» Особенности профессиональной ориентации детей с интеллектуальными нарушениями»

Содержание скрыть

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам и определяет актуальность выбранной темы. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории людей. Профориентационная работа реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. С воеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями, интеллекта, обучающихся в школах VIII вида).

Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Сущность профессионального определения связана с самореализацией

человека в важных сферах жизни и происходит поэтапно:

  • осознание ценности общественно-полезного труда;

  • общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

    20 стр., 9796 слов

    По специальной психологии «Особенности развития познавательной ...

    ... Изучить особенности познавательной сферы у детей с нарушением интеллектуальной недостаточности в степени дебильности и имбецильности Изучить методы исследования познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью . Объектом Предмет ... удерживать в памяти инструкцию, контролировать свою работу, критически оценивать свои действия. Такому ребенку свойственно беспечное отношение к учебе. Он ...

  • общая ориентировка в мире профессионального труда;

  • выделение дальнейшей профессиональной цели;

  • получение знаний о профессиях и специальностях;

  • представление о внешних препятствиях, осложняющих достижение цели, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов, т.е. — самопознание;

  • поиск путей и способов преодоления препятствий;

  • наличие системы резервных вариантов выбора на случай возможной неудачи по основному варианту самоопределения;

  • практическая реализация личностной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование намеченных планов.

В связи с вышеизложенным, становится очевидной необходимость до-

профессиональной ориентировки учащихся, направленной на самопознание и саморазвитие. Обозначенная проблема актуальна сейчас не только для самих подростков, но и для их родителей и педагогов.

Часть общества, состоящая из лиц, с интеллектуальной недостаточностью многочисленна и постоянно увеличивается, поэтому важной задачей является разработка мероприятий, включающих в себя специфические методические приемы, профориентационные методики, по реабилитации и социально-трудовой адаптации этой группы лиц .

Объект: профессиональная ориентация детей с интеллектуальными нарушениями.

Предмет: особенности профессиональной ориентации детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель: изучение особенностей профессиональных предпочтений у подростков 9 класса коррекционной школы.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по вопросу профессиональной ориентации учащихся.

  2. Подобрать эффективные методы работы по профориентации.

    11 стр., 5305 слов

    Особенности психолого-педагогической коррекционной помощи детям ...

    ... Структура работы: Глава І. Теоретические основы психолого-педагогической коррекционной помощи детям с нарушением интеллекта 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта Умственная отсталость – олигофрения. деменцией Н. М. Назарова обращает внимание на то, что интеллектуальный ...

  3. Подобрать диагностические методики на изучение профессиональных склонностей подростков с интеллектуальной недостаточностью.

  4. Проанализировать уровень адекватности профессиональных предпочтений профессиональным возможностям у учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида.

База исследования, Методологическая база исследования –

Е. А. Климова, Н.С. Пряжникова, Н. Б. Матвеева, Г. Резапкиной,

Е. М. Старобиной, С. Л. Мирский, Е. В. Муравьёвой, М. Новак, Я.Г. Юдилевич и других.

Глава I . Современные аспекты профессиональной ориентации

подростков

1.1 Психологические особенности лиц с интеллектуальной

недостаточностью

Для лиц с интеллектуальной недостаточностью трудовая деятельность

является основой их социального приспособления, она же (трудовая деятельность) служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Развитие личности и в частности способностей человека происходит в деятельности [20, 18].

Профессиональная ориентация и трудовое воспитание имеют цель:

сформировать устойчивое положительное отношение к труду, интереса к выбранной профессии, стремления достичь наилучших результатов в своей деятельности, бережного отношения к общественной собственности, личной ответственности за результаты своего труда, формирование убежденности в том, что труд – основа жизни человеческого общества [2, 104].

Профессиональное становление личности человека с интеллектуальной недостаточностью, так же как и в норме, начинается со школьной скамьи. Подрастающий человек начинает задумываться над самоопределением, о будущей своей деятельности, о самостоятельной жизни. Обучаясь в коррекционной школе, наряду с учебой, он приобщается к тем или иным видам трудовой деятельности, обязательно подходит к необходимости выбора профессии, то есть к определению своей полезности для общества [4, 46].

