Актуальность темы исследования
Культурные перемены в нашей стране, спровоцированные изменениями в социально-экономической сфере, помимо прочего, характерны возникновением явления психологизации — расширения сфер влияния психологического знания. Эту тенденцию можно оценить по реакции просветительской и образовательной сфер на растущий спрос на психологию: растут тиражи и многообразие психологической литературы, профессиональные (а по мере роста спроса — отнюдь и не профессиональные) психологи регулярно приглашаются в качестве комментаторов общественных явлений в СМИ, растет количество публикаций по (квази-) психологическим темам в периодических изданиях самой разной направленности. В области практической психологии возникла настоящая индустрия психологических услуг, предлагающая рядовому потребителю практические результаты в сфере изменения его взаимоотношений с окружающим миром. Психология неудержимо популяризуется.
Существуют социальные предпосылки изучения психологического знания. Это знание сегодня имеет множество форм различной степени объективности и верифицируемости, начиная от теоретических научных концепций до эзотерических учений. Возможно, это связано с тем, что в Советском Союзе человек идентифицировал себя внутри коллективного производства, система координат задавалась сверху, самоидентификация была не то чтобы навязанной, но предполагаемой, подразумевающейся, человек вливался в уже определенную систему. СССР распался, и коллективная система распалась вместе с ним. Хорошо это или плохо — не мне рассуждать, я выросла и помню себя уже в условиях российской действительности. Но теперь человек вынужден к индивидуальной идентификации, он должен сам искать для себя систему координат, либо создавать ее. Естественно, следствием этого является неудержимый рост количества новых идей, предлагающих людям различные способы самоидентификации. Многообразие форм порождает новый рынок — психологический, или точнее рынок популярной психологии (поскольку ориентирован он на запросы массового потребителя).
Популярная психология (далее ПП) — направление особого рода, оно рассчитано, как принято говорить, на «широкий круг читателей», то есть преимущественно непсихологов. И существует оно по тем же законам, что и, например, глянцевые журналы — от «Пентхауза» до «Космополитэна» — т.е. крайне заинтересовано в повышении «тиража» практически любой ценой. Выходит, явление поп-психологии — по большому счету коммерческое, нацеленное на получение прибыли (что не исключает, подчеркиваю, возможность помощи потребителю и принесения пользы), а значит — на конкурентоспособность.
Характеристика психологии самозащиты, эмоционального состояния, ...
... психической жизни человека, который можно заметить по физическим и психическим контекстам 3 . Состояние психологического шока характеризуется недостатком ... является психология самозащиты. Это особое владение собой и своим внутренним потенциалом. Выбрав путь самозащиты человек, встает ... в межличностном общении и поведении регулирующую роль. Сферы деятельности, где требуется проявлять высокую степень ...
Но как конкурировать идеям, являющимся (или провозглашающими себя) принципиально новыми, неизвестными? Как конкурировать десяткам, сотням практически идентичных методик? Как оказаться на вершинах продаж, если ты не предлагаешь ничего принципиально нового, или, наоборот, предлагаешь что-то настолько новое, что к нему отнесутся с недоверием?
Одна из характерных черт практического любого направления ПП (как, впрочем, и любой сферы, не являющейся монополизированной), причина способности к манипуляции массовым сознанием, заключается в том, что главным его средством является не представление, ориентированное на реалистический и аналитический образ мышления и требующее осознанного восприятия, а система мифов, воздействующих на бессознательные стороны человеческой психики. Это трансляция некого знания, основанного на псевдофактах, упрощенном изображении реальности. Это особый вид мифа: миф на продажу, миф, призванный привлечь к себе покупателя, миф — элемент маркетинга.
миф популярная психология успех
По мнению Г. Шиллера, мифы создаются для того, чтобы держать людей в повиновении, когда физическое насилие не может решить всех проблем. И главное — внедрить миф в сознание людей через культурно-информационный аппарат так, чтобы они не подозревали о происходящей манипуляции. Только тогда миф обретёт огромную силу Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980. с. 42.
