Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

15

4.1. Уроки познавательного чтения

Обычные программы начальных школ ориентируют ребенка на навык скорочтения.

— Но чтение нужно человеку не для того, чтобы читать в слух или про себя, а для того чтобы познавать. Это глобальное умение, которое дает человеку проявлять выборочный интерес к печатной информации, с меньше затратой сил извлекать из нее нужные знания. Традиционное обучение чтению объединяет мотивацию ребенка, выработку этого навыка, делает скучной и задерживает развитие ребенка, так как, не смотря на все свои сложности. Это все же слишком низкий уровень для его реальных возможностей.

4.2. Уроки письменной речевой деятельности

Сложившаяся методика обучения письму уводит детей от развития письменной речи и подменяет его обучением навыком каллиграфии, орфографии, пунктуации, которая хотя и участвует в письменно-речевой деятельности, не создает письменную речь.

Традиционная методика ошибочно полагает, что навыки письма вместе с развитой устной речью без особых трудностей породят пись-менно-речевое умение. Но устная речь отличается от письменной, как арифметика от алгебры. Самые главные отличия письменно-речевой деятельности — отвлеченность от ситуаций и собеседника, лишенность экспрессии и звучания, развернутость, логичность, полнота и завершенность, замедленность оформления мыслей и необходимость задерживать их для оформления, отдаленность мотивов.

В «Школе Жизни» письменная речевая способность у детей развивается на основе специфической программы и методики. Она часто направляется на познание ребенком самого себя, на его взаимоотношение с близкими, на совершенствование характера. В маленьких рассказах дети размышляют о разных волнующих их проблемах, философствуют, мечтают литературным творчеством. Письменная речь становится светильником души, одной из форм духовной жизни.

Диктанты, списывание, письменные ответы на вопросы в школе Амонашвили применяются ограниченно.

4.3. Уроки математического воображения

Воображение и воображаемая реальность — характерная черта души ребенка. А именно воображение и допущение составляют одну из основ математического мышления.

Стержнем образовательного курса должно стать осмысление таких реалий как беспредельность и вечность, мироздание и космос, порядок и гармония, многообразие и целесообразность. Должны быть развиты такие компоненты воображения, как допущение, наблюдение, измерение, становление, суждение, анализ, доказательства, обобщение, интуиция, восхождение мысли от частного к общему, от общего к частному. А в учебный материал можно предложить простые теоремы со способами доказательства, аксиомы. Измерение площади и объема, способы построения плоских и объемных геометрических фигур, интересные рассказы о математических явлений. Распределение часов остается за организаторами школы, за ее советом, за учителями; принимается во внимание разумные пожелания родителей. Вовсе не обязательно, чтобы тот или иной курс или тема состояли в расписании в течение целого года. Можно водить краткосрочные курсы, можно так концентрировать уроки, чтобы способом погружения давать детям возможность углубиться в тему.

11 стр., 5474 слов

Речевая деятельность

... советской психологической школе Л. С. Выготского. Под речевой деятельностью следует «Речевая деятельность как вид деятельности, сущность, виды, структура». Цель данной работы - Речь ... говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, ...

4.4. Искусство владеть своим внутренним миром.

Качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, без сердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психике и вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили — уроки духовной жизни.

Ради чего мы живем? Что такое жизнь, и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?

Духовная жизнь — высший план бытия, та скрытая, не материализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его рассвет и прогресс.

Как проводить такие уроки? Основной способ — беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думанье (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, детям Земли, запись сновидений, ведений дневника своих переживаний, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой, учитель остается в его душе, добро в его мыслях. В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться.

Подобные документы

  • Основные идеи гуманно-личностной педагогики. Исторические корни гуманной педагогики. Ш.А. Амонашвили как продолжатель идей гуманной педагогики. О сущности образования в «Школе жизни». Сущность понятия «гуманность учителя». Идея гуманизации школ.

    9 стр., 4237 слов

    Педагогика : Технология работы социального педагога с семьёй

    ... работе социального педагога с семьями «группы риска». 1. Семья как социальный институт. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни ... множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, ...

    курсовая работа [32,6 K], добавлен 26.06.2009

  • Особенности образовательного процесса в Школе Жизни, его гуманно-личностная направленность. Осуществление сотрудничества в педагогическом процессе, зависимость результатов от личностных качеств учителя. Познавательной активности и оценочная деятельность.

    доклад [20,2 K], добавлен 22.08.2010

  • Шалва Амонашвили — педагог и психолог, автор научного направления «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения. Основные постулаты учительской философии Амонашвили.

    презентация [2,3 M], добавлен 17.10.2013

  • Оценка в традиционной практике. Обучение на содержательно-оценочной основе. Аспекты методической системы Ш.А. Амонашвили. Недостатки императивного обучения. Отметка в социальной жизни ребенка. Сущность оценки и отметки. Процесс порождения отметки.

    реферат [42,6 K], добавлен 25.12.2013

  • Биография Ш.А. Амонашвили. Экспериментально-исследовательская деятельность ученого. Переподготовка в атмосфере новейшей преподавательской идеологии. Методы работы с детьми. Проблемы перехода от педагогики Амонашвили к обычным образовательным системам.

    курсовая работа [51,5 K], добавлен 12.12.2014

  • Гуманная педагогика Амонашвили как показатель стиля управления в школе. Анализ педагогических трудов стиля управления учебным процессом. Безотметочная система в формировании характера ученика. Рефлексивный опыт идей педагога-гуманиста Ш.А. Амонашвили.

    дипломная работа [273,3 K], добавлен 14.05.2015

  • Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка: точка зрения американского психиатра Росс Кэмпбелл в книге «Как на самом деле любить детей». Опыт обучения детей в книге «Здравствуйте, дети!» Ш.А. Амонашвили. Родители и учителя как субъекты воспитания.

    контрольная работа [44,3 K], добавлен 19.04.2011