«Физическое воспитание детей с нарушением зрения»

Содержание скрыть

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднение в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности.

Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

В рекомендациях, подписанных директором Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, указывается, что получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ обосновываются международными документами в области образования, закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике зрения, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышение трудоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Полное нарушения функций зрительного анализатора представляет для незрячих детей барьер в процессе познания окружающего мира, который не позволяет им полноценно и гармонично развиваться. Процесс специально физического обучения представляет собой систему различных направлений , обеспечивающих развитие и использование сохранных анализаторов.

4 стр., 1532 слов

Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации

... выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту. Цель исследования – на основе имеющихся ...

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной действительности, моторики пальцев и кистей рук, общей моторики. Происходит это потому, что дети с частичной потери зрения полагаются только на визуальную ориентировку. Отсутствие или резкое снижение зрения дети не могут подражать окружающим, чтобы овладеть различными предметно – практическими действиями.

Из – за малой активной деятельности мышц детей с нарушением зрения движения у них оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности, моторики рук, и общей моторики отрицательно сказывается на формирование предметно – практической деятельности детей, на их интеллектуальном и физическом развитии.

Вопросом о необходимости коррекционной работы с детьми с нарушением зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологии, тифлопедагогики такие как: Земцова М.И.Б, Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Плаксина Л.И., Григорьева Л.П. и др.

Очень большую роль в профилактике зрения, а также социализации детей с нарушением зрения призваны сыграть средства физической культуры, а именно специально разработанные методики. Физическое воспитание должно быть одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщение их к трудовой деятельности. У детей с нарушениями зрения четко прослеживается недостаточный уровень сформированности физических качеств, что затрудняет формирование двигательных умений навыков и сказывается на физическом развитии ребенка в целом. У детей с нарушениями зрения выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. При строении занятий по физической культуре акцентируется внимание на учете индивидуальных особенностей и состояния здоровья каждого ребенка.

Цель работы:, Объект исследования, Предмет исследования

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/deti-s-narusheniem-zreniya/

  2. Раскрыть особенности обучения и физического воспитания детей с нарушением зрения.

  3. Оценить влияние физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с нарушением зрения.

  4. Разработать методику физической культуры для данной категории больных детей и оценить ее эффективность.

База исследования:

Квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

    1. Понятие «физическое развитие» в психолого-педагогической литературе

      3 стр., 1116 слов

      Дети с общим нарушением речи. Их социализация

      ... детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Дети с системными нарушениями речи ... Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация ... решению проблемы слышания, к фонетико-фонематическому слуху и пониманию речи раскрывается индивидуальность ребенка.

Физическое здоровье детей дошкольного возраста занимает одно из важных мест во всестороннем развитии человека. Физическое развитие ребенка в первые шесть лет жизни приобретает особое значение, именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки и умения, происходит развитие двигательных и физических качеств, воспитывается умение держать правильную осанку, привитие навыков гигиены, освоение специальных знаний [20].

Как отмечает Е.Н. Вавилова, потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма. Поэтому важное значение в развитии детей дошкольного возраста имеет физическое воспитание. Прежде чем раскрывать характеристику физических качеств, целесообразно понятие физическое воспитание. Физическое воспитание рассматривается с различных позиций. С.К. Бондырева анализирует физическое воспитание, преимущественно, на биологическом уровне; О.А. Соломенникова рассматривает данное понятие в самом широком аспекте, отражая в его содержании все основные виды воспитания [8; 49]. В связи с этим, физическое воспитание можно рассматривать в широком и узком смыслах. По мнению В.И. Дубровского, в широком смысле физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе [15].

Г.Н. Пономарева, С.О. Филиппова рассматривают физическое воспитание в узком смысле. Авторы отмечают, что это вид воспитания, педагогический процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающий упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, наряду с оптимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых и определяет его физическую дееспособность [50].

Физическое воспитание включает в себя понятие физической готовности и физической подготовленности. По утверждению Т.В. Амельченко, Л.И. Абросимовой, под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития, состояние зрения, слуха, моторики, состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности, общее состояние здоровья [3].

Согласно исследованиям С.Д. Полякова, С.В. Хрущева, немаловажное значение в формировании физической готовности имеет двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов [58].

