2. Анкетирование;
3. Беседы;
4.Наблюдение;
5.Эксперимент.
ГЛАВА1. Социальная активность и её формирование у младших школьников
1.1 Теоритическое обоснование феномена социальная активность.
Демократизация российского общества, включение России в систему рыночных отношений предполагает формирование способности граждан к решению возникающих проблем, проявлению инициативы и ответственности за свои поступки. Преобразования в России предопределяют становление личности, одной из важнейших характеристик которой является активность в освоении социальной действительности.
Становление личности – это сложный и многогранный процесс, происходящий в большинстве своем в младшем школьном возрасте. И то, как в общество помогает этому процессу, отражает, прежде всего, уровень его развития. В связи с этим, если мы хотим видеть здоровое, активное, инициативное и способное к самостоятельному существованию общество, то мы должны сегодня заниматься проблемами наших детей.
Понятие социальной активности 18 века приходит в гуманитарные науки, прежде всего в работы Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В. Зеньковского, Э. Дюркгейма, и начинает приобретать все более глубокий социально-философский смысл. Социальная активность является сложным феноменом, и может выступать как качеством личности, так и определенной целенаправленной деятельностью, инициативностью и, наконец, сущностью человека. Иными словами, социальная активность сегодня – это широкое понятие, которое определяет совокупность связей человека с социальной средой.
Выступая качеством личности, активность включает в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. Однако социальная активность есть интегральное свойство личности, характеризующееся деятельностно-инициативным состоянием субъекта в процессе его взаимодействия с окружающими людьми, малыми и большими социальными группами. Она проявляется и как актуальная для субъекта потребность, и как преобразующая способность, и как черта характера. «В современной России активность – это ключевое качество гражданина, потому что именно активность дает возможность решать свои проблемы, преобразовывать общество, в котором живет гражданин, помогать ближнему и быть человеком. Поэтому социальная активность может быть представлена совокупностью форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.[14. 254-257c]
Роль личности в истории России Суворов А.В
... в 1782 г. принял начальство над кубанским корпусом. После присоединения Крыма к России (1783), Суворов должен был привести в покорность ногайских татар, что и было им ... новых..» Выбирая историческую личность, про которую хотелось бы рассказать, остановила свой выбор на очень известном человеке, великом полководце, непобедимом гении военного искусства – Суворове Александре Васильевиче. Родился ...
Таким образом, социальная активность – это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Социальная активность включает в себя нормы, мотивы и ценности, усваиваемые в процессе социализации. Сегодня необходимо формировать у молодежи ценности ответственности за себя и окружающих, решать свои проблемы самостоятельно, развивать способность
Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним – условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.
Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной
Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-
Социальная активность рассматривается и как сознательная целенаправленная деятельность личности и как ее целостное’ социально-психологическое
Социальная активность выступает в качестве социального показателя деятельности, имеет свою меру и свои верхние и нижние границы, и не может существовать без определенного эталона, поэтому при целенаправленном формировании активности и ее оценке необходимо ориентироваться на определенный желаемый уровень активности социального опыта.
Социальная активность младшего школьника — это форма диалектической связи ребенка с окружающей
Предпринимательская деятельность в сфере социального обслуживания ...
... предпринимательской деятельности 2,4 2,3 другие, не запрещенные законом поступления 0,8 4,9 ИТОГО 356,4 494,4 Таким образом, на примере деятельности дома «Ветеран» становится понятно, что предпринимательство в сфере социального обслуживания ... приносит неплохие материальные средства в ...
Активность-это понятие указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменятся под воздействием внешних или внутренних стимулов раздражителей.
Активизации социальной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является
1.2 Влияние познавательных процессов на социальную
Рассмотрим влияние некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников.
Мышление.
С началом обучения мышление выдвигается в центр
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций.
В этом отношении наиболее показательно
По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных
С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии.
Внимание.
Постоянно приходится слышать жалобы учителей и родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.
По самообразованию : «Дидактическая игра как средство развития ...
... возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных ...
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и родителей. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет, т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается
Память.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты
Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже