Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, немало сложностей вызывает недостаток материальной базы, отсутствие в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество демонстрационного материала приходится выполнять самостоятельно. При изготовлении наглядных пособий педагогу необходимо проявить творчество и мастерство, так как музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. Я считаю, одним из важных достоинств музыкально-дидактических игр, является то, что дети получают возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.
Во-вторых, музыкально-дидактические игры занимают много времени на музыкальных занятиях и досугах. Поэтому многие музыкальные руководители не всегда включают их в свою работу. О важности музыкально-сенсорных пособий говорила ещё Н.А.Ветлугина, но в широкую практику они начали активно внедрятся только недавно.
В первой главе своей работы я рассказываю про музыкально-дидактические игры, их виды и классификацию. А вторую главу я посвятила практическому применению музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе участия детей в музыкально-дидактических играх развиваются музыкальные способности, в частности музыкально-сенсорные. Поэтому третью главу я посвятила освещению этого вопроса.
Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к миру прекрасного, обогащает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок открывает в себе новые возможности, получает удовольствие от самого процесса. Появляется радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями.
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...
... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ... них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Связная речь предполагает ...
Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.
Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи исследования :
- Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.
- Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.
- Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.
В ходе исследования применялись следующие методы :
а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.
б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.
1 глава.
Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение, характеристика).
«Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».
Э.Жак-Далькроз.
Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.
В «Программе музыкального воспитания» отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.
А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры для дошкольников
... от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно ... результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они ...
«Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки» . Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.
Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом. Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях .
Подвижные игры для детей и взрослых
... узкой опоре. Организация:, Проведение:, Заключение Подвижная игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются. ...
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать).
Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.
Существуют разные классификации музыкально-дидактических игр. Например, Ветлугина Н.А., чья работа по классификации игр была упомянута в начале главы, в книге «Музыкальное развитие ребёнка» разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. А Комисарова Л.Н. в книге «
Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.
Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
Как отмечает Зимина А.Н., в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.
Игры детей и их значение в развитии воли
... и сущности и влиянии игры на формирование и развитие личности ребенка. Во втором разделе рассматривается непосредственное практическое применение игр на развитие воли детей в младшем дошкольном возрасте, приведены примеры классификаций игр. В заключении говорится о важности игры и его значение в развитии воли ребенка и ...
За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. По моему опыту работы вопрос о наградах не такой простой. Ребёнка лучше наградить конфетой, шоколадной медалькой, но предпочтительней фрукты (долька апельсина или половина яблока), чтобы не испортить аппетит перед обедом, но необходимо обговорить этот вопрос с медицинским персоналом. Также детям будут интересны картонные медальки с эмблемой или иной картинкой, соответствующей содержанию игры, которую можно повесить на шею. На абстрагированные фишки дети реагируют хуже.
Но вернёмся к Зиминой, второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
А вот Н.И.Льговская классифицирует музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.
Автор предлагает в пособии «Организация и содержание музыкально-игровых досугов» классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.
Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.
В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.
Формирование у детей музыкально сенсорных способностей
... и игр обеспечивающих последовательное развитие музыкально-сенсорных способностей в условиях учебной деятельности; обозначить критерии и показатели развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста; экспериментально апробировать приемы эффективного развития у дошкольников музыкально-сенсорных способностей в процессе музыкальной ...
Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.
Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.