Исследования). – Эмпирические методы (анкетирование, тестирование, создание

Дипломная работа

Актуальность выбранной нами темы работы «Психологопедагогическое сопровождение детей – инофонов в период адаптации к ДОУ» обусловлена потребностью общества в «сглаживании» этнических и других различий. Россия вмещает в себя множество культур, религий и этносов, причина тому ежегодный прирост большого количества мигрантов.

В большинстве случаев, ребенок при поступлении в детское дошкольное учреждение испытывает трудности из-за различия традиций воспитания, общения, поведения. Языковой барьер между детьми воспитывающихся в русских семьях и детьми – инофонами возникает по причине того, что в семьях последних чаще всего не говорят на русском языке.

Сложная многосторонняя задача состоит в облегчении вхождения ребенка в жизнь большинства, в овладении культурой и языком новой страны не забывая о сохранении и поддержке первого родного языка, а также о культурных ценностях, представленных в семье. В очень ограниченной мере происходит овладение языком и культурой через просмотр телевизора и услышанной речи на улице.

Также овладение русским языком не происходит, если у семьи нет русскоязычного общения, и отсутствует последовательное приобщение к окружающей культуре. Приобщение к русскому языку должно происходить в объеме, достаточном для вхождения в дошкольную, а после и школьную жизнь, при условии пребывания в детском коллективе, где воспитание, обучение будет происходить на русском языке.

Эффективная деятельность психологов-педагогов при реализации социокультурной адаптации и интеграции детей – инофонов не возможна без владения базовыми этнопсихологическими знаниями и кросс-культурными технологиями.

Детей-мигрантов можно разделить на две группы:

1. Дети – билингвы: это дети из семей, говорящих на двух языках,

русском и родном.

2. Дети – инофоны: у этих детей знание русского языка на бытовом

уровне, также чаще всего в семье практически не говорят на

русском языке.

По классификации У.Ванрайха выделяют три типа усвоения языков: 1. Составной билингвизм – наиболее характерен для двуязычных семей

(когда для каждого понятия существует два способа его реализации); 2. Координативный билингвизм – развитие данного типа наиболее

характерно в ситуации иммиграции (каждая реализация связана со

своей отдельной системой понятий); 3. Субординативный – характерен при школьном типе изучения

иностранному языку (система одного языка построена на системе

7 стр., 3187 слов

Русский язык среди других языков мира

... из русского языка в советский период, нашел свое место в лингвистике. Богатство и выразительность русского языка не случайны, они связаны со спецификой его социальной и функциональной составляющих. Русский язык в международном общении Традиционно язык межнационального общения называют языком, ...

второго языка) [12].

Проблемы, возникающие у детей – инофонов выделены в исследованиях отечественных ученых, таких как: В.К. Калиненко, Г.У. Содатовой, Л.А. Шайгеровой. К ним относятся нарушение когнитивных процессов, функциональные расстройства и невротические реакции, проблемы общения, расстройства идентичности, а также эмоциональные и поведенческие нарушения [7].

Педагогам необходимо учитывать все факторы, влияющие на трудности адаптации к новой среде, к ним относятся психологические барьеры, ввиду необходимости перестроения культурных ценностей, сравнивания некоторых форм знакомой и новой культуры.

Специалисты (Е.В. Бондаревская, Я.Э Галоян, М.А. Лобас и др.) уделяют особое внимание вопросам психолого-педагогической поддержке детей – мигрантов в инокультурной социально-педагогической среде.

Для успешной адаптации важно психическое здоровье, для этого нужно ответить на вопрос, который задают многие ученые, определение психологической уязвимости личности в ситуации миграции, ведущих к возникновению психических расстройств и проблем.

Американские социальные психологи А.Фенхерм и С.Бочнер отмечают важные параметры, такие как: культурная дистанция и различительные признаки (раса, национальность, культура, религия и язык), которые облегчают или затрудняют адаптацию мигрантов. Принцип равноценности культур является основным принципом работы с детьми из семьи мигрантов.

Помощь детям пережить личностные различия, научиться решать проблемы межличностного диалога и сотрудничества — возложено на учебное заведение. Детям нужно донести информацию о том, что ни одна культура не может считаться лучше или хуже другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием[25].

Социализация ребенка из семьи мигрантов представляет собой процесс многостороннего развития, воспитания доброжелательности, уважения и такта с каждым человеком, освоения норм и ценностей новой для ребенка культуры, а также новой детской субкультурой. Педагогическая помощь ребенку и поддержка в творческой самореализации, также включены в социальную адаптацию личности.

Позитивная идентичность ребенка со своим этносом ориентирована на деятельностную модель индивидуализации при социальной адаптации и в этом задача педагогов. Важнейшим институтом социализации являются детский сад и семья, затем школа. Приобретение жизненных навыков, норм поведения и освоение пространства культуры происходит именно в общении с педагогами и сверстниками детей из семей мигрантов, также как и формирование, и изменение мотивационно-ценностной системы личности.

Интеграция детей – инофонов в группу сверстников происходит благодаря навыкам толерантности, благодаря данному условию успешно разрешаются конфликтные ситуации, и строится конструктивный диалог[16].

По мнению Д. И. Фельдштейна в формировании образа толерантного мышления у дошкольников непременно должны участвовать взрослые, окружающие ребенка. Группы значимых взрослых распределяются в зависимости от частоты контактов и эмоциональной насыщенности, а также информативности распределяются на следующие группы:

1. Родители и близкие родственники, с которыми у ребенка налажено

близкое общение. Эмоциональный контакт является важным

фактором для формирования умения сопереживать, сочувствовать и

ощущать единство с родными людьми.

2. Воспитатели, часто взаимодействующие с ребенком. В результате

24 стр., 11755 слов

«Психологопедагогические особенности детей 2-3 лет. Особенности ...

... исследования: адаптация ребенка к дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение родителей в период адаптации детей к ДОО. Гипотеза: процесс психолого-педагогического сопровождения родителей в период адаптации детей ... Каширин дополняют данную классификацию определением «психологическая адаптация», которая сейчас является важнейшим социальным ...

данного целенаправленного педагогического процесса повышается

роль информативного общения.

Таким образом, принцип толерантности должен лежать в основе взаимодействия с детьми и их родителями, это включает в себя признание правомерности культурных, расовых, религиозных и прочих различий между индивидами, терпимое отношение к проявлениям непохожести (внешний вид, поведение, ценностные ориентации других людей).

Проблемное поле настоящего исследования включает необходимость раскрытия содержания и структуры психолого-педагогического сопровождения детей – инофонов, для последующего внедрения программы в ДОУ. Необходимость изучения данного процесса обусловлена демографическими изменениями, происходящими в России и обеспечением гармоничного развития поликультурной общности, опираясь на сходства и различия культуры и истории.

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности психолого-педагогического сопровождения детей – инофонов в период адаптации к ДОУ.

Объект исследования – адаптация детей – инофонов к условиям образовательной организации;

  • предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей – инофонов в ДОУ в условиях адаптации.

В исследовании решались следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы сопровождения детей –

инофонов в ДОУ в трудах отечественных и зарубежных психологов. 2. На теоретическом уровне определить содержание и структуру

психолого-педагогического сопровождения детей – инофонов в ДОУ. 3. Провести диагностику уровня адаптации к ДОУ детей-инофонов. 4. Составить программу психолого-педагогического сопровождения

детей – инофонов в дошкольном образовательном учреждении. 5. Проверить эффективность программы психолого-педагогического

сопровождения детей – инофонов. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов:

  • Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация

психологических сведений по теме исследования).

  • Эмпирические методы (анкетирование, тестирование, создание

программы).

  • Методы математической статистики (t-критерий Стьюдента).

Опытно-экспериментальной базой исследования является МКДОУ №19 «Вишенка», МАДОУ детский сад №45, МАДОУ детский сад №11, МДОУ ЦРР №2 Радуга, МАДОУ детский сад №13 Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников. Общее количество респондентов составило 40 человек. Возраст детей 3-4 года.

Методологические основы исследования включают в себя периодизацию психического развития Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, формирование личности в детском возрасте Л.И. Божович, теория культуры межнационального общения Г.Н.Волкова и Т.В. Сафоновой, теоретические концепции толерантности (С.К. Бондарева, С.Ю. Головин, Д.В. Колесов, Г. Оллпорт, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова).

Гипотеза исследования: использование программы психологопедагогического сопровождения детей – инофонов положительно сказывается на адаптации их к дошкольному образовательному учреждению.

15 стр., 7169 слов

Теории личности в исследованиях зарубежных и отечественных психологов

... выделяют восемь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои ... личности, построение грамотного плана реферата. Глава I. Современные теории личности в психологии 1.1 Теории личности зарубежных психологов Теория личности ... грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как ...

