Курсовая работа психологическая подготовка боксера

В настоящее время проблема управления психологической подготовкой спортсменов является наиболее актуальной, так как от уровня психологической готовности зависит успех выступления в соревнованиях. Особенно это актуально в боксе, где психологические процессы не просто участвуют в деятельности, а представляют собой особые виды деятельности:

  • проявлять бойцовские качества;
  • направление и скорость движения на ринге;
  • пространство и время;
  • способность переносить значительные соревновательные нагрузки;
  • точное выполнение плана боя;
  • преодоление болевых ощущений;

— волевые качества, без которых все способности спортсмена не приносят успеха в боксе. Чтобы реализовать в полной мере мышечную и функциональную подготовленность в условиях соревнований, более того, обеспечить вскрытие резервных возможностей спортсмена, необходимо психологически готовить его к этим напряженным условиям деятельности. Без такой подготовки накопленный в течение месяцев тренировок физический и технический потенциал может быть растерян в последнюю минуту перед стартом. Достижение наилучшего спортивного результата обеспечивается умением в свою очередь, создание такого состояния требует высокой степени развития механизмов саморегуляции, обеспечивающих способность противостоять различным сбивающим факторам, имеющим место в процессе подготовки и выступления в соревновании, причем не только биологического характера – утомление, но и, в первую очередь, психологического — неуверенность и страх.

Психологическая готовность спортсмена в боксе, как и в других видах спорта, означает состояние, характеризуемое его способностью к успешной и стабильной деятельности на основе соответствующего приспособления интеллектуальных, мотивационных, волевых, эмоциональных и психомоторных сторон психики и развития положительного функционального состояния Недостаточность компенсаторной и регулярной функции при развитии только физических качеств и техники боя сказывается у боксеров в соревновательной деятельности на полной реализации его функциональных и двигательных возможностей. Боксер, мастер высокого класса — это эмоциональная зрелость, способная направить эмоциональную энергию по интегрированным, а не по импульсивным каналам и управлять настроем на успешное выступление на соревнованиях любого уровня. Процесс подготовки боксеров высокого класса не должен сводиться лишь к физической подготовке и совершенствованию техники боя, а должен рассматриваться как управление спортивной деятельностью. Состояние спортсменов, функционирующих в экстремальных условиях, может и должно управляться таким образом, чтобы они показывали высокие и стабильные результаты на ответственных соревнованиях. Подлинная основа формирования личности боксера – это активные целенаправленные тренировки, включающие психологическую подготовку для совершенствования психических функций и обучения саморегуляции психоэмоционального состояния для повышения надежности психических механизмов.

16 стр., 7517 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

... состояния. Актуальность темы., Объект исследования., Предмет исследования, Цель исследования, Задачи курсовой работы 1. Общую психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 2. Специальную психологическую подготовку спортсмена к соревнованиям 3. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям Глава 1. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям ...

Результаты активного самовоздействия у опытных боксеров и с помощью тренера у молодых спортсменов оказывается продуктивным только при учете законов психической деятельности, знания индивидуальных психологических особенностей, общей психологической подготовленности и психической готовности к выступлению на конкретном соревновании. Проведенный анализ литературы показал, что в боксе в основном используются методики направленные на определение моторных, вегетативных показателей и психических процессов (скорость реакции, реакция на движущийся объект, внимание, память и т.д.) спортсмена. Однако современная спортивная психология отмечает необходимость использования методик, которые в первую очередь учитывали бы специфику спортивной и соревновательной деятельности (уровень и направленность мотивации, уровень общей и специальной психологической подготовленности спортсмена, психологической готовности к конкретному соревнованию).

При этом очень важным является комплексное использование этих методик. Это позволило выдвинуть следующую гипотезу:

