Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Рождаясь, человек не выбирает, своих родителей, ту культурно-историческую среду, в которой ему предстоит прожить свой век. Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества.
Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает значительным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей.
Современная духовная культура общества располагает безграничным разноообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д.
Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни – к природе, другим людям, самому себе.
Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры, иначе отдавать будет просто нечего.
Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему.
Духовная сфера общества
... духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей. Элементы духовной сферы общества: духовные потребности людей: ... развитие науки Функции науки: Познавательная Объяснительная Практически-действенная (наука дает метод по ...
Критерии эстетической воспитанности является эстетическая культура. Эстетическая культура предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и также в любом проявлении жизни: труде, быту, поведении человека.
Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.
В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.
Значение эстетического воспитания в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства — это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.
Таким образом, эстетическое воспитание детей – это необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.
Цель исследования: доказать эффективность влияния внеклассной работы по обществознанию (в рамках курса «Окружающий мир») на воспитание прекрасного у младших школьников.
Объект: эстетическое воспитание младших школьников во внеклассной работе по обществознанию.
Предмет исследования: формы и средства эстетического воспитания, используемые во внеклассной работе по обществознанию в начальной школе.
Гипотеза: если целенаправленно использовать во внеклассной работе по обществознанию разнообразные формы и средства, то эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы предлагаем последовательное решение в рамках курсовой работы следующих задач:
1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую, литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников;
2.Изучить содержание эстетического воспитания младших школьников;
3.Выявить уровень эстетических представлений у младших школьников;
4.Разработать план внеклассных мероприятий, направленных на эстетическое воспитание младших школьников;
5.Провести внеклассные мероприятия, направленные на эстетическое воспитание младших школьников, и проверить их эффективность.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по рассматриваемой проблеме;
-практическая работа, включающая в себя анкетирование, тестирование, анализ деятельности детей.
1. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Эстетическое воспитание школьников в педагогической и методической литературе
В данном разделе мы анализируем основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие «эстетическое воспитание», выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.
По психологии младшего школьника. Психология младшего школьника
... оцениваемую деятельность — быть школьником. — «Внутренняя позиция школьника» как показатель готовности ребенка к школьному обучению — психологическое ... Не всегда эти параметры зависят от возраста. Один ребенок будет готов к обучению к ... психологии у истоков исследования проблемы готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному ...
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности.
Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве.
Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и комическое и т.д. [Ожегов, 2005]
С помощью эстетики мы познаём мир в целом, выражая к нему наше, человеческое, общественное отношение.
Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики – это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философы осмысление его сущности достигли довольно высокого уровня развития. Гераклит, Демокрит, Аристотель со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах объектов. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются мыслителями как объективные стороны прекрасного.
Платон объявляет идею источникам эстетического начала.
В период средневековья Августин Блаженный, Фома Аквинский и другие источники красоты видят в Боге. Эпоха Возраждения ознаменовалось развитием материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А. Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа – источник и творчества и вместе с человеком главный предмет художественного отображения. Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство Эпохи Возрождения утверждает жизнь. Французские просветители главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства. Вальтер, Гельвеций, Руссо подчеркивают нравственный аспект искусства.
Искусство может выполнить свое высокое назначение если оно будет давать правдивое отображение реальности. Заслугой немецких просветителей в трактовке фундаментальных эстетических понятий – прекрасного, трагического, комического, возвышенного. Особое место в развитии эстетической мысли занимают русские мыслители XIX века Белинский, Герцен, Чернышевский, Достоевский, Толстой и другие. Н.Г. Чернышевский высказал формулу, которая до сих пор является наиболее точным выражением сущности красоты – « прекрасное есть жизнь». Однако он и его последователи никогда не утверждали, что всякая жизнь – прекрасна. Жизнь прекрасна как принцип, как то прогрессивное начало, которое противостоит смерть, тьме, распаду. Признаками красоты являются:
Эстетическое воспитание в урочной деятельности
... развития всех сторон воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с ...
-гармоничность, т.е. согласованность частей целого, — целесообразность, т.е. соответствие предметов и явлений своему жизненному назначению;
-мера, именно соразмерность воспринимается как красивое, доставляет человеку глубокое наслаждение, «Ощущение, производимые в человеке прекрасным – светлая радость, похожая на ту, которую наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся за него, как радуемся за милого нам человека». Прекрасное вызывает у человека именно светлую радость, так как свет противостоит мраку, тьме, создает праздничное, веселое или торжественное настроение. Прекрасное светится жизнью. Эстетическое отношение к действительности проявляется через эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетическую оценку, эстетический идеал.
Эстетическое чувство (или переживание) – это способность непосредственно воспринимать и ощущать гармонию мира, красоту или безобразие предметов и явлений действительности. Проводниками и органами этого чувства служит зрение и слух. Эстетические чувства – это «…музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…» — отмечал К. Маркс. Такое развитие достигается тренировкой и воспитанием органов чувств в процессе общения человека с природой, в труде, путем знакомства с произведениями искусства. Эстетическое чувство возвышает и облагораживает человека, пологая ему правильно воспринимать и выражать самому различные состояния – радость, восторг, сострадание, гнев, горе и т.д.
Эстетический вкус – это способность судить о прекрасном или безобразном по чувству удовольствия или неудовольствия, испытываемого нами от предмета или явления. Эстетический вкус зависит от общей культуры человека, от развития его ума и чувств, поэтому его можно вырабатывать, развивать, воспитать. Особую роль здесь играет искусство, на лучших образцах которого формируется высокий эстетический вкус [Апанасенко 2005].
Эстетическая оценка – это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений осмысленно, аргументировано, со знанием дела. Дать чему – значит конкретно и сознательно применить к этому свои знания законов красоты, проявить понимание того, что данный предмет, поступок, человек прекрасны или безобразны.
Эстетический идеал – это представления людей о совершенном и желательном в жизни и в самом человеке. Это представления о лучшей жизни в целом, где прекрасны и отношения между людьми, и их труд и окружающая среда, и сам человек. В сознании людей эстетический идеал существует как образ красоты, который должен воплотиться на практике [Подласый 2009].