Теоретическая значимость: заключается в уточнении теоретических положений о сопровождении детей – инофонов, уточнении технических подходов к психолого-педагогическому сопровождению детей – инофонов в ДОУ.

Практическая значимость: состоит в разработке и апробации пакета диагностических методик, а также программы, изучающих и способствующих адаптации детей – инофонов к ДОУ, а также в проверке эффективности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование сопровождения детей

  • инофонов в период адаптации к ДОУ

1.1 Анализ понятия «адаптация» в трудах отечественных и зарубежных

ученых

Обеспечение возможности существования организма в постоянно изменяющемся мире и сбалансированность в системе «человек-среда» является основным фактором в научном исследовании организма. Психология обобщает эти важные особенности единым понятием «адаптация». Актуальность проблемы адаптации берет свое начало с давних времен и на текущий момент общество заинтересовано в улучшении и сохранении физического и психического здоровья индивида, в нашем случае ребенка. В период дошкольного детства эта тема приобретает особую значимость, выражающаяся в особенностях создания и сохранения психологического комфорта личности.

В широком смысле понятие адаптация подразумевает под собой приспособление к внешним и внутренним условиям среды, необходимо учесть, что данные условия имеют свойство постоянно изменяться[63].

Исследованию различных аспектов этого феномена и самому понятию в отечественной и зарубежной психологии уделяется большое внимание.

Ламарк рассматривал понятие адаптации с точки зрения эволюции, его идеи продолжил Ч. Дарвин в теории адаптации. С их точки зрения, физиологически возможность адаптации на биохимическом и клеточном уровнях обеспечивается благодаря резервным способностям.

Три этапа выделяет Г. Селье при развитии психологической адаптации: тревога, сопротивление, истощение. В работе Н.А. Фомина «Физиология человека» рассматривается сохранение баланса двух противопоставленных систем: системы изменений с одной стороны и системы гомеостаза с другой, необходимых для адаптации[47].

Оптимальное взаимодействие личности и окружающей среды обеспечивает адаптацию, с точки зрения А. Маслоу. Путем мыслительной и трудовой деятельности личность пытается устранить нестыковку личностных ценностей с восприятием ситуации, вызывающую конфликт. Получение информации в процессе восприятия мира противоречит ее установкам, с точки зрения Р. Лесаруса. Следовательно, возникает конфликт между образом реальности и личностными установками. О степени адаптированности личности свидетельствует интенсивность реакций индивида, которые направлены на устранение раздражающего фактора.

С позиции анализа защитных механизмов личности рассматривают адаптацию З.Фрейд и А.Адлер. В ситуациях связанных с решением конфликтов и с процессами связанными со сферой Эго, свободными от конфликтов необходима адаптация. Регулирование процессов адаптивности происходит при изменении среды и личности в процессе адаптации [27].

17 стр., 8464 слов

Приёмы адаптации личности к другой культурной среде

... адаптации; описать принципы и типы адаптации личности к чужой культурной среде; представить культурную интеграцию - как цель адаптации личности к другой культурной среде; изучить межкультурную компетенцию, как отправную точку выбора приемов межкультурной адаптации; охарактеризовать методы языкового ориентирования: прием лингвистических контрастов, приемы ...

Устойчивое поведение при конфликтных ситуациях, без изменения самой личности и норм социальной группы, при ее взаимодействии с этой группой, выражается нормальная адаптация. Обеспечение удовлетворения своих потребностей без учета социальной группы происходит при девиантной адаптации личности. К невротическим расстройствам может привести патологическая адаптация, происходящая с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы.

Профильная литература рассматривает более широкое понятие адаптации, включающая в себя итог психологических, социальных, экономических, демографических и моральных изменений отношений между двумя и более личностями. Жестких временных рамок у процесса социальнопсихологической адаптации нет, способность к адаптации выражается в скорости ее протекания.

Для проведения социально-психологической адаптации необходимы внутренние и внешние условия, выделенные Л.П. Хохловой. Способность к встречной адаптации с личностью и совместная деятельность с группой относятся к внешней адаптации [35].

Свойства высшего уровня личностной структуры, такие как установки, жизненные ориентиры и цели относятся к внутренним условиям.

Личные характеристики напрямую связаны с адаптацией, влияющие на эмоционально-волевое самообладание, тревожность, активность и внушаемость. Активность выделяется отдельно и рассматривается в ключе сознательной целенаправленной деятельности личности и целостных социально-психологических качеств, определяющих и характеризующих воздействие субъекта на процессы явления и предметы окружающей действительности, также могут определять степень этого воздействия.

Балансировка между изменением своей системы отношений, при вхождении в новую конфликтную среду и сохранением ключевых позиций своей системы отношений и ценностей без изменений, приводит к социально-психологической адаптации личности [71].

Необихевиористичесое направление адаптации получило значительное распространение в зарубежной психологии благодаря работам Г. Айзенка и его последователей.

Адаптация в данных работах определяется двояко:

  • Состояния удовлетворения потребностей личности и

потребностей среды. Заключается в состоянии гармонии между

индивидом и природно-социальной средой.

  • Процесс достижения гармоничного состояния.

Адаптация как процесс принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации.

Рассмотренные изменения относятся к биологическим факторам, психические механизмы и изменения психики данное направление не рассматривает. Социальная адаптация с точки зрения исследователей необихевиористического направления рассматривается как процесс или состояние социально-экономических, физических или организационных изменений в поведении группы в культуре или социальных отношениях.

Проблема взаимосвязи социальной адаптации и культуры является центральной в культурологическом подходе. Рассмотрение культуры как адаптивной системы или пространства, необходимого для человеческой жизнедеятельности происходит в эволюционном направлении (Л. Уайт, Л. Вайда, Р. Рапопорт, М. Харрис и др.).

Для достижения определенного баланса все подсистемы или «векторы» должны взаимно приспосабливаться (коадаптироваться) [17].

6 стр., 2559 слов

Развитие личности и социальная среда

... развития личности вы­ступает социальная среда. Социальная среда — все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических от­ношениях. Социальная среда ... с социальной организацией человека. Итак, в каждой из теорий личности проблема развития личности рассматривается по-своему. Психоаналитическая теория понимает развитие как адаптацию ...

Обоснованием принадлежности человеческого общества к специфическому классу «сложных адаптивных систем» занимался американский исследователь и культуролог У. Бакли. Его идеи развивал Э.С. Маркарян и с целью уточнения социального контекста адаптации он предложил отнести общество к особому разряду «адаптивно-адаптирующих систем».

Российские исследователи рассматривают социальную адаптацию в нескольких ключах:

1. Постоянный процесс приспособления индивида к условиям

социальной среды.

2. Результат процесса приспособления.

С точки зрения С.С. Степанова адаптация является активным приспособлением к условиям социальной среды путем принятия и усвоения ценностей, норм поведения, принятых в обществе.

По мнению М.Р. Битяновой к адаптации относится не только приспособление к успешному функционированию в новой среде, но и способность к развитию (психологическому, социальному, личностному).

Таким образом, успешность адаптации к новой педагогической среде измеряется приспособленностью ребенка к полноценному развитию личностного, психологического и других потенциалов.

Инструментом саморазвития и самосохранения общественной жизни людей становится адаптивная социально-культурная среда [47].

Все проявления активности индивида, по мнению А.В. Петровского приводятся в действие благодаря стремлению к внутренней цели. Адаптивная направленность поведенческих актов и психологических процессов раскрывает понятие внутренней цели. Они включают в себя процессы приспособления индивида к социальной и природной среде, а также процессы самоприспособления, включающие в себя саморегуляцию и подчинение высших интересов низшим.

При изучении адаптационных процессов в настоящее время одну из центральных ролей относят системному подходу, который опирается на представление о том, что все процессы, предметы, явления и отношения могут рассматриваться как обладающие определенной структурой.

Под системой, с точки зрения Л. Фон Берталанфи, понимается комплекс взаимодействующих элементов. Из методологии системного подхода следует, что адаптивная система всегда принадлежит к классу функциональных, открытых, самоуправляемых и иерархически отлаженных систем, основанных на принципе прямой и обратной информационной связи [61].

Согласно А. В. Петровскому важнейшими особенностями адаптивных самоуправляемых систем являются:

1. Неоднозначная связь с внешней средой;

2. Относительная устойчивость функционирования;

3. Их целостный характер;

4. Наличие активного отображения;

5. Планомерный и целенаправленный процесс самоуправления;

6. Активное самодвижение.

Наличие качественно нового интегрального свойства (неаддитивности) связано с целостным характером адаптивных систем. Так же стоит заметить, что любая адаптивная система должна включать в себя систему, которая адаптируется, и та, к которой осуществляется адаптация.

