Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В любом обществе, независимо от того, на какой стадии развития он находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это лица, имеющие определенные отклонения в физическом, психическом и социальном развитии. Проблема отношения к людям с ограниченной дееспособностью становится все больше актуальной в связи с тем, что наблюдается устойчивая тенденция к увеличению таких лиц. Рост численности инвалидов происходит вследствие низкого уровня медицинского обслуживания, роста бытового и производственного травматизма, сложной экологической ситуации, которая обостряется изменениями в социально-экономической сфере, переходом к рыночным отношениям хозяйствования и тому подобное. Все это неизбежно влияет на общее жизненное состояние и психологическое самочувствие чело века.
Проблемы семей имеющих ребенка с особыми потребностями, могут возникать и обостряться на разных этапах жизни. Известно, что даже самые заботливые и оптимистично настроенные родители, воспитывая такого ребенка, испытывают огромное эмоциональное и психологические нагрузки, что в итоге может привести к срыву. Чаще всего подобная ситуация случается с матерью. Поэтому социально-психологическую помощь семьям призваны оказывать такие специалисты как психологи, социальные педагоги и социальные работники. Одним из главных направлений такой помощи является социальная реабилитация.
В Российской Федерации принимаются международные документы: Декларация прав ребёнка; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Декларация о правах инвалидов; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для детей с ОВЗ и создаются законодательные документы: Конвенция о правах ребёнка; Закон Об образовании РФ; гарантирующие права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, развитие и социальное обеспечение.
По приблизительным оценкам ООН в мире насчитывается около 1 миллиарда инвалидов – это 15% населения Земли. Статистика затруднена, поскольку в разных странах по-разному оценивают количество граждан с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистическим отчетам в Российской Федерации количество людей, которым присвоена инвалидность той или иной степени, составляет 2 миллиона 800 тысяч человек. Это 9,2 % всего населения страны, которого насчитывается более 143 млн. человек. С каждым годом инвалидов в стране становится все больше. Их численность растет примерно на 1 миллион в год. Прогнозируется, что уже к 2015 году их число может перевалить за 15 миллионов. В Тульской области по состоянию на 1 января 2011 года проживает 179 тысяч 964 инвалида.
Положение детей в современном обществе. Документы, охраняющие права детей
... правах ребенка, начала движение в направлении исполнения ее главной задачи: приоритетное и наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Признав кризисное положение детей в современном ...
Общество должно создать условия для их поддержки и временного отдыха от нагрузки по уходу за тяжелобольным человеком, способствовать улучшению информационного обеспечения и возможностей консультативной помощи семье. Важным фактором этого процесса является деятельность волонтеров, которые должны иметь соответствующую подготовку по основам само и взаимопомощи, а также вопросам общения и ухода за пожилым человеком с проблемами здоровья. Качество предоставления реабилитационных услуг напрямую зависит и от степени профессиональной подготовки персонала социально — медицинских служб по реабилитации и гериатрии.
Социальная политика государства изменила свои позиции — понятие «ребенок с ОВЗ», «ребенок – инвалид» стали наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. До недавних пор социальная политика в России ориентированная на инвалидов строилась на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, ограниченные возможности рассматривалась как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляла социальную позицию человека имеющего ограничения в здоровье, обрекала на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими. Социализация, обучение и развитие детей с ОВЗ происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.
Ученые-педагоги отмечают, что ребенок с ограниченными возможностями постоянно должен чувствовать себя в атмосфере любви и доброжелательности.
Социальная реабилитация личности — это сложный процесс его взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений. Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности.
Знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. А это значит, что принятие клинического подхода может создать непреодолимую пропасть между знаниями и интересами родителей детей с ограниченными возможностями и специалистами, с которыми они имеют дело.
Одним из методов социальной поддержки семьи является социальный патронаж, который предполагает совместную деятельность специалистов по социально-психологически-педагогической реабилитации.
Социальный патронаж — это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации. Социальный патронаж семьи с детьми, имеющими особые потребности должен включать в себя несколько аспектов жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, среди которых можно выделить такие, как отношение членов семьи к ребенку, положение ребенка в семье, двигательная активность ребенка, которая должна включать коррекционные физические упражнения, двигательный режим под наблюдением врача, и познавательную активность.