Для обозначения эстетических чувств, вкусов, оценок, идеала существует понятие «эстетическое», т.е. эстетическое отношение человека к реальному миру. Философы прошлого и настоящего в это понятие включают также – прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое и др. Понятие прекрасное и красота близки родственны друг другу, чаще всего их применяют как понятия однозначные. Однако эти понятия имеют и свои оттенки. Прекрасное есть высшая степень красоты.
Изобразительная деятельность как средство эстетического развития дошкольников
... как средство эстетического развития дошкольников. Цель работы - рассмотреть значение изобразительной деятельности в эстетическом развитии дошкольников. ... рисунка; Определить сущность и значение эстетического развития и эстетического восприятия; Представить сущность восприятия художественных произведений на занятиях по изобразительному искусству как средство эстетического развития. ... к жизни, и ...
Возвышенное – это прекрасное в его величественном виде и выражении. Трагическое есть одно из проявлений прекрасного, это утверждение прекрасного через преодоление страданий, горя, смерти… Комическое – есть безобразное, выступающее как смешное. Незлобливая насмешка над отдельными недостатками, слабостями называется юмором. Беспощадное осмеяние и отрицание явления или человеческого типа в целом – сатира.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого « aisteticos » (воспринимаемый чувством).
Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [Гайхберг 1964]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. В литературе имеется множество различных подходов к определению понятия, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н.Шацкой мы нашли такую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленного воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [Шацкая 2005]
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» (Краткий словарь…1983).
Эстетическая культура личности
... воздействия, т.е. эстетического воспитания. Цель данной работы ― изучение эстетической культуры личности. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи : Рассмотрение сущности и содержания эстетической культуры личности. Изучение эстетического воспитания и эстетического отношения к миру. Сущность культуры личности Эстетическая культура ― состояние ...
В обоих определениях речь идёт о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчёркивается, это эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б.Лихачёв в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение данное К.Марксом: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Автор подчёркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т.Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способно развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [Лихачев 1974]. Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых,- развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания [Таборидзе 2008]
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако это ошибочное мнение необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитание следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты». Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [Буров 1975]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. .эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко.
Воспитание детей дошкольного возраста искусством хореографии
... проявлениях: и в искусстве и в жизни. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы ... к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она ...
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [Гнедич 1996]. Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствует развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организации, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания М.М.Рукавицин, который считает: «Конечная цель(эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства». Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С.Лабковская, Н.И.Киященко, Д.Б.Лихачев и другие) выделяют три ведущих задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Итак, во-первых, это «создание определённого запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» [Лихачев 1974]. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний – основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» отмечает Г.С. Лабковская.
«Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного ...
... средство эстетического воспитания учащихся. Эстетическое воспитание средствами природы не ограничивается лишь формированием у школьников способности чувствовать, любить, понимать природу. Его задача гораздо шире: воспитание и формирование у детей ... природы и мир человеческих переживаний. Произведения изобразительного искусства помогают познать жизнь человека и природы, развивают не только зрительное ...
Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ёй возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Б.Т.Лихачев отмечает, что «…такое беглое знакомство с шедеврами искусства исключает один из главных элементов эстетического отношения – любование» [Подласый 2009]. С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встречи с безобразным; чувство юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, — всё это признаки подлинной эстетической воспитанности», — отмечает тот же автор. Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А.К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, «основанную на определённых эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б.Лихачева. «Эстетическое суждение – доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы» [Гершунский 2002]. На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи – сформировать такие качества ребёнка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учётом возрастных особенностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Третья задача эстетического воспитания связана сформированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которое превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»». Суть этой задачи заключается в том, что ребёнок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он ещё должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В.Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в её творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни. Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребёнка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории эстетического воспитания: эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б.Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение (Гнедич 1996).
Эстетическое воспитание средствами искусства
... в искусстве. Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в ...
Эстетическое суждение выделяет также и профессор, доктор философских наук Г.З.Апресян [Арина 1983]. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее.
Эстетическое воспитание – это важнейший элемент всего эстетического в окружающем нас мире. Воспитание – начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д.Б.Лихачев эстетическое воспитание характеризует, как :»способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства». Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержание, формы. Это требует развитие у ребёнка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различие тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально – чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б.Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б.Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Лихачев 1974].
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А.Кушаева отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала [Кушаева 2008].
Ещё одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.И.Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [Лихачев 1985]. Д.Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А.К.Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [Еланцева 2008]. «Эстетический вкус формируется у человека в течении многих лет, в период становления личностью. В младшем же школьном возрасте о нём говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не стоит воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека». В школе ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащихся на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Общий вывод этой главы можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
1.2 Сущность и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.
Искусство всегда привлекало людей. В общении с прекрасным человек находит не только отдых. Искусство помогает ему вносить в любую деятельность воодушевляющее начало.
Эстетическое воспитание в нашем обществе призвано бороться с проникновением в среду молодежи извращенных вкусов и антихудожественных взглядов, вырабатывать иммунитет к пошлости и безобразному.
Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического воспитания.
Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности [Ильенков 2002].
Культура эстетических чувств детей развивается и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием.
Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства, их исторической обусловленности. Эти знания вооружают школьника объективными критериями прекрасного, с позиций которых он может оценивать красоту, понимать обобщенность, глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений.
Задача воспитания художественного вкуса является производной от первых двух. Эстетический вкус – это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты.
Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Окружающий мир».
Избираемых либо отвергаемых образцов произведений искусства. По тому, что предпочитает человек в искусстве, по тому, какими предметами он себя окружает, можно судить о его вкусе.
Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, умение сделать выбор между внешней красивостью, приукрашенностью и подлинной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью, мещанской слащавостью и подлинным гуманизмом.
В-третьих, показателем художественного вкуса является высокая требовательность к произведениям искусства, к манере исполнения, отрицание серости, кустарничества, примитива, фальши, умение увидеть глубину раскрытия образа при лаконичности средств (Герасимов 2008).
