Эмоциональное развитие подростков

Введение

Эмоция — особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения. Приведем три из них.

Так, П. Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно. Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых).

На этом основании подобные состояния обычно и обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и определяется особенностями изменения внутренней среды.

1. Сущность эмоций

П. Фресс считает, что, хотя и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации. Согласно этой точке зрения, эмоции — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией, когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями: свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в активационной теории Д. Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

13 стр., 6134 слов

Психология эмоций

... на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем ... радостью составляет мотивационную основу игры и других форм деятельности. Взаимодействие интереса со страхом порождает состояние тревоги. Искаженное развитие эмоции интереса - возбуждения ... соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в ...

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.).

Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека. Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый нейрофизиологический механизм? Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее говорят в пользу последнего предположения.

2. Виды эмоций

Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникающих переживаний. Так, выделяют следующие виды «ценных» эмоций:

Альтруистические эмоции, Коммуникативные эмоции, Глористические эмоции, Практические эмоции, Пугнические эмоции, Романтические чувства, Гностические эмоции, Эстетические эмоции, Гедонические эмоции, Фундаментальные эмоции и их комплекс.

Фундаментальные эмоции

Фундаментальные эмоции являются важными в жизни индивида, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют лишь в течение очень короткого периода времени — до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции имеют врожденный характер, однако, каждая культура обладает своими собственными правилами проявления этих эмоций.

5 стр., 2341 слов

Отчего у пожилых людей возникает чувство одиночества?

... человек постепенно теряет настоящее: живое общение, настоящую дружбу, яркие эмоции и искренние чувства. В мире, состоящим из пикселей, его окружают все те же «приличьем стянутые маски». Именно тема одиночества ...

К фундаментальным эмоциям относятся следующие:

1. Интерес-волнение — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческое стремление. В состояние интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса. Интерес, вызываемый другими людьми, облегчает социальную жизнь и способность развитию эмоциональных межличностных отношений.

2. Радость — максимально желаемая эмоция. Она является скорее побочным продуктом событий и условий, чем результатом прямого стремления получить ее.

3. Удивление — появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему из-за какого-либо внезапного события. Удивление способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивления.

4. Горе-страдание — эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, отсутствие контакта с людьми, жалость к себе.

5. Гнев — при гневе кровь «кипит», лицо начинает «гореть», напрягаются мышцы, что вызывает ощущение силы, чувство храбрости.

6. Отвращение — часто возникает вместе с гневом, но имеет свои собственные мотивационные признаки субъективного переживания. Оно вызывает желание избавиться от кого-либо или от чего-либо.

7. Презрение — часто желание чувствовать свое превосходство, в каком-то отношении может вести быть некоторой степенью презрения. Эта эмоция «холодная», ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которой относится презрение, поэтому она может мотивировать, например, «хладнокровное убийство».

8. Страх — должно быть, испытывал в своей жизни каждый человек, его переживание очень вредно. Страх вызывается вестью о реальной или воображаемой опасности. Сильный страх сопровождается неуверенностью и дурным предчувствием. Иногда страх парализует человека, но обычно он мобилизует его энергию.

9. Стыд — мотивирует желание спрятаться, исчезнуть, он может также способствовать возникновению чувства бездарности, может быть основной комфортности, а иногда, наоборот, требовать нарушения групповых норм. Хотя сильное и постоянное чувство стыда может препятствовать развитию человека, эта эмоция часто способствует сохранению самоуважения.

10. Вина — часто оказывается связанной со стыдом, но стыд может появляться из-за любых ошибок, а вина же возникает при нарушениях морального или этического характера, причем в ситуациях, в которых субъект чувствует личную ответственность.

11. Тревожность — представляет собой комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх и такие эмоции, как горе, стыд, вину и иногда интерес.

12. Депрессия — комплекс эмоций, включающий горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вину, робость. Гнев, отвращение и презрение могут относиться к самому себе и к другим. В депрессию включены так же аффективные факторы — плохое физическое состояние, понижение сексуальности, повышение утомленности, являющиеся часто побочными продуктами депрессии.

13. Любовь — занимает особое место в жизни каждого человека, является источником обогащения жизни и радости. Существует много видов любви, и каждая из них имеет неповторимые признаки, и каждая — особый комплекс аффектов. Общее во всех видах любви: она связывает людей друг с другом и эта связь имеет эволюционно, биологическое, социокультурное и личностное значение.