Система (этапы) осуществления социального патронажа семьи с детьми, имеющими особые потребности включает:
Роль семьи в воспитании ребенка
... Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения» 1. Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании и социализации детей дошкольного возраста Социализация и воспитание детей ... собой социальный институт воспитания, который, в свою очередь, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Современная ...
1. Сбор первичной информации о семье и детях, имеющих особые потребности, полученной от педагогов, воспитателей, близких, специализированных учреждений;
2. Обсуждение полученных результатов (оценка статуса семьи, постановка целей и ожидаемых результатов, поиск соответствующих видов и форм реабилитации)
3. Реализация поставленных целей и задач с применением различных видов реабилитационных мероприятий. Здесь параллельно должна проводиться работа как с ребенком-инвалидом, так и с с семьей в целом. Работа с ребенком-инвалидом должна заключаться в изучении социального статуса ребенка в семье, особенностей отношений ребенка с родителями. Работа с родителями заключается в обследовании материально бытовых условий, изучение семейного микроклимата, определение стиля воспитания;
4. Анализ результатов проделанной работы.
Таким образом, социальный патронаж является важным направлением в работе социальных работников и специализированных учреждений, оказывающих помощь семьям с детьми, имеющими особые потребности.
Степень разработанности проблемы в литературе. Весомый вклад в изучение проблем инвалидов был внесен такими известными российскими исследователями, как Гостюшин А.В., Добровольская Т.А., Холостова Е.И. Специалисты указывают на то, что современная ситуация в сфере доступной среды ставит инвалидов в очень сложные условия. Холостова Е.И. эту проблему рассматривала в своей книге «Социальная работа с инвалидами» и изучала понятие инвалидности как социальной проблемы, положение инвалидов в Российской Федерации, а также социальную реабилитацию инвалидов.
Социальная защита предусматривает защиту детства, то есть специальные меры по обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных законодательством и Конвенцией о правах ребенка, поэтому эта проблема исследуется социологами, юристами, психологами, педагогами. Так, над юридическими аспектами социальной защиты личности работают ученые В.Кузнецова, О.Роговцева, С.Костюк, В. Волчанский и др., Над социально-психологическими — В.Мустаева, Р.Овчарова, В. Скуратовский и др. Особенно актуализируется эта проблема в том случае, когда речь идет о социальной защите личности с определенными недостатками и отклонениями в физическом или психическом развитии, то есть человека, который не вполне дееспособен и требует особой помощи. Именно в таком, психолого-педагогическом, аспекте социальной защиты личности работают А. Андриенко, Р. Вайнола, Д. Вернер, Л. Вознюк, Л.Грачев и др.
Однако, как показывает анализ различных научно-практических источников по социальной работе, социологический аспект проблемы социальной защиты семь й с ребенком-инвалидом недостаточно исследован. Именно это и обусловило выбор темы нашей дипломной работы.
Объектом исследования является семья с ребенком с особыми потребностями.
Предметом выступают содержание и технологии социальной защиты семей с ребенком-инвалидом.
Цель — теоретически исследовать и экспериментально проверить раскрытие содержания и технологий социального патронажа семей, воспитывающих детей с особыми потребностями.
Специфика социального обслуживания детей-инвалидов в РФ
... при помощи социального обслуживания. Объект исследования- социальное обслуживание детей-инвалидов. Предметом исследования является специфика социального обслуживания детей-инвалидов. Цель работы – изучить особенности социального обслуживания детей-инвалидов в Российской Федерации. Задачи работы: 1. Изучить нормативные аспекты и принципы социального обслуживания граждан детей-инвалидов в РФ. ...