Эстетический вкус развивает под влиянием красоты окружающей жизни, природы, труда, отношений людей, под влиянием подлинных образцов искусства.
Вкус формируется и под влиянием осмысленного восприятия красоты мира, в сознательном отношении к прекрасному, безобразному, трагическому, комическому.
Больше всего развитию эстетического вкуса способствует художественная деятельность, либо связанная с восприятием образцов искусства, либо собственного творчества.
Появление дурного вкуса – это результат влияния окружения, где ребенок видит, слышит и чувствует пошлое, некрасивое в отношениях людей, в организации труда, в произведениях искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой живет ребенок, пробуждение у него активности в отборе подлинных художественных средств, сообщение ему элементов знаний о законах красоты, развитие у него понимания языка искусства – все это составляет основу формирования художественных вкусов.
Особенно важной для современного этапа нашей общественной жизни является задача воспитания эстетической активности ребенка.
Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам должен человек.
Эстетика проникающая в жизнь: эстетика труда, природы, отношений людей, эстетика обстановки и внешнего вида, — облагораживает человека. Но сам человек не может быть только созерцателем прекрасного, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродов и безобразного.
Эстетическая активность как показатель воспитанности человека многозначно. Она выражается прежде всего в активности эстетического воспитания. Мы огорчаемся, когда наши дети бывают глухи к красоте природы и к произведениям искусства, когда они равнодушно проходят мимо пошлости, грубости.
Воспитывая эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого читателя, отзывчивого зрителя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
Картина, спектакль, фильм, повесть по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, читая книгу, слушая музыку, смотря на игру актеров, они мысленно будут видеть и слышать все, что отображается в них, переносится силой воображения в мир, облеченный в образы.
Эстетическая активность, однако, не ограничивается эстетической отзывчивостью. Это также и умение вносить прекрасное в жизнь, преобразовывать серое, бесцветное окружение, делать его эстетически выразительным, содержательным и приятным для окружающих.
Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного [Сластенин 2002].
В семье и школе дети приобретают много таких умений и навыков, которые необходимы культурному человеку. Родители учат красиво накрывать стол к обеду, убирать комнату, девочки учатся вышивать, мальчики выжигать и выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много ценных эстетических умений, учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут в школьную газету, оформляют ее, готовят выставки, стенды, альбомы к памятным датам, организуют вечера самодеятельности, участвуют в конкурсах на лучшего чтеца, танцора, музыканта, готовят игрушки на елку малышам и т.д.
Эта многообразная и интересная деятельность, которую многие дети выполняют увлеченно, дает разумный выход познавательной, трудовой, эстетической активности детей. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
Воспитателям нужно быть зоркими, не проходить мимо аляповато, небрежно сделанных детьми вещей, плохо подготовленной самодеятельности, безвкусно оформленных стенгазет, чтобы не закреплялся отрицательный опыт, противодействующий формированию эстетического вкуса.
Важнейшей задачей эстетического воспитания является развитие творческих художественных способностей детей, их интересов и склонностей в различных областях искусств.
Человек – творец прекрасного, создатель эстетических ценностей, и к этому его должна готовить школа.
Н.Г. Чернышевский говорил, что искусство воспринимается не отвлеченным стремлением к прекрасному, а совокупным действием всех сил и способностей живого человека. Л.Н. Толстой был убежден в том, что каждый человек обладает высокой потребностью служения искусству, которая должна быть удовлетворена. Развитие творческих сил учащихся в области художественной деятельности нельзя считать задачей их профессиональной полготовки. В школе надо максимально раскрывать потенциальные возможности и способности учащихся.
Развитие творческих сил и художественных способностей учащихся в различных видах искусства, бесспорно, имеет своеобразие.
Изобразительное творчество опирается на способности видения света и тени, многообразие цвета, перспективы.
Музыкальное творчество связано с развитием музыкального слуха, способности понимать и чувствовать гармонию звуков, с развитием чувства ритма.
Театральное творчество имеет в виду развитие способности перевоплощения, глубокого проникновения в создаваемый образ.
Но вместе с этим своеобразием творческие способности в различных областях искусства обнаруживают и значительную общность, которая заключается прежде всего в остроте восприятия и наблюдательности, в эмоциональной отзывчивости, в развитом воображении и способности своеобразного видения.
Вот почему, осуществляя эту задачу, нужно руководствоваться следующими общими педагогическими требованиями:
— основой художественного творчества детей является отражение жизни. Поэтому важно учить их видеть, чувствовать и понимать красоту окружающей действительности;
— любой вид художественного творчества требует постоянного и систематического приобщения детей к данной области искусства. Чтобы любить и понимать музыку, нужно часто слушать ее, чтобы развить литературное творчество, нужно много и основательно читать и т.д.
-на развитии творческих способностей губительно сказывается штамп, пустое подражательство, слепое копирование, от которых учитель должен оберегать детское творчество;
-в основе художественного творчества лежит деятельность воображения. Поэтому развитие воображения и фантазии детей является специальной задачей в творческих занятиях с ними;
-развитие способностей – процесс тонкий и индивидуальный, поэтому следует всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества: не отстранять желающих заниматься в том или ином творческом коллективе, а, изучив возможности школьника, посоветовать ему заняться той деятельностью, в которой он сможет добиться успеха;
-вместе с тем к результатам творчества детей школьного возраста следует предъявлять требовательность, не довольствоваться кое-чем, а учить добиваться возможно более высоких образов [Шацкая 2005].
Указанные задачи воспитания прекрасного взаимообусловлены и тесно переплетаются одна с другой. В живом процессе воспитания изолированная их реализация не должна иметь места. В конечном итоге решение всех этих задач и направлено на формирование эстетического отношения к действительности, которое представляет собой неразрывное единство эстетических чувств, понятий, суждений, оценок, практической деятельности, активного влияния на окружающее.