  • использование методов психодиагностики, характеризующих личность и психическое состояние спортсмена, позволит более целенаправленно вносить необходимые коррективы в подготовку спортсмена к соревнованиям. Объект данного исследования — психологическая подготовка группы сильнейших боксеров России. Предмет данного исследования — методы специальной психологической подготовки спортсменов занимающихся боксом. Цель данного исследования – определение эффективности методов, характеризующих личность и психическое состояние спортсмена для определения рекомендаций при подготовке спортсмена к выступлению в соревновании. Задачи данного исследования: 1) определить эффективности методов психодиагностики для определения общей психологической подготовленности боксеров;
  • 2) определить эффективность метода психодиагностики для определения психического состояние боксеров перед конкретными соревнованиеми;
  • 3) разработать рекомендаций по повышению эффективности управления психологической подготовкой спортсменов. психологической подготовки спортсменов занимающихся боксом. В данном исследовании участвовали члены сборной команды России и группы боксеров из молодежной сборной. ГЛАВА 1.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В БОКСЕ В каком бы соревновании ни выступал боксер, он всегда встречается с соперниками, как и он заинтересованными в победе и активно добивающимися ее. Психология соперничества, как и психология риска в спорте – еще мало изученные области. Вместе с тем именно соперничество и риск составляют важнейшие психологические условия спортивной деятельности. Особенно ярко выражаются эмоции спортивного соперничества в условиях непосредственной борьбы, то есть в спортивных единоборствах, и в боксе в частности. В этих условиях активные наступательные эмоции направлены на конкретного, «физически ощутимого» противника, противодействие и сопротивление которого надо сломить, выдержать, побороть и победить. Реальные взаимоотношения двух встретившихся на ринге боксеров отражаются в особенностях переживания ими чувства соперничества. Во время встречи они непрерывно ощущают реальное противоборство и действуют как противники, для которых характерны интенсивные поступательные эмоции, индивидуально адресованные конкретному лицу – своему сопернику. Каждый участник единоборства становится живым объектом атакующих действий противника. Вместе с тем атакуя или защищаясь, он является и субъектом активных действий, направленных непосредственно на то, чтобы сломить противодействие соперника (нанести нокаутирующий удар).

    7 стр., 3108 слов

    Воздействие социально-психологических факторов на психические ...

    ... детерминирующих факторов психической патологии так или иначе ограничивает возможности теоретического истолкования сущности отдельных психических ... факторы - как те, что способствуют его развитию, так и препятствующие ему. При этом, отдельные и определенные социально-психологические факторы ... о таких психосоциальных моделях, которые можно напрямую соотнести с психическими или психосоматическими ...

1.1 Монотонность и эмоциональность тренировок

Одна из важных задач, которую необходимо решить тренеру, особенно при работе с молодыми боксерами — это избежать монотонность тренировки. Здесь главные факторы — это удовлетворение в результате преодоления трудностей: Преодоление страха перед болевыми ощущениями, страха перед более именитыми соперниками, развитие реакции, увлечённость продвижением к поставленной цели, развитие выносливости и волевых качеств.

1.2. Психологические особенности технической подготовки

Динамическая, ритмическая и информационная структура движений у боксеров определяется особенностями их нервной системы и психики. Каждый мастер спорта, а тем более мастер международного класса должен найти индивидуальный стиль и технику боя, который бы обеспечил ему оптимальное использование психологических особенностей. Индивидуальный стиль и техника боя предопределяется свойствами личности боксера, которые связаны с типом высшей нервной деятельности. Он зависит от личностных качеств спортсмена и его психики. Боксер, имеющий свой стиль ведения боя, эффективно преодолевает самые трудные и ключевые моменты любого, даже самого тяжелого боя.

1.2.1. Травмоопасность тренировок

В спортивных единоборствах (бокс, каратэ, борьба) особое место занимают специфические, психологические трудности, связанные с высокой травматичностью, болевыми ощущениями, нокаутами. Говоря о травмоопасности тренировок нужно иметь в виду вероятность незначительных травм: небольших гематом, растяжение сухожилий, незначительных ушибов и ссадин, но иногда бывают и более серьезные травмы. Такие как рассечение кожного покрова в результате удара, сотрясение головного мозга разной степени в результате нокдаунов и нокаутов. Обеспечение безопасности важнейшее требование к проведению тренировок. Боксер на ринге не должен думать о возможных травмах, он должен быть уверен в своих силах, иначе возникает дополнительная психическая напряженность. Поэтому решение проблемы регуляции психического состояния, формирование максимальной психической готовности является актуальной проблемой в подготовке боксеров к выступлению в ответственных соревнованиях.

6 стр., 2670 слов

«Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям»

... времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена. Мобилизующие средства и методы направлены на повышение психического тонуса, формирование установки на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят ...

1.2.2. Борьба с ошибками

Чтобы избежать технических ошибок в технике и манере ведения боя, боксеру необходим постоянный контроль за движениями, а это требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • напряжения памяти, причем в условии больших физических нагрузок;
  • преодоление комплексного утомления: физического, умственного, сенсорного и эмоционального.