Можно сразу выделить несколько признаков подобного мифа:
§ миф символичен;
§ миф пассивен, он связан с потребительским и конформистским сознанием;
§ миф — всегда упрощение, он должен быть проще, чем предмет, который он представляет;
§ миф претенциозен, он должен отвечать мечтам и интересам разных людей.
Таким образом, маркетинговый миф видится как искаженный, иллюзорный, приукрашенный, доведенный до символа образ вещей. При возможной полезности продукта, его маркетинговый миф часто оказывает деструктивное влияние на сознание потребителя, так как практически неизбежно формирует у последнего завышенные или неадекватные ожидания от использования психологического продукта, нередко потребитель создает для себя целую утопическую картину мира, основанную на мифе, наконец, подобные мифы могут порождать массовые неврозы, так как несбывшиеся ожидания (а они редко сбываются, поскольку сформированы не реальной сутью предлагаемого продукта, а его презентацией) могут быть отведены потребителем на счет собственной неполноценности («я пытался, но так и не смог»).
В связи с этим, вполне оправдана постановка вопроса об изучении маркетинговых мифов популярной психологии, попытка их объяснения и — как следствие — демифологизации.
Объект, предмет, цель и задачи исследования. Логика построения работы
В связи с огромным количеством направлений ПП, представленным на российском психологическом рынке, область моего исследования сужена до трех: Психология Успеха (ПУ), Соционика, Психотерапевтический тренинг.
» Психология» » Понятие о личности и пути ее развития»
... в известной мере и своим психическим развитием . Все психические процессы протекают в личности, и каждый из них в ... и раскрывается и проявляет себя как личность. Цель данной курсовой работы:, Объектом исследования:, Предметом исследования: В ... сущности понятия "развитие". Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика ...
С помощью такого выбора я хотела охватить одновременно:
§ объект, конструирующий миф в первую очередь в печатной литературе (ПУ);
§ объект, оперирующий как личным взаимодействием, так и печатным дискурсом: книги, общение на форумах в сети Интернет, информация на сайтах (соционика);
§ объект, пользующийся практически исключительно личностной презентацией (психотерапевтический тренинг).
Таким образом, объектом моей работы стали: три издания психологии успеха («Трансерфинг реальности» В. Зеланда, «Подсознание может все!» Д. Кехо, «Думай и богатей по-русски!» С. Попова), сообщество соционики (представленное на самых крупных соционических сайтах в Интернет, а также в четырех петербургских соционических клубах: Школа соционики, Школа классической соционики, Клуб «Соционика Санкт-Петербурга» и Клуб «Соционика без границ»), Театральная Студия (с элементами психологического театра личности)»Психо».
Предметом исследования стал коммерческий (или маркетинговый) миф популярной психологии.
Целью работы является исследование архитектоники мифа популярной психологии — того, как миф конструируется и актуализируется в данном поле.
Задачи исследования:
1. Провести обзор теоретической литературы, посвященной исследованию мифа.
2. Описать основные черты популярной психологии и уточнить сферу применения понятия.
3. Определить термин «психология успеха» в рамках популярной психологии.
4. Проанализировать печатные издания направления психология успеха: типографский анализ обложки, композиционный анализ текста с позиции конструирования мифа.
5. Проанализировать соционический дискурс: форумы, сайты, соционические встречи. Выделить основные мифы соционики.
6. Провести анализ презентации идей Театральной Студии с элементами психологического театра личности «Психе», определить основные способы воздействия.
7. Выявить логики конструирования мифов популярной психологии.
8. Артикулировать элементы авторской рефлексии.
Логика построения моей работы по возможности уподоблена логике чтения книги по психологии успеха (в первой части) или вхождения в психотерапевтическую или соционическую группу (во второй) — т.е. от того, что бросается в глаза сразу, к тому, что подается позже; от простого к сложному, от поверхности в более глубокие слои. Однако развитие такой темы не может быть совершенно линейно, так как мне придется постоянно возвращаться назад или забегать вперед, мифы то и дело будут ссылаться друг на друга. Было бы слишком просто, если бы они шли один за другим, по очереди, выстроившись стройными рядами — тогда анализ практически не имел бы смысла, поскольку мифология не имела бы глубины, повторяемости, а значит, и не оказывала бы особого влияния на сознание потребителя. Качественно сконструированный маркетинговый миф видится мне чем-то вроде Марианской впадины; и, продолжая метафору, могу сказать, что вряд ли я достигну дна и буду иметь возможность показать того левиафана, что лежит там, зарывшись в ил. Но я и не претендую на завершенность знания — как и на абсолютную объективность; как мудро заметил Клод Леви-Стросс в первом томе «Мифологик», «претензия на завершенное исследование тем более лишена смысла, что речь идет о подвижной реальности, непрерывно разрешаемой прошлым и изменяемой будущим» Леви-Стросс К. Мифологики: сырое и приготовленное. М.: Free Fly, 2006.С. 13 — цель, которую я ставлю в своей работе, заключается в том, чтобы высветить хоть первые слои тех замысловатых течений и темных глубин, что скрываются под ясно-голубой поверхностью, показать наименее коварных животных, снующих там.
Итоговая работа : «Исследование гибкости учащихся 5-9 классов»
... работы. Цель данной курсовой работы изучение теоретических основ физического воспитания и спорта, изучить гибкость и основы методики ее воспитания, средства и методы воспитания гибкости у детей школьного возраста, методику развития, анализ тестирования. Теоретическая значимость исследования ...
Хочу сразу подчеркнуть, что я вовсе не ставлю здесь под сомнение идеи психологии успеха, соционики или психотерапевтического тренинга. Напротив, многие пункты я считаю весьма значительными (если, конечно, найти некое подобие «золотой середины» в многообразии предлагаемых техник).
Эти методы, однако, действенны только в том случае, когда сознание освобождается от ажиотажа, вызванного посулами золотых гор, и сосредоточивается на сути, самой идее (а идея эта зачастую весьма занятна и заслуживает отдельного внимания).
Именно ради такого освобождения из лабиринта маркетинговых ходов и пишется работа — чтобы, по высказыванию Барта, демифологизировать их, избавив от магического влияния чистой «заманухи». Моя цель — вскрыть миф, определить закономерности его подачи не для того, чтобы обвинить или предостеречь, но только чтобы дать возможность вычленить вещь из ее многослойного коммерческого оформления.
Методология исследования
В первой части работы, описывая мифы ПУ, я анализирую типографский дизайн выбранных книг с позиции конструирования мифа — каким образом оформление издания отвечает идее коммерческого воздействия на потребителя. Внимание уделяется символической значимости цвета, текстуры, аннотации к тексту, фотографии, слогана, названия книги — всего, что изображено на обложке книги и призвано привлечь покупателя к данной единице товара среди многообразия других.
От типографского дизайна я перехожу к композиции издания. Осуществляется логический анализ, акцент ставится на последовательности частей текста, повторяемости, структуре авторского повествования.
Во второй части работы я веду речь, прежде всего, об исследовании неявных социальных взаимодействий в соционической или психотерапевтической группе, неформальных отношений, культурных практик. Таким образом, этнографическому описанию и анализу подвергается профессиональная рутина, представляющая собой повседневную коммуникацию, пространственная организация работы, ритуалы, характер взаимоотношений участников дискурса, будь это занятия в группе или общение на форуме.
Исходя из этого, основное место среди методов, которые я применяю, отводится методу включенного наблюдения. Одно из преимуществ данного метода применительно к моему исследованию состоит в том, что о правилах и нормах, методах презентации нельзя расспросить, поскольку они не называются, а являются само собой разумеющейся данностью; их можно только наблюдать. В процессе коммуникации всегда присутствуют так называемые «unspoken elements» («не проговариваемые элементы»), и опосредуется только часть информации, остальная же предполагается как известная участникам. Кроме того, согласно классификации Дж. Спрэдли, я использовала вид полного включенного наблюдения, в котором исследователь интегрирован в ситуацию в качестве полноправного участника. Это позволило мне наблюдать взаимодействие в естественной среде.
Исследования). – Эмпирические методы (анкетирование, тестирование, создание
... детей – инофонов. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов: Теоретические методы ... является основным фактором в научном исследовании организма. Психология обобщает эти важные особенности единым ... детей – инофонов к ДОУ, а также в проверке эффективности. Выпускная квалификационная работа ...