1.3 Основные формы и методы эстетического воспитания
В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда – повседневного и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность – является важной стороной эстетического воспитания.
Внешним выражением духовного богатство человека служит его манера разговаривать, выслушивать собеседника, реагировать на окружающее. Поза, мимика, жесты, даже походка и множество иных тончайших проявлений человека могут свидетельствовать о его эстетическом облике.
Эти внешние признаки духовного богатства детей создаются под влиянием условий жизни, подражания взрослым и сверстникам, системы воспитания в школе и семье.
Эстетика отношений между людьми является основой эстетики повседневной жизни. Здоровые, человечные, красивые отношения в семье, отношения в школе между учителями и учащимися, между товарищами составляют фундамент эстетического воспитания. По глубине и тонкости эти отношения могут быть сложны и многообразны.
Быть приветливым с людьми, отзывчивым собеседником, гостеприимным хозяином, тактичным гостем, внимательным сыном и добросовестным учеником, добрым товарищем и верным другом – все это не только область морали, но и эстетики.
Чувство такта, умение в трудной обстановке найти правильное решение и поступиться своими желаниями ради близких людей, способность создавать хорошее настроение – все это не только нравственная воспитанность ребенка, но и проявление его эстетической культуры.
Такие отношения детей к окружающим формируются всем укладом их жизни в семье, в школе. Они систематически и повседневно воздействуют на эстетические чувства детей. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют след на всю жизнь.
Приучать детей содержать свои личные вещи в порядке, никогда не производить уборку за ребенка, а терпеливо приучать к этому его самого, постоянно заботиться о том, чтобы школьник стремился создавать уют в классе, в своем уголке, — все это очень важно для воспитания у него эстетического вкуса. В отборе предметов, которые окружают школьника, необходимы высокая требовательность, чувство меры. Нельзя допускать вещей антихудожественных, портящих вкус, аляповатых.
Постоянное внимание учителей и родителей к воспитанию у ребенка эстетической культуры движений, жестов, мимики, манер, далеко не простое дело. В нем нужна система, настойчивость, последовательность и терпение, постоянство требований, завершение их желаемым результатом.
Эстетика внешнего вида есть проявление внутренней красоты, нравственной чистоты, которая прежде всего сказывается в отношениях к людям [Апанасенко 2005].
Итак, проблемы эстетики, воспитание прекрасного волновали философ, поэтов и писателей, педагогов во все времена. Многие из них много внимания уделяли сущности красивого и безобразного, высокого и низкого не только в человеческих отношениях, но и в окружающем нас мире. И все же главной категорией эстетики является категория прекрасного, от нее тянутся нити ко всем другим понятиям эстетики. Прекрасна надлежащая мера во всем. Следовательно, главная задача школы, педагогов заключается в воспитании понимания красивого в окружающей жизни, в природе, в человеческих отношениях каждым школьником.
1.4 Эстетическое воспитание во внеклассной деятельности
Богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдений, воображения дает природа. На протяжении всей истории своего существования человек не только осваивал природу, но и учился понимать и чувствовать её.
Будучи социальным по своей сути, отношение человека к природе носит и познавательный характер. Человек способен откликаться на красоту не преобразованный природы и понимать её. Любование природой, так глубоко переданные И. Левитаном, А. Куинджи, Г. Нисским в пейзажной живописи, И. Тургеневым, Л. Толстым, К. Паустовским в литературе, глубоко и поэтически раскрывает этот мир, без которого эстетический вкус не может быть полным.
Из всего многообразия проявления эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присуще интуитивные стремления к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.
Природа – это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь.
Известный писатель Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетики, пишет: «Родная природа, как и родная мать существует только в единственном числе: все чудеса и красоты мира не могут заменить какой – ни будь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба.»
Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда, творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и закатов, звездного неба, различных времен года, эстетическое в животном мире.
Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает жизнь и труд человека в природе.
Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, животного. Воспитывая умения видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, школа и семья одновременно учат дорожить миром красоты и гармонии.
В каждом человеке должно быть воспитано «очеловеченное отношение к природе». Если не пробуждена у ребенка способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, то он может стать не другом и защитником природы, а ее разрушителем.
В.А. Сухомлинский приводил школьников в поле и рощу, они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту. Прекрасное человек воспринимает прежде всего зрением, его восхищает гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменения в течение дня, в разное время года.
Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурные листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей. Нужно учить детей видеть, различать, ценить и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.
Важно воспитывать у ребенка чувство ценности природы, огромного ее значения в жизни человека, в сохранении всего живого на земле. Многие века природа определяла образ жизни и труда людей.
Сегодня в мире возникла тревожная ситуация, угрожающе исчезает ее естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием научно – технического прогресса. Многие реки плещут черной, загрязненной водой. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Остро стоит проблема охраны природы [Ильенков 2002].
Дети должны обязательно участвовать в сохранении окружающей среды, беречь и приумножать природу. Как это сделать, расскажет учитель, расскажут книги о природе – художественные, публицистические, научно – популярные. Таких книг издается много для юного читателя. Особенно следует отметить произведения В. Бианки, Б. Житкова, Н. Сладкова, Ю. Дмитриева. Их книги помогут полюбить природу нашей страны, открыть красоту живого, вызовут желание совершить правильный поступок. Передать детям культуру отношения к природе, умение видеть и ценить ее красоту, видеть в ней мир удивительного творчества, многообразие поисков, воспитать в них творческое отношение и стремление познать тайны природы – это долг взрослых и перед природой и перед подрастающим поколением.
Формы и средства эстетического воспитания разнообразны. Наряду с традиционными школами в настоящее время используют много новых интересных форм, средств, методов воспитания.
Конкурсы чтецов, сценических миниатюр, инсценированных песен, также комплексно решают задачи развития и воспитания учащихся. А их просмотр превращается а настоящий творческий праздник для ребят. Художественные способности развивают конкурсы плакатов, рисунков, открыток ко Дню защитника Отечества, празднику 8 – ое марта и других. Осенью и весной можно провести конкурс цветочных композиций на темы: «Страна березового ситца», «Вальс цветов твоих, Россия» и т. д.
Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают праздники. Эта форма работы позволяет учителю реализовать творческие задатки и интересные идеи, создает хорошее настроение у учащихся, прививает умения найти общий язык со сверстниками.
Любой праздник подразумевает торжественность, театральность. К празднику готовятся заранее, в его сценарий включены, как правило, литературные композиции, и конкретные номера. Если праздник проводится для младших школьников, то в него можно включить небольшие состязания. Это и викторина, и конкурс песен, сценических миниатюр.
Приведем примеры праздников. Так к 9 мая в школах страны проводится праздник «Салют, Победа!»Подготовили и провели этот праздник в период преддипломной практики и мы с учащимися 3 класса Куртамышской средней общеобразовательной школы №1. В его сценарий мы включили литературно – музыкальную композицию с таким же названием, провели конкурсы чтецов, рисунков, инсценированной песни военных лет. Ко Дню Пограничника мы провели праздник «Песни» звучала песня о пограничнике.
В эстетическом воспитании большую роль играет проведение народных праздников. Например, «Масленица», «Народные обряды». Дети готовят конкурсы, построенные на элементах народных игр, и викторины по пословицам, фольклору, биографиям великих земляков, архитектурным и природным памятникам, и состязания команд с элементами спортивных игр, и «кольцовку по народным песням».
Праздники способствуют развитию эстетического вкуса, помогают выработать верные эстетические суждения, оценки, развивают художественные способности детей, приобщают их к художественному творчеству.
2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
2.1 Первичное диагностирование по выявлению эстетических представлений младших школьников
В ходе практической работы нами была поставлены следующие задачи:
— выявить как учащиеся понимают слово красивое;
— сформировать умения видеть и чувствовать прекрасное в природе, человеке, поступках, искусстве, музыке, жизни.
С целью изучения уровня эстетической воспитанности на уроках и во внеклассной работе по обществознанию мы использовали анкетирование и тестирование.
Исследование проводилось на базе 4 класса ГБОУ «ЧООШ № 3» г. Свердловска. Классный руководитель: Власова Инна Яковлевна. В классе 19 учащихся.
Практическая работа проходила в три этапа: первичная диагностика ее анализ, разработка внеклассных мероприятий, контрольная диагностика.
Для изучения уровня эстетического развития учащихся были использованы следующие методы исследования:
-анкетирование;
-тестирование;
При первой встрече с детьми нами было проведено анкетирование для выявления уровня эстетического воспитания детей. С этой целью была проведена анкета состоящая из 12 вопросов. (см. Приложение)
Результаты анкетирования мы представили в виде диаграммы.
Диаграмма 1
Проведя анкетирование у учащихся 4 класса, мы выявили, что большая часть класса не понимает сущности термина красивое, не понимают некрасивое в одежде, в поведении, в поступках людей и т.д. 84 процента из 100 % не имеют представление о данных эстетических категориях, всего лишь 16 % имеют некоторое представление о красивом и не красивом в окружающем мире.
2.2 Содержание внеклассной работы по эстетическому воспитанию
в 4 классе ГБОУ «ЧООШ № 3»
В ходе практической работы нами был разработан блок занятий по теме: Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Окружающий мир.»
Тематическое планирование представлено в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование занятий по эстетическому
воспитанию младших школьников
Таких качеств как: интерес к литературным произведениям, умения ценить прекрасное в сказках.
Практикум
5)О детском чтении
1
Воспитывать интерес к формированию интеллектуальных умений, желания читать, развивать читательский интерес ребенка, воспитывать культуру чтения школьника
Родительское собрание с участием детей.
6)Салют, Победа
1
Воспитание у учащихся патриотические качества, любовь к Родине.
Праздник
7)Этикет
3
Воспитывать правильное поведение в общественных местах, в гостях, школе и дома.
Беседа
8)Поступки людей
1
Воспитывать у учащихся понимать красивые и некрасивые поступки в поведении
Беседа
9) Музыка, песни военных лет
3
Воспитывать у учащихся любовь, интерес, понимание музыки и песен Великой Отечественной войны.
Практикум
10)Природа – ты прекрасна
1
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Экскурсия
Уроки разработаны по различным темам. На данных уроках шла работа по формированию эстетической воспитанности младших школьников.
Выбраны различные формы проведения занятий: лекции; беседы; игра; праздник; практикум; экскурсия.
2.3 Контрольная диагностика. Сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностик
Заключительным этапом нашего исследования была контрольная диагностика. Для этого мы использовали тестирование. Целью данной диагностики являлось выявление изменения уровня эстетического развития младших школьников в результате проведенных нами мероприятий.
Анализ контрольной диагностики показал следующие результаты:
Дети имеют представление о красивом поведении в общественных местах, школе, дома, о внешней и внутренней красоте человека и т.д.
Об этом свидетельствуют результаты проведенного тестирования.
Диаграмма 2
(контрольное диагностирование)
Проведя контрольное тестирование в 4 классе, мы выявили, что практически весь класс хорошо усвоили материал об эстетическом воспитании выданный нами. Из данной диагностики видно, что уровень развития эстетического воспитания в классе стал значительно выше. Об этом говорят результаты проведенного тестирования.
Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик по выявлению уровня развития эстетического воспитания младших школьников.
Если при первичной диагностике из класса всего лишь 16% имеют некоторое представление о красивом и некрасивом в окружающем нас мире, то при проведении контрольной диагностики мы видим, что уровень знаний учащихся значительно повысился. 91% учащихся имеют полное представление о красивом и некрасивом и всего лишь 9% не до конца осознали значение этих понятий.
Таким образом, проведенное нами исследования показали, что использование во внеклассной работе по обществознанию разнообразные формы и средства, эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе мы рассмотрели вопросы, связанные с эстетическим воспитание младших школьников во внеурочной деятельности. Исследовали основные категории эстетики, значение эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений в жизни человека и общества в целом. Рассмотрели формы и средства эстетического воспитания младших школьников на уроках обществознания и во внеклассной работе.
