В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к цел осмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. А дошкольная образовательнаяорганизация (ДОО) с ведением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) с 17.10.2013 года стала первым и самым ответственным звеном в общей системе народного образования[30].
Поэтому проблема воспитания культуры поведения в ДОО на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято и допустимо, а что нет. Единые и общепринятые правила обеспечивают высокий уровень взаимоотношений и общения в обществе.Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе, и чтобы другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и воспитатели дошкольных учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного поведения.
Мы считаем, что проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Исследования Л.М. Гурович, В.И. Логиновой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, М.А. Саморуковой, показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать культуру поведения и тем, что в дошкольных образовательных организациях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически. Художественная литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного мира, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии. Произведения фольклора своим содержаниям и формой наилучшим образом отвечают задачам развития и воспитания ребенка.
Физическая культура и физическое воспитание
... учителя физической культуры. Совершенствование подготовки современного учителя физической культуры должно быть ориентировано на владение различными системами оздоровления и физического воспитания, углубленное изучение возрастной физиологии и психологии, современных педагогических технологий. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [Электронный ...
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания мира является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Особенную роль в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста играет художественная литература. В результате общения с книгой у детей старшего дошкольного возраста происходит интенсивное обогащение словарного запаса, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Однако анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы пока еще изучена недостаточно. Не всегда авторы образовательных программ целенаправленно раскрывают данные методические аспекты сформированности культуры поведения особенно старшего дошкольного возраста, средствами художественной литературы. Это и явилось теоретическим источником постановки проблемы нашего опытно-экспериментального исследования: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы».
Цель данной работы – выявить возможности художественной литературы как средства воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что при использовании художественной литературы уровень культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста повысится.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, рассмотреть основные направления и подходы в исследованиях по проблеме культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте
... группы(средний и старший дошкольный возраст). Практическая значимость полученных результатов, Структура работы., ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка-дошкольника По мнению А.В. Запорожца, «по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается ...
2. Подобрать диагностический инструментарий с целью изучения сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
3. Выявить особенности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
4. Определить педагогические условия по сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
5. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы с целью оценки эффективности разработанных нами педагогических условий.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы , как:
- организационные методы: сравнительный, комплексный;
- эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (беседа);
- количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке педагогических условий по проблеме сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы, которые могут быть использованы в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Базой исследования является МОУ «Венёвский центр образования № 1» г. Венёва Тульской области.
Глава 1. Теоретико-концептуальные основы проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
1.1. Исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературы
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения.
Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как: Т.Э. Ерофеева, О.В. Защиринская, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Л.Ф. Островская, Т.Т. Яковенко. В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [13].
«Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению ...
... реферата. Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации ... условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы ... о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Посещение детского сада имеет ...
Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [8].
В.А. Сластенин рассматривает культуру поведения через такие ее компоненты, культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура.
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [11].
Мы взяли за основу определение «культура поведения» данное С.В. Петериной, где говорится, что культура поведения – совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности [15].
В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки. По С.В. Петериной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам [15].
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции [15].
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Мы считаем, что применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать прежде всего, как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договариваться со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте деятельность педагога по воспитанию культуры поведения строится с учетом достигнутого детьми уровня воспитанности и направлена на то, чтобы закрепить и сделать привычными усвоенные положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами культуры поведения, расширить «социальную зону» их применения, сформировать новые ценные привычки [2].
Согласно исследованиям И.Н. Курочкиной, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, в старшей группе ДОО происходит усложнение правил поведения. Известные правила требуют от детей более гибкого, осознанного поведения: культура поведения по отношению к знакомым и незнакомым людям, к детям младшего и старшего возраста, к ровесникам, к престарелым и тогда далее. Повышаются требования к культуре общения: держаться естественно при общении, разговаривая, смотреть в глаза собеседника, приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не закончен. Обращается внимание детей на позу, жесты, мимику, интонацию голоса, ударения как на показатели сдержанности, подтянутости.
Исследования: «Профилактика агрессивного поведения у старших ...
