Авторитарный стиль родительского поведения

В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили:

  • попустительский (невмешательство),
  • демократический (сотрудничество).

Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.

Особенности

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

6 стр., 2700 слов

Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитания детей

... семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать, но семья – не единственный, но наиболее важный участник сложного процесса воспитания детей. Здесь он проводит большую часть своей жизни. Именно в семье складываются ...

Этот стиль еще называют «диктаторским», «доминирующим», «автократическим». Одно название «лучше» другого.

При авторитарном стиле воспитания властные родители полностью подчиняют себе ребенка: подавляют его волю, не считаются с его интересами, жестко пресекают инициативу, требуют безоговорочно выполнять их руководства, соблюдать дисциплину, строго следовать семейным традициям.

То есть родитель изначально прав уже только потому, что он родитель. В таких семьях отсутствуют близкие и теплые взаимоотношения между членами семьи, с детьми родители ведут себя прохладно и отстраненно.

Именно родители при авторитарном стиле воспитания сами выбирают чем будет заниматься ребенок: посещать хоровое пение или учиться в художественной школе, кататься на коньках или ходить на бальные танцы, выбирают с кем дружить и какую одежду он должен носить. Мнения сына или дочери авторитарные родители не учитывают, не спрашивают и не слушают.

Что представляют из себя воспитанники авторитарных родителей?

Послушные, тихие, робкие, безынициативные.

Выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых.

Стараются хорошо учиться.

У них заниженная самооценка, нет уверенности в себе и своих силах.

Далее идет постепенное отдаление от родителей. Зачем делиться с ними своими переживаниями и что-то им рассказывать, если тебя все равно никто не слушает. На арену выходят сверстники! Приближается подростковый период…

И происходит ВЗРЫВ!

В тартарары летят моральные устои, навязанные родителями. Их авторитет с астрономической скоростью снижает свои позиции. В семье, так приветствовавшей авторитарный стиль воспитания, становятся частыми конфликты, отчуждение ощущается все сильнее, появляется враждебность к родителям и даже ненависть.

Авторитетом у пассивных, не имеющих своего мнения и не самостоятельных подростков становятся сверстники, и нередко из дурных компаний. Они стремятся на свободу, разрывая на себе оковы родительского давления и контроля, и привязываются к любому, кто его в этом поддержит.

Что же происходит с ними дальше?

Те, что послабее, теряют себя как личность.

У них отсутствует чувство собственного достоинства.

Они становятся полностью ведомыми.

Не способны самостоятельно принимать решения.

Не имеют собственных желаний, твердой жизненной позиции.

Лишены целеустремленности.

Более сильные личности становятся деспотичными.

И хотя все вышеперечисленное можно отнести и к ним, но в силу своего характера они этого не показывают, либо пытаются побороть. У них в более яркой форме, чем в первом варианте выражена ненависть к родителям.

Спорные вопросы они решают в агрессивной форме, могут применить силу.

Они циничны, деспотичны, грубы, агрессивны, конфликтны.

Каковы последствия авторитарного стиля воспитания?

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

14 стр., 6922 слов

Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных ...

... детей. Целью курсовой работы является раскрытие форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей. Объект : воспитание педагогической культуры родителей. В качестве ... и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила» [11]. Вместе с тем она считала, что родителям, не ...

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты :

1 вариант — развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант — развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим; авторитарный воспитание педагогический ребенок
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Начнем с первой группы

Повзрослев, такие дети всеми способами пытаются вырваться из отчего дома. Например, девушки, не имея твердой жизненной позиции, будучи закомплексованными и лишенными самоуверенности, — в буквальном смысле выскакивают замуж за первого встречного. И этот первый встречный зачастую оказывается диктатором. Как говорится, от чего ушла, к тому и пришла. И она живет и терпит. Почему? Да просто она не знает, что бывает по-другому.

Таким людям практически не видится возможным начать свое дело, открыть бизнес, заняться творчеством. Они не уверены в себе и своих силах, не способны принимать решения и быть самостоятельными. Да, они неплохие исполнители, но лишенные амбиций — годами сидят на одном месте.

Мальчики, воспитанные авторитарной матерью, чаще всего женятся на женщинах с сильным характером, которые делают их «подкаблучниками». Нередко они становятся алкоголиками (алкоголизм и наркомания вообще частые последствия негативных форм воспитания) и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, становятся агрессивными. Правда, в основном только по отношению более слабых людей. Подавляя и унижая слабого, они играют роль сильной самоуверенной личности.

Вторая группа

По отношению к своим детям, они так же используют авторитарный стиль воспитания. Они не могут долго удержаться на одном месте работы, так как постоянно пытаются доказать всем, что они лучше других. Но доказывают это не целеустремленностью, инициативой (которых у них просто нет) и хорошей работой, а «горлопанством», унижениями коллег и т.п.

Могут стать непримиримыми борцами за свои права, бунтарями, которым очень трудно что-то доказать.

Это лишь общие примеры. Но даже их достаточно, чтобы понять насколько серьезны последствия авторитарного стиля воспитания.

Вывод

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

5 стр., 2392 слов

Особенности семейного воспитания умственно отсталого ребёнка

... адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. [3 ] Глава 3. Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребёнка ...

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

Как не допустить авторитарный стиль воспитания на порог своего дома?

В первую очередь, нужно открыто показывать свою любовь детям. Обязательно ласкать и обнимать ребенка по нескольку раз в день.

Взять за правило ругать ребенка без агрессии, любя. Никогда не говорить малышу, что он «плохой», говорите, что «он плохо поступил». Нельзя ругать при посторонних, а также унижать и оскорблять его.

Как можно чаще искренне интересоваться жизнью, проблемами, переживаниями своих детей. Побуждайте их делиться с вами всем, что у них происходит, проявляйте участие, сопереживайте, советуйте, помогайте.

Стоит обязательно учитывать его мнение, желания, позицию. Уважать его решения. При разногласиях искать компромисс, вместе обсуждать и принимать решения.

Свои правила и запреты стараться объяснять. Они должны быть понятны детям.

Не позволять себе по-медвежьи вторгаться в личное пространство сына или дочери. Входя в его комнату, стучите. Не проверяйте его телефон, личные вещи, не ройтесь на его столе, не подслушивайте телефонные разговоры.

Нужно давать подростку право выбора друзей, одежды и т.п. Можно высказать свое мнение, объяснить свою позицию, но запрещать — нельзя.

Соблюдая эти правила, вы сохраните свой авторитет в глазах ребенка, ваши взаимоотношения будут близкими и доверительными. И авторитарный стиль воспитания никогда не проникнет в вашу семью!