Саморегуляция в спортивной деятельности

Резкие политические и экономические перемены, происходящие в нашей стране, способствуют повышению уровня психоэмоционального напряжения у населения. Широко распространенными среди населения стали такие неблагоприятные для здоровья психические состояния, как тревога, неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, страх за будущее детей, раздражительность, агрессивность, депрессия и др.

Современная психология располагает классическими трудами об эмоциях: проблема возникновения эмоций в эволюционном плане с помощью метода выведения необходимости (К. Обуховский); физиологическое объяснение эмоций (теория В. Вундта; концепция Линдсея-Хебба и др.); эмоции в контексте теории психоанализа (Д. Рапапорт, Р. Клейн и др.); теоретические представления о природе эмоций (К. Роджерс, Г. Арнольд); эмоции и мотивационная система человека (С. Томкинс, К. Изард); регуляторная роль эмоций в осуществлении психических функций (В.К. Вилюнас, С.Л. Рубинштейн, А.М. Свядощ, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе и др.).

Данные работы подводят к пониманию сущности эмоций как характеристики внутреннего мира человека, особого класса психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственно – чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Эмоции, как правило, являются проявлением человеческой субъективности. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого отношения к окружающему и составляет эмоциональную сферу личности.

Проблемы эмоциональной устойчивости

в спортивной деятельности

Учитывая специфику такого вида спорта, как спортивные единоборства, и особенности соревновательной деятельности в нем, нам представляется возможным говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсмена.

Известны факты разнонаправленных физиологических и психологических реакций в одинаково сложной аварийной обстановке. В одном случае наступает эмоциональный срыв, сопровождающийся ухудшением показателей результативности действий, угнетением физиологических показателей, в других — возникает реакция мобилизации психических и физиологических функций, деятельность протекает на более высоком уровне.

Возникновению состояний чрезмерного возбуждения способствуют некоторые особенности личности спортсмена. Среди свойств темперамента подчеркивается роль слабости нервной системы, неуравновешенности нервных процессов [3] , на значение баланса нервных процес­сов указывает А.В. Родионов[4] .

10 стр., 4998 слов

Влияние эмоций на деятельность человека

... того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и таким образом начинают функционировать как согласованные, интегрированные личностные системы. Именно поэтому знания о влиянии эмоций на деятельность человека играют ...

Признавая важность особенностей темперамента, следует возразить некоторым авторам, склонным ставить эмоциональную устойчивость в прямую зависимость от прирожденных свойств нервной системы, определяющих, по их мнению, «порог» эмоциональной устойчивости. Многочисленные исследования психологов спорта (Б. А. Вяткин, Л.Д. Гиссен, Л. В. Маришук и др.) подтверждают решающую роль приобретенных свойств личности, что позволяет говорить о необходимости применения психолого-педагогических воздействий для формирования эмоциональной устойчивости.

Неадекватная самооценка (высокая или низкая в одинаковой мере) способствует возникновению чрезмерного возбуждения. Наличие высокого уровня притязаний при слабой подготовленности или низкой самооценке ведет к неуверенности в себе. Повышенное самолюбие обуслав­ливает чувствительность к неуспеху. Неадекватная самооценка и связанные с ней мнительность, навязчивая неуверенность, смущение перед зрителями также провоцируют чрезмерную напряженность и возбуждение. В этом же направлении оказывают отрицательное действие и недостатки волевых качеств личности спортсмена: слабость воли, нерешительность, безынициативность.

Отсутствие полезной информации или ее недостаточность, как прави­ло, ведет к возникновению отрицательных эмоций.

Малая вероятность достижения цели, незнание предполагаемых обсто­ятельств деятельности, невозможность предусмотреть условий предстоящих действий — все это ослабляет активность процессов мышления спортсмена, освобождает неконтролируемую подкорковую активность, что неблагоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии.

