: «Факторы, влияющие на успешность школьной успеваемости, нейропсихологический фактор

В последние годы в педагогической практике отмечен значительный рост количества учащихся, для которых усвоение школьной программы представляет трудности. По различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся. От родителей часто можно услышать жалобы о том, что их дети крайне ленивы и не хотят ничего делать, но если захотят – то могут сделать хорошо, только вот добиться их желания, например, сделать уроки, крайне трудно.

Почему дети не усваивают учебный материал, испытывают трудности в общении, иногда агрессивны, ленивы, медлительны и т.п.? Эти и многие другие вопросы волнуют педагогов, психологов, родителей.

Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости в младшем школьном возрасте, и соответствующая коррекционная работа позволяет уменьшить вероятность перерастания временных неудач в хроническую неуспеваемость, что в свою очередь снижает вероятность возникновения у ребенка нервно-психических и психосоматических расстройств.

Известный отечественный психолог Д.Б. Эльконин писал: «С сожалением приходится констатировать, что борьба с неуспеваемостью начинается иногда, когда она уже приобрела явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика – самооценку, мотивы деятельности, систему отношении с учителями, товарищами и родителями.

Практика показывает, что проведение дополнительных занятий далеко не всегда приводит к положительному результату – к устранению имеющихся пробелов в усвоении школьных знаний. Таким образом, вопрос о том, какими должны быть эти занятия и как предупредить появление школьных трудностей до сих пор остается открытым.

В то же время накопленные отечественными психологами данные позволяют если не решить поставленную проблему, то хотя бы нащупать возможные подходы к её решению.

Общее представление о причинах школьных трудностей.

Основная причина школьных трудностей – низкий уровень мозговой активности или нейродинамических показателей психической деятельности, обуславливающий низкий уровень умственной работоспособности.

Нейродинамические трудности могут проявляться в следующем:

1.Ребенок забывает дома тетрадку, учебник, дневник чаще, чем это происходит в среднем со всеми детьми. Забывает ( не успевает) записать домашнее задание.

2. Почерк укрупняется или, наоборот, становится мелким. Могут чередоваться большие или очень маленькие буквы, при этом строчка может резко сползать вниз.

31 стр., 15195 слов

Школьные трудности благополучных детей

... испытывающих затруднения в обучении После проведенной мною коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с трудностями в обучении и анализа ряда учебных пособий по психологии, педагогике и ... другим дисциплинам, связанных с обучением и воспитанием детей и другой специальной психолого- ...

3. Увеличивается число «глупых», нелогичных ошибок, описок. Ребенок часто пропускает буквы, не дописывает слова

4. Если на уроке дается задание для самостоятельной работы, ребенок приступает к нему не сразу, иногда – только к концу урока, и поэтому просто не успевает его выполнять.

5. Ребенок то и дело роняет ручку, пенал, т етрадь ( таким образом он бессознательно меняет позу, чтобы «подпитать» мозг энергией).

6. Ребенок становится более капризным, возникают сложности с засыпанием, истирические реакции на любую мелочь.

Снижение нейрординамических показателей делает невозможным полноценное функционирование памяти, мышления, внимания и других высших психических функций, снижает способность ребенка к самоконтролю, И как следствие ребенок начинает плохо учиться и вести себя.

Домашние задания выполняются долго, ребенок быстро истощается, что значительно затрудняет усвоение изучаемых в школе предметогв. Такие дети чаще всего воспринимаются учителями как интеллектуально несостоятельные, хотя они могут отличаться высоким уровнем интеллекта и сообразительности, просто имеющихся у них энергетических ресурсов хватает ненадолго, На уроке они быстро перестают воспринимать информацию, зевают, начинают вертеться и мешают другим, часто отвлекаются, не могут долго концентрировать свое внимание, с трудом включаются в деятельность. Мозг ребенка, работает по образному выражению Ж.М.Глозман, «вполнакала».

Также можно отметить, что неравномерность развития высших психических функций присуща всем детям, она определяется индивидуальной генетической программой и влиянием внешних социальных факторов. Именно поэтому довольно трудно очертить границу между нормально развивающимися детьми и имеющими отклонения. Если в случае нормального развития слабые процессы проявляют себя при утомлении, то при наличии нарушений в психическом развитии неравномерность функций выражена сильнее, что затрудняет процесс компенсации слабых сторон за счет сильных.

