Социология личности и психоанализ

Личность

«важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность»1 .

Аналогичное решение предлагает и Е.В. Шорохова: «Для социологии личность выступает как продукт общественных отношении, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общественной жизни, как элемент общности»2 . Эти слова не следует понимать так, что конкретные личности совсем выпадают из анализа. Знание об этих конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы характеристики и как они в свою очередь представляют личность в различных массовых действиях.

Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.

Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются и другие проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти, же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что именно психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоциальной терапии и социальной работы. Психоанализ развивался Фрейдом как эмпирическое направление психологии с непосредственным применением в практике психиатрии. Успехи психоанализа побудили социологов к переносу его идейного богатства в общественные науки.

В современном обществе происходят глобальные социальные изменения, затрагивающие его различные сферы. Новые социальные процессы вовлекают в себя личность и оказывают на нее определенное социально-психологическое воздействие. В результате глобализации намечается тенденция к выработке единого социально-психологического содержания всемирной истории, а вместе с ним и социально-психологической схожести развитых современных обществ.

5 стр., 2266 слов

Личность современного врача: социальные и духовные характеристики

... этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая ... - самая гуманная профессия». В современных социальных условиях пересмотра базовых ценностей, происходят существенные ... чувство долга; принцип уважения к Личности; любовь к своей профессии; культура ... страховой полис», который должен решить проблему лечения больного. Это денежный документ, ...

В результате в социологических работах все более важное место занимает проблема человека и нового формирующегося социального типа личности. Исследование взаимодействия личности и общества в условиях российской действительности является особенно актуальным. Изменения взаимоотношений личности и общества ставит перед социологией целый ряд вопросов, ответ на которые не возможен без решения проблемы соответствия понятийного аппарата и методологической специфике новой социальной реальности.

В социологическом подходе преобладает одностороннее понимание взаимодействия личности и общества, сводящее их к трактовке социального поведения в качестве совокупности социальных отношений, функций и ролей личности. При этом исключается возможность совмещения в личности свойств социального типа с ее глубинными социально-психологическими чертами, а также фундаментальной природой человека. Данная ситуация обуславливает и существующие методологические пробелы социологического подхода, который ограничивается лишь исследованием сознательных, поверхностных аспектов социального поведения в рамках бихевиористической социологии, в то время, как его важные и зачастую определяющие элементы остаются в незатронутой исследователем области бессознательного. В связи с этим, современные социологи и социальные психологи нуждаются в совершенствовании социологического подхода к взаимодействию личности и общества путем обогащения его знаниями и методами таких гуманитарных дисциплин, как психология, социально ориентированный психоанализ, философия, антропология, история.

1.Объект исследования – социальный характер.

2.Предметом исследования – анализ социального характера, возможности его применения в современном обществе.

3.Цель исследования – проанализировать и обобщить теории и практический опыт исследований социального характера, продемонстрировать его применение в условиях современного общества на примере исследований зарубежных и российских ученых.

Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

  • проанализировать социологические и психоаналитические подходы к изучению личности;

— выделить и проанализировать основные компоненты, составляющие структуру социального характера, с учетом подходов Э. Фромма и его последователей;

— проанализировать социальный характер как форму связи между психикой индивида и социальной структурой общества;

  • охарактеризовать современный тип социального характера и подходы к его исследованию.

Теоретическая значимость исследования, Подробно проанализированы современные трактовки социального характера., Эмпирическая база:

  • исследования социального характера, проведенные западными и российскими учеными
  • работы Э.

Фрома, Д. Рисмана, М.Маккаби, Б.В. Сикорского, Т.В. Панфилова

4 стр., 1598 слов

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

... биологическую и социальную природу человека. Проблема соотношения биологического и социального начал в человеке 1.1 Концепции соотношения биологического и социального в человеке В науке сложились четыре концепции соотношения биологического и социального в человеке и обществе. Рассмотрим каждую из них. Понимание человека как биологического существа, подчиненного законам природы. В XIX в. ...

Практическая значимость исследования

Результаты могут быть использованы для лекций по социологии личности в высших учебных заведениях, для сравнительного анализа изменения социального характера.

Структура работы – дипломная работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы.

Социология в силу своего научного статуса изучает не человека вообще, а современное общество. Поэтому ее объект — не общество в человеке (как в социальной психологии), а общество как среда (пространство) жизни человека, с одной стороны, и человек, его роль в обществе, с другой. Причем в первом случае он рассматривается преимущественно как объект социальной жизни, а во втором — как ее субъект.3

Главный же предмет социологического познания человека — изучение институциональных (и деинституциональных) связей человека и общества или, иначе говоря, понимание того, как различные социальные формы жизненного процесса человека оформляются объективно (то есть организационно и культурно упорядочиваются) и того, как они распадаются под влиянием субъективных факторов его развития (ценностей, установок, интересов и пр.).

Другими словами, социология исследует не только процессы включения личности в социальные институты, но и факты ее сознательного воздействия на их функционирование и развитие.4

Таким образом, социология изучает человека не просто в его социальном качестве, то есть как личность, что сближает ее с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т.д.

Личность – одно из основных понятий социологии. Оно выступает в главной роли в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности большое влияние имеют философские концепции и психологические теории.

В философии чаще используется понятие «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи ориентируются больше на социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько отвлекаясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга.

Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

4 стр., 1508 слов

Туризм в контексте социальных теорий

... многочисленные вопросы. Одним из концептов современного туризма являются самоактуализация и индивидуальное развитие человека путешествующего. Туризм как социальная система, согласно теории Т. Парсонса, может быть проанализирован ... Так каково же социальное действие в туризме, смысл которого, согласно М. Веберу, «соотносится с действием других людей и ориентируется на него»1?Туризм в настоящее время ...

Социологи оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.5

В современной социологии личность, как и субъект (который может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности6 .

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.).

Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями7 .

Личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.

Макросоциология определяет личность через культуру (общество).

В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания» (социализации), и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно через призму ролевых концепций.

Этот теоретический подход почти одновременно родился в исследованиях психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона («Исследование человека», 1936).8

Современная социология содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объекта деятельности разработана в марксистской социологии, ролевой теории личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и других.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.

В западной социологии социологические концепции личности — собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.9

Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социологического, и никакого другого, анализа. Корни данной позиции уходят глубоко в историю и встречаются у многих авторов.

В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 — начале 20 в. К ним относятся теория зеркальное «Я», ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки и некоторые др. В теории зеркального «Я» (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание, — не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Близкие взгляды отстаивались сторонникакми ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью10 .

18 стр., 8900 слов

Изучение проблем личности в социальной психологии

... жизнедеятельности человека как социального существа. Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует ...