Выпускная работа «Методика организации профориентационной работы на х технологии и во внеклассной работе»

Содержание скрыть

Великий философ, поэт и государственный деятель Сенека сказал: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным!»

Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.

Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу.

Актуальность темы

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности.

Поэтому сейчас, как никогда раньше, особенно актуальными становятся вопросы профессионального воспитания учащихся, от знаний, умений, целей, желания и стремлений которых зависит будущее.

В педагогической науке вопросы профессионального воспитания активно изучаются с середины 80-х гг. XX в., когда социально-экономические процессы, демократизация учебных заведений актуализировали проблемы конкурентоспособности выпускников любых учебных заведений, а профессиональная мотивация стала рассматриваться как важное условие успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов любого профиля. Эта проблема исследовалась в работах С.Я. Батышева, А.Л. Беляевой, В.И. Белова, И.М. Бурханова, Л.А. Воловича, Н.Ф. Гейжан, В.Ф. Гревцевой,

14 стр., 6614 слов

Уровень нейротизма и представления о предпочитаемой музыке у ...

... Задачи: 1.Изучить теоретические предпосылки оценки представлений о предпочитаемой музыке у учащихся ВУЗов с разным уровнем нейротизма; 2.Сформировать выборку исследования согласно обозначенным критериям; .Подобрать наиболее подходящие предмету ... боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подраз

  • Г.С Гуторова, Н.И. Думченко, Н.Ф. Золотухиной, Н.П. Набиуллиновой, А.Г. Соколова, Б.С. Патранова и др.

Целью работы

1) изучить необходимую научную литературу по данной теме;

2) определить основные понятия и принципы профессионального воспитания;

3) описать методы и формы организации профессионального воспитания учащихся и сделать необходимые обобщения и выводы.

Для изучения данной темы, ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1. Понятие «профессиональное воспитание». Принципы профессионального воспитания

Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие «воспитание» может быть истолковано в четырех значениях[11, с.38]:

— воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом;

— воспитание в широком педагогическом смысле, понимаемое как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой образовательных учреждений;

— воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у воспитанника системы определенных качеств, взглядов, убеждений;

— воспитание в самом узком значении как процесс решения конкретных воспитательных задач (например, формирование определенных качеств личности — дисциплины, ответственности, трудолюбия и др.).

В советской педагогике воспитание традиционно определялось как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств или как процесс передачи социального и культурного опыта от старших поколений и усвоения его младшим. Такой подход априори отводит воспитуемому роль подчиненного, беспрекословного исполнителя, наделяя воспитателя единоличной властью[17,с.58]. Степень эффективности результатов такого воспитания сегодня легко определяется невооруженным глазом. Целые поколения бывших советских школьников, а ныне российских граждан, выросших в атмосфере авторитарного постоянного воздействия со стороны воспитательной системы, оказываются сегодня бездумными исполнителями чужой воли, поскольку привыкли к беспрекословному послушанию, опасаясь наказания за проявление в какой-либо форме инициативы и творчества. Поэтому-то и процесс адаптации к жестким требованиям рынка оказывается для них столь болезненным и мучительным. Может быть, такое положение вещей и вызывает у многих представителей социальных наук «аллергию» на термин «воспитание»?

Говоря о воспитании как педагогической категории, необходимо отметить следующее:

— воспитание является категорией педагогики как науки, вместе с категорией обучения составляющей категорию «образование»;

2 стр., 903 слов

Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования ...

... методики развития физического воспитания учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений 1. В процессе физического воспитания студентов решаются ... « Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений» Цель работы: Изучение физического воспитания учащихся колледжей профессионального образования ...

— воспитание не может рассматриваться только как процесс социализации (поскольку это процесс управляемый, а социальная среда воздействует на человека стихийно, и исключить ее воздействие невозможно), так же как и неправомерно его употребление в узком смысле — как процесс формирования каких-либо качеств личности. Качества формируются только в процессе деятельности, воспитывать можно отношения (или систему отношений, составляющих характер);

— воспитание – это не столько процесс трансляции соцкультурного опыта от старших поколений младшим, сколько активное творческое усвоение его (благодаря операциям анализа, оценки, переосмысления и т.д.) индивидом с целью самореализации, саморазвития и адаптации к условиям социальной среды.

Профессиональное воспитание имеет ограничения, которые выводят его из глобального пространства умственного, физического, экономического, правового, эстетического и т.д. воспитания[13, с.97].