Как отмечает В.Н. Шебенко, физическая подготовленность – уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека, соответствующих нормативным требованиям программы [56].

Согласно исследованиям С.Д. Полякова, физическая подготовленность включает в себя физические качества и основные виды движений. Е.Н. Литвинова отмечает, что основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки [24].

5 стр., 2143 слов

Физические качества человека и способы их развития

... человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. 1.1 Сила Сила ...

Уровень овладения основными видами движения зависит от развития физических качеств. Следует подчеркнуть что, под физическими качествами (Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов) понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную и целесообразную двигательную деятельность [55].

Ряд исследователей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова) утверждают что, физическими качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьбе, беге, прыжках и др.), игровых и спортивных занятиях [29.]

Таким образом, основными физическими качествами человека принято считать: ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость.

Рассмотрим перечисленные физические качества. Как отмечает Л.П. Матвеев, ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [27].

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. По мнению П.Т. Оленчук, быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время [33].

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условнорефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Л.П. Матвеев определяет, глазомер – это способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений [27].

Как отмечает Л.П. Матвеев, развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих упражнений [33].

22 стр., 10647 слов

«Обучение детей с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС»

... 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу. В общеобразовательную школу поступают дети третьей группы. Слабовидящие дети третьей группы инвалидами пока не признаются, хотя для их успешного обучения, воспитания и развития ...

Стоить отметить важность того, что у детей дошкольного возраста, по мнению П.Т. Оленчук, опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры [33].

Как утверждает П.Т. Оленчук, это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении [33].

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время. Анализ работ П.Т. Олейнчук позволил установить, что развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др.

Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом [33].

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребёнка. К формам организации двигательной деятельности и развитию физических качеств дошкольника В.С. Анищенко относит:

физкультурные занятия;

  • физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;

самостоятельная двигательная деятельность детей;

  • активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы;

индивидуальная работа с детьми;

  • подвижные игры.

Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания, развитию физических качеств и подготовки детей к обучению в школе. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику. Г.М. Юрко и В.П. Спирина считают, что уровень физических качеств определяет уровень физической подготовленности. Физическую подготовленность данные авторы определяют как общую физическую подготовку организма дошкольника, которая включает разностороннее развитие физических качеств [58].

31 стр., 15078 слов

«8-марта» было направлено на развитие умения дети осуществлять ...

... успешность образовательной работы по формированию у детей 6-7 лет навыков самоконтроля. Анализируя исследования по изучению проблемы формирования навыков самоконтроля у дошкольников можно увидеть, что учёные находили её решение с различных теоретических позиций. ...

Таким образом, физические качества как компонент физической подготовленности, определяются уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков.

Развитие физических качеств успешно складывается в процессе физического воспитания в условиях образовательной организации – совместного взаимосвязанного педагогического процесса, который направлен на достижение воспитания духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, а так же здорового физического и двигательного развития ребенка дошкольного возраста.

    1. История развития воспитания детей с нарушение зрения

Личность слепого, так же как и зрячего человека, находилась и находится в сфере воздействий различных общественных и идеологических отношений.

Начало систематического обучения слепых связано с именем известного французского тифлопедагога В. Гаюи, который в 1784 году осуществил удачную попытку обучения слепого юноши чтению, письму и музыке по разработанной им системе. В этом же году, во Франции, было открыто специальное образовательное учреждение — Парижский национальный институт (училище) слепых. В книгах В. Гаюи (1745—1822) «Очерк об обучении слепых» (1786) и «Зарождение, развитие и современное состояние просвещения слепых» (1788) сделана удачная попытка определить, исходя из собственного опыта, цели, задачи, содержание и методы обучения слепых. Работы В. Гаюи свидетельствуют, что воспитанники Парижского национального института слепых изучали, главным образом, чтение, письмо, арифметику, историю и элементы географии; важное место отводилось чтению рельефных карт, музыкальным занятиям и профессионально-ремесленной подготовке. Предусматривались также занятия по ориентировке на местности. В. Гаюи склонялся к идее создания учебных заведений для слепых двух типов. Первый тип такого учреждения был предназначен для слепых детей из состоятельной среды. Здесь в задачи входило «доставить возможность заниматься науками, литературой, искусством». Второй тип учебного заведения был рассчитан на «массовое» обучение слепых детей из бедных семей. Главной его задачей становилась подготовка к трудовой деятельности, с тем чтобы «доставить слепцам заработок». В целом прогрессивные педагогические взгляды В. Гаюи на возможность обучения и развития слепых оказали существенное влияние на весь последующий ход развития тифлопедагогики.

