Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта

Актуальность

нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирование экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению [ 28; 12].

Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой. Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи [26; 22]. Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Она предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста

Несмотря на то, что существует множество программ экологической направленности таких, как комплексная программа «Детство» парциальных «Мы», «Наш дом — природа», «Юный эколог» и др., практическая реализация данных программ в ДОУ продолжает оставаться проблемной.

В современных исследованиях, связанных с проблемами повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Педагогические условия – это результат целенаправленного отбора и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. В работах Л.А. Каменевой, Н.Н. Кондратьевой и других психолого-педагогические условия экологического воспитания и развития ребенка представляются как совокупность возможностей образовательной и материальнопространственной среды, основной функцией которых является организация таких мер педагогического воздействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик экологического обучения, воспитания и развития ребенка.

12 стр., 5762 слов

Психолого-педагогическая и реабилитация детей с ограниченными возможностями

... и почувствовать разнообразие окружающей среды? Направление содержание психологической и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: 1. Диагностика сенсорных нарушений, отклонений в ... Второй - на понимании процесса сопровождения как: поддержание функционирования ребенка в условиях оптимальной амплификации образовательных воздействий и недопустимости его дизадаптации. Несмотря ...

Поиск эффективных методов и форм экологического образования и определил цель исследования: теоретически обосновать и проверить эффективность психолого-педагогических условий при формировании экологических представлений у дошкольников.

Объект исследования: процесс формирования экологических представений у дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования экологических представлений у дошкольников.

Гипотеза: формирование экологических предсталений у детей в разновозрастной группе будет эффективно, при следующих психологопедагогических условиях: — Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними. — Развивать моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и привычками морального поведения. — Работа по экологическому воспитанию будет вестись на занятиях и в повседневной жизни.

Цель исследования конкректизируется в следующих задачах:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2. Выявить уровень сформированности экологических представлений удетей в разновозрастной группе;

3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования экологических представлений у детей в разновозрастной группе.

Для решения задач исследования нами был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы; беседы, опрос, вопросы к детям, чтение художественной литературы,наблюдение; детское проектирование, экспериментирование, экологические игры и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в выпускной квалификационной работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического образования детей дошкольного возраста с применением активных методов иформ.

Практическая значимость заключается в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться воспитателями в детском саду по практической организации экологического образования детей дошкольного возраста с применением активных методов и форм.

Исследование проходило в 3 этапа:

1 этап: Изучние психолого-педагогических источников по проблеме.

2 этап: Выявление уровня сформированности экологических представлений у дошкольника и влияние на него системы занятий и работы в повседневной жизни.

3 этап: Разработка системы мер по повышению уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

Базой практики явилась разновозрастная группа ( 20 детей) СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с.Троицкое, муниципального района Сызранский Самарской области.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования экологических

представлений у детей дошкольного возраста

13 стр., 6009 слов

Здоровьесберегающие технологии и их использование в работе с ...

... здоровьесберегающие технологии в детском саду». Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий является проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей: исследование состояния здоровья детей; диагностика физической подготовленности дошкольников; анализ ...

1.1 Формирование экологических представлений у детей

дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования — реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете.

В настоящее время нельзя не заниматься формированием экологических представлений у детей дошкольного возраста, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.

Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование экологических представлений у детей представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал мы оцениваем с позиции их соответствия требованиям экологического образования.

Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания нам представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.

Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста:

  • воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
  • формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе;
  • формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
  • развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.

Особое внимание, следует придавать формированию экологически грамотного поведения ребёнка в природе. Вопрос этот недостаточно разрешен, так как родителями чаще всего предлагаются образцы поведения в окружающей среде запретительного характера и преимущественно в готовом виде: “не рви!”, “не шуми!”, “не вреди!”, “не ломай!”, “не топчи!”. Но, как говорил ещё К. Д. Ушинский, подобная “сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит”. Итак, “правила поведения” чаще всего носят не действенный характер и нередко выполняются только под контролем взрослых. Поэтому ребенок должен не только знать правила поведения, но, прежде всего, понимать необходимость их выполнения: он будет тихо и спокойно идти по лесу, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, и сам он не увидит и не услышит ничего интересного, потому что всё живое спрячется — убегут звери, улетят птицы, затаятся насекомые. Детям важно понимать необходимость выполнения запретов и предписаний в природной и социальной среде, поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значения поведения и деятельности человека в окружающей среде. Это позволит мотивированно и обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, нашего общего земного дома. Образовательные программы, созданные за рубежом и в России, имеют свои особенности, обусловленные различиями в менталитете.

22 стр., 10624 слов

Формирование гуманного отношения детей к природе

... прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при ... на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова "Мы ...

За последнее время были созданы программы двух типов – комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних — немало экологических.

К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

Экологическое воспитание дошкольников – это, прежде всего, необходимость использования экологического подхода при ознакомлении детей с природой. При таком подходе, педагогический процесс опирается на основную идею экологии, а также принятые понятия.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Специфической чертой методики формирования экологических представлений дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом воспитании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

15 стр., 7267 слов

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

... экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, ...

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

  • безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
  • неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать).

Итак, формирование экологической культуры, экологического сознания процесс длительный и не простой. И существует, как известно, большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении, создано много различных программ и методических разработок. Но, все таки, решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись исподволь, ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.

Экологическое воспитание дошкольников — это и есть познание ребенком всего живого. Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М. Басс, А.М.Степанова, Э.И. Залкинд, Е.И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З.Д. Сизенко, С.А. Веретенникова, А.М. Низова, Л.И. Пушнина, М.В. Лучич, А.Ф. Мазурина и др.).

12 стр., 5798 слов

Роль экологической сказки в познании детьми природы

... экологической сказки в познании природы детьми дошкольного возраста. Задачи работы: 1. изучить понятие экологические сказки; 2. проанализировать цель экологической сказки в экологическом воспитании; 3. рассмотреть сказку, как средство экологического воспитания детей; 4. предложить познание окружающего средствами сказки; 5. исследовать экологические сказки, ...

Экологическое воспитание требует перехода к новой парадигме экологических и традиционных ценностей, к системе взглядов, которая строится на основе био- (эко-)центризма. Такой подход подразумевает, что при решении любых проблем приоритет отдается не социальноэкономическим, а природным факторам. Конечной целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Нужно показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

1.2 Характеристика психолого-педагогических условий

формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

Специфика дошкольной ступени как первого этапа системы непрерывного экологического образования определяется психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника, что учитывается при отборе содержания и методики.

При формировании экологических представлений дошкольников должны учитываться три группы принципов.

Общедидактические принципы: научность и доступность (знакомство дошкольников с совокупностью элементарных научных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ мировоззрения); гуманистичностъ (воспитание человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни; имеющего представления о разнообразии ценностей природы: эстетической, нравственной, познавательной, практической и т.д.); системность (отражается в характере, логике, последовательности подачи материала, организации работы в дошкольном учреждении, в изучении живых объектов как систем разного уровня).

Принципы, специфические для экологического воспитания детей дошкольного возраста: целостность (отражает, прежде всего, целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром природы); конструктивизм (формирование экологических представлений дошкольников базируется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации).

5 стр., 2077 слов

Влияние экологических факторов на здоровье детей в возрасте от 2 до 18 лет

... здоровье детей зависит от экологических факторов. Актуальность работы заключается в самых главных понятиях - это здоровье и здоровый образ жизни. От здоровья зависит выполнение многих поставленных задач на будущее. Успешность детей ... 37 человек имеют благоустроенное жильё. Экология района в котором живут школьники является безопасной для жизни и здоровья 26 человек, остальные школьники так не ...

Итак, в основе экологического воспитания — адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

  • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней;
  • связь со средой в процессе роста и развития;
  • многообразие живых организмов, их экологическое единство;
  • сообщества живых организмов;
  • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов — сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... положения находят свое творческое развитие в исследованиях советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех главных принципах: 1) принципе материалистического детерминизма; 2) ...

Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:

  • сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
  • практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
  • детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
  • общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
  • экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями.

Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

  • речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);
  • обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
  • наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
  • просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Становление нового направления дошкольной педагогики – формирования экологических представлений — может быть успешно осуществлено в условиях определенной организации эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении. Существенной стороной этой организации является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического в работе с педагогическим коллективом учреждения (уровень управления) и воспитательнообразовательного в работе с детьми разных возрастных групп. Иерархическая взаимосвязь этих технологических процессов, их содержательная реализация на протяжении всего учебного года ведут к получению запланированного педагогического результата — повышению уровня экологической культуры воспитателей и становлению начал экологической культуры у детейдошкольников (повышению уровня их экологической воспитанности).

6 стр., 2738 слов

Природа как субъект всестороннего развития личности

... природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов материалистического миропонимания. 1. Значимость природы в жизни человека природа личность развитие дети ...

Систематическое обучение на занятиях — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы обращают особое внимание на следующие основные направления:

Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это — театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

  • создание условий (экологизация развивающей среды, программнометодическое обеспечение);
  • повышение экологической грамотности педагогов;
  • обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами, внесение регионального компонента (посещение памятных мест, связанных с И.В.