В процессе спортивной борьбы часто возникают неожиданные ситуации, требующие изменения привычного стереотипа действий. Фактор неожиданности, новизна ситуации, изменение динамического стереотипа неизбежно провоцируют эмоциональную напряженность, безусловно-рефлектор-ную ориентировочную активность. Неподготовленность спортсмена к возможным переменам в обстановке его действий усиливают эффект неблагоприятных эмоций.

Особое место среди условий неблагоприятных эмоций занимают внешние воздействия, чрезмерно стимулирующие степень значимости предстоящего соревнования и ответственность за результаты спортивной деятельности.

Можно выделить неблагоприятное воздействие руководителей, трене­ров и других членов спортивного коллектива, влияние соперников, зрите­лей и т.д. К ним относятся: требования абсолютной победы, установка на недопустимость поражения, чрезмерное подчеркивание сильных сторон противника, навязчивое внушение значимости состязания, преднамеренные воздействия противника (демонстрация в период подготовки к встрече сильных сторон своей техники, физической подготовленности, преимуществ в спортивном инвентаре и т.п.), предвзятое отношение зрителей и т.д.

Исследованиями А.Б. Гандельсмана и К.М. Смирнова было установлено, что эмоции, становясь чрезмерными и исчерпав возможности реагирования нервной системы, могут вызвать ухудшение результатов спортсменов во время выступления в соревнованиях.

Исследованиями А.Ц. Пуни, С.М. Оя [10] и др. доказано, что эмоциональное возбуждение различной степени, сопро­вождающее спортсмена на всех этапах деятельности, наиболее ярко прояв­ляется во время соревнований. Выполнение даже заученного движения в этих условиях всегда сопровождается определенными эмоциональными реакциями человека.

3 стр., 1471 слов

Эмоциональные проявления и их саморегуляция в процессе делового общения

... что эффективная саморегуляция поведения человека в этих условиях становится весьма проблематичной. Повышенная эмоциональная возбудимость как проблема поведенческой саморегуляции проявляется у человека в том, что, ... появления эмоциональных состояний. Нормальной деятельности и общению в равной мере препятствуют и бурные, неуправляемые переживания, и безразличие, отсутствие эмоциональной вовлеченности. ...

Для спортсмена психическое состояние, которое он переживает до на­чала соревнования, выражается и в отношении к предстоящей борьбе, и в оценке своих возможностей, и в усилении процессов возбуждения, и в изменении психических процессов, связанных с приемом и переработкой ин­формации. Однако при этом все вышеука­занные факторы составляют единое неразделимое предстартовое состоя­ние.

Во время соревнований спортсмены большую часть своих нервных сил затрачивают на преодоление соревновательного волнения; поэтому, показывая высокие результаты на тренировках, в усло­виях соревнований нередко выступают ниже своих возможностей. Дело в том, что соревновательная деятельность сопровождается целым рядом услов­ных раздражителей (присутствие судей и зрителей, официальные словес­ные команды, лимит времени), вызывающих изменения в психическом со­стоянии спортсмена, которые в условиях обычной тренировки отмечаются крайне редко, что может существенно отразиться на динамике развития си­туационной эмоциональной устойчивости.

2. Влияние саморегуляции на эмоциональную устойчивость

в спортивной деятельности

Осознанная саморегуляция понимается нами как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно peaлизующей достижение принимаемых человеком целей.

Проблема саморегуляции является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследование открывает большие, во многом специфические, нетрадиционные возможности для понимания и содержательного объяснения общих закономерностей построения и реализации человеком своей произвольной активности (деятельности, поведения, общения), для определения условий успешного психического развития ребенка, для понимания феномена общего уровня субъектного развития человека, для исследования индивидуально-типических особенностей деятельности и поведения, для продуктивного участия в решении широкого спектра очень разнообразных практических задач.

Анализ иерархии и логической связи главных задач исследования эмоциональной саморегуляции приводит к выводу, что основной исходной задачей является изучение закономерностей строения регуляторных процессов и формулирование на этой основе общей концептуальной модели, адекватно отражающей принципиальную внутреннюю структуру процессов осознанной регуляции, общую для различных видов и форм деятельности личности.

