«Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута «

Контрольная работа

индивидуальный образовательный маршрут

— это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в и обучении.

Индивидуальный образовательный маршрут для школьника с ОВЗ определяется государственным заказом, запросами родителей или законных представителей воспитанников, возможностями учебного учреждения, а также индивидуальными особенностями учеников и уровнем их развития.

Благодаря ИОМ для детей с ОВЗ в школе у ребенка должно формироваться положительное отношение к себе, окружающему миру и другим людям, развиваться коммуникативные навыки и социальная компетенция. Отдельный маршрутный лист призван помочь школьнику осознать свои права и свободы, облегчить выбор круга общения, увлечений, по собственному усмотрению распоряжается свободным временем.

Под индивидуальным образовательным маршрутом ребенка с ОВЗ в образовательной организации понимают систему конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательной организации, родителей при включении ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.

Работа над созданием индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с ОВЗ выполняется последовательно. Разработка документа включает в себя этапы:

  1. Наблюдение.

  2. Диагностика.

  3. Конструирование.

  4. Реализация.

  5. Итоговая диагностика.

Во время наблюдения необходимо выявить группы учеников, которые могут испытывать разные трудности. К примеру, познавательные, психомоторные, личностные, коммуникативные регулятивные или же комплексны.

Этап диагностики предполагает выявление причин возникновения трудностей у учеников. Выполняется эта работа вместе с психологом, который производит ряд диагностических процедур, также подключаются дефектолог и логопед. Определяются трудности каждого конкретного ребенка, нуждающегося в специальном маршрутном листе. Учитывается заключение ПМПК, которое должны предоставить родители ученика.

7 стр., 3390 слов

Индивидуальная форма обучения

... индивидуальные возможности ученика, учесть его личностные свойства. В настоящее время приобретает актуальность такой вид индивидуального обучения, как формирование индивидуальный образовательных маршрутов. Таким образом, цель нашего исследования, это ознакомиться с понятием индивидуальная форма обучения, ...

В процессе конструирования необходимо продумать и составить образовательный маршрут для детей с ОВЗ, поступивших в данную образовательную организацию. На этом этапе выявляет объем помощи, необходимой для реализации коррекционно-образовательной деятельности. Подразумевается не только специальная педагогическое участие, но также медицинское и психологическое сопровождение.

На этапе реализации педсостав может перейти к осуществлению созданной образовательной программы и обучению ребенка.

Итоговая диагностика подразумевает оценку успехов ребенка и достижение ожидаемого результата. После проведения итоговой диагностики необходимо создать отчет, в котором указывается, сохранились ли у ребенка трудности при обучении, в полной ли мере развивались коммуникативные навыки и социальная компетентность, устранена ли тревожность, насколько адекватна самооценка учащегося, развивалось ли чувство самоценности, а также насколько успешно скорректированы социальные и личностные проблемы.

Организационно-педагогические условия проектирования индивидуального образовательного маршрута

Организационно – педагогические условия проектирования ИОМ является наличие в школе службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОМ. В качестве такой структуры в школе выступает ПМПк; желание ребенка обучаться инклюзивно; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка инклюзивно.

Разработчики и участники реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитель – предметник – разрабатывает и корректирует индивидуальную образовательную программу в соответствии с рекомендациями специалистов; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, определяет содержание индивидуальной программы с учетом целевого назначения, требований линейности и концентричности, описывает способы и приемы, посредством которых учащийся будет осваивать содержание образования.

Педагог-психолог – представляет комплексное изучение психолого – педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Заместитель директора по УВР (координатор инклюзивного образования) координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных и учебного плана, определяет временные границы реализации индивидуальной образовательной программы.

7 стр., 3264 слов

Инновационные возможности построения индивидуальной образовательной траектории

... основы построения индивидуальной образовательной траектории и основные направления инновационного развития в образовании 1.1. Основные подходы к построению индивидуальной образовательной траектории В последнее время все чаще говорят об индивидуальных маршрутах, траекториях или программах. Индивидуальная образовательная траектория в качестве ...

Директор школы несёт ответственность за содержание и выполнение индивидуальной образовательной программы.

ПМП консилиум планирует формы работы по реализации разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально – групповые, групповые, коллективные и другие; определяет критерии эффективности реализации индивидуальной образовательной программы, описание мониторинга ; проектирует необходимые структурные составляющие индивидуальной образовательной программы, выбирает временной отрезок, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы; корректирует содержание индивидуальной программы, на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в апреле – мае текущего учебного года.

Родитель (законный представитель) – вносит предложения в индивидуальную образовательную программу по организации образовательного процесса; предоставляет документы, подтверждающие статус ребенка с ОВЗ.

Социальный педагог совместно с

Тьютор (ассистент учителя) – специалист, осуществляющий непосредственное сопровождение ребенка (детей) с ОВЗ в течение учебного дня на фронтальных и (если есть необходимость) индивидуальных занятиях, во время перемены, выполнения тех или иных режимных моментов. Основная задача тьютора – помощь самому ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в образовательной среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения.

