Характеристика развития когнитивной сферы отстающих в учении детей

Значение школьного периода жизни человека трудно переоценить. От того, как он складывается — успешно или неуспешно, зависит многое в жизни человека, в том числе многие личностные качества, которые формируются под влиянием и в результате тех или иных особенностей школьного периода жизни человека.

Главная задача школьного обучения — сформировать у детей такой психологический механизм, который позволил бы им в дальнейшем осуществить процесс самореализации, саморазвития, чтобы познавательная потребность школьников не угасла раз и навсегда еще во время обучения в школе, чтобы она двигала ими в будущем и во взрослой жизни человек сохранил тягу к знаниям и получал бы удовлетворение от этого.

Основная цель обучения состоит в развитии учебных навыков. Дети, у которых навыки формируются на низком уровне, терпят неудачи в школе и теряют шанс преуспеть в жизни. В формировании таких личностей школа играет весьма существенную роль, и ее значение трудно переоценить. Конечно, для формирования человека в целом важно, насколько успешен он был в учении. Но еще важнее, как он себя чувствовал в школе, насколько ему было комфортно в отношениях с учителями и одноклассниками. Общепринято, что внешним показателем школьного благополучия ребенка является его успеваемость, но учиться на «хорошо» и «отлично» все дети не могут. Однако все должны чувствовать себя комфортно в школе и не комплексовать из-за неудач в учении.

2.Общая характеристика отстающих в учении детей, Отставание в учении

Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:

  • дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);

  • дети с временной задержкой психического развития;

  • педагогически запущенные дети;

  • дети с ослабленным слухом и зрением;

17 стр., 8447 слов

«Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего ...

... ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка ... отношения ребенка к школьным ситуациям. Психолог раскладывает перед ребенком цветные ... методик. Перед началом работы дается общая инструкция. ... ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, ...

дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций, либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.

Общая характеристика отстающих в учении школьников состоит в следующем:

  • обычно не принимают активного участия в работе класса,

  • не обнаруживают склонности к самостоятельному умственному труду, характеризуются более низким уровнем работоспособности, чем хорошо успевающие одноклассники.

  • медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления.

  • Знания усваиваются неполно, без достаточного осмысления, часто лишь весьма поверхностно или совсем не усваиваются.

  • не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.

К числу конкретных трудностей слабоуспевающих учеников относятся, в

  • низкий уровень развития умения планировать

  • необходимость устанавливать логические связи между частями усваиваемого содержания, отделять главное от второстепенного.

  • медленный темп усвоения и выполнения заданий.

Естественным и закономерным результатом низкого качества учебной деятельности является все возрастающее отставание этих школьников от одноклассников в усвоении учебной программы и, как следствие, низкая общая успеваемость этих учеников. Стремясь выполнить задания, они прибегают часто к наиболее легкому для них механическому заучиванию и бездумному выполнению упражнений. В их работе выступает стиль «проб и ошибок». Ребенок пришел к правильному ответу, но не знает, не понимает, не может объяснить, почему выполненные им действия оказались верными. Поэтому даже правильное решение не продвигает такого ученика в усвоении материала и не способствует его умственному развитию. Отставание в интеллектуальной работе усиливается нарастающими эмоциональными отрицательными переживаниями. Постоянные неудачи, упреки родителей, учителей вызывают сначала огорчение, затем переживание безнадежности и равнодушия, появляется неуверенность в своих силах, формируется низкая самооценка. Учение становится для них пыткой. Малоэффективные способы учебной работы приводят к возникновению отрицательного отношения ребенка к учению и к школе, к потере чувства собственного достоинства. Если ребенок не видит успехов в своем труде, то он теряет веру в свои силы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей.

7 стр., 3245 слов

«Основные направления коррекционно-развивающей работы со ...

... данной работы заключается в составлении адаптированной, вспомогательной схемы работы со стойкими нарушениями младших школьников и реализация дифференцированного подхода к детям с различными ... речевых нарушений, тем свободнее ребенок будет пользоваться языком в дальнейшем. Этим и объясняется актуальность данной курсовой работы. Цель курсовой работы – структурировать сложности, воспитанников ...

Типология отстающих в учении школьников

Несмотря на многообразие причин, приводящих к возникновению школьной неуспеваемости, слабоуспевающие и неуспевающие школьники имеют достаточно много общих черт, что позволяет разрабатывать их типологии, то есть делить учащихся на группы на основании сходства некоторых их особенностей. Основания для выделения различных типов неуспевающих школьников разными педагогами и психологами предлагаются разные.

