Последствия социальной депривации у детей

Дипломная работа

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации специалистам ____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример заполнения бланка

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС РЕБЁНКА

Дата обследования 23.04.2005 Карина Волкова

Примерный интеллектуальный возраст года

Уровень возможностей

Характеристика

Интеллект

Понимание обращённой речи

Ситуативное

Понимание инструкций

Односоставные

Познавательная активность

Обучаемость

+

Запас слов

Распознавание понятий:

«размер»

«цвет»

«форма»

«один — много»

Операция обобщения

Операция сопоставления предмета

с образом

Операция сравнения

Внимание и память

Память произвольная

Память непроизвольная

Устойчивость внимания

Переключаемость внимания

Концентрация внимания

Восприятие

Зрительное прослеживание

+

Удержание объекта в поле зрения

Кратковременно

Схема тела

Восприятие контурных изображений

Реакция на незнакомые предметы

Реакция на слуховые раздражители

Двигательная сфера

Хватание

+

Удержание

+

Свободное манипулирование

+

Навыки самообслуживания

+

Праксис

Нарушена координация

Эмоционально-волевая сфера и свойства нервной системы

Эмоциональная лабильность

Не устойчивая

Расторможенность

+

Агрессивность

+

Наличие оборонительных реакций

+

Утомляемость

+

Истощаемость

+

Тревожность

+

Уровень возможностей

Характеристика

Сфера общения

Узнавание близких

+

Различие интонаций беседы

+

Контактность

+

Самостоятельность

Сотрудничество

Навыки общения

Заключение Работоспособность низкая, эмоционально-волевая сфера в состоянии устойчивого возбуждения.

Рекомендации специалистам При обучении опираться на зону ближайшего развития

Приложение 2 к главе 2 п. 2.2

Шкала Сирса

Ф.И.О. ребенка

Скован, часто напряжен

Часто грызет сосет палецпогти,

Резко пугается

Сверх чувствителен

Плаксив

Часто агрессивен

Обидчив

Нетерпелив, не модет ждать

Легко краснеет, бледнеет

Имеет трудности в сосредоточенности, особенно а экстренных ситуациях

Суетлив, много лишних жестов

Потеют руки

Чрезмерно громко или чрезмерно тихо отвечает на воросы

При непосредственном общении с трудом включается в работу

Уровень тревожности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Приложение №6

Примерная схема наблюдения за поведением ребенка

Агрессивность * ломает игрушки * толкает сверстника * мимоходом ударяет встречных * кусает, плюется, щиплет других * говорит: обидные слова, когда не слышит (слышит) взрослый * говорит нецензурные слова * ругается * замахивается, но не ударяет * пугает других * сжимает губы, кулаки * сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий * препятствие стимулирует агрессивное поведение. * кусает, щиплет себя * просит себя стукнуть еще раз.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ * неожиданно для всех: бросает игрушки; грубо отвечает

* может: разорвать пособие, сказать нецензурное слово * плюется

Негативизм * делает все наоборот * с трудом включается в коллективную игру * отказывается даже от интересной для всех и себя деятельности * говорит часто слова «не хочу или не буду», «нет»

Демонстративность * отворачивается спиной * утрирует движения на занятии * стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий *делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость) * обижается при проигрыше в игре * болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса * недовольное выражение лица * часто плачет.

Конфликтность * сам провоцирует конфликт * отвечает конфликтно на конфликтные действия других * не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности или взаимоотношениях * не уступает игрушек

Эмоциональная отгороженность * когда все дети вместе, стремится уединиться * входит в помещение и сразу идет к игрушкам * занят своим делом и не замечает окружающих * не использует речь как средство общения * когда говорит, то речь не обращена к собеседнику * не выполняет просьбу, требование хотя слышит и понимает содержание * не реагирует на переход с обычной речи на шепотную избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость * реагирует смехом на замечания взрослого * похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка * дурачится — передразнивает в движениях

Нерешительность * избегает ситуации устного опроса на занятии * не отвечает, хотя знает ответ * отказывается от ведущих ролей в играх * часто использует фразы: «не знаю», «может быть», «трудно сказать» * не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ * в ситуации новизны: ребенок проявляет тормозные реакции; поведение ребенка вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи * страх пылесоса * страх собаки * страх темноты * страх от порывов ветра * страх новых людей в новой ситуации * страх публичного выступления; страх остаться одному * боязнь: спрыгнуть с возвышения; входить в новое помещение

Тревога * блуждающий, отстраненный взгляд * ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги * неожиданно вздрагивает * осторожно ходит «стремится быть поближе ко взрослому.

Скованность * двигательно скован * запинается в речи * неловок в новой ситуации.

Заторможенность — не знает чем заняться * бездеятельно смотрит по сторонам * говорит слишком тихо * темп действий замедлен * запаздывает при действиях по сигналу.