1.3 Психологические особенности соревновательной

деятельности

1.3.1. Мотивационно-целевой компонент подготовки боксеров

В спорт, и в бокс в частности, приводят людей прямые мотивы: познание и преодоление трудностей, преодоление себя, общение с людьми близкими по духу. Приходят люди и с косвенные мотивы, для которых занятие спортом служит лишь средством показа своих амбиций, для демонстрации своего превосходства перед сверстниками, особенно в юношеском возрасте. Если косвенные мотивы не доминируют очень резко над прямыми мотивами, то в них нет ничего предосудительного. Если же они обладают в значительной степени, то поведение молодого спортсмена приобретает негативный характер. Значительное влияние на деятельность спортсмена оказывает мотивация и в первую очередь мотивация достижения успеха. Наибольшей работоспособностью обладают спортсмены с ярко выраженной мотивацией на достижение успеха, так как у них преобладает чувство неудовлетворённости достигнутого. Наибольшей психической выносливостью отличаются спортсмены с умеренным стремлением к успеху, сочетающимся с разумной осторожностью и при этом у них мало выражена тревожность — устойчивое качество психики. Им свойственна активность в преодолении трудностей, независимость, сочетающаяся с самоорганизованностью, самодисциплиной и требовательностью к себе.

У спортсмена с пониженной общей мотивацией достижения успеха и с выраженной неудовлетворенностью достигнутыми результатами наблюдается затруднение в саморегуляции из-за неравномерности тренировочных нагрузок и их динамики. Мотивация избегания неудач определяется страхом перед их последствиями: падением социального престижа, снижением самооценки и возможными внешними побочными эффектами. Мотивация достижения успеха обусловливается желательностью его последствий: поддержание наиболее высокой самооценки, приближение к сверхцели к цели более высокого порядка, благоприятная оценка товарищей по сборной команде и тренера, а так же внешние побочные эффекты — материальные блага, контакты с сильнейшими боксерами.

1.3.2 Проявление тревожности в соревновательной деятельности

Важную роль в понимании того, как спортсмен будет выступать на ответственных соревнованиях, играет такое качество как тревожность. Проявление тревожности в различных ситуациях у спортсмена не одинаково. В одних соревнованиях или видов соревнований у спортсмена обнаруживается значительная тревожность, в других — обнаруживает спокойная уверенность. Личностная тревожность — ситуативно-устойчивые проявления тревожности, связанная с наличием у спортсмена соответствующей черты личности. Ситуативная тревожность — это ситуативно-изменчивые проявления тревожности – особенность личности. Поведение высоко тревожного спортсмена на соревнованиях, когда он нацелен на достижение успеха, имеет следующие особенности:

4 стр., 1918 слов

Эмоции и эмоциональные состояния

... Там же. Настроение - самое длительное или "хроническое" эмоциональное состояние, окрашивающиеся все поведение. Настроение отличает от эмоций меньшая интенсивность, меньшая устойчивость, меньшее когнитивное содержание. Оно ... аффективных и когнитивных процессов. На нейронном уровне происхождения эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью ...

  • высоко тревожные спортсмены эмоционально острее реагируют на поражение;
  • высоко тревожные спортсмены хуже, чем с невысокой тревожностью работают в стрессовых ситуациях;
  • боязнь поражения у высоко тревожных спортсменов доминирует над стремлением к достижению успеха;
  • у спортсменов с невысокой тревожностью мотивация достижения успеха превышает мотив поражения;

— спортсменов с невысокой тревожностью больше стимулирует неудача, а высоко тревожных — успех. 1.3.3. Роль эмоционального состояния боксеров в соревновательной деятельности Часто спортивное соревнование связано с сильными эмоциональными переживаниями (волнением, тревогой, беспокойством, ожиданием, неуверенностью).

Это проявляется в общей скованности движений, заторможенности реакции на внешние раздражители, сужение объема внимания, замедлении протекании психических процессов восприятия, мыслительных операций и выбора решений. В результате появляются ошибки при выборе спортивных задач. Эмоции спортсмена — это особый класс объективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний в ходе соревновательной деятельности под влиянием общего состояния организма. Любое проявление активности сопровождается эмоциональными переживаниями.

