Этнос как социальная общность

Эссе

Проблема возникновения и развития этносов в научно-теоретическом плане представляется весьма важной по ряду причин. В социологической литературе она не получила достаточно четкого и полного освещения. По-прежнему среди ученых остаются разногласия, есть известное стремление как бы не замечать проблему, выбросить ее из социологии, предоставив исключительное право заниматься этой проблемой биологам, этнографам, демографам, этнологам. Разумеется, их вклад в разработку проблемы нельзя преуменьшать, однако природа этносов, их происхождение и развитие продолжают оставаться темой злободневной, требующей к себе самого пристального внимания.

На земном шаре в настоящее время проживает множество этнических образований. Все вместе они, независимо от присущей каждому относительной самостоятельности, составляют единый, взаимосвязанный и противоречивый мир: человечество. Ученых с давних пор волновали вопросы о том, как возникают народы, какие этапы в своем развитии они проходят, что определяет это развитие, почему одни народы в социальном и культурном отношении вырвались вперед, а другие безнадежно отстали, наконец, почему исчезают цивилизованные народы, в то время как дикие племена демонстрируют свою жизнеспособность и долголетие. Человечество, как бы малочисленно оно ни было в древности по сравнению с нынешним шестимиллиардным населением планеты, всегда было и всегда останется человечеством. Народы же, словно клеточки развивающегося организма, рождаются, живут и умирают, а на смену им приходят другие. Каждому из них на Земле отпущен свой жизненный срок. У каждого своя неповторимая судьба. И каждый из них, отстаивая свое право на существование, исторически значим тем, что он есть частичка этого общечеловеческого организма.

Исторические судьбы народов подобны судьбам детей, рожденных одной матерью. Одни растут могучими, сильными, умными, общительными, миролюбивыми; другие оказываются хилыми и слабыми, не приспособленными к самостоятельному творчеству; третьи вообще интеллектуально неразвиты, слабоумны и агрессивны. Природа не дает никаких гарантий на долгожитие талантливым и процветающим народам. Вполне может случиться непредвиденное – в связи с какими-то обстоятельствами они могут исчезнуть с лица Земли, оставив у соседей лишь смутное воспоминание. Конечно, картина, нарисованная здесь нашим воображением, не может служить основой для научного анализа. Тем не менее, она помогает осознать сложность проблемы, представить каждое этническое образование не в виде механического скопления людей, а в качестве социальной общности, целостного живого организма. Она помогает далее понять место, которое занимает каждая из этих социальных общностей в истории человечества.

9 стр., 4013 слов

Философия права в системе наук. Этапы развития. Право как форма и мера свободы

... философской концепции права. Степень развитости философии права и ее место в системе наук зависят от общего состояния философии и юриспруденции в обществе. ... право, данное Богом еврейскому народу). Таким образом, Фома Аквинский разработал в целом последовательный и глубокий христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в ...

Чтобы понять, когда и при каких обстоятельствах возникает тот или иной этнический мир, необходимо перенестись в самые отдаленные времена человеческой первобытности. Речь пойдет о временах, когда предки современного человека мало чем отличались от других высших животных по своему образу жизни. В силу природной тяги друг к другу люди и на этой ступени развития объединялись в группы, в коллективы. Простейшим видом такой группы была орда, напоминавшая стадо животных. Стадность как коллективное чувство и как отголосок дремучего прошлого не пропадает полностью с развитием цивилизации. При особом стечении обстоятельств стадность находит выход у разных народов. Как правило, в стаде или в стае первенствующую роль играет вождь, вожак, говоря современным языком, лидер. Он олицетворял собой общность, в нем растворялось коллективистское сознание окружающих, ему подчинялись беспрекословно, и это подчинение, исходившее из инстинкта стадности, не было связано ни с каким физическим насилием.

Такое человеческое стадо, насчитывавшее несколько десятков, а то и сотен особей различных возрастов, занимало определенную территорию с водным источником и местом для охоты или рыбной ловли. Однако оседлость пока не была известна, и его главной чертой оставалось великое кочевье. Среда обитания была неразрывно связана со стадом, составляя с ним единое целое. Здесь пока не существовало отдельной особи в современном значении этого слова. Человек выделился из животного царства как особый вид, но индивидов еще не существовало. Особь не только не отделяла себя от всего внешнего мира, но и от стада. Чувство стадности полностью овладевало каждым членом такого первобытного коллектива. Мозг особи был элементом группового мозга. Рука особи – была орудием стада как целого, хотя и мозг и рука тогда были в достаточной степени развиты.