При легкой интеллектуальной недостаточности при видимой задержке

развития, дети в дошкольном возрасте часто неотличимы от детей нормы, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем — могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести самостоятельно хозяйство, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Пассивность и отсутствие инициативы иногда поощряются опекой родителей. Наиболее характерная черта личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью это – сниженная самооценка, не умение самостоятельно организовать свою жизнь. Затянувшаяся и повышенная зависимость от опекающих затрудняет формирование самостоятельной личности, лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение и формирует привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний [17,75].

17 стр., 8243 слов

Особенности эмоциональной сферы подростков с патологией поведения ...

... сфера подростков с патологией поведения и аномалиями развития личности. Объект исследования — дети подросткового возраста 11-13 лет, находящиеся в реабилитационном отделении ЦВЛ «Детская психиатрия» со школой. Гипотеза исследования — эмоциональная сфера подростков с ...

Низкий уровень навыков общения при негативном отношении

сверстников повышает уязвимость, ранимость, также приводит к снижению самооценки. В большинстве случаев отмечается наличие других психических и поведенческих расстройств. Это, прежде всего психотические расстройства, связанные с плохой социальной адаптацией и употреблением психоактивных веществ. Становиться ясным, что систематическое обучение необходимо для формирования социального опыта с использованием психокоррекционых воздействий, развитие ценностных ориентаций, навыков психического контроля. Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует: изменение бытового или рабочего стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни и простым видам труда возможно при наличии посторонней помощи, постоянного контроля и руководства [14, 51-52].

У людей, имеющих умеренную степень интеллектуальной

недостаточности достаточно развита эмоциональная сфера и представления, присутствует эмоциональное разделение окружающего, значительных двигательных расстройств может не быть, проблемы у них возникают при выполнении сложнокоординированных действий. При отсутствии осложняющих факторов проявляются старательность, работоспособность, эмоциональность. Отчетливо выступают несамостоятельность, стереотипность суждений и взглядов, отсутствие любознательности и инициативы в любой деятельности: игровой, познавательной, трудовой.

Тяжелая интеллектуальная недостаточность – заболевание,

характеризующееся глубоким недоразвитием функций восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ собственного поведения отсутствует; мыслительная функция находится в зачаточном состоянии; при обращении к ним больные воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь мимику и жестикуляцию. Речь собственная ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне бедны и просты, большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источниками удовольствия являются ощущение сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений, при этом человек с тяжелой интеллектуальной недостаточностью испытывает радость. Недоразвитие моторики проявляется в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушении координации вплоть до расстройств навыков стояния и ходьбы. Навыки самообслуживания почти не прививаются, способность к целенаправленной деятельности отсутствует. Профессиональная подготовка и трудоустройство невозможны – больные требуют постоянного ухода со стороны родных и близких, или специалистов учреждений социальной защиты [17,75-76].

13 стр., 6100 слов

Особенности изобразительной деятельности дошкольников с интеллектуальной ...

... психического и социального развития. Объектом исследования является изобразительная деятельность детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования - условия развития детей с интеллектуальной недостаточностью по средствам изобразительной деятельности. Целью данного исследования является изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников с ...

1.2 Социальная адаптация подростков в процессе обучения, Причины социально-трудовой дезадаптации

После окончания школы подростку с интеллектуальной

недостаточностью предлагается продолжение образования и получение профессии, либо устройство на работу. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников коррекционной школы VIII вида весьма сложной и трудной задачей. Поэтому профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. В сложный период перехода подростков от школы к процессу оплачиваемой трудовой деятельности, возможны следующие нарушения в психической сфере учащихся с интеллектуальной недостаточностью, влияющих на профессиональное самоопределение:

  • ценностно-смысловая: ценностные ориентации, смыслы труда, ощущение собственной значимости в труде;

  • эмоционально-мотивационная: потребности, мотивы, профессиональные и жизненные планы, установки, эмоции, чувства, переживания, общая удовлетворенность, связанные с профессиональным выбором;

  • когнитивная сфера: мышление, творчество, интуиция, «внутренняя речь» при решении мыслительной задачи профессионального выбора, при построении профессиональных планов;

  • коммуникативная сфера: язык, речь, невербальные средства общения;

  • операциональная сфера: операции, действия, поступки;

  • персептивная сфера: ощущения, восприятие;

  • внимание, важное для определенных видов труда, а также при организации совместной с профконсультантом работы по решению проблем данного человека;

  • память: знание о мире профессий, способы запоминания необходимой профессиографической информации [20, 20-24].