В ходе дипломного исследования решались следующие задачи:
1) на основе анализа социологической, юридической, социально-педагогической и психологической литературы раскрыть общие принципы системы социальной защиты и его сущность и функции касательно семей, воспитывающих детей-инвалидов;
2) проанализировать правовую основу, государственную политику и институциональную базу социальной защиты семей с ребенком-инвалидом;
3) провести анализ различных технологий, форм и методов социальной работы с детьми с функциональными ограничениями и их родителями;
4) обосновать и разработать основы модели социального патронажа семей, имеющих детей инвалидов.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: учение Л. Выготского о социальной ситуации развития человека как соотношении внешних и внутренних условий развития психики; теория социальных и биологических факторов развития личности (Л. Божович, Л. Выготский, Г. Костюк, С. Максименко, В. Синев и др.); результаты исследований проблемы самосознания в пределах деятельностного подхода (Б. Ананьев, И. Кон, С. Рубинштейн, А. Соколова, А. Спиркин, С. Столин, И. Чеснокова и др.); концепция социально-психологических особенностей социализации как процесса активного усвоения индивидом социальных норм, образцов поведения (А. Агавелян, Э. Альбрехт, В. Бондарь, Н. Коломинський, А. Корниенко, В. Мерлин, С. Миронова, В. Синев и др.); научные положения о подготовке детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательной школе (Е. Аркин, А. Венгер, Т. Зыкова, А. Катаева, С. Коробко, И. Осипенко, Г. Петроченко, Т. Пониманська, О. Проскура, С. Русова); теоретические положения коррекционного обучения и воспитания детей с ограничениями психофизического развития (В. Бондарь, Т. Власова, В. Засенко, Г. Коберник, В. Лапшин, В. Лубовский, Н. Малофеев, М. Певзнер, Б. Пузанов, В. Синев, Е. Стребелева, М. Шеремет); сущность и значение инклюзивного обучения и воспитания (В. Гудонис, Р. Даниелс, С. Демчук, В. Зарецкий, A. Колупаева, А. Капская, А. Куц, И. Лошакова, С. Харченко, А. Ярская-Смирнова); работы, связанные с реабилитацией детей и молодежи с ограниченными психофизическими возможностями (Р. Буре, Н. Виноградова, А. Глоба, B. Григоренко, В. Тесленко, С. Шацкий, А. Шевцов).
Использовались такие методы исследования: обобщение, систематизация, сравнение и методы эмпирического исследования — наблюдение, беседа, анкетирование, интервью и др.
Практическое значение исследования заключается в попытке охарактеризовать технологию социального патронажа семей с детьми-инвалидами в современных условиях.
База исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка».
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Фрагмент работы для ознакомления
Общепризнанным является тот факт, что все процессы психического развития человека, будь то ребенок с нормативным психическим развитием или ребенок с ограниченными возможностями здоровья, осуществляются через его деятельность, которая имеет важное значение для развития психических функций и становления личности. Принимая во внимание положение о единстве закономерностей психического развития детей с нормативным психическим развитием и психофизическими недостатками (Л. С. Выготский, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.), раскроем основные аспекты формирования деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.В качестве критериев индивидуальных черт ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать следующие:
Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов курсовая
... Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с воспроизводством духовных, социальных и социально-психологических ... реабилитации инвалидов. Взаимосвязь комплексной реабилитации инвалидов с общественным производством имеет определенные закономерности. Роль и содержание комплексной реабилитации инвалидов в общественном воспроизводстве меняется в зависимости от характера этих отношений, социально ...
- скорость протекания психических процессов;
- когнитивный стиль как способ переработки информации – получения, хранения и использования (М.С. Егорова, 1997);
- индивидуальный темп деятельности;
- степень самостоятельности в выполнении заданий;
- потенциальные возможности в обучении и самореализации.Важным представляется разграничение понятий индивидуальности, индивидуального подхода, индивидуального обучения и индивидуализации обучения.Дети с ОВЗ и ребенок-инвалид долгое время испытывают трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.
