1. Задание № 1
ценность аксиологический философия бытие
Выпишите из словаря или энциклопедии и уясните следующие понятия данной темы: Аксиология, деятельность, идеал, культура, личность, норма, общество, сознание, ценность, этика, эстетика.
Аксиология — философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.
Деятельность — одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой.
Идеал — идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы.
Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Личность — 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком смысле слова) или 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Норма — правило поведения в определенной ситуации; форма регуляции поведения в биологических, технических, социальных системах.
Общество — совокупность отношений людей, характеризующаяся определенным способом производства материальных благ и определенными производственными отношениями на определенной ступени исторического развития.
Сознание — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит — в контексте субъект-объектной оппозиции — понятию бытия как субъективное — объективному.
Ценность — термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
Этика — теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.
Эстетика — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.
Здоровый образ жизни, как ценность
... как философия. Без философского осмысления понятия «здоровье» невозможно правильное понимание ценностных ориентации людей. То или иное философское решение этого вопроса определяет общую научную ориентацию исследователя, понимание им цели своей деятельности, ...
2. Задание № 2
Проблемы ценностей в философии
Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества.
Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: «Что есть благо?». Это — основной вопрос общей теории ценностей. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия.
Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений.
Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.
В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы теории ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.
К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж.Дьюи и К. И. Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей — в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие «третичные качества» (наряду с первичными и вторичными качествами).
Значительную роль в аксиологическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей, на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности», или «инструментальности». С другой стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.
Для аксиологического трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (В.Виндельбанд, Г. Риккерт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с «чистым», трансцендентальным, или «нормальным», сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний; возникает проблема онтологической природы «нормативного сознания».
Идеальное бытие должно опираться на реальность; но тут возможны два варианта: либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий «логос». Это последнее решение избирает персоналистический онтологизм, наиболее видным представителем которого был М. Шелер. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована «вневременной аксиологической серией в боге», несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценности, которая и образует онтологическую основу личности. Н.Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.
Ценности и смысл человеческого бытия
... утраты прежних ценностей и необходимости заново определить свое место в мире и смысл своей жизни. Человек – это природное, социальное и в то ... повседневно оценивая действия людей как добрые и злые, одобряя одни и осуждая другие, общество тем самым формирует у человека ... пределы наличного бытия как созданного природой, так и людьми (6, стр. 76). Диалектическая связь природного, социального и культурного ...
Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода.
По существу, это означало критику самой программы общей теории ценностей как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной «подлинной» системы ценностей.
При этом для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и др.).
М. Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания.
В дальнейшем у Ф. Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа Т.Парсонса понятие ценности приобрело обобщённо методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются общественные противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности.
В традициях русской философии наиболее развитыми аксиологическими подходами оказались неокантианский нормативизм (Новгородцев, Кистяковский и др.), феноменолого-герменевтический смыслоанализ Шпета, совершенно оригинальная, не имеющая прямых «западных» аналогов, концепция теории ценностей как «теории творчества» или «теории символизма» Белого, но прежде всего религиозно-ориентированная версия аксиологии, предложенная в различных вариантах В. С. Соловьевым, Бердяевым, Франком, Флоренским, Н. О. Лосским и другими мыслителями «русского религиозного ренессанса».
Советская философия долгое время игнорировала ценностную проблематику и не признавала за аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интреса к аксиологии связано с работами В. П. Тугаринова (в философии), О. Г. Дробницкого (в этике), А. А. Ивина (в логике) и др.
В 1966 году вышла работа «Проблемы ценности в философии», в 1978 — «Философия и ценностные формы сознания», ставшие «программными» в советской аксиологии.
Исторический материализм рассматривает ценности в их социально-исторической, экономической и классовой обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изучении истории культуры, науки, общественного сознания и личности.
Особая область аксиологических разработок — «реконструкция» марксистской аксиологии, давшая начало многим оригинальным концепциям (но уже в польской, венгерской, чехословацкой аксиологии того времени).
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д.; подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества).
Проблема ценностей в философии
... понятия В первом десятилетии ХХ века в философии выделяется самостоятельная теоретическая дисциплина - аксиология (axios - ценность, logos - слово, понятие). Аксиология определялась как «учение о ценностях» - ... и нравственного действия, рассматривая философию как «учение общезначимых ценностей». Виндельбанд переводит проблему ценности на язык философии культуры. В качестве ценности у него выступают ...
Современная аксиология выходит на новый этап своего развития (ценностный релятивизм постмодернизма, компаративистская философия, герменевтические теории, философия и социология знания, философия и социология образования и т. д.), связанный, во многом, с трактовкой философии как самосознания культуры, как рефлексии над ее предельными (смысловыми и ценностными) основаниями, как средства конструирования и освоения новых «возможных человеческих миров» (в этом отношении соотносимой с искусством, религией и наукой), как задающей не только теоретическое, но и практически-духовное отношение к миру и человеку (в этом плане соотносимой с этикой, правом и наукой), в том числе на основе «ценностного причинения» (механизмы целеполагания и долженствования).
