ГБОУ города Москвы «Школа № 345
имени А. С. Пушкина»-
Подразделение «353 им. А. С. Пушкина»
Воспитание смехом
Педагогическое эссе
Особенность уроков русской словесности, на мой взгляд, состоит в том, что они должны доставлять удовольствие, воздействуя не только на разум, но и на чувства. Убеждена, что урок литературы можно считать состоявшимся тогда, когда ученики сопереживают прочитанному, задумываясь, горюя и смеясь. Да, смеясь: над ситуацией, озвученной на уроке, над героем, оказавшимся в нелепом положении, над веселым ответом соседа, над собой. Смеясь вместе с автором, вместе с одноклассниками, вместе с учителем. Если мои ученики бурно реагируют, то не страшно, что немного нарушается урочная дисциплина, важнее другое – дети заинтересованы. И никто не отменял, не переоценивал и воспитательную, и интеллектуальную, и дидактическую роль смеха. Это и разрядка, столь необходимая нашей перегруженной детворе. Это и учение с увлечением. Это и выводы, к которым приходят сами ученики: «Над кем смеётесь? Над собой смеетесь!». Это и доверие учителю, с которым сотрудничают.
Главное, разумеется, не перегнуть: не обидеть насмешкой ранимого ребенка, не испугать его в порыве высказаться искренне, не сделать посмешищем для бойких на язык друзей. Поэтому свою еженедельную пятиминутку урока «Как бедна у мира слова мастерская, подходящее откуда взять? (В. В. Маяковский) » я провожу, не называя имен. Если кому-то хочется, он «авторизуется» сам. Но себе в блокнот вношу заметки, которыми решила поделиться с коллегами, да и пригласить улыбнуться вместе с нами, «авторами» этого веселого момента на уроке литературы в 5 классе школы № 353 имени А. С. Пушкина города Москвы. Ответы детей умиляли и смешили. Детская логика непредсказуема, прочтение литературного текста пятиклассниками не похоже на взрослое понимание, их трактовка прочитанного часто отличается от нашей, но я никогда не предполагала, что настолько!
Итак,
ГОВОРЯТ И РАССУЖДАЮТ ДЕТИ
(Ответы пятиклассников на вопрос задания
по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»)
Говорят не в шутку, а всерьёз…
-Как вам видится Ворона? Аргументируйте текстом.
«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал
... Ясно, что рефлексивная деятельность педагога будет отличаться от рефлексивной деятельности ученика (ученической позиции) или администратора (организационно-управляющей) позиции. Когда говорят о ... для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от образования, ориентированного ...
-Ворона везучая: именно ей «Бог послал кусочек сыра».
-Ворона находчивая: раз – и нашла сыр.
Смешное понимание семантики слова НАХОДЧИВАЯ. Нарочно не придумаешь! В толковых словарях находим:
НАХОДЧИВЫЙ. -ая, -ое;
|
Хоть пополняй запас современного словаря еще одним значением
3. Находящий что-то.
-«Вороне где-то Бог послал кусочек сыра». Всё на Бога надеется. Такая же ленивая, как я.
Самокритично! И по-детски открыто.
-Ворона – маленькая дура! Съела бы сыр сразу, а не призадумывалась – а то проворонила…
-Конечно, грубовато, но практично… И оригинально: «Ворона проворонила»…
-Ворона странная. И почему не улетела, когда увидела Лисицу?
-Ворона каркнула – и осталась «лохушкой».
Как слышим – так и пишем… Это не первый и не последний жаргонизм и в этой работе. Просторечиями и жаргонизмами основательно «замусорена» речь учеников. И они еще этого не осознали, по наивности, искренне и доверительно, излагают свои чувства и эмоции своим словарным запасом: «Ворона повелась на лесть Лисицы», «Ворона тормознутая » и подобное. Придется потихоньку удалять «слова-сорняки».
— Ворона горластая, но «петь не мастерица», она только глотку дерёт – каркает. Вот и прокаркала сыр.
-Ворона глупая. Всем же понятно, что лисе верить нельзя.
-Ворона доверчивая – поверила Лисице, что она и хороша, и петь может.
-Ворона разомлела от Лисицыных хвалебных слов так, что «в зобу дыханье спёрло», потому что ей, наверное, никто никогда такого не говорил.
-Петь, конечно, Ворона совсем не умеет, а вот верит кому попало.
-Ворона наивная, но самоуверенная, ей намекнули, что она может стать царь-птицей, она и расстаралась.
-Ворона явно глуповатая, о чем-то «призадумалась», но не додумалась до того, что если рот разинет – сыр выпадет. Разиня.
Интересная игра слов! Да еще и аллитерацию использовала (хотя эту звукопись привлекла интуитивно).
-Ворона льстила себе, что слова Лисицы – правда.
-Добытчица! Где-то раздобыла себе сыр.
Внешне Ворона явно не похожа на царь-птицу: я прочитываю слова Лисицы — «какие пёрышки», «какой носок», «ангельский голосок» — как насмешку.
И правильно делаешь!
-Ворона неуклюжая и толстая, потому что рядом слово ВЗГРОМОЗДЯСЬ. Оно какое-то тяжёлое!
Замечательное чувство слова! Умничка! С тобой хоть сейчас начинай работать над исследовательским проектом!
***
«Смех есть веселость ума, улыбка — веселость сердца» (Братья Гонкур).
Дорогие мои коллеги-учителя, нас почему-то выделяют в толпе по серьезным и озабоченным лицам… Давайте находить веселое в нашей трудной работе! Почаще улыбайтесь!