Психология социального взаимодействия

Содержание скрыть

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психология социального взаимодействия»

Тула 2015

Ответы на вопросы и задания по дисциплине «Психология социального взаимодействия»

1. Взаимодействие

Виды социального взаимодействия:

а) Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.

б) Противодействие. Такой вид предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.

в) Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.

г) Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.

д) Избегание. Такой вид представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Структура взаимодействия:, Первый этап

Успех первичных контактов зависит от приятия или неприятия партнерами по взаимодействию друг друга. Различия между индивидами — одно из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, врабатываемости), а также их самих как личностей.

Второй этап.

Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности — (степени подобия — контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство — различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий — антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности).

Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный).

Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных).

3 стр., 1235 слов

Сущность расходов на социальные цели, их значение и структура

... расходов на социальные нужды; направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов. Объектом исследования является сущность расходов на социальные цели, их значение ... главе даны понятия социальной инфраструктуры, рассмотрена классификация расходов на социальные цели. Дано понятие внебюджетных фондов и их классификация. Во второй главе проведен анализ ...

Второй подуровень есть соотношение (сходство — различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Общение

Стороны общения.

три взаимосвязанные стороны общения

Перцептивная сторона

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

3. Есть несколько разных определений речи. В одних из них речь понимается узко как знание и умение человека пользоваться естественным языком. В других определениях под речью понимаются все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств с целью сообщения о них другим людям.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалогическая речь — это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом, также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, жестовое воздействие оказывает выступающий.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, но исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. В общении под ней чаще всего понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

4. Невербальная коммуникация обмен информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела.

Общая характеристика основных структур невербальной коммуникации основывается на следующих понятиях.

Кинесика

Элементами кинесики являются жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение, так и социокультурное.

Жесты это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека.

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на ...

Телодвижения

Мимика представляет собой все изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. В связи с этим осознанный контроль над выражением лица позволяет нам усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции.

Паралингвистика

Просодика

Экстралингвистика

Пространственно-временная организация общения

Временная организация общения

временным характеристикам

  • общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов;
  • одновременное появление (зеркальность) у собеседников одинаковых поз, взглядов глаза в глаза, мимики повышает взаимопонимание и углубляют диалогичность общения.

При этом продуктивность диалога тем выше, чем больше длительность “зеркальной позы” (повторение позы партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики”;

  • для общения полезно увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и “зеркальной мимики” в условиях отсутствия “зеркальной позы”;
  • существенным элементом ритма общения являются паузы, которые несут определенную информацию о личности говорящего (например, чувстве собственного достоинства).

«проксемика»

  • интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей. Интимная зона самая главная. Именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
  • личное (от 46 до 120 см) — общение со знакомыми людьми. Личная зона — это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах и дружеских вечеринках.

социальное

публичное

Общение как интеракция

Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.

Трансактный анализ Э. Берна (транзактный анализ)

Концепция Э. Берна исходит из способности индивида осознать свое поведение и отделить неадекватные его структуры («паттерны») от себя.

В центре концепции — понятие «эго-состояние». Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый.

«Родитель»

«Ребенок»

«Взрослый»

Транзакция

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1) Трансакция сделки — служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2) Трансакция управления — в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне.

3) Трансакция рационирования — при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав.

Ритуал

Времяпрепровождение

5 стр., 2216 слов

Взаимосвязь игры и общения. Социальная природа ролевой игры дошкольника

... игры и общения. Социальная природа ролевой игры дошкольника Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы. ... педагогической психологии. Социальная природа ролевой игры дошкольника Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением ...

Игра

Все игры также можно разделить на два типа:

индивидуальные игры

групповые игры

С развитием ребенка игра изменяется. В функциональной игре перед ребенком раскрываются не известные для него свойства предметов и способы действия с ними.

конструктивные игры

сюжетных играх

Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. Они регулируются определенной системой правил поведения их участников.

6 . Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.

Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.

Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

Механизмы:

Рефлексия, Идентификация, Каузальная атрибуция, Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1. соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;

2. соответствие действия культурным нормам.

Виды казуальной атрибуции:

* личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

  • объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
  • обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

Ошибки казуальной атрибуции:

* Фундаментальная ошибка атрибуции — при интерпретации поведении недооценивается роль ситуации и переоценивается роль личности.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми

Стереотипизация, Социально-психологический подход к изучению групп.

Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия теперь более конкретно рассмотреть в тех реальных общественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологических принципов, надо еще и задать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее основные характеристики. Эта понятийная схема необходима для того, чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые результаты.

