Феноменальные явления человеческой психики

Дипломная работа

«Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен. Он никогда не будет познан до конца. Поэтому нет ничего удивительного в том, что при его постижении мы постоянно сталкиваемся с или иными белыми пятнами. Были времена, когда их тщательно обходили, старались не замечать вовсе. Сейчас становится ясно, что игнорировать и впредь в практической деятельности целый ряд «запредельных» проблем просто нельзя — это, если хотите не научно. Вот поэтому требуется атака по всему фронту изучения непознанного, используя все, пусть даже кажущиеся поначалу, взаимоисключающие возможности. Для объяснения неразгаданных тайн и «чудес мира» целесообразно принимать во внимание любые «безумные идеи, Пусть большинство из них будут недолговечными, но другие могут оказаться способными к объяснению новых данных, а третьи, возможно, позволят взглянуть на какую-либо проблему с совершенно неожиданной стороны».

Академик В. Казначеев.

Парапсихология — область исследований, изучающая в основном:

  • Формы чувствительности, обеспечивающие способы приёма информации, не объяснимые деятельностью отдельных органов чувств;

— Соответствующие формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие вне организма, без посредства мышечных усилий (желанием, мысленным воздействием и т.п.), Наряду с понятием «парапсихология» употребляются также понятия «психотроника», «биоинформация», «биоинтроскопия» и другие. Большинство современных парапсихологов выделяют следующие типы форм чувственности:

  • телепатия — мысленное общение между передающим и принимающим (индуктором и реципиентом);
  • ясновидение — получение знаний об объективных событиях внешнего мира не основанное на работе известных органов чувств и суждениях разума;
  • предвидение (гороскопы) — частный случай ясновидения, относящийся предсказанию будущих событий;
  • лозоискательство (называется также биофизическим эффектом) — отыскивание с помощью индикатора (изогнутая металлическая проволока, лоза и т.п.) скоплений подземных вод, руд, пустот и т.п.;
  • парадиагностика — постановка основанного на ясновидении медицинского диагноза без контакта с больным.

Все эти виды чувствительности часто объединяются понятием экстрасенсорного восприятия.

В парапсихологии имеется также классификация форм практических воздействий на внешние физические явления;

16 стр., 7897 слов

Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой

... На основании вышеизложенного тема курсовой работы была сформулирован следующим образом: «Эстетическое воспитание учащихся в процессе занятий физической культурой». Целью нашего исследования является определение возможностей физической культуры в эстетическом воспитании школьников. Объект – эстетическое воспитание как направление воспитания ...

  • психокинез — мысленное воздействие человека на окружающие предметы, например, на нормальную электрическую активность растения;
  • на положение в пространстве различных предметов;
  • парамедицина — область, смежная с парапсихологией, включающая разнообразные, не имеющие объяснения методы лечения.

По существу единственным основанием объединения парапсихологами этих областей является таинственность и загадочность изучаемых явлений.

В европейской культуре парапсихология, как направление систематических исследований и наблюдений возникла в 1882 году, когда в Лондоне было организовано «Общество для изучения психических явлений», существующее и ныне. С тех пор во многих странах создавались, а затем распадались многочисленные аналогичные организации. По подсчётам парапсихологов в начале 1970-х годов в 30-ти странах существовало более 240 лабораторий и обществ (большинство — в США).

Многие из них объединяет Международная парапсихологическая организация (Нью-Йорк).

Парапсихологические исследования в небольшом объёме выполняются в ряде университетов (преимущественно частных) США и других научно-исследовательских центрах, финансируемых государством и крупными фирмами. В 1969 году Американская ассоциация содействия науке, объединяющая различные научные общества, приняла в число членов Американскую парапсихологическую ассоциацию. Исследования по парапсихологии, как правило, публикуются в специальных журналах выходящих стран, издаются монографии, публикуются итоги конференций симпозиумов по парапсихологии

В СССР, начиная с 1920-х годов, в Ленинграде, ученик В. М. Бехтерева Л. Л. Васильев, производил исследования в области телепатии и ясновидения. В 1965 году организована секция биоинформации при Московском правлении Научно-технического общества радиотехники и электросвязи им. Ф.С. Попова В 1967 году создана секция технической парапсихологии при Центральном правлении Научно-технического общества приборостроительной промышленности. Большое влияние на парапсихологические методы оказал приток инженеров и физиков, которые принесли в парапсихологию свои методы исследования.

Некоторые частные методы исследования, которые используются в парапсихологии, хотя и не раскрывают природы парапсихологических феноменов, иногда оказываются полезными для психофизиологии и экспериментальной психологии.

Невоспроизводимость явлений объясняется парапсихологами ссылками на свеобразие парапсихологических феноменов: они возникают при особых состояниях психики их нелегко вызывать, они крайне неустойчивы и могут исчезнуть, как только какие-либо внешние или внутренние условия оказываются для них неблагоприятными. В этом главная трудность в интерпретации парапсихологических явлений.

Теоретическая основа в том, что объединяется понятием парапсихология, нужно различать с одной стороны, мнимые рекламируемые мистиками и шарлатанами «сверхъестественные» феномены, а с другой стороны — явления, реально существующие, но ещё не получившие удовлетворительного научного и физического объяснения. Изучение последних ведётся в психологических, физиологических, биофизических и других соответствующих научных учреждениях.

Список загадочного, тайного, необъяснимого, запредельного, паранормального настолько велик, что страницы данной работы не позволят все их перечислить и прокомментировать. Однако на протяжении более десятка лет я постоянно слежу за подобного рода сообщениями, коплю их, анализирую. Почему?

23 стр., 11289 слов

Исследования). 2. Эмпирические методы(для изучения социально-психологической

... обеспечении исследований социальнопсихологической адаптации подростков с другой стороны, определяет проблему нашего исследования. Степень разработанности: проблему социальной адаптации изучали ... адаптация» понимали процесс преодоления трудных ситуаций, в ходе которого раскрываются новые способы поведения, внутриличностные процессы[14]. М. В. Ромм достаточно глубоко изучал вопрос социальной адаптации, ...