С точки зрения П.С. Граве в процессе адаптации находятся следующие подвиды систем:

  • Адаптивная система – обладающая потенциальной

возможностью для целенаправленной (активной или реактивной)

трансформации своей структуры в соответствии с потребностью,

основывающейся на использовании механизма обратной связи.

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... которые определяют общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. ...

  • Адаптированная система – система, находящаяся в состоянии

временной относительной адаптированности, так как уже

осуществила приспособление.

  • Адаптационная – это макросистема, с помощью которой

происходит реализация адаптации макросистемы.

Достижение цели и результата согласуется с адаптивностью. Определяющей характеристикой неадаптивности является несовпадение деяния с намерением или же замысла с выполнением. Включение личности в социальную среду, обретение социального статуса относится к социальнопсихологической адаптации [53].

Наиболее распространенные и общепризнанные виды адаптации:

1. Прогрессивная/регрессивная – различается по направленности

изменений индивида.

2. Добровольная/вынужденная – по характеру осуществления.

3. Внешняя/внутренняя – по направленности.

4. Предметно-деятельностная/ личностная – по структурным

компонентам адаптивной среды.

5. Первичная/вторичная – по характеру инноваций.

6. Соседско-приятельская/брачная/производственная/полико правовая/учебная/социально-псиъологическая – по объекту.

7. Преадаптация/дезадаптация/реадаптация – по психологическому

содержанию.

Условия, влияющие на адаптацию, относятся к ее факторам. Наиболее распространенной классификацией является деление факторов на внутренние (условия социальной среды) и внешние (индивидуальные возможности человека).

Субъектом адаптации называют носителя и источника активности во время адаптации; это индивид или их совокупность, организация, институт.

Объектом адаптации считается фрагмент реальности, который непосредственно относится к субъекту адаптации, точнее, к реализации его потребностей. Им может быть деятельность, индивид или их совокупность.

Уровни адаптации можно определить по определенным критериям.

Когда в основе есть характеристика индивида в качества субъекта адаптации, выделяются два уровня – биологический и социальный. Первый – это адаптация в системе организм — окружающая среда. Второй – адаптация в системе личность – социальная среда; он делится на присущий индивиду (это социально-психологическая адаптация) и отделенный от индивида (разнообразные социальные образования, организации, институты) [63].

Когда в основе — количественная характеристика адаптации, выделяются три адаптационных уровня — низкий, средний и высокий.

Обычно адаптацию рассматривают через следующие понятия адаптивная ситуация, адаптивная потребность и способы адаптации.

Изменения в социальной среде, которые препятствуют достижению целей, вызывают адаптивную ситуацию. Из-за невозможности достичь целей у человека возникает адаптивная потребность – стремление достичь желаемого. Чтобы реализовать цель, индивид использует разные средства и способы, выстраивает модель своего поведения в конкретной ситуации.

Традиционно адаптацию начинает комплекс человеческих потребностей. Человек находится в состоянии психологического комфорта в обычной среде жизни и деятельности, которые привычны, адаптированы, или же во время удачного разрешения трудностей и противоречий адаптации [49].

Если это состояние нарушается и личность дестабилизируется, то актуализируется состояние потребности в чем-либо, которые побуждают личность активно взаимодействовать со средой, чтобы восстановить чувство внутреннего комфорта.

15 стр., 7194 слов

Проблемы адаптации детей и родителей в стационаре. Взаимодействие ...

... и монотонно плачут. Реакции детей на госпитализацию зависят от характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, ... и медицинской сестры. [6] 1.2. Реакция ребенка на госпитализацию в стационаре У детей раннего возраста самосознание полностью не сформировалось, нет дифференцированного отношения к болезни. ... адаптации к условиям стационара детей и ...

Адаптацию в общем виде, как считает И. С. Кон, можно представить так:

1) нарушение адаптационного процесса из-за изменения множества

условий;

2) активизация возможностей для того, чтобы восстановить

адаптацию;

3) финальная адаптация (положительная или отрицательная) к новым

условиям.

Индивид в течение своей жизни постоянно сталкивается с тем, что социальная среда изменяется. В таких случаях прошлый опыт человека становится недостаточен или не нужен в новых условиях, и ему приходится приспособиться к изменившимся условиям – менять себя, менять ситуацию или менять все сразу [12].

Адаптация может быть активным поиском новой среды в социуме, а также может носить высокий адаптивный потенциал для конкретного индивида. Кроме того, есть тип адаптации, содержащий все типы сразу.

Человек выбирает такие типы (стратегии), оценивая вероятности их удачного протекания, а также учитывая требования социальной среды, силу требований, степень враждебности требований, степень ограничений потребностей индивида, степень деструктивного влияния и тому подобное; также собственный потенциал для изменений, адаптация среды к себе, стоимость усилий (физических и психологических затрат).

Чаще всего оценка данных параметров происходит на интуитивном уровне.

Индивидуально-психологические особенности и структура потребностей и мотивов личности влияет на формулирование типов адаптационного процесса.

На текущий момент существует неоднозначность понятий «адаптированная личность» и «адаптированное состояние». Адаптированная личность обладает способностью выходить из дезадаптированного состояния и умением подстраиваться под изменяющиеся факторы, а также преимущественно всегда находится в адаптированном состоянии [28].

Широкая трактовка понятия «адаптация» позволяет рассматривать несколько ее видов в совокупности, к ним относятся: психофизиологическая, психическая, социальная и физиологическая. Наибольший интерес в процессе реабилитации представляет собой социально-психологическая, социальная и психическая адаптация [26].

Новые требования окружающей среды благодаря психической адаптации способствуют перестройке динамического стереотипа личности.

Важная особенность социально-психологической адаптации состоит в оптимизации взаимоотношений личности и группы, схожие цели деятельности и ценностные ориентации индивидов не менее значимы, как и усвоение норм и традиций при вхождении в иную ролевую структуру.

Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды возникает благодаря социальной адаптации.

Необходимо заметить, что названные типы адаптации проявляются как единое целое и рассматриваются в совокупности, не смотря на специфические особенности. Кардинальные изменения, происходящие на жизненном пути индивида, вызывают процесс адаптации.

На адаптацию индивида также влияет микросоциальная среда, окружающая его, а точнее ее качества. Они могут быть: благоприятными или неблагоприятными, агрессивными или доброжелательными, чуждыми или близкими. Реализация социальных потребностей ребенка при вхождении в благоприятную среду происходит значительно быстрее. В данной ситуации при учете индивидуальных особенностей каждого члена группы не возникает трудностей приобретения определенного социальнопсихологического статуса, ребенок благодаря общим интересам со сверстниками обретает близких товарищей.

4 стр., 1672 слов

Механизм адаптации человека в экстремальных (критических) условиях

... адаптации — концепция о биосоциальной плате за адаптацию, сформулированная А.П. Авцыным. В экстремальных ... адаптации в организме происходят глубокие морфо-физиологические сдвиги, которые передаются по наследству и закрепляются в генотипе в ... важна, так как критических ситуаций в работе с другими людьми ... социальной адаптации. Выявлена также зависимость между характером ценностных ориентаций личности и ...

Переоценить роль адаптации в жизни человека невозможно, ведь именно она является значимым условием обеспечения наилучшей социализации каждого индивида. Успешное проявление своего отношения человека к этому миру, окружающим его людям и, несомненно, самосовершенствование происходит благодаря приспосабливанию к новой среде [71].

В зависимости от ситуации возникает разнообразие адаптации, а точнее ее биполярный смысл – успешное управление собственной жизнью или неспособность вписаться в новое общество. Следовательно, адаптация может включать в себя не только приспособление, но и попытки изменения себя или среды.

Понятие социализации очень близко понятию социальнопсихологической адаптации, но данные понятия не являются тождественными. Социализация является двусторонним процессом усвоения индивидом социального опыта общества, в котором он находится, с другой же стороны соотносится с наращиванием систем социальных связей и отношений, а также их воспроизводства [39].

Включение в социальное взаимодействие происходит у человека с первых дней его жизни, также как и нахождение в обществе. До того как человек научается говорить он обретает представление об общении. Субъективно усвоенный социальный опыт, получаемый в процессе взаимоотношений с другими людьми, становится неотъемлемой частью его жизни.

Происходит не только принятие и овладение социального опыта человеком, но и активное преобразование его в собственное видение отношений в обществе. Личность преобразует окружающий мир и себя благодаря субъективному включению в разнообразные социальные связи и в исполнении различных ролевых функций [13].

Приобретение индивидуализации происходит в результате социализации, но чаще всего сложным и противоречивым образом. Переживание одних и тех же ситуации, а также их восприятие происходит у разных личностей по-разному, следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми, может иметь существенные различия. Поэтому источником индивидуализации личности и активной переработки социальных ситуаций является социализация [21].