В профессиональном воспитании существует достаточно четкий круг профессиональных отношений, обусловленных характером и спецификой избранной профессиональной деятельности.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).

Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии[15, с.66].

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уровень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности выдержать все тяготы длительного периода образования[6, с.44].

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому придавал значение диагностике в первую очередь именно этих способностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспаривать мнение собеседников.

3 стр., 1243 слов

Роль чтения в воспитании личности

... в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. "Скоростное чтение" создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в ... современную литературу. Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков и умение ... собой. Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из героев, ...

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Ф. Гальтон[12, с.122]. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Международной выставки медицинского оборудования и методов охраны здоровья (1884 г).

На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возможности организма и психические свойства— всего по 17 показателям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость легких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объектов, различение цветов, острота зрения и др. По полной программе было исследовано 9337 человек.

В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые годы XX веке. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых людей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопросы:

1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы?

2. Почему ты поступишь именно на это место?

3. Кем бы тебе самому больше всего хотелось быть в будущем?

4. Почему именно им?

5. Кто твои родители? Чем они занимаются?

6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы.

Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

Принципы профессионального воспитания

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

7 стр., 3419 слов

Контрольная работа: Воспитание и самовоспитание

... воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как ... человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.[4] Самовоспитание ... в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ... уровнях, с множественными целями. Например, сам человек ...

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

1.2. Методы и формы организации профессионального воспитания учащихся

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся[4, с.122]. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Известно, что процесс воспитания — это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности советского человека. Важнейшими составными частями воспитания являются трудовое, нравственное, физическое и эстетическое воспитание. Профессиональное воспитание — также неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности, что обеспечивается педагогической направленностью учебно-воспитательного процесса, работой учащихся по выбору и освоению избранной профессии. Таким образом, под профессиональным воспитанием понимают процесс формирования у школьников потребности в труде и профессиональной деятельности[12, с.122].

Профессиональное воспитание — завершающий этап системы профориентации учащихся. В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период до поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, участие в деятельности трудовых объединений школьников, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном, заведении, (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей):

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики; закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы по специальности, окончательное утверждение в избранной профессии).

3 стр., 1190 слов

Профилактика как вид деятельности социальной работы

... подход к данной деятельности в социальной работе Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, ...

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В современной исследовательской литературе также представлено мнение, согласно которому основной целью профессионального воспитания должно быть обеспечение соответствия индивидуальных качеств личности общественным требованиям, предъявляемым к профессии. В основе этой идеи лежит сформулированное Т. Парсонсом положение о том, что результат профессиональной деятельности (ее успешность и удовлетворенность ею) зависит от степени соотнесенности индивидуальных качеств с требованиями к профессии. Это положение в рамках различных теорий толковалось как соответствие: направленности личности объективным характеристикам профессии; индивидуальных особенностей личности типам профессий; стремлений личности объективным условиям профессиональной деятельности; личных профессиональных мотивов социальным требованиям к профессии; типа личности типу профессиональной среды; профессиональных альтернатив ожидаемому успеху и т.д

Целью профессионального воспитания является личностное развитие субъекта, формирование профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентаций, обеспечивающих непрерывное развитие, самоактуализацию и полноценное участие в профессиональной жизни[5, с.33].

Все группы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

  • индивидуальные

  • групповые

  • массовые

Методы профессионального воспитания:

  • методы формирования сознания личности;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

  • методы «стимулирования поведения и деятельности».

Также учитель может использовать методы работы с учащимися как

— наблюдение за деятельностью и развитием учащихся,

— изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности,

— анкетирование,

— составление психолого- педагогических характеристик учащихся.

Что касается форм работы, то это могут быть:

— профориентационные уроки;

— экскурсии;

— классный час по профориентации;

— встречи со специалистами;

— профессиографические исследования;

— родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

18 стр., 8793 слов

Социальные технологии в социальной работе

... также комплексных. Такая группировка концепций социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа. По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, ...

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы.

1.3. Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

Работа по профпросвещению включает в себя:

  • профинформацию

  • профпропаганду

  • профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны, весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

«В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу, призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так[9]:

  1. Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях.

    11 стр., 5230 слов

    Технологии социальной работы с инвалидами

    ... основные технологии социальной работы с инвалидами. Степень научной разработанности., Структура работы. 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности, .1 Понятие и виды инвалидности инвалидность реабилитация социальный «Инвалид», - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в ...

  2. В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей

народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

  1. Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях.