Социальная инвалидность — это социальные барьеры, которые мешают ребенку нормально адаптироваться и социализироваться в среде, где они живут и обучаются.Выводы по главеРабота социального педагога требует активного использования действенных технологий социальной работы. Проблемы, с которыми так или иначе работает социальный педагог, связанные с семьей, защитой прав и интересов ребенка в ней, здравоохранением.Все функции по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается, выполняют субъекты социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и органы местного самоуправления, общественные организации, фонды и др. На уровне системы образования социальный патронаж семьи и охраны детства возложено на местные органы управления образованием, учебно-воспитательные заведения, в частности психологическую службу, которую представляют социальный педагог и практический психолог. Каждый из субъектов имеет свои задачи, полномочия и функции.Задача психологической службы образования в этом направлении — обеспечить соблюдение основных социально-правовых потребностей ребенка, способствовать ее успешной социальной адаптации в условиях детского коллектива и семьи, удовлетворять потребности ребенка в развитии и самореализации.Следует отметить, что практический психолог и социальный педагог не являются взаимозаменяемыми. У каждого из них в соответствии с профессией — своя методология работы, инструментарий, направления и содержание деятельности, соответствующие их функциональным обязанностям. Понятно, что их совместная работа, а также система работы педагогического коллектива вместе с другими государственными учреждениями позволяют в определенной степени повысить эффективность социального сопровождения ребенка и семьи в современных условиях.ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ОСНОВ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАЖА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ (СПБ ГБУ ЦСРИДИ «ПОДДЕРЖКА»)2.1. Общая характеристика изучаемого учреждения — ЦСРИДИ «Поддержка»Исследование проходило на базе Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Колпинского района Санкт-Петербурга «Поддержка» (далее-ЦСР «Поддержка»).
Организация работы органов и учреждений по оказанию социальной ...
... органов и учреждений социального обеспечения в сфере предоставления социальной защиты населению, а предметом - социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и значение организации работы органов и учреждений по оказанию социальной помощи лицам без определённого места жительства и занятий в ...
Место нахождение: 196655, Санкт-Петербург, г. Колпино, Красная ул., 12А.Директор Центра: Назарова Ольга НиколаевнаОсновные направления реабилитации инвалидов включают в себяпрофессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;социально-средовую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию, а также коррекционно-развивающие занятия;физкультурно-оздоровительные мероприятия, адаптивный спорт.В ЦСР «Поддержка» 10 отделений. 1.Отделение приема и консультаций граждан. Специалисты отделения приема и консультаций граждан ведут первичный прием граждан, проводят обследование и выявление проблем инвалидов, проводят консультирование и информирование по вопросам, связанным с реализацией индивидуальных программ реабилитации, порядком прохождения реабилитационных мероприятий. 2. Социально-реабилитационное отделение. Специалисты социально-реабилитационного отделения предоставляют социально-психологические услуги (занятия с психологом), социально-педагогические услуги (занятия по изобразительному искусству, музыке, ручному труду).
3.Отделение профессиональной реабилитации инвалидов и профессиональной ориентации детей-инвалидов.Отделение профессиональной реабилитации инвалидов и профессиональной ориентации детей-инвалидов предоставляет услуги по компьютерной профдиагностике, предпрофессиональной подготовке. Специалисты отделения сотрудничают с предприятиями и учреждениями района, а также с Центром занятости населения по трудоустройству инвалидов в открытый рынок труда. 4.Социально-трудовое отделение Специалисты отделения осуществляют обучение инвалидов навыками приготовления пищи, стирки белья, уборки помещения. На отделении предоставляются услуги по временной трудовой деятельности, творческой реабилитации, социально-психологические услуги (занятия с психологом).
5. Отделение адаптивной физической культуры Специалистами отделения адаптивной физической культуры оказывают услуги инвалидам по следующим направлениям: общая физическая подготовка, физическая реабилитация для лиц со сложными нарушениями опорно-двигательного аппарата; занятия на тренажерах, ритмопластика, адаптивная физическая рекреация (организация спортивных праздников, соревнований, досуга, занятия с кинологом), спортивные и подвижные игры. Форма организации занятий: индивидуальная и групповая. 6.Отделение домашнего сопровождения и социального патронажа Специалисты отделения осуществляют социальный патронаж семей с детьми-инвалидами, а также домашнее сопровождение. Осуществляют обучение родителей навыкам ухода за инвалидом, ребенком-инвалидом и способам формирования навыков самообслуживания ребенка. Предоставляют индивидуальную помощь в проведении реабилитационных мероприятий. В 2014 г. обслужено 48 человек, которые получили 2037 услуг.7. Отделение социально-медицинского сопровожденияСпециалисты отделения социально-медицинского сопровождения осуществляют консультирование инвалидов и членов их семей по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации, а также оказывают содействие в обучении инвалидов и членов их семей пользованию техническими средствами реабилитации. На отделении предоставляются социально-психологические услуги (психологическая диагностика, консультация психолога).