Активным субъектом социализации выступает личность. Также хотелось бы заметить, что процесс социальной адаптации личности должен рассматриваться не только как активно-приспособительный, но и активно развивающийся. В процессе взросления социализация не завершается, этот процесс непрерывен на всем протяжении онтогенеза человека.

Становление и формирование личности через овладение социальным опытом относится к социализации личности. Одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности выступает психологическая адаптация. Уровень уверенности, инициативности, самостоятельности является основным критерием социализированности личности, а не степень его конформизма.

Основная цель адаптации заключается в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных задач, превращении в самодостаточный социальный организм. Семья и образовательное учреждение являются основными институтами социализации личности.

Таким образом, благодаря анализу научной литературы отечественных и зарубежных ученых мы пришли к выводу, что процесс приобретение равновесия и устойчивости к влиянию и воздействию социальной среды социальным организмом, а также состояние человека представляет собой адаптацию.

Интерпретация адаптации происходит с акцентом на личностные качества и структуру личности в целом, а также на реализацию усвоенных ценностей и личностного потенциала, на активность личности. Также не стоит отметить, что в ряде работ понятие адаптации личности рассматривается через призму соотношения с понятием развития и социализации личности.

Общее взаимодействие индивида со средой относится к содержательным компонентам адаптации и к самому определению. Конкретные характеристики окружающей среды во время освоения норм и ценностей индивида в группе, степень включенности в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала, а также освоение системы деятельности и межличностных отношений относятся к понятию адаптации.

У каждого человека существуют различия в способности приспосабливаться, следовательно, для оказания эффективного воздействия на личность изучение и разработка системы улучшения адаптивности является более приоритетной задачей.

Изучение самого понятия с точки зрения отечественных ученых, всех его факторов, а также исследований источников связанных с проблемой адаптации необходимо для понимания особенностей данного процесса и в дальнейшем создания программы психолого-педагогического сопровождения.

1.2. Особенности адаптации к ДОУ детей — инофонов

Актуальной проблемой дошкольного воспитания остается процесс адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Важным периодом в жизни ребенка — инофона, как в прочем и всей его семьи, является поступление ребенка в детский сад.

Его психическое и физическое развитие напрямую зависит от процесса привыкания его к новому режиму и к новому окружению. Сложности в адаптации к новому коллективу и обстановке возникают как у ребенка – инофона, так и у детей, изучающих русский язык с рождения.

Переезд семьи в другую страну или регион приводит к дезориентации ребенка из семьи мигрантов, так как изменяются привычные условия жизни (изменение языка, культурных традиций и др.).

На данном этапе просто необходима психологическая адаптация ребенка, а также поддержка близких взрослых. Для детей мигрантов существует особая разновидность адаптации – межкультурная. Особенность данной адаптации заключается в сложном процессе выработки совместимости с новой культурной средой [67].

Ответственность момента адаптации ребенка к детскому саду и серьезность последствий для его здоровья должны понимать как родители, так и педагоги. Течение и дальнейшее развитие адаптационного процесса зависит от уровня подготовленности ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Профессиональная помощь семье необходима для облегчения периода адаптации у детей. Детский сад должен прийти на помощь семье по всем вопросам воспитания и развития.

У каждого ребенка существуют различия в способности вхождения и принятия детей новых условий жизни. Некоторые дети свободно входят в данный процесс, у других же он вызывает определенные осложнения в неизвестное пространство, коим является для ребенка детский сад [14].

Сразу стоит заметить, что ребенку – инофону сложнее войти в новый для него образовательный процесс.

Приспособление к четкому режиму дня, стилю общения со сверстниками и взрослыми, новому помещению – становится задачей для ребенка для успешной адаптации. Насущность и актуальность проблемы адаптации детей раннего возраста не иссякает и на текущий момент. Одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и родителями, является сохранение психического и физического здоровья ребенка в этот сложный для него период [80].

Оказание помощи в построении взаимоотношений между всеми субъектами образования, решение вопроса об адаптации детей раннего возраста является одной из главных задач для педагогов и психологов ДОУ. Важно строить отношения с ребенком на условиях создания ощущения комфорта и уверенности, благодаря чему он научается навыкам взаимопомощи, взаимоуважения и способности решать проблемы по мере их возникновения [29].

Консультирование родителей и педагогов, прогноз вероятной степени адаптации осуществляется благодаря системе социально-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. Вопросы адаптации детей раннего возраста освещены в трудах Н.Д. Ватутина, А.И. Жукова и др.

Потребность в общении и различия в поведении позволяют Н.Д.

Ватутиной три группы детей по-разному адаптирующихся к детскому саду. К

первой группе относятся дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, они ожидают заботу, ласку и внимание только от этих взрослых. У второй группы детей сформирована способность общения и взаимодействия не только с близкими взрослыми, но и с другими. Испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми дети третьей группы.

В основном дети первой группы при поступлении в дошкольное учреждение плачут, так как не готовы вступать в контакт с посторонними людьми и глубоко переживают расставание с близкими. Длительность адаптации к детскому саду зависит от ширины круга семейного общения. Перенесение имеющегося у него опыта совместных действий в новые условия затрудняется из-за сформированного навыка общения в закрытом кругу, это усугубляет его растерянность в новом пространстве [36].

Дети второй группы задают вопросы, наблюдают за воспитателями и подражают его действиям. И взаимодействия с взрослыми помогают ему узнавать, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.

Потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми четко характеризует детей третьей группы.

Психологические новообразования, психологические особенности каждого возрастного этапа, а также кризисные периоды лежат в основе работы с детьми в период адаптации. Индивидуальные особенности нервной системы и их возраст влияют на ее характер. Обеспечение процесса развития личности является сущностью адаптации [12].

Сложившиеся семейные отношения, условия пребывания в дошкольном образовательном учреждении, психофизиологические и личностные особенности ребенка оказывают большое влияние на характер широкого спектра индивидуальных реакций при адаптации. Нарушение дисциплины, взаимоотношений со сверстниками и работниками ДОУ, игровой и учебной деятельности является дезадаптацией, возникающей при нарушениях процесса адаптации.

Стресс и другие негативные последствия могут возникать при сложном процессе адаптации ребенка к детскому саду. Оставление ребенка в незнакомой среде и с незнакомыми сверстниками и взрослыми, отрыв от матери являются важными обстоятельствами, провоцирующими стресс у ребенка. Создание психологического комфорта до данного периода создавалось благодаря присутствию матери и ее поддержке.

Существует взаимосвязь между двумя видами адаптации: психофизиологическая и социально-психологическая. Последняя, при вхождении в новую социальную среду представляет собой овладение личности ролью. Ознакомление, ролевая ориентация и самоутверждение является стадиями процесса социально-психологической адаптации [42].

Типологические особенности каждого ребенка влияют на длительность адаптационного процесса. Коммуникабельность, активность и любознательность облегчают и ускоряют адаптационный процесс, а медлительность и желание уединения напротив замедляют.

Таким образом, стоит обратить внимание на факторы, влияющие на течение адаптационного периода, их всего 6:

1. Возраст

2. Состояние здоровья

3. Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

4. Уровень развития

5. Сформированность деятельности (предметной и игровой)

6. Приближенность режимов дня детского сада и домашнего.

Усиленное внимание необходимо ребенку раннего возраста, при его отсутствии возникает тревога и слезы, связанные со сменой обстановки. Перемещение в незнакомое пространство, нахождение в коллективе доброжелательных, но незнакомых людей, отсутствие матери и смена режима дня не всегда хорошо принимается ребенком [79].

Нежелание идти в дошкольное образовательное учреждение или истерики могут быть спровоцированы нарушением личного режима дня ребенка, приучением ребенка к определенной дисциплине, не знакомой ему. Как следствие возникает отрицательное отношение при первичном посещении детского сада [27].

Именно поэтому чрезвычайно важен первый день в группе, он имеет решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в ДОУ.

Существует несколько степеней адаптации ребенка к детскому саду, а именно: легкая, средняя, тяжелая.

При легкой степени адаптации к дошкольному образовательному учреждению через двадцать дней после пребывания ребенок начинает нормально есть, у него нормализуется сон. Утренний плач остается, но в целом у ребенка бодрое настроение, снова появляется заинтересованность. Не нарушаются отношения с близкими взрослыми родственниками, ритуалы прощания проходят спокойно, ребенок быстро отвлекается на других взрослых. К сверстникам отношение может быть как безразличное, так и заинтересованное.

Восстановление интереса к окружающим людям и событиям происходит при участии взрослого в течение двух недель. Повышается иммунитет, по истечению месяца, так как снижается уровень стресса, следовательно, ребенок реже болеет. Изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствует, также как и признаки невротических реакций [15].