Этот факт вошел в историю тифлопедагогики как начало развития науки о методах обучения слепых, а в практике привел к открытию в большинстве стран Европы учебных заведений, которые ставили своей задачей обеспечить слепым воспитанникам приют, дать элементарное образование и привить трудовые навыки.

Первые училища (как учебные заведения) открываются почти одновременно в большинстве стран Европы: во Франции, в Париже, в Англии, в Ливерпуле, в Эдинбурге и Лондоне, в Германии, в Берлине, в Италии, в Неаполе, в Австро-Венгрии, в Вене, в Праге, в Голландии, в Амстердаме и т д. Несколько позднее открываются первые училища для слепых в США, в Бостоне. В 70-х годах XIX века, к концу рассматриваемого периода, в мире насчитывалось около 150 учебных заведений, крупнейшими из которых явились Национальный Парижский институт, Нормальный королевский колледж и Музыкальная академия в Лондоне.

9 стр., 4183 слов

Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической ...

... новых путей организации дошкольных учреждений, содержания и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори. Вопросы развития речи в педагогической системе М. Монтессори Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями ...

Открытие первых учебных заведений для слепых детей и дальнейшее их развитие происходит в период, когда в большинстве европейских стран к власти приходит прогрессивный для того времени класс буржуазии, побеждают прогрессивные идеи в области философии, педагогики. Все изменения в педагогике и практике обучения зрячих детей отразились на развитии практики обучения слепых детей, определили цели и содержание их обучения и воспитания.

Большинство тифлопедагогов первого периода разделяют и выражают передовые взгляды в определении задач обучения, места слепого в обществе. Своей деятельностью они стремятся помочь выпускнику школы слепых выйти на дорогу жизни, добиться равных прав со зрячими, борются за широкое образование слепых, считая, что слепота не является непреодолимым препятствием в получении образования. Ведущие тифлопедагоги Гаюи, Цейне, Клейн, и др. видели в трудовом и интеллектуальном образовании средства компенсации личности слепого и путь к независимости в обществе.

Согласно стремлениям известных педагогов, тифлопедагоги выступают за государственный характер учебных заведений для слепых, требуют от правительства принятия закона об обязательном обучении слепых. Уже при жизни В. Гаюи, А Цейне, И Клейна, С Гоу раздаются голоса критики в их адрес со стороны последователей и официальных лиц. Делаются попытки объяснить, что нужно понимать под «всесторонним развитием» личности слепого. Оно ограничилось привитием элементарных правил гигиены, ориентировки, скромности, способности переносить все лишения, которые уготовила судьба слепому человеку.

К концу XIX, началу XX века количество школ для слепых значительно возросло. Но больших успехов достигла и тифлопедагогика Германии. Здесь первое училище для слепых (Королевский Берлинский институт) было открыто в 1806 г. Идейными вдохновителями создания этого учебного заведения были В. Гаюи и первый директор училища Август Цейне (1778— 1853).

Одаренный тифлопедагог, которого в Германии называли «отцом слепых», А. Цейне был поборником широкого образования для людей с нарушениями зрения и стремился приблизить уровень обучения в Берлинском институте для слепых к уровню гимназической подготовки зрячих. Центральное место в образовании незрячих отводилось трудовому обучению как средству становления и развития личности; наряду с этим большое внимание уделялось естественным предметам и географии. Цейне, писал Ф. Цех, разработал «последовательный курс географии, в котором он постепенно переходил от изучения родины к изучению всего света». Увлечение географией привело А. Цейне к созданию методики обучения слепых этому предмету, методике работы с рельефными наглядными пособиями — географической картой и глобусом [7, С. 59].

Так же в этот период открываются школы слепых в слаборазвитых странах Европы: Испании, Португалии, на Балканском полуострове. Английская и американская буржуазия через свои миссии, желая прикрыть свою захватническую политику, открывает первые учебные заведения в колониях и полуколониях Китае, Индии, странах Северной Африки и Южной Америки.

4 стр., 1734 слов

Музыкальная культура ребенка как показатель его общего развития

... применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЕГО ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ 2.1 Анализ программного содержания ...

Конечно, открытие учебных заведений приютского типа в этих странах носило пропагандистский характер, оно не решало проблемы обучения слепых детей из народа, родители которых были лишены всех социальных и экономических прав. Но обучение слепых явилось важным условием, обеспечивающим развитии тифлопедагогики, отражавшей современные ей взгляды на слепого и вооружавшей учителя методами и приемами обучения и воспитания детей, лишенных зрения. Отсюда следует, что главной предпосылкой развития тифлопедагогики конца XIX века явились изменения социально-экономического характера, происшедшие в буржуазном обществе этого период.

Положительную роль в развитии тифлопедагогики второго периода сыграли достижения в смежных науках психологии, физиологии общей педагогике, офтальмологии. Изучение органов чувств человека, их места и роли в познавательной деятельности дало возможность пересмотреть основные положения методики обучения слепых, которая в первый период ее развития считала слух веющим в познавательной и учебной деятельности слепых.

Конец XIX века начало империалистических войн (франке — прусская война, война на Балканском полуострове, первая империалистическая война) Эти войны приводят к увеличению массы слепых, на которых буржуазное государство было вынуждено обратить внимание, не ограничиваясь только выдачей пенсии. Создаются учреждения по профессиональной подготовке военноослепших, выделяются средства на изучение проблем их «интеграции» и т д. Военнослепшие располагают большими социальными правами, чем слепые от рождения. В некоторых странах Англии, Франции, США военноослепшим удается привлечь внимание широкой общественности не только к себе, но и к бедственному положению многих школ слепых. Некоторые из этих школ начинают опекаться организациями военноослепших. Тифлопедагогика в конце 70-х гг XIX века создает свою теорию, определяет специфические задачи, содержание и принципы обучения детей с дефектами зрения.

Происходит дифференциация дефектологической науки. Открываются лечебные заведения для слабовидящих слепоглухонемых, слабоумных слепых детей. Делается попытка разработать методики и принципы обучения этих групп детей с нарушением зрения.

1.3 Физическое развитие детей с нарушением зрения

Развитие физических качеств осуществляется на протяжении дошкольного детства, о чем свидетельствуют показатели физического развития детей и уровень их физической подготовленности. В.С. Фарвель отмечает, в дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.

В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, следовательно, и интерес к нему [53].

А.П. Лаптев утверждает, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей. Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [21].

5 стр., 2440 слов

Известно что у многих детей с задержкой психического развития ...

... физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ... нарушений у детей с ЗПР. II глава Коррекция моторно-двигательных нарушений у детей с ЗПР 2.1. физическое воспитание детей с ЗПР Физическое развитие и физическое воспитание тесно ...

По мнению Г.М. Юрко, физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах тестирования уровня физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является основанием тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков [58].

Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышает естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двигательных возможностей дошкольников необходимо учитывать тип их конституции. Согласно исследованиям О.А. Соломенниковой, у дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. О.А. Соломенникова замечает, что изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра [49].

В.Н. Шебенко отмечает, что средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370; мальчиков 6 лет – 2500, девочек – 2210; мальчиков 7 лет – 3275, девочек – 3040 [57].

Рассматривая формирование физических качеств, Н.А. Ноткина обращает внимание на то, что есть ряд движений, темпы овладения которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами, по мнению автора, могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков).

Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравится подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде [32].

По мнению Н.А. Ноткиной, содержательная сторона двигательной деятельности и развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста имеет свою специфику. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом [32].

Ряд авторов (Н.Н. Бойнович, Л.И. Казьмина, Н.А. Ноткина,) отмечают, что дети старшего дошкольного возраста могут усваивать только информацию, данную в медленном темпе (с интервалами в 5 с.), теряют около 60 % информации, подаваемой быстрее (с интервалами в 2 с.).