... поведения у детей. Задачи исследования: 1. Дать психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста. 2. Проанализировать понятие «агрессивное поведение». 3. Рассмотреть формы и методы профилактики агрессивного поведения старших дошкольников. 4. Проанализировать деятельность ... проблема агрессивного поведения у детей достаточно полно рассматривается в работах следующих ученных: ...
Так, например, в своих работах С.В. Петерина утверждает, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать следующие компоненты:
- дружеские взаимоотношения;
- привычку играть и заниматься сообща;
- умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения;
- в поступках следовать примеру хороших, положительных, героических персонажов художественных произведений [12].
Исследования Т.И. Бабаевой, И.Н. Курочкиной показали, что выполнение правил культурного поведения детей старшего дошкольного возраста начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремлением сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешать другим читать или выбирать нужную книгу).
У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания.
В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская называют следующие методы воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста: этическая беседа, различные виды игр (подвижные, музыкальные, со строительным материалом, театрализованные, народные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно печатные), чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций [14, 15].
Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей [6].
С.В. Петерина с целью формирования у детей дошкольного возраста культуры поведения предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Одним из наиболее эффективных методов воспитания культуры поведения С.В. Петерина считает этические беседы. Одна из возможных основ этической беседы – художественная литература.
Таким образом, старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Под культурным поведением мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным нормам поведения. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения и входит в образовательную область художественно-эстетическое развитие. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
«Трудовая деятельность детей дошкольного возраста»
... сущность понятий «труд», «трудовая деятельность»; - Выявить условия развития трудовой деятельности у детей дошкольного возраста; - Разработать методические рекомендации по проблеме исследования. 1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме трудовой деятельности дошкольников. Трудовое воспитание ...
Для правильного её использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы.
Таким образом, согласно исследованиям Н.В. Виноградовой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, сформировать у детей навыки культурного поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В ДОО для этого немало возможностей, так как в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения, мало и несистематично используют художественную литературу в качестве средства воспитания культуры поведения.
1.2. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка, так как именно в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, такие как:
- формируется устойчивая структура мотивов;
- зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»;
- зарождается потребность в признании среди сверстников (у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим);
- появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами);
- возникает новый (опосредованный) тип мотивации, как основа произвольного поведения;
- ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей;
- моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать).
Дети старшего дошкольного возраста перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности.
Модели поведения личности в конфликте
... работы на аналогичную тему Таким образом, выделяют следующие основные модели поведения личности в конфликте: Конструктивная. Субъект стремится уладить конфликт, нацелен на поиск оптимального решения. Кроме того, он ... Томас разработали двухмерную и трехмерную модель стратегии поведения личности в конфликте. Ее суть заключается в том, что каждый участник конфликта оценивает и соотносит свои интересы ...
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Он начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому [5].
В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную – знания и представления о себе (Кто я?) – и оценочную, или самооценку (Какой я?).
Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» – «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» – «каким бы я хотел быть»).
Социальное воспитание детей младшего школьного возраста
... Вся система воспитательной работы с детьми направлена на постепенную перестройку сознания, поведения, деятельности и личности школьника, на формирование активной всесторонней готовности детей к условиям последующего школьного обучения. Проблемами социального воспитания занимались такие ...
Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности [17].
Такие психологи как Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка с взрослым на первый план выступает личностный, то есть в центре, которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.
Личностный тип общения не заменяет познавательный, он должен сочетаться с последним. По-прежнему необходимы задания, активизирующие умственную активность детей. В занятиях ребенка пятилетнего возраста привлекает возможность обнаружить перед другими свои умения, осведомленность. При выборе соседа по рабочему столу, товарища для игр дети также нередко руководствуются мотивами информативности, то есть тем, что партнер многое знает и умеет. Дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений. При всем этом разные проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно, например моральные представления, чувства, действия. Так, прослушав литературное произведение, рассказ о доступном их пониманию событии, рассматривая иллюстрации, дети пяти-шести лет верно и эмоционально оценивают действия и поступки персонажей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Но в жизни поступают правильно далеко не все. Более всего активизирует моральные действия (то есть совершаемые бескорыстно, при отсутствии контроля, наград, наказаний) приобщение детей к делам взрослых, которым они симпатизируют. Другие приемы, даже опора на личный пример окружающих, менее эффективны.
Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Но педагогам следует учитывать, что при общей тенденции к совершенствованию с возрастом детей их поведение в каждом из видов деятельности (на занятиях, в играх, труде, быту, то есть режимных процессах), а также освоенные ими умения не отличаются прочностью.
Мотивация деятельности личности в организации
... стимулируют, поддерживают и объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная система стимулирования ...
Устойчивость воспитанных у детей навыков, форм поведения в значительной мере зависит от того, знает ли педагог, какого уровня сформированности достигают основные компоненты, составляющие деятельность любого вида. Принято считать, что любая деятельность начинается с определения цели мотива. Затем необходимо спланировать, и только после этого следует исполнительская часть. Завершающим этапом являются оценка и самооценка результатов.
К шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога (объяснения, оценки, распоряжения), в результате чего понижается способность к внушаемости. Теперь дети способны в некоторых случаях отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации, даже те, в которые попадают взрослые, тогда как прежде чувство юмора проявлялось у них только по отношению к сверстникам, животным. Механизм сопоставления помогает также ребенку шестого года жизни усвоить правило, что оценка деятельности своей и окружающих должна соответствовать ее результату. Адекватная, то есть правильная, соответствующая результату самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. В формировании самооценки играют роль многие факторы: отношение к ребенку в семье, отношения между детьми в разных видах деятельности, положение ребенка в детском коллективе. Но решающим является отношение педагога к воспитанникам и оценка им результатов их деятельности. Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны в составляющей неповторимую индивидуальность того или иного человека. К ним относятся: компетентность, креативность и неразрывно связанная с ней способность к инициативности; произвольность и самостоятельность, неотделимая от ответственности, безопасности и свободы поведения; и, наконец, самосознание личности и способность к самооценке.
Эти характеристики личности складываются в дошкольном детстве не одновременно и находятся в постоянном изменении и развитии. На каждом возрастном этапе они имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации. В связи с этим формирование этих характеристик является одной из главных задач педагога, воспитывающего ребенка-дошкольника.
Компетентность – важнейшая комплексная характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный, которые отражают достижения личностного развития ребенка [21].
Интеллектуальная компетентность означает сформированность интеллектуальных операций: умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. Ребенок старшего дошкольного возраста умеет анализировать возникшую ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи: спешил – нечаянно толкнул товарища; отобрал игрушку у сверстника – нарушил правила совместной игры. Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых – жестовых, мимических, пантомимических) средств. Особенно ярко языковая культура компетентность проявляется в культуре речевого общения. Знание «волшебных», «вежливых слов», умение выразить сочувствие обиженному, радость успеху товарища искренними словами свидетельствует о сформированность нравственно-ценностного словаря ребенка.
Социальная компетентность состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, то есть проявления доброты, внимания, заботы, помощи, милосердия;
- когнитивного, познание другого человека (взрослого, сверстника), способностью понять его особенности, интересы, потребности;
- увидеть возникшие перед ним трудности;
- заметить изменение настроения, эмоционального состояния;
- поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуации способов общения, этически ценных образцов поведения.
Социально-компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения. В плане физического развития компетентный ребенок: владеет своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, умеет адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки. В общении компетентного взрослого и компетентного ребенка строятся межличностные отношения качественно иного уровня.
Креативность – способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности.
Инициативность – необходимое качество личности человека. У ребенка дошкольного возраста оно проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель творческого интеллекта; ее развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.
Детская инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Самостоятельность – это особое качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Самостоятельный ребенок – это ребенок в поиске, имеющий право на ошибку и педагогически грамотное отношение к ней взрослого: не как к неуспеху, а как нормальному инициирующему моменту развития. Ответственность ребенка за свои действия, за ту или иную деятельность должна определяться мерой его самостоятельности в ней и формироваться уже в раннем возрасте. Она возникает и проявляется в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «хочу» и «должен». Ответственность связана с проявлением волевых усилий.
Произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами; одна из форм волевого поведения в детстве. В деятельности ребенка возникает соподчинение мотивов как умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени. Внутренняя мотивация, с одной стороны, и овладение нормами поведения, с другой, – важные моменты формирования произвольности.
Свобода поведения ребенка-дошкольника, силы которого не позволяют ему противостоять многим явлениям, зависит от уровня его компетентности и воспитанности. Для того чтобы дошкольник чувствовал себя свободным в своем поведении, он должен овладеть способами самоограничения сферы своей деятельности. Необходимым условием достижения этого является воспитание в ребенке чувства меры, осторожности и предусмотрительности, которая предполагает способность к предвидению последствий своих действий, тех или иных явлений и событий. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения должно опираться на формирование у него понимания причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях. Свобода поведения формируется в свободной, инициативной деятельности ребенка. Он сам ищет способы достижения цели, сам выбирает средства и материал. Владение разными средствами построения собственной деятельности (игровой, театральной, изобразительной, конструктивной) – один из важнейших моментов, обеспечивающих самостоятельность и свободу поведения. Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это даёт ему свободу и гарантию безопасности.
В дошкольный период детства на основе оценок окружающих – взрослых и сверстников – у ребенка возникает образ самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию. Важнейшей чертой формирующегося самосознания ребенка является чувство собственного достоинства, которое наиболее ярко проявляется в умении соблюдать известную дистанцию между собой и окружающими детьми и взрослыми. Достоинство выступает уже в дошкольном возрасте как ценное качество личности, которое требует поддержки и охраны. Знание воспитателем особенностей психического развития, индивидуальных качеств личности способствует успешному решению задач нравственного воспитания, в том числе воспитания культуры поведения.
1.3. Художественная литература как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В психологической литературе существуют разные подходы к определению восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие как психологический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств [5].
С.Л. Рубинштейн под восприятием понимает чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств [21].
По проблеме восприятия художественного произведения работали многие исследователи, такие как И.Л. Зимняя, Н.Г. Морозова, О.И. Никифорова, М.И. Окорокова, Н.Н. Светловская. По мнению М.Р. Львова, воспринимая произведение на слух, ребенок, через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику проникает в содержание произведения [1].
Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена…» [20, с. 35].
Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный, который представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный, который зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа [5].
Возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.
Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике преподавания принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Так, например, М.П. Воюшина, под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения. А также видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы [4].
В трудах Л.С. Выготского, Л.М. Гурович, А.В. Запорожца, Н.С. Карпинской, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях [7].
О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия детьми дошкольного возраста литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.
Процесс развития художественного восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в возрасте четырех, пяти лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил), с яркими, сильными характерами героев [3].
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого [9].
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели ДОО продолжают активно использоваться малые фольклорные жанры. Приговорки издавна употребляются в воспитании как педагогические приемы, для того, чтобы эмоционально окрасить значимость того или иного момента жизни ребенка. Пословицы и поговорки доступны пониманию ребенка старшего дошкольного возраста. Но поговорка – принадлежность речи взрослого, дети ею почти не могут пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращенные к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения [9].
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственного художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Однако для грамотного использования художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать саму методику.
Итак, в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.
Признаки агрессивности могут проявляться уже в детстве. У детей 5 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого, еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.
Детская агрессивность рассматривается как социальное явление, поэтому взрослым очень важно найти пути воспитания у детей миролюбия и доброжелательного поведения. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям 5 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально-одобряемых форм поведения является воспитание культуры поведения.
Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга перед обществом, Родиной. Все эти качества проявляются в труде, общении с людьми, разумных потребностях, культуре поведения. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважения к человеку, к законам человеческого общества. Хочешь, чтобы уважали тебя-уважай других, веди себя так, чтобы не вызвать у людей осуждения, неприязни. Культура человеческих отношений дело не только личное, но и общественное. Поэтому стремление человека к овладению культурой поведения есть не что иное, как стремление к самоусовершенствованию личности. В дошкольном возрасте у ребенка следует вырабатывать такие навыки и привычки, которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности, общему развитию и воспитанности и отвечали нормам морали. А.С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить» [12].
