Актуальность темы данной работы заключается в том, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны иметь равный потенциал со здоровыми детьми в получении образования.Возникает необходимость во внедрении таких форм обучения, которые обеспечивают оптимальные условия детям с ОВЗ. Инклюзивное образование предполагает создание гибкой и адаптивной образовательной среды, которая может удовлетворить образовательные потребности всех учащихся. Одним из важнейших направлений компьютеризации образования является поиск методов, форм и средств обучения, обеспечивающих благоприятные условия для формирования и реализации потенциала личности.
В настоящее время в Российской Федерации активно совершенствуется система образования: создаются новые законы, стандарты, постановления. Обучение людей с ограниченными возможностями и инвалидов является одним из приоритетных направлений системы образования. В связи с ростом числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Министерство просвещения Российской Федерации уделяет большое внимание созданию образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех детей данной категории с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья [12].
Предмет исследования: процесс обучения компьютерным и информационно-коммуникационным технологиям детей с ограниченными возможностями в средней школе.
Предмет исследования: обучение слабовидящим детям информатике и информационно-коммуникационным технологиям.
Цель исследования: разработать сайт и учебные материалы для обучения информатике слабовидящих учащихся по разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить сущность инклюзивного образования в условиях
современной школы.
2. Рассмотреть возможности дистанционного образовательных
технологий для обучения информатике детей с ОВЗ в условиях
инклюзивного образования.
3. Проанализировать электронные образовательные ресурсы,
применяемые для обучения учащихся с нарушениями зрения.
4. Разработать сайт и учебные материалы по информатике и ИКТ для
обучения слабовидящих детей.
Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями
... ГЛАВА II. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями 2.1. Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребенка с нарушенным слухом ... Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. ...
5. Предложить методические рекомендации и провести апробацию
разработанных материалов методом экспертных оценок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 1.1 Сущность инклюзивного образования в условиях
современной школы
В наши дни в России большое место уделяется инклюзивному образованию. Разрабатываются и воплощаются в жизнь нормативноправовые акты различного уровня, используются адаптированные образовательные программы, проводится большое число научных разработок в этой области, внедряются социальные проекты и пр. Интенсивно идет процесс исследования наиболее эффективных форм обучения детей с ограниченными возможностями. При инклюзивном образовании все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, где учитывают их особые образовательные потребности и предоставляют необходимую специальную поддержку [13].
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения, при котором все дети, независимо от их интеллектуальных, психофизических и иных особенностей, обучаются по месту жительства и включены в общеобразовательную систему совместно с их сверстниками без инвалидности в школах общего типа, где предоставляют необходимую специальную поддержку и учитывают их особые образовательные потребности [3].
Цель инклюзивного образования состоит в том, чтобы создать условия для получения образования, благодаря которым любой ребенок сможет адаптироваться независимо от его индивидуальных особенностей [12].
Цели такого образования заключаются в том, чтобы включить особых детей в школьную систему и обеспечить их равенство.
При обучении детей с ОВЗ нужно уделять внимание следующим принципам инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются друг в друге;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в
том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека [3].
Инклюзивное образование воспринимает ребенка таким, какой он есть, подстраивая под него образовательную систему.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это те дети, у кого есть различные отклонения физического или психического плана, обусловленные нарушениями общего развития, которые не позволяют им вести полноценную жизнь[26].
Состояние здоровья этих детей затрудняет освоение образовательных программ вне особых условий обучения и воспитания.
Большинство учащихся с ограниченными возможностями обладают низким уровнем познавательной активности, низкой мотивацией к учебной деятельности, ограниченной автономией и трудоспособностью. Следовательно, исследование и использование активных форм, методов и методик обучения является одним из необходимых способов повышения эффективности процесса корректирующего развития.
Концепция интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями ...
... стране пропагандируется идея интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в среде нормально развивающихся. Одной из значимых проблем на этапе модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в ...
Целями образования помимо получения определенного набора знаний и умений, являются создание благоприятных условий для раскрытия способностей ребенка, для реализации и развития его потенциала [23].
Оптимальным условием для достижения этих целей является естественная среда, в которой нет давления и есть возможность найти свое место, проявить инициативу и независимость, свободно реализовать свои навыки и образовательные потребности. Включение активных методов обучения в образовательный процесс делает возможным создание такой среды, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Задача школы – подготовить выпускника, имеющего необходимые знания, умения и качества, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни [23].
Для этого необходимы эффективные формы организации учебного процесса, новые педагогические технологии и активные методы обучения.
С первого сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) [32].
Стандарт регламентирует отношения в сфере образования следующих групп детей с ограниченными возможностями здоровья [32]:
- слепых;
- слабовидящих;
- глухих;
- слабослышащих;
- позднооглохших;
- умственно отсталых;
- с задержкой психического развития;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с расстройствами аутистического спектра;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Стандарт создан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.
ФГОС ОВЗ и Приказ демонстрирует комплекс обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования в организациях, ведущих образовательную деятельность [32].
Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике является принцип активности и сознательности учащихся [23].
Согласно этому принципу обучение эффективно только тогда, когда ученики самостоятельно проявляют познавательную активность не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Все это должно происходить на доступном для ученика уровне и с помощью учителя.
Информационно-коммуникационный, частично поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, коммуникативный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля являются наиболее подходящими методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ [23].
На основе анализа литературы можно выделить следующие формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ [26]:
- организация гибкого временного режима обучения;
обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы,
материала);
организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в
Особенности организации дистанционного обучения детей с ограниченными ...
... «Региональном центре оценки качества образования и информационных технологий» по программе «Использование дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья». Также обучение прошли родители учащихся - «Организационно-технологические аспекты дистанционного обучения детей-инвалидов»( В 2013г. к ...
своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть
успешным;
- организация деятельности и сотрудничества в малых группах;
обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность
попробовать себя в разных ролях и позициях;
использование технических средств обучения для каждой категории
детей с ОВЗ;
гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с
учетом индивидуальных особенностей);
наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной
образовательной программой.
Эти формы и методы способствуют формированию у студентов познавательной активности, умения использовать предоставленную информацию, умения самостоятельно искать пути решения проблемы.
Из ст. 19, ст. 43 Конституции РФ следует, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на образование в том виде и объеме, в каком этим правом в соответствии с Конституцией РФ обладает каждый[18].
Чаще всего детей с ограниченными возможностями принимают в классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учеников, обучающихся в общеобразовательном классе с общей занятостью 25 человек, может варьироваться от одного ребенка до пяти. Методисты рекомендуют, чтобы в один класс попадали дети одной нозологической группы (например, нормально развивающиеся и слабовидящие).