Классификация социальных групп

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредотачивает свое внимание на реальных группах. В реальных группах есть такие, которые фигурируют в общепсихологических исследованиях это лабораторные группы. В отличии от них существуют реальные естественные группы. В свою очередь, как отмечает автор классификации, естественные группы подразделяются на большие и малые группы. Большие группы подразделяются на стихийные, т.е.неорганизованные, возникшие стихийно и их условно можно назвать группами, а также на условные, т.е. организованные и длительно существующие (нации, классы).

Точно также малые группы подразделяются на становящиеся, т.е. уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью и развитые, т.е. уже сложившиеся, с более высоким уровнем развития.

Классификация Г.М.Андреевой не является единственной, т.к. в настоящее время известно около 50 различных оснований для классификаций, среди которых можно выделить следующие:

  • количество человек в группе (большие, малые, микрогруппы)
  • по общественному статусу (формальные и неформальные)
  • по значимости (группы членства и референтные)
  • по уровню развития (ассоциации, диффузные группы, коллективы)
  • по отношению к социуму (просоциальные и асоциальные)

8. Малая социальная группа — это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Структурные характеристики малой группы:

Состав группы — это размер (численный состав) и композиция (состав по характеристикам членов группы).

Композиция группы. Композиция — это состав группы по характеристикам ее членов, т.е. определенное сочетание физиологических, психологических, социально-психологических, социально-демографических характеристик членов группы.

С труктура группы

СТРУКТУРА ГРУППЫ

от лат. structura — взаиморасположение, строение…) — совокупность устойчивых связей между членами группы, обеспечивающих ее целостность и тождество самой себе. В зависимости от конкретных задач функциональная организация малой группы может быть представлена различными вариантами коммуникативных структур: цепочкой, звездой, кругом, сетью. Малая группа организуется по принципу цепочки тогда, когда трудовой процесс разбивается на ряд последовательно выполняемых отдельными специалистами операций. Если трудовые операции выполняются членами группы независимо друг от друга, но под руководством одного человека, то функциональная С. г. представляет собой звезду. В том случае, когда трудовой процесс организован циклически, т. е. так, что отдельные операции выполняются разными людьми, но при этом конец одной операции является началом другой, функциональная С. г. выступает как крут. Если по ходу трудового процесса все члены группы связаны друг с другом, то ее функциональная структура представляет собой сеть. В приведенных выше случаях взаимоотношения людей были рассмотрены по производственному признаку, т. е. с точки зрения организации решения производственных задач. Однако эти взаимоотношения можно рассматривать и в другом аспекте — официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неофициальном, неформальном (межличностные взаимоотношения).

Деловые взаимоотношения устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. Однако, вступая в общение и взаимодействие внутри малой группы, люди обнаруживают также свое субъективное отношение друг к другу (симпатия — антипатия, доверие — недоверие, притяжение — отталкивание и т. п.).

Эти отношения называются межличностными. В соответствии с этими двумя видами взаимоотношений различают формальную (официальную) и неформальную С. г. Формальная С. г. отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная сторона определяется системой эмоционально направленных связей. Признаком хорошей организации группы является руководящая роль официальной С. г. в регулировании межличностных взаимоотношений.

Г рупповые процессы

Групповые процессы — это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы развития, сплочения и нормативного давления. Кроме того, ряд групповых явлений может существовать только в динамике. К ним относится процесс принятия группового решения.

Групповые нормы

Групповые ценности

Психологи говорят о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценности выступают как общественные идеалы, как выработанное общественным сознанием представление о должном и необходимом;

  • Во-вторых, ценности предстают в виде конкретных произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным, предметным воплощением общественных ценностных идеалов;

— В-третьих, ценности входят в психологическую структуру личности и группы в форме личностных и групповых ценностей, являющихся одним из главных источников мотивации поведения. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида.

Групповые санкции

При анализе процесса взаимодействия в группе выделяются:

1) роли, связанные с решением задач:

  • а) инициатор — предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы;
  • б) разработчик — занимается проработкой идей и предложений;
  • в) координатор — координирует деятельность членов группы;
  • г) контролер — контролирует направление группы к поставленным целям;
  • д) оценщик — оценивает работу группы по существующим стандартам выполнения поставленной задачи;
  • е) погонщик — стимулирует группу;

2) роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы:

  • а) вдохновитель — поддерживает начинания других;
  • б) гармонизатор — служит посредником и миротворцем в конфликтных ситуациях;
  • в) диспетчер — способствует и регулирует процессы общения;
  • г) нормировщик — нормирует происходящие в группе процессы;
  • д) ведомый — пассивно следует за группой.