При средней степени адаптации в общем состоянии нарушения выражены ярче и длительнее. Страдает качество сна, а его восстановление происходит в течение 20-40 дней, восстановление аппетита происходит за тот же промежуток времени. Наблюдается плаксивость в течение дня и неустойчивое настроение, его продолжительность занимает месяц. Существует эмоционально-возбужденное отношение к близким взрослым, выражающееся в криках и плаче при расставании и встрече.

Приобретенными навыками в игре ребенок не пользуется, наблюдается ситуативная игра. Заболеваемость без осложнений примерно два раза и временем протекания до 10 дней. Признаки невротических реакций появляются в общении только в определенных условиях и в избирательности в отношениях со взрослыми и детьми. В течение 1,5 – 2 недель можно наблюдать у ребенка изменения вегетативной нервной системы – тени под глазами, бледность, потливость и диатез.

В случае тяжелой степени адаптации у ребенка снижается аппетит сильно и надолго, существует возможность стойкого отказа от еды до невротической рвоты и функциональное нарушение стула. Во сне ребенок вскрикивает, плачет, сон становится коротким, а также он плохо засыпает.

По окончанию второго месяца пребывания в детском саду нормализуются поведенческие реакции, до этого момента ребенок безучастен, много и долго плачет. Избегание, проявление агрессии мы можем наблюдать по отношению к другим детям. Эмоционально-возбужденное отношение к близким взрослым, лишенное практического взаимодействия. Игра ситуативная, кратковременная, ребенок отказывается от участия в деятельности. Возможна задержка речевого развития на 2-3 периода, так как он практически не пользуется речью [64].

В двух вариантах может проявляться тяжелая степень адаптации:

1. Прибавление в росте и весе не наблюдается в течение 1-2 кварталов,

отставание нервно-психического развития на тот же период,

возникают респираторные заболевания более 3 раз и

продолжительностью более 10 дней.

2. Более подвержены дети старше трех лет, занимающие центральное

место в семье, с гиперопекой со стороны взрослых или часто

болеющие. Нервно-психические реакции отстает от исходного на 2 3 квартала, есть замедление в прибавке роста и веса, нормализация

поведенческих реакций происходит к 3-4 месяцу пребывания в

детском саду.

К невротическим реакциям относятся: наличие страхов, неуправляемое поведение, рвота, пристрастие к личным вещам, истерические реакции, неуправляемое поведение, тремор лица и рук.

Наиболее трудной проблемой является психологическая неготовность ребенка к детскому саду, и она может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Сильная эмоциональная связь с матерью замедляет адаптацию к ДОУ, нехватка эмоционального общения с ней вызывает бурный протест у ребенка, особенно при условии его сильной чувствительности и эмоциональности [24].

Ускорение и облегчение адаптационного процесса обеспечивается решением воспитательно-образовательных задач уже в период протекания ребенка к новым условиям, а помогает в этом создание положительного отношения ко всем процессам, развитие различных умений (соответствующих возрастным особенностям ребенка), формирование потребности в общении с взрослыми и сверстниками. Возможно, изначально данный процесс будет проходить на уровне жестов или указания на предмет с четким произношением его названия. Это поможет ребенку – инофону изучить базовые названия и облегчить вхождение в коллектив.

Множество изменений, о которых мы говорили выше, происходят с ребенком при поступлении его в дошкольное образовательное учреждение. Они вызывают у ребенка — инофона стрессовую ситуацию, так как обрушиваются на него одновременно, вызывая невротические реакции (капризы, страхи, отказ от еды) при отсутствии специальной организации. Незнание языка (частичное или полное) также отрицательно сказывается на адаптации детей, их взаимодействии в группе. Им сложнее адаптироваться к процессу, чем русскоязычным детям [72].

Новые способы действия с предметами ребенок получает благодаря сотрудничеству с взрослым по средствам игры. Взрослый вместе с предметом передает способ действия с ним, а не только дает ребенку в руки предметы. Возникает новый тип ведущей деятельности ребенка – предметная. Развитие всех остальных сторон жизни ребенка (внимания, речи, памяти, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления) происходит именно благодаря ведущей деятельности [26].

Именно в процессе практических предметных действий развиваются в этом возрасте все важные способности представленные выше. Ощущение самостоятельности, уверенности в своих силах и независимости, важных для развития личности происходит благодаря предметной деятельности.

Формирование эмоциональных контактов ребенок-взрослый и ребенокребенок возможно благодаря правильно организованной игровой деятельности и использованию упражнений. Именно благодаря игре стираются языковые барьеры и ребенок – инофон включается во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, также в этот период происходит формирование эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю.

Игра является одним из основных видов деятельности ребенка и в период адаптации является главным расслабляющим средством. Помощь в запоминании имен других воспитанников и воспитателей, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, налаживание доверительных отношений с каждым ребенком относится к основным задачам игровой деятельности в этот период[32].

Возникновение первых игровых и физических контактов возможно благодаря игре, а быстро запомнить новые слова и действия помогают постоянные повторения. Игра помогает ребенку вызывать радость от узнавания чего-то нового, от первых совместных действий и переживаний с другими детьми. Залогом успешного развития детей на ступени дошкольного возраста является радость и имеет большое значение для дальнейшего воспитания и развития.

На основе проявления заботы, совместных действий, сопровождаемых улыбкой и мягкой интонацией, возникает эмоциональное общение. Взрослый всегда выступает инициатором игр, он должен использовать фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным его вниманием. Комфортное дальнейшее пребывание ребенка в детском саду и успешная адаптация возможна благодаря игре.

Борьба с капризами, упорство в своих воспитательных планах для родителя не лучший выбор, в этот сложный для ребенка период жизни ему необходима забота и внимание близких ему людей [43].

Также стоит уделить внимание развитию социальных эмоций у ребенка. Ребенок младшего дошкольного возраста большую часть своего времени находится в дошкольном образовательном учреждении, где складывается своеобразное детское общество. Следовательно, в этот период происходит развитие эмоций (сопереживание, сострадание, сочувствие) социальных не только по своей природе, но и по содержанию. Узнавание этих эмоций важно, как для самого ребенка – инофона, так и для детей, окружающих его.

Предпосылкой формирования у ребенка более сложных человеческих чувств (уважения и любви к другим людям) является способность к сопереживанию, сорадости и состраданию. Личностная функция выражается в эмоциональных проявлениях, свидетельствующих о развитии у ребенка потребности в другом человеке и эмоциональном контакте с ним. Об этом более подробно описывается в научных трудах Л.И. Божович и К. Обуховского.

Существуют специфические особенности проявления социальных эмоций у детей дошкольного возраста в сравнении с аналогичными чувствами у взрослых. Данная специфика обнаруживается в тесной взаимосвязи воздействия взрослого и возникновением этих эмоций, а также с особенностями приобретаемого ребенком опыта общения и взаимодействия с другими людьми (сверстниками и взрослыми) [69].

Постановка себя на место другого, а именно развитие опыта социального взаимодействия является необходимым условием формирования у ребенка социальных эмоций. Реализация данного опыта может происходить благодаря сюжетно-ролевой игре, отражая идеальное представление ребенка о взаимодействии с социумом. Особенности психологической дистанции между другими детьми и ребенком, уровень эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека зависит уровень понимания глубины эмоциональной составляющей.

По мере освоения ребенком социального и предметного содержания функциональной роли эмоциональных процессов, складывающегося в онтогенезе постепенно, выстраивается система понятия функций эмоциональных явлений [76].

Опыт взаимодействия взрослого с ребенком обеспечивает динамику становления и развития специфически человеческих функций (знаковых, смыслообразующих, оценочных, личностных).

Основой освоения ребенком предметного окружающего мира является сформированность контакта «Взрослый – ребенок».

Оптимальная взаимосвязь предметного содержания и эмоционального воздействия взрослого на ребенка способствует его полноценному развитию. Ослабление или разрушение эмоционального контакта со значимым взрослым не должно происходить при овладении ребенком предметным миром.

Искажение взаимодействия взрослого с ребенком приводит к беспомощности в освоении ребенком предметного содержания, он начинает использовать форму аффективного поведения (тревожности, взрывчатости, неуверенности и др.) [53].

Таким образом, выразить себя, снять напряжение и раскрыть свой потенциал ребенку позволяет дружеская и доверительная обстановка в группе. Различать уместное и неуместное поведение, успешно адаптироваться и чувствовать себя более уверенно дети – инофоны могут при возможности появления творческой инициативы, а также при помощи обучения осознания и выражения своих чувств. Естественная форма познания окружающего мира в дошкольном детстве, а именно совместная игровая деятельность позволяет реализовать данные возможности.

Подготовка должна начинаться еще в семье для более быстрого и безболезненного процесса адаптации к новым условиям. Чаще всего родители очень поздно вспоминать о необходимости подготовки, а в нашем случае родители не готовы к ней. Когда ребенок попадает в новые условия, могут возникать стрессовые ситуации, а у ребенка – инофона это осложняется языковым барьером и возможным неприятием коллектива.