Эмоции в спортивной деятельности спортсмена выполняют функцию оценки

хода тренировочного процесса и его результатов — выступления на соревнованиях. Эмоции организуют, стимулируют и направляют тренировочный процесс. Для спортсмена эмоции выражают смысл соревновательной ситуации с точки зрения актуальной в момент старта потребности, имеющий значение для победы в ответственных соревнованиях. Эмоции регулируют соревновательную деятельность спортсмена, влияя на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Эмоции перед боем могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и воспринимаются спортсменом в качестве внутренних переживаний. Эмоции — это личные образования и характеризуют спортсмена психологически. Эмоции способны предвосхищать ситуацию, которая еще не наступила, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее ситуациях. Например, поражение в предыдущих соревнованиях или же нокдаун. По выполняемым функциям воздействия на организм эмоции делятся на стенические, активирующие организм и астенические, расслабляющие. Психологическая и физиологическая характеристики эмоционального состояния спортсмена сопровождают друг друга и служат друг для друга объяснением, так как всякое эмоциональное состояние спортсмена сопровождается изменениями в организме. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. » Колокообразная » зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности видна на кривой, полученной экспериментальным путем Д.О. Хеббу (рис.1).

Рис.1. Зависимость успешной деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д. О. Хеббу)

По данной кривой можно проследить зависимость эмоционального возбуждения спортсмена перед стартом и эффективности его выступления на данных соревнованиях. Для победы спортсмена на ответственных соревнованиях нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные возбуждения. У каждого спортсмена имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимальный эффект в тренировочном процессе и на соревнованиях. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения спортсмена зависит от его индивидуальности и самооценки. «Стартовая апатия» — слишком слабая эмоциональная возбужденность боксера перед боем, а «стартовая лихорадка» – слишком сильная эмоциональная возбужденность дезорганизует и делает практически неуправляемым процесс боксирования.

2 стр., 889 слов

Деятельность психологической службы вуза

... первое знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, формирование установки на будущую деятельность. На этом этапе работы деятельность психологической службы может быть ориентирована на ... обучения и прохождение студентами каждого этапа. Важным этапом адаптации первокурсников в вузе является подготовка к зачетно-экзаменационной сессии, сдача экзаменов и осознание значимости ...

1.4. Управление психологической подготовкой спортсменов

Управлять психологической подготовкой спортсменов — это целенаправленно совершенствовать их психические функции, управляющие спортивной деятельностью и обучать саморегуляции психоэмоционального состояния для повышения надежности психических механизмов по специальной, индивидуальной программе. Чтобы составить такую программу тренеру необходимо знать сильные и слабые психологические качества спортсмена. Спортсменам с повышенной тревожностью нужно уделять больше внимания в предсоревновательной подготовке и непосредственно на соревнованиях, необходимо составить индивидуальную для него программу, с соответствующими методами саморегуляции. Зная такие важные качества как уровень спортивной мотивации, степень психологической устойчивости и волевые качества спортсмена, тренер может планировать и осуществлять необходимые воздействия, управляя его психологической подготовкой в процессе тренировочных занятий. Тренер должен держать под контролем эмоции спортсмена, вовремя замечать и корригировать повышение или понижение эмоционального тонуса, создавать необходимую психологическую защиту и воспитывать в процессе тренировок эмоциональную устойчивость. Тренер должен развивать все структурные компоненты психической готовности спортсмена, применяя методы и средства психологической подготовки, таким образом, чтобы его психорегуляторная система могла достаточно эффективно работать не только в обычных условиях тренировочного процесса, но и эффективно работать в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

1.4.1 Психологическая подготовленность спортсмена

В условиях повышенных требований и точности выполнения определенных двигательных или умственных операций, а так же при выполнении сложных спортивных упражнений человек, прежде всего, должен владеть собой. Владение собой, своими действиями, переживаниями, чувствами, поступками, обладание способностью и умением сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях характеризует одно из ценных моральных и волевых качеств – самообладание. Это качество, как и другие волевые черты личности, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Воспитание и самовоспитание этого качества требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Сознательное управление собой, своим поведением, своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями. По О.А. Черниковой, важнейшее из них заключается в том, что человек может:

6 стр., 2650 слов

Психологические особенности спортивной деятельности

... спортивной деятельностью. Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности спортсмена он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются: 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на ... целиком заполнить собой наше сознание и тем самым отвлекают нас от выполняемой работы. ...

1. Преднамеренно, по собственной воле, пользуясь словесным, то

есть второсигнальным раздражителем, вызывает то или иное дей ствие, произвольно выполнять движение, начинать действовать.

