Дошкольное детство-уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Глобальные перемены, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания. Родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям.
Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны, т.к. родители лучше знают своего ребенка, учитывают его индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной̆ мере реализуют весь комплекс возможностей̆ воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка . Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагогические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.
«Роль семьи в воспитании ребенка»
... свое дитя, заменять ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей. "Нетипичные" семьи в нынешней экономической ситуации фактически " ... в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в ...
В настоящее время разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОО с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Это определило актуальность нашего исследования.
Цель исследования — определить эффективность проектной деятельности как формы организации взаимодействия ДОО и семьи.
Объект исследования — взаимодействие между ДОО и семьями воспитанников.
Предмет исследования — организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи посредством
проектной деятельности в процессе обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Задачи исследования:
— Выявить особенности проектной деятельности в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОО.
- Раскрыть сущность взаимодействия ДОО и семьи.
- Определить факторы, влияющие на полноценное развитие ребенка при взаимодействия семьи и ДОО.
Гипотеза — проектная деятельность как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна, если педагог владеет методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства; использует методы активизации родителей для формирования педагогической рефлексии; активно организует совместную деятельность взрослых и детей.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, опытно-экспериментальная и практическая работа с детьми и родителями, анализ и синтез полученных данных.
Практическая значимость: составленные рекомендации помогут педагогам в разработке детско-родительских проектов.
Опытно-экспериментальной базой: исследования явилось дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 40» г. Ачинска, подготовительная группа.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (39 наименование),6 приложений. Общий объем работы составляет 49 страницы.
Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
§ 1 История вопроса организации взаимодействия ДОО и семьи
Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения.
Роль семьи в физическом воспитании детей
... быть одинаково интересными для всех. Эти выступления могут затрагивать роль семьи в физическом воспитании детей, средств физического воспитания в семье, задач, которые стоят перед учениками в связи с сезоном, этапом работы школы, изменением учебных программ ...
В 60 — 70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Изучалась эффективность форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
Педагогическая пропаганда — провозглашение и рекламирование педагогических средств, методов и форм педагогического воспитания и образования в широкие массы людей.
Педагогическое просвещение — практическое применение и теоретическая подкованность человека в вопросах современного воспитания и образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.
С точки зрения взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, оказании помощи родителям представляют интерес данные, полученные В. И. Безлюдной в работе «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Где автор убедительно показывает, что ни семья, ни дошкольное учреждение не могут изолированно решить задачу преодоления отклонений ребенка в отношениях со сверстниками, которые связаны с условиями жизни и воспитания детей именно в семье.
Воспитатель выступает в двух лицах — официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача — преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированной у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. Детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». [2]
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.[29]
Таким образом, исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания ...
... воспитанию старших дошкольников. Методы исследования: Практическая значимость исследования База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Структура работы: курсовая работа ... этнопедагогических традиций в воспитании старших дошкольников в условиях детского ... Традиции, передающие педагогический опыт народа, ... — национальность родителей, место проживания, родной ...
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ от 7 мая 2013 года N 99-ФЗ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, их практика в детских садах, привлечение их к этой работе» (Н. К. Крупская).
[40]
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключения родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.
§ 2 Понятие взаимодействия ДОО с семьей в современного психолога – педагогической литературе
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Проведенные исследования (А И. Захаров, Р.Ж. Мухамедрахимов) доказывают, что новый тип общения, взаимодействие детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Семья как субъект педагогического взаимодействия
... является семья. Цель данной работы показать семью как комплексное социальное явление, как субъект педагогического взаимодействия. Основными задачами являются исследование психолого-педагогической литературы для раскрытия понятий семья, педагогическое взаимодействие, семейное воспитание; определение и характеристика воспитательного потенциала семьи; сделать ...
Сотрудничество — это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие — представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции с помощью общения. [34]
В работах Е.П. Арнаутовой, А. С. Жичкиной, С. Мусиенко, Т. Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями. [20]
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Однако в настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние:
- Во многом утрачены традиции российского семейного воспитания и его нравственные ценности.
- Изменился статус семьи как воспитательного института. Сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей. Растет отчуждение, непонимание родителей детей.
- Изменилось качество самой семьи. Разрушены нравственные представления о браке и семье. Утрачено понятие ответственности за сохранение брака. Серьезной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов от семьи. Причины этого кроются в усилении не доверия родителей к школе и дошкольным учреждениям, вне адекватного отношения к педагогам, в не удовлетворенности качеством образования, в отсутствии необходимой психолого-педагогической культуры родителей.