Потому, что с непонятным, необъяснимым, паранормальным пришлось столкнуться самой лично и загадочность происходящего со мной и окружением рождала массу вопросов…

В переводе с греческого приставка «пара», как я укажу ниже, обозначает «около». То есть дает все основания считать, что подобные явления в жизни не только могут иметь место, но и какое-то объяснение, обоснованность, доказательность. «Пара» не указывает на не существование, а лишь на выделение в отдельную группу — фактов, явлений, феноменов.

Мне 27 лет. Я взрослый, практически сформированный человек, как физически, физиологически, так и умственно, интеллектуально. Патологиями психики не страдаю, отклонения также отсутствуют (несколько раз специально проходила обследования).

В моей жизни было несколько таких случаев, которые и определили тему приводимой работы: «Паранормальные явления человеческой психики».

В 12-ти летнем возрасте мы с семьёй в очередной раз гостили у родственников, отдыхая на берегу Чёрного моря. В поселке, где находился пляж, не столь уже и широкая береговая черта — метров 20 до воды, которая со стороны суши ограничена горными рельефами (под Севастополем).

Однажды, придя на пляж, в жаркую летнюю погоду я ощутила внутренний озноб, мандраж, казалось, в брюшной полости и в подреберье все органы просто дрожат; постепенно усиливались головная боль и потоотделение. На мои жалобы родители не обратили внимания, определив, что температуры нет, а, следовательно, и причин для беспокойства тоже. «Приступы» то усиливались, то успокаивались. В самый острый, «пиковый» момент пронеслась картинка — кадр из фильма (я уже не помню ощущений — просто ли в голове, или перед глазами, со зрительным ли эффектом), но я ясно увидела, как от горной гряды отделяется огромнейшая глыба и валится на пляж. Возникло чувство страха, желание защититься, спастись. Снова обратилась к родителям с рассказом о виденном мною — мне предложили не фантазировать и не портить настроение (почему-то решили, что мне просто не хочется быть на пляже).

Спустя некоторое время родители ушли в море купаться, оставив нас с младшей сестрой на берегу. Рядом отдыхала молодая пара с ребенком в возрасте около одного года. Они посадили ребенка в надувной бассейн, попросили присмотреть за ним и тоже ушли купаться. Никто не хотел меня слушать! В какой-то момент, слушая внутренний приказ или голос, я, подхватив соседского ребенка, взяв младшую сестру за руку, еле-еле успела отбежать от нашего места расположения, Картинка — видение претворилась в жизнь, в физическое проявление, вполне реальное и имеющее многих свидетелей. Родители, конечно, испытали стресс, находясь не близко от берега и только наблюдая за переполохом на пляже. Позднее экскаватором расчистили это место, достали вещи и документы, пострадавших не было. Местные сейсмические станции зарегистрировали не очень сильный толчок, что привело к расколу породы. Мать моя медик, хоть и со средним образованием, однако, заинтересовалась этим фактом, но дальше это дело не пошло. Тогда не принято было об этом говорить, узнавать и так далее. Сейчас мне кажется, что роль сыграло и то, что родители просто боялись на то время оглашения этого факта, стараясь сохранить мое будущее. Кроме всего прочего, моя бабушка, мать отца, страдает психической патологией, которая проявляется каждый год с ноября по февраль вследствие перенесенного сильнейшего психического стресса или шока уже в зрелом возрасте. На протяжении многих лет получала стационарное лечение в Полтавской психиатрической больнице. Ее диагноз и заключение комиссии указывает на то, что по поколениям подобное нарушение психики не передается. И действительно из 3 детей, 6 внуков, 8 правнуков — никто ничем никогда еще не страдал. Однако предосторожность сыграла свою роль и этот факт так и остался необъяснимым до сих пор. Шли годы, ничего подобного больше не происходило.

8 стр., 3816 слов

Роль сновидений в жизни человека

... изучить особенности сна и сновидений, а так же роль сновидения в жизни человека. Объект работы - особенности сон и сновидений. Предмет работы - роль сновидения в жизни человека. Задачи работы: Рассмотреть исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям Изучить особенности сна и сновидений как ...

В возрасте 20 лет мне приснился сон, толкование которого указывало на потерю близкого человека. В то время у меня уже была дочь. Днем, в общении с отцом я вдруг как-то страшно почувствовала, что потеряла именно его. Так и случилось, не предсказуемая автокатастрофа. Откуда было это знание — у меня нет логического объяснения. Мать говорит, что за несколько дней до гибели отец говорил о своей смерти без страха, но с сожалением и даже дал наставления, как организовать похороны.… Откуда он знал что?.. Говорят, люди иногда чувствуют такое.

В 1993 году у моего мужа была неотложная командировка в связи с родом его деятельности в г. Днепропетровск. Я очень просила его не ехать в этот день, объясняя свою просьбу плохим предчувствием. Он посмеялся с меня, говорил, что на пророка я не похожа. Тогда я попросила его беречь левую часть спины и, что что-то плохое может случиться между 17 00 и 2000 , вечером. Мне он ответил, что к этому времени он уже планирует быть дома. Но обстоятельства его задержали в чужом городе. А в 1830 , входя в одно из зданий, в полумраке (зимой) не заметил очень чистую и стеклянную дверь — перегородку, с силой, энергично пытаясь прошагать в этот проем. Большой осколок стекла ударил его в районе левой лопатки, в 4 см от основной части сердца. Его оперировали, все благополучно, сейчас менее рассеянный. Но это опять было какое-то знание, не известно, откуда и как попадающее в мой мозг.

Факты, взятые из моей жизни, говорят о том, что нечто недоступное нашему пониманию существует, и у меня есть огромное желание это познать.

Кстати, подобное знание или ощущение не приходит у меня по желанию, я не могу его вызвать, заставить «работать» на себя, давать информацию. Оно независимо от моей воли и приходит само собой. Его нет, а потом через 8, 10, 20 лет или завтра снова может меня посетить. Я этого не знаю. Или, может, я просто не умею этим пользоваться или управлять?..

Феноменальные явления —

парадокс или закономерность?

Мир людей с их поразительной психикой чрезвычайно многообразен и не перестает поражать нас все новыми загадками, очень часто обескураживающими. Главная их особенность в том, что попытки найти их хоть какое-то объяснение приводят к результатам, которые с большим трудом укладываются в рамки современных знаний.