Н. И. Мурачковским выделено три типа неуспевающих школьников и шесть подтипов:

  • I тип неуспевающих школьников характеризуется низким качеством мыслительной деятельности и положительным отношением к учению. Учащимся этого типа свойственна низкая обучаемость, слабое развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения и др. Они испытывают затруднения при необходимости усвоения учебного материала, используя главным образом репродуктивный подход к решению мыслительных задач. Этот подход проявляется в стремлении пользоваться привычными, шаблонными способами работы даже тогда, когда с их помощью новые задачи решены быть не могут. Темп работы класса им не под силу, поэтому выполняют все наспех, небрежно. Неуспех в учении обычно для них не является источником моральных переживаний, и, по-видимому, поэтому, несмотря на него, у них все же формируется положительная направленность на учение и сохраняется внутренняя позиции школьника. Классный коллектив невысоко оценивает их учебную работу, но это не ставит их вне коллектива. Они подчиняются требованиям коллектива и устанавливают с ним хорошие отношения.

  • К первому подтипу этого типа относятся ученики, которые стремятся компенсировать неуспех в учебной работе с помощью какой- либо практической деятельности, не связанной с учением. Для них характерно наличие направленности на определенный вид деятельности в будущем, в которой они компенсируют свои неудачи в процессе учения, имеют адекватную самооценку.

  • Для учеников второго подтипа характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе. Избегают не только учебной, но и любой другой работы. Имеют малый запас представлений об окружающем мире. Их основной недостаток — ярко выраженная мыслительная пассивность. Нежелание осуществлять интеллектуальное напряжение эти школьники компенсируют списыванием, подслушиванием, обманом учителей и родителей. Отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем. Имеют различный уровень притязаний и самооценки — как завышенный, так и заниженный.

    16 стр., 7624 слов

    Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением ...

    ... особенности при обучении и воспитании младших школьников вкоррекционной школе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности [2 ...

  • II тип неуспевающих школьников характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению. Эти ученики обычно имеют хорошую подготовку и желание учиться. Однако на них отрицательно влияет то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Самоорганизация в процессе работы, успех в учении зависит от того, нравится им какой-либо предмет или нет. Избегают активной умственной работы на уроках и при подготовке домашних заданий по тем предметам, которые требуют от них особенно больших умственных усилий и напряжения. Неуспех в учении, возникающий вследствие выборочного отношения к учебным предметам, ведет к возникновению морального конфликта, так как широкие интеллектуальные возможности слабо реализуются в учебной работе. Эти дети находятся вне классного коллектива, часто конфликтуют с одноклассниками. Неуспех в учении не побуждает их к улучшению учебной работы. Компенсируют свой неуспех в учении и взаимоотношениях со сверстниками грубостью, протестами, демонстративными занятиями посторонними делами на уроке. Интересы крайне разнообразны.

  • Учащиеся первого подтипа (2типа) неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируют интеллектуальной деятельностью, которая не связана непосредственно с учением в школе. Вместо систематических занятий учебной работой они занимаются чем-нибудь для них более приятным, вызывающим интерес. Например, могут увлекаться чтением исторических романов, пренебрегая систематическими занятиями по истории и др. Некоторые ученики могут достигать успехов в определенных видах деятельности, но это не снимает общего отрицательного отношения к школе и учению в целом. Направленность на будущее определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении.

  • Ко второму подтипу (2типа) относятся школьники, которые неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируют тем, что ищут возможность установить связи с каким-то другим неформальным коллективом. Как правило, действуют в направлении удовлетворения интересов и склонностей, имеющих отрицательную, асоциальную направленность. Такие школьники часто теряют позицию ученика, грубо нарушают дисциплину в школе и имеют плохую репутацию вне школы.

