Общеобразовательная школа города аши челябинской области с профессиональным

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что она обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей дошкольного возраста. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломенский, А.В.Запорожец и др. На наш взгляд именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение дошкольника в конфликте.

Цель работы: поиск оптимальных форм и методов педагогического воздействия на детей дошкольного возраста для формирования бесконфликтного взаимодействия

Объект работы – дети дошкольного возраста.

Предмет — конфликтное поведение

Исходя из актуальности, цели, предмета и объекта исследования нами определены следующие задачи:

1.Исследовать теоретический материал на предмет поиска способов управления поведением детей дошкольного возраста (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности)

2. Формирование педагогической копилки форм и методов развития навыков бесконфликтного взаимодействия (разрешение конфликтных ситуаций), освоение разнообразных форм общения дошкольников со сверстниками.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1.1 Понятие конфликта, его психологическая характеристика и

причины возникновения

Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение».

Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Это слово применяется в психологии в качестве научного термина. Данный термин встречается при разработке проблем психологии личности, медицинской, социальной психологии, психотерапии, педагогике и политологии. Многие психологи пытались дать классификацию межличностных отношений и выделить основные их параметры:

В.Н. Мясищев выделял личностные эмоциональные отношения

Я.Л. Коломенский говорит о двух типах отношений – деловых и личных, основанных на чувстве симпатии или неприязни.

А.А. Бодалев большое значение придает оценочным отношениям.

А.В. Петровский выделяет особые формы отношений – референтные и феномен ДГЭИ Признаками конфликта являются:

14 стр., 6825 слов

Воспитание ребенка дошкольного возраста в семье

... и ребенка. Объект исследования – ребенок дошкольного возраста. Предмет исследования – воспитание ребенка дошкольного возраста в семье. Гипотеза: проблема семейного воспитания как наиболее важный компонент в развитии и формировании детей дошкольного возраста. ... своей деятельности и в работе других и в то же время выделять образцы для подражания [3, с.119] Дошкольный возраст, как отмечает А.А. Крылов, ...

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной
  • неделимость объекта конфликта
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей

Конфликты различают и по их значению для группы людей, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям.

Семь основных причин возникновения конфликтов:

1. разрушение игры;

2. по поводу выбора общей темы игры;

3. по поводу состава участников игры;

4. из-за ролей;

5. из-за игрушек;

6. по поводу сюжета игры;

7. по поводу правильности игровых действий.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. Основными субъективными причинами являются субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии и т.д.

Основными личностными причинами конфликтов, по мнению А.И. Шепилова, являются: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация – скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников, включающее либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний. Конфликтная ситуация, как правило, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности. Конфликтная ситуация создается как объективно, вне желания людей, в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за преднамеренных устремлений противостоящих сторон.

Для возникновения конфликта необходим инцидент – это практические конфликтные действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия или когда одна из сторон начинает ущемлять другую и провоцирует на столкновение. Если противоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный. Сигналами конфликта служат: кризис отношений, напряжение при общении, общий дискомфорт.

Таким образом, изучив понятие конфликта, причины его возникновения, можно сделать вывод, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Рассмотрим подробнее специфику детских конфликтов в дошкольном возрасте.

1.2 Особенности детских конфликтов в дошкольном возрасте

22 стр., 10687 слов

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр ...

... свою роль в обогащении ролевых игр современных дошкольников. Поэтому перед нами встала проблема значения роли воспитателя в обогащении сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Объект исследования : процесс обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего ...

В дошкольном возрасте основой деятельности является сюжетноролевая игра, а общение становится ее частью и условием. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, потому что именно здесь складываются и проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируя умение общаться в коллективе сверстников. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях сверстников и ребѐнка. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре. Причиной может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контакта с ровесниками.

Конфликт между ребенком и сверстниками принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумением поделиться, уступить и т.п.).