Конечно, многое еще не известно науке. Но с другой стороны, возможно, что классические методы исследований не в состоянии ответить всего многообразия форм жизни, в том числе и такой сложной и интригующей, какой является деятельность человеческого мозга.

4 стр., 1984 слов

Феномен человеческой агрессии. Биологические и социальные факторы ...

... она является спецификой только для человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение»[IV,133]. Главные проявления такой агрессии – убийство и жестокие истязания. Они не ... физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. ...

Достаточно вдумчивый анализ этих вопросов указывает на то, как много еще нужно сделать, чтобы прогнозировать свое сознание на будущее, определять взаимоотношение с близкими, друзьями, сотрудниками.

Знакомое всем желание знать будущее, очевидно, изначально свойственно человеку. Изучение мифов, легенд, письменных источников может привести к мысли, что человечество издавна было накоротке со временем, умело преодолевать затруднения в познании будущего. Так ли это на самом деле? Возможно, человечество раньше обладало навыками и в массе нынешней воспроизводимыми?

С древнейших времен известны оракулы Аполлона в Дельфах. Амона в Фивах, Зевса в Додоне. Жрицы дельфийского храма — Пифии, прорицали под воздействием каких-то одурманивающих паров, возможно вулканических газов, выходивших из рассеянных на которой был построен храм Аполлона. В Додоне прорицательница Пелиада, с той же целью пила воду из протекавшего неподалеку опьяняющего источника. В «Илиаде» и «Одиссее» Гомер упоминает прорицателей, не нуждающихся в употреблении наркотических средств.

Интересно, что оракул Аполлона изначально вещал один раз в год, только для жителей округи. Примерно с VI века до н.э. его популярность растет. Единственная его Пифия не справляется с потоком клиентов, появляются вторая, затем третья жрицы.

Порой оракул отказывается отвечать. Истории известно, например, что Александр Македонский вынужден был уйти ни с чем! Интересно, что зимой дельфийский оракул умолкал, что указывает на некоммерческий его характер. На закате его славы, во II веке до н.э., лишь единственная жрица раз в месяц отвечала на вопросы.

В разных странах, в разные времена практиковали пользовавшиеся большой популярностью провидцы и провидицы. Широко были известны античные вещуньи — Сивиллы.

Можно полагать, что известные предсказания лишь надводная — наблюдаема часть айсберга происходящего. Основная же его масса не доступна, видима не только для внешнего наблюдения, но и для самонаблюдения, скрыта в рамках подсознания провидца.

С чем мы сталкиваемся в предсказаниях? С конечным результатом и целью функционирования живой материи либо с побочным эффектом? С нормой или патологией? С высоким профессионализмом или с редким природным даром? Каковы физиологические, космические и психические ступени этой способности? Именно на эти и на ряд еще многих других вопросов (магия, реинкарнация, полтергейст, и т.д.) ищет ответы паранормальная психология.

Не поискать ли причину наблюдаемого, например, в том, что анатомическая, физиологическая и функциональная организация земной жизни происходила на фоне существования тех форм времени — прошлого, настоящего и будущего? Ведь только организм, вписавшийся в их жесткие рамки, мог рассчитывать на благосклонность Природы.

Наблюдения за биосистемами убеждают нас в существовании поразительной способности живой материи, проявляющейся в форме текущих состояний или действий, коррелированных с будущими критическими для организмов экстремальными ситуациями и состояниями среды. Анализ приводит нас к мысли о защитном характере подобных способностей биосистем, повышающих шансы на выживание последних.

3 стр., 1462 слов

Методика формирования физической культуры личности

... области, а также формирование соответствующих убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально значимых качеств. 2. Методика формирования физической культуры В практике формирования физической культуры личности был выдвинут целый ряд методов, применяемый в данном ...

Паранормальная психология представляет собой коллекцию необычных явлений, феноменов и фактов. С чьей-то легкой руки ХХ столетие названо «веком прорывов». Сфотографированы «в упор» единичный атом и комета Галлея, открыта сверхпроводимость при высоких температурах, идет поиск отходов к ядерному синтезу уже не только при звездных, но и при комнатных температурах.

Но вот парадокс мощный натиск на атомно-космические бастионы внешнего физического мира не сделал более доступными познания самого Человека, его внутреннего мира. И по мере того, как жесткий пресс научно технического прогресса выживает из вершителя прорывов все, что можно (и даже то, что нельзя), усиливается внимание к границам возможностям человека. Существуют ли телепатия — передача мысли на расстояния?

Возможен ли телекинез — перемещение предметов без прикосновения к ним рук человека — или нет? Способен ли человек предвидеть будущее? В чем суть целительства руками? Интерес к феноменальным особенностям психики ширится по мере того, как многие из вчерашних чудес, дошедших к нам из «золотого века» физических медиумов, становятся фактами объяснимыми наукой.

Впрочем, в гипотезах нет недостатка. В одних говорится, что в человеке «дремлют» в ожидании своего часа такие области мозга, которые доселе вообще не работали в полную силу, ибо резервированы природой для будущего. В других утверждается, что у предков человека были «сильнее» рецепторы, более развита интуиция. В-третьих, предпринимается попытка взглянуть на паранормальные явления с точки зрения достижений «века прорывов». В-четвертых, все попросту отрицается…

Словом турнир гипотез в разгаре — сейчас передовые отряды сторонников и рьяных отрицателей паранормальных феноменов сошлись как некогда близко. А и в самом деле феномены или мистика? Фокус или наука? Трюк или физическая реальность? Ясно одно: вопросов пока больше, чем ответов.

Трюк или реальность?

«Одна из неизменных особенностей человека — это потребность верить в таинственное чудо».

Л. Уотсон

Парапсихология касается каждого!

Почему разговор о пограничных областях непознанного всегда скатывается на парапсихологию? Ведь паранормальные явления психики, может, и не самое необычное, что встречается в природе. Не потому ли, что парапсихологические феномены чем-то необъяснимо близки лично каждому из нас? Скажем, события в Бермудском треугольнике, конечно же, интересны, но мало кто из нас там предполагает быть. А вот целительство, телепатия, магия, ясновидение могут коснуться каждого.

Сейчас, когда мы не в предвзятой, а напротив, в очень спокойной обстановке можем обо всем этом толковать, видны и широта, и глубина тех проблем, которые мы относим к парапсихологии.