У медлительных детей плохо развита координация движений, на нагрузки в условиях дефицита времени они реагируют учащением сердцебиения и дыхания, эмоциональной напряженностью. Данные дети составляют основной контингент отстающих при переходе к школьному обучению. У них более низкий (на 20–30 %) темп движений, затруднены переключения движений по скорости, направлению, форме, отмечается замедленный темп обучаемости двигательным навыкам. При их обучении следует избегать сложных двигательных программ, трудного выбора в короткий промежуток времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений [32].

Скорость одиночных движений, по мнению С.А. Глалкина, различна для различных мышечных групп в разном возрасте. С 6–7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4–5 лет больше скорость одиночных движений плеча и бедра, а с 6–7 лет нарастает скорость движений пальцев. Согласно работам С.А. Галкина, Ю.Ф. Курамшина, М.Д. Маханевой, абсолютная мышечная сила в дошкольном возрасте нарастает умеренно, что связано с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. Относительная мышечная сила у дошкольников почти не изменяется, так как её прирост не превышает прироста массы тела. Относительная сила ребёнка начинает увеличиваться только к 6–7 годам, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса [10].

Ю.Ф. Курамшин утверждает, что у детей дошкольного возраста сила мышц туловища больше, чем мышц конечностей. За период от 4 до 7 лет сила различных мышц увеличивается примерно в 1,5–2 раза.

Повышенный мышечный тонус и превышение силы мышц–сгибателей над разгибателями затрудняют у дошкольников сохранение выпрямленных поз. Им трудно долго сидеть с прямой спиной, сохранять вертикальную позу, стоя дольше 2–ух минут. В 6–7 лет наибольшую силу имеют мышцы сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. Мала сила мышц позвоночника. Автор отмечает, что отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при систематическом положении ребенка в неправильных позах. Слабость мышц стопы при больших отягощениях приводит к развитию плоскостопия. Указанные особенности мышечной системы на ранних стадиях развития требуют специального внимания при организации занятий физическими упражнениями с детьми [10].

В.А. Луговая приходит к выводу, что среди особенностей развития силы у старших дошкольников выделяются:

слабость мышц;

  • недостаточная регуляция мышц нервной системой;

преобладание тонуса мышц сгибателей над мышцами разгибателями [25] В.С. Фарвель определяет, что некоторое увеличение прироста скоростно-силовых способностей (в прыжках в высоту, длину, в дальности бросков и пр.) наблюдается в 7 лет.

Средние результаты в прыжке в длину с места в 4 года – 47 см, в 7 лет – 116 см; в прыжке в высоту в 4 года – 14 см, в 7 лет – 26 см. В возрасте 6-7 лет значительно увеличивается выносливость к аэробной работе, но не растет выносливость к анаэробной работе.

Статическая выносливость при поддержании статических поз и при выполнении статической работы (в висах, упорах) невелика.

Статические усилия не рекомендуются дошкольникам, так как вызывают у них неблагоприятные реакции сердечнососудистой системы, сопровождаются сильно выраженным феноменом статических усилий (после рабочих усилений дыхания и сердцебиения) и требуют длительного восстановления [53].

Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Нарушение зрения затрудняет развитие физических качеств, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Изучив тифлологическую литературу, нами была изучена клинико- психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Нами было выяснено, что к детям с нарушениями зрения относятся: слепые, слабовидящие дети и дети с косоглазием и амблиопией.

В ходе работы мы рассмотрели каждую подгруппу детей. Рассмотрев особенности психического развития детей с нарушениями зрения, мы выяснили, что у воспитанников наблюдается: неполнота, неточность, фрагментарность зрительного восприятия; обыденность представлений и образов предметов, замедление хода развития всех познавательных процессов; нарушение двигательной сферы и эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, замкнутости, проявлении беспомощности в различных видах деятельности. Следовательно, дети с нарушениями зрения имеют особенности развития физических качеств. Специфика физических качеств отличается в следующем, дети с нарушениями зрения отстают по основным показателям и уровню развития физических качеств от сверстников. У дошкольников наблюдается нечеткая координация движений, снижение быстроты, ловкости, ритмичности, точности, равновесия и силы. Таким образом, идет отставание в развитии всех физических качеств ребенка. Изучив ФГОС, и исходя из вышесказанного, характеристика особенностей физических качеств детей указывает на необходимость создания коррекцонно-педагогической среды.