Мы выяснили, что обществоведческие темы, представленные в курсе «Окружающий мир», имеют существенное значение в эстетическом воспитании учащихся. Но так как обществоведческих тем немного в этом курсе, большую роль в расширении обществоведческого кругозора и эстетического воспитания в связи с этим играет внеклассная работа. Это позволяет формировать эстетическое отношение младших школьников к действительности, т. е. к природе, общественной жизни и искусству.
Существенная особенность эстетического воспитания состоит вы том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе эстетического воспитания, решается, следовательно, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано главным образом на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Художественно-творческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогащает у ребенка человеческую, художественную чувственность. Ребенок, занимающийся музыкой, начинает лучше «слышать», постепенно отшлифовывать чувство ритма, мелодии. Тем более обогащает их свободная самодеятельность личности, содействующая радостному выявлению ее способностей.
Человек, постигающих азы изобразительной грамоты или же систематически занимающийся живописью, развивает не только свою эстетическую чувственность, но и способность суждения о предметах творческой деятельности других людей, об окружающем мире. Выступая как предмет познания, искусство активнейшим образом влияет на общую культуру ребенка, на его взгляды. Характерной чертой искусства является его общедоступность. Однажды увиденное, услышанное произведение искусства можно многократно воспринимать. Любимую книгу, взяв с полки, дети могут перечитать снова и снова, и этот процесс чтения есть процесс непрерывного углубления, совершенствование эстетических переживаний. Подобная повторяемость восприятий имеет место и по отношению к другим видам искусства.
Порой бывает достаточно привлечь внимание к цветку, листочку, деревцу, к их красоте, дети не могут остаться равнодушными. По силе своего влияния на формирование ребенка природой не может сравниться ничто. Дети постепенно осознают, что красоту природы, создание труда людей надо ценить, оберегать.
Эстетическое воспитание школьников является одновременно и самоцелью и средством для другого. Самоцелью, так как оно призвано формировать эстетические чувства, вкусы, способствовать всестороннему эстетическому развитию личности. Целью для другого, так как оно, формируя ребенка эстетически, создает важнейшую предпосылку для формирования его и как труженика, и как гражданина. Прекрасное отличает все без исключения стороны жизни, и труд, и политику, и нравственные отношения. Недаром А. М. Горький назвал эстетику этикой будущего.
Задача задач эстетического воспитания – формировать на основе развития эстетических чувств, вкуса, эстетического идеала и убеждений высокие гражданские качества россиян. По мере развития эстетических начал в жизнь сама она все больше способствует эстетическому развитию человека. Жизнь утверждает красоту человека как красоту его дел, его подвигов. Жизнь может и должна быть прекрасной – это зависит от нас, людей и особенно от учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-2/
Апанасенко О.Н., Потемкин А.В.
Беляев А.А., Новиков, Л.И., Толстых, В.И.
Большая Советская Энциклопедия. – М., 1988.
Борев Ю.Б.
Бурбина С.А
Буров А. И.
Буров А.И., Квятковский Е.В.
Гайхберг М.Х.
Герасимов С.А.
Гершунский Б.С.
Гнедич П.П.
Еланцева Н.Д.
Зверев И. Д
Ильенков Э.В.
Кабалевский Д.Б.
Конышева Н.М.
Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
Кушаев Н.А.
Лихачев Б.Т.
Лихачев Б.Т.
Лихачев Б.Т
Макаренко А.С.
Неменский Б.М
Ожегов С.Ю.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Педагогический словарь. – М., 2010.
Подласый И.П
Сластенин В. А
Старостин В.И.
Таборидзе М.Д.
Харламов И. Ф
Шацкая В.Н.
ПРИЛОЖЕНИЕ А, Родительское собрание
«О детском чтении»
Высказывания:
«Книга-это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
В.А.Сухомлинский «Книги — открытые двери к другим душам и другим народам»
А.Моруа
«Книга- великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» А-Елок
Задачи! познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса; развивать интерес к формированию интеллектуальных и эстетических умений и навыков, желания читать.
Вопросы ДЛЯ обсуждения: значение книги в жизни младшего тельника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника.
Подготовительная работа: анкетирование; подготовка памятки родителям.
Ход собрания
1. Беседа с родителями.
В последнее время часто можно услышать, что значение детской книги уменьшилось. Чем читать «Мойдодыра», лучше включить ОУО или компьютер с мультфильмами. Дети — в восторге. Конечно, всё это полезно использовать, но при этом следует иметь в виду что,*ие*заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова — прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее и интереснее.
Книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, то есть способствуют нравственному становлению, а не только радуют и забавляют ребенка.
Дети не выносят назидательности, даже возникло мнение, будто мораль скучна ребёнку, Л Л.Толстой: великий знаток человеческих сердец «Я не согласен, чтобы дети не любили мораль: они любят мораль, но только умную, а не глупую».
Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребёнка, и всюду немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, дети накапливают в своей душе яркие представления 0том, что такое хорошо и что такое плохо.
Детское чтение — великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.
Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.
Д ело это — тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.
Выбор книги:
Дети очень доверчивы, особенно к тем, кого любят, поэтому, соблюдая такт, без нажима, вы всегда можете повлиять на их выбор, не подавляя при этом их самостоятельности; ибо грубое вмешательство, запрет часто дают обратный результат. Помогать понимать прочитанное!
Что значит воспитывать у ребенка культуру чтения?
Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно, выбирать книги и внимательно, вдумчиво читать их, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.
Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте маме рвать книгу, брать её грязными руками.
Как научить детей внимательно, вдумчиво читать книги?