Структура индивидуального образовательного маршрута

Компонентный состав структуры индивидуальной программы для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, представлен следующим образом:

1.

2.

3. Индивидуальный учебный план, годовой календарный график

Содержание программы разделено на четыре основных компонента:

1

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением , критериев оценивания достижений по учебным областям и др. Образовательный компонент является обязательным для содержательного наполнения, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план. Содержательное наполнение данного компонента дублирует содержание рабочей программы по предмету.

2 . Коррекционный компонент (педагог-психолог, учитель-предметник)

Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и по предмету.

8 стр., 3712 слов

Президентская программа «Дети России»

... развития было постановлено: 1. Утвердить федеральную программу "Дети России" в качестве президентской программы в составе следующих целевых программ: "Дети - инвалиды", "Дети - сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и "Развитие индустрии ...

3 . Воспитательный компонент (классный руководитель/ педагог доп. образования/ родитель)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Гимназия №3»

Принято с учетом мнения родителей протокол № ___________

Принято с учетом мнения председателя ПМПК протокол №______________

УТВЕРЖДАЮ Директор ________ Приказ № _____________2018.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ученицы 2 класса «Б» Грасмик Киры ( заключение ПМПК: ограниченные возможности здоровья, обусловленные нарушением слуха) Срок реализации – 1 год (2018-2019)

Город Балашиха

Пояснительная записка

Грасмик Кира Антоновна 01.02.2010 года рождения по заключению ПМПК имеет ограниченные возможности здоровья, обусловленные нарушением слуха. Обучается в очной форме по основной общеобразовательной программе основного общего образования «Планета знаний» в объеме 100% учебной нагрузки. Познавательная сфера: усваивает программный материал по всем образовательным дисциплинам. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя . Эмоционально-волевая сфера: не конфликтная, прислушивается к мнению учителя, плаксива, может расстроиться по любому поводу. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет. .Поведенческая сфера: Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, не может самостоятельно переодеться, одеться . Активно участвует в конкурсах.

По рекомендации ПМПК с ребенком организованы коррекционные занятия с педагогом-психологом. В данный период развития у ребенка происходит его физическое и психическое становление, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение и воспитание являются основными путями её развития, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. Цель: Развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации и социализации. Задачи:

  • расширять образовательное пространство посредством применения адекватных технологий обучения;
  • развивать потребность в непрерывном образовании;
  • поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
  • организовывать творческую и досуговую деятельность;
  • расширять социализирующее пространство через совместную с классом внеурочную деятельность, оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям;
  • создать благоприятный психолого-педагогический климат для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

.

29 стр., 14324 слов

Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

... дошкольников в разных возрастных группах; выявление в практической деятельности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста по различным методикам в рамках части суток, дней недели, временами года и чувств времени. ...

В процессе реализации ИОМ у ребенка разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Педагогическое представление Грасмик Киры Антоновны

ученицы 2 класса МАОУ Гимназия №3

Грасмик Кира Антоновна — является ребенком с ОВЗ. (диагноз: тугоухость).

Кира проживает с мамой (Грасмик Олеся Александровна, домохозяйка) и папой (Грасмик Антон Евгеньевич, место работы — ЮСОФТ), в полной, благополучной семье. Мама поддерживает связь со школой, следит за успеваемостью дочери, посещает все родительские собрания, активно участвует в жизни класса.

За время обучения проявила себя как способная ученица. На уроках активна, с удовольствие выполняет задания, отвечает на вопросы. Но на уроках не внимательна, часто недослышит, что приводит к непониманию учебного материала. Испытывает трудности при разучивании новых упражнений, плохо ориентируется в пространстве. Предметы гуманитарного цикла девочка усваивает лучше: читает правильно, осознанно, целыми словами. Хорошо заучивает наизусть стихи. Самоконтроль низкий. Работоспособность и утомляемость средняя . Кира не конфликтная, но малокоммуникабельна, плохо сходится с новыми людьми, испытывает трудности в общении с одноклассниками. Прислушивается к мнению учителя, плаксива, может расстроиться по любому поводу. Поручения и инструкции к действию от учителя выполняет. Очень низкая социальная ориентировка. Девочка забывает, где и что из вещей у неё находится. Не может самостоятельно следить за своим внешним видом, приводить в порядок прическу, не может самостоятельно переодеться, одеться . Активно участвует в конкурсах.

Занимается внеурочной деятельностью по следующим направлениям: Шахматная азбука, Общение с психологом, спортивные игры, Азбука нравственности, Учимся быть читателями, ИЗО, Маленький мастер, ЗОЖ, Мир праздников.

Учебная деятельность

Содержание

Сроки / результат

Тьютор

Индивидуальное сопровождение ребенка на переменах и помощь в:

Подготовке к уроку (приготовить тетради и канцелярские принадлежности для урока)

Подготовка к уроку физкультуры: помочь переодеться в спортивную форму и обратно.

19 стр., 9292 слов

«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

... определить у детей уровень развития самооценки, оценки других людей, ускорить процесс самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от ...

Помощь в социализации ребенка: привлечь внимание одноклассников к девочке, помочь наладить общение ребенка с одноклассниками.