С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому. С каждым годом кругозор детей значительно расширяется, растет интерес к окружающей жизни. Дети хотят знать о многом, и на помощь должна прийти хорошая книга. Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения. Велика роль художественного слова. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
К средствам воспитания культуры поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою [3].
Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятиях, так и вне их.
Книги для чтения и рассказывания дошкольникам должны быть идейно направленными, иметь высокое художественное мастерство, литературную ценность, доступность, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции, конкретные педагогические задачи. Авторы образовательной программы «От рождения до школы» говорит о важности тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий. Это позволит педагогу проводить работу по воспитанию культуры поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли [17].
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах Л.М. Гурович, Н.С. Карпинской, О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, ими разработано несколько критериев: идейная направленность книги (например, моральный облик героя); высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы; доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; конкретные педагогические задачи.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги. Поэтому М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, В.И. Логинова, С.В. Петерина, В.И. Яшина, указывают на важность проведения этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подобрать вопросы. Беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему, они должны помочь воспитателю понять душевное состояние воспитанника во время чтения, выявить способность детей сравнить и обобщить прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Вывод по первой главе
В целях предупреждения морализирования, то есть нравоучения, при внесении правил и воспитания пассивного послушания, а не осознания их значимости целесообразно использовать юмор. Юмор представляет персонажей в смешном виде и тем самым побуждает дошкольников удерживаться от плохих поступков. Юмор высмеивает героев, попадающих в такое положение из-за своего нежелания следовать советам, правилами справедливым замечаниям.
Для стимуляции положительных поступков целесообразно использовать художественные произведения, в которых герой поступает в соответствии с нормами морали, например, Е. Пермяк «Чужая калитка», Э. Цурюпа «Неизвестный друг», В. Донникова «Канавка» [6].
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, беседы по содержанию произведений художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 2. Описание и анализ опытно-экспериментального исследования по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
2.1. Диагностика уровня воспитанности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы
Эффективность применения художественной литературы на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста может быть проверена при проведении опытно-экспериментального исследования. Опытно-экспериментальное исследование велось с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем культуры поведения. Базой и сследования явилось МОУ «Веневский центр образования № 1» г. Венёва Тульской области. Итак, наша работа проводилась с 20 детьми (5 – 6 лет) и в ходе этой работы был выявлен уровень воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Опытно-экспериментальное исследование включило в себя три этапа:
1. этап – констатирующий. На этом этапе нами проводилась первичная диагностика культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2. этап – формирующий. На этом этапе нами осуществлялось непосредственна сама образовательная деятельность, направленная на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы (по составленному заранее перспективному плану).
3. этап – контрольный. На этом этапе нами осуществлялось повторное диагностическое обследование развития детей, а также был проведён сравнительный анализ полученных результатов.
Итак, первым этапом нашей работы явилось проведение констатирующего этапа экспериментального исследования.
Его цель: выявить особенности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Для определения культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы нами использовались различные диагностические методики. Выявление уровня воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Разработать критерии уровня сформированности навыков культурного поведения детей старшего дошкольного возраста нами был выбран следующий а лгоритм проведения диагностики:
- анкетирование родителей.
- Индивидуальная беседа с детьми (по расскажу «Один день из жизни мальчика Миши»).
- Наблюдение за поведением детей в условиях ДОО.
Итак, при анализе индивидуальных бесед с детьми, мы выявили, что из 16 детей, принимавших участие в экспериментальном исследовании, верно оценили все неправильные поступки Миши только 6 человек, двое определили, как неправильные 4 и 3 поступка из пяти соответственно, один ребенок выделил лишь две ситуации с неправильными поступками («пролил молоко и не извинился», «не помог убирать игрушки»), один – выделил ситуацию с пролитым молоком и оценил, как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом. На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты культурного поведения:
- «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» – 8 детей,
- «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 7 детей,
- «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» – 9 детей, «за столом нельзя вертеться» (про извиниться – не сказал) – 1 ребёнок,
- «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 6 детей,
- «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 7 детей.
