохнуть, восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки.

3. Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для лечения психосоматических заболеваний.

4. Бороться с болью.

5. Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям.

6. Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.

7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.

8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности.

Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек:

  • а) находится в тихом месте;
  • б) расслабился в удобной позе;