  2. Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся[4].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

  1. Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

  1. Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

  1. Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

21 стр., 10165 слов

Технология социальной работы с мигрантами и беженцами

... обществе и технологий социальной работы с мигрантами и беженцами. В настоящей работе мы старались рассматривать сложные научные проблемы с точки зрения социальной работы. Здесь раскрыты такие вопросы как (задачи ): теоретико-методологические аспекты социальной работы с мигрантами, ...

  1. Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии.

ГЛАВА 2. РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧННОСТИ

2.1. Содержание предмета «Технология», цели и задачи профориентации на уроках технологии

Возможность правильно профессионально определиться представляется обучающимся не только в специальных учебных заведениях, но и в школе, например, на уроках технологии.

Урок технологии, Содержание предмета «Технология

Перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы у каждого ученика возник устойчивый интерес к выбору профессии. [9, с. 62].

Цель профориентации на уроках технологии

Профориентационная работа может быть организована как на уроках, так и во внеурочное время. Однако, основной формой организации работы, позволяющей ориентировать детей в мире профессий в процессе трудового обучения служит урок. Какие же профориентационные задачи в ходе урока в зависимости от его содержания может решить педагог?

Одна из значимых задач — это воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения.

Другими не менее важными являются задачи по развитию самостоятельности, познавательной активности и творческого отношения к труду, наблюдательности и инициативы.

Опытный педагог так же отметит значимость формирования профессиональных качеств с учетом особенностями личности. Исходить при этом надо прежде всего из их возраста и уровня технико – технологических знаний, умений и навыков. Объем и сложность профориентационных сведений год от года возрастают. Примерное распределение по этапам может быть следующее:

Начальное общее образование., Основное общее образования:

Содержание труда по профессиям изучаемых видов обработки материалов, о предметах и орудиях их труда, о выпускаемой продукции, о значении конкретных профессий в общественном производстве. Рекомендуется использовать сведения из истории профессий, их развитии, о гениях – самоучках , изобретателях, новаторах производства.

Среднее общее образование

Об условиях труда по основным типам профессий: какими специальными, общетрудовыми и общетехническими знаниями, умениями и навыками необходимо владеть работнику; гигиеническая характеристика профессии; психофизиологические требования, предъявляемые профессией к человеку; система оплаты труда; система профессиональной подготовки и повышения квалификации. Учащиеся знакомятся с конкретными профессиограммами. Они могут быть оформлены в виде каталога профессий, стендов – вертушек , книжек – раскладушек , снабженных иллюстрациями

Некоторые педагоги отмечают в качестве важных задач такие как:

    • научить обучающихся объективно выявлять уровень своих качеств и соотносить их с требованиями различных сфер трудовой;

    • вооружить методами диагностирования своих интересов, способностей, склонностей и профессиональных намерений при выборе профессии;

    • ознакомить со спецификой профессиональной деятельности человека К наиболее распространенным методам профориентации на уроках технологии являются:

    • показ видеофильмов;

    • решение заданий с практической направленностью;

    • выполнение лабораторных или практических работ;

-проведение классных часов с приглашением людей той или иной профессии;

2.2. Профориентационная работа с обучающимися старших классов на уроках технологии

В преподавательской деятельности

Например, знакомя детей с профессиями, учитель дает информацию по экономике, организации, технике и технологиям производства, подсказывает пути освоения профессии. При этом, необходимо наблюдать за каждым учеником, следить за его отношением к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, так как, это важно при проведении профориентационной работы. [7, с. 93].

В 10 классе в разделе «Технологии и труд как части общечеловеческой культуры» изучаются темы «Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы», «Технологии индустриального производства и агропромышленного производства», «Технологии сервиса и социальной сферы».[3].

В процессе их изучения, обучающиеся узнают о новых технологиях, освоенных современным производством и именно здесь важно акцентировать их внимание на ту или иную профессию.

Чтобы понять, в чем состоит труд, надо, прежде всего, основательно изучить содержание понятий производственной и непроизводственной сферы, индустриального и агропромышленного комплекса. Знания, полученные на уроках технологии, помогут ученикам сделать выбор в пользу той или иной отрасли при дальнейшем выборе своего трудового пути.

Например, на уроке «Технологии индустриального производства и агропромышленного производства» ученики знакомятся с понятиями «промышленное производство», «сельское хозяйство», знакомятся с технологиями агропромышленного комплекса, с современными технологиями земледелия и животноводства. А также с профессиями для растениеводства, животноводства, мелиорации, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин, механизмов и оборудования, хранения и пере-работки сельскохозяйственных продуктов, которых множество.