Насколько было велико поглощение особи стадом видно из того, что даже в брачных связях особь выступала фактически безликой. При господстве тогда неупорядоченных половых связей невозможно было точно определить, кто являлся отцом родившихся детей. Да в этом не было и нужды: детей выращивала вся группа, кочевавшая в поисках пропитания. Такой вид коллективного поведения первобытного человека к настоящему времени почти полностью исчез. Но в своем естественном состоянии остатки такого типа общности наблюдались вплоть до начала прошлого века в бассейне Амазонки и на островах Полинезии, в дебрях Центральной Африки, в Австралии и даже на азиатском континенте. Частично отдельные кочевые племена дожили до наших дней. В качестве примера можно привести кочевой образ жизни цыган, а также малочисленных народностей Севера и Сибири.

Как это удается установить, первобытные люди вели кочевой образ жизни, что развивало в них физическую выносливость, быстроту в ходьбе, ловкость при добывании пищи. Сами обстоятельства требовали от них этого. При таких кочевьях постепенно образовывались группы, которые уже не покидали приглянувшуюся территорию, а если временно отлучались, то вновь возвращались к местам прежних стоянок. Так складывался полукочевой образ жизни, связанный, по всей вероятности, с переходом от собирательства к рыбной ловле в одних регионах и к приручению и разведению домашних животных – в других. Наконец, некоторые кочевые или полукочевые группы стали оседать по берегам рек, в лесах, на плодородных равнинах, что свидетельствовало о появлении новых видов деятельности. Возникли группы, ведущие оседлый образ жизни, появились первые поселения, деревни, сёла, городища.

4 стр., 1715 слов

Человек и его образы в философии

... определение. 2.Образы человека в духовном опыте человечества философия человек А теперь перейдем к рассмотрению проблемы «образа человека» в истории философской ... в Ватикане. Антропоцентричная философия эпохи гуманизма также поставила человека в центр внимания. Она всячески обосновывала ценность человека и его земной жизни. В эпоху Нового времени отношение к человеку меняется кардинально. Человек ...

Стадность продолжала играть определяющую роль во всей жизни людей на этой самой низкой ступени их развития. Она сплачивала группы, облегчала им охоту на диких животных, одним словом, помогала выжить в трудных условиях. Но уже на уровне стадного образа жизни обнажились явления, которые неминуемо вели группы родственных этнических образований к вырождению. Но и после этого, возможно, прошли десятки тысяч лет, прежде чем человечество не стало человечеством в полном смысле этого слова, прежде чем человек не стал изготовлять орудия труда, перейдя к трудовой деятельности. Связано это было с аграрной революцией, с переходом человека на иной уровень развития, с возникновением культуры как деятельности, преобразующей природу. Раньше проточеловек лишь умел приспосабливаться к условиям окружающей среды; теперь он начал учиться приспосабливать эту среду к уровню своих потребностей.

Что же происходило с тем коллективом людей, а точнее, протолюдей, в результате таких перемен? Возникает род как древнейший социальный институт и как первое этническое образование. С рода этносы ведут свое летосчисление. Механизм появления рода как этнической общности весьма прост, но чтобы придти к нему, человечеству, видимо, пришлось преодолеть громадные трудности. Для многих и в настоящее время они остаются непреодолимыми, напоминая нам о стадных инстинктах человеческой первобытности. Само упоминание здесь о стадном образе жизни, о жизни протолюдей стадами, чисто условное. С нашей точки зрения, стад людей в собственном смысле слова никогда не существовало. Древние предки человека, — возможно, анатомически мало отличавшиеся от современных людей, — были весьма малочисленны и собирались в группы себе подобных исключительно из нужды и собственного эгоизма, по необходимости. Выжить и продолжить себя в потомках человек мог только в такой социальной организации. Рано или поздно, — с этого начинается человечность, — первобытное стадо гоминид приходит к упорядочению процессов собственного воспроизводства. Беспорядочное сожительство пар сменяется запретом половых связей между родителями и детьми. Благодаря этому начинают складываться кровнородственные отношения и связи. Их всеобщее распространение кладет начало этногенезу.

