Стратегии и тактики поведения в конфликте

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта (%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации..

92%

Фаза подъема

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46%

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5%

Фаза спада

Около 20%

1.2 Причины и функции конфликтов

Причины, которые приводят к конфликту, различаются, как и сами конфликты. Необходимо найти непредвзятые причины и их влияние на индивидов.

Объективные причины в условно разделяют на некоторые укрупненные группы:

Факторы отношений (различное социальное и культурное образование);

  • Поведенческие факторы (превышение вербального и невербального давления, нарушение безопасности и т.д.);
  • Информация (наличие неполной, неточной информации, дезинформация, слухи, сплетни, специально или случайно сокрытая информация);
  • Ценностные характеристики (убеждения, верования, модели поведения и т.д.);

Инструментальные характеристики (отсутствие инструментов разрешения конфликтов и т.д.)

По функциям конфликт бывает как позитивным, так и негативным. К негативным относятся:

Разгром, обособленность или усмирение субъекта конфликта;

  • Ухудшение отношений субъектов, не постоянное лишение стабильности;

Лишение материальных и духовных сил, жизненных ресурсов общественных субъектов.

В число позитивных входят:

Конфликт отражает объективные процессы, которые происходят в разных межличностных взаимоотношениях;

  • Конфликт является важным источником личностного развития, группы, межличностных отношений;
  • Конфликт является сигналом переменам (необходимо выявить поля напряжения, неблагополучия, рассогласование целей, интересов и т.д.);

Конфликт стимулирует общественные процессы, которые способствуют общественному развитию.

2.1 Принуждение (борьба, соперничество)

Выбирающий такую стратегию поведения, считает свои интересы преобладающими над интересами оппонента, также, можно заметить, что они его ни как не интересуют. Выбор принудительной стратегии в итоге может привести к решению — борьба или взаимоотношения.

Если личность предпочитает бороться, то ее поведение носит деструктивный характер. Тогда зачастую применяют власть, юридическое вмешательство, знакомых, авторитет и т.д. Такая модель продуктивна лишь в двух условиях. Первое: защите собственных интересов от агрессии со стороны конфликтующей личности. К примеру, трудно контролируемая конфликтная личность зачастую не хочет выполнять неинтересные для нее задания и хочет переложить свои обязанности на других. Второй: при угрозе уничтожения организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация — кто кого пересилит. Особенно часто с ней можно столкнуться при реформировании предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер, и в таких случаях человек, стоящий за интересы этих подразделений, должен занимать жесткую позицию.

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что данную манеру поведения можно применить в случаях:

отсутствие альтернативного решения и нечего терять;

  • находитесь в точке бифуркации, требуемой быстрой реакции;
  • нельзя показывать ведомым за собой людям, что находитесь в сложной ситуации, поскольку они возлагают на вас надежды;
  • личность является авторитетом в области принятия решения, и считает, что предлагаемое решение является оптимальным;
  • требуется принять нестандартное решение, необходимо действовать и личность обладает для этого полномочиями.

итог имеет решающую роль, на него делается большая ставка;

  • решение следует принять быстро и личность обладает достаточными полномочиями;

2.2 Уход

Для данной стратегии характерно желание не нарываться на конфликт. Она отличается низкой направленностью, как на собственные интересы, так и на интересы оппонента и является взаимной, по другому это является взаимной уступкой.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

— предмет спора наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

При первом условии конфликт может быть исчерпан, а при втором, он может иметь рецидив.

Поэтому, данную стратегию можно применять, если:

исход не имеет большого значения, поэтому на него не следует тратить ресурсы;

  • у личности трудный день, а решение данного вопроса приведет к дополнительным проблемам;
  • предельный накал ситуации, требуется ее быстрее разрядить;
  • стремление выиграть время, для поиска информации или заручиться чьей — то поддержкой;
  • мало времени для урегулирования вопроса или для ее решения требуемым для индивида способом;
  • отсутствие желания и возможности для решения конфликта в свою пользу;
  • индивид чувствует, что другие сильнее его.

Межличностные взаимодействия в данном случае не несут серьезных перемен.

2.3 Уступка

Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих — достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.

Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения.

При анализе данной стратегии, следует сказать, что:

стратегия носит следы бескомпромиссного противостояния в достижении цели. Уступка является своеобразным шагом к достижению целей;

— данная стратегия быть решающей для индивида, учитывая его личностно-психологические характеристики. В первую очередь, это характерно для конфликтной личности «бесконфликтного» типа. На этой основе стратегия уступок может привести конструктивный конфликт к деструктивной направленности.

уступка может привести к неадекватному анализу предмета конфликта (снижение его ценности для себя).

Тогда принятая стратегия станет самообманом и не сможет помочь в решении вопроса;

выражаясь другим языком, данный стиль следует использовать в случаях:

  • вы хотите сохранить мир и добрые взаимоотношения;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;
  • у вас недостаточно власти или мало шансов на победу;
  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям;
  • важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы.

Важно знать, что стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

2.4 Компромисс

Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки.

Стратегия компромисса способствует позитивному развитию межличностных отношений. Анализируя данную стратегию важно помнить следующие моменты:

  • компромисс нельзя рассматривать как способ решения конфликта. Взаимная уступка — это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;
  • компромисс может и исчерпывать конфликт.

Возможно такое при изменении обстоятельств, которые вызвали напряженность. К примеру, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Спустя пару месяцев данную должность сократили, и конфликт был исчерпан;

  • Существует активная и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется при принятии каких-либо обязательств, при заключении четких договоров и т.д. Под пассивным компромиссом понимают отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или других условиях. Проще говоря, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Отсутствие своеобразных «сражений» в приведенном примере дало возможность сотрудникам не разрушить их отношения;
  • Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основании неадекватных образов конфликтной ситуации.

Данная стратегия используется, когда:

сила власти у сторон одинаковая, а интересы исключающие друг друга;

  • вам хочется быстро разрешить все, потому что у вас нет свободного времени;
  • вам не нужно сверхточное решение;
  • кратковременная выгода — это то, что необходимо;
  • другие подходы не дали результатов;
  • компромисс позволит сохранить отношения, и вы выбираете получить хоть что-то, чем все потерять.

По моему мнению, у понятия компромисс есть близкое по значению слово — консенсус. Их сближает то, что они оба отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия, поэтому при анализе и обсуждении стратегии компромисса важно знать такие опоры, как социальные правила и механизмы достижения консенсуса.

2.5 Сотрудничество

Личность, которая пользуется данной стратегией, на равно высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа этой стратегии — баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.

Важное место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет особое значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно и говорить. В данном случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество может быть в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Данный стиль используют, когда:

для сторон важен исход спора, значит никто не собирается уступить;

  • ваши взаимоотношения прочные и длительные;
  • в запасе есть время на решение проблемы;
  • вам известны пожелания оппонента относительно данной проблемы;
  • стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга;
  • стороны предпочитают на одинаковых условиях решать решение проблемы.

В стратегию сотрудничества включаются все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), играющие лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.

Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий, показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблему.

1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ, 2007

2. Винокуров Л.В. Организационная психология — СПб.: Питер, 2001

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 1995.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебник для вузов. М.: Гардарики, 1999.

6. Руденко А.М. Управленческая психология / А.М.Руденко — Ростов н/Д: Феникс, 2010

7. Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие.— М.: Харвест, 2003.

Понятие, специфика, причины супружеского конфликта. Способы поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс, игнорирование), и стратегии его разрешения. Анализ гендерных различий способов поведения в конфликте, особенностей эмоциональной сферы супругов.

курсовая работа