Коррекция девиантного поведения младших школьников The development of the positive attitude of adolescents to the

2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции девиантного поведения младших школьников 28 2.1. Выявление склонности младших школьников к девиантному поведению 29 2.2. Разработка тренинговых занятий, направленных на коррекцию девиантного поведения младших школьников 32 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40 Выводы по второй главе 45 Заключение 47 Список использованной литературы 49 Приложение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно педагогический университет В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

АННОТАЦИЯ

на выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу

студента Близнюк Елизаветы Вадимовны группы П-ZПСП121 Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(уровень бакалавриата) Профиль подготовки Психология и социальная педагогика

Тема Коррекция девиантного поведения младших школьников

The development of the positive attitude of adolescents to the

healthy lifestyle in extracurricular activities.

This graduation qualification work is devoted to the theme» The Development of the positive attitude of adolescents to the healthy lifestyle in extracurricular activities».

The subject of the study is the attitude of adolescents to the healthy lifestyle. The objective of the study is the study of effectiveness of interventions aimed to the development of the positive attitude of adolescents to the healthy lifestyle.

In the first chapter «The theoretical basis of the development of the positive attitude of adolescents to the healthy lifestyle in extracurricular activities» exposed the theoretical basis of concept about healthy lifestyle, described the specifies of attitude of adolescents to the healthy lifestyle and ways of development of the positive attitude of adolescents to the healthy lifestyle.

In the second chapter «Experimental work to development of a positive attitude of adolescents to the healthy lifestyle in extracurricular activities» described the process and results of ascertaining, forming, controlling stages of experimental work. On ascertaining stage was used method of survey according to «The attitude to health and a healthy lifestyle» (S.Deryabo; V.Yasvin); on forming stage was made the set of activities directed to develop the positive attitude of adolescents to a healthy lifestyle in extracurricular activities; on controlling stage was analyses the results of experimental work, results of diagnostics of control and experimental groups. Also was made a comparative analysis of results of ascertaining and controlling stages of this study.

27 стр., 13045 слов

Причины возникновения аутизма у детей

... тему немного. В согласии с имеющимися ограниченными данными аутизм у детей ассоциирован с агрессией, уничтожением имущества и приступами ... позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца, но ... год жизни могут наблюдаться такие отклонения, как позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, слабая реакция на попытки общения, ...

Автор ВКР « « « Близнюк Е.В

(подпись) (ФИО)

Руководитель ВКР « — ____________________ «« Исаева М.Б

(подпись) (ФИО)

Введение

Количество школьников, которые выделяются как учащиеся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих фактов, способствующих формированию отклоняющего поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм).

Девиантное поведение младшего школьника – одна из основных причин обращения за педагогической поддержкой и психологической помощью к специалистам.

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучние семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.

Разностороннее изучение проблемы девиантного поведения детей младшего школьного возраста и исследование механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются, прежде всего, уровень нравственности, развитие общественных систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к ценностям и нормам морали.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что успешность педагогической работы на сегодняшний день будет зависеть от того как будут решены вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству детей.

В отечественной педагогике исследованиями девиантного поведения занимались такие ученые как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Т. Шатский. Непосредственно проблемами деятельности школы по коррекции девиантного поведения посвящены труды таких ученых как С.А. Бадмаева, В.П. Кащенко, Ю.А. Клейберг, М.А. Рычкова и других.

Проблема девиантного поведения детей младшего школьного возраста рассматривалась в работах Н.Г. Алексеева, Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, А.С. Белкина, Л.С. Выготского, В.А. Журавлёвой, Т.М. Михайловой, С.С. Фроловой, С.А. Козловой, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др.

Проблемами девиантного поведения, его формированием, коррекцией и профилактикой занимались такие ученые как К. Гилленбранд, М. Вебер, Г. Парсонс, Э. Фэрри и другие.

48 стр., 23713 слов

Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...

... сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза : Если выявить склонности к девиантному поведению и провести ...

Методологические основы изучения девиантного поведения показаны и в отечественных теориях: девиантологии Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской и других.

Вышеизложенные работы и исследования важны и имеют большое значение в проблеме коррекции девиаций младших школьников.

Цель исследования: выявление эффективности тренинговых занятий по коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования выступает девиантное поведение младших школьников.

Предмет исследования: процесс коррекции девиантного поведения младших школьников.

Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что разработанные тренинговые занятия будут способствовать эффективной коррекции девиантного поведения младших школьников если:

  • младшим школьникам будет предоставлена объективная информация о девиациях;
  • информация и ее источники будут подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;
  • подростки будут поставлены в позицию активного участника коррекционной работы;
  • тренинговые занятия будут способствовать коррекции девиантного поведения младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень проявления склонности младших школьников к девиантному поведению.

3. Разработать и апробировать тренинговые занятия, направленные на коррекцию девиантного поведения младших школьников.

4. Выявить эффективность тренинговых занятий, направленных на коррекцию девиантного поведения младших школьников.

Методы исследования:

1. Анализ теоретических источников.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/priemyi-korrektsii-detey-s-deviantnyim-povedeniem/

2. Тестирование.

3. Беседа.

4. Психолого-педагогический эксперимент.

5. Количественная и качественная обработка данных.

5. Практическая значимость исследования: разработанные тренинговые занятия, направленные на коррекцию девиантного поведения младших школьников могут быть использованы в деятельности социальных педагогов, специалистов социальных служб, психологов.

Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и выводы получили отражение в научной публикации по проблеме коррекции девиантного поведения младших школьников. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на XIX Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, 28 апреля 2017 г.).

База исследования: МБОУ «СОШ № 19» г. Бийска.

Структура исследования: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и опытно-экспериментальной), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяются: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы коррекции девиантного поведения младших школьников» дается определение понятия «девиантное поведение»; анализируется проблема причин и форм девиантного поведения; пути преодоления девиантного поведения младших школьников.

13 стр., 6197 слов

Воспитание культуры поведения и речи младших школьников

... исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания культуры поведения и речи младших школьников во внеурочной деятельности. Объект: исследования - внеурочная деятельность младших школьников. Предмет: исследования - культура поведения ... поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение ...

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по коррекции девиантного поведения младших школьников» дается последовательное описание констатирующего, формирующего и контрольного этапов экспериментального исследования.

В заключении обобщаются выводы теоретического анализа и опытноэкспериментальной работы по коррекции девиантного поведения младших школьников.

Список использованной литературы состоит из 65 источников.

Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам экспериментальной части исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции

девиантного поведения младших школьников

1.1. Определение понятия «девиантное поведение»

Предметом изучения психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации и принятия себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Для того чтобы оценить типы, формы и структуру девиантного (отклоняющегося) поведения, необходимо представлять, от каких именно норм общества они могут отклоняться [18].

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в понимании понятия «норма». Норма – это: а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).

Норма – это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его [19].

Выделяют следующие нормы:

1) правовые;

2) нравственные;

3)эстетические.

Правовые нормы оформлены в виде свода законов и подразумевают наказание при их нарушении, нравственные и эстетические нормы не регламентированы столь строго, и при их несоблюдении возможно лишь общественное порицание. В первом случае можно говорить о том, что человек поступает «не по закону», во втором – «не по-людски». Отдельно в рамках каждой их вышеперечисленных общественных норм описывают нормы сексуального поведения. Это обусловлено повышенной значимостью сексуального и полоролевого поведения человека, а также частотой девиаций и перверсий именно в этой интимной сфере жизнедеятельности человека [17].

Поведенческая патология подразумевает наличие в поведении человека таких признаков, как:

1) склонность к дезадаптации;

2) тотальность;

3) стабильность [14, с. 51].

Под склонностью к дезадаптации понимается существование паттернов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности взаимодействиями с окружающими людьми, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции.

3 стр., 1226 слов

Органы чувств и равновесия. Поведение и психика человека

... сходится сигнализация от всех анализаторов. Взаимодействие ощущений — непременное условие полноценной жизнедеятельности человека. Поведение и психика, Потребности. Поведение и психика Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. ...

Широкая область научного знания охватывает аномальное, отклоняющееся, ненормативное, девиантное поведение человека. Существенным параметром такого поведения выступает отклонение в ту или иную стороны с различной интенсивностью и в силу разнообразных причин от поведения, которое признается нормальным и неотклоняющимся. Существует представление о том, что девиантные формы поведения – это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой – отсутствие психопатологических симптомов. Однако более адекватным представляется обозначение как девиантного любого отклоняющегося от нормы поведенческого стереотипа (как собственно девиантного – без признаков психической патологии, так и поведенческих эквивалентов психических расстройств и заболеваний)

Девиантное поведение как переходный вариант поведенческой психической патологии [18].

Так же, как норма поведения базируется на этих трех составляющих индивидуальности, так и аномалии и девиации основываются на их изменениях, отклонениях и нарушениях.

Таким образом, девиантное поведение или отклоняющееся поведение (от лат. deviatio – отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма – предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма – общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека [17].

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближнем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации том обществе, к которому человек принадлежит.

В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в различных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических норм, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликтов, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенному общественному благополучию, окружающим и себе. Несмотря на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в данном обществе.

Выделяются несколько подходов к оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций:

  • социальный;
  • психологический;
  • психиатрический;
  • этнокультурный;
  • возрастной;
  • тендерный;
  • профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. В соответствии с ним к девиантному следует относить любое поведение, которое явно или потенциально является опасным для общества, окружающих человека людей. Упор делается на социально одобряемых стандартах поведения, бесконфликтности, конформизме, подчинении личных интересов общественным. При анализе отклоняющегося поведения социальный подход ориентирован на внешние формы адаптации и игнорирует индивидуальноличностную гармоничность, приспособленность к самому себе, принятие себя и отсутствие т. н. психологических комплексов и внутриличностных конфликтов [24].

21 стр., 10004 слов

Особенности поведения в конфликтных ситуациях детей в подростковом возрасте

... и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками. Знание причин подростковой конфликтности и особенностей поведения в конфликтах необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, ...

Психологический подход, в отличие от социального, рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Имеется в виду тот факт, что сутью девиантного поведения следует считать блокирование личностного роста и даже деградацию личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения. Девиант, в соответствии с данным подходом, осознанно или неосознанно стремится разрушить собственную самоценность, лишить себя уникальности, не позволить себе реализовать имеющиеся задатки.

В рамках психиатрического подхода девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. Под девиациями зачастую понимаются не достигшие патологической выраженности в силу различных причин отклонения поведения, то есть те «как бы психические расстройства» (донозологические), которые не в полной мере соответствуют общепринятым критериям диагностики симптомов или синдромов. Несмотря на то, что эти отклонения и не достигают психопатологических качеств, они все же обозначаются термином «расстройства» [24].

Какое поведение следует считать нормальным, зависит исключительно от тех критериев нормы, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, поведение людей, выразителей определенных передовых политических взглядов, вначале может быть расценено обществом, отторгающим эти взгляды, как девиантное [35].

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

Так, наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья, следующие:

  • соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;
  • адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;
  • способность к адаптации в микросоциальных отношениях;
  • способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных целей и поддержанию активности в их достижении;
  • критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи и прочее.

На сегодняшний день в науке не выработана единая точка зрения по вопросу о том, что же следует понимать под девиантным поведением. Существуют разные подходы к его определению.

12 стр., 5591 слов

Поведение, характер, структура личности статья по психологии

... представляет структуру личности с позиций синтон-подхода, т.е. с позиций практической психологии. Этот подход и взят за основу в рассмотрении структуры личности в данном реферате. В главные ... И.Кондаков). Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому ...

Социологический подход определяет девиацию как «отклонение от общепринятых, усредненных стереотипов поведения» [24].

В данном подходе можно говорить о двух типах девиантного поведения – «созидающей и разрушительной направленности».

К.В. Шмакова пишет, что «девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил» [63].

Биологический подход предполагает существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Среди них, согласно К.В. Шмаковой, выделяются следующие:

  • генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы;
  • психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;

— – физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.

Психологический подход рассматривает девиантное поведение «в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии» [63].

Социально-психологический подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.

Ю.А. Клейберг рассматривает вопросы психологии девиантного поведения, в частности, психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде, методы психологической диагностики девиантного поведения в подростковомолодежной среде, а также психологические технологии коррекции девиантного поведения [32].

Объективного ответа на вопрос какое поведение считать нормальным не существует. Он зависит исключительно от тех критериев нормы, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху.

Итак, девиантное поведение – это поведение, каким-то образом противоречащее принятым в обществе нормам. Это могут быть установленные обществом нормы и стандарты (нормы психического здоровья, права, культуры, морали и т.д.)

1.2. Причины и формы девиантного поведения

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено разными причинами.

Среди причин психологического и социального характера традиционно выделяют:

1) дефекты правового и нравственного сознания;

2) содержание потребностей личности;

3) особенности характера;

4) особенности эмоционально-волевой сферы.

