Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст.ст. 1 и 7) определяет Россию как демократическое правовое социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого. Одним из обязательных его признаков, отличающим социальное государство от иных, является конституционное закрепление основных социальных прав человека и гражданина, а также проведение политики, направленной на их обеспечение и защиту
В России 90-е годы XX в. — начало XXI в. характеризуются массовыми и грубыми нарушениями социальных прав со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, а также недостаточной эффективности судебной зашиты данных прав. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Комиссия по правам человека при Президенте РФ неоднократно констатировали, что массовые нарушения основных социальных прав граждан по-прежнему остаются главным источником социальной напряженности. На это же указывал и Президент Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ за 2005 г. Президент РФ указал на обязанность государства по реализации принципов, социальной справедливости, в том числе, обеспечению равных возможностей, достойной жизни и доступности основных социальных благ для российских граждан, в том числе для социально незащищенных категорий.
Осуществляется реформа системы социального обеспечения (в т.ч. пенсионная реформа, замена «натуральных» социальных льгот на компенсационные выплаты и др.), вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации (2004 г), мы стоим на пороге принятия нового законодательства о медицинском обслуживании населения. Однако целостная непротиворечивая концепция обеспечения и защиты основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации отсутствует.
В связи с этим, приобретает актуальность изучение основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации как одного из составных элементов института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определения их места в системе основных прав и свобод человека и гражданина. Одной из важнейших проблем, возникающих при реализации основных прав и свобод, в том числе и социальных, является вопрос о сфере их применения, а также объеме свободы в содержании каждого из прав, К сожалению, конституционные нормы, обращенные к государству, отражают, в основном, опосредованный характер его деятельности в социальной сфере. Не сформулирована четкая и прямая ответственность государства перед человеком и гражданином, а также индивида перед государством. Между тем задачи обеспечения соответствия социальных прав граждан международно-правовым и европейским стандартам, их экономико-правовой гарантированности, судебной охраны и защиты должны стать ведущими в правовом и социальном государстве.
Правовое положение несовершеннолетних граждан по гражданскому ...
... глава дипломной работы включает в себя рассмотрение актуальных проблем правового статуса несовершеннолетних и современные тенденции развития гражданского законодательства, а также перспективы правовой защиты несовершеннолетних. Глава 1. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан Российской Федерации ...
Целью дипломной работы является определение места и роли социальных прав и свобод в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина, в выявлении условий наиболее эффективной их реализации, а также в выработке практических рекомендаций по их осуществлению.
Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
- уточнить понятие основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- показать их место и роль в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- более полно раскрыть с позиций государственно-правовой науки суть, содержание и специфические характеристики основных социальных прав;
- исследовать процесс становления и развития основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- уточнить классификацию основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, дать характеристику их видового состава;
- исследовать механизм реализации основных социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации;
- осуществить теоретический и практический анализ условий, обеспечивающих эффективную реализацию указанной группы прав индивидов;
- раскрыть основные механизмы их защиты, в том числе, обосновать положение о том, что в механизме правовой защиты социальных прав человека и гражданина наравне с другими юридическими средствами охраны и защиты существуют конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина;
- исследовать в конституционно-правовом аспекте пути совершенствования судебной формы защиты социальных прав человека и гражданина.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, возникающие и развивающиеся в процессе реализации социальных прав человека и гражданина в Российском государстве.
Предметом исследования является конституционно-правовая модель социальных прав человека и гражданина, развивающая ее положения в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации о социальном обеспечении, медицинском обслуживании, образовании, развитии жилищного законодательства, а также правоприменительная практика в данной сфере.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания, в том числе: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный, метод комплексного подхода и другие, a также ряд частно-научных методов — сравнительного правоведения, технико-юридический, статистический и иные методы.
Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, международные договоры, участником которых является Российская Федерация (в первую очередь. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), конституционные акты (Конституция Российской Федерации 1993 г.. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации); федеральные законы (в частности. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения». Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании». Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан». Федеральный закон от 12 января 1995 г. «О ветеранах». Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения». Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи». Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; ежегодные Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Российская Федерация как социальное государство
... что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. ... положение — социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому ...