Следует обратить внимание на раздел «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг» программе по технологии для 10 класса. При изучении данного раздела ученики учатся разрабатывать и защищать проекты, составлять технологические карты, развивать качества, необходимые для профессионала в любой области.

Учащимся можно предложить разработку проекта «Моя будущая профессия», в процессе работы над которым они выявляют свои способности и интересы, выбирают учебные заведения для дальнейшего обучения. Структура проекта может быть следующей:

  1. Цели и задачи проекта.

  2. Мотивация и обоснование выбора профессии.

  3. Исторический экскурс в профессию.

  1. Качества, которым должен обладать представитель профессии.

  2. Значимость и привилегии профессии.

  3. Куда пойти учиться.

  • рабочую программу по технологии для 11 класса включен раздел «Организация производства»[3].В нем рассматриваются такие темы как «Сфера профессиональной деятельности», «Нормирование и оплата труда», «Культура труда». Учащиеся получают знания о характере производства на различных предприятиях.

При изучении организации производства с учениками можно провести игровые занятия. На таких занятиях они получают несколько заданий, которые требуют творческого подхода детей и знакомят с множеством профессий.

а) Приготовление из обработанного сырья различных блюд. (Повар).

б) Ведение документации по приему и выдаче денег, учет информации для руководства предприятием, проведение экономического анализа и т. д. (Бухгалтер).

в) Изготовление лекарств, их отпуск знание правил санитарии и гигиены. (Фармацевт).

г) Воспитание, обучение, руководство учебной деятельностью обучающихся. (Учитель).

Второе задание предлагает описание содержания труда какой – либо профессии, а учащиеся должны угадать, о чем идет речь.

Третье задание предполагает составление кроссвордов, загадок, поговорок или написание четверостишия для той или иной профессии.

При изучении темы «Культура труда» можно предложить ученикам выполнить практическую работу «Эргономика моего рабочего места» по заранее заданному плану:

2. Микроклимат и освещение рабочего места.

3. Требования научной организации труда и эстетики к рабочему месту.

Рабочая программа по технологии для 11 класса с целью профориентации и самоопределения содержит темы «Профессиональный рост» и «Самопрезентация».

При изучении темы «Профессиональный рост» одно из заданий может быть посвящено составлению личного плана своей профессиональной карьеры, т.е., как подросток видит свое будущее с точки зрения профессии. Ответив на приведенные ниже вопросы, у обучающегося сложится представление о том, что же он хочет в дальнейшем:

  1. В чем ты видишь смысл и цель своей жизни?

  2. Какую или какие профессии ты планируешь?

  3. Какое образование по содержанию и уровню предлагаешь получить?

  4. Если это рабочая профессия, то каковы ее плюсы?

  5. О какой должности ты мечтаешь?

  6. Каковы желаемый размер оплаты твоего труда?

  7. Где мечтаешь проживать и о каких жилищ-ных условия?

Итогом занятия может быть беседа по результатам работы, обучающиеся о том, каким образом можно построить сою профессиональную карьеру и какие положительные качества личности она дает.

На уроке по теме «Самопрезентация» дети учатся составлять свою автобиографию и резюме. При этом учителем задается вопрос «Чем сможет твоя автобиография заинтересовать работодателя?». Можно предложить сделать практическую работу «Моя визитная карточка».

На занятиях этого курса учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают свой “профессиональный интерес” и “склонности” с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностического опросника”. Знакомятся с понятием темперамент, чертами характера и их проявлениями в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда.

Особого внимания заслуживают занятия по составлению профессиограмм (описаний профессий), на которых – учащиеся знакомятся со спецификой труда в данной отрасли, учатся самостоятельно работать над изучением профессии, ищут информацию и готовят сообщения о интересующей профессии.

Использование на этих уроках методов формирования практических умений выбора профессии, создание ситуаций, эмоционально окрашенных, опирающихся на жизненный опыт школьников, в их глазах делает занятия практически более значимыми и интересными.

Так, например: помогает в проведении профориентационной работы и упражнение «Самореклама». Учащиеся должны научиться правильно себя подать, прорекламировать, ведь от этого может зависеть их будущее. Часто люди стесняются говорить о своих достоинствах. Однако научиться себя рекламировать очень важно. Для подготовки к собеседованию я предлагаю такие вопросы: «Чем вы больше всего любите заниматься? Что вы умеете? Что вам в себе нравится? Что другим людям в вас нравится? Чем вы занимаетесь в свободное время? Что вы можете предложить работодателю?»