В общеобразовательной школе увеличивается количество уроков, которые могут посещать дети с ОВЗ с обычными детьми, но при этом педагогу и администрации образовательного учреждения необходимо руководствоваться специальными адаптированными образовательными программами (Федеральный закон «Об образовании в РФ» ст. 79 п. 1: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой …»)[34].
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психического или физического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию недостатков развития и социальную адаптацию лиц данной категории.
В ФЗ «Об образовании в РФ» определены условия для получения образования учащихся с ОВЗ с использованием специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, а также использование специальных технических средств, учебных пособий, дидактических материалов и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [3, 34].
Для гармоничного развития личности школьника с ОВЗ важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью, поэтому следует создавать и воспроизводить ситуации, трудные для ребенка, но возможные в реальной жизни; анализ и проигрывание послужат им основой дальнейшей социализации [25].
Образовательные потребности детей особых категорий закреплены особенностями лимитов здоровья, выстраивают логику образовательного процесса и отражаются во всех его составляющих. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем учащимся с ОВЗ [3]:
Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка ...
... отношению к ребенку-инвалиду, понимание перспектив его профессионального будущего. В качестве основных задач профориентированного консультирования членов семей выступают: 1) ориентация родителей в ... ребенка, прогнозируюся его возможности к обучению по определенной программе. В случае если у ребенка оказываются резко сниженными познавательные способности и психофизические недостатки развития имеют ...
- максимально раннее начало обучения;
- индивидуализация обучения;
необходимость использования специальных средств, приёмов и
методов обучения;
изменение содержания образования (например, введение
специальных разделов, сокращения объема содержания);
обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
- максимальное расширение образовательного пространства.
Только с учетом особых потребностей детей этой категории они смогут получить образование.
Таким образом, образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает создание для них особой коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей условия воспитания и обучения, возможности для получения образования равные с обычными сверстниками в пределах специальных образовательных стандартов, социальную адаптацию. В связи с этим образование является одним из главных условий обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности и успешной социализации.
1.2 Обучение информатике в условиях инклюзивного
образования
В настоящее время опыт инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями активно развивается в контексте общеобразовательной среды наравне с нормально развивающимися сверстниками. Такой вариант обучения ставит массовую школу и педагогов перед рядом проблем: как организовать урок в инклюзивном классе, какие использовать формы отчета для ребенка с ОВЗ. Важность исследований в этой области продиктована необходимостью разработки гибкой образовательной системы с учетом индивидуальных потребностей студентов.
Современное образование предлагает использовать две взаимосвязанные формы обучения детей с ОВЗ – инклюзивную (в образовательном учреждении, когда ребенок включен в жизнь класса) и домашнее обучение (разрабатывается индивидуальная учебная программа).
При реализации обеих форм обучения могут использоваться дистанционные технологии обучения.
Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, позволяя такому ребенку адаптироваться к условиям общеобразовательных школ, в обычном классе [7].
Уроки инклюзивного образования объединяют нормальных детей и детей с различными ограниченными возможностями. Вне зависимости от индивидуальных особенностей детей педагог должен правильно разбираться в различиях между ними, важно понимать и принимать каждого ребенка. Именно поэтому при планировании и организации уроков в классах с инклюзивным образованием необходимо опираться на специальные дидактические принципы:
- принцип педагогического оптимизма (учиться могут все дети);
принцип ранней педагогической помощи (раннее выявление и
диагностика отклонений в развитии для определения особых
образовательных потребностей);
принцип коррекционно-компенсирующей направленности
образования (построение обучения в соответствии со спецификой
природы недостатка развития);
принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании
Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
... содержания традиционных и альтернативных форм обучения в дошкольном образовании, исследование. Гипотеза: предполагаем, что при имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, ...
(коллективная предметно-практическая деятельность под
руководством педагогического работника);
принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств
специального образования (коррекционно-педагогическая помощь
по развитию речи, мышления и общения);
принцип социально-адаптирующей направленности (преодолеть или
уменьшить «социальное выпадание»);
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
принцип необходимости специального педагогического руководства
[22].
Для учителя основная проблема урока — соотнести индивидуальные способности детей с ограниченными возможностями здоровья с необходимостью соответствовать образовательному стандарту. При разработке уроков информатики в инклюзивном классе должны учитываться как общеобразовательные задачи (удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта), так и коррекционноразвивающие задачи.
К коррекционно-развивающим задачам относятся:
коррекция трудностей словесно-логического мышления и
мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации,
обобщения;
развитие и коррекция трудностей связной речи, включая
монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;
- преодоление трудностей в развитии внимания;
- увеличение объема памяти;
создание положительной мотивации посредством помощи,
подбадривания, похвалы, создания ситуаций успеха и
конструктивной критики благотворно влияет на процесс обучения
[7, 22].
Большую роль в инклюзивном образовании играют уроки информатики. В школах оборудуются компьютерные классы, совершенствуется учебно-методическое обеспечение, акцентируется внимание на практических работах, так как навыки у учащихся с ОВЗ в большинстве случаев развиваются медленнее, чем у здоровых [12].
Можно особо отметить некоторые важные требования к уроку информатики в школах с инклюзивным образованием [6, 12]:
педагог должен не только знать учебный предмет, но и владеть
различными формами и методами организации урока, быть готовым
доступно для детей преподнести информацию; необходимо скорректировать структуру знаний, умений и навыков в соответствии с психическими и физическими возможностями, как отдельного ученика, так и всего класса; на каждом уроке должен осуществляться индивидуально дифференцированный подход в соответствии с возможностями учеников. Например, программирование, сайтостроение, а для глухонемых детей сложно дается логика и алгоритмизация; дидактические материалы должны соответствовать уровню развития ребенка, урок должен быть технически оснащен; если идет работа с компьютером, то преподавателю необходимо наглядно показывать учащимся алгоритм действий; задания для самостоятельной работы нужно давать после разбора аналогичных примеров; урок всегда нужно начинать с повторения информации, полученной на предыдущих занятиях; при обучении нужно делать акцент на опыт практической деятельности ученика и на наиболее развитые способности, поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья обладают менее развитой логикой и менее сформированным понятийным аппаратом. Понятия, связанные с информатикой, должны вызывать доступные для понимания ассоциации, особенно это касается темы «Строение компьютера»; необходимо учитывать снижение внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, ввиду пресыщения однообразной деятельностью. Из-за этого педагог должен менять виды деятельности:
Урок физической культуры в школе: особенности подготовки и проведения ...
... к работе по физическому воспитанию в школе. Урок физической культуры является такой формой занятий, которой охватываются в обязательном порядке все учащиеся школы. Уроки ... каждого урока. Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в ...
1. Начинать урок лучше с заданий, тренирующих память,
внимание.