Далее нами проводилось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, то есть велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней. В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:
- здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) – 6 детей, здороваются только с воспитателем группы – 3 ребёнка, не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 1 ребёнок;
- дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 7 детей, из них делятся только с лучшими друзьями – 5 детей;
- всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя – 5 детей, под присмотром воспитателя – 7 детей, не соблюдают нормы поведения за столом – 1 ребёнок;
- самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки – 3 ребёнка;
- помогают воспитателю, как по его просьбе, так и сами предлагают свою помощь – 7 детей.
Сравнение данных позволило установить, что уровень сформированности некоторых сторон культуры поведения у участвовавших в экспериментальном исследовании детей можно представить в виде таблицы 1
Таблица 1
Уровень сформированности привычек нравственного поведения
Норма поведения |
Знают норму поведения, % |
Сформирована устойчивая привычка поведения, % |
Знают норму, но привычка не сформирована, % |
Приветствие (привычка здороваться) |
80 |
60 |
20 |
Привычка делиться с друзьями в игре |
70 |
70 |
– |
Навык культурного поведения за столом |
90 |
70 |
20 |
Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки |
60 |
30 |
30 |
Привычка помогать взрослым по их просьбе |
70 |
70 |
– |
Таким образом, оценив уровень сформированности некоторых привычек культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, воспитатель может определить направления групповой и индивидуальной работы с детьми, включая ее в примерное планирование.
Также мы проводили анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения узко – в основном как умение вести себя в общественных местах. Работа по воспитанию культуры поведения в семье ведется, но родители используют ограниченный набор средств. В частности, никто не назвал личный пример как средство воспитания культуры поведения. Все родители читают детям произведения художественной литературы, но некоторые не осознают их значимости для воспитания культуры поведения детей.
Обобщая результаты исследования, нами было выявлено, что только 1 ребёнок – 5 % детей имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 45 % – средний, а низкий уровень культуры поведения имеют 50 % детей (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенные результаты сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования
Также из наблюдений за детьми видно, что лучше всего у детей развита культура взаимоотношений со сверстниками, а меньше всего – культура деятельности. Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам выявить исходный уровень сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Мероприятия, направленные на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Для успешного формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, используя художественную литературу, нами были созданы следующие условия:
- организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий предметно-пространственной развивающей среды в ДОО и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);
- разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
- многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).
При этом характер действий должен быть неизменным, а формы — разными;
- индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения теми или иными навыками;
- организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
- безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Обязательным условием для воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста является соблюдение детьми режима дня. Поэтому, совместно с медицинскими работниками мы вели постоянный контроль за выполнением режима дня детьми данной группы. Режим дня – это твердо установленный, педагогически, физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек, дисциплинирует воспитанников, помогает им быть активными, самостоятельными, а значит и повышает уровень культуры поведения у детей.
Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В искусстве и особенно в художественной литературе ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения. Велика роль художественного слова. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и не удачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Используя, художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, воспитатель должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми) Отбирая литературу для детей, нужно понимать, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Воспитатель подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их. Книги для чтения и рассказывания дошкольникам должны быть идейно направленными, иметь высокое художественное мастерство, литературную ценность, доступность, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции, конкретные педагогические задачи. Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важно проводить этические беседы о прочитанном. Все эти требования и пожелания мы реализовали в перспективном планировании (Приложение 2).
2.3. Сравнительный анализ особенностей воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
После реализации деятельности, направленной на воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы, был проведён контрольный этап экспериментально исследования по определению эффективности проделанной нами работы.
Цель: выявить уровень воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы, был проведён контрольный этап экспериментально исследования.
При проведении тестовых испытаний были использованы те же методики, что и в констатирующем этапе экспериментального исследования, так как для измерения были необходимы постоянные показатели, относительно которых можно проследить изменяющуюся динамику воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Итак, подробно рассмотрим, полученные результаты.