  • III тип неуспевающих школьников — учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности и беспечным или отрицательным отношением к учению при частично или полной утрате позиции школьника. Для школьников этого типа характерна низкая обучаемость. Недостаточность мыслительной деятельности приводит к отсутствию критичности при выполнении учебных заданий. У них имеют место существенные трудности при усвоении знаний, они не владеют учебными приемами, беспечно относятся к учению, к результатам своей деятельности. Отчетливо проявляется узость их мышления: в процессе познавательной деятельности они не выходят за пределы прочно усвоенных обиходных понятий. Особенные трудности они испытывают в запоминании учебного материала, что вызвано отсутствием установки на запоминание в связи с нежеланием учиться и крайне низким уровнем развития мышления, ограничивающим установление даже элементарных связей между усваиваемыми понятиями. Не достигая успеха в учении, эти школьники не проявляют склонности к труду, профессиональные интересы не развиты. Из неуспевающих учащихся в категорию «трудных» в большинстве случаев попадают ученики этого подтипа. Они живут вне коллектива, что связано с пренебрежительным отношением к ним одноклассников и с тем, что у них формируется ряд отрицательных моральных качеств, которые имеют устойчивый характер и проявляются в поведении. Их школьные интересы связаны с уроками физкультуры, труда, вне школы им интересно бродить по улице, играть в азартные игры, сидеть в подъезде и др.

    14 стр., 6755 слов

    Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

    ... виды внеурочной деятельности младших школьников. Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими школьниками, на базе МАОУ «СОШ №2» г. Стерлитамак (2013-2014 уч. год). Провести мониторинг удовлетворенности родителей организацией внеурочной деятельности с младшими школьниками. Методы исследования: ...

  • Школьники первого подтипа (3типа) стремятся компенсировать неуспех в учении практической деятельностью, не связанной с учением. Труд привлекает, если им можно заниматься вместо учения.

  • Школьники второго подтипа (3типа) — стремятся компенсировать свое непонимание учебного материала поиском обходных путей для выполнения заданий, в качестве которых могут выступать списывание выполненных заданий у одноклассника, требование подсказки во время устного ответа и выполнения письменных заданий, подслушивание, обман. Это становится их привычной формой поведения.

3.Характеристика развития когнитивной сферы учащихся., Развитие когнитивной сферы ребенка

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Развитие психических познавательных процессов, как правило, протекает неравномерно. На первых этапах возрастного развития прежде всего происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы.

В младшем школьном возрасте закрепляются и далее развиваются основные когнитивные процессы – восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Когнитивные процессы

Когнитивное развитие

К концу младшего школьного возраста данные процессы должны перерасти в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми в основном занят ребенок на начальном этапе обучения в школе: это игра, учение, общение и труд.

Когнитивная сфера

4 стр., 1589 слов

Виды и развитие человеческой деятельности

... словосочетанием «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций. 2.Виды и развитие человеческой деятельности 2.1.Виды деятельности человека. Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним ...

Когнитивная сфера включает в себя:

целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в сознании человека при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности его органов чувств. Основным отличием восприятия от ощущения является то, что в процессе восприятия у человека формируется целостное представление о предмете, а не только об его отдельных свойствах.

С психологической точки зрения восприятие – это чрезвычайно сложный процесс, тесно взаимосвязанный с другими психическими процессами, происходящими в организме человека. Следовательно, когда ребенок начинает выделять предметы из окружающего его мира, это свидетельствует о переходе его психического развития на более высокую ступень.

Важнейшим условием развития восприятия как психического процесса является практика. Поэтому его контакты с предметами реального мира чаще всего происходят в процессе совместной деятельности со взрослыми. Следовательно, чем чаще ребенок общается со взрослым, тем больше он совершает разнообразных действий с окружающими предметами и, соответственно, тем более быстрыми темпами происходит развитие его восприятия. Активно происходит формирование восприятия в процессе обучения в школе.

Важнейшим условием развития восприятия у детей в первую очередь является труд, проявляющийся не только в форме общественно-полезного труда, но и в форме художественно-эстетического и познавательного, предметного вида деятельности – рисовании, лепке, слушании музыки, чтении литературы. Также важным условием формирования восприятия детей является игра, так как в процессе игры дети не только расширяют свой двигательный опыт, но и представления об окружающих его предметах.

направленность и сосредоточенность сознания индивида на конкретном явлении или предмете.

Внимание имеет свои этапы развития:

1)Развитие непроизвольного внимания

Непроизвольное внимание – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

2)Развитие произвольного внимания

Произвольное внимание

Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать.

в) Развитие послепроизвольного внимания

Этот вид внимания, так же, как и произвольное, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но, постепенно, человек как будто бы погружается в свою работу – интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Состояние внимания учащихся определяется особенностями преподавания, зависит как от содержания материала, так и от его подачи — живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах, – важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке. Поддержание оптимального темпа занятия, зависящего от содержания материала, степени его усвоения, возраста учащихся, также является одной из важнейших причин формирования внимания школьников. Установлению внимания на занятии также способствует подготовка преподавателем класса к уроку, организация рабочих мест для учащихся, четкая организация начала урока. При недостатках преподавания – например, сухости и трудности изложения учителем материала, непонятном или монотонном объяснении урока – невнимательность школьников на уроке может стать массовой. Преподавателю нужно раскрыть ученикам тему занятия достаточно ясно, эмоционально, живо; ему следует учесть трудность темы преподаваемого им урока, иначе ученики будут отвлекаться, убедившись в бесцельности данного урока.