Об установлении партнерских отношений между детским садом и семьей говорят авторы Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, В.М. Иванова, О.Л. Зверева и др. Они выделяют следующие аспекты проблемы: определение целей и значения воспитания родителей, разработка содержания работы по воспитанию родителей, определение форм и видов связей детского сада с семьей, создание моделей воспитания родителей.[22]
Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической концепции» и «педагогической рефлексии», для того, чтобы родители научились понимать своего ребенка, смогли правильно построить общение с ними совместную деятельность.
Семья как институт воспитания
... правило, характерен для тех семей, в которых имеется только один ребенок и в воспитании участвуют бабушки и дедушки, ... В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи. Детоцентризм, как ...
Дифференцированный подход при организации работы с родителями, направлен на повышение их педагогических знаний и умений, педагогической культуры общения, с целью повышения эффективности их деятельности по-семейному и общественному воспитанию.
Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям детского сада и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий, таковыми являются:
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, условия подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
При такой дифференциации специфичными являются не только содержание общения, но и методы передачи их определенной категории родителей. Дифференциация родителей в детском саду проводится на основе тестирования, анкетирования по определённой программе изучения семьи:
- Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия), психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).
Для этого необходимо проведение индивидуальных консультаций с родителями дошкольников, использование различных методик: «Анализ семейного воспитания/ Эйдемиле, Юстицкий/, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т.п..
- Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают-положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.
- Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, желание воспитывать ребенка.
- Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания), участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организованной, коммуникативной).
После изучения семей составляется «социальный паспорт» с целью корректировки педагогического воздействия.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи — дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Роль семьи в развитии ребенка
... ребенка. 3. Роли матери и отца в развитии ребенка Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли ...
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяется не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.
Также можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска).
В.П. Дуброва, Е.А. Милашевич выделяют виды связей детского сада и семьи, направленные на их взаимодействие:
- Это связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказанием помощи. Это реализуется в таких формах работы как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. формула «Детский сад-семья».
- Это включение родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада. Формула взаимодействия «Семья — детский сад». Родители оказывают помощь детскому саду, налаживают работу кружков, участвуют в проведении экскурсий и т.д.
- Связи — координационные. Они возникают, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Следовательно, педагоги — исследователи отмечают, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются отечественными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников. [22]
§ 3. Проектная деятельность как средство организации взаимодействия ДОО и семьи
Средства взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Чтобы ответить на этот вопрос «Что такое взаимодействие педагога с родителями», мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.[48] Основная цель всех форм взаимодействия ДОО с семьёй̆ установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные средства и формы. Главное — донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.
К индивидуальным формам относятся: педагогические беседы с родителями; индивидуальное консультирование — наиболее доступные формы установления связи с семьей.
Беременность и рождение ребенка — испытание для всей семьи
... семье. С точки зрения семейной терапии семейная жизнь предполагает определенные этапы развития, каждый из которых сопряжен с кризисом взаимоотношений. Вот эти этапы: период ухаживания, заключение брака, рождение детей, дети ... детей посещает женщин, которые имели напряженные отношения со своими родителями, либо их матери рассказывали им о том, как тяжело им далось рождение ребенка, ... в себе. При этом оба ...
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. В педагогической литературе термина «нетрадиционные формы общения с родителями» нет, многие дошкольные учреждения их используют. Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду».
В настоящее время по мимо поиска новых форм педагогического просвещения меняется и его содержание.
Часто в ДОО проводятся мероприятия по принципу развлекательных программ-КВН, «Педагогическое поле чудес» и др. Несмотря на их многообразие для таких форм характерно создание непринужденной обстановки, и привлечение к этой работе. Но, на практике, педагогическое содержание часто отходит на второй план и работа с родителями сводится лишь к совместному проведению досуга. На наш взгляд, важно строить общение с родителями, чередуя традиционные и нетрадиционные формы.
Цель нетрадиционных форм — заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, сформировать у них уважительное отношение к труду воспитателей, приобщить к жизни детского сада. Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к детскому саду. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что не менее важно родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его понимать.
Кротовой Т.В. разработана классификация нетрадиционных форм. Автор относит к ним информационно-аналитические («почтовый ящик»), досуговые (совместные досуги, праздники), познавательные (семинары-практикумы, устные педагогические журналы), наглядно-информационные (дни открытых дверей, информационные проспекты для родителей).[28]
Смысл, назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОО способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
В практике детского сада не редко проводятся разнообразные аналогичные формы: «Педагогические гостиные», «Посиделки» и т.д. В литературе говорится о методическом аспекте работы, т. е. о проведении с воспитателями специальных деловых игр, которые помогут перейти им от традиционных к более открытым формам сотрудничества с родителями на основе партнёрства (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова).
В последнее время в ДОО внедрена и активно используется новая форма работы — проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло — детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.
Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями как «проект», «деятельность», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.[37;40]
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.
Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить, как:
- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;
- способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.[10]
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) [16]
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
- самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
- ставить цели и задачи и прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.
Воспитатели знают, что обычно замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детское – родительские отношения.
Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику». [24]
Проектная деятельность приучает дошкольника к ответственности за проделанную работу, повышает его авторитет перед сверстниками и собственную самооценку.
Несмотря на общие особенности структуры, Веракса Н.Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]
Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.
В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, на правленые на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
По мнению А. Густомясовой, дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга. [15]
Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.
А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:
1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.
2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
3.Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).
Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л. Семенова), в числе которых:
- потребность в любви, нужности другому;
- потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий;
- потребность в доверии к окружающему миру, другим людям;
- потребность в новых впечатлениях, притоке информации;
- потребность детей в самостоятельности.
Для эффективности работы мы адаптировала алгоритм реализации проектов, предложенный А. Густомясовой, к условиям МБДОУ «Детский сад № 40» г. Ачинск.
1этап-подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
2 этап – исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей.
Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга. Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.
3 этап — презентация проекта.
Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.
Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.
Совместную проектную деятельность мы определяем, как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
Выводы по главе I
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Примерно с 60-х годов, в нашей̆ стране был накоплен не малый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знаний» и др. Но содержание программ не редко было идеализировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: не советовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской̆, а не партнёрской̆. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ от 7 мая 2013 года N 99-ФЗ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей̆. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного образования. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса .
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной деятельности во взаимодействии ДОО и семьи
§ 1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи
С целью проверки выдвинутой гипотезы мною была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех основных этапов констатирующего, формирующего и контрольного.
Основной целью экспериментальной части моей исследовательской работы являлась изучение и внедрения проектной деятельности в практику в ДОО проектная деятельность с активным участием родителей и детей.
Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно — экспериментальной работы нами была выделена подготовительная группа «Русская Матрешка», в которую входили: 8 девочек, 16 мальчиков и их родители.
Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
На I этапе (констатирующий) была проведена следующая работа:
- Анкетирование родителей; (А.Я Варга, В.В Столин)
- Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Приложения №6).
- Подбор методической, справочной литературы по проектной деятельности.
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкета, предложенная родителям (Приложение № 1), были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А также, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.
Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» — были получены следующие ответы:
- с бабушкой (60%)
- то с мамой, то с папой (6%)
- с няней (5%)
- со старшим братом (сестрой) (15%)
Выявить родительское отношение к детям нам позволил модернизированный опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) (Приложения №6). При обработке данной методики для себя я выделили 3 уровня детско-родительских отношений:
Нейтральный уровень (46% до проведенной работы и 37% после) – включает в себя шкалы симбиоз и положительное отношение к неудачам ребенка. Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности. Оптимальный уровень (36% до проведенной работы и 47% после) – включает шкалы принятие и кооперацию – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. Отрицательный уровень (18% до проведенной работы и 16% после) –включают в себя шкалы отвержение и контроль. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду. Проводя данную методику, мы столкнулись с такой ситуацией, что некоторые родители отказывались отвечать на некоторые вопросы – для нас это сигнал о том, что взрослые боятся открыть истинное положение вещей. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Т ест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература (наглядный материал), консультации у воспитателя в детском саду, интуиция, другие родители.
В результате аранжировки источники по своей значимости распределились следующим образом:
- педагогическая и психологическая литература;
- консультации у воспитателя в детском саду;
- интуиция и советы знакомых;
Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение, наглядный материал), 10% опираются на других родителей и интуицию, 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7% на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.
Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:
- (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени)
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%)
- большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОО, мотивируя это не хваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОО.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОО, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОО.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Показатели результатов анкетирования родителей и детей экспериментальной группы на констатирующем этапе приведены в таблице №1
Таблица №1
Показатели активности родителей и детей |
Количество родителей и детей, принимающих участие в % |
|
На констатирующем этапе |
||
родители |
Дети |
|
Вопросы к воспитателям |
26% |
35% |
Интерес к новинкам педагогической литературы |
30% |
40% |
Проявление интереса к организации жизни в детском саду |
20% |
30% |
Проявление интереса к проектной деятельности |
20% |
40% |
Итак, констатирующий этап эксперимента показал отсутствие у родителей представлений о проектной деятельности, выявил низкий уровень педагогической подготовки и психолого – педагогических знаний. Вместе с тем обнаружен интерес детей к использованию новых форм работы и сотрудничества детского сада с семьей как у педагогов, так и у самих детей и их родителей.
Данный этап показал необходимость разработки и реализации самого детско-родительского проекта, методических рекомендаций для педагогов по вопросам ведения проектной деятельности в работе с родителям, плана работы по разработке проекта, цикла мероприятий в рамках организованной проектной деятельности во взаимодействии ДОО и семьи.
§ 2 Описание проектной деятельности
Целью следующего этапа стало реализация проектной деятельности как средство организации взаимодействия ДОО и семьи в процессе обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Исходя из этого, я подготовила и провела для педагогов ДОО с целью повышения мотивации педагогов на сотрудничество с родителями детей следующие мероприятия:
- Консультации “Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод” (Приложение №4),
А в работе с родителями разработала проект — «Самый теплый уголок родного города – Ачинска», целью которого является изучение и внедрения проектной деятельности в практику воспитателей ДОО и привлечение к активному участию родителей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Задачи при реализации проекта :
- Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
- Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
В рамках проекта запланировали и провели следующие мероприятия:
На первом этапе мне необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: «Как назвали наши далекие предки город, в котором мы живем? Как называют людей, которые проживают в этом городе? Кто является основателем Ачинска? Кто из вас знает, почему именно так назван наш город? Почему он так называется?», дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводили открытое занятия в группе по нравственно –патриотическому воспитанию «Моя маленькая родина» на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям. (Приложения №5)
Затем, совместно с родителями и детьми составили план проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендации к специалистам ДОО. Кроме того, были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры: Дидактические игры «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живет в реке», «Кому что нужно для работы», «Заселим Чулым- реку», «Что перепутал художник»; Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Экскурсии по городу»; Подвижные игры «Где находится памятник», «Кто больше », наблюдения за архитектурой здания, экскурсии – по памятникам Ачинска «Аллея Боготкова», « Памятник Ленину В.И» «Драматический театр» основной части проекта).
Были проведены родительские собрания, (приложения № 3) на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями.
Так как проект назывался «Самый теплый уголок родного города – Ачинска» темы были следующие: «Достопримечательности Ачинска», «Улицы Ачинска», «Водоемы Ачинска», «Транспорт Ачинск», «Музеи и театры Ачинска».
Так же провела — « День вопросов и ответов по проектной деятельности»; беседы «Достопримечательности города Ачинск», «Улицы города Ачинск»; оформила стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап — это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет).
На данном этапе проведения эксперимента нами так же были проведены:
- Творческие рассказы;
- Чтение художественной литературы;
- Конкурс пословиц и поговорок: «Делу — время, потехе – час».
- Заучивание стихов;
- Оформление игротеки. Дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живёт в реке», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник»; Сюжетно – ролевые игры: «Защитники Родины», «Экскурсии по городу»; подвижные «Где находится памятник», «Кто больше »,речевые игры: «Переезжаем на новую квартиру» ,«Светофор», «Дополни предложения».
- Рисование на тему «Улицы родного города»;
- Изготовление символики Ачинска;
- Оформление стенда для родителей «Песни и стихи о Ачинске».
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vzaimodeystvie-s-semey-sotsiumom/
Третьем этапом стала презентация проектной деятельности. Провести презентацию было решено в форме КВН, где участников эксперимента поделили на две команды: дети – «Молодые Ачинцы», родители – «Коренные Ачинцы». Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице администрации детского сада. Зрителями были, специалисты и педагоги ДОО, а также родственники участников. Задания были интересными и разнообразными, дети вместе с родителями отвечали на вопросы, вспоминали пословицы и поговорки, пели частушки, песни о Ачинске. Завершением презентации было исполнение командами гимна страны и награждение команд.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, рисунки, построение из конструкторов, аппликации, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах, доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, гуманное отношение к живым объектам природы)
- анкетирование родителей (изучении совместного посещения родителей с детьми различных мест в городе и его окрестностях).