Для этого используются разные методы. Один из них громкое чтение — продолжать громкое чтение надо и тогда, когда ребёнок перейдёт в среднее звено. Дети в этом возрасте не желают читать и родители едва ребёнок становится школьником, перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время, как слабая техника чтения и недостаток жизненного опыта позволяют ребёнку самостоятельно справиться с книгой, с новой более сложной, а старая уже не удовлетворяет его духовный мир. Конечно, он уже самостоятельно может прочитать Гайдара «Тимур и его команда». А вот Дефо «Путешествие Робинзона Крузо» только с помощью родителей. Конечно, телевидение отнимает много времени — но всё это не заменит книгу. Семейные детские праздники- где дети читают стихи, инсценируют сказки. В семье, где родители не руководят детским чтением и книга не в почёте, телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят. Многие дети читают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения на экране лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины.
Пересказ прочитанного. Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу, ибо для детей это творчество, в процессе которого они вновь переживают восторг и вдохновение, воскрешая в своём воображении героев книги и события.
Пересказ развивает речь, чуткость к поэтическому слову. Многие ребята, не умея выделить главное, кратко сформулировать мысль рассказывают длинно, подробно. Внимательно слушая пересказ, вы осторожно старайтесь направить его на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность.
Следующий метод беседа. Беседы бывают разными. Одни проверяют чтение (рассказ о писателе, теме, эпохе), и др. закрепляют и углубляют прочитанное. Проведение бесед требует чувство меры, иначе они могут вызвать скуку. Избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.
Марина Цветаева вспоминает, что её завораживали стихи Пушкина, их звучание, но когда мать пыталась ей объяснить значение непонятных слов, очарование стихом пропадало.
Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребёнком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверенны: основы культуры чтения вами заложены, а, следовательно, — созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития его интеллекта, нравственности и эстетического восприятия мира.
Анализ ответов детей и родителей нашего класса это подтверждает
2.Анализ анкетирования.
3. Дискуссия с родителями. Обсуждение ситуаций по группам., Ситуация 1, Ситуация 2, Ситуация 3
4. Работа с памяткой «Советы родителям»
Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.
Опирайтесь на интересы детей, при выборе книги. л
Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребят (мы часто говорим восьмилетнему ребёнку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
Не всегда спешите сразу ответить на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книге самостоятельно.
Собирайте дома различные словари, вырабатывайте у ребёнка привычку общаться со словарями и работать с ними.
Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги. Обращайте внимание на то, что читает ваш ребёнок.
Вместе с ребёнком создавайте библиотеку.
Вместе покупайте, читайте, ремонтируйте книги, обсуждайте прочитанное.
Заключительное слово учителя, Классный час на тему:
«Эта добрая, добрая сказка.»
Цель :
-продолжить работу по сплочению классного коллектива
-укреплять дружеские отношения внутри класса
-развивать творческие способности
-повышать интеллектуальный уровень
-пропагандировать книги
Ход урока:
Урок начинается с песни « В гостях у сказки» Класс делится на две команды: команда мальчиков и команда девочек.
Ребята сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам. И тема нашего сегодняшнего классного часа «Это добрая, добрая сказка.» Ребята, а почему сказка добрая?
Урок мы проведем в виде игры. Сегодня мы с вами поможем Ивану Царевичу найти свою невесту Василису Прекрасную, а за одно и посоревнуемся между друг другом.
В три девятом царстве в тридесятом государстве собрались за праздничным столом гости. Вино рекой лилось, от явств ломились столы. Это Иван Царевич праздновал свадьбу с Василисой Прекрасной. Но вдруг, когда они уже собирались обменяться обручальными кольцами, налетел ужасный вихрь и все заволокло мглой.
Когда она рассеялась, то к великому своему ужасу Иван Царевич увидел, что нет рядом с ним его любимой. Опечалился молодец, ума не приложит что делать. И вдруг слышит тоненький голос: Невесту твою украл Змей Горыныч и спрятал в своем замке. Я помогу тебе найти ее. Удивился молодец, оглянулся и увидел маленькую пчелку.
Отправился Иван в путь далекий.
Шел он, долго, ли коротко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но пришел к избушке на курьих ножках. Избушка, избушка повернись ко мне передом к лесу задом. Повернулась изба, отворилась дверь и оттуда вышла баба Яга.
«Зачем Иван пожаловал»- говорит она ему.
Рассказал царевич о своей беде. Ну что ж я тебе помогу, но и ты сослужи-ка мне службу. А служба твоя будет состоять в отгадывании загадок. Отгадаешь, помогу, нет, не помогу. Пригорюнился Иван, но делать нечего, загадывай свои загадки
Что ж ребята поможем Ивану Царевичу? Сколько правильных ответов столько и баллов приносите своей команде.
1 Этап Викторина.
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием. ( Колобок)
2. Назовите героиню русских сказок, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку « Одна голова хорошо, а две лучше.» ( Змей Горыныч)
4. В какой сказке брат не послушал своей сестрицы один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и за это жестоко поплатился. (Братец Иванушка)
5. Назовите героиню французской сказки, которая занималась деквалифицируемым трудом: чистила печки, убиралась дома. (Золушка)
6. Назовите героиню сказки которая получила свое прозвище благодаря головному убору. ( Красная шапочка)
7. Что за герой французской сказки очень любил обувь за это и получил прозвище. ( Кот в сапогах)
8. Какой вид энергии использует в своей ступе баба Яга. ( Нечистую силу)
9. Какой герой сказки посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево. (Буратино)
10. Где живет знаменитый кот Пушкина. ( У Лукоморья) Что ж вы молодцы на все вопросы ответили правильно, помогли Ивану Царевичу.
За это баба Яга показала дорогу. И Царевич поскакал дальше.
Ехал он ехал и приехал он к сказочному сундуку. Молвил ему этот сундук человеческим голосом. Если хочешь узнать, где находится Василиса Прекрасная, отгадай из какой сказки, сейчас, я буду показывать кадры.
2 этап
(На экране телевизора идут кадры из сказок. Нужно отгадать название сказки. За правильный ответ 1 н балл).
1 Царевна Лягушка
2 Аленький цветочек
3 Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
4 Карлосон который живет на крыше
5 Попугай Кеша
6 Трое из простоквашино
7 Том и Джерри
8 Шрек
9 Гари Потер
10 Добрыня Никитич
Что ж молодцы хорошо справились и с этим заданием.