Организация деятельности учреждений социальной помощи семье и ...
... нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи, психолого-педагогических консультаций, центров реабилитации детей-инвалидов, центров планирования семьи, центров усыновления, опеки и попечительства, медико-педагогических школ, социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и др.». Центр социальной помощи семье и детям является государственным учреждением, ...
8. Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трёх лет (абилитация младенцев) Осуществляет комплекс социальных мероприятий по абилитации (адаптации к жизни) на ранних этапах жизни ребёнка-инвалида от 0 до 3 лет. Деятельность отделения направлена на выявление основных потребностей ребёнка-инвалида и его семьи, консультирование родителей по вопросам индивидуальных возможностей саморазвития ребёнка и формирования его личности; информирование и консультирование по юридическим вопросам и вопросам жизнедеятельности (оформление пособий, льгот, преимуществ); отделение оказывает психолого-педагогическую поддержку семье, содействует проведению индивидуальных занятий по адаптивной физкультуре и созданию активного образа жизни посредством социокультурных мероприятий. Социальные услуги предоставляются в нестационарной форме в Центре, а также на дому. 9. Отделение дневного пребывания Специалистами отделения оказывается помощь и поддержка клиентов, членов их семей, разъясняются проблемы, связанные с воспитанием, обучением. Для клиентов проводятся индивидуальные занятия с психологом, на которых используются методы сказкотерапии и арттерапии. Проводятся занятия по социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации, а также мероприятия по социокультурной реабилитации. Ребята посещают музыкальные занятия, занятия по ручному труду и изобразительному искусству. Организуют занятия по адаптивной физкультуре. 10. Организационно-методическое отделение. Специалисты отделение осуществляют консультирование по различным вопросам методической и организационной деятельности. Осуществляют изучение, обобщение и распространение позитивного научно-методического опыта деятельности других Центров социальной реабилитации инвалидов. Практика проходила в «Отделении профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей-инвалидов» (ОПРИ)Заведующий: Андреева Надежда АлександровнаНа базе Центра «Поддержка» была отработана модель службы домашнего сопровождения и социального патронажа детей-инвалидов.На основе отработанной модели службы в 2003 году в Центре «Поддержка» было открыто отделение домашнего сопровождения и социального патронажа. На отделении домашнего сопровождения и социального патронажа предоставляются услуги по следующим направлениям:
- Домашнее сопровождение: индивидуальная помощь в проведении реабилитационных мероприятий, присмотр за ребенком дома и на прогулке, осуществление санитарно-гигиенических услуг и ухода.-Сопровождение во внешней среде: сопровождение в Центр «Поддержка», учреждения образования, учреждения здравоохранения, на культурно-досуговые мероприятия.-Социальный надзор: наблюдение и оказание необходимой помощи семьям с детьми-инвалидами.Опыт работы отделения показал высокую потребность семей с детьми-инвалидами в данных услугах. В ЦСР «Поддержка» работает тренировочная комната, где отрабатывается модель самостоятельного проживания инвалидов трудоспособного возраста. На занятиях у специалистов, в тренировочной комнате ребята обучаются приготовлению пищи, стирка, уборки и другим жизненно-необходимым навыкам.С сентября 2010 года начало свою работу отделение раннего вмешательства (абилитации младенцев).
14 стр., 6503 слов
Социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления
... Объекты социальной реабилитации – это группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды; и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; ...