Аксиология поворачивает философское и социогуманитарное познание к анализу феноменов личности и индивидуальности, «человеческого в человеке», смыслам и оправданию человеческого бытия, его идеалам и императивам.
В настоящее время аксиология как теория дополняется феноменологией ценностей (история как генетическое «дедуцирование» ценностей, социология как репрезентация типов и иерархий ценностных систем, культурология как конкретный целостный анализ автономных культурных образований).
В качестве особого уровня научного изучения ценностей предлагаются различные программы аксиометрии.
Таким образом, в современной философии существует следующее определение понятию «ценность» — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, заключенные в явлениях общественной жизни или природы.
Процесс смены ценностей, как правило, длителен. К тому же ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху. С этой точки зрения культура человечества обладает неким фондом абсолютов и святынь.
Известный философ Ф. Ницше выступал как «радикальный нигилист» и требовал кардинальной переоценки ценностей культуры, философии, религии.
Надо точно понять Ницше — он стремится, по его собственным словам, заниматься не сетованиями и моралистическими пожеланиями, а «описывать грядущее», которое не может не наступить. По его глубочайшему убеждению (которое, к сожалению, никак не опровергнет история заканчивающегося XX в.), нигилизм станет реальностью по крайней мере для последующих двух столетий. Европейская культура продолжает Ницше свое издавна развивается под игом напряжения, которое растет от столетия к столетию, приближая мир к катастрофе.
Себя Ницше объявляет «первым нигилистом Европы», «философом нигилизма и посланцем инстинкта — в том смысле что он изображает нигилизм как неизбежность, зовет понять его суть. Нигилизм может симптомом окончательного упадка воли, направленной против бытия. Это «нигилизм слабых». «Что дурно? — Все, что вытекает из слабости». А «нигилизм сильных» может и должен стать знаком выздоровления, пробуждения новой воли к бытию.
Без ложной скромности Ницше заявляет, что по отношению к «знакам упадка и начала он обладает особым чутьем, большим, чем какой-либо другой человек
По методике преподавания физической культуры : » Основные ...
... Ю.К.Чернышенко, В.А.Баландина и др. В связи с вышеизложенным, очевидна актуальность темы дипломной работы, заключающаяся в разработке и поиске новых методических подходов, к использованию подвижных ... так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий ...
«Я могу, — говорит о себе философ быть для других людей учителем, ибо знаю оба полюса противоречия жизни; я и есть само это ». А то, что его философия, не понятая эпохой, принадлежит к числу «несвоевременных размышлений», никого не должно смущать, ибо нет ничего более своевременного, чем умение мыслителя преодолеть в свое время диктат его ценностей.
К переоценке ценностей Ницше звал своих читателей уже в ранних работах. Так, «Человеческое, слишком человеческое» он начинает в искренней, исповедальной манере. Ницше рассказывает о своем духовном становлении, о страстном увлечении Вагнером и Шопенгауэром и столь же страстном от их (и других мыслителей) идей и доктрин.
А это порождает вопрос, который Ницше обращает к себе и к своим читателям: «…сколько лживости мне еще нужно, чтобы сызнова позволить себе роскошь моей правдивости?». В чем же удел мыслителя, отказавшегося от лжи, фальши устаревших, догматизированных воззрений? Стать из-за переоценки ценностей унылым, лишенным чувства юмора философом и морализатором-одиночкой? «Нет», — отвечает Ницше.
Везде рождаются, хотя и в великих муках и постепенно, «свободные умы» и обновленные души. Они движутся навстречу друг другу. «Какие узы крепче всего? Какие путы почти неразрывны? У людей высокой избранной породы то будут обязанности — благоговение, которое присуще юности, и нежность ко всему, издревле почитаемому и достойному, благодарность почве, из которой они выросли, руке, которая их вела, храму, в котором они научились поклоняться…».
Но потом приходит тяготение к «великому разрыву», выраженному в виде тревожного вопроса: «…Нельзя ли перевернуть все ценности и, может быть, есть зло? а Бог — выдумка и ухищрение дьявола? И может быть, в последней основе все ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?». Намеченная здесь идея переоценки ценностей духовной аристократией нового типа развита в последующих произведениях, особенно в «Так говорил Заратустра».
Ценности как таковые неразрывно связаны с социокультурным контекстом и могут рассматриваться в качестве неких квантов общего культурного поля. Именно в этом смысле можно рассматривать ценности как структурные инварианты различных культур, определяющие не только содержательную специфику конкретной культуры как арсенала эффективных адаптивных стратегий, но и особенности ее динамики и развития.