Наблюдением за темпом деятельности на уроках, помощь при выполнении заданий.

Формирование умения работать самостоятельно

Работа на уроках по плану учителя.

    Оценка способности к восприятию новой информаци

    Педагог-психолог

    Проводится работа с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

    Учитель

    Особенности методических приемов работы с Грасмик Кирой.

    1. Овладение приемами концентрирования рассеянного внимания:

    • паузы перед заданием, привлечение внимания;
    • включение в рассказ учителя интересных познавательных сведений, ярких примеров, образцов, наглядных пособий, игровых моментов.

    2. Предупреждение утомляемости, усталости: — разнообразные по форме и содержанию уроки.

    3. Темп подачи учебного материала:

    • спокойный, медленный;
    • нужно больше времени для его усвоения и закрепления;

    4. Использование наглядного материала: — чаще использовать опорные схемы, картинки, таблицы, памятки

    5. Развитие умения решать задачи, дописывать предложения, группировать из предложений рассказ, писать собственный рассказ или сочинение — используется целая система упражнений с очень медленно повышающейся сложностью заданий;

    6. Учитель использует «ситуацию успеха».

    7. Развитие речи:

    • учитель побуждает ученицу как можно больше говорить самостоятельно (проговаривание правил, условий задач, упражнений, комментирование объяснения).

      8. Индивидуальная работа: — использование индивидуальных заданий;

    • выявление пробелов в знаниях и их ликвидация.

    Учебный план соответствует учебному плану для 2 класс общеобразовательной школы.

    Педагог дополнительного

    образования

    Проведение занятий по следующим внеурочным занятиям: Шахматная азбука, Азбука нравственности, Учимся быть читателями, ИЗО, Маленький мастер, ЗОЖ, Мир праздников.

    Социальный педагог

    Формирование культуры поведения в социуме

    1. Формы взаимодействия с родителями:

    • Индивидуальные беседы и консультации: ; О необходимости формирования социально-бытовых навыков в семье и об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ.

      36 стр., 17964 слов

      «Организация работы с одарёнными детьми». учебно-методический материал

      ... из предложенных тем для своей дипломной работы я выбрала тему «Организация работы с одарёнными детьми». Главной целью данной работы является раскрытие сущности понятия одаренности и основных направлений работы с одаренными детьми на основе анализа ...

    • Открытые занятия;

    • Совместные занятия родителей и ребенка: Выполнение домашнего задания. Закрепление полученных знаний на уроках в домашней обстановке.

    • Тематические родительские собрания: «Родителям о наказании детей»

    • Тренинги;

    • Другое _______________________________________________________

    1. Формы работы родителя с ребенком

    п/п

    Содержание

    Сроки

    1.

    Ориентировка во дворе дома

    2018-2019 учебный год

    2.

    Формирование гигиенических умений и навыков

    2018-2019 учебный год

    3.

    Развитие умения занять себя в отсутствии взрослых

    дома

    2018-2019 учебный год

    4

    Развитие умения самостоятельно себя обслуживать: одеваться, переодеваться, причесываться, следить за своим внешним видом

      1. учебный год

    1. Воспитательный компонент:

    Индивидуальный план воспитательной работы с Грасмик Кирой

    1-я неделя

    2-я неделя

    3-я неделя

    4-я неделя

    День знаний.

    Классное собрание. Организация дежурства по классу, ухода за классным имуществом.

    Беседа по правилам дорожного движения «Безопасный путь в школу».

    Беседа о профилактике простудных заболеваний

    Экскурсия в осенний лес. Сбор природных материалов для поделок.

    Родительское собрание

    Индивидуальная беседа с мамой .

    11 стр., 5370 слов

    Исследования: «Классный час как основная форма

    ... выступает исторический аспект становления воспитательной работы в школе. 200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. ... России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был ...

    Сентябрь

    октябрь

    1-я неделя

    2-я неделя

    3-я неделя

    4-я неделя

    Поздравление учителей с их профессиональным праздником.

    Беседа «Внешний вид школьника» ( прическа, школьная форма).

    Посещение городской библиотеки.

    Кл.час. Тема «Я принимаю гостей». (коллективные игры, загадки и другие развлечения для гостей).

    ноябрь

    24 ноября – День матери. Классный час, посвященный дню матери.

    декабрь

    январь

    Беседа «Правила поведения в общественных местах».

    Классный час: Праздник Крещения.

    февраль

    Поздравление именинников, родившихся зимой.

    Подготовка подарков ко дню защитника отечества.

    Классный час: Подвиги детей в годы ВО войны.

    март

    Концерт , посвящённый Международному женскому дню «Весенняя капель».

    Подготовка подарков для мам.

    Тематическое рисование «Наша улица».

    Классный час: «Земля наш дом».

    апрель

    Отчет о творческих достижениях учащихся класса.»

    Беседа: Правила поведения в лесу. Ядовитые грибы, ягоды, растения.

    22 апреля – День земли. Классный час «Моя земля»,

    май

    Акция «Георгиевская ленточка»

    Экскурсия в лес (игры-эстафеты на свежем воздухе).

    Правила катания на велосипеде

    Оценка результатов: