Шпаргалка для сдачи кандидатского минимума по философии и при подготовке к нему

Дипломная работа
Содержание скрыть

1) (а) Философия в системе культуры. (б) Природа философского знания. Философия, наука и религия.

Что есть ф.? Что она изучает?

Все философы:, Философия – это взаимосвязь мира и человека.

не есть знание

Что есть культура?

В широком смысле:

а) Философия в системе культуры.

Философия есть рефлексия культуры по поводу своих оснований.

расчлененной

В Древней Индии рациональность не вычленяется.

Русская философия – это и философия, и не философия. Это в какой-то мере богословие.

(б) Природа философского знания.

промежуточное положение

С наукой философию сближает лишь принцип рациональности (построения рассуждений).

Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет. Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута . Философия не опирается на эксперимент . В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт человека . В философии не может быть математики . Философия стремится к умозрению . Ф. творит некие идеальные миры , пытается обсуждать проблемы абсолюта .

ценностями

Но: Отличие философия от религии: рациональный подход .

2) Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).

Первобытное состояние, Переход к цивилизации

Переход от нецивилизованного к цивилизованному состоянию в разных местах проявлялся по-разному. Возникали уникальные социальные организации. Тойнби: произошли изменения географического характера, которые поставили на грань существования первобытное общество – появились группы людей, которые бросили вызов этим условиям (пустыня – Египет, море – минойская цивилизация, тропические леса — майя).

Египет, Вавилон, американский континент:

Но: не появилась философия.

Индия, Китай и Греция

Отличия философий обусловлены отличиями этих трех цивилизаций (трех типов личности).

С тремя типами личности связаны три типа рефлексии (размышления).

Различие личностей в разных цивилизациях:

7 стр., 3401 слов

Экономическая мысль Древней Греции

... экономической мысли Древней Греции. Задачи данной контрольной работы: указать особенности развития экономической мысли Древней Греции; проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции. 1. Экономические взгляды Древнегреческих ... натурального хозяйства. По мнению древнегреческого философа, хороший хозяин должен держать ... элины должны заниматься философией, законотворчеством и хозяйственным ...

Индийская личность

Китайская личность

Эллинская личность

Происхождение философии.

объяснить мифологические сюжеты

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев. Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный – Ригведа. Но кроме песнопений и заклинаний в них содержится мировоззренческий элемент . В Ведах заложено начало учения о закономерности всего существующего (Рита).

Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.

(IX-VI в.в. до н.э.)

VI в. до н.э.

Особенности Индийской философии:

не персонифицирована

не отделена от религиозной практики

духовного перерождения

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

II-нач. I тысячилетия до н. э. наметилась тенденция китайских этносов к объединению.

Особенности Китая

Государственные люди особенно ценятся, Если человек вошел в элиту, то он в ней останется

Китайская мифология

Китайская философия

Лао-Цзы (вторая половина VI- первая половина V в. до н.э. )

Главное – учение о законе, которому подчиняется небо и земля (дао).

Дао – начало всего существующего. Оно бестелесно, лишено формы, о в применении неисчерпаемо. Дао рождает единое , единое рождает два начала – Ин(ь) и Ян(ь) . Ин – пассивное, темное, женское начало. ЯН – активное, светлое, мужское начало. Принцип парности – на нем строится любое развитие, построение. (Пример — добро/зло, сложение/ вычитание и др. действия в математике).

Ин и Ян порождают третье начало , а оно порождает все сущее . Все сущее содержит в себе Ин и Ян.

Выдвинул требование недеяния: «Следуй естественности». Нужно преодолеть в себе страсти. В этом мудрость.

поведению человека, размышлениям о хорошем и плохом правлении

Конфуций – (551- 479 г.г. до н.э.) (Кун Фу-цзи).

упорядочением и комментариями «Книги перемен»

этико-правовую систему

Конфуцианство – обезбоженная религия. Знание о природе – на втором плане. Главное – человек.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б. Рассел: Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем возникновение цивилизации в Греции. Греки изобрели науку и философию.

определенно преодолевается момент синкретизма

Как возникла греческая цивилизация?

VII в. до н.э.

Особенности греческой мифологии.

1. Греческие боги телесны . Они не творцы, а управители. Они тоже сотворены: сначало хаос, потом Гея, а дальше – саморазвитие.

авторизована

Особенности греческой философии

альтернатива мифологии

имеет авторов

космос упорядочен по определенным законам

Откуда возник принцип рациональности?

1) полисное устройство;

2) математика.

Натурфилософия (время — V-IV в.в. до н.э.):

  • здесь главным объектом является природа ;

не отделена от науки

проблема начала

9 стр., 4402 слов

Отечественная философия конца ХIХ– начала ХХ в

... своих правах, обрел законное место в отечественном культурном наследии. Однако объем и содержание этого понятия и стоящего за ним течения философии остаются весьма расплывчатыми. Под космизмом ... В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное знание предполагает веру в существование абсолютного начала - Бога. В утверждении Соловьёва об истинном знании как синтезе имперического, ...

  • Милетская школа (Ионическая): Фалес;
  • Анаксимандр;
  • Анаксимен.
  • Гераклит Эфесский.
  • Другие школы возникли на берегах Италии:
  • Пифагор и Пифагорейский союз.
  • Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон)

3) (а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика ((б) Фалес, (в) Пифагор, Платон).

(а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

Близость к старым цивилизациям

мифологии

3. Полисное устройство (демократия, законы Þ свобода творческого мышления)

Греки многое заимствовали у соседей (например, алфавит).

Заимствовали они и математику, но коренным образом ее преобразовали. Вся предшествующая математика была:

практической

неразделимы

математику

(б) Фалес

технический усовершенствований

(в) Пифагор)

мистицизма

все в мире подчиняется некоторым математическим законам

Они не знают нуля , т. к. 0 — это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных и иррациональных чисел ).

Демокрит

Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

Платон

Достоверное познание возможно только об идеях . О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.

4) Ранняя греческая философия (досократика).

Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.

альтернатива мифологии

Натурфилософия (время —

1. Главным объектом является природа ;

не отделена от науки

3. Главная проблема — проблема начала (откуда все взялось).

Досократические философские школы:

Милетская

2. Гераклит Эфесский.

3. Пифагор и Пифагорейский союз (имена пифагорейцев не всегда известны, т.к. все приписывается Пифагору).

4. Элейцы (Ксенофан и …….): 1) Парменид ; 2) Зенон (его ученик и «любовник»).

Милетская школа

Философия возникла во второй половине VI в. до н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая в Греции была неразвита (а в Афинах — даже за-прещена).

Проблема начала

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

Проблема начала

противоположностей

понятие закона

Пифагор

Основал школу — закрытая школа для учения, раннее учение П. было тайным. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что числа и геометрические фигуры — это и есть истины, и именно они составляют подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они (пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).

2 стр., 760 слов

Пифагор и гераклит правление

... всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее ... Идеи Гераклита и Пифагора оказали большое влияние на развитие политической теории, в том числе, они нашли продолжение в знаменитом «Государстве» Платона. Тезисы Пифагорейцев и Гераклита о необходимости ...

Математика у П. нужна для интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 — это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).

Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 — …, 3 — возможность построить фигуру, ….., 10 — гармония).

С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

Сравнение Гераклита и Пифагора.

чувственного

Элейская школа

натурфилософия

Парменид был современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.).

Он был последователем Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное произведение — «О природе» (в поэтической форме).

Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие» . Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка — это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

Зенон — толкование и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» — это мир науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки).

Эту парадоксальность выявил Зенон (апории).

Апория “Ахилл и черепаха”.

Апория “Дихотомия” .

Парадокс “Стрела”

Таким образом, движение и множественность доказать невозможно. Возникает парность (двоичность):

  • сущность (умопост.) – явление (чувств,);
  • общее – единичное;
  • необходимость – случайность;
  • причина – следствие

Каков мир вне сознания человека и познаваем ли мир с помощью чувств?

5) Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)

Античные философы пытались найти механизм, посредством которого и некоего первоначала формируется космос.

Фалес

Первый выдвинул идею единой первоосновы и попытался ее найти без посредства мифов. Он видел начало всего во влаге . Вода пронизывает собой всё, всё происходит из воды и в воду обращается (идея сохранения).

Þ Вода является носителем всех изменений и превращений . Ф. впервые пришла мысль о единстве мироздания .

Пифагор

Согласно космологии ранних пифагорейцев, мир слагается из предела и беспредельного . Это сфера, возникающая в беспредельной пустоте и “вдыхающая” ее в себя, тем самым, расширяясь и расчленяясь. Так возникает мировое пространство, движение, время и вся множественность вещей.

21 стр., 10328 слов

Концепция человека в философии Сократа

... человека, образ которого дает нам Ксенофонт. Аристотель также упоминает Сократа, и его суждения кажутся более объективными. Однако Аристотель не был его ... ученики и друзья Сократа - философ Платон и ... Сократ, моли Бога о нас”. В центре сократовской мысли тема - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И ...

Число, т.е. множество единиц, возникает тоже из соединения предела и беспредельного. Мир мыслится пифагорейцами как нечто завершенное , замкнутое (предел), а окружающая его пустота — как нечто аморфное, неопределенное, лишенное границ — беспредельное. С соотношением предела и беспредельного они связывают и иные соотношения свойств элементов окружающего мира: покоящееся — движущееся, прямое — кривое, единое — множество, свет — тьма, правое — левое, хорошее — дурное, мужское – женское и т. д. Из этих противоположностей строится все существующее. При этом, кстати, пифагорейцы говорят не только о противопоставлении противоположностей, но и об их единстве.

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

Проблема начала: огонь — символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос , тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим». Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).

Главное: Г. вводит понятие закона («логос»).

Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.).

Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

Парменид (VII-VI в до н.э.)

лишенным изменчивости и многообразия

У мира два начала:

1. Активное – огненное, светлое.

2. Инертное – темное.

Платон

мировая душа.

идеи вещей

Аристотель

первая сущность

Формальная, Материальная

3) Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

4) Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

Потом Европа оставит из 4-х только одну — материальную причину. Это и есть наука.

Начало всех начал – Бог . Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин.

огонь, воздух, вода, земля.

6) Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.

Две линии классической греческой философии:

Материализм

2. Идеализм (субъективизм).

2-я линия: проявление субъект-объектного отношения. Субъект – важнейший элемент философской картины мира — Софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.

Демокрит

Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы . В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха).

10 стр., 5000 слов

Платон и Аристотель о государстве

... день многие мысли Платона и Аристотеля не потеряли свою актуальность. Целью нашей работы будет анализ трудов Аристотеля и Платона о государстве. Задачи: 1. Проанализировать учение Аристотеля и Платона о государстве 2. Рассмотреть значение работ Аристотеля и Платона для современного общества. ...

Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком .

Формы: А, N.

По положению: N«Z

По порядку: AN«NA

чувствами

Эпикур

необходимости и случайности

7) Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге).

Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.

Cофисты

В Древней Греции был очень высок культ знания. Очень ценилось образование. Появляются философы, которые обучали за отдельную плату ( софисты ).

Они обратили внимание на человека, на его способность быть духовным существом, познающим существом. Это привело их к выводу, что весь мир находится в человеке (имена звезд – в человеке, без человека звезды безымянны).

Протагор: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существуют, что они не существуют». Включенность человека в систему мира в качестве центрального звена.

безбрежного субъективизма

Сократ (469-399 г.г. до н.э.)

не написал ни строчки

диалектики

непознаваем

Сократ вводит диспозицию: «я – ты» . Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю» . Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя» . У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

общезначимое в человеке – идея добра

8) Философия Платона.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

объективного идеализма

в форме диалога

Платоновский мир идей.

идеи вещей

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой , индивидуальность которой есть идея . (До рождения человека она существовала в мире идей).

Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

Теория познания Платона

Достоверное познание возможно только об идеях . О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к познанию с позиций диалектики . Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения .

единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя.

Социальная философия Платона.

идеальное государство

Классификация основных форм государства по Платону:

Приемлемые государственные формы:

1. Идеальное государство Платона.

2. Аристократическая республика.

8 стр., 3747 слов

Проблема человека в Античной философии

... Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. Цель данной работы – рассмотреть проблему человека в античной философии. Задачи – рассмотреть человека как микрокосмос нравственный кодекс античного мира судьба как проблема античного мировоззрения Человек как микрокосмос в античной философии Проблема человека ... люди в городе». Сократ призывал человека заниматься углубленным познанием ...

Регрессивные (упадочные) государственные формы:

Тимократия, Олигархия, Демократия

4. Тирания — диктатура, направленную против аристократии.

Идеальное государство Платона

Платон родоначальник серии европейских социальных утопий (это – первая).

П.: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Три части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь).

У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя :

Правители, Стражи, воины, Производители —

сильно разграничены

9) Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия. Отправляется в Афины, был учеником Платона до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там свою школу – Ликея (лицей).

Школа Аристотеля не уступала Академии. (Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия).

Произведения: «Органон» (группа произведений, в которых производится оформление формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство , но в то же время существует множество идей. Пример — идеи кошки и животного — это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей и понятия классов вещей.

телесный мир

Каждая первая сущность определена 4 причинами:

Формальная, Материальная

7) Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).

8) Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

Потом Европа оставит из 4-х только одну — материальную причину. Это и есть наука.

Аристотель. предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала .

Пример: Медный шар: шар – форма, медь – содержание.

Перводвигатель

Теория познания

духовного

Уровни познания:

1. Эмпирия — самый низший – опыт;

2. Техно – умение, обобщение на пальцах;

Эпистемия

4. Софос — знание конечных причин, основания мира.

Человек. Общество. Государство.

общественное существо

экономическое неравенство

государство

монархию, аристократию и политию

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении . Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев . Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, — общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).

14 стр., 6727 слов

Философия познания и науки

... и его сторонники, феноменологи. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете античной и средневековой философии ... человека с мышлением, объяснением. То и другое относится к рациональному познанию. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и ... Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в ...

Право , служащее критикой справедливости, является регулирующей формой политического общения. Аристотель изучает реальные общества, а не строит утопию. Он эмпирически описал 158 государственных устройства . Отличие от Платона: история это не есть хорошие и плохие формы правлений. Критерий: если руководство правит с общественной пользой , то такая форма – правильная, а если для личной выгоды – неправильная. Правление может быть одного человека, немногих или большинства .

10) Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.

см. 9, 10.

11) Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Парменид

«Одно и то же есть мысль и бытие»

Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства – подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах – лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Демокрит

Древнегреческая мифология: боги – как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы — мойры, их волю не в состоянии предотвратить даже боги.

Случайность, Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов

Сократ

«Я знаю, что я ничего не знаю»

Теория познания Платона

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой , индивидуальность которой есть идея . (До рождения человека она существовала в мире идей).

Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

диалектики

Теория познания Аристотеля

духовного

Уровни познания:

5. Эмпирия — самый низший – опыт;

6. Техно – умение, обобщение на пальцах;

Эпистемия

8. Софос — знание конечных причин, основания мира.

12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия) .

Перелом: от Античности к Европе – через средневековье. Гегель: философию можно рассматривать как круг круга. Пример: проблема человека: Сократ – Платон – Аристотель — снова возврат к проблеме человека, только на более высоком уровне. В средневековой философии — аналогично. Августин (состояние неустроенности человека) – Фома Аквинский (покой и уют) – Паскаль (состояние неустроенности).

Средние века — время уныния, обесценения смысла жизни в греческом смысле (наслаждение жизнью).

Цицерон: как могут быть идолы богами. Это уныные было свойственно и иудеям. В таких условиях появляется христианство. Христианство – эллинистическая редакция иудаизма. Христианство – синтез двух культур:

6 стр., 2543 слов

Бог, человек и мир в средневековой философии

... средневековой философии, Фома Аквинский Христианская теология своим учением о трансцендентном Боге создает своеобразную религиозную картину мира, в которой находит свое воплощение теоцентризм. В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и ... людей в справедливости ее принципов. Стремление познать Бога - подлинная мудрость. А знание - это лишь служанка теологии. Философия, ...

Греческая, Восточная

Особенности христианства

1. Иисус – бог, имеющий телесные черты. И для Востока, и для Греции это невозможно.

земной жизни

Коллективизм

Заповеди Моисея

1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не сотвори себе кумира

3. Не произноси имени Господа напрасно.

4. Помни день субботний.

5. Почитай отца твоего и мать твою.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и др.

гремел гром

закон строгой правды

Нагорная проповедь

1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.

3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.

5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.

7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

1. Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их?

2. не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить

3. Прощайте, и прощены будете

4. Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло

5. во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас» делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними

6. Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы.

7. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

8. для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела

13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)

Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина — одно и тоже).

Христианство – это вера , которая не исключает разума и коррелирует с ним.

средствами размышления обосновывать кредо христианской веры

Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».

авторитарное мышление

Августин (354-430 г.г.), Чтобы познавать, нужно верить.

Ансельм Кентерберийский.

Чтобы верить, нужно иметь разум.

Фома Аквинский

Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):

1. Разум

2. Божественные откровения

Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:

1. Движение – приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет.

2. Первичная производящая причина – субстанция несотворенная, кот. все соответствует.

3. Случайность и необходимость: выбирают ту субстанцию, которая необходима – это Бог.

4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной блага и всякого совершенства – Бог.

5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она подчиняется некой высшей цели – цели высшего существа

Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог – ангелы – человек – живые организмы – неорганическая природа.

Дунт Скотт

Разум – это лишь одно из воплощений Бога

Вильям Оккам

Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

Бритва Оккама (критика схоластического реализма):

умножать сущности

говорить многое

14) Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.

Порфирием

«Иван – человек». Иван существует, а человек? Þ Можно ли знать Бога с помощью мысли?

Можно ли знать Бога с помощью мысли?

Реализм (Оптимизм).

да, можно

Фома Аквинский.

«До вещей»

«В самих вещах»

«После вещей»

Умеренная форма реализма: универсалии не существуют, но Бога познать можно.

Номинализм (пессимизм, нонреализм).

откровения

Вильям Оккам:

Бритва Оккама (критика схоластического реализма):

1. Не следует умножать сущности без необходимости.

2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).

концептуализма:

15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.

Средневековье завершилось глубоким пессимизмом. Человек не смог найти пути к Богу. Разум, логика погружены во внешний предметный мир и не позволяют доказать бытие Бога. То же и религиозная практика. Все попытки достучаться до Бога натыкались на мертвую обездушенную природу. 14-й век – век уныния. Но это уныние привело к тому, что человек обратился на себя.

Социокультурные предпосылки философии Нового времени

Экономический фактор, Возрождение

3. Религияпротестантизм . Лютер : не может быть посредника между человеком и богом (на эту роль претендует церковь), а человек своим образом жизни сам определяет свою угодность Богу (он может выбирать между добром и злом).

Эразм Роттердамский : человек утверждается на земном поприще.

4. Наука . Стимулирована протестантизмом. Удар по геоцентрической системе Птолемея. Коперник. Тихо Браге. Кеплер (эллипс).

Галилей переводит все на язык математики.

Техника и технология

Главные особенности науки Нового времени:

1. Наблюдение;

2. Опора на математику, как важнейший инструмент (создаются новые математики);

3. Эксперимент.

Коперника

Характерные черты философии Нового времени

сакральные вещи

Антиавторитарный

человека и природу

Механицизм

Социальная философия – разработка проектов переустройства мира на рациональной основе (важнейший – Джона Локка).

16) Эмпиризм и рационализм

Основные течения философии Нового времени

Рационализм

2. Эмпиризм . Френсис Бэкон, Гоббс, Локк.

Английский субъективизм, Материализм

Эмпиризм

Островного происхождения, сформировался в Англии, которая стремилась к созданию нового порядка. Именно в Англии протестантизм стал практически общенациональным, Англия создала свою национальную экономику, Англия дала Ньютона. XVII в. в Англии – период радикальной перестройки общества. Пуританская революция, установление диктатуры Кромвеля, заканчивается компромиссом 1888 г. (монархия).

Они дали урок: все европейские сообщества могут развиваться только на основе компромисса. Эмпиризм близок к практике, к зарождающейся рыночной экономике, к промышленности, т.е. рационально-организованному производству, и соответственно к природе.

все знания – из чувств

См. 17, 22.

Рационализм

от мысли к чувству

См. 19, 20, 21.

17) Френсис Бэкон о методе научного познания

«Знание – сила»

критику схоластики

Авторитаризм, Силогистика

Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:

Идолы рода

Идолы пещеры, Идолы площади, Идолы театра

Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается за счет приборов .

Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента. Два вида опыта:

Светоносный опыт, Плодоносный опыт

18) Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.

Механистическая картина мира

Воззрения Д. на природу носили в основном механистический характер. Вселенная – огромный механизм . Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики . Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть природы, но человек наделен душой, разумом и речью . Мышление не определяется телом, оно независимо.

субстанция

Духовная субстанция, Материальная субстанция

Дуализм Декарта:

19) Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.

рационализма

рационализм

Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:

1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание . Это прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них только тело).

Эти знания – от Бога. Например: природа телесна, детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.

Дедукция —

Три орудия познания:

1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.

2. Память — контакт с прошлым.

Воображение

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от других. Доказательство возможности достоверного знания : я сомневаюсь в достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь, что существует моё сомнение, моя мысль Þ существую я сам Þ существует мир вокруг меня. “Cogito ergo sum” . Способность к мышлению задана сверхприродой человека – Богом.

способность воли

Метод научного познания Декарта

20) Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.

Спиноза (1632-1677) – нидерландский философ. Родился в еврейской семье, получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи талмуда).

Знакомство с Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п. Потерял зрение. Главная работа: «Этика» — посвящена проблеме смысла жизни.

природа или Бог

У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно присутствующие в ней).

Атрибутов великое множество. Человеку субстанция открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты): протяженности (телесности) и мышления (духовности).

Вся материя от камня и до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени. Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное количество атрибутов (мы о них просто не знаем).

Модусы — конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей).

Субстанция порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают реальные вещи. Движение и покой — равноправные модусы протяжения.

Есть две части природы:

Природа порождающая, Природа порожденная

Смысл жизни

21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.

Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление. Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с помощью микроскопа.

О соотношении истин факта и истин разума.

за исключением самого ума

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции), то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его работа – «Монадология»).

Каждая монада – самодостаточная субстанция , которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности ).

Принцип плюрализма : монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами), предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно, каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады синхронизированы между собой, гармонизированы Богом).

«Мы живем в лучшем из миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир, имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип органицизма . Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов, каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью и самостоятельностью , находятся в непрерывном изменении.

Монады разделяются по степени активности:

неорганический мир и растения

2) Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя ( животные ).

У них представления достигают ступени ощущений.

3) Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е. обладают самосознанием ( человек ).

У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.

индивидуальной монаде

О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Пространство

Время

22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.

Дж. Локк (1632-1704).

Мозговой центр английского пуританского революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме», работа о воспитании, как воспитать джентльмена. Два трактата о правлении. Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и демократии.

ньютонеанец

1) Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;

Внутренний

сенсуализм

Чувственное, Интуитивное, Демонстративное

простые идеи

Противоречия

1) Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри себя. Что же является реальностью?

2) Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и пространства.

3) Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает природы самого понимания.

первичные и вторичные идеи:

Первичные, Вторичные, Это ошибочно. Разницы тут нет.

23) Социально-философские взгляды Локка.

либерализма

Границы собственности

собственником

Гражданское общество

Главные права личности:

1) Право на жизнь .

2) Право на свободу .

собственность

правовым

Законодательная, Исполнительная, Федеральная

судебную власть

не люди а законы

реформированию

24) Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.

Джордж Беркли (1685-1753)

Беркли первичные и вторичные качества приписал субъекту Þ опустошил объект. Познание идет от чувственных переживаний, и эти переживания есть единственная реальность (плотность и форма – такие же переживания, как цвет и вкус).

Он отказался от понятия материи . Наше восприятие каждой вещи полностью разлагается на восприятие набора отдельных ощущений. Где же тут материя? Ее как таковую ощутить невозможно. «Быть – значит быть воспринимаемым».

реальные переживания от галлюцинаций

Дэвид Юм (1711-1776)

скептицизма

1) Природа как механизм

2) Душа как механизм

3) Бог

Разуму доступны лишь 2 рода объектов:

1) Факты идущие от впечатлений.

Отношения

Суждение носит вероятностный характер. Необходимое знание – это знание арифметики, геометрии, т.е. то, что никакого отношения к опыту не имеет (т.к. это отношения между идеями).

Пример. 2´2=4 – необходимая истина, потому что она определена не устройством мира, а устройством нашей арифметики. Необходимые истины являются инструментом познания окружающего мира. Необходимое знание имеет лишь правила формирования языка.

3 принципа связи явлений (типов отношений) в процессе познания:

1) сходство во времени ;

пространстве

причинность

Проблемы познания причинных связей

причины и действия

Опыт Þ факты опыта Þ язык Þ привычка.

Процесс познания бесконечен. Он строится на уточнении или опровержении предыдущего опыта. В человеческих знаниях большое значение имеет вера . Мы верим, что должно быть так, как это было, как мы наблюдали ранее. На самом деле, из того, что одно явление следует за другим, не следует (нельзя доказать), что первое есть следствие второго.

У человека 2 инструмента познания мира:

Наблюдения, Математика

истинности

фактах или количественных соотношениях

Ограничение Юма:

абсолютизировал знания

Бога, природу, материю, душу

интеллектуальную интуицию

25) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.

Кант (1724-1804)

Творчество Канта — 2 периода:

Докритический, Критический

Эволюционный подход в ранних работах Канта.

В докритический период Кант — последователь Лейбница-Вольфианской философии, которую он сам называл догматической: утверждение абсолютных предметов, отправляясь от интуиции (бог, душа).

Чем прославился Кант в докритический период:

1. Первая космогоническая система Канта-Лапласа.

2. Причины остановки вращения Луны.

3. Причины замедления вращения Земли.

4. Приливы и отливы

(б) Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом.

Кант совершил коперниканский переворот: от внешнего мира — к человеку. Благодаря Канту предметами философии становятся общество, культура, история, человек. Если до Канта предметом философии был мир , то Кант смещает интерес на человека . Человек — первый и единственный предмет философии и философствования. «Философия — наука об отношении всякого разума к конечной цели человеческого разума» .

Философию можно подвести под следующие вопросы:

1. Что я могу знать? (разум)

2. Что я должен делать? (этика)

3. На что я смею надеяться? (религия)

4. Что такое человек?

В сущности 3 первых вопроса можно свести к последнему.

Ответ:

Познавательная, Практическая, Эстетическая

Человек для себя – последняя цель. Цель человека – самоосуществление. Долженствование – атрибутивный признак человека. Человек — это существо, которое всегда должно. «Ты должен Þ ты можешь». Люди, зацикленные на первой способности, этого не понимают. Первая способность — это закономерность; Вторая — это конечная цель, идеал. Благодаря своему Я человек и есть личность.

Три максимы мыслящего человека:

1. Думать самому. Любое принуждение минимизирует человеческое в человеке.

2. Мыслить себя в общении с людьми на месте любого другого.

3. Всегда мыслить в согласии с самим собой.

«Две вещи вызывают восхищение: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне».

26) Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.

вещь в себе

механизмами

Познание выступает активным процессом. Познание есть творческая деятельность, осуществляемая агентом познания. Соединение чувств и категорий рассудка происходит в процессе познания. Знания — это наше отношение к природе, а не знание природы (природа — «вещь в себе»).

Познание есть конструирование на основе тех инструментов, которыми мы располагаем. Кант постулирует примат практического разума над теоретическим. Мы познаем, чтобы действовать, а не действуем, чтобы познавать.

антиномии

Кант выделяет 4 антиномии чистого разума:

Тезис — попытка выйти за пределы опыта (позиция метафизики ).

Антитезис, Тезис: Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.

Антитезис: Мир не имеет начало во времени и границ в пространстве.

Тезис: Все в мире состоит из простых частей. Есть некоторая элементарная единица.

Антитезис: Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей. В мире вообще нет простых вещей.

3. Тезис: Для объяснения явлений природы наряду с причиной существует и свобода (как некое сверхприродное основание хода событий).

Антитезис: Нет никакой свободы. Все совершается в мире только по законам природы.

Тезис: В мире есть бог.

Антитезис: В мире нет бога.

27) Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.

Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу он познает , а в мире свободы он действует , причем выступает конечной причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе, но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях: (1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как личности.

императивами

Культура – последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право – это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим с произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а закону.

Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие бога — это некий идеал, который существует в душе. Протестантская этика: путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант — выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог — это только некоторая нравственная ценность).

28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».

Гегель (1770-1836).

Три загадки. Что есть и откуда:

1. Природа

2. Жизнь

3. Культура

абсолютная идея

диалектики

деятельное начало

Этапы самопознания абсолютной идеи:

1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).

2. Воплощение замысла в природном материале — натурфилософия.

3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества — философия духа.

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел — тезис .

антитезис

синтезиса

тезис ® антитезис ® синтезис

«в себе» ® «для себя» ® «в себе и для себя»

триады:

1. Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове) ® Понятие

2. Качество ® Количество ® Мера

3. Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в объектах

( это стадии развития абсолюта)

5. Искусство ® Религия ® Философия

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика — это учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»).

Мы освоили этот термин через Маркса.

Три закона диалектики:

1. Перехода количества в качество.

2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.

3. Единства и борьбы противоположностей.

Гегель об истории. Свобода и необходимость.

мирового духа

4 этапа в истории с точки зрения прогресса в сознании свободы:

1. Восточный мир – свободен один деспот

2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»

3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»

4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

В рамках идеального государства Гегелем снимается антиномия свободы и необходимости. В государстве свобода объективизируется, а всё разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое как закон и следует ему.

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

Человек – исполнитель исторического заказа, Европоцентризм, Славянские, Природа — лишь материал

29) Антропологический материализм Фейербаха.

Л. Фейербах (1804-1872) – ученик Гегеля. Работы: «Сущность христианства» (историко-философская работа), «Необходимость реформы философии» (1842), «Основные положения философии будущего».

Откуда взялось христианство?

1. Народ породил Христа

2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.

Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же).

Они пытаются каждый на своем языке (христианство — богословский; Гегель — философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) — это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля — с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.

Будущая философия должна решить проблему отношений:

от Я «Бог «Ты перейти к Я «Ты .

Антропологизм

Человек обладает:

1. Способностью мыслить;

2. Способностью любить и ненавидеть;

3. Способностью действовать.

беспроблемный

Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек».

30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Основные принципы марксистской философии

диалектику

Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике .

общественное бытие определяет общественное сознание

Понятие общественно-экономической формации

Общественно-экономическая формация включает в себя:

Производительные силы, Производственные отношения.

Социально-политические формации:

1. первобытнообщинный строй,

2. рабовладельческий,

3. феодальный,

4. капиталистический,

5. социалистический. (это финалистский подход).

Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса

Два периода в жизни Маркса:

1. Период гуманизма (до 1846).

История есть история самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.

борьба классов

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1. Классовая борьба движет историю.

2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).

3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм — отрицание частной собственности.

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

пессимизма

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

Представление

2. Воля — некая иррациональная сила. Воля — порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля . Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу).

Философия глобального пессимизма.

мыльные пузыри

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти).

Ниспровержение им традиционной системы ценностей.

Фридрих Ницше (1844-1900).

Ницше по образованию и призванию — филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники).

Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

воля к власти

несостоявшееся животное

античности

аполлоновское

дионисийское

Вера (2) сочетается со знанием (1).

С этого сочетания и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются . (Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше).

Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается . Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер» . Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить , и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

Религия, мораль, наука

«по ту сторону добра и зла»

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд — животное покладистое . Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.

2. В пустыне трансформируется во льва — я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.

3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка . Ребенок создает . Высшая стадия. Наступит только после первых двух — рабской зависимости и злого начала.

аморализму

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.

В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).

Особенности исторической судьбы России.

греческий

2. Только в XVIII веке начало проявляться влияние Европы “Русская мысль долго была связана с религиозной почвой…”

рациональности

Социокультурные предпосылки русской философии.

не получила напрямую рациональности

феодализм

две власти

руководителя

4. Самостоятельность человека не получила должной правовой основы ( право заменяет мораль ) и, следовательно, получается некоторая общинность .

5. Культура России — эмоционально и нравственно насыщена. Это отражение русской ментальности.

Характерные черты русской философии.

1. Русская философия глубоко мистична .

разделение

3. В русской философии человек всегда в центре, причем в контексте других людей. В Европе к этому долго шли. Философия в России изучает, прежде всего, человека и его пути в жизни, о смысле его в истории. При этом встает проблема действования, проблема обществования , а не проблема личности (как на Западе).

На первый план выдвигается проблема веры и действования .

неразделимы

сначала знать, а потом верить

6. В русской философии всегда присутствует дух свободы .

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900)

С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра ; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»).

Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего .

Всеединство сущего, Реальный мир

Боголицетворение всеединства сущего , абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.

София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром.

Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.

Богочеловек, Цель мировой истории, Христианство

Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.

Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд . В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую» . Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.

Смысл человеческого существования

1. Стыд — биологическое начало в человеке;

2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или милосердие).

3. Бог — абсолютное начало (благоговение);

Теория познания

цельным знанием

Рациональное, Эмпирическое

цельного знания

1. Вера в безусловное существование предмета познания.

2. Интуиция – дает истинную идею предмета.

Творчество

Свободная теократия

Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.

В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее катастрофического конца истории.

Бердяев

богоискательства

Главная проблема, Два главных принципа

1. Принцип объективации

2. Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость, объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.

Объективация, Осмысленное существование

Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.

Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне, и, если я умираю, умирает и Бог.

Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.

Творчество

Человек – дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие – несвобода, дух – свобода.

Необходимость, Назначение истории, Богочеловечество

Три этики

1. Этика закона

2. Этика искупления

3. Этика творчества

36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

философия существования

Задача философии

Отношение сущность

существование

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга «БЫТИЕ И ВРЕМЯ» ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).

Феномен — «то, что себя обнаруживает», «самообнаруживающееся», «открытое», «себя-в-самом-себе-обнаруживающее». Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним — сущность, а феномен — на самого себя.

Экзистенции, Эзистенциалы

человеческом существовании

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире» (модус прошлого),

2. «забегание вперед» (модус будущего),

3. «бытие при внутримировом сущем» (модус настоящего).

Два способа существования человека:

Подлинный, Неподлинный

экзистенциальный страх

метафизику

герменевтическую феноменологию

В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на Восток .

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить наше существование, наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой». Существование – прежде всего сознание, духовное бытие личности.

Тройственное членение бытия (и философствования):

Предметное бытие, Прояснение экзистенции, Чтение шифров транценденции

философская вера

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма. Главный философский труд — докторская диссертация «БЫТИЕ И НИЧТО» (1943г.).

Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных произведениях.

существование предшествует сущности

Онтология Сартра — противопоставление двух основных категорий

«Я» — «бытие-для-себя»

«не-Я» — «бытие — в — себе»

Диалектика

свободой воли

пустом сознании

37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм.

а) Позитивизм

специальных науках.

общественные и гуманитарные науки

Огюст КОНТ.

Главное произведение «Курс позитивной философии» (1830-1846).

Попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий».

Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии:

Теологическая, Метафизическая, Позитивная

замене слова почему словом как

Принцип относительности к субъекту:

Критерий осмысленности:

Принцип наблюдаемости:

социологию

Социальная статика, Социальная динамика, Социальная политика

Эрнст Мах

Основатель второго позитивизма (эмпириокритицизма).

Действительным знанием является содержание положительных наук (от Конта).

очищения опыта

Принципиальная координация, Принцип экономии мышления, Теоретические понятия

б) Неопозитивизм (Логический позитивизм)

бессмыслицей

Два допущения:

протокольных предложений

формально-логического характера

Верификация

Позитивным знанием

Задача философа

Математическое знание

Все суждения

Осмысленные, Бессмысленные

Осмысленные высказывания

1. Аналитические — тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации. Например, высказывания логики и математики.

2. Синтетические. Например, все положения опытных наук.

Проблема:

в) Постпозитивизм

Поппер

Не существует строгой логики научного открытия. Есть только психология научного открытия. Гипотезу, что теорию надо подтверждать фактами, отбрасывает. В логике есть правило: для опровержения какого-либо утверждения нужен один единственный факт (как с белыми лебедями).

Проблема демаркации

Принцип фальсификации

Принцип фаллибилизма

1. Выдвижении смелых гипотез.

2. Осуществлении их решительных опровержений.

Теория трех миров

1. Мир объектов

2. Мир субъектов

объективного знания

Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки.

Имре Лакатос

В данный момент времени может существовать несколько теорий, которые одинаково хорошо согласуются со всей суммой известных фактов. Эквивалентные теории существуют короткое время, а потом из них остается одна. Отбор происходит не путем сравнения с фактами, а путем выявления преимуществ исследовательских методологий . Наука развивается путем смены ряда связанных исследовательских программ .

Компоненты научно-исследовательской программы:

Жесткое ядро, Защитный пояс гипотез, Эвристика

Позитивизм Локатоса

Реальное знание – это знание фактов . Теория – это лишь формальный инструмент , который из одних фактов выводит другие факты.

Сдвиг Локатоса с точки зрения классического позитивизма:

1) Науку следует рассматривать в развитии . Каждая методология, которая на некотором этапе была прогрессивной, на некотором этапе становится регрессивной.

прогрессивна

Т. Кун

История науки

Парадигма

Нормальная наука

Аномалия

Задачи-головоломки

Несоизмеримость парадигм