I этап – подготовительный
1. Актуализация темы патриотического воспитания через изучение родного города, округа родителями, заинтересовать идеей детей.
2. Выбор темы изучения города родителями в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми.
3. Совместное составление плана проекта (воспитатель, родители, ребенок).
II этап – реализация
С начала разработки проекта родители с детьми подготовительной группы изучают выбранный объект через:
- подбор информации в книгах, журналах, интернет:
- походы по музеям, историческим местам, достопримечательностям города; (родители самостоятельно показывают детям)
- рассказы специалистов, родственников.
В подготовительной к школе группе идет представление материала.
III этап – обобщающий
1. Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями.
2. Определить успехи и неудачи.
3. Отметить отзывы о детских и родительских впечатлениях.
4. Обобщить собранный текстовой, аудио-, видео-, фотоматериал, методические разработки, сценарии мероприятий, проводимых с родителями, анкеты и памятки для родителей.
5. Итоговая презентация проекта, в форме КВН.
В ходе реализации проекта образовательная работа с детьми строилась на принципах:
- «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- деятельностного подхода;
- развивающего характера обучения;
- дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
В педагогическом процессе использовались следующие методы:
- наблюдения; целевые прогулки и экскурсии;
- беседа;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание картин, иллюстраций и других объектов, обсуждение их;
- рассказ воспитателя, родителей детей;
- разучивание песен и стихов;
- просмотр видео;
- прослушивание аудиозаписей;
- дидактические, подвижные игры;
- поощрение детей за поддержание порядка, бережное отношение, культурное поведение в общественных местах.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vzaimodeystvie-s-semey-sotsiumom/
На III этапе (контрольный)
В завершении экспериментальной работы с целью проверки эффективности используемых методов и форм работы ДОО с семьей, были предложены те же самые анкеты, что и в начале исследования
Показатели результатов анкетирования родителей и детей экспериментальной группы на контрольном этапе приведены в таблице № 2. Сводные показатели эксперимента представлены в таблице № 3.
Таблица №2
Показатели активности родителей |
Количество родителей, принимающих участие в % |
|
На контрольном этапе |
||
родители |
Дети |
|
Вопросы к воспитателям |
86% |
90% |
Интерес к новинкам педагогической литературы |
90% |
80% |
Проявление интереса к организации жизни в детском саду |
80% |
80% |
Проявление интереса к проектной деятельности |
80% |
90% |
Таблица №3
Показатели активности родителей |
Количество детей и родителей, принимающих участие в % |
|||||
На констатирующем этапе |
На контрольном этапе |
|||||
Семья |
дети |
семья |
дети |
|||
Вопросы к воспитателям |
26 |
35 |
86 |
90 |
||
Интерес к новинкам педагогической литературы |
30 |
40 |
90 |
80 |
||
Проявление интереса к организации жизни в детском саду |
20 |
30 |
80 |
80 |
||
Проявление интереса к проектной деятельности |
20 |
40 |
80 |
90 |
Результаты повторного анкетирования показали, что большинство родителей̆ начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей (до формирующего этапа – 20%).
Почти все родители читают педагогическую литературу 40% – регулярно и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников 50% – регулярно (до формирующего этапа – 30%).
Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа – 20%).
Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий, возросла их активность.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничествам. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.
Результаты работы с родителями в проектной деятельности показали, что дошкольники могут успешно участвовать в проектной деятельности. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего дошкольного учреждения, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
- проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
- самостоятельны и гибки в принятии решений;
- сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
- осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
- способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
- воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
- наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
- получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
- смогли реализовать свои творческие способности.
По итогам эксперимента нами были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОО в рамках проектной деятельности.
§ 3 Методические рекомендации по организации взаимодействия ДОО с семьей посредством проектной деятельности
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Одна из особенностей заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги. Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё собственно образовательное, вся гуманистическая составляющая инновационной деятельности. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло.
Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод».
В настоящее время проектная деятельность органически входит в новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования..
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектные методы могут использоваться педагогами и для активизации и повышения эффективности работы с семьей воспитанников на основе взаимодействия.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Выводы:
— Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
— Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма.