Род как социально-этническая общность представляет собой сообщество людей, ведущих свое происхождение от одного предка. Вопреки распространенному мнению, таким общим предком не могла быть мать, прародительница. С самого своего возникновения род выступает в виде отцовского рода. Если имели место отклонения от этого правила, как например, у так называемых амазонок, то это были всего лишь отклонения, курьезы истории. Дело в том, что введение рода как социального института и появление его в истории человечества как социальной общности, вовсе не исходило от женщины. Женщине самой природой предназначена функция деторождения, и ей, как матери, совершенно безразлично, от кого и какими рождались ее дети. Жизнеспособность потомства определялась естественным отбором до тех пор, пока не было замечено, что дети, появившиеся в результате инцеста, оказывались слабоумными, физически недоразвитыми, не жизнеспособными. Боязнь инцеста с тех пор становится определяющей в выборе партнеров, что нашло отражение в древней мифологии.

5 стр., 2039 слов

Депрессия и здоровье женщины

... и адекватное лечение депрессий – важная составляющая физического, репродуктивного и психического здоровья женщин. Целью настоящего исследования было изучить состояние проблемы аффективных расстройств, связанных с различными аспектами женского здоровья, ... А.А. Особенности течения беременности, родов и послеродового периода у женщин на фоне смешанных тревожных и депрессивных расстройств в условиях ...

Исторически период функционирования первобытного общества начинается с того момента, когда стадный образ жизни эосоциума с присущим ему неупорядоченным способом размножения сменяется выделением из этого древнего стада породных особей, знатных по роду, родовитых людей. Хранителями и продолжателями рода были не женщины, а мужчины, а потому им принадлежала ведущая роль в обществе, главенствующая роль, связанная с ущемлением женщины в естественных правах. Появляется первая форма рабства – рабство женщины, ее полная личная зависимость от мужского пола. Разумеется, это рабство не было похоже на тот классический тип рабства, который сложился позднее в древних цивилизациях. И всё же оно – рабство женщины – оказалось самым живучим.

С того момента, как человек стал человеком, социальной доминантой его организации выступает род, родовая связь, отношение родства. Период дородового состояния человека, таким образом, представлял собой период перехода от стадности к роду человека. Человеческая особь как биологический вид получила родовое признание: появился род «человеков», род людской. Но стадность не исчезла, она, вступив в противоборство с родом, сопротивлялась, отстаивая свое право на дальнейшее существование. Лишь с появлением большой семьи, семейства как первичной и простейшей формы человеческой связи, это противоборство старого и нового – стадности и рода – можно считать оконченным: родовой строй окончательно вступил в свои права. Его продолжателем и хранителем в условиях распада родов стала индивидуальная семья, скрепленная институтом брака и родства. Именно с этим было связано дальнейшее совершенствование рода человеческого, возникло понимание о добре и зле. Мораль, нравственность, в форме религиозной морали заняла ведущее место в духовной жизни древних людей.

Развитие человеческого рода и его совершенствование определялось, прежде всего, запретом половых связей между ближайшими родственниками, а для этого родители должны были знать своих детей. И не только родители. Но и племя в целом. Дело в том, что после распадения рода на индивидуальные большие, а затем и малые семьи, с необходимостью возникли новые этнические образования – племена, которые уже состояли не из родов, как это принято считать, а из больших семей. Эти большие патриархальные семьи историки приняли за роды, ошибочно предполагая, что сами эти роды возникали на базе консолидации нескольких семей. На самом же деле, вопреки сохранившимся утверждениям, семья по сравнению с родом – это исторически более позднее социальное образование. Интересно отметить, что Карл Маркс, следуя этой старой традиции, вначале тоже считал, что семья появилась гораздо раньше рода и что род есть всего лишь объединение родственных семей. Впоследствии в своих работах он признавал ошибочность этого мнения. Семья появляется вслед за родом не в целях увеличения численности населения: как известно, таких целей в то время никто не ставил. Семья возникает как хозяйственная единица древнего общества и остается на долгие годы таковой. Но ее главной функцией уже является не продолжение рода человеческого, а воспитание детей.

