«Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений». (Д.Б. Эльконин)
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. «Игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта» (Д.В. Менджерицкая).
В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя.
Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин признают, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, самостоятельности и становления основ индивидуальности. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно оберегают (не бегай, не упади, мой руки), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космос, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», играя в ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
По мнению Л.С.Выготского, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В.Ветрова, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова Л.М.Кларина, B.И.Логинова, Н.Н.Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры:
- развитие мотивационно-потребностной сферы ребёнка (Д.Б. Эльконин);
- развитие воображения, образного мышления (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн);
- морально нравственное развитие ребёнка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, П.А. Маркова)
Право играть зафиксировано и в 31 статье Конвенции о правах ребенка. Игра является «сквозным механизмом развития ребёнка» (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которого реализуются содержание пяти образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, биологов. Существует целый ряд теорий, которые рассматривают игру с двух точек зрения:
Особенности развитие игры детей 3-4 лет
... установили, что наиболее значимыми конструктами саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и самопроявление. Это можно объяснить тем, ... -detey-let/ Алехина И. В. Психология развития: практический курс. Брянск, 2007. Баряева Л. Б., Лопатина Л. В. Игровая деятельность младших дошкольников – путь к формированию ...
- игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне;
- игра как средство приобретения и проработки знаний.
Первая функция игры – развивающая – важна для становления личности ребёнка. Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни.
Игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок открывает страхи, переживает запреты, порой ведёт себя агрессивно. В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры – это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение, играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы — злые волшебники, ведьмы — ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например: погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату, «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.
Ребёнок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом он много экспериментирует; проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач, у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи с взрослыми.
Психолог А. Н. Леонтьев считал ведущей такую деятельностью, которая оказывает в данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра.
Имеются экспериментальные данные о развитии в игре произвольного управления поведением, начальных форм преднамеренного запоминания, активности, организованности, формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях взрослых и др.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста в игровой деятельности
... особенностей речи участников исследования в процентном соотношении 2.2 Проект деятельности педагога по обогащению словаря детей в процессе игровой деятельности Пояснительная записка. Сюжетно-ролевая игра является важнейшим источником формирования личности дошкольника – развития мотивационной сферы, сознания, ...
Итак, мы все осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры, но вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько:
- У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, качество которых, увы, оставляет желать лучшего.
- Игра — отображение жизни взрослых людей: играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения. Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» — риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т.д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются.
- Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.
- Педагоги пытаются «угодить» родителям, только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. А между тем время на игру в ДОУ заложено в нормативных документах, являющихся основополагающими, в частности, в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях…» в СанПиНе.
Всё это побудило меня выбрать тему диплома «Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации». Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как некоторые воспитатели уделяют мало внимания игровой деятельности, чрезмерно увлекаясь либо пассивно обучающими методами, либо являясь пассивными наблюдателями детских игр.
Основная часть.
Глава I. Сущность игры
Учитывая то обстоятельство, что вся жизнь дошкольного возраста проходит в игре, напрашивается вопрос о сущности игры. На этот счет существует много теорий, наиболее существенные из которых теории Пиаже, Фрейда, Монтессори.
Пиаже видит суть игры в том, что ребенок играет не потому, что ему хочется играть, а вследствие образа мышления. По Пиаже игра – это есть образ мышления ребёнка, форма его существования.
Для Фрейда игра – символическая деятельность с конкретным предметом, а сон – символика в чистом виде. Он предполагал, что игра выражает связь ребёнка с жизнью, взрослыми и со всем окружающим в виде символов, как и сны взрослого человека. Фрейд уверен, что игра имеет две тенденции: одна стремление быть взрослым, вторая – тенденция к повторению, причем повторению до тех пор, пока не исчезнет напряжение, связанное с игрой на данную тему. То есть по Фрейду игра выступает в качестве психотерапевтического инструмента, снимающего травмирующее напряжение. Это справедливо для психически травмированных детей как средство диагностики и лечения. Но играть любят не только обиженные, травмированные дети. И для детской игровой активности не обязательно обижать и травмировать детей, поскольку игра – здоровая детская деятельность.