Мы выяснили что, задачи коррекции в двигательной сфере направлены на развитие физических качеств, физическое развитие ребенка в целом, укрепление его здоровья, своевременное развитие движений.

Таким образом, из вышесказанного следует, что необходимость специальной индивидуальной работы по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста важна.

ГЛАВА II

ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

2.1 Методика изучения состояния физических качеств детей с нарушение зрения

Исследование проводилась на базе Муниципального детского образовательного учреждения «Ромашка» поселок Первомайский, Агаповский район. Детский сад обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа направлена на создание условий развития ребенка открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В исследовании принимали 6 воспитанников старшей группы с нарушением зрения (4 мальчика и 2 девочке).

В возрасте 5-6 лет.

Список участников исследования с описанием состояния зрения представлен в приложении 1.

Для выявления уровня физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения было использовано 4 методики (общие показатели физической готовности указаны в приложении 2.

Рассмотрим особенности организации и проведение каждой диагностической методики.

  1. Бег на дистанции 30 метров.

Цель: определения уровня сформированности быстроты.

Предварительная работа

Методика обследования. Детям предлагается добежать до яркой стойки как можно быстрее: «Представьте, что вы самое быстрое животное». Затем инструктор с протоколом и секундомером занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Инструктор вызывает на старт по два человека. На старте дети принимают удобную позу, затем воспитатель, стоя рядом с детьми, подаёт команды: «Внимание!» и поднимает флажок, «Марш» и одновременно опускает флажок. Инструктор включает секундомер с началом движения ребёнка на старте и останавливает его после пересечения линии финиша. Дети, которые пробежали, возвращаются назад шагом.

Количественный показатель быстроты: время бега в секундах., Качественные показатели бега:

а) небольшой наклон туловища, голова прямо;

  • б) руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка отпускаясь, затем вперёд – внутрь;
  • в) быстрый вынос бедра маховой ноги;

— г) ритмичность и прямолинейность бега.

Высокий уровень – соответствие всем показателям., Средний уровень – соответствие трём показателям., Низкий уровень – соответствие двум показателям.

2. Удержание равновесия на одной ноге., Цель – оценка функции равновесия. Предварительная работа. Готовится секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает детям игровое задание: изобразить «цаплю». Исходное положение: стоя на одной ноге, другую ногу согнуть, приставить стопой к колену и отвести под углом 90 градусов. Затем инструктор предупреждает, что если кто-нибудь сойдёт с места, то выходит из игры.

Количественный показатель: время в секундах, затраченное на выполнение задания., Качественные показатели:

1) Туловище держит прямо, смотрит вперёд.

2) Руки на поясе.

3) Нога согнута в колене под углом 90 градусов, отведена в сторону и приставлена стопой к колену.

Высокий уровень – соответствие всем показателям., Средний уровень – соответствие трём показателям., Низкий уровень – соответствие двум показателям.

3. Бросок набивного мяча.

Цель – определение уровня сформированности скоростно-силовых качеств. Предварительная работа. В физкультурном зале делается разметка от линии вдоль мата (через 50 см на дистанции 5 м).

Готовятся 3 набивных мяча весом 1 кг.

Методика обследования. Ребёнок подходит к контрольной линии, начерченной на полу. Инструктор предлагает бросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из положения: ноги врозь, набивной мяч отведён за голову как можно дальше. Ребёнок совершает 3 броска. Лучший результат отмечается в протоколе.

Количественный показатель: дальность броска в см., Качественные показатели бросания набивного мяча:

1) Исходное положение:

  • а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч;
  • б) прямые руки держат мяч за головой.

2) Замах:

а) отведение рук с мячом как можно дальше.

3) Бросок:

  • а) резким движением рук бросить мяч вдаль;
  • б) сохранять заданное направление полёта предмета.

    Высокий уровень – соответствие всем показателям., Средний уровень – соответствие трём показателям., Низкий уровень – соответствие двум показателям.

    4.

Гибкость.

Цель – определение уровня сформированности гибкости. Предварительная работа. В физкультурном зале готовятся гимнастическая скамейка, сантиметровая лента, флажок.

Методика обследования. Инструктор предлагает ребёнку встать на гимнастическую скамейку так, чтобы носки ног касались её края, и, не сгибая колени, попытаться взять флажок. Во время выполнения упражнения инструктор измеряет глубину наклона от края скамейки до среднего пальца опущенных рук. Делается 2 попытки.