Мичуриным, знакомство с природным ландшафтом села); внедрение методик экологии здоровья и здоровьсберегающих технологий обучения и воспитания;

  • экологическое просвещение родителей.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем – все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно должны обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах. Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, необходимо использовать анкетирование по вопросам экологического воспитания детей, На основании анализа анкет может планироваться дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо необходимо обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводить выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», привлекать родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.).

Система работы с детьми в каждой возрастной группе:

  • посезонное планирование занятий;
  • создание эколого — развивающей среды (уголки природы, лаборатории природы);
  • организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
  • чтение художественной литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/bakalavrskaya/ekologicheskoe-vospitanie-detey-v-danii/

  • совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (проекты «Здравствуй дерево», «Каменный калейдоскоп», кружок «Природа и фантазия», акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.);
  • выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
  • игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
  • экология здоровья (фито-бар, аэрофитомодули, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия, стопотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
  • создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

Особенностью любой технологии является планирование: мероприятий на весь год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и экологопедагогических мероприятий. Именно поэтому время проведения многих мероприятии в технологиях определено: циклы наблюдений за цветущими растениями участка возможны лишь в начале осени, а за первоцветами ранней весной; цикл наблюдений за елью целесообразен в предновогоднее время и в сочетании с акцией в ее защиту; циклы наблюдений за птицами (декоративными, дикими) желательно сочетать с зимней подкормкой пернатых, создающей хорошие условия для наблюдений, и т. д. Рассматривание картин, чтение литературных произведений подчиняется в технологиях той же логике — они дополняют и обогащают впечатления детей, полученные от наблюдений за живой природой. При таком планировании и сочетании мероприятий технология любой возрастной группы приближается к оптимальному варианту.

Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание большинствa мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием).

Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста. Успех в экологическом воспитании обеспечивается прежде всего тем, что воспитатель понимает их психофизиологические особенности. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально. реагируют на его добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Задача при обучении детей дошкольного возраста — заложить первые ориентиры в мире природы, растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, необходимых условий их жизни.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, презентации, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается .

Животные могут находиться, только в экологических комнатах, животные, аквариумы в группах запрещены .

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

  • безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
  • неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные – это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать;
  • хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

4) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой .

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы .

Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения – педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения – это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться – их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями .

Кроме постоянных растений в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-огород на окне – лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок – витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток .

Важно так же дидактическое предметное обеспечение:

  • приобретение и изготовление разнообразных экологических игр, в том числе с использованием регионального материала, для детей;
  • комплектацию наглядных пособии (картин, игр, диафильмов, аудио- и видеозаписей и т.п), в том числе на основе регионального материала;
  • создание библиотеки произведении экологического содержания.

Уголок природы должен быть правильно оборудован – без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. Место для труда – это небольшой столик. Столик может быть обычным, или откидным (по типу секретера), или выдвижным. Последние два варианта удобны для небольшого помещения. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах – на полу и стенах, отдельно и в композициях – устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком – трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада.

Можно оборудовать зону природы как Центр науки (природы).

Этот центр является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в этом центре. Несколько растений используется в качестве интерьерных украшений разных частей помещения. Очень хорошо, если цветочные кашпо будут одного цвета. Аквариум с рыбками – непременная принадлежность комнаты природы. Он располагается на уровне глаз детей. Перегородки и специальные подставки со встроенными аквариумами – беспроигрышный приём современного дизайна, не теряющий популярности уже много лет.

Клетку с птицами лучше поместить на полку рядом с растениями. Террариум оснащается в соответствии с характером и повадками того животного, которое в нём содержится. Не следует забывать об эстетической и гигиенической сторонах содержания рыб и других животных: дополнительные аксессуары и своевременная уборка обеспечат привлекательность и безопасность данной зоны. Наличие фонтана со струями журчащей воды, мягкая мебель под кронами напольных комнатных растений создадут уют, позволят отдохнуть и уединиться в зелёном уголке.

Оборудование центра наук:

1. Растения, требующие разных способов ухода, с учётом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).

2. Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

3. Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.

4. Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам).

5. Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, отрывки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт).

6. Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

7. Природный материал, материал для составления икебаны.

В данном центре, если позволяют условия, размещается материал для экспериментирования: весы, микроскоп, ёмкости с сыпучими жидкими, твёрдыми веществами, мерные ложечки и сосуды, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, карты наблюдения, бассейны для игр с водой, песком.

Таким образом, педагоги при организации предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей не должны забывать о том, что предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Итак, дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к

природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательнообразовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

1.3 Специфика организации работы с детьми в разновозрастной

группе

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

В этом возрасте возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.

Возрастает роль речи как в познании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов деятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции, также происходит усвоение знаний на основе объяснений, но только при опоре на чёткие наглядные представления.

Основой познания в этом возрасте становиться чувственное познание восприятие и наглядное мышление. От того, как сформировано у ребёнкадошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Появляются новые виды деятельности:

Игра — первый и основной вид деятельности.

Изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность.

Так же происходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли. Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формы поведения в обществе.

В процессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннее развитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое.

Основу содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой.

Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательные способности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.

В каждой возрастной группе осуществляются определенные

программные, задачи ознакомления детей с природой. Они предусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.

Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят с растениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их в пространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений (окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичным наглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде).

При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

У детей 4-го года жизни формируют представления о предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни, подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессе предметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в форме конкретных представлений.

Детей учат наблюдать, выделять отдельные признаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами (цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешним признакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формы познавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три года дети к четырем годам способны подойти к установлению причинноследственных отношений.

К пяти годам у детей формируется высшая форма наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, что способствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности, происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть развита элементарная форма логического мышления: способность к анализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений и животных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).

Детей подводят к выводу, что явления природы обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизни растений и животных зависят от солнца, света и тепла).

К переходу в школу у детей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережное отношение к природе, способность находить в ней красивое. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами, деятельности в экологическом воспитании дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель движением рук показывает форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать то же самое — движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом. Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В младшем дошкольном возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога особенно важно отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой цели подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «3аюшкина избушка».

С самого начала года воспитатель многократно рассказывает и разыгрывает с куклами сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходи» на занятия с «Фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходят» Дед либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они кормят их травой, сеном, поят водой. Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях — они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картинке) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и голосам. Такая игра позволяет малышам познать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Технология экологического воспитания дошкольников в разновозрастной группы включает следующие компоненты:

  • разнообразныe циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбкой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами).. Каждый из циклов включает 3-5 наблюдений и позволяет детям получить первые конкретные знания об этих объектах природы;
  • ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями, которые сопровождаются ежедневным ведением календаря (с помощью картинок-пиктограмм) и одеванием картонной куклы;
  • участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними, которые фиксируются в специальном календаре карточками-картинками сих изображением ежедневно в течение 1-2 недель в разгар зимней подкормки;
  • проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом — дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
  • рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах, проведение экологических досугов;
  • Проведение экологических занятий один раз в две недели.

Глава 2. Опытно-экспериментальное обучение формированию

экологических представлений у детей в разновозрастной группе

2.1. Выявление уровня сформированности экологических

представлений у детей в разновозрастной группе

Проводились исследования на базе СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с.Троицкое Самарской области, муниципального района Сызранский. Участие принимали 20 детей разновозрастной группы (Приложение А).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап — констатирующий: целью явилось выявление знаний детей о природе.

Показатели сформированности знаний:

  • знания о мире животных;
  • знания о растительном мире;
  • знания о неживой природе;
  • знания о временах года.

В результате исследования проводились занятия, на которых мы смогли определить уровень сформированности знаний детей о природе через следующие задания:

Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.

Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.

Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.

После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками:

Как называется животное (птица, насекомое)?

Что ты можешь рассказать о нем?

Твое отношение к ним.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (4-5 баллов).

  • Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
  • Соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки.
  • Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Средний уровень (3 балла).

  • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
  • На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Низкий уровень (2-0 баллов).

  • Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
  • Не всегда аргументирует свой выбор.
  • Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
  • Затрудняется назвать характерные признаки.
  • На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
  • Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.

Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).

Для чего людям нужны комнатные растения?

Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:

  • а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
  • б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
  • в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
  • г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).

Оценка результатов деятельности :

Высокий уровень (5-4 балла).

  • Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Средний уровень (3 балла).

  • Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
  • В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
  • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
  • Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
  • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
  • Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Низкий уровень (2-0 баллов)

  • Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
  • Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
  • Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
  • Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
  • В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).

Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.

Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.

Какие свойства песка ты знаешь?

Где и для чего человек использует песок?

Какие свойства камней ты знаешь?

Где и для чего человек использует камни?

Какие свойства воды ты знаешь?

Где и для чего человек использует воду?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (5-4 баллов)

  • Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
  • Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
  • При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.

Средний уровень (3 балла)

  • Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
  • Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень (2-0 баллов)

  • Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
  • Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
  • Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель. Определить уровень знания времен года.

Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.

Инструкция к проведению. Педагог: Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.

Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:

Светит яркое солнце, дети купаются в речке.

Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.

С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.

На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (5-4 баллов)

  • Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
  • Знает характерные признаки каждого времени года.
  • Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?»
  • По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.