Попробую с помощью информационных источников классифицировать наблюдаемые парапсихологические явления. Судя по их существенным признакам, можно выделить три условия. Первое — это уровень реальных физических моделей. Полученные с их помощью прямые экспериментальные данные подтверждаю правомочность тех явлений, которые еще двадцать лет назад казались, чуть ли не чудесами. Сюда относятся: ясновидение (или близковидение), кожное зрение и тому подобные феномены. Путем прямых физических экспериментов удалось доказать, что ясновидение коррелирует, причем очень жестко, с интенсивностью излучения биологических объектов в инфракрасном диапазоне. Лично я далека от мысли, что даже на этом низшем уровне парапсихологических феноменов все эффекты сводятся только к физическим явлениям. Пример одного из экспериментов

1 стр., 414 слов

Феномен человека

... Но за всю историю развития философской мысли не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Феномен человека слишком сложен ... а душа – «наездник». В философии Возрождения возник антропоцентризм , согласно которому человек — центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. В Новое время человек рассматривается как существо разумное. « ...

Для эксперимента брались два человека. Один из них, естественно, со способностью ясновидения, другой — обычный человек, исполнитель программы. Этот второй человек садился в машину, где ему были подготовлены чистые без подписей и надписей 50 конвертов с адресами, совершенно не связанными друг с другом, а взятые наугад. Этот человек из 50 адресов методом случайного выбора должен посетить 30 адресов. Приезжая на указанный точно выбранный адрес, нужно было сделать фотографию — документальное запечатление дома, аллеи, автомобиля, людей — все, что на данный момент он увидел. В это время ясновидящий, сидя в лаборатории, на чистых листах бумаги должен был подписать адрес, где находился фотографирующий и кратко схематично изобразить то, что тот должен был увидеть, посещая эти адреса. Результаты были поразительными. Подобные эксперименты проводились более 40 раз. Из 30 адресов в среднем правильно «виделись» 22. Это почти 73% состоявшихся предсказаний. Процент, безусловно, высок!

Второй уровень связан с созданием потенциальных физических или математических моделей. Примером здесь служат телепатические явления. В книге И.М. Коган «Теория биологической информации», изданной в 1981 году в Москве и в 1989 году вышедшей в США, автору удалось обосновать внутренне непротиворечивую физическую теорию. Соответствующие математические соотношения и количественные оценки, приведенные в ней, согласуются с наблюдаемыми явлениями телепатии. Однако на этом уровне ни физического эксперимента, ни реальной физической модели, которая соответствовала бы этому парапсихологическому феномену, пока создать не удалось. Во всяком случае, подобного материала я пока не встречала. Одна из причин тому — нет соответствующих приборов.

Не будучи философом, тем не менее, рискну и предприму попытку выйти на третий уровень, который и будет называться психологическим. Это граница философии и физики. Эта категория феноменов в принципе не сводится к явлениям физическим.

Эта позиция обосновывается так: в наших взаимоотношениях с окружающей действительностью существует ряд взаимодействий, которые принципиально не сводятся к физическим. Здесь бессмысленно искать какие-то физические аналогии и корреляции. Ведь речь идет об интуиции, образном восприятии и о том, что, скорее всего, относится к сфере искусства. К этой категории парапсихологических феноменов принадлежит, например, дальновидение. Этот уровень в набольшей степени привлекает внимание философов, ибо не исключено, что может быть, именно здесь (перефразирование заглавия одной из известных книг!) » скрыта проблема материализма без берегов…».

Если стать на такую точку зрения, то, во-первых, ряд явлений окружающего нас мира принципиально не сводим к физическим (или к материальным).

(Впрочем, это дело философов — заниматься конкретизацией и детализацией).

3 стр., 1412 слов

Перечень тем ов по истории науки для аспирантов МФТИ (2016/2017 учебный год)

... рефератов является ориентировочным, хотя в целом он покрывает основные вехи истории и предыстории физики. Этот перечень ... философской мысли. – М., 2003. 6. Мах Э . Механика. 7. Ньютон И . Математические начала натуральной философии. Перевод А.Н. Крылова. – М., ... Хаос. Создание новой науки. – М., 2001. Печенкин ... явлений сверхпроводимости и сверхтекучести. Отечественный вклад в низкотемпературную физику. ...

Второй принципиальный момент связан с методологией изучения парапсихологии. Представителям естественных наук, как известно, присущ скепсис, изначальное сомнение. Поскольку в области парапсихологии естественников работало больше, чем гуманитариев, то первые, изучавшие проблемы парапсихологии, привнесли своих профессиональных навыков больше, чем вторые, начиная с сомнений.

Так вот, делая следующий вывод по этому поводу: при изучении парапсихологических феноменов надо исходить из иных принципов. Надо стать на позицию доверия, если не веры… Как это не парадоксально звучит в научном кругу.

Вот эти два момента:

Не сводимость загадочных феноменов психики к физическим (а может быть, и к материальным) аспектам.

Презумпция доверия (и, даже я бы сказала, веры) — эти два момента достойны внимания философов, если они хотят включить в свою сферу исследований проблемы парапсихологии. Это поможет по-новому высветить ряд вопросов, очень важных для гуманитарной сферы нашего существования, и даже отчасти компенсировать технократический перекос нашей науки

Отмечу, что элементы парапсихологического плана незримо присутствуют и в коммуникационных отношениях людей. Возьмите, скажем, делового человека, который в конфликтной ситуации способен бесконфликтно уладить многие служебные проблемы. Я уже не говорю о феномене контакта талантливого музыканта и внимающей ему аудитории — вряд ли это взаимодействие можно исчерпывающе объяснить физическими или математическими формулами.

Ведь доказано уже, что не только длительность, частота, сила и громкость звука определяет эмоциональный эффект воздействия исполнителя на слушателей. Осмысливая парапсихологические феномены, приходишь к мысли, что существует проблема не «человек и космос», а «человек в космосе», то есть когда человек является элементом космоса.

Наука и чудо — извечная проблема.