Без такого концептуального базиса все чаще используемое в психологическом обиходе понятие «процесс саморегуляции» не имеет реального содержания и попросту теряет смысл. При этом исследование процесса саморегуляции часто подменяется по сути установлением самого факта детерминации деятельности, поведения отдельными психическими или даже средовыми факторами. На основании фиксации происходящих в исследуемой деятельности (поведении) изменений делается вывод о том, что вводимый в исследуемую ситуацию фактор и является самим механизмом саморегуляции или одним из таковых.

В результате, как замечают О.А. Конопкин и В.И. Моросанова, саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение, исчезает, а вместе с этим снимается и вопрос о реальной роли и месте изучаемого фактора в регуляторном процессе. Остается неясным, идет ли речь о какой-либо действительно регуляторной функции (например, планировании, контроле), о психическом ли средстве осуществления такой функции (умственных умениях и операциях и др.), о специфическом ли источнике информации, используемой при реализации какой-либо регуляторной функции (образе Я, самооценке и др.), об условиях, активирующих и поддерживающих процесс саморегуляции (мотивационных, эмоциональных феноменах и др.).

3 стр., 1462 слов

Управление учебно-воспитательным процессом при реализации основной ...

... управлении реализуется в сочетании с системным подходом. В процессы, охватываемые школьным менеджментом, входят процессы управленческой деятельности; образовательные процессы (частные процессы осуществляемого школой целостного учебно-воспитательного процесса — процессы обучения, воспитания, духовнонравственного развития); процессы ... в учебно-воспитательном процессе, реализацию требований федеральных ...

Конечно, специфика человеческой психики как средства отражения действительности и ее презентации сознанию субъекта влияет на структуру процессов психической саморегуляции: состав и характер осуществления регуляторных функций, являющихся компонентами целостных регуляторных процессов, специфику межфункциональных связей, обеспечивающих системное единство процессов саморегуляции.

Следовательно, пишет Н. В. Круглова, продуктивный путь изучения закономерностей процессов саморегуляции состоит в реализации системного подхода. Он должен быть исходно ориентирован на исследование психической регуляторики как собственно регуляторных процессов, реализующих общие для разных систем принципы, а с другой стороны, — как процессов, осуществляемых специфическими средствами человеческой психики. «Такой подход дает возможность максимально избежать как кибернетического редукционизма, приводящего к психологической бессодержательности или упрощенчеству, так и психологической калейдоскопичности, которая выражается во внесистемном изучении отдельных психических феноменов и факторов, детерминирующих осуществление деятельности, и фактически реализует линейно-причинные схемы, снимающие вопрос о системном строении процессов психической регуляции».

Анализ реальных способов осознанной саморегуляции приводит к выводу, что наиболее адекватным для решения данной задачи является системно-функциональный подход к анализу структуры регуляторных процессов. Это означает, что процесс саморегуляции должен быть отражен как целостная, замкнутая (кольцевая) по структуре, информационно открытая система, реализуемая взаимодействием функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых являются присущие им специфические регуляторные функции, системное «сотрудничество» которых реализует целостный процесс регуляции, обеспечивающий достижение принятой субъектом цели.

Это дает возможность выделения единой для разных видов произвольной целенаправленной активности функциональной структуры процессов саморегуляции, т.е. для выделения общих функциональных звеньев психической регуляции и их системных отношений, независимо от внешней исполнительской структуры деятельности и от состава и конкретики реализующих процесс регуляции психических средств.

Анализ реализации данного подхода в спортивной деятельности приводит к построению «нормативной» модели, отражающей наиболее общие структурно-функциональные моменты строения процессов саморегуляции. Описание этой модели публиковалось в более или менее развернутом и содержательном виде с обоснованием и раскрытием разных ее аспектов и конкретных моментов. Поэтому здесь можно ограничиться лишь обозначением функциональных звеньев, реализующих структурно полноценный процесс саморегуляции.