Становление и развитие сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
... с. 17]. Важная роль в дошкольной жизни ребенка отводится сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят или моделируют ...
Самая успешная дошкольная программа разработана Марией Монтессори, построенная на естественных склонностях детей в сочетании с управлением, конкретными материалами и личным опытам.
Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:
«в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками…; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — … игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры… .»
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): «ребенок… проявляет инициативу и самостоятельность в игре…; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; … обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; … владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам…».
II глава.
Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации
2.1. Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего ...
... техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для ... статье «Развитие творческих способностей детей в процессе конструирования из бумаги» ... конструкторского мышления является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [33]. Что касается деятельности ... деятельности детей: строительство-изображение и строительство для игры. В первом случае ребенок ...
На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться, и в способах действий наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность выработать более чёткие, систематизированные рекомендации по руководству игровой деятельностью детей в различных возрастных группах.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста. По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
«Развитие творческих способностей детей в группе продленного дня»
... ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой; Важнейшим требованием к группе продлённого дня является дополняющая роль урочной деятельности. Задача воспитателя ... игрушку – меньше использует её в своей игре по назначению. Ребёнок пытается использовать её ... всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя. Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением ...
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.
2.2. Виды игр и их функции
Игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. Условно выделяют три вида игр:
- игры по инициативе ребенка (творческие),
- игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные игры),
- народные игры (созданные народом).
Рассмотрим каждый из этих видов.
1) Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.
Значительная часть творческих игр — это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.. Осознавая, что игра — не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труда, вообще к жизни. К сюжетно-ролевым играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельностью.
Разновидность творческой игровой деятельности — театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения, театрализация, сказка-перевод. Театрализованные игры разделяются в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.
В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...
... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ... них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает ...
Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики персонажей).
В этом и заключается особое значение игр-драматизаций. Они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений (Приложение №1).
Еще один вид — конструкторские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.
2) Игры с правилами дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие из них передается от поколения к поколению, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности. По содержанию и способам ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.
Дидактические игры способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим, что дидактическая игра — эффективный метод закрепления знаний, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие. Непременным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).
Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр ...
... Дети проявляют большую смекалку при выборе игрушек, предметов, необходимых для игры, старшие дошкольники сами изготавливают игрушки, которые помогают в полной мере реализовать задумку, лучше справляются с ролью. Как и любое творческое ...
Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр — сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры):
В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представление об окружающем мире (действия людей, животных, птиц), которые они воспроизводят движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.
Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадание мячом в цель, пролезания под веревкой и т.п.).
Так как игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех группах дошкольных учреждений, организация и методики их проведения имеют много общего. Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников — сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время которых движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой, средней и малой подвижности.
В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.
Важное место в старшем дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, хоккей, футбол и т.д.
3) Народные игры построены с учетом этнических особенностей (н-р, хороводы, забавы, игры с народной игрушкой).
Они неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.
В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.
Игрушки Советского общества. История и значение
... сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный ... рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной ...
Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала (н-р, игры «Палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-гуси»).
В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.
Особое место в жизни детей занимает народная игрушка. Ее простота, выразительность и целесообразность играют немаловажную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии ребенка. Народную игрушку характеризуют ритмичность форм, декоративность росписи, орнаментальность, яркость, сдержанность в подборе цветов. Это — звонкоголосые свистульки, фигурки людей, животных, птиц, куклы, каталки из разнообразного материала. Подбирая игрушки для детей, следует исходить из того, насколько они отражают национальный колорит, способствуют активности и самодеятельности детей, расширению мировоззрения.
2.3. Взаимосвязь между отдельными видами игр
Содержание творческих игр и игр с правилами — своеобразное отражение окружающей действительности, однако более непосредственное. Цель игры может меняться, отношения между людьми неустойчивы, условны и не всегда обязательны для каждого. В отличие от творческих, содержание дидактических игр всегда известно заранее. Характеристика правила игры одинаково обязательны для каждого. Цель дидактических игр — развитие умственных способностей.