Эгоцентричность * считает что все игрушки, все конфеты для него * навязывает свою игру, желания детям * часто использует местоимение «я»

Избегание умственных усилий * быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу) * не смотрит мультики

Дефицит внимания * приходится словесно повторять задание понесколько раз * требуется сочетание слова с показом способа действия * переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность * поспешно планирует собственные действия * темп действий убыстрен * количество действий избыточно * действу-ет раньше условного сигнала * встает на первой половине занятия, когда дети еще сидят * быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры

Речевая расторможенность * говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса * темп речи убыстрен * речь взахлеб * переговаривается на занятии несмотря на замечания взрослого

Не понимание словесных инструкций * путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого *ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания

Застреваемость * рисует многократно повторяющиеся элементы * навязчив при общении; привлекает к себе внимание * повторяет одну и ту же просьбу, фразу * застревает на обиде * с трудом переключается

Работоспособность * быстро устает от задания требующего умственных усилии * быстро устает на прогулке.

Приложение №7

Диагностика развития ребенка (1,5 — 3 года)

Диагностика развития ребенка проводилась по следующим методикам.

При исследовании фиксируются понимание инструкций, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на неуспех.

Методика «ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС»

(4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый).

Нормативы:

  • сличение — от 1,5 — 2 лет;
  • выбор названия — в 2 — 3 года;
  • самостоятельное название — в 2,5 — 3 года.

Стимульнып материал:

цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Платья и бантики», «Цветочек и лепесточек», «Корзиночки и клубочки», «Кастрюли и крышки» и др.

Пример инструкций:

  • Положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесток»;
  • Покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»

3)-Назови, какого цвета этот цветок?» Аналогично предъявляются другие задания.

Методика «ФОРМА»

Нормативы:

  • сличение — от 1,5-2 лет;
  • выбор названия — 2 года;
  • самостоятельное название — в 3 года.

Стимулъный материал:

круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора из 4-х основных цветов.

Пример инструкций:

  • «Дай такую же» (форма и цвет совпадает);

«Покажи, где кубик?»

«Назовиформу».

Методика «ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС»

Стимулъный материал:

10 — 12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

  • «Покажи, где нарисован…?»;

«Что нарисовано?» или «Что это?»

Нормативы:

  • в 1,5 — 2 года называет 4-5 картинок;
  • в 2,5 года называет многие предметы из групп: игруш-ки, посуда, одежда, мебель;
  • в 3 года дети знают и называют все предметы, их свой-ства и качества, в пассивном словаре сформированы некото-рые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика «ВЫБОР ПООБРАЗЦУ» (парные картинки)

Стимулъный материал:

6 пар одинаковых предметных картинок.

Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у обследователя. Обследователь соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем обследователь закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, обследователь кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, обследователь убирает их и на их место кладет 4 другие.

Методика предъявляется детям, начиная с 1,5 — 2 лет.

Нормативы:

  • выбор из 2 картинок — в 2 года;
  • выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4-х лет методика предъявляется в случае, если они несправляются с классификацией.

Методика «КОНСТРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС» Методика — Разрезные картинки»

Стимульный материал:

картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза. Нормативы:

  • разрезная картинка из 2-х фрагментов — 2,5 — 3 года;
  • разрезная картинка из 3-х фрагментов — 3 — 3,5 года.

Ход обследования

Ребенку предлагают соединить разъединенные части картинки, чтобы получилась целая. Возможен предвари-тельный показ.

Анализ результатов:

  • совершает нецеленаправленные действия;
  • соединяет части без анализа полученного целого;
  • прикладывание с разворотами;
  • зрительное соотношение частей без прикладывания.

Методика «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ»

Методика предлагается детям 2,5 — 3 лет.

Стимульный материал:

  • кубики, прямоугольные бруски (кирпичики); треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Ход исследования:

ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспериментатору только одного цвета. Все фигуры становятся друг против друга и соотносятся. Далее экспериментатор произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фигурами (подражая действиям взрослого).

Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фигур за экраном и просит воспроизвести.

Анализ результатов:

  • подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);
  • подражание манипуляциям взрослого с учетом формы, величины и пространственного расположения;
  • сопоставление и исправление ошибок;
  • точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;
  • самостоятельный анализ образца и воспроизведения.

Методика «ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС»

Стимульный материал:

мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

«Посади мишку около коробки»,

«Положи в коробку»,

«Посади на коробку»,

«Спрячь картинку под коробку»,

«Достань из-под коробки»,

«Покажи, где верх (низ)»,

«Иди вперед (назад)».

Нормативы:

2,5 — 3 года — понимает предложно-падежные конструкции; ошибается в 1 — 2 заданиях, легко исправляется;

3,5-4 года — выполняет все задания.