Соотношение науки и чуда — вечная проблема. Свыше тысячи лет назад она была блестяще разрешена блаженным Августином. Я с ним согласна. В его формулировке — что есть чудо и наука и как они друг с другом связаны? — утверждается: чудеса не противоречат законам природы. Они противоречат лишь нашим представлениям о законах природы. Точнее, думаю, сказать невозможно. Если какое-то чудо и противоречит нашим представлениям о законах природы, то это еще не значит, что оно противоречит самим законам природы. Ведь мы знаем их очень ограниченно. К сожалению, метод отрицания «с ходу» чрезвычайно опасный для настоящей науки, весьма распространен. В печати даже появлялись статьи о том, как, по каким признакам можно отличить заведомо антинаучные теории и взгляды от научных. Подобная «предусмотрительность» наносит огромный вред науке. Конечно, это позиция десятилетней давности и сегодня радует более свободный незакомплексованный и несхематичный подход к этому вопросу. Если чудо — паранормальное явление — зафиксировано, значит, надо его изучать, а не говорить «этого не может быть». Я не беру, разумеется, случаи жульничества.

8 стр., 3724 слов

Парапсихологические теории. Исследования паранормальных явлений

... в области парапсихологии. Рейнская эра Томас Джей Хадсон -- главный экзаменатор Управления США по патентам и психических исследователь, известный своими тремя законами психических явлений, ... паранормальных явлений на основе статистической их оценки, что в результате положило начало публикациям об изучении фантомов живых (призраков) (1886 год), которые всё ещё широко цитируются в парапсихологической ...

Мне кажется, что отрицание паранормальных явлений или чудес сходу есть теоретическая трусость и больше ничего. Теоретический трус, боящийся что-то нарушить в привитых ему с университета представлениях, никогда еще ничего серьезного в науке не сделал. Может, слишком смело. Однако я не могу понять, почему у нас в Украине парапсихологи и паранормальным явлениям уделяется совсем недостаточно внимания, почему не создаются какие-то научные центры, исследовательские центры, как в других странах мира? Почему это все имеет почву любителей авантюристов? Или все же создаются, но это не является достоянием гласности?..

Возьмем феномен летающих тарелок. (Я не рассматриваю те случаи, когда доказывается, что это — оптические явления в атмосфере).

Их можно изучать по-разному: с точки зрения физики, с точки зрения мистики. Приведу разговор Б.В. Раушенбаха с одним из его покойных друзей, прекрасным специалистом, вместе с автором работавшим у Королева. Он, друг Раушенбаха, всю жизнь строил космические корабли, совершенно не мистик. «А знаете, — однажды говорит он Раушенбаху, — я уже несколько раз видел летающие тарелки». И рассказал, как они устроены, где садились и прочее. И был у него момент, когда оказалось возможным поставить чистый эксперимент.

Он шел к гаражу через лужок. Вдруг видит — садится тарелка, причем так, что одно дерево ее закрывает, а она закрывает сама другое дерево. То есть можно составить словесный портрет места посадки. Рядом с ним шел взрослый сын, студент. «Между двумя березами ты видишь тарелку?», — спрашивает он сына, — «Ничего не вижу!», — отвечает сын. «А я вижу!». Стояли и спорили. Потом они стали подходить к тарелке, а она поднялась и улетела. Сын так и не видел ничего. Отец видел все. Спрашивается: нужно изучать подобное или не нужно? Нельзя просто говорить: летающих тарелок нет! Нельзя и отрицать сходу. Лично для себя я усматриваю проблему не в конкретно видимом объекте (пусть это была бы и не тарелка), а в самом виденье, как феномене. Почему один и тот же предмет, в одно и то же время, при одинаковых обстоятельствах отцу дано было увидеть, ощутить, познать, а сыну — нет? Вот где еще загадка.

Можно сказать и так: видят достойные, а недостойные не видят.

То же касается и проблем с биополем. «Биополя нет!» — долго горячились академики. Но это же вопрос терминологический. В смысле: нового физического поля нет или пока нет. Но существует некая совокупность физических полей, создаваемая биологическим объектом, это и можно назвать биополем. Отрицать его — все равно, что отрицать существование бронзы, ведь элемента с таким названием нет в таблице Менделеева! Бронзы действительно нет, но есть медь, олово, свинец…

Совокупность физических полей, окружающих живой объект, может обладать новыми, по сравнению с каждым полем в отдельности, свойствами. Эти поля могут быть промодулированы жизнедеятельностью организма. Как вывод по этому поводу, могу сказать, что термином «биополе» нужно пользоваться, это разумный и удачный термин.

Доктор физико-математических наук Э.Э. Годин и академик Ю.В. Гуляев ведут очень интересные работы, связанные с изучением живых организмов в ИК-диапазоне. Увы, они не занимаются темой, которая может оказаться самой важной: это взаимодействие полей биологических объектов. Замерив, поле одного человека, можно объяснить такой паранормальный феномен, как кожное зрение, но куда более сложную проблему представляет объяснение взаимодействия полей двух людей…

Теперь о совершенно невероятном феномене, который я не знаю, как классифицировать: знаменитая Ванга из Болгарии. Опять, правда, находятся люди, которые считают, что она имеет разветвленную по всему миру сеть осведомителей. Но это же абсурд, простите! Люди, которые лично встречались с Вангой, отмечают два ее необыкновенных свойства. Первое: когда вы к ней приходите, то оказывается, что она очень многое знает о вашей семье. Что вы, скажем, убрали у себя дома с подоконника цветы, комнатные растения. Это может произойти только в случае, если она имеет контакт с вашим мозгом, таким образом, внедряясь в сознание или подсознание. Через какие-то излучения… Но есть вещи, действительно, странные. Она сообщает сведения о мертвых. Об этом пришедший может ничего и не знать, а если не знает, то этого информационного кода нет ни в его сознании, ни в его подсознании. Это уже говорит о том, что к этому феноменальному свойству, которое было у Ванги при жизни и наблюдается у других людей, но в меньшей степени выраженности, нужно подойти с исследовательских позиций, а не с точки зрения пресловутой «презумпции виновности».

«Теоретические трусы» — они во всем продолжают искать жульничество. Исторически сложилось так, что их уверенность в правоте подкрепится плодом положений типа: «вечный двигатель невозможен». Специалисты такой проект кладут под сукно, даже и не рассматривая. Но то, что невозможен вечный двигатель, делает людей убежденными, что и другие необыкновенные вещи также невозможны. Да, невозможность «перпетуум мобиле» в какой-то степени доказана — это противоречит основным законам физики. Однако, зная, что есть невозможные вещи, так сказать в принципе люди по инерции невольно переносят это утверждение и на другие области, не имея на то оснований.