Стадия 1: Формирование

Стадия формирования происходит, когда члены группы знакомятся и формируют первое впечатление друг о друге. Они знакомятся с проектом, над которым будут работать, обсуждают цели проекта и начинают думать о том, какую роль они будут играть в проектной группе. Члены группы присматриваются друг к другу.

Стадия 2: Штормовая

Когда группа начинает работать вместе, она переходит в штормовую стадию. На данной стадии члены группы соревнуются друг с другом за статус и за одобрение своих идей. Они имеют разные мнения насчет того, что должно быть сделано и как это должно быть сделано, что вызывает конфликты внутри группы.

Стадия 3: Урегулирование

Когда группа переходит в стадию урегулирования, она начинает работать более эффективно как группа. Члены группы больше не ориентированы на свои личные цели, а сосредоточены на разработке способа совместной работы (процессы и процедуры).

Они уважают мнения друг друга и ценят свои различия. Они начинают видеть ценность данных различий для группы.

Стадия 4: Результативная деятельность

На стадии результативности группы работают на очень высоком уровне. Внимание направлено на достижение общей цели. Члены группы узнали друг друга, доверяют друг другу и полагаются друг на друга.

Стадия 5: Закрытие

На стадии закрытия проект завершается, и члены группы уходят в разных направлениях. На этой стадии группа рассматривается с точки зрения благополучия группы, а не с точки зрения управления группой на протяжении исходных четырех стадий её развития.

10. Лидер — это человек, в силу тех или иных причин и обстоятельств наделенный определенным объемом полномочий для того, чтобы формулировать и выражать интересы и цели других людей, мобилизовать их на определенные действия.

Лидерство может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Виды лидерства:

Объективный (реальный) лидер, Субъективный лидер -, Моделируемый лидер —

М. Вебер выделял три основных типа лидерства: традиционный, харизматический, рационально-правовой или демократический.

Традиционное лидерство, Харизматическое лидерство, Рационально-правовое (демократическое)

Руководство

Лидерство

1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации

1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)

3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры

3. Возникает стихийно

4. Явление более стабильное

4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы

5. Более определенная система различных санкций

5. Менее определенная система различных санкций

6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой

6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности

7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Эффект (феномен) социальной фасилитации

Эффект (феномен) социальной ингибиции

Групповое давление

Конформная поведение

Есть два типа конформного поведения: внутреннее и внешнее подчинение индивида группе.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность — чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы — конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет — авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

внешнюю (публичную) конформность

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это — позиция негативизма (нонконформизма).

В данном случае, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, стремясь, во что бы то ни стало, поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость.

13. Конфликт — это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Виды конфликтов в психологии

Психология конфликта имеет четкую классификацию, которая зависит от критериев, которые учитываются в первую очередь. Итак, основные виды конфликтов в психологии следующие:

  • внутриличностные — внутренние колебания между чувством симпатии или же антипатии и долга;
  • межличностные — конфликт между людьми.

Так же по значению различают следующие виды конфликтов:

  • конструктивные — когда разногласия касаются той области, которая важна либо для жизни, либо для работы;

— деструктивные — столкновение мнений по мелким поводам, которые, если присмотреться, не имеют большого значения. Чаще всего именно деструктивные конфликты становятся причинами негативных последствий.

Структура конфликта в психологии

— Исследования в психологии выявили тот факт, что каждый конфликт имеет относительно четко выраженную структуру. Обязательно есть объект или виновник конфликтной ситуации. Далее важным составляющим структуры конфликта считают оппонента, или же нескольких лиц, которые являются участниками.

— И, конечно же, учитываются цели, мотивы каждого участника возникшего конфликта. Кроме того, изучая психологию решения конфликта, в структуру проблемы включили такой фактор, как повод столкновения, а так же реальную причину, ставшую источником раздора.

позитивных

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов;
  • он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной — ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;

  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

— межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

Негативные функции

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала.

Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;

  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

14. Для определения формулы конфликта, следует умело оперировать основными для конфликтолога категориями:

конфликтоген

« инцидент » (И) — это стечение обстоятельств, повод для конфликта.

конфликтная ситуация

« конфликт » (К) — это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Степень неизбежности конфликта отчетливо выступает из анализа следующей схемы конфликта:

Формулы конфликта.

Тип конфликта

Формула конфликта

Степень неизбежности конфликта

А , Б

В

Кг1 + Кг2 + … К , КС + И К

КС1 + КС2 + … К

Случаен , Закономерен

Неизбежен

Тип А. Конфликты этого типа случайны. Вопервых, потому что нередко случаен первый конфликтоген. Вовторых, не всякий конфликтоген приводит к конфликту. И, втретьих, может не последовать ответного конфликтогена.

