Пионерское движение как важнейший компонент советской молодежной культуры

Дипломная работа
    • Семиотический метод (изучение символического языка молодежного коммунистического движения).

    • Герменевтико-феноменологический метод, который предполагает взгляд на культуры и быт пионерии глазами ее участников.
    • Структурно-функциональный метод (выделение этапов развития, функций Всесоюзной пионерской организации имени В.И.

    Ленина).

    • Анкетирование на тему «Пионерское движение, как феномен советской культуры в 1950 — 1970 годы».

    Структура дипломной работы:

    В первой главе рассматривается история создания пионерского движения, а так же этапы и пути развития. Дается полная характеристика символики, атрибутов и пионерских ритуалов.

    Вторая глава посвящена изучению роли пионеров в городской повседневности, совершению общественно-полезной работы, деятельности пионерских лагерей, а так же рассматривается пионерская организация в условиях совершенствования социалистического общества в годы VIII, IX и X пятилетки.

    Выпускная квалификационная работа выполнена была выполнена с привлечением существенного количества источников, в число которых входили:

    • интервью, мною было проведено анкетирование среди людей, который являлись пионерами в конце XX века. Они поделились своими воспоминаниями и впечатлениями относительно детского движения;
    • документальные издания;
    • научно-популярный журнал «Пионер» и газета «Пионерская правда».

    «Пионерская правда» — газета пионеров и школьников, являющаяся органом ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, которая стала издаваться с 1925 года. Газета обобщала и распространяла опыт работы пионерских дружин, отрядов и звеньев, а так же помогала средним учебным заведениям и пионерской организации в воспитании подрастающего поколения. «Пионерская правда» публиковала материалы, прививающие детям любовь к знаниям и партии, общественно-полезному труду.

    Мною было изучено несколько выпусков «Пионерской правды» в разные годы ХХ века: май 1957 года, июль 1972 года и январь 1987 года.

    Все эти источники отличаются другу от друга по внешнему виду, но не по содержанию. Каждая газета включает в себя различные статьи и рассказы и Великой Отечественной войне, о ветеранах войны и труда, публиковали письма военных. Характерной особенностью всех 3-ех выпусков «Пионерской правды» является наличие колонки главного редактора, в которой повествуется о разных исторических событиях ВЛКСМ и пионерии. В каждой газете так же есть рубрика под названием «Сделай сам!», где иллюстративно изображена пошаговая инструкция по изготовлению различных приборов и предметов первой необходимости.

    36 стр., 17627 слов

    Внеклассная работа по иностранному языку

    ... I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской орга­низации. Внеурочная работа чаще всего ...

    Газета 1987 года, в отличии от предыдущих выпусков, становится более яркой и красочной. Появляются разноцветные иллюстрации и заголовки. «Пионерская правда» 1957 и 1972 годов выпускалась в черно-белом формате.

    Сравнивая газету ХХ века с современными печатными изданиями, можно найти много общего. Например: на последней странице всегда располагались различные кроссворды, ребусы и шарады, которые так или иначе были связаны с пионерией. В современном мире газеты включают в себя не только информационную часть, но и «досуг».

    Следующим источником является издание «Пионер» — это литературно-художественный и научно-популярный журнал для школьников и пионеров. Он так же является органом ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, который выпускался с 1924 года. Мною были изучены журналы следующих годов: апрель 1965 года, август 1975 года и март 1982 года.

    В отличие от газеты «Пионерская правда», журнал включал в себя интересные рассказы и стихи, статьи и очерки о жизни подростков в СССР и за рубежом, обзоры и рецензии на новые детские книги, практические советы, помогающие в организации различных кружков, художественной самодеятельности, спортивной работы пионеров.

    В каждом выпуске журнала был напечатан примерный распорядок дня для пионеров, а так же рубрика под названием «Из книги мудрости», которая представляла собой цитаты великих мыслителей, философов, музыкантов или писателей, и, как правило, располагались в хаотичном порядке на всех страницах журнала.

    «Пионер» выходил в печать ежемесячно, а «Пионерская правда» один — два раза в неделю. Это зависело от объема и тиража. Тиражировался журнал в 590 000 тысяч экземпляров, где количество страниц варьировалось от 80 до 90. Газета составлялась из 6-10 страниц, а тираж рос стремительно, от 20 000 экземпляров с момента создания и до 9,5 миллионов к 1980 году.

    Главным источником в моем исследовании являлось анкетирование. Мною было опрошено 15 респондентов разных полов, возрастных показателей и социальных показателей. Моя анкета включала в себя следующие вопросы:

    1) Сколько Вам лет?

    2) пол: М — Ж

    3) Были ли Вы пионером?

    4) В каком году и где Вы были приняты в пионеры?

    5) К какой пионерской организации Вы были прикреплены (территориально: город, поселок, деревня и т.д)

    6) Чье имя носила Ваша пионерская организация?

    7) Какую должность Вы занимали в пионерском отряде или дружине?

    8) Каковы были Ваши обязанности?

    9) Как Вы отмечали День пионерии 19 мая?

    10) Какие пионерские ритуалы Вы помните?

    11) Какие пионерские символы Вам запомнились?

    12) Приходилось ли Вам отдыхать летом в пионерских лагерях? Что там в наибольшей степени Вам нравилось (или не нравилось)?

    13) Какие пионерские песни или лагерные речевки Вы помните?

    14) Расскажите о самом значимом для Вас пионерском мероприятии (движении, проекте).

    9 стр., 4129 слов

    Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления ...

    ... и классного родительских комитетов, представители дет­ских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может ... ­тета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотруд­ничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, ...

    15) Как Вы считаете, оказала ли на Вашу дальнейшую жизнь и деятельность (судьбу) пионерия?

    16) Какое Ваше отношение к пионерской организации в целом?

    17) Какую должность Вы занимаете в настоящее время?

    Анализируя все анкеты, следует сказать, что среди опрошенных мною людей преобладают женщины, анкетирование прошел лишь 1 мужчина. Средний возраст всех респондентов 40 — 60 лет.

    Год принятия в пионерию практически у всех опрашиваемых одинаковый, примерно 1960-1970 годы, за исключением более молодых респондентов, которые вступили в ряды пионерии в 1980-ых годах. На следующий вопрос анкеты: к какой пионерской организации Вы были прикреплены (территориально), все 15 респондентов ответили, что были закреплены за городскими участками. 10 человек находились в городе Вологда, 4 человека в городе Харовск и 1 человек был принят в пионерию в городе Санкт-Петербург.

    Все пионерские организации, которые были закреплены за определенным населенным пунктом и за конкретным средним учебным заведением, носили свое имя. Опрошенные мною «экс-пионеры» отметили, что их организация носила следующее название: пионерская организации имени Ленинского комсомола; пионерская организации имени В.Н. Прокатова; Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина; пионерская организация имени Зои Космодемьянской; пионерская организация имени Ф.Э. Дзержинского; пионерская организация (отряд) имени В. Котик.

    Так же необходимо было выяснить, какую должность занимал в пионерском отряде или дружине каждый человек. Определяющим большинством среди интервьюированных явились: председатели совета отряда (5 человек), звеньвая (3 человека), председатели совета дружины (3 человека), знаменосец (1 человек), члены совета дружины (3 человека), политинформаторы (2 человека), ответственные по работе с октябрятами и член городского пионерского штаба «Беспокойные сердца» в г. Вологда (1человек).

    Следует отметить, что многие занимали «двойные» должности. Например: звеньевая + председатель совета отряда или занимались пионерской деятельностью на школьном и городском уровне одновременно. Среди опрошенных многие отметили, что присутствовал «вертикальный» рост карьерной службы в пионерской организации, так некоторые респонденты начинали сою деятельность в роли звеньевой, затем председателя совета отряда, а в дальнейшем являлись председателем совета дружины.

    Обязанности каждого пионера были разными. Так, например, среди моих анкетированных были ответственные за организацию заседаний совета дружины, за учебный сектор (2 человека), организация различных пионерских общественно-полезных дел (6 человек), координация и организация внеурочной деятельности отрядов (2 человека), связь пионерской организации школы с городом (1 человек), помощь при организации мероприятий школьного уровня (2 человека), и знаменосец, который отвечал за сохранность знамени, правила обращения с ним и выноса, он был ответственным за проведение разъяснительной работы по ознакомлению пионеров с историей, значением Знамени.

    19 мая для всех пионеров являлся знаменательным днем, так как в этот день отмечался День пионерии, и все отряды и дружины отмечали его по-разному. Самыми распространенными форматами празднования являлись слеты пионерских дружин города, устраивались отрядные пионерские костры за городом, организовывали мероприятия на стадионах и в актовых залах школ с демонстрацией художественной самодеятельности, проводились маевки, администрацией города или школы устраивались встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и знаменитостями, в г. Санкт-Петербург 19 мая на площади перед Домом Советов производился прием в пионеры.

    14 стр., 6910 слов

    Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...

    ... учащихся целесообразно построить на организации занятости учащихся полезной деятельностью, направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и классного руководителя ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ...

    Следующими двумя вопросами моей анкеты, ответы на которые у всех 15 интервьюированных были абсолютно одинаковыми, стали вопросы про символику и ритуалы. Символика, которая сохранилась до современного времени у многих респондентов, включает в себя: галстук, пионерский значок. Другие символы, находящиеся на уровне коллективного использования, это горн, барабан, пионерское знамя, отрядный флаг. В качестве пионерских ритуалов были отмечены принятие в пионеры и произнесение Торжественной клятвы, проведение отрядных и дружинных линеек, правила обращении я с горном, барабаном и флагом. Некоторые отметили девиз: «Будь готов! Всегда готов!», а так же вспомнили приветствие всех пионеров «Салют!».

    Самым запоминающимся временем для каждого пионера было время, проведенное в пионерском лагере. Почти каждый из опрошенных мною людей побывал в детском лагере. 10 человек из 15 опрошенных, ездили в пионерские лагеря, которые находились за городом, на море. Многие ездили несколько раз. Главной моей задачей было узнать, что нравилось или нет в пионерском лагере. Все отзывы, которые я получила, были положительными. Организация, уровень мероприятий, общение со сверстниками, игра «Зарница», молодые вожатые и воспитатели, прощальные костры, походы, совместные дела, сбор лекарственно сырья — список того, что повлияет на впечатления каждого, кто хотя бы раз посетит лагерь..

    13 вопрос, который так же был связан с лагерем, был вопрос про пионерские песни или речевки. Все 10 человек, которые посещали лагеря, ответили, что самой запоминающейся песней, которую они до сих пор знают наизусть, была песня «Взвейтесь кострами, синие ночи!». Так же среди опрошенных был человек, который посетил лагерь «Артек» и запомнил гимн дружины под названием «Все сбываются мечтания!».

    Несмотря на огромное количество мероприятий, школьных или городских, каждый человек запомнил сборы дружины, сбор металлолома и макулатуры, организацию Парада Победы 9 мая, юбилей образования СССР.

    Так же я попыталась выяснить, повлияла ли на дальнейшую судьбу пионерская жизнь и принадлежность к ней. 14 человек из 15 ответили, что работа в пионерской организации, оказала положительную роль в дальнейшей жизни. 3 анкетированных отметили, что благодаря пионерии, они стали учителями, кто-то стал офицером. «Пионерия — это, прежде всего, коллектив, поэтому все нравственные принципы формируются здесь!»,- ответила респондентка. Так же было отмечено, что работа в пионерской организации поспособствовала формированию организаторских способностей.

    Оценивая отношение к пионерской организации в целом, все высказались положительно. Отметив, что наличие данного движения крайне необходимо для воспитания патриотизма, коллективизма и развития лидерских качеств.

    Для того что бы узнать, как все-таки повлияло на дальнейшую жизнь и выбор профессии пионерия, был составлен 17 вопрос, где я поинтересовалась о занимаемой должности в настоящее время. Среди 15 респондентов мне встретились: заместитель директора по учебно-воспитательной работе; воспитатель в детском доме, для детей, оставшихся без попечения родителей (в прошлом офицер); заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе; директор учреждения дополнительного образования детей; пенсионерка; методист; педагогический организатор; старший методист; педагог-организатор; преподаватель; заместитель директора учреждения, а так же главный специалист управления молодежной политики Департамента внутренней политики Правительства области.

    7 стр., 3362 слов

    Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

    ... б. – «4» 13– 9 б. – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого ... о подростковом возрасте? А . Подростковый возраст длится с 10 до 18 лет. Б. В подростковый возраст завершается созревание организма. 1) верно только А 2) верно только ...