Таковыми по нашему представлению являются:

Принятая субъектом цель деятельности, Субъективная модель значимых условий, Программа исполнительских действий, Система субъективных критериев достижения цели, Контроль и оценка реальных результатов, Решения о коррекции системы саморегулирования

Таким образом, процесс саморегуляции как система обеспечивает создание и динамическое существование в сознании субъекта целостной модели его деятельности, предвосхищающей (как до начала действий, как и в ходе их реализации) его исполнительскую активность.

Кратко обозначенная, модель функционального строения процессов саморегуляции отражает структурно-функциональный аспект формы процессов психической саморегуляции. «Эта форма, выделенная в чистом виде, и отражает наиболее устойчивое, инвариантное в процессах регуляции деятельности относительно разнообразия ее собственно психологических, содержательных и операционально-исполнительских моментов».

Рассмотренный аспект функциональной структуры процессов саморегуляции является базисным для реализации второго необходимого содержательно-психологического аспекта анализа этих процессов. Содержательно-психологический аспект предполагает анализ информационного обеспечения саморегуляции средствами конкретных психических процессов, явлений, продуктов психической активности и т.д. Лишь реализуя этот аспект, можно представить процесс саморегуляции как живой, пристрастный процесс собственно психической активности субъекта со всеми особенностями его детерминации, содержательным и личностным смыслом целей, отношением человека к способу их достижения, условиями деятельности, палитрой индивидуальных особенностей субъекта и многими другими факторами.

Благодаря этому преодолевается характерное для ряда исследователей, использующих термин «саморегуляция», прямое соотнесение разного рода и уровня психических феноменов с особенностями деятельности или поведения, минуя учет самого процесса, опосредствующего и определяющего реальное влияние исследуемых факторов.

Рассмотрение эмоциональной устойчивости в структуре целостного действия наиболее показательно, по нашему мнению, в условиях напряженной деятельности спортсменов, в которой значимость целостного действия особенно велика. Результат целостного действия определяется уровнем психологической регуляции, и их взаимозависимость находит свое явное выражение. Мы использовали для изучения вопроса работы О.А. Конопкина, посвященные исследованию деятельности спортсменов.

В результате эмоционального анализа функциональной структуры психологической регуляции действия выяснилось, во-первых, что деятельность всегда направлена на получение определенного результата и цели. Направленность деятельности опосредуется наличием конкретного объекта, который принято называть предметом деятельности, а в ряде случаев предметной ситуацией или предметным условием деятельности.

Для реализации сформированных спортсменом целей, например, «выиграть противоборство», необходимым условием является развитие общих функциональных возможностей его организма (согласованная работа внутренних органов и отдельных систем организма).

Недостаточный уровень развития функциональных возможностей или нарушения в работе отдельных систем может приводить к неприятным ощущениям (боль, усталость и др.), а также выступать в качестве мощного эмоциогенного источника.

В то же время спортсмену присущи и положительно влияющие эмоциогенные состояния как физиологического, так и собственно психологического порядка:

  • психофизиологических возможностей противоборствующей стороны;
  • социально-общественных факторов, т.

к. соревновательная деятельность содержит в себе общественно полезный продукт (эталон, образец совершенства двигательно-органической сферы и ряда личностных качеств), часто оцениваемый миллионами зрителей и принимаемый ими как норма собственных двигательно-органических и психических способностей;

  • физико-химических условий деятельности — временной пояс, влажность воздуха, физические свойства борцовского ковра, температурный режим, содержание кислорода в атмосфере.

О. А. Конопкин показал, что группы факторов находятся в сложной взаимозависимости. Так, например, низкая температура определенным образом может влиять на активность зрителей и на самочувствие спортсмена, а также на особенности реализации последним профессиональных умений и навыков. Не будет ошибкой и то, если считать всякое изменение одних переменных причиной изменения в функционировании (проявлении) других.