13 стр., 6234 слов

Воздействие отрицательных эмоций на человека

... спутниками по всей нашей жизни, в каждой ситуации мы реагируем, проявив различные эмоции. В этой связи стоит рассмотреть воздействия отрицательных эмоций на человека. Воздействия отрицательных эмоций это тот вопрос который ... основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства».[ 8, ст.123] Делая вывод из ...

14. Враждебность — взаимодействие фундаментальных эмоций гнева, отвращения и презрения, иногда ведущее к агрессии. В сочетании с конкретным набором знаний об объектах, на которые направлена враждебность, она перерастает в ненависть [44].

Если две или несколько фундаментальных эмоций в комплексе проявляются у человека относительно стабильно и часто, то они определяют какую-то его эмоциональную черту. Развитие таких эмоциональных черт сильно зависит от генетических предпосылок индивида и от особенностей его жизни [29].

3. Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций — отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция, Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных).

Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи, решения, которое еще не вербализовано.

подкрепляющую функцию.

Переключательная функция

коммуникативная функция

4. Особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте

эмоция психологический подростковый

Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравнению с младшим школьным возрастом, пик этих изменений приходится примерно на 12-13 лет. Именно в этот период начинается интеграция и осмысление всей информации, относящейся к образу Я. В эпигенетической концепции Э. Эриксона подростковый возраст занимает центральное место — подросток решает базовую задачу, заключающуюся в развитии чувства ролевой идентичности, которое вбирает в себя не только систему актуальных ролевых идентификаций, но и опыт, накопленный на предыдущих этапах становления, синтезирует его и становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.

В подростковый период жизни человека эмоциональная сфера личности подростка претерпевает значительные изменения. Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Исследования показали, что подростки переживают по поводу самых разных жизненных событий более ярко и интенсивно по сравнению не только со взрослыми, но и с детьми. Это касается как положительных так и отрицательных эмоций. Если подросток счастлив, так «на все сто», но если его что-то расстроило, то он чувствует себя жутко несчастным. Эти состояния безудержной радости и глубокого отчаяния могут быстро сменять друг друга, преобладающее даже на протяжении одного дня настроение подростка редко бывает «черным» или «белым», оно обычно «полосатое как зебра» [13].

14 стр., 6837 слов

Эмоциональное воспитание

... тему. Целью я вижу выявление сущности эмоционального воспитания. Объектом является процесс эмоционального воспитания. Задача - определить, что нужно для эмоционального воспитания ученика. Глава 1. Понятие эмоций. Эмоциональная система Эмоции – реакция человека на воздействие внутренних и ... Возникновение и проявление чувств и эмоций связано со сложной и взаимосвязанной работой коры и подкорки больших ...

По результатам исследования П. Лафренье, подростки чувствовали себя очень счастливыми в шесть раз чаще родителей, а очень несчастными — в три раза чаще. Кроме этого, подростки, по их словам, гораздо чаще, чем взрослые чувствовали себя неловкими и волновались, а также скучали и испытывали апатию.

Такой всплеск в эмоциональной жизни подростков многие авторы прежде всего связывают с балансом двух основных видов нервных процессов — возбуждения и торможения. В подростковом возрасте, по сравнению со «средним детством» (возрастом 7-11 лет) и с взрослостью, общее возбуждение нарастает, а все виды торможения — ослабевают. Таким образом, получается, что одни и те же жизненные события вызывают у подростков более яркий эмоциональный отклик и успокоится им гораздо сложнее.

Между тем, эмоции и чувства подростков в большей степени относятся к их внутренней жизни. Внешне же они выражаются в меньшей степени, чем у детей. И даже в самых доверительных беседах подростки зачастую говорят не обо всех своих переживаниях.

Еще одна важная особенность эмоциональной сферы подростков — возможность сосуществования эмоций и чувств противоположной направленности. Например, молодые люди могут любить и ненавидеть кого-то одновременно и при этом оба чувства могут быть совершенно искренними.

5. Положительные и отрицательные эмоции

Эмоции обычно делят на положительные (радость, интерес и т.п.) и отрицательные (страх, гнев, отвращение и т.д.).

Все эти эмоциональные переживания полезные, поскольку они помогаю человеку регулировать свое поведение и наполняют его существование личностным смыслом. Но любые эмоции могут превратиться из полезных во вредные и происходит это тогда, когда они становятся слишком интенсивными или неадекватными [30].

По мнению Е.П. Ильина, подростки более склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. Склонность к гневу выражена несколько ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12-13 лет, а выраженность страха в этот период, напротив, уменьшается.