2. Интеллектуальные задания повышенной сложности выполнять
в середине урока.
3. Чередовать обучающие задания с заданиями, имеющими
коррекционную направленность (гимнастика для глаз).
При построении занятия, педагог делит урок на три этапа [12]: 1. Организационно-подготовительный этап подразумевает активное включение в урок и предпосылки для продуктивной работы. Поскольку у детей разные умственные, психологические и физические способности, они по-разному воспринимают информацию. Из-за чего данный этап является одним из самых сложных. Для активации внимания необходимо заранее подготовить упражнения в виде задания, диалога или игры. В большинстве случаев использование игровых технологий способствует более эффективному результату. Чтобы дети психологически подготовились к работе с компьютером, выполнять домашнее задание в тетради или работать самостоятельно, учитель должен сразу объяснять ученикам, чем они будут заниматься во время урока. 2. Основной этап решает главные задачи урока. Сначала учитель должен повторить цель урока и выделить задачи, акцентируя внимание на том, что они могут рассчитывать на его помощь. После этого следует начать повторять предыдущее или изучать новый материал. Для лучшего усвоения и полного восприятия необходимо систематически обращаться к изучаемому материалу для уточнения знаний и умений. 3. Заключительный этап – подведение итогов. Учитель должен поговорить с учениками о том, что они узнали, что они узнали, можно обсудить тему следующего урока, чтобы дети увидели связь между темами урока. необходимо дать домашнее задание, поставить оценку уроку, дать возможность привести в порядок рабочее место.
Обеспечению хорошего результата в освоении учебного предмета и облегчению проведения урока способствует наличие универсальных технических средств в учебных классах, в которых обучаются дети с различными видами ограниченности возможностей здоровья [6]:
1. Специальные клавиатуры (от стандартных клавиатур отличаются
размерами, более контрастным цветом знаков, расстоянием между
клавишами).
Под разные физические особенности приспособлены
различные модификации.
2. Интерактивная компьютерная доска с проектором.
Многофункциональная рабочая поверхность для совместного
обучения детей с различными особенностями здоровья.
Используется для письма, рисования, выполнения упражнений, для
демонстрации презентаций, просмотра фильмов.
Компьютер помогает ребенку приобрести такие знания, навыки и умения, с помощью которых он сможет адаптироваться в социальном плане.
Использование информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями способствует развитию имеющихся возможностей, направлено на снижение дефицита познавательной активности и формирование личностных качеств.
В настоящее время создано множество обучающих игр, которые используются в работе с учениками с ограниченными возможностями, которые позволяют подбирать упражнения исходя из уровня развития ученика, а не его возраста. Специальные упражнения развивают зрительную память, внимание, мышление. Компьютерные игры увеличивают заинтересованность содержанием учебного материала, повышая тем самым интерес к процессу обучения, способствуют развитию навыков самоконтроля и самостоятельной работы [6].
«ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННЫХ ...
... необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную среду. Коррекционно-развивающее обучение позволяет обеспечить оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе. Исходя из вышесказанного, планирование, содержание и условия реализации коррекционных программ для детей с ЗПР имеют ...
Работа за компьютером формирует у ребенка такие качества, как независимость, внимание, уверенность в себе, настойчивость, аккуратность, ответственность, повышение самооценки, развитие эмоционального и интеллектуального удовлетворения.
Еще одна форма качественного образования детей с ограниченными возможностями — домашнее обучение, которое также реализуется с помощью дистанционных технологий.
Дистанционное обучение – это «обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса».
Дистанционные технологии в организации образовательного процесса системы образования регламентируют Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [35] и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [28].
При дистанционной модели обучения ученик должен не только обладать пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с информацией (ознакомительными, поисковыми, изучающими, работать с электронными словарями и справочниками), встречающейся в сети Интернет.
Дистанционное обучение должно предполагать совмещение самостоятельной познавательной деятельности студентов с различными источниками информации, специально разработанными учебными материалами, взаимодействием с преподавателем и командной работой.
Дистанционное занятие — это форма организации дистанционного урока, проводимого в определенные временные рамки, при котором процесс обучения основан на использовании информационных и коммуникационных технологий с целью приобретения знаний, навыков и навыков. Временной интервал может быть астрономическим или академическим часом. Урок может проводиться как с группой учащихся, так и с одним учеником. Во время урока может быть дистанционный учитель, который ведет урок, и местный координатор, который помогает детям в трудных случаях.
Дистанционные уроки бывают следующих видов: урок, опубликованный на сайте, видеоурок, урок через форум, чат, видеоконференция.
При дистанционном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья существуют достоинства и недостатки [6].
Достоинства:
1. Содействует обучению людей с физическими и психическими
недостатками, регулирует психологические проблемы
обучающихся, обогащает коммуникативную сферу учеников и
педагогов, устраняет проблемы удалённости от учебных заведений и
временные и пространственные ограничения.
2. Гибкость, индивидуализация и адаптивность обучения. Занятия
Учебные материалы.. первая помощь в учебе
... с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха, эгоизма и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства. Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. ...
проходят в удобном графике и темпе. Это не только повышает
качество образования, но предоставляет возможность виртуального
общения в компьютерной сети, помогает ребятам реализовать себя в
социуме с помощью Интернет технологий.
3. Урок может проводиться в режиме онлайн с применением
программы Skype, которая позволяет работать с учащимися
удаленно, демонстрировать экран, проводить голосовые и
видеозвонки, обмениваться учебными файлами, мгновенными
сообщениями.
Недостатки:
1. Невысокий уровень владения компьютером большинством детей с
ограниченными возможностями, особенно младших школьников.
2. Низкая скорость сети Интернет, перебои с подключением.
Таким образом, развитие инклюзии дает каждому ребенку возможность удовлетворить свою потребность в образовании, независимо от его физических и умственных характеристик. Ресурсы для дистанционного обучения практически безграничны; виртуальное пространство помогает преодолеть условные границы. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями — это не только одно из направлений информационного общества, это исключительная возможность для этих детей найти работу в жизни и в будущем получить желаемую профессию.
1.3 Анализ электронных образовательных ресурсов,
применяемых для обучения учащихся с
нарушениями зрения
Информационные технологии нашли применение в организации учебного процесса. Введение электронных образовательныхресурсов (далее – ЭОР) становится одним из путей совершенствования современного образования в РФ. ЭОР – это учебные материалы, для использования которых применяются технические устройства [24].
По структуре создания электронные образовательные ресурсы делятся на текстографические, текстовые (гипертекстовые) и мультимедийные (интерактивные).