В спортивной жизни именно эмоциональные реакции на успех-неуспех являются основным стержнем эмоционального опыта. Таким образом, существенным моментом модели выступает эмоциональный опыт. Его становление — это поэтапное формирование, в процессе которого его целостность, автономность, автоматизированность и целесообразность совершаются не за счет абстрагирования или обеднения содержания, а за счет своеобразного (эмотивного) объединения разнообразных предметных пространственно-временных и смысловых характеристик деятельности.

Поскольку эмоциональный опыт и все входящие в него образования, например, представления, не рефлексируются субъектом, то его фиксация «для себя» происходит в форме специальных непосредственных переживаний. Сложность обнаружения и диагностики таких переживаний заключается в том, что внешне они как бы не имеют специальной предметной отнесенности. Эти переживания как бы предшествуют точному знанию о воспринимаемых или познаваемых условиях соревновательной ситуации. В этом состоит их прогностическая функция.

Для обнаружения и диагностики эмоционального опыта необходимы определенные обстоятельства. В исследовании О.А. Конопкина такими ситуациями были международные соревнования, которые провоцировали «утрату» привычных предметных отношений. В названных условиях раскрывался обширный эмпирический материал, в котором возможно выделять основные структуры эмоционального опыта и отличить его от поверхностных рефлексивных эмоциональных образований.

Проведенные исследования показали, что в случае, когда условный индекс информационной мощности оперативной (поверхностной) модели выше эмоционального опыта, то между эмоциональным опытом и эмоционально-поведенческой реакцией включена сложная функциональная система, проявляющаяся в форме различных более поверхностных регуляторных эмоциональных образований, каждое из которых имеет свой содержательный аспект. Среди них: эмоциональное переживание соревновательных условий и действий; эмоциональная оценка значимых условий деятельности и результата; эмоциональное синтезирование; эмоциональная активность; эмоциональное корректирование.

Результаты его экспериментов показали, что порог эмоциональной различительной чувствительности (оценка по шкале «нравится — не нравится») ниже, чем порог опознания по шкале «знакомый — незнакомый». Следовательно, эмоции «срабатывают» раньше когнитивной обработки и оказывают определенное влияние на оценку ситуации и на выбор соответствующей программы действия.

В результате анализа процесса эмоциональной регуляции следует еще раз подчеркнуть, что роль эмоции в этом процессе несводима лишь только к своеобразным оценкам соревновательной действительности. Их функции при таком подходе сильно упрощаются. Значение переживаний заключается и в том, что они выполняют функцию эмоционального действия оценивания. Позитивная оценка этого утверждения содержится в работах В.К. Вилюнаса и Б.И. Додонова, настойчиво подчеркивающих необходимость рассматривать эмоции не только как завершенные явления — эмоциональные оценки, но и как процессы, имеющие в «феноменологическом потоке сознания» свое начало и конец. Характеризуя эмоции и как своеобразные оценки действительности, и как действия оценивания, В.К. Вилюнас, в частности, пишет, что фактически переживания «…суть и то и другое, подобно тому, как ощущения и восприятия — это и процессы формирования субъективных образов объективного мира и сами эти образы «продукты указанных процессов».

В работах Л. Аболина отмечается, что в эмоциях, благодаря опережающей афферентации, возникает психическая модель реальных взаимоотношений организма со средой, в которой осуществляются все изменения, наступающие и при реальных столкновениях организма с определенными, факторами внешней среды: при страхе наблюдаются такие изменения функций организма, которые напоминают изменения при беге.

Говоря об эмоционально неустойчивых людях, в частности спортсменах, следует отметить, что многим присуща неадекватность практически всех компонентов деятельностного содержания. Низкий уровень эмоциональной устойчивости сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами эмоционального действия. Эмоциональная устойчивость у неустойчивых спортсменов, осуществляющих деятельность в напряженных условиях, выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к достижению поставленной цели.