Наряду с положительными и отрицательными эмоциями существует и состояние так называемого «эмоционального нуля» — скука. Его опасность состоит в том, что у подростков оно положительными эмоциями сменяется с трудом, а отрицательными — очень легко. Если подросток, которому стало скучно, не сумеет быстро найти для себя увлекательное дело, то его скука усугубиться раздражением, злостью или тоской. Когда человек в таком состоянии отправляется «искать приключения», ни к чему хорошему это не приводит. Очень многие агрессивные действия, поражающие своей нелепостью и бессмысленностью, совершаются как раз под влиянием скуки.

Имеются данные (Л.А. Регуш, А.А. Реан), что так называемые «трудные» неблагополучные подростки, склонные к нарушениям дисциплины, противоправным поступкам, ярко отличаются от своих благополучных сверстников в том числе и тем, что особенно часто и интенсивно переживают скуку. То есть не умеют сделать свою жизнь яркой, разнообразной и интересной.

5 стр., 2150 слов

Контрольная работа: Уголовно-правовое значение эмоций, эмоциональных ...

... опасности преступления. Квалифицирующий вид данного преступления (ч. 2 ст. 107) имеет место в тех случаях, когда в состоянии аффекта совершено убийство двух или более лиц. ... наблюдающихся при аффекте физиологических явлений имеют психологическую природу; поэтому рассматриваемое эмоциональное состояние правильнее было бы назвать психологическим аффектом. Диагностика и исследование физиологического ...

6. Эмоциональное развитие мальчиков и девочек подростков

Эмоциональное развитие мальчиков-подростков отличается от девочек.

Считается, что девочки более эмоциональны и они интенсивнее, чем мальчики, переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков — нет.

Однако у них различаются эмоциональные реакции на сложные ситуации. У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере — резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей мере реагируют изменением поведения (например, могут вспылить, нагрубить).

Эмоции же как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках), пытаются переложить ответственность за неудачи с себя на окружающие обстоятельства или просто «сбросить» внутренне напряжение в криках и ненужных движениях.

По данным Л.А. Регуша, пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек — 13-15 лет. Получается, что 13 лет — возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми. Так, учителя отмечают, что дисциплина чаще всего нарушается учениками 7-х классов, то есть в возрасте 13 лет. Многие взрослые отмечают всплеск своеобразного злорадства у 13-летних подростков: например, они находят смешными неприятности других людей, враждебно относятся к пожилым и инвалидам и т.п.

Как считает В.Г. Казанская, подросткам свойственно застревать на своих эмоциях как положительных, так и отрицательных. В результате подростки, особенно девочки, иногда буквально «купаются в своих переживаниях» и без особого энтузиазма реагируют на попытки окружающих помочь им увлечься каким-нибудь конкретным делом.

В число наиболее значимых для подростков областей проблемных переживаний входят отношения с родителями и со сверстниками [32].

Такие жизненные области, как досуг и школа, тоже вызывают у них беспокойство, хотя и в меньшей степени. А переживания, связанные с собственной персоной и противоположным полом обычно уступают по значимости отмеченным выше жизненным сферам. Кроме этого, как показали исследования (А.И. Подольский, О.А. Идобаева), на первом месте у большинства подростков источником переживаний является жизненная сфера «будущего». Что ожидает их дальше, как сложится последующая жизнь, удастся ли осуществить свои планы и воплотить мечты. Причем больше переживаний, связанных с будущим, отмечается у тех подростков, у которых выше общая тревожность и у тех, кто более интеллектуально развит.

Вывод

Подводя итоги, необходимо отметить, что помимо усиления эмоций и чувств, и даже в противовес им, в подростковом возрасте развиваются способности к их саморегуляции. Подросток, более способный к интенсивным и разнообразным эмоциям, становится способным к их торможению волевым усилием.

4 стр., 1642 слов

Характеристика психологии самозащиты, эмоционального состояния, ...

... по физическим и психическим контекстам 3 . Состояние психологического шока характеризуется недостатком полноценного контакта с окружающим миром и ... может регулировать и брать под контроль собственные эмоции. Эмоциональные состояния личности играют в межличностном общении и ... агрессор или защитник. Основным аспектом философии самозащиты является психология самозащиты. Это особое владение собой и своим ...

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, следует предположить, что в этот период жизни подрастающего человека с легкостью могут возникнуть повышенная тревожность, агрессивность, различные страхи и тревоги

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/fiziologicheskie-osnovyi-emotsiy-razvitie-emotsiy-u-detey-i-podrostkov/

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.

3. Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. — Л., 1989.

4. Вудвортс Р. Выражение эмоций // Экспериментальная психология. — М., 1950.

5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984.

6. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

7. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. — 1991. — №4.

8. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.