В этот возрастной период возникает множество новообразований, важно сопровождать ребенка — инофона, создавать ему атмосферу комфорта и возможности дальнейшего развития.

Наряду с приведением режима дня в соответствие с условиями дошкольного образовательного учреждения и гигиеническими мероприятиями укрепления здоровья необходимо проводить работу по развитию предметной деятельности, а также формированию у ребенка формы общения со взрослыми и сверстниками, соответствующие возрасту.

Необходимость развития более прогрессивной формы общения вызывает потребность в преобладании эмоциональных контактов. Основой дальнейшего развития должны оставаться доброжелательность и внимание к ребенку. Наряду с занятиями в семье необходимо поощрять взаимодействие с другими людьми для облегчения вхождения ребенка – инофона в новую социальную среду.

Показатели поведения ребенка и его взаимодействие с окружающими людьми, а также включение в активную деятельность позволяют судить об успешности адаптации к дошкольному образовательному учреждению. Ее условием является понимание содержания и структуры психологопедагогическое сопровождение детей – инофонов. 1.3. Содержание и структура психолого-педагогического сопровождения детей — инофонов

Изменение ситуации в дошкольном образовании происходит благодаря миграционным процессам, именно поэтому возникла необходимость в психолого-педагогическом сопровождении детей – инофонов.

Дети дошкольного возраста составляют значительную часть вынужденных мигрантов. Стоит заметить, что большая часть, предположительно будет жить и работать в России. Наблюдается недружелюбное, и даже враждебное отношение коренного населения к приезжим, в том числе и детям.

В связи с чем, возникает ряд проблем, связанных с обеспечением социокультурной адаптации ребенка и выстраиванием системы психологопедагогического сопровождения жизнедеятельности ребенка мигранта в образовательной организации [34].

Успешное вовлечение детей мигрантов в социальное, образовательное и культурно-досуговое взаимодействие осложняется из-за языковых и социокультурных барьеров. Изменение своего мышления и поведения является сложной задачей для ребенка, именно поэтому иногда интеграция в образовательное учреждение происходит с трудом.

Образовательная организация также порой не готова к обучению и созданию благоприятной атмосферы для ребенка мигранта. Затруднения связаны с недостаточным опытом использования психолого-педагогических практик, технологии формирования идентификации личности через призму узнавания другого человека, недостаточным уровнем общей культуры толерантности по отношению к другим национальностям, а также недостаточным опытом организации среды взаимодействия членов различных культур, воспитания детей – иностранцев [51].

Влияние на адаптацию детей мигрантов оказывает несколько факторов. Оптимизм в оценке своего будущего, социальное самочувствие, интеграция с местным населением, активность по отношению к социальной среде имеют ключевое значение в процессе психолого-педагогического сопровождения, в значимости приравнивается к дифференциальным факторам. Ценностные ориентации, язык, религиозные представления, традиции относят к отличительным факторам.

Факторы, оказывающие влияние также относятся к принимающей социокультурной стороне. Считается, что этнофобии являются причинами нетерпимости, враждебности к членам другой национальности, которая просматривается в наличии негативных стереотипов, нежеланием понимать другого человека, наличием негативных стереотипов [18].

Также стоит заметить, что существует защитная функция природы этнической идентичности, проявляющаяся в поиске защиты своей этнической группы, разделяющей его ценности при возникновении угрозы со стороны.

Личностная направленность процесса образования, формирование благоприятного психологического климата и уважительной системы отношений – ведущие факторы образовательной среды, оказывающие положительное влияние на процесс социально-культурной адаптации.

На всех уровнях (социальном, групповом и индивидуальном) адаптация детей мигрантов облегчается при выполнении условий, представленных выше.

Соответственно, процесс адаптации в дошкольном образовательном учреждении реализуется на трех уровнях: – Обучение; – Общение; – Культурное обогащение.

К обучению относится повышение уровня владения языком принимающей стороны. Налаживание межличностного взаимодействия с коллективом происходит в результате реализации второго уровня – общения [35].

Трансформация этнической и языковой среды детей – инофонов происходит в результате культурного обогащения и процесса включения в местную культуру. Правовое воспитание является важным элементом третьего уровня, как и психолого-педагогическое сопровождение.

К психолого-педагогическому сопровождению детей – инофонов относят процесс, организующий деятельность субъектом взаимодействия. В данном процессе учитываются индивидуально-личностные особенности детей – мигрантов, также их поведенческие стратегии при вхождении в новую среду, достигая взаимодействия различных культур [21].

По уровню восприятия и воспроизведения речи детей можно разделить на две группы: – Билингвы – в семье этих детей говорят как на родном языке, так и на

русском языке. Чаще всего семья уже долгое время проживает в России

и ребенок никогда не был на своей исторической родине, и они

свободно говорят на русском языке. – Инофоны – как правило, семья этих детей недавно приехала в страну,

владение русским языком у воспитанников на пороговом уровне.

Понимание значения употребляемых ими слов вызывают затруднения,

так как в семье общение происходит на родном языке, а процесс

общения на русском языке происходит только в образовательном

учреждении. Также определенные трудности возникают во время

преодоления языкового барьера.

Своевременное содействие, помощь, сопровождение и поддержка необходима детям с особыми образовательными потребностями, в данном случае детям – инофонам. Ученые (Арутюнян А.В., Дробижева Л.М., Сизганова Е.Ю., и др.) рассматривают психолого-педагогическое сопровождение, социально-педагогическое сопровождение и педагогическое сопровождение как синонимичные понятия [3].

Взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого в современной педагогике понимается как «сопровождение». По мнению Е.И. Казаковой сопровождение предполагает создание педагогом условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Создание условий становления ребенка субъектом своей жизни, к данным факторам относятся общение, деятельность ребенка, его внутренний мир, является целью сопровождения.

Выше приведенные определения, позволяют сделать вывод, что к сопровождению детей мигрантов можно отнести взаимодействие, направленное на оказание поддержки сопровождаемым для их успешного развития и обучения.

Условия для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, по мнению Е.К. Исакова и Д.В.Лазаренко, обеспечиваются благодаря педагогическому сопровождению. Довольно полное представление о сущности психолого-педагогического сопровождения складывается благодаря работам М.Р. Битяновой, О.С. Газмана, И.В. Дубровиной, Е.И. Казаковой и др.

Успешное развитие, социализация, укрепление здоровья, социальная адаптация воспитание, преодоление трудностей в обучении относится к психолого-педагогическому сопровождению, в этом отличие от педагогического сопровождения [31].

Обеспечение комплексной помощи ребенку мигранту и его семье, более точное определение причины отклонений от нормы возможно благодаря комплексной работе педагога и психолога. Именно эти факторы, представленные выше, являются отправной точкой в процессе социальной адаптации ребенка.

Часть процесса педагогического сопровождения, связанного с решением социальных проблем ребенка педагогическими средствами относится к социально-педагогическому сопровождению.

Осмысление сопровождаемым своих возможностей и перспектив развития возможно благодаря поэтапному направленному взаимодействию и совместному движению сопровождаемого и сопровождающего, а точнее социально-педагогическому сопровождению [12].

Диагностика проблемы; поиск решений; выбор оптимального варианта решения; первичная помощь во время реализации плана решения относятся к последовательной реализации шагов комплексного подхода социальнопедагогического сопровождения.

Социальные проблемы и особенности сопровождаемого напрямую связаны со спецификой социально-педагогического сопровождения. Многие ученые утверждают, что проблемы детей мигрантов лежат в трех плоскостях: 1. Проблемы обучения, связанные с языком. В данном случае мы можем

сказать, что на данную проблему могут оказывать влияние такие

факторы как: языковой барьер, отличия в программе обучения

предыдущего учебного заведения, отсутствие помощи со стороны

родителей и др. 2. Психологические проблемы. К ним относятся незнание ценностей

принимающей страны, сложности во взаимоотношениях с новым

коллективом, недоверие к новой культуре. 3. Социальные проблемы (частая смена жительства, низкий

материальный достаток семьи и низкий статус семьи).

Системное сопровождение является оптимальной формой психологопедагогического сопровождения по причине комплексного характера проблем детей мигрантов. Также стоит отметить, что существует различная реакция воспитателей на проблемы ребенка мигранта, она колеблется от полного отвержения ребенка до принятия.

Невозможность принятия ребенка с особыми образовательными потребностями приводят к оттоку педагогических работников. Поэтому необходимо заметить, что подготовка воспитателей к включению их в работу с детьми – мигрантами должна основываться на формировании основ толерантности работника, в узнавании культуры и обычаев мигрантов и понимании их проблем [61].