2. Произвольно или по собственному желанию задерживать или

прекращать начатое движение или действие, психические про цессы представления, памяти, воображения, мышления.

3. Сознательно поддерживать, сохранять нужную для решения той

или иной задачи активность деятельности (например, удерживать

напряженность внимания, когда это необходимо, наблюдать ка кое – либо явление нужный период времени, выполнять двига тельные действия даже при усталости).

4. Преднамеренно регулировать интенсивность ряда собственных

действий, сознательно усиливать или активизировать и напротив,

ослаблять моторную активность, усиливать или ослаблять вни мание и т.п. Психологическая подготовленность спортсмена означает состояние, характеризуемое способностью к успешной спортивной деятельности на основе соответствующего приспособления мотивационных, интеллектуальных, эмоциональноволевых, психомоторных и других сторон психики и развития положительного функционального состояния. Особое значение при этом имеют:

  • мотивация к интенсивным тренировкам, мотивация на достижение успеха в соревнованиях;
  • уверенность в успешной спортивной деятельности, связанная с достаточной специальной технической, тактической и физической подготовленностью;
  • положительным опытом выступления на предыдущих соревнованиях;
  • адаптация к вероятным условиям соревнований;
  • оптимальный уровень развития психических и психомоторных процессов;
  • уровень волевых качеств;
  • эмоциональная устойчивость;
  • готовность действовать в неожиданно сложных, экстремальных условиях;

— оптимальное функциональное состояние, самочувствие и настроение. Если психологическая подготовленность спортсмена имеет не очень высокий или средний уровень, то это говорит о недостаточной эффективности имеющихся у него системы психологического регулирования спортивной деятельности и о не высокой надежности её функционирования в стрессовых ситуациях. В структуре психологической готовности такого спортсмена может быть нарушена взаимосвязь между основными ее компонентами и несогласованность в их взаимодействии. Это существенно снижает способность спортсмена полностью реализовать свои функциональные и двигательные способности и возможности. Чтобы спортсмен мог стабильно выступать на соревнования с высокими результатами тренеру необходимо систематически целенаправленно работать над формированием структуры психологической готовности спортсмена и повышению ее уровня.

1.4.2. Психологическое состояние спортсмена в процессе подготовки и выступ-

ления в соревновании Спортсмен долго и упорно тренировался. Он сумел проявить свой спортивный характер в процессе подготовки к соревнованиям. А как он проявит себя на них, определяется второй частью спортивного характера – его отношением к соревновательной ситуации. Отсутствие гармонии этих двух частей характера – явление в спорте далеко не редкое. У каждого тренера найдется немало примеров, когда образцовый на тренировке спортсмен, еще вчера демонстрирующий высокую подготовленность, сегодня в соревнованиях остался в аутсайдерах. Неопределенность итогов значимого выступления является одним из главных факторов, вызывающих предстартовое напряжение и перенапряжение. Естественно, спортсмен хочет выступить как можно лучше. Это желание и двигатель, и тормоз одновременно. Спорт требует от спортсмена полной отдачи всех сил спортивной борьбе. Но это еще не решает вопроса полностью. Вряд ли кто станет экономить силы в выступлении, к которому готовился год. Однако один раскрывает все свои возможности и даже превышает их, а другой не может показать свои ординарные результаты. Один сумел противостоять неблагоприятным факторам спортивной ситуации и даже использовать их для небывалого скачка своих результатов, другой же оказался жертвой чрезмерного предсоревновательного напряжения. В этих случаях вполне уместно говорить о психологической защите спортсмена. Одному она дана природой. Спортивная борьба активизирует и мобилизует его. Все в организме и поведении спортсмена настраивается на полную отдачу сил в спортивной борьбе до полной победы. Другой же, несомненно, не менее первого желает добиться славы и в тоже время как бы боится ее. Страх неудачи подавляет спортсмена. В конце концов, стремление к успеху у него оказывается слабее установки избежать неудачи. В спорте мобилизацией принято называть процесс, во время которого организм приводится в состояние, обеспечивающее наиболее успешное выполнение поставленной задачи. Другими словами, состояние мобилизации – это состояние оптимальной активности организма, необходимое для наиболее успешного и рационального выполнения предстоящей работы. Иногда эта активность может быть предельной, а иногда весьма умеренной. Следовательно, сущность мобилизации – достижение такого уровня активности, который бы соответствовал совершаемому делу. Если активность окажется больше, чем требуется, произойдет чрезмерная, ненужная трата энергии и деятельность будет протекать излишне напряженно. В противном случае, если уровень активности будет недостаточным, дело так же, естественно пострадает. Чтобы реализовать в полной мере мышечную и функциональную подготовленность в условиях соревнований, более того, обеспечить вскрытие резервных возможностей, спортсмена необходимо психологически готовить к этим напряженным условиям деятельности. Без такой подготовки накопленное в течение многих месяцев тренировок может быть растеряно в последние минуты перед стартом. Возможность самостоятельно активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими имеет важное значение. В спорте это умение является одним из решающих факторов в достижении высоких результатов. Путем саморегуляции можно на короткое время применительно к ситуации активизировать или затормозить психические процессы, а так же повысить качество подготовки и эффективности выполняемой деятельности. С помощью различных форм саморегуляции можно воздействовать как на познавательные, так и на мотивационные процессы, повышать действенность мотивов и установок. Это важно для развития боеспособности и твердости духа на тренировочном этапе, когда нельзя ожидать немедленного результата, в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные, а так же при мобилизации работоспособности в условиях финала и финишного старта.

