В Российской Федерации, по последним данным Федеральной службы государственной статистики, проживают около 28 миллионов детей [52].
Число детей, живущих в государственных учреждениях, не сокращается: около 156 тысяч детей воспитываются в детских домах и интернатах, в социально опасных условиях живут 760 тысяч детей. Прокурорские проверки фиксируют неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах несовершеннолетних.
С каждым годом растет число детей, ушедших из дома и социозащитных учреждений. В 2009 г. их количество уже превысило 26 тысяч. По состоянию на 1 января 2010 г. в розыске оставалось 2850 детей.
Около 50 тысяч несовершеннолетних по решению суда находятся сегодня в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием. Более 30 тысяч несовершеннолетних осуждены к наказаниям не связанным с лишением свободы и находится на учете уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний. Наконец 5,5 тысяч несовершеннолетних отбывает реальное наказание в воспитательных колониях. Совсем недавно эта цифра в 2-3 раза была выше, нежели сегодня. Многие правозащитники в начале 2009 года обвиняли ФСИН России в чрезмерной жесткости во время проработки и принятия на законодательном уровне такого решения. В настоящее время они успокоились так как обстановка в воспитательных колониях во многом благодаря этому решения стабилизировалась.
Как ни парадоксально, но необходимо признать, что сегодня в России есть государственные структуры, осуществляющие поиск, лиц приступивших закон; их дознание; вынесения приговора и исполнения наказания. Но в этой государственной цепочке нет органа, обеспечивающего полноценный возврат этих людей в общество – в т.ч. решение их социальных проблем.
В условиях формирования гражданского общества пенитенциарная система должна быть органом, который не только исполняет судебные решения, но и выполняет роль социальной клиники для общества — ресоциализировать граждан, в силу различных жизненных неблагоприятных обстоятельств, вставших на путь преступлений.
Социальные, экономические и политические изменения в современном российском обществе выдвигают высокие требования к современной личности — независимость, самостоятельность, уверенность в себе, способность ставить и осуществлять жизненные цели, в том числе в соответствии с изменяющимся социально- культурным контекстом и его непосредственным влиянием на социализацию личности.
Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними
... понятие одаренности показать сложности психического развития одаренных детей рассмотреть методы диагностики одаренности рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей Объект исследования Предмет исследования Гипотеза Глава ... не менее, выделить общее черты: Интеллект выше среднего; Умение принимать решение; Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с ...
Актуальность темы дипломной работы. Большинство общественных организаций обращают внимание на несовершеннолетних только тогда, когда они находятся в колонии. Предлагают свою помощь и поддержку на первоначальном этапе жизни на свободе. Чаще она сводится к рекомендациям, как поступать в том или ином случае или в какие органы обращаться. Однако, необходимо активизировать работу всех заинтересованных служб с несовершеннолетними на самих ранних этапах. Здесь особенную роль играет изучение механизмов социализации личности подростков, направленности личности, факторов десоциализации.
Степень научной разработанности проблемы
Разнообразные стороны и аспекты социальных норм и отклонений неоднократно рассматривались социологами, философами, психологами, педагогами, юристами и др. Социально-психологические и психиатрические аспекты отклоняющегося/девиантного поведения изучали: А.А. Александров, Б.С. Братусь, П.Б. Ганнушкин, В.А. Гиляровский, А.И. Захаров, В.З. Ковалев, И.И. Лукин, А.А. Рван, A.M. Свядощ, В.В. Шпалинский и др. Структуру мотивации асоциальных поступков исследовали: Ю.Б. Гиппенрейтер, И.С. Кон, А.Е. Личко. Проблемы асоциального поведения как социального явления рассматривались в работах B.C. Афанасьева, Я.И. Гилинского. Вопросам социально-педагогических и психологических условий культурно-досуговой деятельности в социализации и ресоциализации подростков посвящены исследования: С.А. Алексеева, С.А. Беличевой, Т.П. Лагутиной, В.Я. Суртаева, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, Г.И. Фроловой и др.
Концептуальное значение имеют исследования общих проблем социализации таких ученых, как Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, А.С. Макаренко, М. Мид, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, Б.Д. Парыгин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.А. Сухомлинский и др.
Стадии и этапы социализации, их характеристики рассматриваются в работах Л.А. Антипова, А.Я. Кузнецовой; институты социализации личности проанализированы в работах Н.В. Андреенковой, В.Я. Титаренко и др.
