Речевое развитие детей 5-6 лет

Данная работа посвящена вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС речевое развитие является одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Данная тема является актуальной поскольку развитие речи является центральной задачей развития детей. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью речи и ее ролью в формировании личности.

Развитие культуры речи в последнее время становится всё более важной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень общей культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих речь детей.

Цель реферата – рассмотреть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

12 стр., 5583 слов

Беседа как средство развития речи детей дошкольного возраста

... речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен, сензитивен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у ...

2. Определить особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Отразить специфику реализации образовательной области «Речевое развитие» воспитателем старшей группы с опорой на образовательную программу «Мир открытий» под общей редакцией И. А. Лыковой и Л. Г. Петерсон.

Для написания работы был использован опыт следующих авторов:

А.С. Батуевой, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной и некоторых других.

  1. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

В старшем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей).

Дети 5-6 лет расширяют сферу своего общения, они уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего, логического мышления.

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком, звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка.

Звуковая культура речи детей 5-6 лет.

Уровень развития речевого слуха ребенка в 5-6 лет позволяет ему: контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов; усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка; выделять первую фонему (звук) в слове; находить в слове место определенного звука; определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок); овладеть делением слова на слоги.

У детей 5-6 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.

2 стр., 914 слов

Роль речевого общения в развитии речи детей

... поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже ... речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать слова и простые фразы взрослых, и произносит свои первые активные слова. Этап развития речевого общения – период до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и ...

Детям 5-6 лет доступно произношение слов сложной звукослоговой конструкции. Из речи постепенно исчезают замена звуков и сокращение слов. Дети успешно справляются с произнесением слов, в которых имеются множественные стечения согласных (конструктор, экскурсия).

Словарь детей 5-6 лет., Грамматический строй речи.

Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы).

Дети 5 лет уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч).

Однако в этом возрасте можно столкнуться с некоторыми затруднениями при образовании некоторых существительных множественного числа родительного падежа (чулок, носков, ботинок, тапочек и т. д.).

Связная речь.

Разделяют два основных типа связной речи – диалог и монолог. Однако взрослым следует знать, что для детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью – необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Определенно дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие взрослые относятся к ним с чувством глубокой любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваются к его мнению и учитывая его интересы; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Монолог – более сложная форма речи, развитие и становление которой требуют от ребенка определенного уровня общего развития. По данным отечественных исследований, элементы монологической речи появляются у детей лишь к 5 годам. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном.

На сегодняшний день известно, что в связной речи дошкольников наблюдается явное преобладание диалогической речи над монологической, особенно у детей до 5 лет. В речи детей 5-6 лет появляются элементы монологических высказываний, но они ситуативны. Для правильного понимания прослушанного необходимы дополнительные вопросы, а это означает, что монологические высказывания старших дошкольников характеризуются тяготением к диалогу.

Подготовка к обучению грамоте.

Нормальное формирование навыков чтения включает в себя определенные последовательные этапы: всестороння работа со звуком; знакомство с образом буквы и закрепление его; формирование техники чтения.

В старшей группе начинается серьезная работа по подготовке к обучению чтению и письму, которая будет продолжена и в следующей возрастной группе.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в старшем дошкольном возрасте речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

6 стр., 2641 слов

Роль взрослого в формировании речи ребенка раннего возраста

... речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи ребенка в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком ... составления рассказов. Таким образом, развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей ...

  1. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ « РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ВОСПИТАТЕЛЕМ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Для раскрытия содержания данного параграфа за основу взята примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией И. А. Лыковой и Л. Г. Петерсон. В выбранной программе по речевому развитию для старшего дошкольного возраста задачи формулируются и раскрываются следующим образом:

Воспитание звуковой культуры речи:

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» («На полянке танцевал».), «Где ты, белочка, скакала?» («Я орешки собирала».), «Эй, зверята, где вы были?» («Мы грибы ежам носили».).

Дети учатся изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Им предлагается произносить скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

Эти задания можно выполнять параллельно и варьировать: например, произносить фразу громко и медленно, шепотом и быстро. Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

В старшем дошкольном возрасте продолжаются

Формирование грамматического строя речи:

Ребенку в этом возрасте необходимо дать полную ориентировку в типичных способах изменения слов и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — учить, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или подобрать слово по образцу: весело — веселый; быстро … (быстрый), громко … (громкий).

11 стр., 5374 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях введения ...

... этапе введения ФГОС речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение ...

Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»; «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает… (желтеть).

Листья на деревьях… (желтеют)».

Развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Понимание смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший; плохой — плохонький; полный — полноватый) развивает умение точно использовать эти слова в разных типах высказывания. Такие задания тесно связаны с развитием способности догадываться о значении незнакомого слова (например, почему шапку называют ушанкой).

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи, то есть умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого выполняются упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых взрослым: «Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…». Составление коллективного письма в ситуации «письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает, помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложения.

В старшей группе вводится ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение — из слов, слова — из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

В пересказывании литературных произведений (сказок или рассказов) дети учатся связно, последовательно и выразительно воспроизводить готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и давая характеристику персонажам. Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей, поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, связной речи, формирование грамматического строя речи. В процессе ознакомления со словом выделяют два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют предметы, их свойства и качества. С понятием «слово» можно знакомить детей с помощью словарных упражнений, упражнений на словообразование, а также средств художественной литературы и фольклора.