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Возникновение и развитие учения о социальном правовом государстве
1.1 Понятие и характеристика (признаки) социального государства
Первоначальные идеи о социальном государстве исследователи усматривают в теориях Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.- Ж. Руссо. Но наиболее отчетливо положения о социальной роли государства сформировались в 30-40-х гг. ХIХ века. В 1832 г Р. фон Моль, давая определение полиции, указал на необходимость содействия гражданам в достижении ими разумных и дозволенных целей, охраняя при этом их свободу путем принятия общих мер и создания учреждений, которыми может воспользоваться всякий. Однако родоначальником термина «социальное государство» принято считать Лоренца фон Штайна, который ввел его в научный оборот в 1850 году. Появление представлений о социальном государстве предопределено объективными процессами развития экономики стран Запада. Ряд авторов (В.А. Торлопов, В. Дзодзиев и др.) выделяет несколько причин к формированию социального государства. Индустриализация общества, резко снизившая роль традиционных институтов (гильдий, цехов, семьи) в оказании социальной помощи. В ситуации, когда государство выполняло роль «ночного сторожа», развитие «дикого» капитализма привело к ужесточению эксплуатации и обеднению большинства населения. Социальный вопрос не просто обострился, он получил политические значение и вырос в рабочее движение. Наряду с этим, идеи социального равенства стали следующим этапом в формировании правового государства, позволили создать материальные условия для реализации формально закрепленных прав и свобод. Наконец, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе можно считать возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего социальную ориентированность политики.
Сразу после появления идеи социального государства была сделана первая попытка осуществления некоторых социальных реформ в Кайзеровской Германии. В имперскую конституцию 1871 года вошла запись о заботе государства «о благе немецкого народа». В этот период вводятся пособия по болезни (1883), страхование от несчастных случаев на производстве (1884), элементы пенсионного обеспечения (1889) и др. Примеру Германии в начале XX века последовали Великобритания, Швеция, Италия, в которых также были введены аналогичные социальные гарантии. В первой трети ХХ века были реализованы серьезные социальные реформы. Пенсионное обеспечение было введено в Италии (1919), Канаде (1927) и США (1935).
Понятие правового государства
... индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве. Теория социального государства Социальное государство – это государство, которое ...
Страхование по безработице ввели в Италии (1919), Швеции (1934), Канаде (1940) и т.д. На конституционном уровне принцип социального государства впервые был закреплен в ст.ст. 20 и 28 Конституции ФРГ 1949 г. Однако к тому времени уже многие государства в своих конституциях, так или иначе, закрепляли аналогичные положения. Тем не менее, все это не означает, что само по себе конституционное закрепление принципа социального государства означало реальное его воплощение. О социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.
Характерными признаками социального государства являются: 1) Демократическая организация государственной власти. 2) Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должностных лиц государства. 3) Достаточный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников. 4) Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в соответствующих областях хозяйства. 5) Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики. 6) Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 7) Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: а) достойных условий существования; б) социальной защищенности; в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. 8) Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
9) Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Говоря о функциях социального государства, не следует акцентировать внимание только на собственно социальной функции. Реализуя разные по содержанию функции (политическую, экономическую, экологическую, международную и т.д.) государство решает и социальные задачи, ведь в каждой из них обязательно присутствует социальная составляющая.
Социальные модели общества и организации
... благ в обществе, однопартийной системе и унитарном государстве [2]. Типичные признаки социалистических предприятий и организаций: наличие объектов социальной инфраструктуры на балансе предприятий (жилье, дошкольные ... - отсталая часть общества не уменьшалась и требовала государственного принуждения. Смешанная модель социального капитализма активно начала развиваться в западном мире в XX в. под ...
Цели, которые ставит перед собой социальное государство, достигаются не только методами социальной политики. Собственно социальная функция государства может быть представлена как совокупность нескольких подфункций. Профессор М.Грушевский выделяет:
1) защитную функцию (обеспечение социальной безопасности человека, его жизни, здоровья и достоинства, поддержка семьи и материнства, забота о безработных и лицах преклонного возраста, молодежи);
2) регулирующую функцию (проведение структурных реформ в экономике с целью ее большей социальной ориентации, укрепление правовых основ негосударственных форм собственности, нормирование процессов ценообразования, перераспределение доходов между слоями населения через государственный бюджет, бюджетное финансирование социальных программ, нормативно-правовое регулирование благотворительной деятельности);
3) стабилизирующую функцию (обеспечение социального согласия и партнерства, социальной справедливости, права человека на «собственный этнический путь» и т.д.);
4) контрольно-охранительную функцию (контроль соответствия общественным нормативам использования собственником своих прав, за соблюдением существующего законодательства).
