невроз подросток профилактика психический
семейная органическая конституция»,
Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда не достает жизненной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов. Видя в психическом гермафродитизме «один из типичных источников развития невроза или психоза» (цит. по Сидоренко, с.25), Адлер описал следующий механизм психопатологического развития: «Идеализация мужественности налагает на мальчика или подрастающего мужчину обязанность если не быть, то казаться выше по отношению к женщине. Это ведет к тому, что он перестает верить самому себе, начинает преувеличивать свои требования и ожидания от жизни и чувствовать себя более незащищенным. С другой стороны, маленькая девочка чувствует, что она ценится меньше, чем мальчик. Это толкает ее либо к преувеличенным попыткам преодолеть это несоответствие путем борьбы по всем направлениям реальной или кажущейся недооценки, либо, напротив, к признанию того, что она, как и предполагалось, в чем-то уступает.»
Истоки невроза, как и все психоаналитики, Карен Хорни видит в раннем детстве. У ребенка в это время борются три тенденции: К, ОТ, ПРОТИВ. Ребенка влечет во всех трех направлениях. При нормальном воспитании и развитии все эти тенденции уравновешивают друг друга. Когда-то человек стремится к людям, иногда приходится выступать ПРОТИВ ближнего, отстаивая свои интересы, порой появляется потребность побыть одному и уйти ОТ общества. При неблагоприятных условиях воспитания развивается не чувство «МЫ», а ощущение глубокой незащищенности, которое К. Хорни называет » базальной тревогой». Источник ее — вытесненная в бессознательное неосознаваемая враждебность. Возникает она под влиянием воспитания, т.е. окружающей среды. Иногда вытесняется из сознания чувство тревоги. Тогда она проявляется вегетативными знаками, подавленным настроением, чувством усталости. В итоге побеждает какая-то одна тенденция. Если побеждает тенденция К, то формируется мазохистическая установка, при торжестве ПРОТИВ человек становится садистом. Если верх берет ОТ, развивается человеконенависничество. Эти чувства не допускаются в сознание и вытесняются в бессознательное по защитным механизмам. Когда побеждает одна установка, требования «идеального Я» входят в противоречия с потребностями » реального Я». Человек перестает быть самим собой. Окружающая среда становится лишь фоном, на котором разыгрывается внутренняя психологическая драма. Этот конфликт между » идеальным Я» и » реальным Я» К. Хорни называет » базальным конфликтом».
Образ жизни человека. Проблема формирования гармоничной личности
... условия формирования гармоничной личности. Объектом исследования является образ жизни человека. Предмет исследования - процесс формирования гармоничной личности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Теоретические вопросы развития гармоничной личности, .1 Анализ истории развития понятия гармоничной личности ...
Согласно Карен Хорни невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае, когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца. «Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей. …Неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем «. « Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план». К. Хорни полагала, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога.» Мы приходим к нашим представлениям о нормальности через одобрение определенных стандартов поведения и чувств внутри определенных групп, которые налагают эти стандарты на своих членов. Но стандарты видоизменяются в зависимости от культуры, эпохи, класса и пола…» «… До тех пор, пока мы изучаем лишь картину проявлений, трудно найти признаки, общие для всех неврозов.
Мы определенно не можем использовать такие симптомы, как фобии, депрессии, функциональные соматические расстройства, в качестве критерия, потому что они могут отсутствовать. Образно говоря, невротические симптомы — это не сам вулкан, а скорее его извержения, в то время как патогенный конфликт, подобно вулкану, спрятан глубоко внутри человека и неведом ему».К. Хорни говорила о том, что на первый взгляд невроз характера также может возникать в результате реального ситуативного конфликта, но тщательно воссозданная история развития человека может показать, что черты трудного характера имели место задолго до возникновения какой_либо ставящей в тупик ситуации, что данное временное затруднение само в большой степени обусловлено ранее существовавшими личностными затруднениями и что, кроме того, этот человек невротически реагирует на такую жизненную ситуацию, которая у здорового человека вообще бы не вызывала никакого конфликта. Данная ситуация всего лишь обнаруживает невроз, который уже до этого мог иметь место. При анализе самых разнообразных типов личностей, страдающих различными типами неврозов, разных по возрасту, темпераменту и интересам, выходцев из различных социальных слоев, она обнаружила, что содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи являются существенно сходными во всех из них.
