Психологическое консультирование как специальная проблема психологии

психологическое консультирование школьный психолог

Кроме того, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. [ Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: «Академический проект», 2009. — 154с. ; 6]

Сегодня теоретическому обеспечению психологического консультирования уделено большое внимание, его проблемы рассматриваются в работах таких авторов как Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, Э.Ф. Зеер, Р. Кочунас, Е.А. Климов, Н.Д. Линде, В.Ю. Меновщикова, А.П. Чернявская и другие. Среди казахстанских специалистов можно назвать таких ученых как: В.М. Гребенников, Б.Ш. Жаныбеков, В.В. Марченко и др.

Проблема состоит в противоречии между потребностью общества в психологическом консультировании по самому широкому спектру повседневных житейских вопросов у населения и недостаточным отражением в теории всех методических приемов прикладной консультативной психологии.

В консультативной психологии накоплен богатый эмпирический материал, но не существует единого логического стержня, «единой теории процесса оказания психологической помощи», способной охватить и связать в целостную картину накопленные отдельными школами знания, объединить практиков различных направлений под своим крылом, обеспечить контроль эффективности процесса оказания психологической помощи. [ Скоробогатова Н.А. Tеоретические аспекты исследования образа процесса психологического консультирования у психолога-консультанта. // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1. С. 31-33. ; 31]

Таким образом, объектом исследования в данной работе стал процесс развития психологического консультирования как научно обоснованного направления прикладной клиент-ориентированной психологии.

Предмет исследования: психологическое консультирование.

Цель: выявить особенности психологического консультирования как специальной проблемы психологии.

Гипотеза: мы предполагаем, что психологическое консультирование как специальное направление психологии может успешно развиваться только на основе научного обеспечения всех аспектов его осуществления на практике и при условии использования индивидуального подхода.

14 стр., 6942 слов

«Социальная психология» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ

... структуру супружеских отношений; выявить социально-психологические проблемы в семье; рассмотреть проблемы супружеских отношений в семье и их решение. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, ... престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение; современная (эгалитарная), ...

Согласно цели и гипотезы в данной работе выдвинуты следующие задачи:

изучить специальную литературу по теме исследования;

выявить сущность и основные цели психологического консультирования;

рассмотреть технологию процесса психологического консультирования;

исследовать особенности психологического консультирования в условиях образовательного учреждения;

организовать опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности психологического консультирования в условиях конкретной школы;

по итогам экспериментальной работы сформулировать рекомендации.

Новизна подходов в разработке темы исследования заключается в том, что нами обобщены теоретические положения по практическому применению психологического консультирования на примере работы данной службы в условиях конкретной школы.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что конкретизированы теоретические основы психологического консультирования, а все материалы, предложенные в работе, могут быть использованы в деятельности психолога.

Структуру данной работы составили: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Выделяется целый ряд критериев, свидетельствующих о том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе. В иной ситуации облегчение эмоционального состояния может не являться основной целью консультанта, и более того, клиент может начать переживать свои проблемы острее и болезненней, поскольку в некоторых случаях ощущение собственной ответственности, приходящей вместе с пониманием ситуации, может не являться лёгким или приятным переживанием. [ Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с. ; 37]

Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, хотя чёткую границу между ними не проводят.

В частности, как отмечает Р. Нельсон-Джоунс, большинство консультантов не считают использование отношений помощи (то есть психологического консультирования) достаточно эффективным для того, чтобы у клиента произошли конструктивные изменения, и полагают, что необходимо использовать также целый репертуар воздействий (то есть психотерапию), в дополнение к отношениям помощи. [ Нельсон-Джоунс, Ричард. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с. ; 106]

В психотерапии делается акцент на изменении в личности, в то время как в психологическом консультировании на использовании имеющихся у клиентов ресурсов. В психологическом консультировании, как правило, большее чем в психотерапии значение придаётся информированию и объяснению. Психотерапевты, как правило, имеют дело с более тяжёлыми расстройствами, более глубинными проблемами, а «психотерапия» является более медицинским термином, чем «консультирование». Ю.Е. Алёшина, в частности, отмечает, что различия между потребностями в психотерапевтической помощи и психологическом консультировании «часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи» со специалистом, и локусе (точнее локусе контроля) этих жалоб. Клиентов, нуждающихся в психологическом консультировании, отличает обычно подчёркивание ими негативной роли других людей в возникновении их собственных жизненных сложностей, в то время как клиентов, нуждающихся в психотерапевтической помощи отличают, как правило, жалобы на «неспособность контролировать и регулировать свои внутренние состояния, потребности и желания», а также некоторые формы поведения. [10; 12] Кроме того, клиенты, нуждающиеся в психологическом консультировании уже проделали часть работы по анализу собственных проблем и неудач, решили, что им нужна помощь — это уже «шаг, требующий определённого мужества», [10; 13] в то время как клиенты, нуждающиеся в психотерапевтической помощи нередко проявляют себя менее осмысленными и активными по отношению к своим проблемам клиентами, что в некоторых направлениях рассматривается как их переход больше к качеству «пациента», чем «клиента».