Связь нейродинамических показателей психической деятельности и успешности обучения в школе исследовалась в работе Ж.М.Глозман, И.В. Равич-Щербо и Т.В. Гришининой (2007).

Факторы, влияющие на школьную успеваемость.

Среди факторов, влияющих на школьную успеваемость можно выделить две большие группы: нейропсихологические и психолого-педагогические.

Нейропсихологические факторы связаны с онтогенезом мозга ребенка — формированием основных структур психики индивида в течение его детства: во-первых, с неравномерным созреванием мозговых зон, влияющих на становление функциональных систем, и, во-вторых, с незавершенностью формирования последних. Так, например, лобные отделы головного мозга, отвечающие за регуляцию сложных форм поведения, процессы мышления и другое, созревают значительно позже, где-то к 9 годам.

Именно с этим связан тот факт, что первоклассникам очень сложно сидеть на месте 40 минут урока, они много отвлекаются, невнимательно слушают объяснения учителя, т.е. им еще трудно управлять своим поведением. И именно специально организованная учебная деятельность способствует развитию этих отделов головного мозга и формированию произвольных форм поведения у младших школьников.

Незначительные отклонения в работе нервной системы, получившее название «минимальные мозговые функции (ММД)», представляют собой вариант нормального развития. Согласно имеющимся на сегодняшний день данным, число детей с ММД увеличивается, и в настоящее время насчитывается до 30% от общего числа учащихся.

7 стр., 3188 слов

Ы по медицине Нарушения психического развития у детей

... диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-60 баллов, психическое развитие ребенка (9-12 лет), (МКБ-10). Дети, как правило, начинают позже ходить, говорить, в более поздние ... изучение мозговых основ психических функций, было показано, что мозговым субстратом наиболее сложных форм целенаправленного осмысленного поведения, и, прежде всего интеллектуальных процессов, являются лобные доли ...

Как правила, нарушения в развитии становятся заметны лишь с поступлением ребенка в школу в связи с возросшими нагрузками. Несмотря на то, что нейропсихологические факторы оказывают влияние на протекание психических процессов ребенка и как следствие – успешность в усвоении школьной программы, их негативные последствия могут быть устранены благодаря активизации протекания мозговых процессов в ходе обучения.

За психолого-педагогическими факторами скрываются уровень и характер познавательного и эмоционально-личностного развития ребенка, а также особенности системы школьного обучения.

Следует заметить, что действие двух этих факторов взаимосвязано. С одной стороны, нередки случаи, когда учителя, заметив неблагополучие ребенка с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), невольно снижают уровень предъявляемых к нему требований и тем самым создают условия обучения, тормозящие его психическое развитие. В результате бывает трудно определить, под давлением каких причин ребенок, начиная с первого класса, оказывается не в состоянии усвоить базовые сведения из различных предметных областей. С другой стороны, слишком большие нагрузки, без учета индивидуальных особенностей мозговых процессов ученика, могут оказывать негативное влияние на формирование функциональных систем его психики.

I.3. Нейропсихологический фактор.Дети, имеющие нарушения в созревании тканей головного мозга, обучаются либо в массовых, либо в коррекционных школах. Главная проблема, с которой они сталкиваются – это отсутствие педагогической помощи, адекватной особенностям их психофизического развития. Такие дети нуждаются в индивидуальных образовательных программах. Нужно знать, что необходимо развить у ребенка, чтобы помочь ему преодолеть не только уже имеющиеся, но и возможные в дальнейшем трудности.

В этом случае желательно обратиться к нейропсихологу (или психологу), в обязанности которого входит решение следующих задач:

  • проведение системного анализа состояния высших психических функций ребенка (сложные психические процессы, они социальны по происхождению, но формируются при жизни, опосредованы по строению и произвольны по способу осуществления;
  • Это одно из основных понятий современной психологии;
  • в нейропсихологии это понятие является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов), что определяет определение актуального уровня развития психических процессов, выделение их сильных и слабых сторон;
  • соотнесение полученных данных с особенностями поведения и уровнем успеваемости ученика;
  • выявление причин и механизмов испытываемых ребенком трудностей;
  • составление соответствующих психолого-педагогических рекомендаций, включающих в себя выработку эффективной стратегии дальнейшего нейропсихологического и педагогического сопровождения и нахождение оптимальных методов формирования отстающих в развитии функций;
  • проведение совместно со школьными педагогами коррекционных мероприятий.