5 стр., 2098 слов

Социальные общности: сущность и виды

... этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. индивид социальный жизнедеятельность Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности ...

Запрещение браков между родными братьями и сестрами, хотя и ограничивало произвол, который осуждался обычаем рода и племени, тем не менее, поставил женщину в привилегированное положение: ее выбирали, в то время как мужчины должны были искать себе жен на стороне, в других родах и семействах, прежде всего, среди своих двоюродных сестер. Мать, дочь, внучка, правнучка составляли единую линию женского рода, находящегося в привилегированном положении, что дало основание Бахофену определить это состояние как материнское право, как матриархат. На самом деле никакого «права» в юридическом смысле слова тогда не существовало, и само возвышение женского пола, ставшего после этого прекрасным полом, определялось положением женщины в родовой организации, в родовой общине. Позже, когда из брачных связей были исключены не только единоутробные, но и единокровные, то есть рожденные разными матерями от одного отца, дети, братья и сестры, женщин мужчинам стало катастрофически не хватать. Женщин начали похищать. Женщин начали умыкать и завоевывать, то есть брать силой, а порой и покупать в качестве рабынь-наложниц. Именно с этого момента берет свое начало новый вид социально-этнической общности людей – племя, вобравшее в себя несколько родственных семейств, отношения между которыми уже определялись не столько узами родства, сколько территориальными связями. Появилась, сменив родовую организацию, сельская соседская община, которая стала по своему характеру общиной территориальной.

Итак, первой социальной формой этноса, этнической общности, этнографической группы, этнического образования на ранних ступенях истории человечества была родовая община, так называемая родовая коммуна, тот самый первобытный коммунизм, с которым впоследствии связывалось поверье об общности жен и детей, общем одеяле и общем котле. Но это лишь поверье, наши фантазии. Жизнь в таких родовых коммунах протекала на коллективистских началах при строжайшем соблюдении отношений родства. Члены рода, или что почти одно и то же, родовой общины совместно охотились на диких зверей, совместно отражали нападения и удары стихийных сил природы, совместно добывали пищу, совместно устраивали ритуальные празднества и церемонии. Родовая коммуна неминуемо должна была вскоре превратиться в территориальную общину, поскольку род разрастался, и от него начали отделяться большие, патриархальные семьи, ставшие теперь хранительницами рода, продолжателями традиций рода и средой для формирования человека как человека. У нового социального образования, будущей ячейки общества появились новые функции: ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и забота о престарелых и нетрудоспособных членах семьи. Объединение родов привело к новому социально-этническому образованию.

Появилось племя. Каждое племя имело собственное имя, тотем, язык и территорию. Территория рассматривалась как достояние племени, она принадлежала всем составлявшим племя семействам и родам. И они обязаны были охранять свою территорию от набегов соседей. Защита территории становилась важнейшей функцией родоплеменной организации, что способствовало зарождению соответствующих структур примитивной военной организации, из которой впоследствии выросло государство. Племенная организация способствовала также быстрому росту населения, ничем не ограничивая рождаемость. Относительное равновесие с природой поддерживалось гибелью значительной массы людей в результате нехватки пищи и от стихийных бедствий, эпидемий, межплеменных войн. Участившиеся межплеменные столкновения из-за увеличившейся плотности населения приводили племенных вождей к осознанию объединения племен в союзы. Союзы племен в свою очередь дали начало новой социально-этнической общности, которая уже не была родом, а стояла над ним, была над-родовой этнической общностью – народом, нацией. Два последних понятия близки по значению, но они не тождественны.

11 стр., 5339 слов

Этнос и этническая структура общества

... в зарубежной науке. этнический общество православный дореволюционный 1. Понятие этноса и этническая структура общества 1.1 Этнос: понятие, виды, характеристика В широком смысле слова общность представляет собой совокупность ... последовательно имел несколько значений, среди которых основными были: народ, племя, группа людей, иноземное племя, язычники, род и прочее [11, с. 200]. Значительный вклад в ...