Особое значение в этом плане приобретает реализация конституционных требований о социально-правовой ответственности собственников за последствия эксплуатации своей и общенародной собственности, за несоблюдение соответствующих правовых требований.
В мировой литературе выделяют несколько подходов к классификации социальных государств. Немецкий историк Г. Риттер выделял позитивное государство, собственно социальное государство, государство благоденствия. Сходную классификацию предлагают Н. Фернис и Т. Тилгон: «позитивное государство социальной защиты», «государство социальной защиты», «социальное государство всеобщего благосостояния». Кроме того, распространение в зарубежной литературе имеет подразделение социальных государств на три модели: либеральную, консервативную, социал-демократическую. Сравнительный анализ приведенных классификаций позволяет увидеть сходство позитивного государства социальной защиты и либерального социального государства, государства социальной защиты и консервативного, социального государства всеобщего благосостояния и социал-демократического социального государства. При этом в либеральном социальном государстве предпочтение в политике отдается обеспечению равенства социальных шансов (возможностей), в консервативном — достижению равновесного баланса социальных шансов (возможностей) и условий, в социал-демократическом — предпочтение отдается социальному равенству граждан.
Различия в социальной политике разных государств позволяют выделить также следующие модели социального государства: скандинавская, континентальная, американо-британская. Скандинавская модель социальной политики (Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия) предполагает выделение государством значительных средств на социальные нужды. Именно государство обеспечивает организацию образования, здравоохранения, заботу о детях и престарелых и т.п. В рамках континентальной модели государство стремится к созданию равных возможностей и условий. Главная задача состоит в помощи нуждающимся (выплата различных пособий).
Конституционно-правовые гарантии социальных прав граждан РФ
... «ночного сторожа», охраняющего данные права. Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной ... Ю. А. Правовое, Капинус О. С. Кельзен Г. «Судебная гарантия конституции (конституционная юстиция)» // «Право и политика», 2010, № 8, 9 О. Е. Конституционное, С. ...
Так на пенсии расходуется во Франции — 46%, в Германии — 54%, на здравоохранение во Франции — 30%, в Германии — 25%. Социальная помощь: Франция — 9%, Германия — 4% от всех социальных затрат. Британская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Прямая государственная помощь оказывается наиболее незащищенным слоям населения, гарантируется минимальный прожиточный уровень. Краеугольным камнем социальной политики в Великобритании является здравоохранение, затраты на которое составляют 32 % от всех расходов. Тогда как на пенсии тратится 42 %, на прямую социальную помощь — 17 %. Государство стимулирует создание и деятельность негосударственного страхования, способствует развитию различных способов повышения гражданами своих доходов.
В последние годы получила распространение идея «Workfare State» («трудовое государство», «государство, благоприятствующее труду»).
Подобное социальное государство должно, по мысли его идеологов, обеспечивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение, инфраструктуру) в тех объемах, которые обусловлены реальными экономическими возможностями общества. Во всем остальном человек должен опираться на собственный труд. Ставку следует делать на личную ответственность человека за собственное благополучие. В связи с этим современное социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий, прежде всего, путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.
1.2 Модели социального государства
На сегодня отсутствует единая, целостная модель социального государства, за последнюю четверть века выделен ряд моделей, которые отличаются объемом льгот и обоснованием права на их получение, финансированием и организацией. Модели социального государства методологически базируются на разных идеологиях, которые предлагают зачастую противоположные подходы к решению социальных проблем, их многообразие объясняется, прежде всего, историческими компромиссами на начальном этапе существования социального государства. Попытки типологизировать модели социального государства имеют давнюю традицию в сравнительных исследованиях, но любая типология является упрощенной схемой, которая не может полностью отразить все многообразие социально-государственных программ. Несколько из них:
1. Г. Виленский и Ч. Лебо за критерием масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу выделили «институциональную» и «остаточную» модели;
2. Т. Тилтон и Н. Фернис выделили: позитивное государство социальной защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство социальной безопасности (государство социальной защищенности, государство социальной защиты), социальное государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, социальное государство всеобщего благоденствия);
Взгляды Сократа на право и государство
... Сократа, в частности сама классификация различных форм правления, противопоставление царя тирану, учет роли закона при характеристике форм правления, оказали заметное влияние на последующие учения о формах государства. ... равны в своих правах отец и сын, господин и подчиненное ему лицо. Сократ развивает своеобразную версию договорной связи гражданина и государства, согласно которой Отечество ...
3. К. Эспин-Андерсон критериями типологии социального государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы;
4. Н. Гинсбург дополняет предыдущую классификацию британским либерально-коллективистским государством всеобщего благосостояния (сочетает социалистический и либеральный типы);
5. Ряд авторов склоняются к выделению дополнительно католического (латинского) типа, в котором степень ответственности за судьбу человека низкая, как и в либеральном, а необходимая помощь для людей базируется на принципах христианской морали, поступает от семьи, общины, местной власти и в последнюю очередь — от государства.
6. А. Готье выделяет социально-демократическую, консервативную, юго-европейскую и либеральную модели;
7. В документах Еврокомиссии выделяются следующие модели: континентальная (бисмарковской), англосаксонская (модель Бевериджа), скандинавская (северная) и южно-европейская (средиземноморская);
8. А. Сапир доказывает существование в рамках ЕС северной, англосаксонской, континентальной и средиземноморской моделей;
9. Е. Букоди и Р. Роберт различают шесть типов европейского социального государства: социал-демократический, либеральный, южноевропейский, постсоциалистический корпоративистский; постсоциалистический либеральный.
Следует отметить, что модели социальных государств определяются не только объемом социальных расходов, но и их эффективностью для жизни общества. Существенным фактором, отличающим социальные модели, являются структура и конфигурация, сочетание важнейших институтов социальной защиты — страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения, медицинской помощи и образования, размеры ресурсов, направляемых на их функционирование, а также доминирующая роль одного из институтов социальной защиты.
Классические модели социального государства. В современном мире идея социальной государственности представлена также и тремя классическими моделями, которые различаются не только объемом государственных расходов, но и фактором декоммодификации, т. е. степенью, до которой государство делает индивидуума зависимым от рынка путем предоставления всем гражданам высокого уровня социального обеспечения и услуг.
Первая классическая модель — либеральная, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная (минимум предприятий государственного сектора, максимальная свобода хозяйствующих субъектов, минимальное участие государства в решении социальных задач, регулирование носит монетарный характер и ограничивается в основном макроэкономическими процессами).
Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии, Австралия, Ирландия, Канада, Новая Зеландия и других странах.
Основные теории происхождения права
... интересов людей. Цель права – реализация обеспечения определенных условий жизни человека. Важнейшим механизмом законности считается отрицание возможного произвола и абсолютная власть государства по отношению к правонарушителю. Современные теории происхождения права Современной ...
Вторая модель социального государства — корпоративная, предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей. Характерна для восточных стран — Япония, Корея.
Современная консервативно-корпоративистской модель «государства благосостояния», занимающая промежуточное положение по масштабам государственного регулирования, реализует заложенные еще О. фон Бисмарком положения и ориентирована на принцип солидарной ответственности. Принцип солидарной ответственности реализуется как оптимальное сочетание интересов всех участников рыночного механизма формирования благосостояния — личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи, что воплощается в распределении страховой нагрузки между работниками и работодателями на паритетной основе. Государство лишь оказывает содействие объединениям работников и работодателей в вопросах организации и функционирования институтов профессиональной самоподдержки. Такая модель используется в Германии.
Третья модель — социально-демократическая, является наиболее распространенной моделью социального государства, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль. Такая модель характерна для Швеции.
Можно определить ряд принципов социальной защиты, характерных для социально-демократической модели: Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными. Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все сферы жизни человека. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения.
Такой подход помогает преодолеть разрыв в физических и в социальных возможностях как«слабых» групп, так и всего общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества. Реализуя базовую идею шведской модели — национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного снижения благосостояния отдельных групп населения.
Философское учение о праве В.С. Соловьева
... идеи философии права Вл. Соловьева В России в конце XIX – начале XX в. существовало немало философски-религиозно настроенных мыслителей славянофильского настроя, затрагивавших вопросы права с позиций справедливости, в связи с ... Соловьев, стремится еще улучшить условия существования человека в этом обществе. Прогресс государства, по его замечанию, состоит в том, чтобы «как можно меньше стеснять ...
Таким образом, а Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ. К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.
Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).
1.3 История развития конституционных социальных прав человека в Российской Федерации
Современный каталог социальных прав, зафиксированный в Конституции Российской Федерации — результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного демократического общества. Постоянное расширение прав и свобод — важная закономерность развития общества. Каждому новому этапу развития общества соответствует свой уровень зрелости социальных прав граждан.
Вместе с тем процесс формирования современной системы прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, был непрост. В силу ряда причин (как объективных, так и субъективных) он носил сложный и противоречивый характер. Причем «социальные права» выделились в самостоятельную группу конституционных прав только в современный период времени. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года социальные права рассматривались в одной группе с экономическими и культурными правами и именовались как «социально-экономические» и «социально-культурные», поэтому эволюцию развития данных прав необходимо исследовать в совокупности с экономическими и культурными правами.
Для советской правовой науки традиционной стала та точка зрения, согласно которой социальные права появились лишь в социальном обществе. Сабо И. Проблемы свободы и прав человека в современной идеологической борьбе. М., 1984. С.104 Данная позиция не только противоречит множеству исторических фактов, но и вызвана нежеланием учитывать должным образом достижения дореволюционной правовой мысли и законодательства в области социальных прав, что сказалось на появлении своеобразного понятия социально-экономических прав, отличного от западного и дореволюционного.
Первым нормативным актом, закрепившим отдельные социальные права (право на страхование от всех видов потери трудоспособности, вдовства, сиротства и др.), стало Правительственное соглашение от 1 ноября 1917 года «О социальном страховании» Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству (25 октября 1917 г. — 25 октября 1918 г.) М., 1918. С. 396.
Конституционно закрепление системы социальных прав в нашем государстве началось с победой социалистической революции, ибо данный процесс прямо отражает классовую борьбу и революционные преобразования не только в политической, но и, прежде всего, в экономической и социальной сферах. А так как этот процесс носил сравнительно длительный характер, то столь же длительным был и период становления конституционной системы социальных прав.
Однако первая советская Конституция РСФСР 1918 года закрепила лишь зарождающуюся систему социальных прав, которые были заявлены в качестве программных положений. В первые годы после победы Октябрьской революции Советское государство еще не могло гарантировать трудящимся социальные права и закреплять их на конституционном уровне.
Конституция Российской Федерации закрепила базовые формулировки, касающиеся социальных прав человека в современной России. Таким образом, согласно Основному Закону к основным социальным правам относятся:
1. Право на труд (ст. 37), это право включает в себя следующие элементы трудовых прав граждан:
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, иначе данное право называют «правом на охрану труда»;
- право на защиту от безработицы, т.
е. государство должно проводить экономическую политику, способствующую полной занятости, и оказание помощи гражданам в трудоустройстве;
- право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда, т. е. справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд.
2. Право на отдых (п. 5 ст. 37).
Одной из функций государства можно назвать установление посредством федерального законодательства разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска.
3. Право на материнство и детство (ст. 38).
Материнство и детство находится под защитой государства, и осуществляется государственная поддержка, т. е. государство посредством федерального законодательства определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и так далее.
4. Право на социальное обеспечение (ст. 39).
Это право возникает при определенных обстоятельствах, таких, как: достижение определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.
5. Право на жилище (ст. 40).
Данное право включает:
- защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища;
- поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жилище;
- бесплатное или за достойную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
6. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
Данное право по Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно отличается от закрепленного в советских конституциях, когда обозначалось, что любая медицинская помощь должна оказываться бесплатно, тогда как Конституция 1993 г. установила, что медицинская помощь оказывается бесплатно только в государственных и муниципальных учреждениях, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
7. Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Данное право было впервые закреплено в Конституции 1993 г., под которым понимается, что окружающая среда должна быть такой, которая не принесет вред здоровью человека. То есть это право тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
8. Право на образование (ст. 43).
Современное право на образование отличается от права на образование, предусмотренного в советских конституциях, которое закрепляло бесплатность всех видов образования. Государство гарантирует гражданам общедоступное бесплатное образование (начальное общее, основное среднее и среднее профессиональное образование) и высшее для лиц, поступивших на конкурсной основе в государственные или муниципальные образовательные учреждения и на предприятиях. Исходя из содержания ч. 1 и 2 ст. 43, образование может быть платным в негосударственных образовательных учреждениях, а также в высших образовательных учреждениях для лиц, поступивших в него не на конкурсной основе. Итак, в Конституции Российской Федерации 1993 г. представлен наиболее полный перечень социальных прав и свобод человека и гражданина. Особенность этих прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, а не каким-либо определенным кругом лиц. Негативным моментом в конституционном закреплении социальных прав стало исключение их государственных гарантий из текста соответствующих статей Конституции.