Количественный показатель: величина наклона в см., если она ниже нулевой отметки, то оценивается со знаком «+», если выше – со знаком «-«.

Качественные показатели:

1) Исходное положение: ноги на расстоянии 8-10 см, руки опущены.

2) Наклон: наклон туловища вперёд, ноги не согнуты, руки и пальцы выпрямлены.

Высокий уровень – соответствие всем показателям., Средний уровень – соответствие трём показателям., Низкий уровень – соответствие двум показателям.

Анализ результатов по методике 1 (бег на дистанцию 30 метров) показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют низкий уровень быстроты (количественные показатели быстроты представлены в приложении 3).

Показатели бега не соответствуют всем критериям. У троих ребят (Тимофей, Маша, Андрей) низкий уровень быстроты при беге наблюдается большое мышечное напряжение, движение рук и ног не согласованны, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, голова опущена вниз, из-за нарушения равновесия он вынужден останавливаться при беге, при этом теряется направление и устойчивость. Например, бег напоминает «извилистую» дорожку, бег не прямолинеен, что свидетельствует о нарушении координации движения. У двоих ребят (Сергей, Аня) наблюдается средний уровень быстроты по данной методике. Туловище и голова, при выполнении бега на дистанцию 30 метров, слишком наклонена вниз. Из-за нарушения зрения снижен контроль за движениями, зрительные образы нечетки. Высокие показатели по формированию физического качества быстроты обнаруживается только у Тани. У нее наблюдается небольшой наклон туловища, голова прямо, руки полусогнуты, энергично двигаются, быстрый вынос бедра маховой ноги и прямолинейность, ритмичность бега. Общие результаты по данной методике представлены в рисунке 1.

Рис. 1. Распределение детей по уровням развития быстроты «бег на дистанцию 30 метров»

Результат второй методики (удержание равновесия на одной ноге) показал, что высокий уровень имеют 30 % детей (Аня, Таня) старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Качественные и количественные показатели находятся на высоком уровне (количественные показатели методики представлены в приложении 2).

Средний уровень имеют 50 % детей (Сергей, Андрей, Маша) с нарушениями зрения. При выполнении упражнения у детей обнаруживается неустойчивость в сохранении правильного положения туловища, наклон головы, руки расположены вдоль тела. У 20 % (Тимофей) наблюдается низкий уровень сформированности функции равновесия: неустойчивость в сохранении правильного положения туловища, наблюдаются боковые раскачивания, наклон туловища вперед или в стороны, наклон головы вниз. Общие результаты по данной методике представлены в рисунке 2.

Рис. 2. Распределение детей по уровням развития равновесия «удержание равновесия на одной ноге»

В отличие от второй методики, третья методика (бросок набивного мяча) показала, что 50 % детей (Сергей, Аня, Андрей) старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют средний уровень сформированности скоростно-силовых качеств по данной методике, (количественные показатели представлены в приложении 3).

Ребята долго устанавливают ноги в нужное положение под контролем зрения, несколько раз меняют положение рук, следят взглядом за бросающей рукой, полет мяча к цели взглядом не сопровождают, поэтому фиксация действий взором и процесс метания не совпадают во времени. У 30 % детей (Тимофей и Маша) с нарушениями зрения выявлен высокий уровень сформированности скоростно-силовых качеств по данной методике. Дети выполняли правильно и с большим удовольствием данное упражнение. Низкие показатели скоростно-силовых качеств по данной методике выявлены у 20 % (Таня), т.к. первоначально нарушено исходное положение, руки согнуты в локтях при держании мяча за головой. Отведение рук с мячом как можно дальше затруднено, так же не сохранено заданное направление полета предмета. Общие результаты по данной методике представлены в рисунке 3.

Рис. 3. Распределение детей по уровням развития скоростно-силовых качеств «бросок набивного мяча»

Четвертая методика (наклон туловища вперед на гимнастической скамейке) показала, что высокий уровень сформированности гибкости 40% имеют лишь 30 % детей (Таня, Андрей), (количественные показатели методики представлены в приложении 3).

