Система дошкольного образования Республики Беларусь

1. Дошкольное образование является составной частью системы образования Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества.

Особенностью дошкольного детства, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития. Эти периоды жизни ограничены кругом возможных достижений в психическом развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно «переставлены» во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).

Государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности и создает надлежащие условия для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного образования.

2.Определение понятия «система образования» — Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно воспитательных учреждений.

Система образования любой страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни в обществе и включает в себя:

  • образовательные учреждения;
  • государственные образовательные стандарты и государственные образовательные программы, по которым работают вышеназванные учреждения;
  • органы управления образованием.

Принципы национальной системы образования:

1. Приоритет общечеловеческих ценностей;

2. Национально-культурная основа;

3. Научность;

4. Ориентация на мировой уровень образования;

5. Гуманизм;

6. Экологическая направленность;

7. Преемственность и непрерывность;

8. Единство обучения, духовного и физического воспитания;

9. Поощрение таланта и образования;

10. Обязательность базового образования.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые осуществляют учебно-воспитательный процесс на основании определенной образовательной программы. Сущность образования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитани я и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений.

3 стр., 1226 слов

Финансирование дошкольных образовательных учреждений

... задачами дошкольного учреждения в России являются: На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития реб ...

Определение понятия «дошкольное образование» — Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Охрана жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется штатными медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения, а также медицинскими работниками органа здравоохранения, закрепленного за дошкольным образовательным учреждением.

Детское дошкольное учреждение — это тип образовательного учреждения в Республике Узбекистан, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х до 7 лет.

3.Цели и задачи системы дошкольного образования:

Основные задачи учреждений дошкольного образования

Дошкольное образование, независимо от форм и способов его получения, решает следующие задачи:

  • целенаправленная и систематическая подготовка детей к обучению в школе;
  • развитие их индивидуальных способностей и одаренности;
  • приобщение детей к национальным и общечеловеческим этическим и культурным ценностям, интеллектуальное развитие ребенка;
  • формирование основ высокой духовности и нравственности;
  • укрепление физического и психического здоровья детей.

Приоритетные задачи системы до-

школьного образования:

  • расширение многофункциональной расширение многофункциональной сети дошкольных учреждений разных типов, профилей, новых форм организации дошкольного образования, в том числе для детей с особенностями психофизического развития, с целью оказания государственной социальной и психолого-педагогической поддержки семьям;
  • формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;
  • повышение качества образовательного процесса, создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей индивидуальные способности ребенка, его активность, жизнерадостность;
  • укрепление сотрудничества с семьей в целях формирования позитивного родительства, ориентированного на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды.

4. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене — дошкольном образовании — происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе).

Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин «дошкольное образование» (с 1997 года по решению ЮНЕСКО).

Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), за прошедшие годы решена. Вышеперечисленные проблемы актуализировали необходимость ее переработки.

Настоящая Концепция дошкольного образования Республики Беларусь (далее — Концепция) предлагает теоретические основы дошкольного образования, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности используемых в дошкольном образовании технологий воспитания и обучения.

В Концепции нашли отражение современные тенденции развития дошкольного образования в нашей стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

Юридическими документами, из которых исходит Концепция и которыми регулируются отношения в сфере дошкольного образования, являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; 1995 г., N 18, ст. 200; 1996 г., N 21, ст. 380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 32, ст. 459), Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; 1996 г., N 21, ст. 380), Примерное положение о детском дошкольном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования от 28 июня 1993 г., N 203 и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Государство признает важную роль дошкольного образования в становлении личности и создает надлежащие условия для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного образования.

5. Государственное учреждение образования «Ясли –сад № 93» г. Могилёва. Ведомственная принадлежность отдела образования Ленинского района .

Количество групп :10 из них :

1-младшая санаторная ( 15 детей,12 часов пребывания )

1-младшая ( 16 детей, 10,5 часов пребывания)

2-младшая (3 группы, 58 детей, 10.5 часов пребывания)

Педагогический состав:

Всего человек

образование

высшее

Средне-специальное

среднее

26

14

9

3

категории

1

2

высшая

Без категории

6 чел

3чел

4 чел

13 чел

Требования к трудовой дисциплине:

В учреждениях образования разработаны правила внутреннего распорядка. Все работники под роспись ознакомлены с правилами внутреннего распорядка.

  1. Поощрение за успехи в работе:
  • за образцовое выполнение трудовых обязанностей
  • успехи в обучении и воспитании

И т.д. применяются следующие поощрения:

  • объявление благодарности;
  • выдача премии;
  • награждение ценными подарками;
  • занесение на доску почёта;

Поощрение объявляется приказом заведующего и доводится до сведения работника «Ясли –сада»

В саду хорошая планировка, помещения светлые, в групповых комнатах мебель подобранна по возрасту детей, также в групповых комнатах имеются :игровые уголки, уголки труда, уголки где располагаются цветы.

В саду для гаждой возрастной группы отведена своя площадка для прогулок.

В спортивной комнате имеется всё ,что нужно по программе « пролеска» и т.д.

6. Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы

  • демократизации и гуманизации;
  • системности и целостности управления;
  • централизации/децентрализации;
  • взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • единоначалия и коллегиальности;
  • объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.