Как правило, трудности в поведении детей объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. Среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость ребенка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у детей зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых [16].

55 стр., 27087 слов

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

... социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением. Рецензия на дипломную работу по социальной работе Рецензия на дипломную работу по социальной работе на дипломную работу студентки 5 курса ФИО, обучающейся по специальности «Социальная работа» на тему «Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением» ...

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагополучной среде, школьник усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.).

Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах с взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Причины, связанные с возрастными кризисами, также влияют на развитие девиантного поведения.

Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от семи до семнадцати лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками [9].

Возрастные кризисы характеризуются переходом к новому типу взаимоотношений с взрослыми, рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе от одного периода возрастного развития в другой, они часто сопровождаются депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. В связи с вышесказанным период подросткового кризиса наиболее сенситивен для возникновения различного рода девиаций.

Проблемы в семье ребёнка формируют девиантность у младшего школьника.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка:

  • неблагополучие, разлад в семье;
  • педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам;
  • непонимание или незнание родителями трудностей детей;
  • алкоголизм родителей;
  • сам факт принадлежности к неблагополучной семье.

Не менее важное значение имеют и проблемы самого ребенка:

16 стр., 7624 слов

Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением ...

... особенности при обучении и воспитании младших школьников вкоррекционной школе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности ...

  • болезни;
  • отставания в учебе;
  • недостаточная уверенность в себе;
  • одиночество;
  • непонятость другими;
  • отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля [11].

В младшем школьном возрасте наиболее распространены такие формы отклоняющегося поведения, как непослушание, выражающееся в шалостях, озорстве, проступках; детский негативизм, проявляющийся в упрямстве, капризах, своеволии, недисциплинированности и пр.

Е. В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы:

  • антисоциальное (делинквентное);
  • асоциальное (аморальное);
  • аутодеструктивное (саморазрушительное) [23].

В возрастной категории от пяти до двенадцати лет к первой группе ученый относит такие формы девиаций, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги; ко второй группе – побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество); к третьей – курение и токсикоманию, но в целом, считает ученый, для данного возрастного периода аутодеструкциямалохарактерна [23].

Типичными нарушениями поведения детей являются:

  • гиперактивное поведение (повышенная потребность в движении, обусловленная преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка);
  • демонстративное поведение (намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения;
  • варианты такого поведения: детское кривляние, капризы, сопровождающиеся внешними проявлениями раздраженности);
  • протестное поведение (негативизм, строптивость, упрямство);
  • агрессивное поведение (физическая, вербальная агрессия);
  • инфантильное поведение (сохранение в поведении ребенка черт, присущих более раннему возрасту);
  • конформное поведение (полностью подчинено внешним условиям – требованиям других людей);
  • симптоматическое поведение (закодированное сообщение, своеобразный сигнал тревоги со стороны ребенка, например у ребенка, закономерно поднимается температура именно в день проведения контрольной работы, диктанта) [37].

Дети, имеющие признаки девиантного поведения, зачастую попадают в группу риска.

В концептуальном плане в профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении школьников от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания школьника, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе [17].

Подход, основанный на альтернативности – организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.

Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам [4].

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социальнопедагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика – это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.

Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у школьника различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога [5].

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности школьника с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:

  • быть хозяином своего слова и дела;
  • тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;
  • концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;
  • ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения [40].

Итак, важно знать причины девиантного поведения, основные характеристики и предупредить отклонения в поведении у младших школьников, так как отклоняющееся поведение в младшем школьном возрасте может не проявляться, основные формы девиации могут проявиться уже в подростковом возрасте.

Таким образом, основными причинами девиантного поведения младших школьников являются причины психологического и социального характера: дефекты правового и нравственного сознания; содержание потребностей личности; особенности характера; особенности эмоционально-волевой сферы. Формами же девиантного поведения младших школьников являются: непослушание; детский негативизм. Е. В. Змановская объединяет все виды отклоняющегося поведения в три группы: антисоциальное (делинквентное); асоциальное (аморальное); аутодеструктивное (саморазрушительное).