Нам надо бы ввести такую установку в науку: чудеса (паранормальные явления) надо изучать, а не опровергать их с ходу. Ничего нового я не сообщила, просто выразила свою позицию.

Научное направление должно

себя обосновать.

Сейчас мы встречаемся с явным оживлением таких установок, которые еще совсем недавно были невозможны. Они просто подавлялись авторитарно-репрессивным режимом. Теперь же очень часто складывается такая ситуация, когда все, что не подавлялось в новых либеральных условиях подлежит осуждению. «Ну, раз не подавлялись тогда, значит, что-то плохое есть». А все иное и опять-таки без всякого разбора его сути, так сказать, заслуживает всяких поощрений.

Теперь о якобы уже доказанной научности парапсихологических феноменов. Доктор философских наук Л.Б. Баженов высказывает мнение по этому поводу, которое заключается в следующем:

В научное мировоззрение парапсихологические феномены, конечно, не вписываются. Это не означает, что надо «держать и не пущать». Что надо попытаться подключить философию к запрещению или, наоборот, к пропаганде этих феноменов… Философы уже запрещали генетику или кибернетику… этого, право, делать не стоит! Также от лица философии не стоит выносит вердикт в пользу той или иной доктрины. Конечно, в процессе обоснования наверняка будет использовано и философское учение.

Возвращаясь к блаженному Августину, чудо — это то, что не противоречит законам природы. Но ведь каковы эти законы природы, человечество никогда не узнает! Поэтому ни один закон, даже закон сохранения энергии, не может провозглашаться абсолютом. С другой стороны, признаками парапсихологических феноменов как явления доказанного требует пересмотра всех устоявшихся точек зрения. Разумеется, с запретом на исследования парапсихологических явлений нужно покончить.

По поводу трех уровней доктора наук И. М. Когана Л. Б. Баженов выразил следующую точку зрения: «По двум первым уровням у меня нет вопросов, там процессы не протекают вопреки законам физики. Что касается третьего…, третья позиция — дуалистическая. Не исключено, однако, что подобная точка зрения продуктивнее материализма».

Фрагмент из выступления члена —

корреспондента АПН СССР В. П. Зинченко.

20 лет назад я участвовала в первом заседании комиссии по расследованию парапсихологических явлений. Распоряжением тогдашнего секретаря ЦК КПСС товарища П. Н. Демичева был собран цвет отечественной психологической науки: А. Р. Лурия, А. Н. Любоевич, В. Д. Небылицин, Ф. Д. Горбов и другие.

Пристально нас оглядев, Горбов неожиданно объявил: «Я вас умоляю — давайте не будем становиться на дырявый мост экспериментальных исследований! Лучше проголосуем — есть парапсихологические феномены или нет. Если большинство «за», так и опубликуем. Нам поверят. «Нет» — тоже поверят. Ну, может, не навсегда, но на некоторое время поверят».

… Эксперименты все-таки пришлось начать. Не отношу себя к теоретическим трусам, однако, на пути встретилось такое количество жуликов, что я едва не потеряла веру в человечество…

Ставя опыты, мы и тогда не придерживались пресловутого постулата воспроизводимости результатов. Правильность этой позиции подтвердилось теперь, после недавних исследований психологов, показавших, что даже в тысячекратно повторенном элементарном движении руки нет двух одинаковых. Точно так же человек не может одинаково произнести одно и то же слово. Более того, бельгийский физикохимик, лауреат Нобелевской премии Илья Романович Пригожин убежден, что даже среди физических явлений также нет неповторимых…

Остановлюсь на эксперименте по телепатии с Клавой Костецкой, пациенткой нейрохирургической клиники им. Н. А. Бурдиенко. В историю ее болезни было вписано и восприятие знаков через непрозрачные среды, и чтение мыслей на расстоянии, и другие феномены (кстати, когда она поправилась, абсолютно все исчезло).

Провели несколько серий опытов. Вероятность опознавания цифр достигла 0,8. Удалось зарегистрировать и биопотенциалье мозга Костецкой, когда она рукой «считывала» информацию с индикатора. На эксперименте наблюдалась депрессия альфа — ритмов именно в затылочной области мозга, где обрабатывались зрительные образы.

Демичев, прочитав отчет, спросил недоуменно: кто такой Зинченко?… Вот что, приставьте, пожалуйста, к этой фамилии имена самых знаменитых советских психологов. Материал был подписан «на четверых». Моитьев, Ломов, Лурия и я. Ну а в 1972 г. в «Вопросах философии» появилась статья «Парапсихология — фикция или реальность?» Она же потом послужила основой для статьи в БСЭ.

Главное: тогда нам удалось сформулировать и отстоять принципиальную позицию: Феномен есть. Канал связи неизвестен. Канал воздействия неизвестен. Любители могут искать.

От последовавшего тогда местного предложения «поискать самому» отказался: «Я четверть века занимаюсь исследованием глаза, никак не могу понять, как человек глазами видит. И меня ей- богу, не интересует, как можно видеть рукой или слышать коленкой». Ели бы эксперименты строились корректней, на междисциплиночной основе, тогда удалось бы «вытащить» результатов больше. Жаль, что занимаясь проблемой парапсихологических явлений, директор Института радиотехники и электроники АН СССР академик Ю. В, Гуляев и заведующий лаборатории радиоэлектронных методов исследования биологических объектов того же института доктор физико-математических наук Э. Э. Годик, они устанавливают лишь факт наличия физических полей, но по чему-то не пытаются их связать с функциональными системами человека.

Насчет известного вопроса, предусмотрительно раздававшегося и прежде, да и теперь: сведем мы эти феноменальные возможности психики к материальным явлениям или нет? В конце-то концов, давайте перестанем ставить условие материальности непременным условием научности: Академик Б. В. Раушенбах лучше всех из присутствующих знает, что есть глаз телесный, который работает «на прием», и глаз духовный, который работает «на выдачу». И с помощью любых ухищрений, любых новейших данных, связанных с анатомией глаза, мы не сможем «вывести» ни Рублева, ни Микеланджело, ни Моне… Никого! Как не «выведем» и смену способом восприятия окружающего, которое происходило и происходит в истории человечества. Точно так же, как из биомеханики и физиологии человеческого тела мы не «выведем» танца Плисецкой. Ведь еще А. С. Пушкин говорил: «душой исполнимый полет». Душой, а не ногами!