Общей для обоих видов игр является деятельность детей, благодаря которой дидактические игры приближаются к творческим. Интерес к действию — основной фактор, который захватывает детей. При этом действия качественно различаются. В творческих играх действие стихийное, не связанное с обязательными правилами. Дети сами создают, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связано с заранее установленными правилами. Другое отличие в игровых действиях проявляется в их функциях: творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а дидактические — достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач.
Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, руководство творческими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов, сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы. Когда воспитатель проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры, следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосредственное участие.
Отличие обоих видов игр не исключает их взаимодействия. В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений, в значительной мере переносят это в творческие игры. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание. Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путешествие» и т.п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.
Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как в дидактических, так и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр — заинтересованность детей в ходе и результатах игры.
2.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды и ее влияние на развитие игровых умений детей.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной — включать игровое оборудование, которое позволяет обеспечить игровую активность всех категорий детей, участие в подвижных играх, развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (н-р, мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности;
- вариативной — для проведения игр создаются игровые ячейки: общий (набор различных видов игрушек), драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок), для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование).
Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.
Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровым материалами, необходимо помнить, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их возрастным и гендерным особенностям. Необходимо включать предметы для совместной деятельности ребёнка со взрослым.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
- «Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
- «Игрушки – персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
- «Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (н-р, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса) С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
- готовые игрушки (н-р, автомобили, самолеты, куклы, различные животные);
- полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал);
- материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).
С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.
Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание.
Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик; из глины лепят посуду, животных; из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п. Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.
К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты).
В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.
2.5. Организация игровой деятельности в течение дня
В течение дня дети могут играть четыре раза:
- до завтрака (5-40 мин),
- между завтраком и занятиями (5-7 мин),
- на открытом воздухе (1 ч.-1 час. 30 мин),
- после дневного сна (20-40 мин) и веч.
1) Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период — так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.
В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений. Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.
У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.
Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.
Игры детей после завтрака согласовываются с характером и содержанием дальнейших занятий. Перед занятиями по речи, математике, рисованию уместны игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений, (например, физкультура).
2) Для всех групп детей подбирают между занятиями такие игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение — с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместными будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должен происходить спокойно и непринужденно.
3) На открытом воздухе дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, так как есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.
Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать сезонность. В холодную погоду они должны давать достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью.
Младшие дошкольники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др.).
Весной можно организовывать различные перебежки, начиная с простейших («Лошадки», «Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси предмет», «Шире шаг»); подскоки и прыжки («Прыгни выше », « Коснись мяча », « Поймай бабочку») лазанья и ползания (проползти по доске, скамейке), упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде, игры-забавы («Прятки», «Жмурки», «Мыльные пузыри»).
Более целевые в этом возрасте игры с песком и строительным материалом являются началом конструкторской деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создает игровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью.
В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движением. Это игры-загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр (н-р, «Водители», «Семья», «Магазин», «Железная дорога», «Больница», «Зоопарк»).
Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенный, так и непосредственный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.
В старшей группе можно предложить дошкольникам перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятельности. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (при условии, если план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.
4) Игры после дневного сна во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.
Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры, созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительного успеха во всестороннем развитии детей. В настоящее время уместными будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это — игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.
Летом в средней и старшей группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-драматизации, поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений.
Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связаны с учебной программой по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету и тому подобное. Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (н-р, шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, настольный хоккей).
Игры-забавы достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.
Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры — строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней.
Заканчивается насыщенный разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности выполнения установленных правил поддержания порядка.
2.6. Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду
План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.
Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения . Между игровой деятельностью, содержанием занятий и наблюдениями должна прослеживаться связь.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, должен составить перспективный план развития игр на месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития. Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития).
Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.
2.7. Роль воспитателя в организации игровой деятельности детей
Если оглянутся назад, в прошлое, то можно отметить, что к играм был подход как к свободной деятельности ребёнка, инициатором которой он был сам. Роль педагога сводилась к созданию условия для игры и обеспечение игровым материалом. В последние десятилетия игра стала рассматриваться как форма организации детской жизни. Это обусловлено пониманием игры как ведущей деятельности детей данного возраста в силу их психо-физиологических особенностей. Изменилась и роль педагога: от пассивно наблюдательной к тактически руководящей развитием игр. Необходимо заметить, что вмешательство в детскую игру предполагает наличие у педагога необходимых знаний и умений, а также авторитета, уважения и доверия у детей. В противном случае произойдёт отрицательный эффект.
Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что тот знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. Для этого от педагога требуется:
-умение наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности и в соответствии с этим уровнем планировать приемы, направленные на ее развитие;
-обогащать впечатления детей для дальнейшего развития игрового сюжета;
-обращать внимание детей на различные впечатляющие стороны жизни детей с целью разнообразия сюжета детских игр;
-умение организовать начало игры, заинтересовать детей сюжетом какой- либо игры;
-уметь создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
-уметь устанавливать игровые отношения с детьми;
-уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение, рассказ);
-использовать косвенные методы руководства игрой (вопросы, советы, напоминания), которые активизируют его опыт, психические процессы, проблемные ситуации;
-уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях;
-предлагать новые роли, игровые ситуации, игровые действия для дальнейшего развития игры;
-брать на себя урегулирование взаимоотношений, разрешение конфликтов, возникающих в процессе игры.
От педагога требуется умение вовлекать в игру детей с низким социометрическим статусом, предлагая им яркие игровые роли, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.
Для закрепления положительных моментов, для более глубокого понимания и усвоения каких-либо качеств, действий, приобретённых во время игры, взрослый должен учить детей обсуждать игру и оценивать ее.
Взрослый должен давать детям образцы общения с различными людьми, эталоны эмоциональных проявлений, внимательно следить за реакциями детей, пытаться направлять их коммуникации, способствовать адекватному и эмоциональному общению в процессе игры. Проблемные игровые ситуации направлены на овладение более обобщенными игровыми действиями и на подведение к самостоятельному инициативному решению игровых задач. Игровые задачи – это система условий, в которой создается мнимая цель, понятная ребенку по его жизненному опыту, направленная на воспроизведение действительности игровыми способами и средствами. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке отдельную личность, знать, какими навыками поведения обладает каждые ребенок его группы, в какие взаимоотношения вступает, какое место в группе играющих детей принадлежит каждому ребенку в самостоятельных играх. Проникновение воспитателя в детскую жизнь, в группки играющих, ставит перед ним множество воспитательных задач по отношению к конкретным детям: у одних ослабить привычку распоряжаться и командовать, у других развивать активность, третьим помочь войти в группу играющих и удовлетворить потребность в интересной для них игре, четвертых научить пользоваться считалкой при распределении ролей и т.д.
Следует особо остановиться на ошибках педагогов в руководстве игровой деятельностью.
- Нередко педагог начинает навязывать детям свой сюжет игры, игнорируя инициативу детей, или бестактно вмешивается в игру, донимая детей подсказками, не давая им самим обдумать свои дальнейшие действия, уничтожая инициативу и самостоятельность ребенка.
- Полное отсутствие внимания педагога к игре. Дети замыслили сюжет, развернули игру и в какой–то период зашли в тупик, но воспитатель не помогает им выйти из трудного положения. В результате игра распадается.
- Для поддержания порядка в группе или для лучшей сохранности игрушек педагоги не дают их детям в пользование, чем обедняют детское творчество, самостоятельная деятельность становится малосодержательной и непродуктивной.
- Непродуманная раздача игрушек, когда детям навязываются совсем неинтересные для них игры. В результате ребенок не может реализовать свои интересы.
2.8. Родители — активные участники процесса игры.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. К сожалению, родители редко играют с детьми. Одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, формировать у родителей взаимоотношения с детьми в процессе игры. Важно:
— создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте;
— дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как и их дети, и педагоги.
Часто родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей.
В планировании работы с родителями можно включать такие виды, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», заседания «Маминой школы» по проблеме детской игры, распространение памяток и рекомендаций. Проведение дней открытых дверей позволяет сделать дошкольное учреждение более открытым, привлечь внимание родителей к проблеме игры. Воспитатели организуют беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят (Приложение №1).
Выводы
За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами.
Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого человека.
Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «Программой воспитания и обучении в детском саду» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
Игра — вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Для воспитателя организация игровой деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу, ребёнка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно.