К тестографическому типу ESM относятся образовательные сайты и электронные учебники, в которых осуществляется перевод с бумажных носителей на электронные. Гипертекстовый тип EOR включает энциклопедии и учебники, в которых используется поиск по гиперссылкам. К мультимедийному типу ЭОР относят видео, аудио, анимацию, с помощью которых осуществляется взаимодействие с пользователем [20].
Современные электронные ресурсы, в отличие от других учебных пособий, обладают интерактивностью и мультимедиа, которые помогают снизить утомляемость в классе.
Информатизация общества в современных условиях предоставляет лицам с нарушениями здоровья возможности пользования общественными информационными достижениями для реализации своего потенциала
Компьютерные технологии, основанные на аппаратном и программном обеспечении, которые преобразуют информацию в форму, воспринимаемую слепыми, играют важную роль в решении информационных проблем. Специальные программы помогают слепым, используя звуковоспроизведение, выделение или увеличенный текст, самостоятельно работать на персональном компьютере, получая доступ к общедоступной информационной среде.
Развиваясь, компьютерные технологии делают более доступной электронную форму представления информации для людей с нарушением зрения, повышая, таким образом, значимость компьютерных тифлотехнологий [14].
Люди с проблемами зрения относятся к категории людей с психофизическими нарушениями, которые проявляются ограниченным зрением или полным отсутствием зрения, что влияет на формирование личности. У таких людей наблюдается отставание, дезориентация в пространстве, отклонения в эмоциональных, социальных и коммуникативных сферах [17].
Нарушение зрения снижает зрительные ощущения, замедляя восприятие. У слабовидящих детей в 2 раза снижается скорость восприятия,замедляется опознание объектов, что приводит к ухудшению процессов памяти, нечёткости восприятия, фрагментарности, схематизму, низкому уровню обобщенности и вербализму,недостаточному осмыслению изучаемого материала, дефектам речевой деятельности [14].
Детей с проблемами зрения делят на две группы: слепые и слабовидящие. В медицине слепыми детьми считаются дети, полностью утратившие способность визуально воспринимать окружающий мир, то есть у них отсутствует световосприятие и светочувствительность. Случай полной потери зрения считается полной или полной слепотой. Дети с практической слепотой – это частично видящие дети, потому что у них не нарушено светоощущение или остаточное зрение, которое дает им возможность частично различать контуры, цвет, свет, позволяет сориентироваться в пространстве и является способом приобретения информации о внешнем мире [5].
Слепые дети учатся читать и писать по Брайлю.
Слепой может различать очертания предметов, читать увеличенный шрифт, воспринимать разноцветные иллюстрации, контрастные изображения.
При обучении вместе с нормальными и слепыми детьми следует обращать внимание на особенности, связанные с обучением. Многие визуальные качества предметов не полностью воспринимаются данной категорией детей, поэтому создать у них визуальный аналог восприятия не представляется возможным.
Поскольку слабо развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, у большинства из них возникают трудности в оценивании пространственных характеристик (направление, положение, расстояние).
Нарушение зрения приводит к непониманию слов, имеющих конкретное значение, и к тому, что запас знаний не наполнен точным объективным значением.
Специальная подготовка позволяет им использовать слуховой, тактильный и моторный анализаторы для компенсации нарушения зрения. Осязательное восприятие осуществляется с помощью руки или грифеля для использования брайлевского прибора для письма,дополняется речью. Важным ориентиром в восприятии служит слух. Он не только помогает сориентироваться во времени и пространстве, но и дает возможность воспроизвести образную информацию.
Общеобразовательные школы должны создать адаптивную образовательную среду, применить адаптированные программы, использовать дополнительный дидактический материал для детей с нарушением зрения [5].
Технические решения для людей с нарушенным зрением [6] (см. Таблица 1):
Таблица 1
Технические решения для людей с нарушением зрения
Комплектующие / № Название Назначение
виды
Персональный
компьютер
Программы
экранного доступа Позволяет работать с графической,
текстовой и печатной информацией. Компьютерный
Применение комплекса помогает 1 комплекс для Видеоувеличитель
учащимся просматривать учебные слабовидящих
пособия в удобном виде и участвовать в
Синтезатор речи рабочем процессе наравне с другими
Читающие
устройства
Стационарные Электронный Позволяют читать литературу, 2 Ручные видеоувеличитель рассматривать иллюстрации и графики
Переносные
Помогают организовать учебный процесс
в соответствии со стандартной школьной Учебные пособия программой. Вся текстовая информация 3 и письменные дублируется шрифтом Брайля. Удобны принадлежности для использования, как на уроках, так и
дома для закрепления полученных
знаний
Помогает учащимся лучше запоминать
учебный материал, позволяет
воспроизводить записанную в Устройство для утвержденном Всероссийским прослушивания Портативный обществом слепых формате важную обучающих аудио- тифлоплеер информацию в удобное время и столько пособий раз, сколько это необходимо. Большой
объем памяти и интуитивно понятный
интерфейс делают использование
устройства удобным и комфортным
Применение ЭОР делает урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным, способствует развитию творческого потенциала.
Для разработки ЭОР задействуются стандартные (программа подготовки презентаций, аудио, видео и графический редакторы, текстовый процессор)и специальные (программы для создания веб-страниц, флешроликов, программы для интерактивной доски) программные средства. Широко распространены различные интернет-сервисы и порталы для создания электронных образовательных ресурсов (например, создание тестов, интерактивных приложений, гипертекстовых учебников) [9].
Для учеников с ОВЗ компьютерные технологии имеют значение не только для изучения, но и как коррекционное средство.
Электронные ресурсы ощутимо повышают возможности представления информации, возрастаетмотивация детей, растет его заинтересованностьв познавательной деятельности, формируется и растёт знание и опыт в информационных и коммуникативных сферах у учащихся с ограниченными возможностями здоровья [15].
Передача словесной информации с помощью ЭОР способствует эффективной учебе в инклюзивном образовании.
Рассмотрим некоторые типы электронных образовательных ресурсов по их функциональному назначению [16, 27] (см. Таблица 2):
Таблица 2
Некоторые типы электронных образовательных ресурсов по их
функциональному назаначению Тип Характеристики Средства создания Применение
Для представления
Набор слайдов и спецэффектов, проектов, для
который может содержать Microsoft сопровождения Презентации аудио и видеофрагменты, PowerPoint занятий, для
анимацию, элементы OpenOffice Impress самостоятельного
интерактивности использования
обучающимися
Научно-справочное пособие
(энциклопедия, словарь,
справочник) представленное в
Гипертекстовые
электронном виде с
системы
использованием компьютера. Электронные Языки Поиск
Возможности: энциклопедии гипертекстовой информации
поиск по ключевым словам;
разметки
навигация с помощью
(например, HTML)
гиперссылок;
возможность добавления аудио
и видеофрагментов.