Отделение создано в целях оказания услуг по программе раннего вмешательства, направленной на выявление и своевременное оказание помощи детям, подверженным риску задержки развития, а также оказание помощи семьям, имеющим детей с особыми потребностями первых 3-х лет жизни.На базе ЦСР «Поддержка» открыт демонстрационный зал технических средств реабилитации. Специалисты отделения социально-медицинского сопровождения консультируют и обучают пользоваться техническими средствами реабилитации, а также в тесном сотрудничестве с представителями благотворительного фонда «Надежда» оказывают содействие инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в получении технических средств реабилитации. 2.2. Социально-демографический портрет «особых или аномальных» детей-инвалидовОпытно-экспериментальную часть дипломной работы мы организовали в виде социологического исследования проблемы социальной защиты семей с детьми-инвалидами. Для успешного проведения исследования нами была составлена его программа.Программа исследованияПроблемная ситуация. В последнее время повысился уровень инвалидности среди детей и молодежи. Духовно-эмоциональное окружение, в котором находится современная молодежь, во многих случаях несет угрозу его духовному и психическому здоровью. Организация социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, требует, прежде всего, изменения отношения общества к инвалиду и проблеме инвалидности вообще. Развитие этих детей во многом зависит от удовлетворения их потребностей другими людьми, в результате ограничений в общении, самообслуживании, передвижении, контроле за их поведением.В течение многих лет государственная поддержка детей и молодежи с особыми потребностями ограничивалась лишь материальным обеспечением (пенсионные выплаты), предоставлением медицинских услуг (диагностика, лечение) и начального образования (в специализированных учебных заведениях).
Как правило, присутствовала изоляция от окружающего мира, поскольку большинство инвалидов имеют ограничения в передвижении.Главной задачей в решении проблемы социальной защиты семь й с ребенком-инвалидом безусловно является преодоление социальной изоляции такого ребенка. Речь идет прежде всего о максимальном содействии вхождению этих детей в общество, активное усвоение ими общественных норм, требований и традиций, то есть — их социализация, предпосылками которой является обучение, труд, возможность заработка и т. Дети и молодежь с особыми потребностями нуждаются не только в медицинской, профессиональной и социально-бытовой реабилитации и материальной поддержке, но и создании условий для актуализации собственных способностей, развития личностных черт и удовлетворения потребностей в социальном, нравственном и духовном самосовершенствовании.Проблема. Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, для нормального выполнения своих функций нуждается в социальной защите.Объект исследования — семья с ребенком-инвалидом.Предмет исследование — социальная защита семьи с ребенком-инвалидом.Цель исследования — обосновать наиболее оптимальные технологии социальной защиты семьи с ребенком-инвалидом.Задача исследования:Проанализировать правовые и социально-политические аспекты проблемы социальной защиты семьи с ребенком-инвалидом.Выяснить реальное состояние исследуемой проблемы и определить содержание, формы и методы социальной защиты семей с детьми-инвалидами.Гипотеза: социальная защита семьи с ребенком-инвалидом будет эффективной вследствие интеграции его правового, социально-экономического, психолого-педагогического и социально-реабилитационного аспектов.Метод исследования — интервью.В течение 2014 года проводилась работа по организации исполнения индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее-ИПР).Даны консультации по реализации ИПР 215 семьям, воспитывающим детей-инвалидов.В соответствии с рекомендациями ИПР осуществлялась выдача направлений на дополнительные технические средства реабилитации (далее – ДТСР).
13 стр., 6400 словСоциальная работа с детьми-инвалидами и их семьями
... социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями 1.1 Проблема детской инвалидности в России Уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, т.е. к детям инвалидам. ... задач, сущности процесса социальной реабилитации. [15,стр.324] В настоящее время проблемы детей-инвалидов и их семей являются наиболее актуальными ...
За 2014 год 124 детям-инвалидам выдано 424 направления на получение ДТСР.В связи с вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Санкт-Петербурге» организована работа по выявлению детей-инвалидов с особыми потребностями:- приглашены для оформления направления на медико-социальную экспертизу 261 человек;
- подготовлены и переданы в Главное отделение медико-социальной экспертизы документы на 23 детей-инвалидов с особыми потребностями, имеющих индивидуальные программы реабилитации старого образца;
- выявлено с 3 степенью ограничения жизнедеятельности – 38 детей-инвалидов;Выдано направлений для прохождения социальной реабилитации в учреждениях района- 211 детям-инвалидам.В целях исполнения ИПР специалистами ЦСР «Поддержка» разрабатываются индивидуальные реабилитационные маршруты в рамках перечня гарантированных социально-реабилитационных услуг, включающих социальную, психологическую, педагогическую, физическую, медицинскую, трудовую реабилитацию, профессиональную ориентацию.