Несмотря на то, что люди в первобытные времена жили племенами, род продолжал оставаться ядром и стержнем социально-этнической организации. Союзы же родственных племен были уже над-родовой организацией этнического типа. По всей вероятности, союзы племен были переходной ступенью к новой этнической общности: союз родственных племен становился народом, в котором постепенно растворялась родоплеменная организация первобытного строя. Социальной доминантой новой этнической общности становится уже не язык и территория, хотя они играют важную роль, а хозяйственно-экономическая, производственная связь. На первом этапе своего формирования племя еще неотличимо от рода, но на высшей ступени своего развития оно мало чем отличалось от народа. Для обозначения этого последнего состояния употребляется понятие «народность».

Переход к образованию народностей, пусть даже и малочисленных, означал появление в жизни этносов новых реалий. Первым и важнейшим признаком наступления этой ситуации является осознание индивидом самого себя как особого существа, не похожего на других. Возникает индивидуальная семья, а вместе с нею – институт единобрачия, моногамия. Моногамная семья возникает из парной семьи, но приобретает она самостоятельное значение только после отделения от большой патриархальной семьи. Она всегда была и остается до наших дней продуктом семейных разделов, следствием утверждения психологии индивидуализма и возникновения института индивидуальной, а затем и частной собственности. Семейные разделы – это прежде всего имущественные разделы, разделы имущества, накопленного годами в результате длительной коллективной совместной, деятельности всех членов большой семьи. Возникшая в этих условиях индивидуальная собственность как гарантия и условие личной свободы – это всего лишь часть общей собственности, по необходимости, пришедшей к моменту своего распада, своего разложения.

С появлением индивидуальной семьи надобность в сохранении общинной организации, построенной на кровнородственных и территориальных связях, отпадает. Община, сыграв свою историческую роль, всё еще продолжает оставаться в обществе в качестве фактора, имеющего второстепенный характер. Чем диктовалось такое ее видоизменение? Тем, во-первых, что патриархальные отношения большой семьи пришли в явное противоречие с интересами семьи моногамной: родовые связи тут становились значащими лишь для настоящего времени, а в отношении прошлого они становились предметом воспоминаний и сословного чванства, почти никак не влияя на образ жизни людей. На первый план уже выходило объединение индивидуальных семей, проживавших на одной территории и занимавшихся хозяйством. Разделение труда между ними приводило к обмену продуктами труда, к созданию рынка товаров и услуг, на базе чего и возникает институт частной собственности. Так складывается общество современного типа, авторитет старейшин рода сменяется публичной властью. Родовой строй окончательно теряет свою силу и на его развалинах возникает политическая организация – государство.

7 стр., 3050 слов

Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии

... проблемы личностного и межличностного характера, возникающие вследствие рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии. Главной целью в этой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями развития. Такая ...

Хорошо известно, что не все даже знатные роды, возникшие в древности, сохранились, не все из них разрослись в племена, и не всегда племена доживали до того времени, когда можно было говорить о союзе родственных племен и о консолидации их в народности. По причине вырождения, ассимиляции, войн, по другим обстоятельствам малочисленные народности, где еще и сейчас сильны кровнородственные отношения, не в состоянии превратиться в целостное этническое образование – в народ, поскольку принципы организации этой этнической общности лежат за пределами родственных связей. До общества в современном понимании они еще не дошли, продолжая жить общинами. Община всё еще сохраняет свое место в истории, превращаясь в новых условиях в общину городского типа. Народ же, как тип социально-этнической общности, в процессе своего развития, в процессе хозяйственной, политической и культурной жизни постепенно консолидируется в нацию. Нация возникает только тогда, когда общность языка и территории дополняется не только общностью хозяйственных связей, но и общностью культуры, общностью духовного склада людей. Таковы в истории основные вехи развития этноса, как социальной общности. На этом эволюционном пути, однако, каждое этническое образование подстерегают опасности: природные и социальные катастрофы, истребительные войны, пандемии, излишества в образе жизни, которые чреваты инволюцией, ведущей даже развитые народы и нации к вырождению. Но это уже другой вопрос. Вопрос не развития этноса, а его постепенного или стремительно идущего угасания.