Изучению проблем подросткового возраста посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых: Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, О.С. Богдановой, Е.А. Левановой, Т.Л. Павловой, П. Пиндаса, Р.Г. Резакова, И. Таллмана, И.Н. Ерошенкова и др.
Поиску форм и методов профилактики асоциального поведения подростков посвящены труды: А.Г. Вельского, В.П. Кащенко, А.С. Макаренко, М.Ф. Теодоровича, С.Т. Шацкого, Н.И. Щербинина и др.
Цель данного исследования – изучение технологий социально-педагогической работы предупреждению десоциализации несовершеннолетних подростков.
Объект исследования – несовершеннолетние подростки
Предмет исследования дипломной работы – технологии социально-педагогической работы по предупреждению десоциализации несовершеннолетних подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение особенностей социализации личности несовершеннолетних.
2. Анализ основных нарушений социализации.
Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...
... проявлений, определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза : Если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, ...
3. Изучение особенностей личности несовершеннолетних подростков.
4. Проектирование социально-педагогической работы по предупреждению нарушений социализации
5. Разработка практических рекомендаций по предупреждению десоциализации несовершеннолетних.
База исследования: Пойковское отделение полиции №1 ОМВД Нефтеюганского района.
Результаты работы: разработка рекомендаций по совершенствованию социально-педагогической работы с несовершеннолетними.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-podrostka-pravonarushitelya/
1. Актуальные проблемы девиантного поведения: борьба с социальными болезнями [Текст] / Под редакцией Кудина П.А. – М.: Просвещение, 2005. – 365с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /Г.М. Андреева. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 583с.
3. Антонян, Ю.М. Преступность среди женщин [Текст] /Ю.М. Антонян. — М.: Эксмо, 2009. – 384c/
4. Арсеньева, М.И. Изучение личности несовершеннолет¬них преступников и деятельности по ее предупреждению [Текст] /М.И. Арсеньева. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 389с.
5. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А.Беличева. — М.: Академия, 2007. – 502с.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] /М.Р. Битянова. — М.: Эксмо, 2009. – 399с.
7. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И.Бобнева – М.: Наука, 2007. – 351с.
8. Богомолова, Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы [Текст] /Н.Н. Богомолова. — М.: Гардарики, 2008. – 425с.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов [Текст] / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. — СПб: Питер, 2010. — 344 с.
10. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи [Текст] /М.И. Буянов. — М.: Просвещение, 2008. – 412с.
11. Васильев, Е.В. Юридическая психология [Текст] / Е.В.Васильев, СПб: Питер, 2005. – 655с.
12. Весна, Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе [Текст] /Е.Б. Весна //. Дис. … д.псих.н. 19.00.13 — психология развития, акмеология. -М., 1998. С. 181.
13. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением [Текст] / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 402с.
14. Гермогенова, М.Д. Теория и методика работы социального педагога [Текст] / М.Д.Гермогенова, А.Г.Корнилова, А.В.Мордовская – Якутск: Север, 2007. – 354с.
15. Гилинский, Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Я.И.Гилинский – СПб.: Питер, 2008. – 126с.
16. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся [Текст] / Л.А.Грищенко, Б.Н. Алмазов. – Свердловск: Лист, 2007. – 322с.
17. Димов, В.Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи [Текст] /В.Д.Димов// Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1997. — № 3. – с. 45-55.
Психология личности несовершеннолетних нарушителей
... указывает высокая доля мотива самоутверждения в коллективе правонарушителей (47%). Существенная разница между малолетними, допускающими антиобщественное поведение, и законопослушными детьми — в средствах ... данной концептуальной схемы личность малолетнего целесообразно рассматривать применительно к сферам социального функционирования — двух основных групп ведущих типов деятельности, замыкающих на ...
18. Долгова, А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] /А.И. Долгова. — М.: Просвещение, 2006. – 417с.
19. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] /Пер. с фр., сост-ие послесловие и примечание А.Б.Гофмана. — М: Канон, 2005. – 432с..
20. Ермаков, В.Д. Наиболее общие личностные характеристики несовершеннолетних правонарушителей [Текст] / В.Д.Ермаков. – М.: Лист, 2010. – 252с.
21. Желудков, А.Г. Криминология [Текст] /А.Н. Желудков. — М.: Эксмо, 2008. – 458с.
22. Игошев, К.Е.. Семья, дети, школа [Текст] /К.Е. Игошеев, Г.М. Миньковский. — М.: Эксмо, 2009. – 384с.