Аналогичный конфликт со сверстниками возникает в том случае, когда ребенок, владея навыками игры и положительными личностными качествами, не может реализовать их из-за излишней двигательной активности или, напротив, замедленности действий ребенка.

Острый конфликт со сверстниками наблюдается тогда, когда, владея игровыми навыками, а также способами сотрудничества, ребенок реализует эти умения лишь частично, постоянно отставая в своих действиях от сверстников.

Анализ случаев психологического конфликта между ребенком и сверстниками позволяет нам обнаружить, что причиной его может быть не только несформированность операций, но и какие-то искажения в мотивах игры.

Таким образом, конфликт в мотивах игры в неменьшей степени тормозит развитие личности ребенка, чем рассогласование в операциях игры. По результатам работ многих авторов мы можем смело говорить о том, что если потребность ребенка в общении или в совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, она ничем не компенсируется в дошкольном возрасте, вызывая у ребенка тяжелые переживания и состояние крайнего эмоционального неблагополучия.

1.3 Создание условий для развития навыков бесконфликтного

поведения детей

Существует три основных стиля общения дошкольников:

1. Авторитарный стиль – жесткий стиль, предполагающий выставление взрослыми требований неукоснительного подчинения, подавления инициативы, и как следствие, наказания за непослушание. Результатом подобного воспитания могут стать такие качества ребенка: боязнь новых обстоятельств, различные страхи в дальнейшей жизни, тревожность, беспомощность, выжидание принятия решений кем-то другим.

2. Либеральный – присуща вседозволенность, уступчивость, чрезмерная изнеженность, отсутствие жизненных ориентиров. Выражено малоинициативное общение

3.Демократический: на первом плане выступает доброжелательность в общении, обоюдная поддержка, опора, совместное равное участие в различной деятельности. В основном в повседневной жизни не встречается ни один стиль общения в чистом виде, обычно это смешивание двух стилей.

5 стр., 2094 слов

«Игра, как средство коррекции аутистического поведения детей»

... зарубежных авторов, методов игровой терапии, как средства коррекции аутистического поведения детей. I Детский аутизм – распространенное нарушение психического развития ребенка. Установлено, что этот синдром встречается ... Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно-ролевой игры: ребенок оказывается совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила игры, распределить роли ...

Навык бесконфликтного поведения – это хорошо усвоенный и автоматизированный способ действия в конкретной ситуации. Проблемой формирования бесконфликтного поведения занимались А.В. Запорожец, Т.Е. Сухарев, А.А. Рояк, Р.В. Овчарова, А.Н. Леонтьев. По мнению этих авторов, существует много форм развития навыков разрешения конфликта в дошкольном возрасте и первое место среди них занимает игра.

Игра является одной из эффективных форм работы педагога, помогающей предупредить конфликты между детьми.

Игра позволяет ребѐнку проигрывать жизненные ситуации и различные варианты поведения в процессе конфликта, это помогает эмоционально отстранѐнно взглянуть на негативную ситуацию общения.В процессе игровой деятельности формируются навыки по разрешению конфликта; происходит перестройка поведения – оно становится произвольным, играя, ребѐнок выполняет одновременно две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой – контролирует свое поведение. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений становятся через игровой тренинг источником развития поведения самого ребѐнка. Если дошкольник принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимодействие дошкольников на равных.

В педагогической деятельности при профилактике конфликтов дошкольников используются различные методы, приемы и средства.

Одним из этих направлений является развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

Во-первых -умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску решений в сложных и конфликтных ситуациях, обучение умению брать на себя ответственность.

Во-вторых — научить ребѐнка вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения.

Также в качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций используются:

  • а)сюжетно — ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
  • б)имитационные игры (имитирующие в » чистом виде » какой — либо » человеческий «процесс);
  • в)интерактивные игры (игры на взаимодействие);
  • г)социально — поведенческие тренинги;
  • д) обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
  • е) психогимнастика;
  • ж) чтение и обсуждение художественных произведений;
  • з) дискуссии.