Три этапа включает в себя модель первичной (интенсивной) адаптации детей мигрантов к дошкольному образовательному учреждению:

1. Формальный – включает в себя подготовку условий к

адаптационному процессу и занимает от 1 до 3 дней.

2. Адаптационный – заключается в реализации адаптационных

мероприятий, для полноценного включения ребенка мигранта в

коллектив. По длительности: 2 – 3 месяца.

3. Аналитический – на данном этапе происходит анализ результатов

адаптации и планирование дальнейшей деятельности по психолого педагогическому сопровождению ребенка — инофона.

Продолжительность данного этапа от 3 дней до 1 месяца, в

зависимости от количества детей мигрантов в ДОУ и особенностей

адаптации.

Реализация комплексного подхода происходит в соответствии с этапами, представленными выше. Адаптация детей мигрантов в социокультурном пространстве ДОУ включают в себя организационные и процессуальные действия данного подхода.

Срок первичной адаптации по предполагаемой модели колеблется от одного до трех месяцев. Рассмотрение результатов первичной адаптации происходит по истечению данного срока и проходит индивидуально по каждому ребенку[77].

Процесс дальнейшей интеграции ребенка в социальную среду дошкольного образовательного учреждения планируется при успешном прохождении первичной адаптации, в противном случае происходит процесс разработки индивидуальной программы сопровождения в совокупности с дополнительными механизмами помощи ребенку.

При обращении семьи с ребенком мигрантом необходимо опираться на алгоритм сопровождения:

1. Беседа с родителями.

2. Определение уровня владения русским языком.

3. Психолого-педагогическая диагностика.

4. Определение группы, в которую будет направлен ребенок.

Определить уровень знания языка ребенку и родителям, условия проживания, язык общения в семье, время нахождения в стране необходимо в ходе собеседования. Устное тестирование по русскому языку, соответствующее возрасту, помогает определить уровень владения и разработать индивидуальную программу.

Составляющими содержательной работы педагогов-психологов образовательной организации, направленную на интеграцию мигрантов является работа с воспитанниками, воспитателями и родителями.

К работе с воспитанниками относится организация занятий для поликультурных групп, отдельно для детей-мигрантов, углубленная индивидуальная диагностика [81].

В работу с воспитателями включена организация групповых занятий, направленных на повышения психолого-педагогической компетентности работников и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам взаимодействия с детьми-мигрантами.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей детей – инофонов, а также работа с родителями детей, обучающихся в поликультурных классах, относится к работе с родителями [34].

Создание в образовательном учреждении определенной системы необходимо для эффективного решения проблем ребенка мигранта. Комфортная социальная адаптация ребенка мигранта опирается на четырехуровневую модель, согласно которой ключевыми направлениями являются: учебная, языковая, культурная, психолого-педагогическая адаптации.

1. Учебная адаптация (усвоение норм дошкольной образовательной

системы, включение детей мигрантов в образовательную

деятельность ДОУ).

Учебная адаптация может быть осуществлена через следующие шаги: – Введение в базовый курс программы, включающую в себя изучение

национальных особенностей принимающей стороны и культуры

страны ребенка — инофона, преимущественно в игровой форме; – Учет индивидуальных особенностей, способностей и склонностей

ребенка и создание индивидуальной траектории развития с учетом

данных факторов; – Создание вариативной формы образования; – Проведение индивидуальных занятий.

Совместная деятельность работников образовательного учреждения, родителей и общественных организаций позволит достигнуть положительного результата.

2. Психолого-педагогическая адаптация (межличностное

отношение со сверстниками на основе формирования

толерантных отношений, обеспечение психологического

комфорта ребенку мигранту).

Данное направление реализуется благодаря системе занятий по межличностному общению, проводимых воспитателями, социальным педагогом и психологом [20].

Для вхождения ребенка мигранта в образовательный процесс следует включить несколько направлений занятий, а точнее: на сплоченность многонационального коллектива, на повышение уровня адаптации недавно прибывших детей к новой среде (занятия проводятся педагогом-психологом индивидуально с каждым ребенком — инофоном), проведение тренингов на сплочение и других мер создания психологического комфорта.

3. Культурная адаптация (включение ребенка и его семьи в

социально-культурную деятельность посредством изучения

культуры, ценностей и истории принимающего общества).

Данное направление может быть реализовано благодаря проведению национальных праздников, фестивалей, учебных занятий, связанных с изучением культуры и истории, а также обычаев новой страны[19].

Очень важно разнообразие проводимых мероприятий, таких как: тематические, трудовые, художественно-культурные, событийные, патриотические. Знакомство с национальными культурами должно быть двусторонним, следовательно, в образовательном процессе каждый ее представитель получает знания о своей культуре и культуре других стран.

Также стоит отметить, что внеурочные мероприятия помогает ребенку мигранту адаптироваться к дошкольному образовательному учреждению.

4. Языковая адаптация (предполагает двунаправленное обучение,

включающее в себя сохранение родного языка и культуры, так же

как и изучение русского языка)

Достижение ребенком мигрантом осознанного владения русским языком является целью языковой адаптации. Три этапа включает в себя данный процесс адаптации детей – инофонов: диагностический, обучающий и коррекционный.

Определение уровня знаний языка определяется благодаря устному тестированию, с учетом особенностей дошкольного возраста. Содержание обучения с данным воспитанником определяется благодаря тестированию. В зависимости от уровня владения языком (начальный, продвинутый) происходит дифференцированная работа обучающего этапа [14].

Выявление пробелов в знаниях и проведение коррекции происходит на завершающем этапе языковой адаптации.

Существует несколько основных направлений психологопедагогического сопровождения ребенка мигранта, его семьи и других социальных партнеров взаимодействия. К ним относятся: работа с родителями, работа с воспитанниками, работа с педагогическим коллективом и работа с общественными организациями [73].

Таким образом, поставленные стратегические задачи при работе с воспитанниками требуют специальное психолого-педагогическое обеспечение:

1. Создание полноценного включения детей – инофонов в социально культурную среду дошкольного образовательного учреждения.

2. Обеспечение инклюзивности адаптации социокультурной среды

образовательного учреждения к детям мигрантам.

3. Создание условий для позитивного межкультурного общения в

образовательном учреждении.

4. Содействие проявлению позитивного влияния воспитанников

мигрантов на развитие в ДОУ.

Ряд условий необходим при реализации психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей – инофонов:

  • Высокий уровень профессионально-личностной культуры

воспитателя;

  • Педагогическая и профессиональная компетентность;
  • Атмосфера содействия и сотрудничества в коллективе, так как

поддержка оказывается не только воспитателем, но и другими

членами образовательного учреждения;

  • Выстраивание продуктивных отношений и взаимосвязи между

родителями, дошкольным учреждением и социумом.

Знание и понимание основных социально-психологических феноменов, с которыми сталкиваются дети мигрантов (культурный шок, аккультуризация и др.), специфики процессов социально-психологической адаптации у детей мигрантов и конечно же базовые характеристики детскородительских отношений и культурных особенностей в культурноэтнических группах представителей, посещающих дошкольное образовательное учреждение необходимо для адекватного решения поставленных задач для педагога-психолога [41].

Нужно отметить, что при сопровождении детей – инофонов к ДОУ необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Создание гибкого режима адаптации, с учетом индивидуальных

особенностей;

  • Сохранение имеющихся привычек у детей как минимум в

течение 2-3 недель;

  • Тщательный подбор педагогов для сопровождения и обучения

детей;

  • Информирование родителей об особенностях адаптации каждого

ребенка в понятной для них форме.

Формы и способы адаптации детей к ДОУ, являющиеся наиболее актуальными для данного процесса:

  • Исполнение колыбельных песен в дневной сон ребенка

(заменяют первые уроки изучения нового языка).

Текст песен

помогает ребенку запомнить значение слов, их порядок в

предложении;

  • Развитие координации и гибкости ребенка, включение элементов

телесной терапии;

  • Игры с водой и песком для релаксации, расслабления и снятия

напряжения;

  • Использование элементов сказкотерапии, включающий процесс

воспитания внутреннего ребенка, приобретение знаний о законах

жизни и социального взаимодействия;

  • Развитие движений благодаря музыкальным занятиям. В

результате занятий ребенок осваивает ритм и др.;

  • Взаимодействие с ребенком благодаря игровым методам.

Умение разработки стратегии психологического сопровождения с учетом этнокультурных особенностей семьи мигрантов и самого ребенка, оценки учебной успешности, а также социально-психологической адаптированности ребенка с учетом дифференцирования значимости этнокультурного фактора [21].

Учет факторов этнокультурной принадлежности воспитанников и их родителей необходим при варьировании формы и содержания профессиональной деятельности педагога-психолога.