Дальнейший анализ исследования экспериментального материала О.А. Конопкина показал, что деятельность эмоционально устойчивых спортсменов проявляется в операциях по выбору и формированию цели, субъективного образа значимых условий, в действиях (внутренних и моторных) по проигрыванию-опробованию технических приемов, в операциях по оценке контролируемых условий соревновательной деятельности, в рефлексивных воздействиях (управлениях) на действия противника, в операциях по выбору тактического плана схватки и подготовке к его реализации, в поисках новых планов, обес­печивающих преимущество над противником, в операциях по контролю за результатами своих действий и т. д. Выяснилось, также, что в соревновательном действии в целом (9 мин) наибольшее время затрачивается на разведывательное ознакомление с соперником (140 сек.) и подготовку ситуации для реализации тактического плана (135 сек.).

На реализацию тактического плана, контроль и коррекцию тре­буется соответственно 90 и 120 сек. Установлено, что удельный вес и временная протяженность каждой регуляторной функции не остаются постоянными. Они оказываются чувствительными ко многим бес­прерывно меняющимся условиям соревнований.

Особенности и черты проявления процесса саморегуляции эмоционально устойчивых и неустойчивых групп спортсменов представлены в табл. 1.

В целом оказалось, что эмоционально неустойчивым спортсменам присуща неадекватность практически всех компонентов процесса саморегуляции напряженной деятельности по отношению к ведущей цели. Низший уровень эмоциональной устойчивости у них сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами этого процесса, нечувствительностью к значимым условиям, синкретическим характером протекания переживаний. Эмоциональный опыт у неустойчивых спортсменов выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к успешному достижению цели. При экспериментальном развертывании эмоционального опыта у неустойчивых спортсменов в нем обнаруживалась неполнота планов, операций, понятий и других характеристик процесса саморегуляции, а также полное отсутствие обратимости переживаний и чувств в сформированные ансамбли предметных условий.

Таблица 1

Типологические особенности процесса эмоциональной саморегуляции

эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых спортсменов

Характеристики отдельных компонентов и уровень эмоциональной

устойчивости

Эмоционально устойчивые спортсмены

Эмоционально неустойчивые спортсмены

1

2

3

Цель напряженной деятельности

Страстное и устойчивое желание выиграть соревнования, стать чемпионом, показать лучший результат, испытать радость победы и т.д.

Выиграть соревнования, стать чемпионом, показать лучший результат, испытать радость победы и т. д.

Эмоциональный опыт

Многообразная палитра переживаний всех 4 модальностей. Отчетливая направленность эмоций и чувств на способы и приемы организации деятельности.

Низкая и однообразная эмоциональная насыщенность. Эмоциональные переживания диффузны, уплощены и не связаны с компонентами деятельности. Аффективная захваченность определенным чувством. Стереотипность эмоционального опыта.

Модель значимых переживаний предметных условий и ситуаций

Точность и полнота эмоциональных оценок собственных психофизиологических особенностей психофизиологических особенностей противника социокультурных и физико-химических переменных (климат, временной пояс и др.) переменных соревновательной действительности. Хорошая корректируемость. Высокая эмоциональная чувствительность и динамичность в нетипичных ситуациях

Аффективная оценка условий напряженной деятельности: ошибки в восприятии ситуаций и в оценке их значимости. Недостаточная полнота значимых переживаний деятельности. Плохая корректировка модели, ее ригидность в непрерывно изменяющихся условиях

Окончание таблицы 1

Программа эмоционально-исполнительских стереотипов

Адекватна цели, критерию успеха и модели значимых переживаний условий. Нешаблонна, гибка.

Неадекватна цели, шаблонна, ригидна. Отсутствие программы.

Подготовка и реализация программы

Адекватна субъективной модели значимых переживаний условий и образу программы.