Развитие игровой деятельности ребёнка в большой степени зависит от правильного подбора игрушек, пособий. В группе должны быть игрушки, обеспечивающие все виды деятельности ребёнка. Создание условий для всех видов деятельности и правильное руководство воспитателя детскими играми способствует умственному развитию и формированию личности ребёнка.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.
Приложение №1
Пальчиковая игра-драматизация сказки «Заюшкина избушка» в старшей группе.
Цели:
- показать родителям, как можно играть с пальчиками;
- помочь детям драматизировать знакомую сказку «Заюшкина избушка»;
- развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и драматизацию сказки с помощью пальчиковых поз;
- развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в течение необходимого времени;
- развивать элементы логического мышления через отгадывание загадок;
- учить оценивать поступки героев, понимать их характер и предавать его с помощью интонации;
- воспитывать положительные черты характера: дружескую преданность, взаимовыручку, смелость.
Оборудование: столы
Литературный ряд: загадки, сказка «Заюшкина избушка».
Ход занятия
I. Оргмомент. Дети приветствуют гостей, садятся вокруг одного общего стола. Педагог спрашивает родителей, знают ли они игры с пальчиками, и предлагает детям развлечь гостей, показав им с помощью пальчиков знакомую сказку.
II. Подготовка к инсценировке сказки.
— Какую сказку мы сегодня расскажем родителям, вы узнаете, если отгадаете загадки про ее героев: узнав всех героев сказки, вы легко вспомните название сказки.
Педагог загадывает загадки, дети обосновывают ответы.
По снегу бежит – петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно, Волку и лисе обидно. (Заяц) |
Ходит по двору будильник, Разгребает лапкой сор, Расправляет с шумом крылья И садится на забор. (Петух) |
Хитрая плутовка, Рыжая головка. Пышный хвост – краса. Кто это? (Лиса) |
Этот сторож дом охраняет, На воров громко лает. (Собака) |
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк) |
Неуклюжий, косолапый, Кто всю зиму сосет лапу? (Медведь) |
— Вот сколько героев живёт в этой сказке! Как называется эта сказка? (дети высказывают свои предположения)
— Теперь нам надо потренировать наши пальчики.
III. Физкультминутка. Пальчиковая игра.
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный, и последний Сам мизинчик-малышок Постучался о порог. Вместе пальчики — друзья, Друг без друга им нельзя. |
Выставляем вверх большие пальцы, соединяем под углом кончики пальцев обеих рук, поочередно называем пальцы соединяющихся с большим на двух руках одновременно, вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак, кулачки стучат друг о дружку, ритмичное сжатие пальцев на обеих руках. |
IV. Инсценировка сказки.
Дети под руководством педагога вспоминают героев сказки и пальчиковые позы и характер, соответствующие данному животному.
— Давайте вспомним, кто в сказке «Заюшкина избушка» живет.
— Кто из героев сказки хитрый, злой, плохой? (лиса).
Кто трусливый? (собаки, волк, медведь) А какой петушок? (смелый)
— Начинаем рассказывать и показывать! Просим родителей помогать нам: играть своими пальчиками вместе с нами.
Педагог начинает рассказывать сказку, дети говорят вместе с ним, по возможности педагог замолкает, давая детям самостоятельно продолжать повествование. Все дети и родители участвуют в показе всех героев, оперев ручки локтями на стол (одновременно двух, диалог; распределения по ролям нет).
две избушки |
лиса |
собаки |
медведь |
зайчик |
волк |
петух |
V. Заключительная часть.
— Вот такая у нас получилась сказка. Скажите, какая она по настроению была вначала? (грустная).
Почему?
— А как закончилась сказка? (хорошо, весело) Почему?
VI. Итог:
— Любимые наши мамы и папы, бабушки и дедушки! Понравилась вам наша игра с пальчиками? Предлагаем вам поиграть дома со своими детками и драматизировать другую сказку.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/razvitie-igryi-v-doshkolnom-vozraste/
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Ма рич Е.М. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО». Методические рекомендации. – М.: 2014
- ФГОС ДО
- Эльконин Д. Б. «Психология игры». – М.: 1999