Итак, при анализе индивидуальных бесед с детьми, мы выявили, что из 16 детей, принимавших участие в экспериментальном исследовании, верно оценили все неправильные поступки Миши уже 15 человек определили, как неправильные 4 и 5 поступка из пяти соответственно. На вопрос – «как бы ты поступил?» в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши дети правильно подобрали варианты культурного поведения:
- «здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада» – 16 детей;
- «нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее» – 15 детей;
- «за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок» – 16 детей;
- «сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу» – 16 детей;
- «нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать» – 16 детей.
Далее нами проводилось наблюдение за поступками детей в реальной ситуации, то есть велось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней. В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:
- здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) – 15 детей, здороваются только с воспитателем группы – 1 ребёнок;
- дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 8 детей, из них делятся только с лучшими друзьями – 6 детей;
- всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя – 9 детей, под присмотром воспитателя – 16 детей;
- самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки – 14 детей;
- помогают воспитателю, как по его просьбе, так и сами предлагают свою помощь – 13 детей.
Сравнение данных позволило установить, что уровень сформированности некоторых сторон культуры поведения у участвовавших в экспериментальном исследовании детей можно представить в виде таблицы 2
Таблица 2
Уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе поведения
Норма поведения |
Знают норму поведения, % |
Сформирована устойчивая привычка поведения, % |
Знают норму, но привычка не сформирована, % |
|||
1* |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Приветствие (привычка здороваться) |
80 |
100 |
60 |
95 |
20 |
5 |
Привычка делиться с друзьями в игре |
70 |
95 |
70 |
80 |
– |
5 |
Навык культурного поведения за столом |
90 |
100 |
70 |
100 |
20 |
– |
Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки |
60 |
100 |
30 |
85 |
30 |
15 |
Привычка помогать взрослым по их просьбе |
70 |
100 |
70 |
80 |
– |
20 |
*1 – Констатирующий этап; 2 – контрольный этап.
Также мы повторно провели анкетирование родителей. Анализ данных свидетельствует о том, что родители понимают культуру поведения, а после проведенных консультаций для родителей, они стало уделять особенное внимание на воспитание культуры поведения детей, при этом не только в семье, но и в обществе, в общении с детьми, со взрослыми и т.д.
Все родители читают детям произведения художественной литературы, но что стало показательным, что родители стали разбирать, анализировать персонажей произведений, их поведение и поступкам.
Обобщая результаты исследования, нами было выявлено, что только 10 детей – 50 % имеют высокий уровень сформированности навыков культуры поведения, 50 % – средний, а низкий уровень культуры поведения не был выявлен на контрольном этапе исследования (рис. 2).
Рис. 2. Обобщенные результаты сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе экспериментального исследования
Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили нам выявить изменения в уровне сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают, что художественная литература повышает уровень воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста при условии её планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
– в ходе первого констатирующего этапа экспериментального исследования нами было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформирована культура поведения у детей старшего дошкольного возраста;
– в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс художественной литературы, соответствующих по цели воспитания этих способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области формирования развития математических представлений у детей; создание предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОО;
– в ходе использования дидактических игр установлено, что на каждом этапе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к художественной литературе;
– после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные положительные результаты в ходе опытно-экспериментального исследования подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. А значит цель, задачи исследования достигнуты. Гипотеза подтверждена.
Выводы по главе 2
Базой исследования воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста явилось МОУ «Веневский центр образования № 1» г. Венёва Тульской области. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие 20 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, подтверждают, что художественная литература повышает уровень сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста при условии её планомерного и систематического использования в работе. Это способствует развитию личности дошкольника в целом, а именно благотворно влияет на познавательную активность ребенка в повседневной жизни. Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
– в ходе первого констатирующего этапа экспериментального исследования нами было выявлено, что у большинства детей недостаточно сформирована культура поведения у детей старшего дошкольного возраста;
– в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы условия воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс художественной литературы, соответствующих по цели воспитания этих способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение педагогов и родителей в области формирования развития математических представлений у детей; создание предметно-пространственной развивающей среды в группе ДОО;
– в ходе использования дидактических игр установлено, что на каждом этапе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к художественной литературе;
– после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, полученные положительные результаты в ходе опытно-экспериментального исследования подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. А значит цель, задачи исследования достигнуты. Гипотеза подтверждена.