Неадекватна, не имеет своей смысловой содержа тельной стороны

Реализация программы

Адекватна образу программы и модели значимых переживаний, разнообразна, гибка. Способствует удержанию деятельности в направлении цели. Устойчивость отдельных элементов технического действия

Неадекватна, стереотипна, шаблонна. Направлена вразрез с условиями деятельности. Блокада отдельных исполнительских элементов действия.

Двигательное оцепенение

Коррекция действия

Соответствует изменяющимся условиям напряженной деятельности

Не соответствует изменяющимся условиям или совсем отсутствует

Реальный результат напряженной деятельности

Выигрыш (радость победы)

Проигрыш, отказ от противоборства. Аффективная злость, раздраженность, апатия

Иными словами, у неустойчивых спортсменов переживания оформляются в аффективные процессы, в которых сказываются в большей степени природные (глубинные, базальные) основы эмоцио­нальной жизни, последствия которых имеют случайный (позитивный или негативный) характер. Проявляются они моторно, внешне, ситуативно, реализуясь как неуправляемая, необратимая аффективная экспрессия. Соматическая составляющая такого аффекта является ведущей.

Эмоционально устойчивые спортсмены, напротив, организуют переживания эмоций, чувств, страстей в целостный целесообразный процесс. Эмоции в этом процессе обусловлены предметными обстоятельствами напряженной деятельности. Они находятся в функциональной зависимости от интеллектуальных моментов, а также управляемы, обратимы и носят дифференцированный характер.

Таким образом, проведенный анализ приводит нас к следующим выводам:

1. Эмоциональная устойчивость, с одной стороны,— результат целост­ной функциональной системы эмоциональной саморегуляции напряженной и одновременно продуктивной деятельности, с другой — системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он вовлекается в условиях напряженной деятельности;

2. Эмоции выполняют относительно самостоятельные функции в системе саморегуляции, подчиняясь в то же время закономерностям, определяющим координацию и взаимодействие рациональных компонентов в целостной структуре эмоциональной саморегуляции деятельности.

3. Процесс эмоциональной саморегуляции обусловливается эмоциональным опытом. В нем свернуты интегративные успехи — неуспехи осуществленных ранее попыток. Эмоциональный опыт имеет определенное содержание, зависящее от уровня профессиональной подготовленности человека;

3. В основе различий высокого и низкого уровней эмоциональной устойчивости лежит различие в функционировании систем психологической саморегуляции напряженной деятельности. Система саморегуляции неустойчивых людей оформляется в напряженных условиях как аффективный процесс, в котором проявляются природные (глубинные) основы эмоциональной жизни, выступающие как аффективные реакции. Процесс протекает как коллапс и имеет нерасчлененный характер. У эмоционально устойчивых людей отдельные эмоциональные звенья выступают по отношению к цели (успех — неуспех) как единый и сообразно с ней согласованный эмоциональный процесс;

4. Одна из основных задач оптимизации эмоциональной устойчивости должна быть связана с целенаправленным формированием процесса саморегуляции с включением человека в «живую» пристрастную деятельность. Целенаправленному формированию должно предшествовать усвоение знаний о целостном процессе саморегуляции напряженной деятельности, об отдельных его звеньях и связях между ними.

6. При выявлении особенностей психологической регуляции спортивной деятельности старших подростков определены содержание сенсомоторной деятельности, субъективная модель и программа действий, а также феномены психологического регулирования, которые формируют регуляторные комплексы.

7. Для оптимизации эмоциональной устойчивости личности старшего подростка через повышение уровня саморегуляции основополагающей является мысль, что саморегуляция приводит общую направленность и динамику деятельности в соответствие с личностным смыслом ситуации, с тем значением, которое она имеет для данной личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности подростков, занимающихся спортивной деятельностью, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи за счет оптимального использования резервов нервно-психической энергии.

Однако становление эмоциональной устойчивости, как мы убедились, идет зачастую стихийно, не являясь на практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Одной из причин этого является недостаточное внимание исследователей к напряженным видам человеческой деятельности, к которым относится и спортивная деятельность.