2. Конституционно-правовая характеристика социальных прав человека в Российской Федерации. Соблюдение социальных прав человека в Медвенском районе Курской области
2.1 Сущность социальных прав человека в Российской Федерации
Становление России как социального государства объективно приводит к возрастанию роли социальных прав. Они закреплены в Конституции РФ и международных правовых актах. В связи с этим является достаточно актуальным исследование различных аспектов понятия социальных прав как важнейшей составляющей общей системы прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем, в настоящее время в нормативных правовых актах и научной литературе отсутствует единый подход к определению понятия социальных прав человека и гражданина.
В подавляющем большинстве научных трудов по конституционному праву основные социальные права рассматриваются в единстве с экономическими и культурными правами, что, естественно, затрудняет точное уяснение понятия и содержания самих социальных прав. Так, например, … указывает, что «социально-экономические права (наряду с культурными)… касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды». … не стал давать их развернутого определения и ограничились лаконичной формулой характеристики этих прав: «Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность».
М.В. Баглай и В.А. Туманов не выделяют социальные права в самостоятельную группу и дают определение их понятия через общую дефиницию всей группы родственных прав — «экономические, социальные и культурные права призваны гарантировать свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах, дать ему возможность удовлетворить свои жизненные потребности». Аналогична позиция и А.А. Мишина, который отмечает, что социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. К.В. Арановский полагает, что пользование социальными, экономическими и культурными правами позволяет человеку претендовать на долю в общественном богатстве, приобщаться к благам, созданным цивилизацией. Права и свободы, входящие в группу социально-экономических, являются основой всех иных прав и свобод и потому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие .
Другая группа российских ученых (С.С. Алексеев, В.А. Четверний и др.) не видят за социальными правами юридического содержания. Одним из заблуждений, вытекающих из неверного понимания природы современной системы социальных прав, является рассмотрение социальных прав как прав условных. В.А. Четверний полагает при этом, что количество и качество получаемых индивидом социальных благ определяется государством произвольно и не существует безусловных притязаний индивидов на эти блага.
Социальные права, в силу их особой связанности с обязанностями государства, обозначаются У.К. Прейссом как «перераспределительные», то есть как «такие интересы, которые удовлетворяются путем выполнения соответствующих обязательств правительством или иной стороной». В данном определении совершенно не отражен тот факт, что обязанности государства в области социальных прав неизбежны, потому, что и право и государство способствуют усилению социальных связей в обществе, повышению его однородности и воплощению в жизнь принципов солидарности и взаимопомощи.
По мнению И.Б. Михайловской, социальные права (как и все права второго поколения) «призваны гарантировать жизнь не только свободную, но и относительно обеспеченную», поэтому они внесли значительные коррективы в юридическую модель взаимоотношений личности и государства, «привязав человека к государству, обязав последнее помогать» и тем самым, расширяя сферу действия государственного контроля.
Если элемент обязанностей государства, соответствующих правам личности в сфере социальной защиты очевиден (хотя бы на теоретическом уровне), то проблема обязанностей личности в сфере социальных прав практически не исследована. Предложенная А. Хеллер конструкция обязанностей в сфере личных прав и прав социальных, представляется не только весьма противоречивой и не совсем продуманной, но и не учитывающей некоторых фактов. Так, существовавшая в СССР концепция социально-экономического права на труд, как и раз и совмещала в себе право и социальную обязанность личности, которая зарубежному исследователю подставляется немыслимой.
По мнению Й. Элстера, социальные права заслуживают следующей формулировки: «права на кое-что из того, что способствует достижению счастья: право на труд, на справедливое вознаграждение, право на пособие по безработице и болезни, право на пенсию, на бесплатное образование, на охрану здоровья, на чистую окружающую среду». Несмотря на расплывчатость определения предмета, данная формулировка не исключает того, что при движении к счастью неизбежна «переделка» существующего общества (со всеми его достоинствами и недостатками) в более «терпимое» для жизни всех его членов. Современным этапом на пути к этому есть состояние, при котором система законодательно закрепленных социальных прав выражает требование общества к правительству по созданию таких учреждений и программ, которые обеспечивали бы всеобщую безопасность и способствовали бы всеобщему благосостоянию.