Набор текстовых
файлов в форматах Для
Наглядное электронное учебное
doc, txt, самостоятельных
пособие (сборники задач, Дидактические объединенных в работ на уроке или
диктантов, упражнений, материалы логическую дома, для
примеры рефератов и
структуру демонстрации
сочинений)
средствами перед классом
гипертекста
Microsoft Power Выполняют функции Point Программы- дидактических материалов, MyTest Для формирования тренажеры могут отслеживатьход решения онлайн-сервисы умений и навыков
и сообщать об ошибках (например, Learn ingApps)
Проведение
Программные комплексы, Программы, Системы эксперимента,
позволяющие обучаемому моделирующие виртуального который в
проводить эксперименты виртуальный эксперимента реальности был бы
виртуально эксперимент
невозможен Программные Проверка знаний, системы Google Формы для
Опросы и тесты контроля MyTest педагогических знаний исследований Электронные Образовательное электронное Moodle Изучение, учебники и издание или ресурс для Udemy закрепление и учебные курсы поддержания учебного процесса Stepic контроль знаний
Тренируют Обучающие
Языки мышление, игры и Интерактивные программы с
программирования изобретательность, развивающие игровым сценарием
(Java, C#, C++) воображение, программы
креативность
Облегчение
понимания и Интерактивные Упрощенный вариант запоминания,
Genially рисунки интерактивных моделей закрепление
изученного
материала
Для повышения
Movavi
качества обучения,
Процесс передачи информации Camtasia Studio
для Видеоурок при помощи мультимедийных PowerPoint
самостоятельного
технологий Sony Vegas
использования
Adobe Premiere
обучающимися
Применение электронных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий способствует специальному коррекционному обучению учеников с ОВЗ, помогают в решении различных задач, с учетом их психофизических особенностей.
Целесообразность применения ЭОР заключается в следующем[1, 2]:
- наглядность;
- индивидуальный подход, соответствие уровню знаний ученика;
повышение эстетического и эмоционального уровня проводимых
занятий;
- возрастание интереса при обучении;
- увеличение объёма выполненных заданий;
- разнообразие дидактического материала;
- рост скорости усвоения материала;
допустимость выбора подходящего темпа изучения учебного
материала.
Именно поэтому ЭОР становится эффективным дидактическим средством формирования стратегии обучения.
Для организации урока информатики можно воспользоваться надежными ЭОР, содержащими материалы разных типов:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(www.school-collection.edu.ru) [10].
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(www.fcior.edu.ru) [36].
3. Единое окно доступа к информационным ресурсам
(www.window.edu.ru) [11].
Ресурсы предоставляет открытый доступ к тематическим модулям элементов урока, с помощью которых можно создать собственную разработку. Они представлены в виде информационных, практических и контрольных модулей, которые в зависимости от цели можно применять на разных этапах урока. Их могут использовать дети, не посещающие занятия[16, 20].
Сейчас для слепых и слабовидящих вводятся учебные фонические пособия. Озвученный текст учебников помогает теоретический материал связать с практическим. Восприятие для слепых перемещено на осязание, для слабовидящих – на зрительно-осязательную основу, а символико-цифровой и иллюстративно-графический материал адаптирован по цвету, контрастности, рельефу [8].
Разработка инклюзивных ЭОР, доступных для слабовидящих, должна опираться на определённые правила и подходы согласно классификации для каждой группы слабовидящих, предложенной Денискиной В.З. и Косовой Е.А. [19, 29]:
1. Тотально слепые – не видят свет.
Для результативного обучения всех категорий слепых вводятся устройства, основанные на шрифте Брайля (брайлевские принтеры и дисплеи),программные средства специального типа – синтезаторы голоса. Всё программное обеспечение построено на восприятии слухом (звуковые программы и аудио книги).
2. Слепые со светоощущением – отличают свет от тьмы.
Помимо озвучивания применяется коррекционное программное обеспечение. Сенсорный экран как средство представления данных снижает дальнейшую вероятность потери зрения.
Для самостоятельной разработки учебных и коррекционных программ можно применять мультимедийный редактор Microsoft PowerPoint.
3. Слепые со свето и цветоощущением – отличают свет от тьмы,
различают цвета.
Используют специальные коррекционные программы для определения света и цветов, что улучшает пространственную ориентировку.
4. Слепые с остротой зрения от 0,005 (не включая) до 0,01
(включительно) – считают пальцы у лица.
Применяют коррекционные озвучиваемые программы с визуализацией на сенсорном экране, объекты которого обладают максимальным контрастом и размерами.
5. Слепые дети с предметным зрением от 0,01 (не включая) до 0,05
(включительно).
Применяют коррекционные озвучиваемые программы с визуализацией на сенсорном экране для распознавания форм и размеров предметов.
6. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 (не включая) до 0,1
(включительно).
Применяются прикладные учебные программы с повышенной контрастностью и размером изображений с аудио сопровождением. При обучении слабовидящих не используется шрифт Брайля, дети учатся читать с помощью плоского печатного шрифта, за исключением прогрессирующих заболеваний, ведущих к слепоте. При использовании сенсорного экрана можно исключить электронные увеличители.
7. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 (не включая) до 0,2
(включительно).
Программы аналогичны предыдущим. Могут отличаться уровнем контраста, размерами шрифтов и объектов на экране, расстоянием до экрана монитора.
8. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,2 (не включая) до 0,4
(включительно).
Дети используют зрительное восприятие. Возможно применение программы без звукового сопровождения с учетом высокого контраста и необходимого размера объектов.
9. Трихроматы с пониженным зрением.
10.Цветоаномалы с пониженным зрением.
Используются готовые или специально разработанные учебные программы, которые учитывают возможность изменения размеров графических объектов и шрифтов с сохранением контента, контрастности фона и изображений.
11.Цветоаномалы с нормальной остротой зрения.
12.Слепые на один глаз с остротой зрения на лучшем глазу от 0,9
(включительно) до 1,0 (включительно).
В случае неправильного восприятия цвета при выборе программобращать внимание на высокий цветовой контраст. А в случае низкой остроты зрения на втором глазу применять стандартные программы, определяя место для ученика перед сенсорным экраном под углом лучшего восприятия здоровым глазом.
Следовательно, в зависимости от выбранной группы создание ЭОР должно основываться на технологии визуального или невизуального восприятия информации.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
РЕСУРСА ПО ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ И
ИКТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
2.1 Разработка сайта и учебных материалов по
информатике и ИКТ для обучения слабовидящих
детей
В рамках проводимого исследования для обучения информатике и ИКТ слабовидящих детей было приято решение разработать образовательный ресурс – образовательный сайт, содержащий все необходимые учебные материалы и отвечающий всем требованиям, представленным в теоретической части работы. Был выбран раздел «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» для учащихся 7 класса.