Фрагмент из выступления доктора

психологических наук М. Г. Ярошевского.

Забегая наперед, суть его выступления можно было бы оградить рамками одного предложения: «Разрешено все, что не запрещено!» Более подробно выступление имело такой характер.

— Им объясняется огромный научный интерес к исследованиям вышеуказанных Ю. В. Гуляева и Э. Э. Годика? Тем, что они получили убедительное научное обоснование загадочных явлений человеческой психики. Если пойти этим путем дальше, то феномены будут все больше и больше укладываться в исторически сложившуюся парадигму.

На протяжении века не затихает спор: психоанализм — наука или нет? И хотя существует психоаналитическое сообщество, поддерживаемое миллионами людей, и психоанализ повсюду излагается в учебниках, однако среди академических психологов до сих пор господствует мнение, что это не наука, а вера. А где вера, там, стало быть, остается молиться… По этому вопрос о том, что есть наука, а это не наука, должен рассматриваться и в историческом, и социокультурном аспекте. Для этой среды, в которой психоанализ возник, рассматривался, несомненно, как наука, дающая эффект. Иное дело социокультурный аспект нашей страны: в 20 годах психоанализ считался наукой, а в 30-40 был отнесен уже к лженауке, идеализму, несовместимому с материализмом.

Как историк науки, я хотел бы привести некоторые факты из своей жизни, которые могут небезынтересны.

В 50 году я был председателем комиссии, которая обследовала Вульфа Григорьевича Мессинга. Он бежал в СССР из Польши за несколько часов до вступления в нее немецких войск. Как он мне сам говорил — предвидел, вроде болгарской Ванги, вторжение… Но думаю это так носилось в воздухе, что не нужно быть провидцем, что бы понять грядущее. У нас по началу его не кто не признавал, считали жуликом, авантюристом. В институт философии АН СССР где я работал младшим научным сотрудником, пришел человек с отношением от управления цирков в руках, умолял выдать какую-нибудь справку, что показываемой им не жульничество и не махинация, а зрелище, достойной публичной демонстрации.

Известные психологи, работавшие в одном секторе со мной, занимались проверкой посетителя категорически отказались, отчаянный эмэих, которому терять, в сущности, было не чего, согласился. Присутствовал на опытах, бывал у него на квартире. По долгу с им беседовал, изучал огромную папку с отзывами о его демонстрациях.

То, что реально я видел в его опытах, все укладывалось в традиционное классическое представление идеомоторных актах. Меня поражали его чрезвычайно чувствительность высокая к не заметным движениям и, что самое удивительное (и на что обычно не обращают внимания), его обостренное обоняние.

Однажды мы сидели у него дома на Песчаной (он жил на пятом, кажется, этаже), и вдруг Мессинг говорит: «Сейчас в наш подъезд входит знакомый мне человек». Через несколько минут раздается звонок.

Я спрашиваю: «Как вы узнали?» он всяческим образом уходил от ответа, потом признался: «По запаху…» его обонятельная чувствительность была поразительная. Так собаки, находясь в нескольких километрах от разыскиваемого ими объекта, могут «унюхать его запах».

Опыты с Мессингом проходили в малом конференц-зале института. Жюри дало такое, например, задание: у одного философа сидящего в 12-м ряду, достать из кармана маленькую виселицу (?!), а другого, сидящего в 20-м ряду взять газету с изображением одного политического деятеля, (предаваемого в ту пору анафеме), вырезать его портрет… повесить на эту виселицу. Мессинг все это сделал.

Словом, виденное мною вполне укладывалось в традиционные представления об идеомоторных актах, о субсенсорной чувствительностью.

«Преодолеть спокойствие духа» —

Фрагмент выступления Д. И. Дубровского.

— Почему у нас мало работ, в которых рассматривались бы загадочные явления психики? На Западе накоплена гигантская литература по парапсихологии. Сотни монографий, тысячи статей, масса специальных изданий. Причем участвуют в них не только «чистые» парапсихологи, но и видные ученые. Зарекомендовавшие себя в своей области знания. Чтобы на высоком профессиональном уровне изучать эти вопросы, нужно сделать обзор всей гигантской информации, критически ее систематизировать.

Каковы же основные методологические проблемы, связанные с классификацией загадочных явлений психики? Увы, здесь пока преобладает физикаместкий подход, сразу перекрывающий пути продуктивного изучения феноменов. Их рьяные отрицатели, строящие из себя первейших защитников науки, исходят чаще всего из чисто физических критериев существования, которые действительны лишь в области физики и совершенно не адекватны в области психики. Вот почему центральной является проблема выбора существования. Признавая нечто существующим или несуществующим, мы (чаще всего неявно) используем некий набор критериев, от которых зависит принятие решений. Однако — вот парадокс! — специальных их анализов не проводится.

Что же представляют собой эти критерии? Чаще всего «окрошку» из философских принципов и положений здравого смысла, принципов физики и многого другого. Поскольку эти комплексы очень плохо упорядочены, а главное, открыты, не полны, их жесткое использование весьма проблематично.

Такова, я думаю, одна из главных методологических проблем, возникающих в связи с исследованием загадочных (паранормальных) явлений физики. Далее возникает вопрос: как соотносится наше знание и незнание в области изучения самого себя.

Самые рьяные отрицатели, демонстрируя свою ограниченность, прокламируют полное знание того, чего они не знают. Если я задумываюсь не только над тем, что я знаю, но и над тем чего не знаю, передо мной открывается бездна не изведанного — я, так сказать, имею полное знание о своем незнании. Философская сторона этой проблемы интересна тем, что она раскрывает диалектику знания и не знания.

Ныне мы находимся в двух ситуациях сразу. В проблемной ситуации «знание о незнании». Последние устанавливается, когда мы, скажем, смотрим в прошлое. Никто не знает о позитроне, но и не кто не знает, что он ничего не знает.

Самое интересное — это переход от допроблемной ситуации — когда у меня нет ни каких вопросов! — к проблемной, когда я четко устанавливаю свое не знание… Когда у меня возникают вопросы. В этот миг я преодолеваю стадию спокойствия духа.