За это показал сказочный сундук дорогу Ивану Царевичу. И поехал он дальше.
Едет он едет, и приехал к замку.
А двери закрыты на большой замок.
Что бы открыть этот замок нужно выполнить задание. А задание такое
3 й этап
Сейчас я буду читать отрывки из сказок вы должны назвать, что это за сказка.
Большая книга русских сказок.
1 Страница 49
2 страница 129
3 страница 526
4 страница 302
5 страница 465
6 страница 325
И открылся замок. Заходит Иван царевич во дворец. Выходит к нему змей Горыныч. Ну что ж так просто так я тебе ее не отдам. Вот потешь меня спой песню.
Давайте поможем ему:
4 этап. Нужно узнать песню по музыке и спеть что-то из нее.
1. Кабы не было зимы
2 Три белых коня
3 Антошка
4 Песенка Водяного
Что ж потешил ты меня, забирай свою невесту. Поехали Иван Царевич и Василиса Прекрасная домой, стали жить поживать и добра наживать.
Подведение итогов.
А мы с вами давай те подведем итоги, кто же у нас выиграл мальчишки или девчонки. Награждение победителей.
Классный час на тему:
«Говорящий портфель»
Цель. Приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим вещам.
Оборудование., Подготовительная работа, ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Ребята, давайте поиграем! Какое слово спряталось в клеточках кроссворда?
Дети. «Книга».
У. Что вы узнали о книгах, готовясь к нашему занятию?
Ребята делятся своими находками: рассказывают пословицы и загадки, стихи.
Д. Книга – лучший друг.
Букварь – к мудрости ступенька.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Ум без книги – как птица без крыльев.
Сказанное слово – было, да нет, а написанное живет век.
Пишут не пером, а умом.
Говорила мышка мышке:
«До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть».
(С.Маршак)
Человечки стали в ряд –
Обо всем нам говорят.
(Буквы)
Я оставляю тонкий след,
Но жить он может много лет.
(Карандаш)
Не куст, а с листьями,
Не человек, а разговаривает.
(Книга).
Земля – белая, а птицы на ней черные. (Бумага и буквы)
В ранце я всегда лежал,
Букву как-то потерял…
Если руки с мылом мыли,
То меня с водою смыли.
(Пенал – пена)
У. Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что…
- самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?
- самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
Конечно, еще о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой. Правда… бывало и такое.
Дети показывают сценку «Две книжки».
Разговорились меж собой.
Новая книжка. Ну, как твои делишки?
Старая книжка.
Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка…
Оборвал листы!
Из них он сделал корабли, плоты
И голубей… (плачет).
Боюсь, листы мои пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Новая книжка.
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
Старая книжка.
Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик.
У. А что вы любите делать с книжками?
Учитель открывает на доске запись.
На доске:
Строить из книжек башни, нарезать из них лапшу, строить домики для кукол, делать из страниц самолетики, разглядывать картинки, читать на ночь, читать для аппетита, читать вместо мороженого, просто читать, читать на обед, вырезать из них разные полезные картинки, изображать, что читаешь, нацепив на нос бабушкины очки, забивать гвозди.
Ребята внимательно читают про себя, выбирают нужное. Те фразы, что дети выбрали, учитель подчеркивает, а затем хором читает вслух. Учитель держит два портфеля и спрашивает.
У. Ребята, как вы думаете, может ли портфель разговаривать?
Д. Конечно, нет, он же без языка!
А я не согласна, считаю, что может.
Но ведь только что нам две книжки рассказали о себе.
У. Ну хорошо, давайте сейчас проверим.
Учитель раскрывает один портфель, достает содержимое: порванные книги, грязные тетради, помятые листы, обломки карандашей, крошки…
А теперь – что вы скажете о хозяине? Какой он?
Д. Я думаю, он неряха.
И я согласен, что он неаккуратный, не ухаживает за своими вещами.
У. Так какой мы сделаем вывод?
Д. Хозяин этого портфеля, наверное, плохо учится, неорганизованный, неаккуратный, не умеет бережно относиться к книгам и тетрадям.
Затем учитель берет второй портфель. В нем все в порядке: книги и тетради чистые, аккуратные.
У. Что можно сказать о владельце этого портфеля?
Д. Этот ученик примерный.
Еще думаю, что он опрятный, аккуратный, старательный, любит порядок и следит за ним.
У. Ребята, а у нас в классе есть такие ученики?
Помощники учителя сообщают о результатах проверки. Учащиеся-победители награждаются медальками за бережное отношение к своим вещам, за аккуратное ведение тетрадей.
- Посмотрите, как много у нас награжденных. А кто из вас поделится опытом, как это у него получается?
Дети по очереди рассказывают классу, как они следят за своими вещами.
Д. Раньше мне помогала мама, а сейчас я сам слежу за своими вещами, у меня полочка для книг. Стараюсь всегда убирать так, чтобы был порядок.
Чтобы не помять листики в книжках, у меня закладками.
Я считаю, что сначала нужно следить за собой, мыть руки, не пачкать свои вещи.
У. Безусловно, вы правы. А теперь поиграем и посмотрим, как вы умеете собирать свой портфель.
Дети разбиваются на две команды, каждой из них предстоит собрать портфель к школе. Каждый ученик имеет право положить одну вещь. У доски стоят два портфеля, а на стульях лежат учебные принадлежности и игрушки.
Проверяются аккуратность и правильность выбора вещей, победителей награждают.
– Молодцы, ребята, все старались как можно бережней, аккуратней собрать портфель, а главное, правильно, внимательно отобрали нужные предметы.
Подошел к концу наш классный час. Вывод обо всем сказанном сегодня нам поможет сделать предложение, которое нужно составить.
На доске: Дети составляют предложение и читают хором.
Д. Будь бережлив и аккуратен!
У. Ты в юности учись прилежно, споро,
Ученье – твоей старости опора.
Седой невежа – гибнущее дерево.
Стремись к наукам, в свет наук уверовав.
Вот этим стихотворением мы и закончим наш разговор.