Для разработки сайта было принято решение использовать систему Ucoz. Это бесплатная система управления и хостинг для сайтов, состоящая из отдельных модулей, которые можно активировать, учитывая его функциональность.
Рассмотрим подробнее структуру разработанного сайта:
1. «Главная страница» включает название изучаемого раздела и
приветствие (см. Рис. 1).
Рис. 1. Главная страница 2. Страница «1. Основные компоненты компьютера и их функции» (см. Рис. 2):
Рис. 2. Страница «1. Основные компоненты компьютера и их
функции» 2.1 Теоретический материал: презентация Microsoft PowerPoint с расширением pptx; озвученное видео Киностудии Windows Live с расширением
mp4. 2.2 Практический материал, созданный с помощью сервиса
LearningApps.org: «Функции компьютера» (тип задания «Найти пару» со звуком,
см. Рис. 3);
- Рис. 3. Упражнение «Функции компьютера» «Основные компоненты компьютера» (тип задания «Викторина с
выбором правильного ответа» со звуком, см. Рис. 4).
Рис. 4. Упражнение «Основные компоненты компьютера» 3. Страница «2. Персональный компьютер» (см. Рис. 5):
- Рис. 5. Страница «2. Персональный компьютер» 3.1 Теоретический материал: презентация Microsoft PowerPoint с расширением pptx;
- озвученное видео Киностудии Windows Live с расширением mp4. 3.2 Практический материал, созданный с помощью сервиса LearningApps.org: «Системный блок» (тип задания «Ввод текста» со звуком, см. Рис. 6);
- Рис. 6. Упражнение «Системный блок» «Внешние устройства компьютера» (тип задания «Игра
«Парочки» со звуком, см. Рис. 7);
- Рис. 7. Упражнение «Внешние устройства компьютера» «Компьютерные сети» (тип задания «Заполнить пропуски», см.
Рис. 8).
Рис. 8. Упражнение «Компьютерные сети» 4. Страница «3. Программное обеспечение компьютера» (см. Рис. 9): Рис. 9. Страница «3. Программное обеспечение компьютера» 4.1 Теоретический материал: презентация Microsoft PowerPoint с расширением pptx; озвученное видео Киностудии Windows Live с расширением mp4. 4.2 Практический материал, созданный с помощью сервиса LearningApps.org: «Программное обеспечение компьютера. Понятия» (тип задания «Найти пару» со звуком, см. Рис. 10);
- Рис. 10. Упражнение «Программное обеспечение компьютера.
Понятия» «Программное обеспечение компьютера. Компьютерные
программы» (тип задания «Классификация» со звуком, см. Рис.
11).
Рис. 11. Упражнение «Программное обеспечение компьютера.
Компьютерные программы» 5. Страница «4. Файлы и файловые структуры» (см. Рис. 12):
- Рис. 12. Страница «4. Файлы и файловые структуры» 5.1 Теоретический материал: презентация Microsoft PowerPoint с расширением pptx;
- озвученное видео Киностудии Windows Live с расширением
mp4. 5.2 Практический материал, созданный с помощью сервиса
LearningApps.org: «Файлы и файловые структуры» (тип задания «Найти пару» со
звуком, см. Рис. 13);
- Рис. 13. Упражнение «Файлы и файловые структуры» «Расширения файлов» (тип задания «Классификация» со звуком,
см. Рис. 14).
Рис. 14. Упражнение «Расширения файлов» 6. Страница «5. Пользовательский интерфейс» (см. Рис. 15):
- Рис. 15. Страница «5. Пользовательский интерфейс» 6.1 Теоретический материал: презентация Microsoft PowerPoint с расширением pptx;
- озвученное видео Киностудии Windows Live с расширением mp4;
- 6.2 Практический материал, созданный с помощью сервиса LearningApps.org: «Пользовательский интерфейс» (тип задания «Найти пару» со звуком, см. Рис. 16).
Рис. 16. Упражнение «Пользовательский интерфейс» 7. Страница «Итоговый тест по разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» включает тест «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», созданный с помощью Google Форм (см. Рис. 17).
Рис. 17. Страница «Итоговый тест по разделу «Компьютер как
универсальное устройство для работы с информацией» 8. Страница «Информация о сайте» включает информацию о содержании сайта (см. Рис. 18).
Рис. 18. 8. Страница «Информация о сайте» При создании презентаций были учтены следующие требования[31]: 1. Размер шрифта и количество текста на одном слайде:
1.1 Крупный шрифт (основной текст – более 30 кегля, заголовки –
более 40 кегля).
1.2 Располагать текст с 1,5 интервалом между строками.
1.3 Менее 7 строк в слайде с 5-6 словами в каждой строке.
2. Тип шрифта:
2.1 Без засечек (Arial, Helvetica, Verdana и другие).
2.2 Не курсивное начертание.
2.3 Желательно использовать один шрифт.
3. Цвет и контрастность:
3.1 Использование контрастной цветовой схемы (например, белый
текст на темно-синем фоне).
3.2 Не использовать тексты черного цвета на красном фоне и
наоборот.
3.3 Вместо белого фона использовать бежевый.
3.4 Использовать темные цвета для фона и яркие цвета для текста.
4. Устная поддержка в течение презентации:
4.1 Текст читается громким голосом, медленно и чётко.
4.2 Объяснять рисунки и графики.
2.2 Методические рекомендации
Образовательное учреждение должно располагать интерактивным электронным обучающим контентом.
Для практического обучения при инклюзивном образовании школьникам с нарушениями зрения должны быть доступны специальные учебные пособия в форме:
- версия с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля;
версия с использованием увеличенного шрифта (Arial, 14 кегль и
более);
- аудиозапись;
- текст в формате DOC, DOCX, TXT, RTF, HTML;
- цветные рельефные изображения и наглядные пособия;
информативные контрастные иллюстративные пособия, не
загруженное второстепенными деталями, применение
разнообразных фонов.
При освоении слабовидящим учащимся предмета «Информатика и ИКТ» нужно создать следующие условия [33]:
1. Установить на компьютер программу экранного увеличения
(например, MAGic), синтезаторы речи, оснастить принтером для
печати рельефно-точечным шрифтоми наушниками.
2. Предоставить как учебники информатики в доступной форме, так и
дополнительные материалы.
3. Педагог, владеющий приемами и методиками использования
программ увеличения изображения.
4. Организовать дополнительные практические занятия.
Важными условиями обучения слабовидящих школьников служит адаптация среди сверстников и заинтересованность в обучении.