Необходимо специально подчеркнуть, что все перечисленные задачи находятся в компетенции психолога, а не педагога. Особое место занимает нейропсихологическая диагностика, данные которой позволяют говорить о парциальном (частичное отставание, частичное выпадение функции) отставании в развитии высших психических функций у таких детей.

3 стр., 1183 слов

Развитие мозга ребенка

... развитие мозга, по крайней мере, кортекса, представляет собой процесс организации межрегиональных взаимодействий. Одна и та же функция у детей ... такое развитие мозга обеспечивает возможность социального научения — вида сложного научения, обеспечивающего реализацию высших психических функций ... чаще используют правополушарный способ обработки вербальной информации наряду с левополушарным. В речевых ...

Любая высшая психологическая функция включает в себя несколько составляющих звеньев, и такая сложная функциональная система опирается на целый комплекс совместно работающих мозговых зон.

В качестве иллюстрации сказанного можно обратиться к действию письма. Чтобы написать слово, прежде всего, нужно выделить входящие в его состав звуки, разложить непрерывный звуковой поток на составляющие звуковые единицы языка – фонемы. Далее фонемы необходимо перекодировать в зрительно-двигательные элементы письма. Кроме того, процесс письма предполагает выполнение программы движений, когда одно звено плавно переключается на последующее. Наконец, письмо подчиняется общей задаче – написать фразу, предложение и т.п. В то время следует заметить, что одно и то же звено в свою очередь входит в состав различных действий, например, возможность различать звуки необходима не только для письма, но и для восприятия устной речи, чтения.

Сказанное позволяет сказать, что нарушение в работе того или участка мозга может привести к распаду целой функциональной системы.

Таким образом, с одной стороны, нарушение в работе какого-либо участка мозга может вызвать нарушение различных функциональных систем, а с другой, одна и та же функциональная система может пострадать при поражении различных участков мозга.

Нейропсихологический анализ школьных трудностей показал, что они могут быть обусловлены нарушениями в функционировании отдельных психических функций и процессов.

Для нашего дальнейшего изложения особое значение имеет представление о трех блоках мозга, каждый из которых играет особую роль в обеспечении психической деятельности. Испытываемые детьми трудности в учении будут обусловлены нарушением в развитии соответствующих блоков мозга.

ПЕРВЫЙ БЛОК ВТОРОЙ БЛОК ТРЕТИЙ БЛОК

Энергетический — поддерживает нужный тонус коры, который необходим для того, чтобы протекали успешно:

во-первых, процессы получения и переработки информации,

во-вторых, процессы формирования программ и контроля за их выполнением. Приема, переработки и хранения информации. Программирования поведения, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Согласно полученным нейропсихологическим данным, психические функции развиваются неравномерно, и у каждого ребенка может быть выделена своя индивидуальная траектория развития.

В соответствии с обозначенными выше блоками мозга выделяются и три основные группы школьных трудностей.

Работа первого блока мозга не связана специально с теми или иными органами чувств, он обеспечивает общий тонус коры, бодрствование и возможность длительное время сохранять следы возбуждения. В случае сбоя в работе этого блока ребенку становится трудно поддерживать оптимальный уровень активности.

Среди таких детей выделяют гиперактивных и гипоактивных. У гиперактивных отмечается повышенная активность этих отделов мозга, а у гипоактивных – пониженная. Гиперактивные дети заметно выделяются среди сверстников. Такие дети подвижны, эмоциональны, легко отвлекаются и отвлекают своих одноклассников. Трудности, связанные с усвоением учебного материала, в большей степени испытывают гиперактивные школьники, у которых имеет место нарушение произвольного внимания – в таком случае речь идет о ребенке с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

12 стр., 5520 слов

Опухоли головного мозга детей

... болезни, как опухоль головного мозга у ребенка, но и послужить отягчающим фактором в прогрессировании заболевания. Классифицируют опухоли головного мозга у детей следующим образом: Доброкачественная опухоль характеризуется поражением ... теряется много. Кроме того, симптомы доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга у детей имеют различия. Все вышеперечисленное указывает на наличие ...

Те гиперативные дети, которые обладают сохраненными функциями внимания, отличаются только своим поведением, чем доставляют немало хлопот учителям и родителям, однако, как правило, школьная успеваемость при этом не страдает.

Гипоактивные дети медленно входят в рабочее состояние, быстро утомляются. Они оказываются продуктивными в первой половине урока, а во второй – отвлекаются и даже «отключаются». Учитель испытывает большие трудности, пытаясь повысить активность ребенка.

Можно выделить мероприятия, которые будут способствовать повышению общей работоспособности детей в начальной школе:

  • внимательное отношение к организационной стороне урока;
  • смена видов деятельности, избегание монотонности в работе;
  • повышение мотивации за счет включения в урок элементов игры и соревнования, организации работы в группах;
  • проведение физкультминуток и выполнение движений на внимание;
  • контроль за результатами усвоения в начале, середине и конце урока.

Все эти рекомендации могут быть распространены и на учащихся средней и старшей школы, но следует иметь ввиду возрастные особенности подростков. Главное, на что следует обратить внимание педагогу, – на недопустимость однообразия в работе, что может привести к снижению работоспособности.

Второй блок мозга приемом, переработкой и хранением получаемой человеком информации. Он включает в себя задние отделы коры головного мозга (теменную, височную и затылочную области) и отвечает за восприятие зрительной, слуховой и тактильной (осязательной) информации, за переработку или «кодирование» её, за сохранение в памяти следов полученного опыта. Аппараты этого блока могут рассматриваться как корковые концы анализаторов: зрительного (затылочная область), слухового (височная область) и тактильного (теменная область).

В случае трудности переработки слуховой и тактильной информации страдают чтение (нарушение чтения, которое проявляется в замедленном характере чтения и письмо (дисграфия – расстройство процесса письма).

При чтении и письме ребенок путает близкие по звучанию и произношению звуки, при этом навыки чтения и письма плохо автоматизируются. Некоторые дети прибегают к угадывающему чтению. У таких детей, как правило, бедный словарный запас и низкая слухоречевая память (запоминание, сохранение и воспроизведение элементов речи).

В начальной школе в этом случае предполагают следующее:

  • тщательная проработка звукового анализа с использованием внешних опор и учетом сильных сохраненных звеньев;
  • обогащение словаря;
  • развитие слухоречевой памяти;
  • проведение пальчиковой гимнастики в начале и середине урока;
  • от учителя требуется построение недлинных фраз с использованием знакомых детям слов;
  • соблюдение высоких требований к дикции учителя.

Особое внимание данному виду работы следует уделить именно в начальной школе, однако такие направления работы как увеличение словарного запаса и развитие слухоречевой памяти сохраняют свою актуальность на протяжении всего школьного обучения.

38 стр., 18676 слов

Исследование влияния леворукости на адаптацию детей к их обучению в школе

... работы мы рассмотрим мнение ученых о том, как и почему возникает леворукость, каковы особенности развития психических процессов леворуких детей и с какими психологическими проблемами сталкиваются леворукие дети ... проценте леворуких среди умственно отсталых детей, среди детей с трудностями обучения письму и чтению, но ... данным в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15 - 23 %. ...

Очень многие проблемы, нерешенные в начальной школе, сохраняются и в средней, вызывая сложность в усвоении учебного материала.

Дети, испытывающие трудности при переработке зрительно-пространственной информации допускают большое число ошибок в письменных работах по русскому языку и математике, но при этом они могут давать хорошие устные ответы. Главная причина испытываемых детьми проблем – трудности, связанные с оперированием пространственной информацией и нахождением стратегии её переработки. Это обусловливает медленное овладение целостным чтением.