Неврозы у детей (Конторльная работа)
... других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости. Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего ... серьезных неудач в его жизни и т.д.). Однако ведущим причинным фактором является психотравмирующее воздействие. Патогенез. Собственно патогенезу неврозов предшествует этап психогенеза, во ...
При исследовании историй детства людей, страдающих неврозом, она установила, что общим знаменателем для всех них является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности. Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, — внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, — но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым. Нет надобности говорить, что ребенок очень тонко чувствует, является ли любовь подлинной, и его нельзя обмануть никакими показными демонстрациями. Главная причина того, почему ребенок не получает достаточной теплоты и любви, заключается в неспособности родителей давать любовь вследствие их собственных неврозов. Хотя Хорни согласна, что конфликт между побуждением человека и социальным давлением составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза, она не считает это условие достаточным. Столкновение между желаниями человека и социальными требованиями не обязательно, по ее мнению, приводит к неврозам, но может также вести к простому подавлению или вытеснению желаний. Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность и если попытки уменьшить тревожность приводят в свою очередь к защитным тенденциям, которые, хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом.
По мнению Эриха Фромма в процессе воспитания ребенок утрачивает врожденную способность любить и вместо счастливой жизни получает мучительное существование, направленное не на плодотворность, а на иррациональное подчинение требованиям авторитарной этики. Человек делает не то, что он хочет, не то, что ему нужно, а то, что требует авторитет: вождь, обычаи, общие представления. В результате он перестает мыслить. Вместо него мыслит «ОНО». Это те самые расхожие мнения и общие представления. Однако его истинные потребности в развитии не удовлетворяются. Выходом из этого является невротическая симптоматика. Фромм считает восстановление чувства любви одной из основных задач психоаналитической терапии. Базовой любовью он считал любовь к себе.
Основным источником неврозов Вильгельм Райх считал подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Это подавление отмечается в течение трех основных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни. В детстве ребенка заставляют «держать себя в руках», требуют «хорошего» поведения. Общество в целом не дает подросткам найти значимую осмысленную работу. В результате надолго сохраняется инфантильная привязанность к родителям.
Фредерик Перлс полагает, что в раннем детстве ребенок » проглатывает» (интроекция) опыт взрослых, но он не в состоянии его «переварить» по-своему. Этот непереваренный опыт становится чертой характера. Весь этот материал необходимо либо «переварить» либо отторгнуть. В противном случае человек будет жить так, как его запрограммировали родители. Как происходит это программирование? Дети, такие какие они есть родителям не нужны. И они заставляют их делать не то, что им хочется, а то, что нужно им самим. К родителям возникает чувство ненависти, но оно не находит разрядки, вытесняется. Уже во взрослой жизни человек находит себе для общения таких же людей, с которыми он общался в раннем детстве, и безнадежно пытается завершить те же детские дела до тех пор, пока невроз не выбъет его из реальной жизни. Невроз Перлс рассматривает как пятиуровневую структуру. Рост и освобождение от невроза происходит по мере прохождения этих уровней. Первый уровень — уровень клише, уровень знакового существования. Второй уровень — уровень ролей или игр. Третий — уровень тупика или фобического избегания. И туту некоторые опять возвращаются к знаковому существованию или к игранию ролей. Если мы способны поддержать себя в этой пустоте, то достигаем четвертого уровня — уровня внутреннего взрыва. Старая личность с ее защитами умерла, высвободившаяся энергия проявляется различными вариантами взрыва. Пятый уровень — уровень внешнего взрыва. Подлинная личность осознает его.
Социальная демография м этнография. Социальная демография и этнография. ...
... жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе и на достойный уровень жизни. ... которых включены люди и отношения между ними. Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы и для нее ...