Учащиеся, отвечая на эти вопросы, учатся рекламировать себя на рынке труда.

Вызывает интерес и упражнение «Немое кино». Школьники без слов — жестами и мимикой передают какую-либо информацию о себе, о профессии, о своих умениях, навыках и характере.

При приеме на работу важно уметь составить резюме. Мы учимся этому на уроках. После написания своего резюме ученики обмениваются друг с другом написанным. Представив себя в роли работодателя, анализируют резюме друг друга, деликатно и тактично указывают на ошибки.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества. Ставят перед собой цель: развивать в себе те качества, которые необходимы для выполнения избранной профессии.

2.3. Роль личности учителя в профориентации школьников

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Ни с чем не сравнить возникающие у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем технологии стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес к выбору профессии.

Огромную роль в профориентации школьников играет сама личность учителя.

Личность учителя – это совокупность качеств, которые определяют его творческое развитие, высокое педагогическое мастерство, постоянное новаторство, комплексность в работе, любовь и уважение к детям. Именно такой учитель вызывает у школьников желание трудиться, быть похожим на него, дружить и делиться с ним самым сокровенным, мечтами о будущем, о своей профессии. А.С. Макаренко писал по этому поводу: « То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе — вот что увлекает ребят в наибольшей степени».

Учитель технологии призван также заниматься изучением личности учеников, проводить профконсультационную, профвоспитательную работу.

При изучении личности в целях профориентации, учителю трудового обучения целесообразно руководствоваться следующими положениями: изучать поведение личности в конкретной ситуации; в конкретном коллективе, в котором она формируется; изучать личность через деятельность; рассматривать личность в развитии, а не как нечто застывшее; учитывать временные психологические состояния личности, отношение к товарищам.

В работе учителя технологии можно выделить следующие направления:

  • профессиональное просвещение –ознакомление учащихся с областями трудовой деятельности, отдельными отраслями народными хозяйства, профессиями и специальностями;

  • профессиональное воспитание – формирование у школьной молодежи устойчивых профессиональных интересов к той или иной профессии;

  • профессиональная активизация – создание условий для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности;

  • изучение личности школьника в целях профессиональной ориентации, формирование трудовых и профессиональных интересов;

  • педагогическая профконсультация – рассказ ученику о видах трудовой деятельности, профессиях и специальностях, наиболее соответствующих его качествам, знаниям и склонностям.

Таким образом, учитель технологии значительно повышает эффективность профориентационной работы, создает прочный фундамент для профессионального самоопределения учащихся.

3. МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

3.1.Задачи и принципы внеклассной работы по технологии

Внеклассная работа по технологии также решает задачи профессионального самоопределения школьников :

  • Закрепление, обобщение и расширение знаний и умений полученных уч-ся в процессе обучения технологии

  • Включение учащихся в творческую деятельность, на базе производственного труда. [10, с. 59].

  • Расширение представлений об основах современного производства

  • Углубленная подготовка к выбору профессии и ее освоение на начальном уровне квалификации.

К основным принципам, с учетом кт. строится внеклассная работа, относится (кроме общих) следующие специфические принципы:

  • Добровольность выбора учащимися форм и конкретного содержания внеклассных занятий с учетом их личных интересов.

  • Опора на инициативу учащихся в создании различных кружков и проведении внеклассных мероприятий

  • Общественно полезная направленность и творческий характер различных видов внеклассной работы

  • Подчинение всех внеклассных занятий общим задачам в учебно-воспитательной работе школы

В плане обычно предусматриваются следующие вопросы:

  • Перечень кружков, которые имеются или будут созданы в школе и фамилии их руководителей

  • Обеспечение кружков оборудованием, материалами и пособиями

  • Расписание занятий каждого кружка с указанием места его работы

  • График проведения массовых внеклассных мероприятий

  • Состав участников и ответственные за подготовку и проведение каждого из этих мероприятий

К основным формам внеклассной работы по предмету «технология» относятся следующие:

  • Кружки

  • Массовые формы: экскурсии, выставки, встречи с представителями предприятий

  • Трудовые объединения школьников

  • Тематические вечера, обсуждение интересных статей, книг, фильмов.