Заключение
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.
До проведения практической части нами были рассмотрены проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе, особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками, а также некоторые методические подходы к воспитанию культуры поведения средствами художественной литературы.
Констатирующий этап экспериментального исследования проводился с детьми старшего дошкольного возраста и заключался в выявлении уровня сформированности навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в МОУ «Веневский центр образования № 1» г. Венёва Тульской области с детьми старшего дошкольного возраста.
В результате исследования проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста мы сделали следующие выводы:
- старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведения;
- художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения;
- родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения.
В связи с этим можно рекомендовать педагогическим работникам ДОО чаще использовать художественную литературу для воспитания у детей привычек культурного поведения; провести с родителями беседу на тему воспитания культуры поведения у дошкольников, раскрыть средства и особенности их использования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке педагогических условий по проблеме сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Таким образом, полученные положительные результаты в ходе опытно-экспериментального исследования подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы. А значит цель, задачи исследования достигнуты. Гипотеза подтверждена.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/literaturnoe-obrazovanie-doshkolnikov/
- Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников [Текст] / В.А. Аванесова. – М.: Просвещение, 2012. – 235 с.
- Адлер, А . Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер – М., 2015. – 422 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон // – М., 2012. – 87 с.
- Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / Л.А. Вернер // – М., 2012. – 188 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 458 с.
- Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2010. – 218 с.
- Гризик, Т.И. Ловкие пальчики [Текст] // Пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М: Просвещение, 2011. – 122 с.
- Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева. – М.: Школа Пресс. – 2011. – 244 с.
- Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст]/ Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика, – 2003. – № 6. – С. 21 – 26.
- Занков, Л.В. Обучение и развитие [Текст] / Л.В. Занков // – М.: Педагогика, 2013. – С. 80.
- Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности [Текст]. / А.В. Запорожец – М., 2010. 288 с.
- Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе [Текст]: Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М., 2010. – 310 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2011. – 344 с.
- Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] / Н.К. Крупская. – М., Просвещение. – 2013. – 422 с.
- Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. – М.: Академия, 2012. – 364 с.
- Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст] / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2014 – 478 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 2012. – 406 с.
- Логинова, В.И., Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова // М., Просвещение, 2014. – 252 с.
- Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2011. – 368 с.
- Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина // – М.: ООО «Апрель – Пресс», ЗАО «ЭКСМО – ПРЕСС», 2013. – 206 с.
- Пиаже, Жан: Теория, эксперименты, дискуссии [Текст] / под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М., 2011. – 184 с.
- Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей [Текст] / С.С. Степанов. – М., 2011. – 146 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. Издание пятое переработанное – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 238 с.
- Стребелева, Е.А. Обучение дошкольников / Е.А. Стребелева. – М.,2013. – 342 с.
- Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] / Е.И. Тихеева. // Дошкольное воспитание, – 2012. – № 10. – С.90 – 93.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
- Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] /А.П. Усова. // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2015. – 138 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г. Приказ Минобрнауки России № 1155 г. Москва http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3447/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf
- Федеральный закон об образовании в Российской федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 [Текст]. – Ростов н/д: Легион, 2013. – 208 с.
- Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2015. 808 с.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 2010. – 238
Бархатова, В.В. Воспитание культуры поведения / Дошкольное воспитание. [Текст]: – № 11 – 2009, С. 102 – 114.
Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения. // Начальная школа [Текст] – 2010. – № 5 С. 16 – 20.
Гурович, Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. — М.,1992
8. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. — М.: Детство-Пресс, 2006. — 243с.
9. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.- М., 1996.- Т. 1.- С. 66.
10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
11. Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65
12. Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. — М.: Владос, 2003. — 224с.
13. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. — М., 1990.
14. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. — М., 1987. — с. 143
15. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1986. — 96с.
16. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 — 1989 г.
22. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. — М.: Учпедгиз, 1972. — 144с.
23. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Педагогика. — 2000. — № 6. — С. 96.
Приложение 1
В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
«Мальчику Мише 4 года, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.
Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.
Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.
За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.
Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.
Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.
По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?»