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... начальной школы. Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Организация внеурочной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в ...

У детей на начальном этапе обучения в школе более развита память наглядно-образная, чем смысловая, так как младшие школьники лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с тем, что у младших школьников преобладает первая сигнальная система. На начальном этапе обучения детям дается очень много конкретного, фактического материала, что формирует у младших школьников наглядную, образную память. В младших классах школы учащихся необходимо готовить к обучению в среднем звене, поэтому у детей необходимо развивать логическую память. Детям на начальном этапе обучения в школе приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая младших школьников к запоминанию логически связанных значений, педагог способствует развитию их мышления. На начальном этапе обучения при переходе из класса в класс память младших школьников становится лучше. Это объясняется тем, что чем больше знаний получают учащиеся, тем больше у них возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, и, как следствие, прочнее память. Педагогам и родителям необходимо плодотворно работать над улучшением памяти учащихся, а также побуждать младших школьников к организованности и осмысливанию учебного материала.

процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Данный этап сопровождается увеличением практического опыта и развития внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении.

Этапы развития воображения:

Первый этап (от 2 до 4 лет).

Непроизвольное воображение

Второй этап (от 4 до 6 лет

Произвольное воображение

24 стр., 11619 слов

Особенности эстетического воспитания младших школьников в процессе ...

... работа учащихся; анализ результатов творческой работы учащихся. Экспериментальной базой являлась ГБОУ «Школа» №861 Южного административного округа города Москвы, 3 класс. Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников средствами творческой деятельности 1.1 Эстетическое воспитание младших школьников ...

Позднее ребенок использует произвольное воображение без всякого участия взрослого, начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное.

Третий этап (от 7 до 11 лет)

Четвертый этап ( от 12 до 17 лет)

является высшим психическим познавательным процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.

Этапы развития мышления:

Обобщение

Овладение речью

Сравнение

По мнению многих исследователей, развитие речи ребенка достигает своего первого пика, когда ребенок достигает 3-летнего возраста.

Параллельно с развитием речи ребенка происходит и развитие мышления. Некоторые авторы считают, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий. Это толкает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи.

Развитие внутренней речи

Взаимосвязь развития речи с развитием мышления прежде всего проявляется в процессе формирования внутренней речи. Именно она позволяет оперировать «понятиями». Первоначально эта речь обслуживает автономную деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном или наглядно-образном плане.

Внутренняя речь вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения. Эта речь во внешней, словесной форме фиксирует результат деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания ребенка на отдельных моментах деятельности и служит средством управления кратковременной и оперативной памяти.

4.Особенности когнитивного развития отстающих в учении школьников

Совершенно очевидно, что недостаточный уровень развития познавательной сферы учащихся создает существенные затруднения в успешном усвоении ими учебных знаний и негативно влияет на их школьную успеваемость.

В интеллектуальной сфере отмечается недостаточная сформированность самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. В среднем примерно для одной трети детей самостоятельное овладение элементарной, но новой умственной деятельностью при изучении даже несложного материала представляет большие трудности. Эти учащиеся действуют по образцу, на уровне узнавания, применяют старые приемы мыслительной работы и, если эти приемы не подходят, сразу отказываются от возможности самостоятельно разобраться в существе дела. У них не развиты (отчасти собственными неуспехами, отчасти тем, что перед ними не ставятся специальные задачи на поиск самостоятельных решений) умения анализировать новый учебный материал. Даже у школьников, у которых имеются необходимые навыки анализа материала, стремление к самостоятельному его освоению, как правило, наблюдается лишь в редких случаях. У учащихся преобладает установка на получение надежного результата без интереса к самому способу его получения. Они как бы стремятся угадать, понять, что нужно учителю, какой ответ он хочет услышать. У школьников, особенно в младших классах (I–III), отсутствует ясное понимание того, что, как и зачем он делает, для чего выполняет то или иное задание, какую задачу (или тип задач) он в данный момент решает, существует ли обобщенный способ действия для задач этого класса. Другими словами, школьник часто не понимает, чему именно он учится в настоящий момент и как это связано с тем, что он учил раньше и что будет учить потом. При усвоении различных предметов учащиеся со слабым развитием мысленного планирования, то есть с плохо развитой способностью действовать в уме, не в состоянии соотнести общие теоретические положения (знания, даваемые в отвлеченном виде) и конкретные описания: первые обычно воспринимаются детьми как «нагрузка», лишенная внутреннего и содержательного смысла, как то, что нужно выучить и знать, но непонятно зачем. Это приводит к тому, что учащиеся не понимают доказательств, теоретических рассуждений, выведения разного рода закономерностей, выучивают материал дословно, механически, что мешает продуктивности умственного развития.