1.3. Пути преодоления девиантного поведения младших

школьников

Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать девиантного школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Коррекционная работа должна занимать одно из центральных мест в едином педагогическом процессе. Она является составной частью общего образования, имеет свою специфическую направленность и в обучении, и в воспитании, и в развитии девиантных школьников. Коррекция как система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать со средой (природной и социальной), т.е. «терапия средой» включает организацию учебного процесса, специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, психогигиену семейного воспитания. Соответственно направления такой деятельности следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром (прежде всего с педагогами, психологами и школьным коллективом); компенсация недостатков в духовном мире, активизация деятельности школьников в той области, которую они любят, в которой могут добиться хороших результатов; восстановление деформированных положительных качеств, постоянная их стимуляция; интенсификация положительного развития личности; усвоение и накопление социально ценного опыта и навыков в различных сферах жизни и нравственного поведения; накопление здоровых привычек и потребностей и искоренение отрицательных [1].

В коррекционно-педагогической деятельности существуют определенный инструментарий, методы, приемы, средства и подходы по всем названным направлениям. Они нацелены на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний или умений. Это методы упражнения, убеждения, примера, стимулирования поведения и деятельности девиантных школьников [24].

Вместе с тем педагоги и психологи используют и специфические методики коррекции поведения подростков: дидактические, включающие разъяснение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия; обучения саногенному мышлению (направленные на управление собой, саморефлексию); групповой коррекции (разыгрывания ролевых ситуаций); разрешения конфликтов; поведенческого тренинга и др.

Важным методом коррекции многих видов отклоняющегося поведения является обучение приемам волевого самовоздействия. В отличие от сеансов гипноза, проводимых врачом, обучение таким приемам осуществляется учителем [1].

Упрощенно суть волевого самовоздействия заключается в том, что формула самовнушения («могу управлять собой») или образы произвольного воображения оказывают значимое и выраженное влияния на реальные обстоятельства. В значительной степени педагогическое внушение должно быть косвенным, т.е. через выполнение специальных тренировочных упражнений и занятий.

Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей школы и семьи, конкретного поведения, его образа жизни и окружения.

Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании [24].

Организация деятельности детей на основе их интересов – одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы.

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства», т. е. изолированного применения какого-то одного метода.

В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.

В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию и др. [42].

Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в коррекции нарушений поведения детей.

Метод разговорной психотерапии – логотерапия – это разговор с ребенком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с ребенком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния ребенка, приводящего к самореализации, когда ребенок делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях [51].

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Игротерапия – это самый лучший путь к психической устойчивости. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности. Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой. Игротерапия также применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений [26].

Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка.

Система мероприятий, направленных на коррекцию нарушений поведения, включает психогигиенические, коррекционные, лечебнопедагогические, общеоздоровительные мероприятия, психофармакологию, психотерапию. При этом учитываются индивидуальные медикобиологические особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания [28].

Успех коррекции нарушения поведения возможен только при взаимном и глубоком проникновении одной области в другую, при содействии врача и педагога, обеспечении ими индивидуального подхода к подростку.

Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы [35].

Индивидуальная помощь ребенку в классе – это специальная деятельность педагогов, осуществляемая ими непосредственно во взаимодействии с ребенком или опосредованно, через его семью и классный коллектив, направленная на содействие в решении его возрастных задач социализации и связанных с ними индивидуальных проблем.

Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, т е. отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общениядиалога» [56].

Следует отметить, что методы психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения детей, восходят еще к идеям интенсивного общения К. Роджерса, его принципу «здесь и теперь», т. е. к анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами и т. д. Это значит, что в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него [24].

Таким образом, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Эффективен любой способ коррекции индивидуальный или групповой. При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания.

Так как в младшем школьном возрасте ребенок большое количество время проводит в школе, очень важно организовать педагогические условия коррекции отклоняющегося поведения. Методы, формы и приемы работы могут быть самыми разными, главное чтобы они вводились в системе и ребенок не уставал от процесса. Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы.

Поскольку девиантное поведение школьников представляет собой сложную интегрированную проблему, то и коррекция осуществляется комплексно, т.е. на основе глубокой диагностики, выявления и изучения природы и этиологии отклонений в поведении. Ведется работа как по преодолению девиантных форм в поведении школьников, так и по их профилактике, формированию личности на основе имеющихся положительных качеств. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает координацию усилий школы, семьи и социума в решении задач предупреждения, исправления девиантного поведения школьников, формирования у них социально значимых качеств личности.

Выводы по первой главе