2.2 Виды социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации
Социальные права сформировались позже политических и личных прав и свобод в течение XX в. Их возникновение было обусловлено ростом активности населения в борьбе за создание полноценных и справедливых условий для труда и жизни. конституционный право медвенский
Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и социальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятельности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» воспроизводство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятельности, обеспечивают нормальное развитие личности.
К основным социальным правам, установленным в Конституции РФ, относятся следующие права:
- в сфере труда (на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены и др. — ст. 37);
- на отдых (ч. 5 ст. 37);
- на социальное обеспечение (ст. 39);
- на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства (ч.
2 ст. 7, ч. 1 ст. 38, ст. 39);
- на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7, ст. 39);
- на жилище (ст. 40);
- на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41);
- на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
- на создание профессиональных союзов, иных общественных объединений для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30).
В ст. 37 Конституции РФ подробно раскрывается содержание прав в сфере труда, подразумевающих систему частных прав, свобод и возможностей:
- а) право на свободу труда (труд в Российской Федерации свободен), что означает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1);
- принудительный труд запрещен (ч. 2);
- б) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3);
- в) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.
3) (согласно ч. 2 ст. 7 Конституции в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда);
- г) право на защиту от безработицы (ч. 3) (Международный кодекс труда, состоящий из конвенций и рекомендаций МОТ, комплексно решает вопросы защиты от безработицы (в Конвенции МОТ № 122 «О политике в области занятости» 1964 г. и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.)).
В Российской Федерации отношения в сфере занятости населения регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- ТК РФ и иными законами и подзаконными нормативными актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы;
- д) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4).
Право на индивидуальные споры выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров урегулирован в ТК РФ, в соответствии со ст. 381 которого подиндивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров также подробно определен в ТК РФ, согласно ст. 398 которого коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
В ст. 409 ТК РФ регулируются условия и порядок реализации права на забастовку: если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.
В соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Основные положения законодательства о праве на отдых сосредоточены в ТК РФ.
Под временем отдыха понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Видами времени отдыха являются перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. При этом работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы; участникам Великой Отечественной войны; работающим пенсионерам по старости; родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы; работающим инвалидам; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников; в других случаях, предусмотренных ТК, иными федеральными законами либо коллективным договором.
В Российской Федерации на конституционном уровне закреплено право на социальное обеспечение. Согласно ч. 1 ст. 39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данное право вытекает из более общих положений ч. 1 ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Право на социальное обеспечение имеет общий характер и выражается через целый ряд более конкретных прав, часть из которых закреплена непосредственно в Конституции РФ. К таким правам относятся, в частности, право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства; право на государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан.
В Российской Федерации принято немало Федеральных законов, посвященных социальному обеспечению: от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и др. Законодательством гарантируются самые разнообразные формы социального обеспечения: осуществляется специальная государственная поддержка; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Перечень случаев (социальных рисков), с которыми Конституция РФ связывает право каждого человека на социальное обеспечение, не носит исчерпывающего характера. Отнесением таких случаев к сфере регулирования законом подтверждается конституционное значение существования социального обеспечения в каждом из названных в Конституции РФ и предусмотренных законом случаев, которые обычно характеризуются невозможностью иметь заработок (трудовой доход) или его утратой либо недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Таким образом, субъектом права на социальное обеспечение являются малоимущие граждане, т.е. не способные в силу определенных физиологических, умственных, возрастных, климатических и иных условий позаботиться о себе сами в такой мере, в какой это обеспечило бы им достойную жизнь.
В Конституции РФ особо подчеркивается забота государства о социальном обеспечении отдельных категорий граждан: каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); пенсионерам и лицам, получающим социальную помощь, государственные пенсии и социальные пособия устанавливает закон (ч. 2 ст. 39).
Одним из важных элементов комплексного права на социальное обеспечение является право на государственную поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ. Данное право также является комплексным и раскрывается через систему определенных прав и гарантий, установленных в Конституции РФ: а) материнство и детство, а также семья в целом находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38); б) каждому гарантируется социальное обеспечение в случае потери кормильца, для воспитания детей (ч. 1 ст. 39); в) забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).