18 стр., 8972 слов

«Развитие индивидуальности младшего школьника в процессе ...

... 2. Рассмотреть особенности развития индивидуальности младших школьников 3. Проанализировать методику развития индивидуальности младших школьников впроцессе внеурочной деятельности Методы исследования 1. Теоретические основы развития индивидуальности младшего школьника в процессе внеурочной деятельности Сущность понятия «индивидуальность» в психологических исследованиях ...

При решении задач на восприятие и наблюдение слабоуспевающие учащиеся дают худшие результаты, чем их сверстники, так как они часто ограничиваются указанием одних лишь резко выделяющихся признаков объектов, не проявляя стремления систематически их анализировать. это приводит к фрагментарности и поверхностности знаний детей, что особенно отчетливо проявляется в ситуациях оперирования этими знаниями при решении различных задач. Легко отвлекаемое внимание, пониженная работоспособность при интеллектуальной деятельности в целом, при овладении новым способом действий и наличии отвлекающих факторов, определенные трудности возникают и при необходимости распределять внимание. Однако длительное выполнение хорошо знакомых им действий (списывание, решение примеров на отработанное правило) утомляет их в малой степени.

У слабоуспевающих школьников непосредственная память на материал, хорошо знакомый в прошлом (слова, двузначные числа, описание жизни волка и лисы).

Однако, когда нужно запомнить и воспроизвести материал, требующий осмысления, они не только воспроизводят значительно меньше, чем другие, но удерживают в памяти по преимуществу бросающиеся в глаза несущественные детали или положения, знакомые им ранее, опустив те части, где дается обобщенное изложение нового. При запоминании действуют чисто механически, многократно повторяя, «зубря» учебную информацию. Не осмысливая материал, подлежащий запоминанию, они запоминают много несущественного, поэтому при воспроизведении превалируют внешние детали, а закономерные связи упоминаются редко. При этом сам процесс механического запоминания оказывает негативное воздействие на личность ученика в целом. Особенности произвольного запоминания слабоуспевающих школьников позволяют указать на причину, заставляющую их прибегать к таким непродуктивным приемам — это недостатки их мыслительной деятельности. Особенно низким оказывается у слабоуспевающих школьников уровень мыслительных операций анализа и обобщения, что приводит школьников к большим затруднениям при решении задач, содержащих не только необходимые, но и излишние, несущественные данные. При выполнении заданий трудности касаются не столько выделения существенных признаков, сколько абстрагирования от несущественных. Слабоуспевающие учащиеся испытывают большие затруднения, когда решение задач требует проявления гибкости (переключения с одного хода мыслей на другой, иногда обратный; понимание относительности в связях и признаках объектов и др.).

Складывающиеся системы знаний у слабоуспевающих учащихся отличаются меньшей дифференцированностью, и поэтому они испытывают затруднения в тонком разграничении сходного учебного материала, требующего выполнения разных действий и использования различных учебных приемов. Слабоуспевающие учащиеся в недостаточной мере осознают свою собственную умственную деятельность, плохо владеют ее рациональными способами и методами и недостаточно подготовлены к адекватному их применению в различных ситуациях, менее самостоятельно, чем хорошо успевающие, организуют свою деятельность и контролируют себя. Ясно, что это не может не повлиять на умение справляться с требованиями учебного процесса.

Результаты изучения познавательной сферы подростков VII–VIIIклассов под руководством И. В. Дубровиной показали, что 50–53% учащихся имеют низкий уровень сформированности интеллектуальных умений, значит, они постоянно испытывают трудности при усвоении учебного материала. Особенные трудности у них возникают при осуществлении операций классификации и обобщения (в основу кладется второстепенный признак или слишком широкое определение).