В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценности, постоянно разрушает противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности.
Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе — прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.
По педагогике «Человек, культура и образование на современном этапе»
... образования. Методологической основой курсовой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет. Работа состоит из: введения, двух глав (частей), заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи человека, культуры и образования 1.1 Образование ...
Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
По отношению к субъекте (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений различных практических отношений человека к окружающим предметам и явлениям.
По мере секуляризации внедрение ценностей все больше берет на себя светская культура, допускающая значительно большую степень дифференциации ценностных ориентации и более гибкую систему путей и средств их реализации.
Ценности в духовной жизни общества создают смысловые поля различной напряженности. Человек, побуждаемый поиском смысла своих действий, не может вести себя в таких полях индифферентно. Он либо принимает существующие смыслы, либо становится к ним в оппозицию, либо пытается найти компромисс. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности и смыслы.
Чтобы культура могла обогащаться, она должна быть способной ассимилировать и синтезировать ценности. Поэтому развитые культуры полиморфны и многозначны. Такие культуры более эффективно работают в ситуациях внутренних или внешних вызовов. Обладая более богатым набором ценностей, они имеют более широкие возможности и для конструирования ответа, для более гибкой реакции и, следовательно, имеют более высокую ступень выживаемости.
Развитая культура способна создать подвижную систему ценностей и регулятивов. Эта подвижность проявляется в том, что ценность на одном уровне бесспорна, а на другом уровне она изменяется. Устойчивость развитых культур обеспечивается тем, что в них есть механизмы согласования ценностей без взаимного их разрушения, именно благодаря возможности уточнять смысл ценности и соотнесения ее к фиксированному уровню. Как тут не вспомнить: «Кесарю — кесарево, Богу — Богово».
Но чтобы механизм согласования ценностей работал, культура должна иметь принятую в ней иерархию ценностей, уметь распределять ценности по различным нишам культуры, взвешивать ценности по их социальным последствиям.
В целом, чем выше уровень ценностей, входящих в ту или иную культуру, тем более она требует осознанности этих ценностей от носителей этой культуры. Чем выше органичность системы ценностей в той или иной культуре, тем выше целостность духовной жизни в такой культуре.
Максимально ограниченные ценности образуют ядро культуры. Ядро формирует основные идеалы, и если культура полиценностна, то эта работа осуществляется без крайностей, т. е. с максимально-достижимой в данной культуре универсальностью. Это способствует тому, что такая культура способна гасить крайности и чрезмерный радикализм. Ядро модифицируется в зависимости от исторических особенностей развития общества. Ценностное ядро родового общества, например, отличается от ценностного ядра национального или многонационального общества.
Природа ценностей такова, что они телеологичны, т. е. они заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни.
Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества
... (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности. Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно ...
В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся снять харизму с целей, приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т. д. Они изыскивают пути рационализации ценностей, где цель и средства ее достижения соотносятся с точки зрения их адекватности.
Культура стремится обеспечивать выживание и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека более эффективными регулятивами. Для отдельною человека фактически возможны следующие ситуации: он знает ценности своей культуры и способен их реализовать; он плохо знает ценности и его возможности ограничены этим обстоятельством; он догматизировал свое знание о ценностях, а в реальности они уже преобразовались; и, наконец, — человек руководствуется ценностями, которые еще не вошли в культуру. Во всяком случае необходимо уметь находить меру, а это уже не только знания и эрудиция, но и житейская мудрость, искусство жить.
3. Задание № 3
Сравните понятия «ценность» и «норма», использовав следующие вопросы:
1.Каков способ возникновения?
2.Каково социальное значение?
3.Возможна ли передача от общества отдельной личности? Если «да», то какими способами?
Сделайте вывод: какая существует связь между понятиями «ценность» и «норма»? Приведите примеры известных Вам норм, принятых в современной российской действительности. Какие ценности доминируют в культуре России в последние годы?
В духовной культуре могут действовать нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев специализированного поведения человека.
Ценность — более сложный и развитый продукт духовной культуры. Ценность формируется не только функций нормы и обычая, кроме того, она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.
И ценность, и норма имеют большое социальное значение. Только если норма не допускает двоякого толкования и часто принимает форму закона, то ценность подразумевает выбор, допускает полярность решений.
Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Ценности создают более гибкий уровень регуляции общества, подчиняя себе функционирование обычаев, норм и значений, особенно важных для общества.
Передача ценностей и норм от общества отдельной личности возможно самыми разными способами. В процессе социализации личность усваивает принятые в данном обществе нормы, правила, ценности, имеющие преимущественное значение в данном окружении. Большую роль в этом играют средства массовой информации, воспитание и т. д.