В условиях инклюзивного обучения для учащегося со слабым зрением создается адаптированная среда, предполагающая:
дополнительное освещение рабочего места с использованием
настольных ламп (по нормам общая освещенность не должна быть
ниже 1000 люкс, а освещённость рабочего места – не менее 400-500
люкс);
использование специальных учебников с крупным шрифтом,
специально разлинованных тетрадей, увеличительного
оборудования (очки и лупы), учебных пособий со шрифтом Брайля,
по возможности аудиокниг;
слабовидящего необходимо посадить на первый (возле окна) или на
средний ряд; близорукого ребенка нужно посадить за первую или
вторую парту; дальнозоркого – на последние парты;
для того чтобы ученик достаточно легко воспринимал учебный
материал в таблицах, схемах, на рисунках и на доске, наглядные
пособия должны быть крупными, яркими и четкими;
офтальмолог выбирает необходимую контрастность и кегль шрифта
длякаждого ученика персонально [4, 21].
Для того чтобы дети с нарушением зрения могли быть задействованы во фронтальной работе класса преподавателю следует изготовить наглядные пособия, тексты, индивидуальные карточки. При построении занятий учитель должен четко, ясно и выразительно проговаривать все, что он делает вслух и не должен забывать, что это необходимо ребенку со слабым зрением для лучшего усвоения учебного материала. Учитель должен наблюдать за тем, насколько быстро слабовидящий справляется с задачами и приспосабливается к темпу нормально видящих учеников, но в то же время он должен помнить, что время зрительной работы ограничено. Это необходимо для регулирования учебной нагрузки ученика [17].
Составляется программа, в которой отдельные темы исключаются, а срок изучения некоторых тем увеличивается, используются дополнительные дидактические задания. Важно ввести контроль над объемом домашних заданий, связанных со зрительной нагрузкой.
При этом ученик с нарушениями зрения в инклюзивном классе следует всем установленным нормам поведения.
Особое внимание уделяется охране зрения детей, не допускается переутомление. Непрерывная зрительная работа не должна превышать 5-7 минут у частично видящих и 10-15 минут у слабовидящих. В связи с замедленностью процессов чтения и письма необходимо исключить несущественный учебный материал. Детям с аномальной рефракцией (близорукость и дальнозоркость) нужно чередовать зрительную работу с другими видами работ для снижения утомляемости глаз [5].
Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования [30]:
1. Изучить рекомендации врача-офтальмолога.
2. Расположить рабочее место ребенка в зависимости от типа зрения.
Желательно обеспечить дополнительным освещением.
3. Увеличить время для выполнения заданий, в связи с замедленной
скоростью работы у таких детей, снизить требования к качеству
письма.
4. Использовать зрительную гимнастику для снятия напряжения глаз,
чередовать виды деятельности.
5. Речь педагога должна быть размеренной, вопросы – конкретными,
четкими, краткими.
6. Обеспечить условия для оптимального зрительного восприятия.
7. Использовать хорошо видимые по цвету, контуру, размеру учебные
материалы.
8. Располагать объекты на доске по отдельности.
9. Для отслеживания объекта использовать указки.
10.Давать возможность слабовидящему ребёнку возможность
подходить к доске для детального просмотра.
Методические рекомендации по организации работы за компьютером ученика с нарушением зрения
Среди незрячих и слабовидящих пользователей в образовательных услугах большое значение имеет тифлоспецифика, которая нуждается в особых приемах и методиках. Кроме того, для качественного обучения детей данной категории преподаватель не только располагает знаниями и углубленным пониманием компьютерной тифлоспецифики, но и навыками работы с этой аудиторией.
Для голосового вывода применяются синтезаторы речи, которые видоизменяют текстовую информацию в акустическую. Они предоставили людям с проблемным зрениемвозможность пользоваться компьютером без дополнительных аппаратных средств, благодаря чему компьютерные технологии стали доступными и распространёнными.
Клавиатура наиболее удобный инструмент для взаимодействия с компьютером помимо использования мыши. При работе средств речевого вывода используемые клавиатурные команды озвучиваются, что позволяет контролировать процесс с помощью слуха.
При использовании учебных программ нужно обращать внимание на способность настройки изменения размеров шрифта, качества изображений.
Эффективным средством в обучении являются интерактивные технологии (проектор, интерактивная доска), однако они не доступны для детей с глубоким нарушением зрения, которым рекомендовано обучение за компьютером [21].
При планированииуроковпо разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» можно воспользоваться разработанными ЭОР для слабовидящих, расположенными на нашем сайте «Обучение информатике и ИКТ».При подготовке к уроку рекомендуем скопировать запланированные к использованию ресурсы, продумать порядок их представления и возможности их использования в зависимости от того сам учитель будет работать с ЭОР, демонстрируя его ученику, или ученик. Использовать ресурсы можно для подготовки индивидуального материала к урокам с применением предоставленных на сайте презентаций, интерактивных упражнений и тестовых заданий.
2.3 Апробация
Апробация разработанного сайта и учебных материалов проводилась методом экспертных оценок. Экспертами выступали студенты Уральского государственного педагогического Института математики, физики, информатики и технологий, в количестве 10 человек. Им были предоставлены сайт, размещенные на нем учебные материалы и анкета, отвечая на вопросы которой было оценено качество и возможность практического применения результатов исследования.
Анкета:
1. Соответствуют ли разработанные материалы сайта выбранному
разделу «Компьютер как универсальное устройство для работы с
информацией»?
да;
- частично;
- нет.
2. Интересны ли разработанные ЭОР?
да;
- частично;
- нет.
3. Эффективны ли разработанные материалы для внедрения в процесс
обучения слабовидящих детей?
да;
- частично;
- нет.
4. Использовали бы вы предложенные задания в своей педагогической
деятельности?
да;
- частично;
- нет.
5. Возникли ли трудности с доступом к ресурсу?
да;
- незначительные;
- нет.
Итоги апробации представлены в виде диаграмм, сформированным по результатам обработки экспертных оценок. Рис. 19. Диаграмма 1
Рис. 20. Диаграмма 2 Рис. 21. Диаграмма 3
Рис. 22. Диаграмма 4
Рис. 23. Диаграмма 5
Все опрошенные студенты находят предложенный материал очень интересным. Таким образом, разработанный сайт и учебные материалы можно считать полезными, так как они облегчат процесс обучения информатике слабовидящих детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проделанной работы в соответствии с поставленными задачами было выявлено следующее:
1. В ходе исследования была определена сущность инклюзивного
образования. Отражены условия, принципы, формы и методы
организации обучения детей с ОВЗ.
2. Рассмотрены формы обучения учащихся с ОВЗ, дидактические
принципы планирования и организации урока в классах с
инклюзивным образованием, этапы урока, коррекционно развивающие задачи урока. Отмечены некоторые важные
требования к уроку информатики. Выявлена сущность
дистанционного обучения, его достоинства и недостатки.