Приоритетное направление деятельности психолога образования относится к психологическому обеспечению детей – инофонов. К содержательным характеристикам конкретной стратегии психологического обеспечения относятся итоги мониторинга и рассмотрение запросов со стороны педагогов. Способствует профилактике отклоняющегося поведения, способности понять другого, внимательное отношение к адаптации подрастающего поколения [36].

Таким образом, целью психолого-педагогического сопровождения детей — инофонов является успешная адаптация, включающая в себя разные ее виды. Совокупность показателей поведения ребенка и его взаимодействия с окружающими людьми и включения в активную деятельность позволяет судить об успешности сопровождения.

К критериям его успешности стоит отнести уровень толерантности и тревожности; готовность к межэтническому взаимодействию; знание языка принимающей стороны; адекватная самооценка ребенка мигранта; знание и принятие ценностей принимающей стороны.

Преодоление кризиса идентичности, выработка конкретной стратегии поведения обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением детей мигрантов и это позволяет им эффективно взаимодействовать с представителями принимающей культуры, раскрывать его личностный потенциал.

Глава 2. Эмпирические основы исследования психолого-

педагогического сопровождения детей-инофонов

2.1. Организация и методы исследования

Выявление уровня адаптации детей-инофонов стало первостепенной целью эмпирического исследования «Психолого-педагогического сопровождения детей-инофонов в период адаптации к ДОУ» для последующего проведения программы психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. В экспериментальную базу исследования включены такие детские учреждения, как МКДОУ №19 «Вишенка», МАДОУ детский сад №45, МАДОУ детский сад №11, МДОУ ЦРР №2 Радуга, МАДОУ детский сад №13 Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников города Богданович, Свердловской области.

В исследовании приняли участие воспитанники детских учреждений в возрасте от 3 до 4 лет в период адаптации к ДОУ. Контрольная группа: 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков. Экспериментальная группа, состоящая из детей-инофонов: 20 человек, из них 12 девочек 8 мальчиков. Общее количество респондентов в экспериментальной и контрольной группах составило 40 человек.

Основная цель опытно-экспериментальной деятельности практическая проверка эффективности психолого-педагогического сопровождения детейинофонов в период адаптации к ДОУ.

В эмпирическом исследовании решались задачи:

1. Исследование актуального состояния уровня адаптации детей

мигрантов, с помощью эмпирического психодиагностического

метода, а именно стандартизированных психодиагностических

методик: рисуночная диагностика «Я в детском саду» А.И. Баркана,

методики диагностики тревожности, включающая наблюдение

Р.Сириса, а также первичное исследование языковой

компетентности дошкольника мигранта.

2. Составление и реализация программы психолого педагогического

сопровождения детей-инофонов, способствующей адаптации к

дошкольному образовательному учреждению.

3. Оценка уровня адаптации ребенка-инофона после развивающей

работы и анализ эффективности проведенных занятий при помощи

метода математической статистики и процентного соотношения

данных.

Экспериментальная часть исследования включает в себя 3 этапа: 1. Констатирующий этап.

Включает в себя подбор методик, которые направлены на выявление

уровня адаптации у дошкольников инофонов. Проведение первичной

диагностики уровня адаптации, а также разделение испытуемых на

контрольную и экспериментальную группы. 2. Формирующий этап.

Разработка и апробация программы психолого-педагогического

сопровождения способствующей адаптации к ДОУ для

экспериментальной группы. За основу взята программа, разработанная

О.А. Шороховой и Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. 3. Контрольный этап.

Проведение вторичной контрольной диагностики уровня адаптации

ребенка инофона при помощи выбранных методик на констатирующем

этапе. Подтверждение эффективности программы психолого педагогического сопровождения.

В данной работе для определения уровня адаптации были использованы методики: 1. Рисуночная диагностика «Я в детском саду» (автор: А.И. Баркана); 2. Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (автор:

  • Р. Сирис); 3. «Диагностика эмоциональных состояний дошкольника» (автор:
  • Кучерова Е.Б.); 4.

Методика «Выявление уровня сформированности коммуникативных

умений и навыков детей» (автор: Ю.В. Микляева).

Дополнительный метод, о котором стоит помнить, и который необходим при оценке адаптации — это проверка уровня знания русского языка у ребенка-инофона в вербальной форме, но проводится он непосредственно перед началом проведения программы психолого-педагогического сопровождения, после разделения детей на контрольную и экспериментальные группы.

Метод статистической обработки, используемый при анализе исследуемого явления проблемы (t-критерий Стьюдента).

Рисуночная диагностика «Я в детском саду» автора А.И. Баркана является проективной для оценки готовности к детскому саду, она позволяет оценить отношение к дошкольному образовательному учреждению, представление о нем, и подходит в качестве дополнительного теста. В методике предлагается нарисовать представление ребенка о ДОУ. Проведение беседы для уточнения и адекватной интерпретации содержания нарисованного необходимо после рисования. Позволяет получить более полную картину представлений ребенка и эмоционально-оценочного отношения к дошкольному учреждению именно последующая беседа. После получения данных в результате диагностики мы сопоставляем их с результатами других методик, а также наблюдений за детьми. В результате мы рассмотрели несколько параметров диагностических признаков:

  • Параметр цветности (внутренний психологический комфорт

выражен в выборе светлых, ярких тонов; психоэмоциональное

напряжение, дискомфорт выражается в темных тонах).

  • Содержание рисунка (отстранение от дошкольного

образовательного учреждения ребенком может быть представлено

отсутствием людей на рисунке, либо изображением самого здания;

слабое представление о ДОУ выражается в изображении ребенка

около здания; создание игровых ситуаций на рисунке может быть

представлено в случае понимания представлений ребенка инофона о

дошкольном образовательном учреждении).

В отношении изучения готовности ребенка к ДОУ у детей-инофонов анализ рисунков данной методики может показать ее высокие диагностические возможности.

Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение Р.Сирис, ее цель состоит в определении уровня тревожности у дошкольников. Во время игр и прогулок, непосредственной образовательной и совместной деятельности происходит наблюдение в группе детей.

Оценка результатов осуществляется следующим образом:

0- Отсутствие признака;

1- Слабо выраженный признак;

2- Достаточно выраженный признак;

3- Резко выраженный признак.

Утверждения, включенные в протокол: 1. Заметная скованность, напряжение. 2. Часто грызет ногти. Сосет пальцы. 3. Пугается легко. 4. Плаксивость. 5. Чувствительность ко всему. 6. Частая агрессия. 7. Обидчивость. 8. Нетерпеливость, не может ждать. 9. Легко краснеет, бледнеет. 10.Испытывает трудности с сосредоточением, особенно в экстремальной

ситуации. 11.Суетлив, много лишних жестов. 12.Потливость рук. 13.Сложности во включении в работу при неожиданном задании.

Чрезмерно громко или тихо отвечает на вопросы. 14.Регулирование громкости при ответе происходит с трудом.

При оценке результатов подсчитывается количество полученных баллов: До 20 баллов – низкий уровень тревожности; 20-30 баллов – средний уровень тревожности; Более 30 баллов – уровень тревожности выражен высоко.

Сомнительная достоверность результатов диагностируется при сумме менее 4 баллов.

«Диагностика эмоциональных состояний дошкольника» автора Е.Б. Кучеровой. По результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных экспериментов с детьми и индивидуальных собеседований необходимо получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе.

Методика рассчитана на детей дошкольного возраста, ее выполнение происходит поэтапно с выполнением трех заданий, а именно: составление проективного рассказа, определение эмоционального состояния человека ребенком и завершающий этап – работа с картинками.

При проведении данной методики психолог работает с небольшой группой до 6 человек, с каждым ребенком индивидуально проводится задание.

Далее он дает инструкцию ребенку о совместном создании рассказа, начинает психолог, а ребенок продолжает. Взрослый при помощи интонации должен поддерживать интерес ребенка к деятельности. К примеру: психолог начинает рассказ о мальчике, который играет со своим другом в группе и его позвал воспитатель. Для продолжения рассказа ребенком он задает вопрос: «что случилось потом?» и ребенок продолжает историю. Можно предложить ребенку работу с картинками, на которых изображены ситуации. Попросить рассказать, что происходит на картинке, при этом начать историю можно совместно с ребенком.

Фиксируется в протоколе продолжение рассказа ребенка, он может носить нейтральный, положительный или отрицательный характер. Продолжению рассказа ребенком взрослый может давать лишь общую оценку. Если по результатам опроса детей рассказы носят отрицательный характер, в соотношении от общего количества рассказов (75%), следовательно, существует негативное эмоциональное самочувствие детей.

Целью методики Ю.В. Микляевой является выявление уровня сформированности коммуникативных навыков и умений детей. Для оценки результатов выделяют следующие показатели умений ребенка:

  • Поздороваться;
  • Обратиться с просьбой;