Исследователи выделили также типичные ошибки:

  • трудности ориентировки на листке бумаги и соблюдения строки;
  • колебания наклона и размера букв;
  • трудности припоминания букв, их искаженное написание, замена рукописных букв печатными, замена похожих букв;
  • зеркальность при написании букв;
  • трудности при запоминании словарных слов;
  • пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
  • нарушение порядка следования букв;
  • тенденция к транскрипционному письму;
  • слитное написание слов.

Психологи предполагают следующие рекомендации учителям начальной школы на первых порах овладения чтением:

  • повышение учебной мотивации детей за счет включения игровых форм работы;
  • специальная отработка пространственных действий с обязательным их проговариванием;
  • отработка понимания пространственных синтаксических конструкций;
  • фиксация буквами П и Л правой и левой сторон доски;
  • написание слов на доске крупными буквами;
  • работа по ориентации на листе бумаги, нахождение середины листа, отсчет клеточек.

У детей, испытывающих трудности переработки зрительной информации страдает формирование четких образов предметов и усвоение отдельных букв, медленно расширяется словарь, страдает овладение чтением. Хорошо известно, что при недоразвитии любого звена зрительного восприятия страдает функциональная система в целом, поэтому на первом этапе педагогической коррекции целесообразно предлагать ребенку задания общего характера (например, узнавание изображений хорошо знакомых объектов), а в дальнейшем они начинают носить конкретный характер (упражнения в письме в воздухе по образцу и по памяти, письмо пальцем на столе, конструирование бук и цифр из элементов).

Третий блок мозга человека осуществляет программирование, регуляцию и контроль активной человеческой деятельности. В него входят аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место занимают лобные доли.

Сознательная деятельность человека только начинается с получения и переработки информации, далее происходит формирование намерений, выработка соответствующей программы действий и их осуществление во внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах. Для этого нужен специальный аппарат, который мог бы создавать и удерживать нужные намерения, вырабатывать программы действий, осуществлять их и постоянно следить за протекающими действиями, смягчая эффект выполняемого действия с исходным намерением.

15 стр., 7236 слов

Повышение остроты зрения у детей среднего дошкольного возраста, ...

... у детей среднего дошкольного возраста, страдающих косоглазием и амблиопией, через дидактические игры и упражнения ". Объект исследования: процесс повышения остроты зрения у детей с косоглазием и амблиопией. Предмет изучения: дидактические игры и ... зрение называют остротой зрения (visus) . Остроту зрения обозначают латинской буквой V . Острота зрения (центральное зрение) – решающий показатель для ...

Дети с отставанием функций программирования и контроля деятельности отличаются либо повышенной активностью – они непоседливы, тянут руку не дослушав вопроса, либо заторможенностью – в этом случае дети медлительны и вялы.

Если при нарушении работы первого блока мозга дети страдают от того, что не в состоянии поддерживать оптимальный уровень бодрствования и либо быстро отключаются, либо излишне возбуждены, то при нарушениях, обусловленных сбоем в работе третьего блока мозга, страдает планирование действий.

Например, при решении арифметической задачи детям с нарушением тонуса коры сложно приступить к её решению, а дети с трудностями контроля перескакивают от одного действия к другому, от одного способа к другому.

Интересно заметить, что для детей с синдромом дефицита внимания (СДВ) в сочетании с гиперактивностью (СДВГ) характерны нарушения обоих видов.

Что характерно для всех детей с отставанием действий контроля: они легко отвлекаются, соскальзывают на упрощенный вариант выполнения действия, с трудом доводят действие до конца, не сверяют результат действия с образцом или замыслом. Такие дети неуспешны при выполнении всех учебных заданий, но, по мнению исследователей, более остальных страдает решение мысленных задач.

1.4.Комплексная коррекция трудностей обучения в школе.

\

Школьные неуспехи вызывают негативную реакцию у педагогов и родителей, что еще более снижает учебную мотивацию, что ведет к еще большему отставанию в учебе.

Нейропсихологическая коррекция может помочь ребенку выдержать возрастающие школьные нагрузки

Психологи в качестве главного коррекционного метода называют работу с материализированными внешними опорами, при этом осуществляется постепенный пошаговый переход от совместного со взрослым развернутого действия к самостоятельным свернутым внутренним действиям.

Они рекомендуют учителям начальной школы соблюдать следующие правила:

  • организовать рабочее место ученика;