Терапевтический процесс по Перлсу направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.
Интересна попытка Э. Берна (1961, 1976, 1977) объяснить истоки формирования стиля жизни и вытекающей из него системы отношений. Этот подход является конкретизацией положения А. Адлера о том, что каждая личность в раннем детстве неосознанно под влиянием родителей составляет свой жизненный план. Э. Берн (1977) считает, что она редко изменяется под влиянием внешних обстоятельств. Устойчивые изменения, по его мнению, наступают лишь при психотерапевтическом лечении или любви, которая является естественным психотерапевтом. Э. Берн дает технику расчета последнего при помощи определения личностного комплекса, под которым понимает отношение к себе («Я»), близким («ВЫ») и людям вообще («ОНИ»).
Кодируется отношение знаками «плюс» (благополучие) и «минус» (неблагополучие).
Кроме того, анализируется стабильность позиции. Качественное содержание стабильной позиции прослеживается во всех ситуациях, а нестабильной изменяется. От этих позиций зависят стиль жизни и жизненный план, чаще неосознаваемый, который Э. Берн (1977) называет «сценарием». Появление минусов в личностном комплексе приводит к трудностям в общении с социальным окружением и с самим собой, что вызывает состояние эмоционального напряжения. В зависимости от того, в каких параметрах имеются минусы, возникают те или иные поведенческие стереотипы в конфликтных и кризисных ситуациях. Личность, находящаяся в «сценарии», теряет возможность спонтанного развития, а жизненный путь ее определяется не требованиями действительности, а этим «сценарием». Больной в жизненных ситуациях с партнерами находится в треугольнике: «преследователь», «избавитель», «жертва».
Проблема смысла жизни человека в философии
... философской проблемой не только в силу различия ответов на вопрос о его наличии, но также как результат неопределённости самого предмета. Действительно, даже признавая жизнь имеющей смысл, люди ... усвоения. Ведь речь идёт именно о смысле жизни конкретной личности, а человек, полностью детерминированный извне, перестаёт быть индивидом, становясь лишь орудием реализации общественных интересов и ...
Э. Берн (1977) составил специальный опросник, охватывающий весь жизненный путь больного. Биографическое исследование позволяет прогнозировать жизненную траекторию и возможные обострения невроза. Целью лечения становится смена минуса на плюс, а диагностика позиций позволяет планировать его стратегию и тактику. Для воздействия на личностный комплекс Э. Берн (1961) разработал психотерапевтическую систему трансактного анализа. Здесь основное внимание уделяется тем неприятностям, которые возникают у пациентов в процессе общения с другими людьми. Меньший упор делается на неосознаваемые психические процессы.
Э. Берн в своих наблюдениях открыл три «Я-состояния», которыми располагает индивид и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию. «Я-состояния» — нормальные психологические феномены человеческой личности. Это состояния Родителя (Р), Взрослого (В) и Дитяти (Д).
Невроз, по Э. Берн, возникает тогда, когда Взрослый под влиянием Дитяти и Родителя теряет инициативу, поведение перестает отвечать интересам личности и становится малоадаптивным. Рано или поздно развивается невроз. Лечение невроза в рамках структурного анализа — это восстановление нормальных отношений между тремя аспектами личности и ликвидация устаревших родительских программ, мешающих жизни. На первый взгляд, система Э. Берн представляется достаточно стройной, логичной и завершенной. Однако обращает на себя внимание тот факт, что при типировании личностного комплекса не принимается во внимание отношение индивида к труду, которое формируется в процессе совместной деятельности с другими людьми и влияет на все остальные параметры личностной структуры (Н. М.3ульфугаров, 1983; И.С. Кон, 1984; А. Maslow, 1971; А. Kempinski, 1975; ‘и др.).
Поэтому необходимо также рассматривать параметр «ТРУД» (L. Seve, 1976).
A. Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как болезни, связанные с неудовлетворением фундаментальных потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации. Фактически полноценным человек становится только тогда, когда удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Психологический рост A. Маслоу рассматривал как последовательное удовлетворение все более высоких потребностей. Пока доминируют низшие потребности, движение к самоактуализации не может начаться. Препятствия росту связаны с негативным влиянием прошлого опыта, дурными привычками, групповым и социальным давлением, внутренними защитами.