Вместе с тем, как показывают исследования многих психологов, старший подростковый и юношеский возраст наиболее сензитивен к развитию эмоциональной устойчивости, сознательной саморегуляции и самоконтроля. Все это облегчает процесс повышения эмоциональной устойчивости. Поэтому научный поиск путей и условий развития эмоциональной устойчивости подростков именно в этот период представляется наиболее целесообразным.

Эмоциональная устойчивость личности, занимающейся спортивной деятельностью, рассматривается в нашем исследовании как интегративное качество, как результат функционирования целостной системы саморегуляции, интегрально характеризующей особенности отражения и результаты этого отражения в деятельности. И мы надеемся, что материалы исследования могут быть использованы и принесут пользу в разработке программ и мероприятий по достижению и профилактике эмоционального здоровья и эмоционального благополучия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodyi-samoregulyatsii-sportsmena/

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987.

Бабахан Ю.С. Оперативная устойчивость и эмоциональный стресс // Вопросы психологии. 1990. № 3.

Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Сер. 14. 1995. №1.

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. №6.

Варданян Б.Х. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983.

Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Вилюнас В.К. Целепобуждающая функция эмоций // Психологические проблемы исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника. М.: Педагогика, 1999.

Выготский Л. С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3.

Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1990.

Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологические исследования / Пер. с англ. О.С. Виноградовой. М.: Мир, 1960.

Гиссен Л.Д. Спортивная психогигиена и психопрофилактика // Проблемы психологии спорта. М., 2001.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Дашкевич О.В., Фехретдинов К.С. Влияние эмоций на активность, эффективность и результативность деятельности самбистов // Теория и практика физической культуры. 1977. № 8.

Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С.141-145.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. М.: Университетское, 1985.

Изард К.Э. Психология эмоций: Пер с англ. СПб.: Питер, 1999.

Калашников Г.А. Некоторые пути преодоления страха в процессе физических упражнений // Уч. зап. Калининск. ГПИ им. М.И.Калинина, 1961.

Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

Колодич Е.Н., Павлова И.М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся // Мир психологии. 1999. № 4. С.17.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.

Конопкин О.А., Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5.

Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. 1995.

Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1998.

Круглова Н.В. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психологический журнал. 1994. №1.

Ланге К.Г. Аффекты. Душевные движения: Пер. с англ. / Под ред. А. Вирениус. СПб., 2000.

Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993.

Максименко Ю. Б., Бондаренко А. И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. М., 1990.

Марищук В. Л. О преодолении состояния эмоциональной напряженности с помощью физических упражнений.– Волгоград, 1965.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984.

Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов //

Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различии состояний психической напряженности // Психологические исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., 1983.

Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.

Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание // Педагогика и психология. 1983. № 10.

Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 4.

Оя С.М. О возможностях регулирования предстартового состояния на основе объективно изменяемых данных. М., 1999.

Оя С.М. Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: ФиС, 1969.

Павлова И.М. Влияние уровня эмоциональной устойчивости на особенности психического состояния и поведения учащихся // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы Республ. науч.-практ. конф. Минск: Изд-во БГУ, 2000.

Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. № 5.

Платонов К.К. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Сб. науч. тр. М., 1989.

Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1949. №7.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

Родионов А.В. Исследование стартовых состояний у спортсме­нов с различными особенностями свойств нервной системы // Пси­хологические вопросы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1967.

Рудик П. А., Лепендина И.И. Особенности эмоционально-волевых процессов при нарушении динамического стереотипа привычного действия // Проблемы психологии спорта. М.: ФиС, 1962.

Свядощ А.М. О влиянии аутогенной тренировки на эмоциональную устойчивость в экстремальных условиях. М., 2003.

Симонов П.В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем // Вопросы психологии. 1965. № 4.

Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1972.

Уолен С., Ди Гуссепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М.: Ин-т Гуманит. знаний, 1997.

Фридман Л. П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психологическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.

Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. М., 1967.

Эльконин Д. Б, К проблеме периодизации психологического развития в датском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 8.