    Историография:

    Много работ посвящено описанию и изучению истории Всесоюзной пионерской организации, а так же этапам ее становления, путям развития, исследованиям символики и ритуалов. Мною рассматривалась отечественная историография с 1950-ых годов и историография начала ХХ века. В иностранной литературе данная тема практически не изучается.

    Вторая половина ХХ века (1960-1980-ые годы) совпала периодом «оттепели» в государстве, которая затронула абсолютно все стороны общественно-политической жизни в России. Исследовательская часть в области пионерии гораздо увеличилась в эти годы, так как смягчился доступ ученых к архивным данным, что привело к повышению фактических данных в исследованиях.

    Весь список приведенной мною литературы, можно разделить на три обширные темы:

    1) Изучение истории пионерской организации, этапы и пути ее становления.

    2) Пионерские символы, ритуалы, традиции.

    3) Пионерские лагеря, работа вожатых.

    4) Развитие пионерии в период «оттепели».

    Изучением детского коммунистического движения, этапами пионерского пути, о пионерских кружках и общественно-полезной работе, о воспитательной работе, идейно-нравственном воспитании, о работе с подрастающим поколением писали следующие авторы Н.К. Крупская, И.Г. Гордин, В.Д. Шмитков, А. И. Гусев, В.В. Лебединский.

    В.Т. Кабуш, Г.С. Гаспаров, С. Леонтьева занимались изучением символики, ритуалов, а так же пионерских традиций.

    Такие авторы, как А.Л. Деркач, Э.Г. Джилкибаев, А.Ф. Строев представили свои исследовательские работы, посвященные пионерскому лагерю и вожатому. В этих трудах представлены основы вожатского мастерства, техника безопасности на территории лагеря, физическое воспитание, художественная занятость, организация отдыха детей и молодежи в СССР.

    Изучение организации пионерской работы, работы дружин и отрядов, работы с октябрятами, изучение существования внешкольных учреждений (Дом Пионеров), идейно-теоретические основы и организация изучения пионерского движения, правила юных пионеров, порядок приема в детскую организацию — отражено в трудах И.Р. Вайсберга, В.И. Десятерик, А. П. Зиновьева, Ю. В. Еремина, М. И. Калинина, С. М. Кирова. Н.К. Крупской.

    Работы Л.П. Ивановой, Г.С. Казанской, Б.Н. Пастухова, В.В. Привалова, В.С. Ханчина, Г.М. Иващенко, А.А. Строев посвящены организации работы звена и руководство звеном, содержание и формы деятельности пионерского звена, памятки учителям при работе с пионерами, о пионерском сборе.

    12 стр., 5634 слов

    Детское движение в России

    ... годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения; 4 этап: 90е годы XX века – 10е годы XXI века – саморазвитие и саммопределение отечественного детского движения ... в группу, как взрослого, так и ребенка. Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о фактах наличия ...

    Работы, содержащие в себе историю о марксизме-ленинизме; причины зарождения пролетарского юношеского движения; рассуждения о коммунистической партии, которая являлась организатором и руководителем комсомола; рождение Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина; комсомол и пионеры в период строительства социализма (1926-1932 годы), в период победы и упрочения социализма (1933-1941 годы), ВЛКСМ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), послевоенное восстановление народного хозяйства ВЛКСМ и его дальнейшее развитие; деятельность ВЛКСМ в годы XI и X пятилетки; актуальные проблемы коммунистического воспитания подрастающего поколения, принадлежат Н. Ф. Басову, И. М. Ильинскому, А. А. Королеву, В. К. Криворученко, Н. К. Крупской, В. И. Ленину, Н.И. Монахову, В. А. Сулемову, Н. В. Трущенко, Е. М. Тяжельникову.

    Следующие материалы и работы, посвященные партийному руководству; съездам КПСС; различные документы, которые включают в себя вопросы молодежного движения; речи и статьи известных политических деятелей — все это, содержится в работах В.С. Ханчина, Н.В. Трущенко, А. С. Трайнина, Н.И. Монахова, И.В. Ленина, а также сюда относятся материалы XXIII, XXIV и XXV съездов КПСС.