9 стр., 4101 слов

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

... которые с успехом используются в работе с детьми педагогами, воспитателями. 1. Общие задачи развития речи и словаря дошкольников Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые -- хранители опыта, накопленного ...

Последовательность ознакомления детей с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. Для этого можно использовать небольшие рассказы из 3–4 предложений со знакомым детям содержанием, обозначить количество предложений и привести пример: «Девочка ест груши. Это предложение. В нем говорится о девочке и о том, что она ест груши». Примеры сопровождаются подсчетом слов в предложении, установлением их последовательности, составлением предложений из разного числа слов.

Задачей работы по ознакомлению со слоговым строением слова является формирование у детей умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают.

В старшей группе ставится задача формирования у детей умений производить звуковой (фонемный) анализ слов.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что педагог старшей группы в рамках речевого развития детей решает следующие основные задачи:

  • занимается воспитанием звуковой культуры речи;

  • продолжает обогащение, уточнение и активизацию словаря;

  • продолжает формирование грамматического строя речи;

  • начинает планомерную подготовку к обучению грамоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведенной работе, можно сделать вывод, что у детей 5-6 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию. У ребенка накапливается значительный запас слов, в основном завершается важнейший этап развития речи детей — усвоение грамматической системы языка.

Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем является центральной задачей речевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, ведь именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/dlya-detey-let/

  1. Батуев А.С. Психофизиологические аспекты формирования речи в онтогенезе. Вопросы и предложения // Мир психологии. 2012. №2.

    13 стр., 6300 слов

    «Система работы воспитателя по развитию речи дошкольников» ...

    ... сторону речевого развития, которая вызывает у ребёнка затруднения. Воспитатели предоставляют детям возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы ... развивающий эффект. 2. Принцип преемственности в развитии речи дошкольников В дошкольном учреждении система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях её методического обеспечения ...

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт, 2012.

  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, развитие, детство, отрочество. М.: Издательство Центр «Академия», 2013.

  4. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»/ Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. 2 изд-е, перераб. и доп. Электронный ресурс: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mir-otkrytii.pdf 4.

  5. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М.: Академия, 2015.

  6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2014.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

НА ТЕМУ: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Цель: обогащение представлений о жизни диких животных, расширение словарного запаса по теме «Дикие животные».

Задачи:

В области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

В области «Познавательное развитие»: развивать и углублять познания детей о диких животных, закреплять представление о том, чем питаются, как ведут себя в зимнее время года.

В области «Речевое развитие»: активизировать и расширять словарный запас по теме «дикие животные», совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учить выделять отличительные признаки животных, развивать грамматически правильную речь.

В области «Художественно-эстетическое развитие»: развивать умение аккуратно раскрашивать картинки, развивать умение подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.

В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, при выполнении физкультминутки, правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.

4 стр., 1738 слов

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

... подходе к детям. Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты - результат неправильного воспитания. Лучше подчеркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребенка чувства собственного ...

Технологии:, Оборудование и материалы

Демонстрационный материал: игрушка ёжик, макет леса, иллюстрации с изображением диких животных.

Раздаточный материал: разрезные картинки-раскраски, карандаши.

Методы, приемы:, Предварительная работа:

1. Организационный момент.

Воспитатель

Дети : (ответы детей)

Воспитатель:

«Нет ушей, не видно ножек

Шар в колючках-это……..»

Дети : Ёжик!:

Воспитатель

Звучит Пых-Пых! (помощник включает звуки ёжика) (Появляется ёжик).

Воспитатель, Воспитатель:

Дети : Да!

2. Беседа., Воспитатель

Дети : он живет в лесу, в норе.

Воспитатель

3. Дидактическая игра. Угадай по описанию., Воспитатель

-злой, голодный, серый (волк)

-маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)

-рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)

-большой, неуклюжий, косолапый (медведь)

-маленькая, пушистая, любит орешки (белка)

— маленький, колючий (ёжик)

(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)

Ребята, посмотрите, сколько мы много животных назвали. Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте попробуем обратиться к ним ласково. Им будет очень приятно.

Дети : (ответы детей)

Воспитатель:

Дети : Животных, которые живут в лесу, называют дикими.

Воспитатель

Дети : отвечают

Воспитатель, Воспитатель

4. Дидактическая игра «Кто, где живет?», Воспитатель, Ответы детей., Воспитатель

Вот мы и напомнили животным, кто, где живет. А теперь ёжик пусть идёт в свою норку.

Воспитатель:, Воспитатель:

Дети: отвечают.

Воспитатель

5. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети идут спокойно друг за другом)

Звери шли к себе домой.

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, вперед.)

15 стр., 7053 слов

«Развитие детей раннего возраста в условиях дополнительного ...

... диаграммы. Объем курсовой работы составляет 3 страниц. Глава 1. Особенности развития детей раннего возраста Развитие детей раннего возраста Изучая в методической литературе основные особенности организма ребенка, выяснилось, что в этот период развития ребенка идет его непрерывный ...

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети в свой домик спешат.

6. Речевая игра «Угадай по описанию», Воспитатель, Воспитатель

И нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закрываем руками глаза и скажем волшебные слова…1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять!

  1. Рефлексия:

Воспитатель

Дети: отвечают.

Воспитатель:

По окончании занятия детей на столах ждут раскраски. Ребята садятся раскрашивать.

Воспитатель  1

Вот такие ёжики из Волшебного леса получились у ребят.