Дети без труда выполнили данное упражнение. Средний уровень имеют 20 %. В процессе выполнения упражнения дети не могли решить основную двигательную задачу – сохранение равновесия тела при наклоне, качество выполнения снизилось. Низкий уровень имеют 50 % детей (Тимофей, Аня, Маша) старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Материалы наблюдений и анализа показывают, что для детей характерны: большая напряженность ног, ноги согнуты в коленях, руки и пальцы слега согнуты, что снижает количественные показатели сформированности гибкости. Общие результаты по данной методике представлены в рисунке 4.

Рис. 4. Распределение детей по уровням развития гибкости «наклон туловища вперед на гимнастической скамейке»

Обобщенные результаты по всем методикам представлены в таблице 1

Таблица 1

Общие результаты изучения физических качеств детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Методика

Уровень развития физической подготовленности

высокий

средний

низкий

Бег на дистанцию 30 м.

1

2

3

Удержания равновесия на одной ноге

2

3

1

Бросок набивного мяча

1

3

2

Гибкость

2

1

3

Распределения детей по уровням развития физических качеств наглядно показано на рисунке 7.

Рис.7. Распределения детей по уровням развития физических качеств

Из рисунка видно, что всего 20 % детей имеют высокий уровень развития физических качеств. Большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют средний и низкий уровни физических качеств. К среднему уровню относятся 40 % детей. И (50 %) детей имеет низкий уровень развития физических качеств. Это свидетельствует о том, что дети с нарушениями зрения отстают по основным показателям и уровню физических качеств от своих сверстников, не имеющих нарушений зрения.

Причинами отставания у детей являются: снижение двигательной активности из-за сложности зрительно-двигательной ориентации, недостаточная двигательная подготовленность.

Таким образом, анализ результатов по приведенным методикам показал, что большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеют средний и низкий уровни физических качеств.

2.2 Реализация работы по развитию физических качеств детей с нарушением зрения

Анализ теоретических источников и результатов констатирующего эксперимента подтвердил необходимость организации специальной коррекционной работы по развитию физических качеств. В рамках нашей коррекционной работы, прежде всего, было необходимо:

1. Определить направление коррекционной работы.

2. Осуществить индивидуализацию коррекционной работы по развитию физических качеств., Коррекционная работа по развитию физических качеств осуществлялась по нескольким направлениям:

  • занятия по физическому воспитанию (занятия, соответствующие сетке занятий в дошкольной образовательной организации);

различные виды коррекционных гимнастик;

  • спортивные праздники и развлечения; – подвижные игры на прогулке.

Все организационные формы физической культуры имеют коррекционную направленность, предполагающую создание условий для исправления или ослабления недостатков психофизического развития детей, стимулирование компенсаторных процессов развития детей средствами физической культуры, охрану зрения и формирование положительных двигательных качеств.

Индивидуальные пропедевтические занятия проводились с детьми 1 раз в неделю. С детьми, имеющими более серьезную патологию зрения, индивидуальные занятия проводились 2 раза в неделю. С ними осуществлялась дополнительная работа, которая включала в себя подготовку к спортивных праздникам, подгрупповым занятиям, по необходимости перед какими-либо мероприятиями, при изучении новых движений. На занятиях эффективно применялись различные средства наглядной информации (шарнирные, плоскостные и объемные куклы).

Размер кукол определялся в соответствии со зрительными возможностями ребенка (от 400 до 1000 мм).

Куклы применялись для формирования основных движений: создания представлений о движении, развитии зрительного восприятия, создания образа движений, прослеживанию выполняемых действий на кукле самим ребенком или педагогом.

Групповые занятия по физическому воспитанию проводились 3 раза в неделю в соответствии с сеткой занятий. Одно занятие на улице и два в спортивном зале. Один раз в неделю организовывались спортивные праздники. Коррекционные гимнастики для развития зрительных функций, для развития мелкой моторики проводились в течение дня, ежедневно. На прогулках детям предлагались различные подвижные игры и упражнения для развития физических качеств (ловкость, выносливость, сила, равновесие и др.).

Для того чтобы реализовать коррекционную работу, нами были разработаны индивидуальные рекомендации для инструктора по физической культуре, воспитателей и тифлопедагога по развитию физических качеств каждого ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Данные рекомендации составлялись по следующей схеме, разработанной нами:

зрительный диагноз;