Выводы по главе II
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьёй установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Такая форма работы с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно – культурное пространство дошкольного учреждения и семьи. Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу воспитательно-образовательного процесса в нашем детском саду, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Опыт работы с родителями показал, что в результате формирующего эксперимента позиция родителей стала более гибкой. Изменился стиль общения взрослого с ребенком. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками в процессе реализации проектной деятельности. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
Заключение
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты практической работы подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь .Педагоги часто шутят на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Отношение родителей к мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. В теории и практике разработаны и апробированы разнообразные формы и методы взаимодействия ДОО и семьи. Их применение зависит от профессионализма и опыта педагогов, от особенностей контингента родителей.
В рамках данного исследования была проведена опытно – экспериментальная работа, в которой принимали участие 24 ребенка и родители. Целью данной работы являлась разработка и реализация детско-родительского проекта в практику и привлечение к активному участию в этом родителей.
Анализируя полученные данные, мы определили низкий уровень педагогической подготовки и психолого педагогических знаний родителей. Цель экспериментальной работы обеспечивалась путем реализации ряда программных мероприятий для родителей (родительские собрания, беседы, консультации, «Дни вопросов и ответов»), а для педагогов ДОО были разработаны методические рекомендации (семинары-практикумы, консультации).
Также был разработан и реализован детско – родительский образовательный проект «Самый теплый уголок родного города — Ачинска».
Для того чтобы оценить эффективность опытно-экспериментальной работы, была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики показали, заинтересованность родителей новыми формами и методами проведения мероприятий. Наблюдались изменения в отношениях между детьми и взрослыми.
Следствием работы в детском саду стало повышение оценки эффективности работы ДОО с семьей. Изменился характер вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. Изменился микроклимат в неблагоприятных семьях в положительную сторону. У родителей проявляется осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, выставках, праздниках, субботниках, организуемых в ДОО. Со стороны родителей исходят инициатива по проведению и участию в утренниках, праздниках группы. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезает. А совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу. И как результат, положительное отношение родителей к ДОО, положительная оценка его деятельности.
Итак, наше исследование показало, что проектная деятельность — современная форма взаимодействия педагогов и родителей, она позволила наладить динамичную и действенную связь в работе детского сада с семьей. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены в полной мере, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/vzaimodeystvie-s-semey-sotsiumom/
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника М.: Педагогика, 1993.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2012.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М, 2014.
- Арнаутова Е.П., Кулакова Е.А., Ермакова Л.А. ДОУ –семья-
школа.//Управление ДОО. 2014. №5. С.89.
- Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей.// Управление ДОО. 2014. №5. С.28.
- Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города.// Управление ДОО. 2014. №5. С. 18
- Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2013
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации).
— Оренбург: Оренбургский ИПК, 2013.
- Виноградова Н.А., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М. Педагогика, 1993.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей.М.: Айрис – пресс, 2013.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей./ [Т.Н.Доронова, Е.В.Глушакова, Т.И.Гризик и др.] М: Просвещение, 2015.
- Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. / Под ред. Т.А.Марковой. М. Педагогика, 1979.
- Воспитатели и родители./ Под ред. Л.В. Загик, В.М. Ивановой. М.,1985.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991.
- Густомясова А. Воспитание социальной компетентности. // Дошкольное воспитание. 2015 . № 5
- Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного
учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2010. №2. С.44
- Детский сад и семья/ Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 2-ое изд., 1986.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др./ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гурович. СПб.: Акцидент, 1995.
- Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2013. №6. С.27.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников образовательных учреждений/Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2011.
- Дошкольное образование: история и современность. Сборник научных статей: В 2-х частях. Часть 1. М., МГПИ, 2013.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск, 1997.
- Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2011.
- Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:
современные подходы. М.: ГПИ, 2013.
- Зверева О.Л. Работа детского сада с молодой семьей. Методические
рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания. М., 1990г.
- Зверева О.Л. Школа родителей //. Дошкольное воспитание. 1994. №3, 49-52 с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.
Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Ильин Г.Л. Семейное или общественное воспитание ребенка?//Управление ДОУ. 2015. №3, С. 102
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /
Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. / Науч.ред. Л.А.Парамонова, А.Н.Давидчук, К.В.Тарасова и др.» М., 1997.
- Канаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2015. №3. С.56
- Карпене Т.И. Метод проектов – как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. – М.: Психологический ин.-т РАО, Ярославль. Ярославский ин – т развития образования. – 2011. – с.105 — 109
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2010.
- Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.// Управление ДОУ. 2014. №5. С.40.
- Маркова Т. А. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.
- Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2012. − 112 с.
- Нерода М.В., Тебенева Т.Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. // Управление ДОУ. 2015. №6. С.91
- https://urok.1sept.ru/