23. Ильяшенко, А.Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) [Текст] /А.Н. Ильяшенко. — М.: ВЛАДОС, 2010.- 361с.
24. Иовчук, Н.М. Социум как пусковой фактор реализации конституциональных патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков [Текст] / Н.М.Иовчук, А.А.Северный. — М.: ВАВТ, 2006. – 331с.
25. Кашуба, Ю.А. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних [Текст] /Ю.А.Кашуба, В.Н.Дранников, Таганрог: ТРТУ, 2008. – 29с.
26. Корнилова, А.Г. Воспитательно-профилактическая работа с несовершеннолетними [Текст] / А.Г.Корнилова. — : Север, 2007. – 405с.
27. Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков [Текст] / Ю.А.Клейберг. — Кемерово: Логос, 2006. – 281с.
28. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения [Текст] / Ю.А.Клейберг. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 316с.
29. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А.Клейберг // Вопросы психологии. – 1998. — № 5.
30. Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение [Текст]/А.И. Ковалева. — М.: Ин-т молодежи, 2006. – 316с..
31. Кон, И.С. Социологическая психология [Текст] /И.С. Кон. — М.-: М.: Моск. психол-социал. ун., Воронеж: МОДЭК, 2009. – 402с.
32. Кондрашенко, В.П. Девиантное поведение у подростка [Текст] / В.П.Кондрашенко. – Мн.:Асвета, 2008. – 405с.
33. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе [Текст] / В.Г. Краснова. — Волгоград: Изд-во Волгогр., гос. ун-та, 2008. – 60с.
34. Криминология [Текст] / Под ред. Кузнецовой Г.М. — М.: Инфра- М, 2009. – 387с.
35. Кулахметов, А. Б. Психологические особенности допроса не-совершеннолетних подозреваемых: Учебное пособие [Текст] /А.Б. Кулахметов. — Т.: Академия МВД Республики Узбекистан, 2010. — 87 с.
36. Ландова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения [Текст] /Л.А. Ландова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал. – 1993. — № 4. – с. 35-42.
37. Лаушкин, А.С. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений неработающих и неучащихся несовершеннолетних [Текст] / А.С.Лаушкин/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, М., 2009. – 85с.
38. Лейкина, Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность [Текст] /Н.С. Лейкина // Автореф. дис… докт. юрид. наук. Л., 1969.
39. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] /Б.Д. Парыгин. — М.: ВЛАДОС, 2009. – 602с.
40. Петракова, Т.И. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков [Текст] /Т.И.Петракова, Д.Л. Лимонова, Е.С. Меньшикова// Вопросы психологии. — №5. — 2009. – С.41 -52
Поведение как предмет психологии
... институтом. Если критерием девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения - преступление. Делинквентное поведение связано с ... исследования. Вспомогательные Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для ... вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить ...
41. Петелин, Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних [Текст] / Б.Я.Петелин// Социологические исследования, 1991. — №3. – с. 48 – 55
42. Петровский, А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / А.В.Петровский, В.В.Абраменкова, М.Е. Зеленова. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 426с.
43. Полипейченко, Ю.Г. Криминологические и психолого-пе-дагогические основы изучения личности несовершеннолетне¬го правонарушителя [Текст] / Ю.Г. Полипейчеко. — М.: ВЛАДОС, 2009. – 396с.
44. Принцип активизации в социальной работе [Текст] / Под ред. Ф.Парслоу.- М.:Аспект Пресс,2007. – 334с.
45. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармонии в развитии личности детей и подростков [Текст] / Под редакцией Трубникова, С.Г. – Воронеж: Хелтон, 2003. – 495с.
46. Пятунин, В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения: Основные формы девиантного поведения [Текст] / В.А.Пятунин. – СПб. Питер, 2009. – 305с.
47. Ритцер, Дж. Современные социологические теории.5-е изд [Текст] /Дж. Ритцер. — СПб.: Питер, 2010. – 380с.
48. Совершенствование организации процесса ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: Сборник статей [Текст] /Отв. Ред. Иглина Н.Б. – , 2010. – 163 с.
49. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология [Текст] / Ю.В.Чуфаровский. — М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.
50. Факторы социализации личности учащихся в условиях современного промышленного города : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (26 ноября 2009 г.) / отв. ред. Т. Е. Сергеева. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 83 с.
51. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин. -М.: Педагогика, 2006. — 458c/.
52. Федеральная слжба государственной статистики —
Общий объем:
Год: 2012
Цена : 3000 руб.