3. Проанализированы электронные образовательные ресурсы,
применяемые для обучения учащихся с нарушениями зрения.
4. Разработан сайт и учебные материалы по информатике и ИКТ для
обучения слабовидящих детей.
5. Предложены методические рекомендации и проведена апробация
методом экспертных оценок, которая показала, что разработанный
сайт и учебные материалы могут облегчить процесс обучения
информатике слабовидящих детей.
Исходя из этого, следует считать, что задачи полностью выполнены, цель достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке при работе с детьми с ОВЗ». // ИНФОУРОК URL: uroke-pri-rabote-s-detmi-s-ovz-1190422.html (дата обращения: 25.10.18).
2. «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке при работе с детьми с ОВЗ». // WebUrok.com: учебно-методические материалы для учителей URL: https://weburok.com/1671661 (дата обращения: 24.12.18).
3. «Особенности обучения обучающихся с ОВЗ в специальных учреждениях» // Видеоуроки в интернет — сайт для учителей URL: https://videouroki.net/razrabotki/osobiennosti-obuchieniia obuchaiushchikhsia-s-ovz-v-spietsial-nykh-uchriezhdieni.html (дата обращения: 21.12.18).
4. Адаптированная образовательная программа основного общего образования для слабовидящих учащихся // МАОУ СШ № 150 URL: slabovidyashhih-uchashhihsya.pdf (дата обращения: 20.02.19).
5. Вартапетова Г.М. Особенности обучения детей с нарушением зрения // МойДокс.ру URL: https://mydocx.ru/3-77679.html (дата обращения: 29.09.18).
6. Выпускная квалификационная работа тема: «Педагогическая деятельность молодого учителя информатики в системе инклюзивного образования» // Pandia URL: https://pandia.ru/text/80/547/64321.php (дата обращения: 14.12.18).
7. Газейкина А.И., Таразанова К.Н. Обучение информатике и информационно-коммуникационным технологиям учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвуз. сб. науч. работ/ Урал. гос. пед. ун-т; под ред. Л.В. Сардак. Екатеринбург: УрГПУ, 2019.С. 202-214. 8. Дистанционное обучение биологии детей с нарушениями зрения // ИНФОУРОК URL: iyami_zreniya-417014.htm (дата обращения: 20.10.18).
9. Доронина Е. В. Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики// Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).
— Казань: Бук, 2016.— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10517/ (дата обращения: 14.04.2019).
10.ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ URL: http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 12.01.19).
11.Единое окно доступа к образовательным ресурсам URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 16.01.19).
12.ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика» URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5763 (дата обращения: 15.10.18).
13.Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья // CYBERLENINKA URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye tehnologii-v-individualnom-obuchenii-detey-s-ogranichennymi vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 12.04.19).
14.Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями зрения (часть 1) // MAAM.RU URL: informaciono-kompyuternyh-tehnologii-v-rabote-s-detmi-s-narusheniem zrenija-chast-1.html (дата обращения: 24.12.18).
15.Использование электронных образовательных ресурсов при обучении литературе детей с ОВЗ // Конспекты уроков URL: https://конспекты-уроков.рф/other/articles/file/41895-ispolzovanie elektronnykh-obrazovatelnykh-resursov-pri-obuchenii-literature-detej-s ovz (дата обращения: 4.01.19).
16.Использование ЭОР и самостоятельно изготовленных электронных пособий на уроках в коррекционной школе (из опыта работы).
// Мультиурок URL: samostoiatiel-no-izghotovlien.html (дата обращения: 20.11.18).
17.Как обучать и воспитывать в условиях массовой общеобразовательной школы детей с нарушением зрения // mylektsii URL: (дата обращения: 3.12.18).
18.Конституция Российской Федерации // Консультант Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 03.02.19).
19.Косова Е.А. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ПРИЗНАКУ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ» // Информационные технологии в образовании URL: http://ite.kspu.edu/index.php/ite/article/view/487/500 (дата обращения: 10.10.18).
20.Методические рекомендации по использованию ЭОР // Институт развития образования Республики Башкортостан URL: (дата обращения: 4.11.18).
21.Методические рекомендации по организации работы детей с нарушением зрения на уроке информатики // Мультиурок URL: orghanizats-59.html (дата обращения: 30.11.18).
22.Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. «Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе» // 21-школа.рф URL: http://21 школа.рф/upload/file/doc/dostyp_sreda/Мет%20рекомендации%20по %20организации%20коррекционно-развивающей%20работы.pdf (дата обращения: 10.04.19).
23.Обучение детей с ОВЗ // Учебно-методический кабинет URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o ovz.html (дата обращения: 17.12.18).
24.Опыт использования ЭОР для обучающихся с ОВЗ // Региональный методический интерактивный семинар URL: 2.ru/archive-2015/3-section-2015/opyt-ispolzovaniya-eor-dlya obuchayushchikhsya-s-ovz.html (дата обращения: 20.09.18).
25.Особенности обучения детей с ОВЗ // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-obucheniia-detei-s-ovz.html (дата обращения: 25.11.18).
26.Особенности обучения детей с ОВЗ // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» URL: pedagogika/library/2017/08/08/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz (дата обращения: 10.12.18).
27.Презентация по информатике на тему «Электронные образовательные ресурсы» // ИНФОУРОК URL: obrazovatelnie-resursi-423293.html (дата обращения: 7.02.19).
28.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // Гарант URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 25.04.19).
29.Разработка инклюзивного контента для слабовидящих // Medium URL: https://medium.com/@g.likhobabin/разработка-инклюзивного контента-для-слабовидящих-b1955f511f75 (дата обращения: 9.11.18).
30.Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования. // Социальная сеть работников образования «Наша сеть» URL: pedagogika/library/2018/03/14/rekomendatsii-dlya-pedagogov-po obucheniyu (дата обращения: 7.12.18).
31.Создание доступных презентаций для аудитории из слепых и слабовидящих участников // ГБОУ Школа-интернат №1 им. К.К Грота. URL: noo/party/prezentacii.pdf (дата обращения: 10.02.19).
32.ФГОС ОВЗ // Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №2» URL: https://sevdnz2.edusev.ru/activity/fgosovz (дата обращения: 17.12.18).
33.Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушением зрения // Школьный вестник URL: http://www.s-vestnik.ru/node/501 (дата обращения: 14.02.19).
34.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ (ст. 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) // Кодексы и законы URL: obrazovanii-v-rf/79/ (дата обращения: 20.04.19).
35.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ // Кодексы и законы URL: ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 25.04.19).
36.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ URL: http://fcior.edu.ru (дата обращения: 8.01.19).