Здесь и созревает допроблемная ситуация. Мелькают какие-то феномены, которые плохо описываются и не признаются научным существом. Возникает некая тревожащая неопределенность.

В конце прошлого века одному психиатру вдруг пришло в голову, что его пациенты — шизофреники почему-то рождаются в самое холодное время года. С декабря по март. Он сделал об этом сообщение. Ученные коллеги быстро его назвали таким сяким астрологом, мистиком, спиритуалистом… И он, как говорится, замолчал. Надолго. Потом ту же закономерность обнаружил другой психиатр и тоже сделал сообщение. И снова ученое общество отвергло, навесив привычные клейма. И так на всех, кто по этому поводу публично заявлял о своих открытиях.

Интерес к проблеме то вспыхивал, то угасал в течении полувека. 23 года назад были организованы по-настоящему системные исследования — в память ЭВМ ввели сведения собранные о всех больных шизофренией за последнее столетие. Результаты: большинство больных родились в холодное время года с декабря по март. Допроблемная ситуация, т.е. стадия неопределенности переросла в ситуацию проблемную. И это стало почвой для развития геомагнитобиологии — новой очень важной отрасли знаний. Многие философы высокомерно настроены по отношению к подобной эмпирике, это для них не стимул для размышлений, в том числе и для философских, а нечто недостойное внимания, заведомо не философичное.

Почему-то наши умы и, соответственно, наука так странно организованы, что когда я (Д. И. Дубровский) признаю, что телепатия или телекинез существует, то это вызывает бурную реакцию у моих оппонентов, реакцию негодования… А когда я размышляю о других явлениях, еще более таинственных, чем парапсихологические, то это почему-то считается возможным и вполне приемлемым в науке.

Еще один пример из моей (Д. И. Дубровского) коллекции фактов: предсмертная ремиссия у больных шизофренией. Есть такая злокачественная форма шизофрении… Процесс не обратим. Но за 5 минут до смерти к больному возвращается сознание. Он узнает отца и мать, ориентируется во времени… и умирает.

Это кажется фантастикой, и уже никак, конечно, «не лезет» в парадигмальные рамки науки. И хотя таких фактов очень много они обычно вытесняются научным сознанием. Они и есть, и их как бы нет. Разве сложившаяся ситуация не представляет большой интерес, не требует специального научного анализа? Лишь при философском методологическом осмыслении этих проблем возникает неутешительный вывод, стимулирующий самосовершенствование мы очень мало знаем о себе. В нас самих заключены такие феномены, о которых мы не только нечего не знаем, но даже не знаем, что мы их не знаем. Как это не парадоксально звучит!

Область парапсихологических экспериментов нельзя заведомо ограничивать они должны вестись систематически, на академическом уровне, если мы хотим быть на уровне мировой науки. Думаю здесь есть много перспективных стратегических научных направлений. Критика парапсихологии, плюрализм мнений в науке — вещь нормальная. Амбициозность — этот продукт бюрократического государства не дает развития цепной реакции альтернатив, непременному условию нормального духовного развития. Увы, у нас еще есть мэтры науки, амбиция которых подавляет истину.

Скажем, в печати часто появляются резко критические, хулительные отзывы о телепатии. Здесь надо различать две вещи. Есть, конечно, немало шарлатанов, особенно теперь, когда некоторые паранормальные явления человеческой психики ставятся, так бы сказать, «на поток», «на конвейер бизнеса», которые вьются вокруг живого, интересного дела, затмевая его суть. Бороться с жуликами такого рода, разумеется, надо. Но, когда всех, кто занимается феноменами человеческой психики, огульно начинают называть шарлатанами, это вызывает протест.

Инсайт, или прямое знание;

ясновидение или пророчества.

Теперь я бы хотела поговорить о прямом знании, или инсайте.

Прямое знание, инсайт, имеет в России как бы две школы, два русла: христианскую традицию и дохристианскую языческую практику, шаманство. При этом шаманская и христианская практика имеют, порой столь много общего, что невольно наводят на мысль о неких общих истоках.

Одно из частных проявлений прямого знания — дистанционное восприятие. И сегодня у шаманов слова «он видит на 30 верст» означают, что тот, кому они относятся, обладает шаманским даром. Характерно и ритуальная фраза, которую произносит эскимос, желающий, что бы шаман принял его в ученики: «Я пришел к тебе потому, что хочу видеть».

Если говорить о христианской традиции, то летописи и монастырские записи мало сохранили не мало свидетельств этого дара (хочу подчеркнуть, — именно дара).

Однажды, повествует такого рода запись, преподобный Сергей Радонежский (1321-1391 г. г. святой православной церкви, основатель Троице-Сергеевой лавры в Загорске, Московской области) сидел за трапезой с братией. Вдруг он встал из-за стола, отвесил поклон в сторону и произнес:

  • Радуйся и ты, пастыре Христова стада, и благословение Господне да будет с тобою. Сидевшие с ним спросили, недоумевая:
  • С кем ты говоришь, отче?

Сейчас против нашего монастыря в 8-ми верстах остановился епископ Пермский Стефан, едущий в Москву — ответил О. Сергий.

  • Он сотворил поклон Святой Троицы и сказал: «Мир тебе, духовный брат». Вот я и ответил ему.

Несколько монахов, став из-за стола, поспешили к тому месту и действительно догнали святителя Стефана, который уже продолжал путь. Он подтвердил сказанное слово в слово.

Подобных свидетельств дошедших до нас, было бы, несомненно, больше, если бы носители этого дара не старались скрыть его. Во всяком случае, так поступали духовидцы, пребывавшие в русле основных мировых религий.

Лишь по смерти Серафима Саровского (1760-1833 г.г., святой православной, монах Саровской пустыни (Тамбовская губерния)), когда на столе его рядом с пачкой не распечатанных писем нашли стопку готовых, написанных на них ответов, стало известно об этом его даре. Рассказы тех, кто обращался к нему со своими бедами, сохранили не мало свидетельств его прямого знания.

В сообщениях о прямом знании просматривается некая закономерность — чаще других такому прозрению открываются события, окрашенные эмоционально, связанные чьим-то ненастьем, а то и гибелью, катастрофой.