15 стр., 7066 слов

Психологическая подготовка волейболистов

... элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Естественно, что лучшей школой психологической подготовки является участие спортсмена в соревнованиях. Соревновательный опыт в спорте - важнейший элемент подготовки спортсмена. Но каждое соревнование - это ...

1.4.3. Специфика психологической подготовки спортсменов в боксе

Психологическая подготовка боксеров слагается из четырех видов:

14 стр., 6583 слов

Функциональная и психологическая подготовка футболистов высших разрядов

... выдающимся футболистом может стать лишь тот спортсмен, который обладает сбалалансированным на высоком уровне комплексом разнородных двигательных умений, физических качеств и сильной функциональной и психологической подготовкой. Помимо ... рода мировой рекорд для футболистов, входящих в сборные команды своих стран. Рекорд этот равен 10,6 сек и показан в официальных соревнованиях по легкой атлетике: ...

  • общая психологическая подготовка;
  • психобиомеханическая подготовка;
  • специальная психологическая подготовка к соревнованиям;

— психопрофилактическая подготовка ПСИХОБИОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психобиомеханическая подготовка боксера — это совершенствование его психических функций, управляющих техникой боя за счет психофизических нагрузок на тренировочных занятиях. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СОРЕВНОВАНИЯМ Специальная психологическая подготовка боксера к соревнованиям — это создание у него боевой готовности к определённому сроку. Этот вид психологической подготовки спортсмена должен начинаться в подготовительном периоде. Боксерам необходимо тренировать:

  • устойчивость к нагрузкам;
  • внимание;
  • оперативное мышление;
  • память;
  • чувство темпа;

— чувство времени и пространства. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям должна носить конкретный характер в зависимости от особенностей соревнования и индивидуальности боксера. Зачастую спортсмены считают, что главное в психологической подготовке к соревнованиям — это умение правильно настроится на разминке перед боем. Но предстартовая подготовка — это лишь крыша дома, который в начале нужно построить, заложив фундамент. Если психические качества не тренировать совместно с физическими качествами и техническими приёмами, то перед соревнованиями и настраивать будет нечего. ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ Волевая подготовка боксеров занимает особое место в психологической подготовке. Работа большой мощности на ринге, от трех до пяти боев за одни соревнования в психологическом отношении требует от боксера предельной концентрации волевых усилий. Воспитание волевых качеств в отрыве от общего психологического развития невозможно, иначе у боксера вместо воли и настойчивости могут развиться антиподы : упрямство и ригидность. Развития волевых качеств зависит от развития мышления спортсмена, от его способности правильно оценивать ситуацию и свои возможности. Это сказывается на формировании необходимых в боксе качеств: решительности, настойчивости и самостоятельности. ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Психопрофилактическая подготовка боксеров — это обучение саморегуляции психоэмоционального состояния с целью повышения надежности психических регуляторов. Саморегуляция — это не частный метод, это многостороняя программа реализации эмоциональных, волевых и физических резервов спортсмена. а) Боксеры чаще всего используют метод саморегуляции посредством притока нервной импульсации, так как он предотвращает возможность психического перенапряжения. б) Аутогенная тренировка — это профилактическое ограждение психики спортсмена от стрессов и срывов в виде эмоционально-разгрузочных процедур.

1.4.4. Психодиагностика как средство управления