Духовный мир и мировоззренческие ценности человека
... мировоззрения и духовных качеств, которые представляют ценность для субъекта , обеспечивают самостоятельность и относительную независимость его духовности и практического существования. Итак, сознание человека представляет собой идеальное свойство высшей нервной деятельности (головного мозга) человека и ...
Во всякой зрелой, устойчивой культуре формируются различные механизмы внедрения ориентации на достижение ценностей и отторжение неценностей как принципов, вносящих деструктивное начало в жизнь человека и общества. Конечно, разработанную систему такого внедрения воплощает в себе всякая религия («добродетель — грех»).
Между понятиями ценности и нормы существует самая тесная связь, ведь не случайно и ценность, и норма появились из обычая. Ценности и нормы — регулятивы поведения человека. Нормы действуют запретительным или разрешительным способом. Ценность также подсказывает, как можно поступить. В современной российской действительности приняты следующие типы норм: экономические, политические, технические, технологические, нравственные, правовые и т. д.
В последние годы в России на первое место выходят ценности социальные, связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой. Тем не менее, для многих остаются по-прежнему важными витальные ценности, связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, а также нравственные, религиозные и идеологические.
4. Задание № 4
Логические задачи, упражнения и комментарии.
Советский философ М. М. Бахтин в своей работе «К философии поступка» указывал: «…Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».
1. На какой аспект понятия «ценность» обратил внимание мыслитель?
2. Почему он считал, что без активного эмоционально-волевого отношения личности ценности превращаются в «пустые содержательные возможности»?
3. Каким образом происходит реализация ценностей?
4. Чем объясняется то, что набор ценностей у людей примерно одинаков (счастье, благополучие и т. п.), а поступки значительно отличаются?
М. М. Бахтин обратил внимание на такой аспект понятия «ценность», как личностный. Ценность в общем значит не так много, как ценность для каждого конкретного человека. Можно много говорить о значимости ценностей, но без личности они не будут настолько важны.
Ценности сами по себе — «пустые содержательные возможности», считал Бахтин. И это так. Если, например, человек не дорожит своим здоровьем, то оно не представляет для него ценность. В данном случае необходимо активно поддерживать здоровье, вести здоровый образ жизни, что невозможно без эмоционально-волевого отношения. Реализация ценностей происходит по-разному, в зависимости от каждой конкретной ценности. Что для человека оказывается более важным, то он и выдвигает на первое место. Порой для достижения одной ценности приходится жертвовать другой (например, здоровьем ради благосостояния и карьеры).
Набор ценностей у людей примерно одинаков, потому что это такие составляющие жизни человека, что все хотят, чтобы они были, в какой-то степени — это идеальные стороны бытия. Трудно найти человека, желающего болеть, лишится свободы и т. д. Поступки же человека во многом зависят от его характера, воспитания, наследственности, а также от каждого конкретного случая: некоторые люди и сами не могли бы предугадать, как повели бы себя в той или иной ситуации. Поэтому поступки значительно отличаются.
5. Задание № 5
Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
1. Вставьте пропущенное слово в высказывание Г. Риккерта: «Ценности не есть, они что-либо значат».
Социальные ценности и нормы
... Анализируя социальные ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, можно получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. ... на сохранение и воспроизводство сложившихся целей и норм жизни; современные ценности, возникшие под влиянием изменений в общественной жизни или в главных ее сферах. В данном ...
2. Что из нижеперечисленного можно отнести к витальным ценностям:
+а) здоровье, +б) жизнь, в) карьера, г) богатство, д) свобода, е) добро, +ж) счастье.
3. Ценность возникает в результате:
а) восприятия, +б) оценки, в) веры, г) общения.
4. Вставьте ключевое слово: «Система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом, называется культура».
5. Соотнесите сферы гуманитарного знания и объекты их изучения:
а) мораль — в) этика
б) человек — г) антропология
в) прекрасное — а) эстетика
г) ценность — б) аксиология
Время формирования в философии подхода, рассматривающего предметы и явления как ценности:
+а) Новое время, б) Возрождение, в) Средневековье.
7. Формами социальной нормы являются:
а) обычаи, б) обряды, +в) традиции, г) ритуалы, д) мифы е) образование.
8. Кто автор понятия «переоценка ценностей»:
а) А. Бергсон, б) А. Шопенгауэр, в) В. Дильтей, +г) Ф. Ницще.
9. Автором аксиологической концепции культуры является:
а) В. Виндельбанд, б) И. Кант, в) Г. Риккерт, +г) Э. Дюркгейм.
10. Соотнесите произведения и их авторов:
а) «Так говорил Заратустра» — б) Ф. Ницше,
б) «Европейский нигилизм» — а) М. Хайдеггер
в) «Миф о Сизифе» — в) А. Камю