С целью поддержки инвалидов и семей инвалидов в помещении медико-социальной экспертизы Колпинского района организовано консультирование по социальным вопросам и вопросам, связанным с реализацией ИПР.За 2014 год Центром «Поддержка» обслужен 1531 человек, предоставлено 116 254 услуги. За 1 полугодие 2015 года обслужено 615 человек, предоставлено 61937 услуг.В процессе исследования мы провели, во-первых, ряд интервью для подтверждения актуальности проблемы, ее сложности и возможных путей решения.Интервью № 1.Руководитель ЦСРИДИ «Поддержка»28.10.2015 г., начало интервью 15.00 час., завершение интервью — 15.20 ч.Вопрос:Какие Основные направления реабилитации в центре?Какая возрастная категория детей с инвалидностью, на которую рассчитан центр?Какие есть в центре формы реабилитационного обслуживания?Какая продолжительность реабилитационных программ?На какое количество детей-инвалидов рассчитано центр?Какое специализированное реабилитационное оборудование в центре?Какие наиболее острые проблемы в деятельности центра? Спасибо.Интервью № 2.Андрей В., 14 лет, ребенок-инвалид, диагноз ДЦП, посещает центр.29.10.2015 г, Начало интервью 9 ч.15 мин., окончание — 10.00 ч.Вопрос:Андрюша, скажи, пожалуйста, нравится ли тебе посещать центр?Что больше тебе нравится здесь?Давно ли ты посещаешь этот центр?А чем ты занимаешься дома?Как часто ты играешь с мамой? Папой?Бывал ли ты в кукольном театре?Что Тебе подарил Дед Мороз?Есть ли у тебя друзья? Кто они?Какое твое любимое занятиеКакая твоя заветная мечта (чтобы ты больше хотел)?Интервью 3.Мама ребенка-инвалида (мальчика 6 лет с диагнозом ДЦП), 27 лет, образование высшее, временно не работает, уже 2 года воспитывает сына одна, официально не разведена.30.10.2015 г, начало интервью 17.45., Окончание — 18.00.Когда Вы узнали о диагнозе у ребенка?Какие прогнозы врачей?Достаточно ли помощи от государства?В чем главная проблема Вашей семьи?Что, прежде всего, надо сделать в масштабах государства чтобы облегчить Ваше положение (и других аналогичных семей)?Извините за некорректность, почему Вы сами воспитываете больного ребенка?Верите ли Вы в будущем своего сына? Каким Вы его видите?Ваш личные планы на будущее?Спасибо Вам! Успехов и удачи!В процессе анализа результатов интервью нам удалось сделать определенные обобщения и выводы. По результатам интервью № 1 (с руководителем).
ЦСР «Поддержка» находится в ведении администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и является некоммерческой организацией. Предметом деятельности ЦСР «Поддержка» является предоставление комплекса услуг по социально-психологической реабилитации, медицинскому сопровождению, профессиональной ориентации и адаптивной физической культуре инвалидам. Цели работы ЦентраСоциальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов, проживающих на территории Колпинского района Санкт-ПетербургаОказание комплекса социально-реабилитационных услуг в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР)Задачиорганизация комплексного социального обследования инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Определение видов и объемов необходимой помощи;разработка и реализация реабилитационных программ с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида и данных социального обследования;проведение широкого комплекса мероприятий социально-бытовой, социально-средовой, социокультурной реабилитации, мероприятий профессиональной реабилитации инвалидов: профтестирования, профориентации, обучения первичным трудовым навыкам и др. Оказание содействия инвалидам в получении профессионального образования и в трудоустройстве;изучение и внедрение в практическую деятельность передового отечественного и зарубежного опыта, научно-исследовательских разработок по вопросам социальной реабилитации инвалидов. Проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников Центра по вопросам реабилитации;организация культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий для инвалидов и их семей.Целевая группа: инвалиды трудоспособного возраста, дети-инвалиды и их семьи.Формы реабилитационного обслуживания — стационарная, амбулаторная, домашний патронаж, консультативная, социально-педагогический патронаж. Продолжительность реабилитационных программ — от 6 месяцев до 18 лет.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/sotsialnyiy-patronaj-semi/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/sotsialnyiy-patronaj-semi/
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. — 160с.
2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. — 2004. — № 3. — С. 50-85
3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85
4. Алешина М. В. Социальный лифт или социальное исключение?: [социология образования] / Алешина М. В., Плеве И. Р.// Высшее образование в России. — 2009. — № 11. — С. 126-131.
5. Ахатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы, М., 2003
6. Белоносова Н. А. Решение проблемы стигматизации по состоянию физического здоровья: дестигматизации или управления стигмой / Н. А. Белоносова // Грани: научно-теорет. и общественно-политический альманах. — 2011. — № 1. — С. 113-117.
7. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Медиум, 1995. — 323 с.
8. Беспалько А. Социальная педагогика в схемах и таблицах. Учебное пособие — М .: Центр учебной культуры, 2003. — 134 с.
9. Варжавинова Н. А. Организация социального патроната неблагополучных семей // Социальное обслуживание . — 2010. — №1. — с. 43-50
10. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 10. 12. 1948 г. // Наша жизнь — 2005
11. Голиков Н. Индивидуальная помощь ребенку — инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Голиков Н.// Учитель. — 2006. — №1. — С. 22 — 24.
12. Головинский И. Педагогическая психология: учебное пособие. — К.: И-во «Аконтий», 2003. — 287 с.
13. Горелый А.Г. История социальной работы: Учебное пособие. — Тернополь: Изд-во «Астон», 2004. — 174 с.
14. Госпорьян А. С. Регулирование системы непрерывного интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в Российской Федерации / Госпорьян А. С.// Социальная политика и социология. — 2009. — № 5. — С. 219-229.
15. Гусь Н. Социальная реабилитация: подходы к определению понятия / Н. Гусак // Социальная политика и социальная работа, 2008. — № 1. — С. 103-114.
16. Декларация о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 09.12.1975г. // Народное образование. — 1993. — №5
17. Жиликене М. Технология социального обслуживания проблемных семей с детьми // Социальное обслуживание. — 2009. — №1.- с.83-85
18. Иванова И. Б. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. — К.: Логос, 2000. — 87 с.
19. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — С.3-6.
20. Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 24.01.2007 г. // Наша жизнь. — 2007. — №4
21. Кориагина Ю.В. Методы работы с семьями «группы риска», социального сиротства // Отечественный журнал социальной работы. — 2008. — №4. — с.67-70
22. Круть С. В. Современная российская семья — проблемы и решения // Социальная работа. — 2010. — №5. — с. 4-7
23. Курбатов В. В. Технология социальной работ. — Ростов на Дону. 2007
24. Левашкина Т.В. Социально психолого-педагогическое сопровождение семей группы риска // Работник социальной службы. — 2010. — №3. — с.39-62
25. Левичева Л. Особый ребенок / Л. Левичева // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 2. – С. 10–12.
26. Маркина И.В. Неблагополучные семьи — какие они? // Социальная работа. — 2009. №3. — с.21-24
27. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии//Отечественный журнал социальной работы. — 2005. — №3. — С. 56-65
28. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. — 2005. — №1. — С. 59-75
29. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом//Социальное обслуживание. – 2009. – №1. – С. 59-75
30. Першикова В. В. Социальный патронаж семьи: помощь родителям и детям // Отечественный журнал социальной работы// 2006. — №1. — с.69
31. Словарь — справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.
32. Словарь — справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 2000. — 424 с.
33. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
34. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. — М., 2000. — 242 с.
35. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. – М., 2000. — 242 с.
36. Социально-психологическая защита детей-инвалидов и молодых инвалидов // Сост. Н.Е. Бенюх. — Донецк, 1997. — 68 с.
37. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксеонова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. H. М. Назаровой. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 400 с.
38. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов: Резолюция ГА ООН от 20 декабря 1993 № 48/96 // Колокола сердец. — 7-8 июня 2002 p. — С. 2.
39. Топчий Л.В. К вопросу о методологии обоснования базовой модели социальной работы с семьей «группы риска»// Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — №1. — с.50-52
40. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1005 г. № 181-ФЗ
41. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 668с.
42. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. — М., 2002.
43. Шаги к компетентности и интеграции в общество: метод. сб. / Ред. кол.: Н. Софии, И. Ермаков и др. — М.: Контекст, 2000. — 336 с.