Некоторые авторы, например Ю.Е. Алёшина, отмечают также, что различна длительность психологической помощи — психологическое консультирование, как правило, является краткосрочным (редко превышает 5-6 встреч консультанта и клиента), в то время, как процесс психотерапии может длиться значительно дольше (десятки, а то и сотни встреч консультанта и клиента в течение ряда лет), но есть исключения, связанные с особенностями понимания консультативного процесса в некоторых теориях. [10]

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, хотя каждый консультант имеет в виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент — свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента. Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения?», «Каковы ваши желания?» и т.п. Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели. Если психолог-консультант информирует клиента о продолжительности бесед и вообще о том, что обычно происходит во время консультативных встреч, ему легче понять возможности и ограничения консультирования. Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования — помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

В теории выделяются специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

  • консультирование ориентировано на клинически здоровую личность;
  • это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

  • консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
  • эта ориентация основана на вере, что «человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста и т.д.;

— консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

— консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

— консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

— в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

— консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Психологическое консультирование в свете культурно-исторической теории Л.С. Выготского можно рассматривать как ситуацию создания «зоны ближайшего развития» для человека, являющегося заказчиком профессиональной деятельности. Психолог вместе с ним формулирует и решает задачу познания человеком (клиентом) новых для него свойств психической реальности. Психолог-консультант действиями создает особую ситуацию взаимодействия с другим человеком, чем помогает ему решать специфические задачи познания свойств психической реальности. [6; 36]

Любое психологическое консультирование, будучи видом психологической практики, опирается на теоретическое понимание этой практики. Теории, применяемые для психологического консультирования, обладают целым рядом функций, например:

разработка терминологии, профессионального языка и способов его использования — то, с помощью чего можно понимать и интерпретировать происходящее с клиентом и в целом консультативный процесс, а также обмениваться информацией и достигать взаимопонимания.

обеспечение консультантов и клиентов концептуальными структурами, на основе которых можно принимать решения, интерпретировать проявления клиента — его поведение, мысли, чувства и переживания, направления его развития, способы общения с ним, а также систематически осмысливать консультативный процесс.

помощь в понимании, объяснении, а также прогнозировании (иногда — индуцировании) различных проявлений и возможных вариантов поведения и жизнедеятельности клиента.

Хотя клиенты не так искушены в создании и использовании теорий, тем не менее, они создают и используют свои «непрофессиональные» теории для понимания и осмысления того, что с ними происходит в их жизни, и в частности, в процессе психологического консультирования, и эти теории опосредуют сам процесс психологического консультирования, и соответственно, его результаты. [ Шаров А.С. Курс лекций по методологии и методам психологических исследований. — Омск, 2003. — 286с. ]

Несмотря на указанную значимость теорий для процесса психологического консультирования, они — лишь один, хотя и важный, посредник в этом процессе. Есть и другие посредники, от которых зависит процесс и результат психологического консультирования. Традиционно выделяют консультанта (его знания, навыки, способности и многое другое), самого клиента, эффективность использования методов психологического консультирования, а также контекстные переменные. [ Нельсон-Джоунс, Ричард. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2001. — 464 с. ]

Некоторые авторы, например Раймонд Корсини, рассматривают психологическое консультирование как настолько сложную деятельность, что сравнивают её с искусством. Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными: недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии; отсутствие знаний о специфике деятельности психолога; существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п. Психологу следует помнить, что если мотивация поработать над своими психологическими проблемами у человека не сформирована, вмешательство в его внутренний мир без его разрешения допустимо лишь в исключительных обстоятельствах. Например, при угрозе совершения суицида, уголовного преступления, в других критических ситуациях, когда негативные последствия невмешательства могут значительно превысить вред от нарушения психологической неприкосновенности. Но даже в таких случаях психологу нужно помнить об этике и о том, что чрезмерная активность может иметь противоположный эффект, поэтому злоупотреблять ею не следует.