Вывод по главе I

Мы пришли к тому, что создавая условия для развития навыков бесконфликтного поведения, педагог должен помнить, что профилактика конфликтов эффективнее всего проводится в детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, при этом прилагая усилия для достижения общего результата. Именно тому, что ребѐнок осваивает и открывает для себя что-то новое с помощью игр и различных конфликтных ситуаций и выхода из них — это служит благоприятному развитию для дошкольника.

3 стр., 1368 слов

Правила поведения в условиях конфликта

... в конфликт сторон, выделение возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирова­ния конфликта. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в ... структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликт­ную ситуацию ... Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к ... т на себя инициативу конфликтных действий. Реализация, развитие конфликта. Для ...

ГЛАВА II.ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ РАЗВИТИИ НАВЫКОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявление уровня конфликтного поведения у детей дошкольного возраста

Для того чтобы определить уровень конфликтного поведения у детей, на практике можно использовать следующие методы:

1. Методика «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова).

2. Методика «Картинки» (Калинина Р.Р).

В методике «Наблюдение в игре» (А.И. Анжарова) проявление конфликтного поведения оценивается по следующим критериям:

  • причины возникновения конфликтов;
  • особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
  • острота конфликтов;
  • способы разрешения конфликтных ситуаций.

Основными причинами конфликтов является:

  • разрушение игры
  • по поводу выбора общей темы игры
  • по поводу состава участников игры
  • по поводу выбора ролей
  • по поводу выбора игрушек
  • по поводу сюжета игры
  • по поводу нарушения правил игры

Наиболее часто конфликты возникают по поводу нарушения правил игры и распределения ролей. Все дети проявляют себя по-разному: одни активно вмешиваются и стараются взять на себя главные роли, остальные вынуждены брать на себя второстепенные.

Стоит отметить, что в общем дошкольники используют два способа разрешения конфликта: конструктивный и деструктивный. Основным преобладающим является деструктивный способ (применение физической силы или разрушение игры).

Конструктивный же способ детьми дошкольного возраста используется реже.

Следующей целью методики «Картинки» (Калинина Р.Р) является: изучить отношения ребѐнка к конфликтной ситуации.

Всем детям раздаются картинки, на которых изображены следующие конфликтные ситуации:

·Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

  • Мальчик сломал у другого мальчика его машинку.
  • Девочка взяла без спроса игрушку у мальчика.
  • Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Задача дошкольников заключается в том, чтобы понять изображѐнный на картинке конфликт между детьми и рассказать, какие бы были его действия на месте обиженного персонажа.

В качестве оценивания, применяются способы реагирования ребѐнка на конфликтную ситуацию:

  • избегание конфликтной ситуации;
  • агрессивное решение конфликтной ситуации;
  • вербальная реакция на конфликтную ситуацию;
  • продуктивный способ решения конфликтной ситуации.

Наиболее характерными для дошкольников являются ответы по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию:

  • Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всѐ расскажу маме).

  • Агрессивное решение (тоже стукну, всѐ у него отберу и сломаю, заставлю чинить).

  • Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать).

  • Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею;
  • поиграю с ними потом;
  • покажу, как надо правильно играть).
    14 стр., 6787 слов

    Особенности воспитания детей игрой

    ... воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в ... избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном ... в специальных созданных частных дорогих школах. Дети рабочих и бедноты получали минимум знаний, которые необходимо знать для работы на производстве. Воспитание ...

2.2Развитие навыков бесконфликтного поведения дошкольников

в игровой деятельности

План организации бесконфликтного общения детей дошкольного

возраста:

1.Обеспечить в группе достаточное количество одинаковых или

подобных игрушек;

2. Научить детей делиться игрушками, играть по очереди,

обмениваться;

3. Помогать ребятам распределять роли, задействовать всех

желающих. При распределении ролей использовать считалки во

избежание конфликта;

4. При разрушении игры одним из детей, постараться переключить