Тип Б. Если не стремиться предотвратить конфликтную ситуацию, то конфликт рано или поздно произойдет. Ведь при накопившихся противоречиях для возникновения конфликта достаточно инцидента. Им может быть любой конфликтоген.

Тип В. При наличии нескольких конфликтных ситуаций конфликт неизбежен. Ведь каждая новая конфликтная ситуация добавляет противоречий и тем самым увеличивает вероятность конфликта.

Управление конфликтами предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений.

Тип конфликта

Усилия направлены:

Общая цель

Процедура

Типичные примеры

Деструктивный

На разрушение

Нет

Не согласована

Драка. Скандал. Спор

Конструктивный

Как на разрушение, так

и на созидание

Есть

Согласована

Поединок. Выяснение отношений. Дискуссия

Управление конфликтами заключается в трансформировании потенциально деструктивного, разрушительного конфликта в конструктивный процесс изменений и развития, необязательно сопровождаемый техническим решением или улаживанием спорных вопросов.

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии, тот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в следующей теме нашего пособия. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности. Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

15. Основное содержание управления конфликтом:

Прогноз — это указание с определенной вероятностью места и времени возникновения будущего конфликта, основанный на психологическом диагнозе всех компонентов и содержания конфликта.

Для повышения точности прогнозов возникновения конфликтов и их развития, необходимо:

  • разработать описательные модели конфликтов, который предполагает определение их сущности, классификационных признаков;
  • описание структуры, функций, эволюции, динамики;
  • сформировать объяснительные модели для выявления причин и движущих сил конфликта.

Прогнозирование основывается на анализе структурных компонентов конфликта, к которым относятся.

Прогнозирования, как, впрочем, и профилактика и предупреждение — это те виды воздействий, которые являются целесообразными на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньше усилий необходимо приложить для ее эффективного решения. Функция своевременного обнаружения социальных противоречий, а также обоснованного предположения их возникновения и развития на почве конфликтных ситуаций, обеспечивается прогнозированием.

Предупреждение конфликтов

Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:

  • латентная стадия за которую можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение;
  • на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
  • всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
  • проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
  • демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
  • прогнозируйте возможный ход развития противоречия, это поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
  • не продолжайте продуктивный разговор, если не владеете ситуацией.

Стратегия стимулирования конфликтов

Регулирование конфликта

16. Диагностика и регулирование конфликта

Алгоритм управления конфликтом.

* Изучение причин возникновения конфликта.

* Ограничение числа участников.

* Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов.

* Принятие решения.

а) Информационная технологияпредусматривает ликвидацию дефицита информации в конфликте, исключение из информационного взаимодействия ложной, искаженной информации, устранение слухов;

  • б) Коммуникативная технологияделает упор на организации общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, а также на обеспечение эффективного общения;
  • в) Социально-психологическая технология ориентирована на работу с неформальными лидерами и микрогруппами, на снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе;

— г) Организационная технология направлена на решение кадровых вопросов, использование воспитательных методов поощрения и наказания, на изменение условий взаимодействия сотрудников.

Стратегии поведения личности в кофликте

Основные типы конфликтных личностей

Если опираться на научные исследования отечественных психологов, то типы конфликтных личностей по Емельянову подразделяются на:

1. Демонстративный тип.

2. Ригидный.

3. Неуправляемый.

4. Сверхточный.

5. Бесконфликтный тип конфликтной личности.

Рассмотрим более подробно каждый из типов.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологичес кой коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально — психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте.

Переговоры, Функции переговоров

1. Информационно-коммуникативная функция. В данном случае стороны заинтересованы в обмене взглядами, точками зрения, налаживанием новых связей и отношений. Как считает М.М. Лебедева, это еще не переговоры, а скорее переговоры.

2. Функция регуляции и координации действий. В отличие от информационно-коммуникативной эта функция реализуется, как правило, при наличии хорошо налаженных отношений партнеров, обычно в тех случаях, когда уже имеются договоренности.

3. Функция контроля. Переговоры ведутся по поводу выполнения достигнутых ранее совместных решений. Эти функции имеют место там, где есть стремление сторон договориться.

4. Функция отвлечения внимания — часто используется с целью выиграть время для наступления более благоприятной ситуации одной из сторон.

5. Функция проволочек. В данном случае речь идет о поведении одной из сторон, направленной на то, чтобы успокоить оппонента, создать у него иллюзию стремления к конструктивному решению проблемы.

три основных этапа в развитии переговоров

1) обмен мнениями — взаимное уточнение интересов и позиций, внесение предложений каждой из сторон и определение тем для дискуссии;

2) полемический этап, в ходе которого происходит обсуждение и согласование центральных вопросов, определяются общие границы предполагаемых соглашений;