Гуманистический подход, как и экзистенциальный, указывает на связь психопатологических синдромов с такими вопросами как свобода и ответственность человека, одиночество и вина, а также фрустрация естественных для каждого человека потребностей в самоактуализации и уважении. При этом представители гуманистического подхода делают акцент на уникальности и безусловной ценности любой личности.
К. Роджерс выдвинул понятия конгруэнтности — неконгруэнтности. Конгруэнтность — это соответствие мира внутреннего миру внешнему. Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу и всем существом. Наблюдая за детьми до пяти лет можно заметить, как постепенно формируется неконгруэнтность. Со временем расхождение между реальностью и тем, что переживается субъективно, столь значительно, что человек не может нормально жить. Большинство симптомов при неврозах по К. Роджерсу, — это те или иные формы неконгруэнтности. Неконгруэнтный человек не может разобраться, что ему хочется, и не понимает что от него требуют. Им все недовольны, но и он недоволен всеми. Препятствия по К. Роджерсу возникают в детстве и являются нормой. Но так как дети конгруэнтны, они не отделяют своих действий от себя в целом. Если их хвалят за то или иное действие, они считают, что их принимают целиком. А если наказывают за проступок, то наказание воспринимается ими как неодобрение в целом. Любовь для детей настолько важна, что они, чтобы угодить другим, начинают действовать против собственных интересов и приходят к представлению о себе, как о предметах, созданных для того, чтобы удовлетворять потребности других.
Смысл жизни и судьба человека
... судьба» и «смысл жизни», а так же взаимосвязи между ними. 1. Понятие судьбы Вопросом о том, что такое судьба люди ... поступков человека. Судьба для язычника -это рок, фатум. Человек полностью подчинен судьбе, он становится рабом обстоятельств. От судьбы нельзя ... окружение (кто будет влиять на формирование человека как личности), астрологические данные, определяющие его предрасположенности (таланты, ...
Эти представления не развиваются, если ребенок всегда чувствует себя. Но только в условиях полного принятия ребенок не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривлекательные для родителей и воспитателей, но подлинные и, может быть самые ценные части своей личности. K. Rogers приводит пример, когда в семье появляется второй ребенок. Первому приходится подавлять свои враждебные чувства к малышу, чтобы мама продолжала его любить. Он прячет свою «злую волю». K. Rogers считает, что лучше найти таким чувствам какое — то более полезное выражение, чем отрицать их или вытеснять. Если этого не происходит, то ребенок взрослеет, а проблемы остаются. Задерживается рост. Чтобы поддержать ложные представления о себе, приходится искажать свой опыт. Ошибок становится все больше. Ребенок попадает в порочный круг. Защит становится больше. Иногда защиты не срабатывают, и человек осознает разрыв между своим поведением и своими представлениями о себе. В результате — паника, хроническая тревожность, неврозы, а иногда и психозы.
Виктор Франкл считал, что вера в сверхсмысл имеет огромное психотерапевтическое и психогигиеническое значение. Такая вера делает человека более жизнеспособным. Тот, кто верит в сверхсмысл, осознает, что содержание его жизни сохраняется и оберегается. Тогда получается, что прошедшее тоже вид бытия и, может быть самый надежный. Это своего рода склад, из которого уже ничего не пропадет. Спасти возможность можно только путем ее реализации. Франкл утверждал, что необходимо разъяснять богатство мира ценностей и помочь ему выработать гибкость и способность переключаться на другую ценностную группу, если к настоящей утратился интерес. Неврозы, которые развиваются из-за отсутствия смысла жизни и являются как бы их заменой, Франкл предлагает лечить поисками смысла жизни. Этим как раз и занимается логотерапия. По Франклу » если у человека есть зачем, он вынесет любое как». Ничто не помогает человеку преодолеть объективные трудности и переносить субъективные неприятности, если перед ним не стоит жизненно важная задача, особенно, если она представляется чем-то вроде миссии. Смысл, по мнению Франкла, обнаруживается, а не придумывается. У каждой ситуации может быть только один смысл — ее истинный смысл, и он может не совпадать с общественными идеалами. Так что от принятия решений не уйти. Лучше научиться их принимать. Мы можем ошибаться, но возможность ошибки не избавляет нас от принятия решений. (Литвак из ада в рай)
Развитие связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных ...