Недостаточный уровень развития имеют операции сравнения и аналогии. В среднем у 46 % подростков не сформирована в целостном виде способность действовать в уме, а приблизительно у 10 % учащихся нет даже исходных предпосылок этой деятельности. Смысловая память развита на низком уровне, но ее эффективность больше, чем механической памяти. У старших школьников (IX–X классы) в интеллектуальной сфере выявлено недостаточное умение выделять существенные признаки. По сравнению с подростками отмечается незначительное продвижение только по общей осведомленности. Примерно 10 % учащихся имеют низкий уровень развития интеллектуальной сферы. Основные недостатки их мыслительной деятельности состоят в том, что при установлении ассоциаций старшеклассники подменяют анализ привычными ассоциативными связями; при обобщении используют слишком общие категории. В среднем у половины учащихся средней школы интеллектуальные умения и навыки анализа и обобщения на вербальном и образном материале развиты на удовлетворительном уровне, а у 20 % учеников VII–VIII класса обнаруживается очень слабое их развитие. У трети учащихся имеется неудовлетворительное развитие смысловой и образной памяти, поэтому они часто прибегают к механическому запоминанию (хотя и механическая память развита недостаточно).

Многие не владеют самыми необходимыми приемами запоминания (составление плана, выделение смысловых опор, выделение главной мысли, соотнесение нового материала со старым и пр.).

В среднем 60 % учащихся VII–IX классов, как и IV–VI, в качестве основного приема работы с текстом учебника применяют чтение и пересказ. Сами учащиеся пытаются изменить свои способы, приемы работы с текстом от класса к классу, самостоятельно найти новые приемы, но эти поиски остаются стихийными и практически никем и никак не управляются.

Таким образом, основными недостатками развития интеллектуальной сферы школьников в процессе обучения можно считать несформированность у них учебной деятельности, приемов, способов, навыков интеллектуальной работы. Учащиеся слабо владеют умением конкретизировать теоретические положения, делать научно обоснованные обобщения, им легче просто воспроизвести заученный материал, но трудно осуществить сравнение, установить причинно-следственные связи, самостоятельно разобраться в незнакомом материале, сделать выводы, доказательно ответить на поставленный вопрос. Это затрудняет учение, делает его неинтересным, требующим огромного напряжения механической памяти и усидчивости, занимающим неоправданно большое количество времени, не развивает творческого потенциала школьника.

Заключение

Несмотря на все трудности в учении, на порой значительные недостатки в развитии познавательной деятельности слабоуспевающих школьников, они, как ни удивительно это может показаться на первый взгляд, обладают существенным внутренним скрытым интеллектуальным потенциалом, наличие которого позволяет весьма оптимистично подходить к работе с ними и раскрытие которого становится важной задачей учителя. Проявляется же он, однако, только в условиях реализации индивидуального подхода к школьникам с трудностями в обучении. И они при этом нередко продвигаются вперед значительно больше, чем даже хорошо успевающие школьники. Это говорит о том, что слабоуспевающие учащиеся более зависимы от методов преподавания, чем хорошо успевающие, которые нередко успешно учатся и развиваются даже в условиях использования учителем низкоэффективных методов обучения, заимствуя из обучения больше, чем учитель им сознательно дает. Продвижение же слабоуспевающих учащихся может быть достигнуто только за счет правильно организованного обучения, основанного на принципах индивидуального подхода.

Все большим числом учителей осознается, что ученики — это не однородная масса, а что каждый школьник — это личность, своеобразная, уникальная и неповторимая, характеризующаяся своими индивидуально-психологическими особенностями, способностями, потребностями. Приходит понимание того, что не могут все ученики одинаково усваивать материал в силу указанных особенностей и не надо предъявлять ко всем одинаковые требования: что плохо для одного — хорошо для другого. Все дети разные по своим способностям, характеру, мировоззрению, по физиологическим и психическим свойствам. Одни умны, другие — не очень, одни трудолюбивы, другие — ленивы, одни талантливы, другие — бездарны, одни целеустремлены, другие — разбросаны, не собраны. Равенства в природе нет. Без ярких, талантливых, мыслящих личностей не может быть и высокоразвитого общества.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/harakteristika-razvitiya-kognitivnoy-sferyi-otstayuschih-v-uchenii-detey/

1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.

2 . Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.

4. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов вузов/ Эльконин Даниил Борисович; ред.– сост. Б. Д.Эльконин. – 2 изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 384 с.

5. корреспондента РАО– СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК». – 368 с.. 2003

6. Н.П. Локалова Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Учебное пособие. -Спб.:Питер,2009