Все кружки делятся на три группы:

  • Предметные

  • Физико-технические

  • Непредметные

3.2. Элективный курс «Профессиональное самоопределение»

Важное место занимает курс «Профессиональное самоопределение» для учащихся 9 класса. Основная цель элективного курса «Профессиональное самоопределение» — сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

воспитывать уважение к рабочему человеку.

На занятиях курса “Профессиональное самоопределение” учащиеся учатся определять уровень своих профессионально важных качеств, выявляют и оценивают профессиональные интересы и склонности с помощью методик “Карта интересов”, “Дифференциально-диагностический опросник”. С помощью теста Айзенка и “Быстрый счет” определяют свои математические способности и уровень интеллектуального развития. Знакомятся с понятием темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Учатся определять свой тип темперамента, оценивать уровень памяти, пространственных представлений, внимания и мышления. Кроме того, школьники знакомятся с отраслями общественного производства, классификацией профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям, и условиям труда. Составляют профессиограммы наиболее распространенных и востребованных профессий.

На заключительном занятии учащиеся проектируют свой профессиональный план, в основу которого положена главная цель: чем заниматься, кем быть, какой вклад внести в общенародное дело, на кого равняться. Они должны реально оценить свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья, волевые качества.

Необходима так же, постоянная работа с родителями, которая предполагает проведение родительских собраний (общешкольных, классных), индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема профориентации изучается давно. Существует множество подходов, технологий, методов, форм.

Выбор профессии — это во многом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, с одной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развития личности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы — с другой.

Такой выбор учащийся должен сделать уже в старшем школьном возрасте, когда основным содержанием «кризиса» перехода от детства к взрослости является изменение движущих сил развития личности.

Помощь учащимся в их профессиональном самоопределении и осознанном выборе профессии призвана оказывать профориентационная работа. Главной целью ее содержания является обучение старших школьников продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей — познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования учащимся своих основополагающих отношений к профессиональной деятельности, развития и самореализации своих возможностей, формирование адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним.

На уроках технологии в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого у подростка зарождаются первичные профессиональные интересы. Они возникают в процессе обучения, труда, в самооценки личности, и это создаёт благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств.

Профессиональное самоопределение является центральным новообразованием ранней юности.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

Главная задача – не подготовка школьников по конкретной специальности, а формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно – технического прогресса и конкурентной борьбы.

Итогом профориентационной работы является воспитание гражданственности. Можно стать учителем или продавцом, парикмахером или лётчиком. Нет такой профессии – гражданин. Гражданственность – это высокая ответственность за своё дело, за судьбу своей Родины.

Профориентационная работа – это база для осознанного подхода к выбору профессии. А в годы учёбы в школе стремление к осуществлению мечты – это улучшение качества знаний. От того, насколько учебное заведение уделяет этому внимание, зависит дальнейшая судьба выпускника, его дальнейший профессиональный маршрут и успех нашего общества в целом

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/proforientatsionnaya-rabota-na-urokah-tehnologii-kursovaya/

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики, с.24

  2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования Луганской Народной Республики, с.25

  3. Примерная программа для образовательных организаций(учреждений) Луганской Народной Республики по предмету «Технология» для X – ХІ классов(базовый уровень), утвержденная Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №483 от 27.12.16).

  4. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. – М.: Знание, 2004. – с. 122.

  5. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.

  6. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.

  7. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2003. – 224 с.

  8. Бондарев В.П. Успешный выбор профессии / В.П. Бондарев, С.О. Кропивянская. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с.

  9. Брехова А.В., М.А.Голубева М.А. Профориентационная работа с обучающимися старших классов на уроках технологии // Перспективы Науки и Образования. – 2017.- № 5, с.53 – 56

  10. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.

  11. Грецов А. Выбираем профессию / А. Грецов. – СПб.: Питер, 2005.

  12. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М, 2002г., с. 38.

  13. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122.

  14. Колесников Н., Ермолаева О. Профориентация и предпрофильная подготовка//Народное образование.- 2004.-№1.- с.97-100.

  15. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.

  16. Лернер П.С. Профессиональная проба, или Выбор профиля образования//Одаренный ребенок.-2004.-№1.- с.98-108.

  17. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории — М., 2002г., с. 37-40.

  18. . Некрасова Г.Н. Деловые игры на уроках технологии / Г.Н. Некрасова, Н.Ю. Ивкина. – Киров: Изд-во ВытГГУ, 2002. – 91 с.

  19. Онищук В.А. Урок в современной школе — М., 2002г., с. 58-60.