... условия развития связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных представлений. Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 5-го года жизни возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении специальных театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе ежедневной деятельности детей. Задачи ...
По мнению В. Франкла страдающий неврозом страха боится чего-то, что может произойти с ним, тогда как страдающий неврозом навязчивых состояний боится чего-то, что может натворить он сам. И то и другое будет охвачено, если определить парадоксальную интенцию следующим образом: теперь пациент должен хотеть именно того (невроз страха), или совершить именно то (невроз навязчивых состояний), чего он всегда так сильно боялся.
Экзистенциальный анализ показывает, что рок под названием «психоз» поддаётся оформлению, и насколько он этому поддаётся, а логотерапия показывает, что «его нужно оформить» и насколько его нужно оформить. Судьба, под названием «психоз», всегда как-то оформлена; ибо личность всегда при деле, она всегда в игре, она всегда занята оформлением процесса болезни, так как именно это выпало на долю человека, произошло с ним. Животное в подобной ситуации должно было бы поддаться болезненной аффектации, животное должно было бы оказаться загнанным болезненной импульсивностью в угол; но человек способен поспорить со всем этим. И он всегда спорил, он делал это мгновенно, в ту самую минуту, когда приходил к бреду обнищания или бреду обвинения — когда как. По нашему мнению, психоз имеет какой-то смысл и для самого пациента, но этот смысл не задан, он придаётся, придаётся психозу самим пациентом: больной — вот кто придаёт своей болезни смысл. Прежде всего, он должен этот смысл найти, и он его ищет.
Бихевиористы (J. Wolpe, 1969) и необихевиористы (В. Skinner, 1971) объясняют причину невроза неправильным поведением. Сложные внутрипсихические явления игнорируются. Суть психотерапевтической техники, в которой имеется ряд рациональных моментов, сводится к обучению правильному поведению. Но. Положительный эффект при бихевиоральной терапии наступает лишь при серьезных личностных изменениях.
Заслуживает внимания когнитивная система психотерапии (А. Beck, 1979).
Центральным положением здесь является то, что мысли личности продуцируют ее настроение. Значение, которое придается фрустрирующему агенту, больше, чем самая фрустрация, ответственно за развитие эмоции. Мысли, не соответствующие действительному положению вещей, называются малоадаптивными. Довольно часто они не осознаются, но если поведение личности определяется этими мыслями, то в зависимости от их
содержания развиваются различные невротические эмоциональные расстройства: невротическая депрессия (при мыслях о неполноценности в личностной сфере), тревога (при мыслях о возможной угрозе в неопределенной ситуации), фобии и обсессии (при мыслях об угрозе в определенной ситуации).
Подобно психоанализу когнитивная терапия имеет дело с интрапсихическими процессами, стремится реорганизовать структуру личности таким образом, чтобы подготовить ее к будущим стрессам. Врач и больной активно сотрудничают в построении положений и расшифровывают вместе болезненные формулировки. Последние могут постоянно проверяться, уточняться или отвергаться самим больным. Однако в данной системе не исследуется причина возникновения малоадаптивных мыслей. Положительный результат и здесь возникает лишь при глубоких личностных изменениях, смене личностной позиции.
Расстройства личности психопатии
... психоза, при наличии длительно существующей, травмирующей психику ситуации. Формирование краевых психопатий идет путем патологического развития личности. Значительную роль в формировании психопатий ... а психическое расстройство является тяжелым и ... особенностях его личности, его мнение о ... смысле слова, так как в отношении их нельзя говорить о начале, течении и исходе. Это не значит, что психопатии ...