Несмотря на то, что ведущие тренинговых и соционических групп чаще всего имеют психологическое образование (иногда и не одно), они позиционируют себя вне психологической науки, не скрывая, впрочем, что их методы имеют психологические корни. Использование чисто психологических терминов, — в основном, фрейдистских и юнгианских — однако, не мешает ведущим тренинговых групп говорить о том, что их собственные практики далеки от любого традиционного вида психологии, а соционикам — что их наука почти не имеет отношения к психологии, являясь более близкой математике или информатике. Более того, ведущие относятся к психологам негативно, с подчеркнутым пренебрежением. В письмах одного из ведущих слово «психолог» даже всегда заключалось в кавычки, чтобы подчеркнуть пренебрежительное отношение к профессии.
Из этого я сделала вывод о том, что в качестве исследователя попасть в подобную группу будет затруднительно. В то время как проникнуть внутрь поля в качестве участника, имеющего свой запрос не трудно: группы открыты, рекламируются и никакого специального отбора на участие в практиках проходить не надо. Вследствие этого, а так же ответа ведущего тренинга сказкотерапии (психотерапевтическая группа) на мою просьбу провести исследование («Здесь вам не лаборатория! Здесь люди развиваются, а не в игры играют»), я решилась на проведение скрытого наблюдения, т.е. такого наблюдения, при котором цели и статус исследователя остаются неизвестными для информантов. Я руководствовалась посылом, что успешность этнографического исследования во многом зависит от того, насколько обеспечен доступ к полевым данным и установлены доверительные отношения между исследователем и информантами. Поэтому я приходила в группы как участник, имеющий свои, вполне конкретные запросы (запросы я подготовила заранее и корректировала их в соответствии с общей атмосферой в группе).
Таким образом, если следовать предложенной Р. Гоулдом Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. //http: //www.i-u.ru/biblio/archive/deviatko_met_sociol_issled/2. aspx классификации исследовательских ролей, я была «полным участником».
Конечно, исследуя неформальное общение и характер взаимоотношений, я имела возможность общаться как с ведущими, так и с другими членами групп вне занятий и смогла провести несколько неформализованных интервью. Было также проведено 3 пилотажных опроса и один диагностический.
Учитывая мою включенность как потребителя, тоже подвергающегося влиянию коммерческого мифа, наиболее адекватным для моей работы мне показался жанр автоэтнографии. Такая исследовательская стратегия предполагает, помимо наблюдения ситуации взаимодействия, также самонаблюдение, самоанализ. Если пользоваться классификацией, предложенной А.С. Готлиб, то моя автоэтнографическая (а точнее, рефлексивно этнографическая) работа имеет установку на аналитическое описание, которая предполагает вписывание индивидуального опыта исследователя в социальный контекст, соответственно определяя и результат такого исследования в виде комментария. Отдельно отмечу, однако, что автоэтнография в моем случае выступает одной стороной этнографической исследовательской практики. Скорее, ее можно назвать авторефлексией. Мной ведутся отдельные полевые заметки, направленные на фиксацию моего отношения к услышанному и увиденному, на описание моих переживаний воздействия мифа, на анализ собственных ощущений от той или иной презентации продукта.
По психологии : «Наблюдения и его исследовательские возможности»
... материальных). [2] Виды наблюдения Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает: Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным, Явным ... исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. [1] Преимущества метода наблюдения Наблюдение ...
В связи с характером наблюдения (скрытое наблюдение), в целях разрешения моральной дилеммы о правомерности написания данной работы, имена и названия изменены.
Гипотезы:
§ Популярная психология конструирует маркетинговые мифы для привлечения потребителя.
§ Разные направления популярной психологии конструируют схожие коммерческие мифы, однако резко различается логика конструирования мифа.
Периодизация развития психологии. Суть»теории двух истин». Как идеи И. Ньютона повлияли на понимание человеческого поведения. Идеи о природе психического, о построении психологии. Методы исследования психического. Методологический кризис в психологии.
контрольная работа