    8 стр., 3556 слов

    Ценностные ориентации и трудовое поведение работников

    ... развитие национальной экономики. В работе удалось выяснить, что вопросы трудового поведения и ценностных ориентаций, как его основной составляющей, вопросы отношения к труду и мотивации человека к какой-либо деятельности всегда вызывали ...

Интеграции в современное общество, личной и социальной

независимости людей с нарушением интеллекта способствует их самоактуализация, умение оптимально соотнести собственные интересы и возможности с интересами группы, коллектива и общества в целом. Практика показывает, что некоторая часть выпускников коррекционных школ идут на производство, выполняя там тяжёлые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако, тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологическая неготовность к моменту перехода от обучения к профессиональному труду;

  • отсутствие ясной жизненной перспективы, одной из причин которой является чувство социальной незащищенности;

  • неадекватная самооценка и недостаточно сформированная способность оценки своих возможностей при определении профиля и содержания профессии;

  • неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей [14, 53].

Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость

которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальной недостаточностью. Очевидно, что в решении этой проблемы, существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся с интеллектуальной недостаточностью, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, помогающая развивать навыки самопрезентации и уверенного поведения, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации [24,117].

Главными факторами возникновения социальной неопределённости

являются сегодня:

  • хаотичная структура внешней среды;

  • поверхностные социальные контакты;

  • избыток информации, которую интеллектуальная недостаточность переработать не в состоянии;

    14 стр., 6694 слов

    Социальная работа как вид профессиональной деятельности

    ... профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой ... ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 1.1 Социальная работа, как вид профессиональной деятельности В общепринятом понимании социальная работа - это профессия, целью ...

  • а главное, невозможность осуществления собственной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям. В результате – подросток с интеллектуальной недостаточностью вынужден искать быстрые пути освоения социума, способы самоутверждения и даже самозащиты, а этап самопознания и конструктивной самореализации остается невостребованным.

Осознанный выбор профессии возможен только в результате

личностного самопознания, социальной направленности.

Одной из причин социально трудовой дезадаптации является

осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств. Тяжесть дезадаптации и необратимый ее характер объясняется многофакторностью, сложностью патогенеза и многообразием форм нарушений поведения, осложненными формами олигофрении. Черты, не способствующиеуспешной социально-трудовой адаптации:

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, личностных проблем;

  • отсутствие коммуникабельности;

  • инфантилизм, замедленное самоопределение в жизни, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и принятие ответственности за нее;

  • перегруженность, негативный опыт, отсутствие информации [27, 213].

Кроме влияния окружающей жизни, воспитания, уровень социально

трудовой адаптации определяется структурой дефекта. Условно по структуре, по степени выраженности негативных черт личности лиц с нарушениями интеллекта разделили на три группы.

К первой группе отнесли людей с невротическими расстройствами. В

период школьного обучения они характеризовались относительно более высокими результатами в индивидуальных занятиях и низкой продуктивностью при фронтальной работе, низкой работоспособностью и повышенной истощаемостью, неуверенностью в своих возможностях, повышенной ранимостью, робостью, замедленным темпом работы. Нарушения поведения носили защитный характер – уход от трудностей, боязнь порицаний. Эти качества легли в основу причин дезадаптации в условиях производства. Характер нарушений дисциплины данной группы следует рассматривать, как ложный механизм компенсации, а не как злостные действия. Для этой группы в период школьного обучения необходимо формирование волевых качеств, уверенности в себе и своих возможностях, стимуляция трудовой активности, создание ситуаций успеха, которые сами по себе вытесняют склонность к нарушениям поведения.

27 стр., 13040 слов

Воспитательная работа в инновационных школах

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в педагогической науке Казахстана на сегодня не в достаточной степени исследованы проблемы моделирования воспитательных систем организаций образования, выявления их особенностей, управления воспитательной работой в школах нового ...

Для второй подгруппы исследуемых, было характерно преобладание

аффективной возбудимости, недостаточный интерес к работе, а порой и полное его отсутствие, низкая работоспособность, неустойчивость настроения, неадекватные реакции на замечания, раздражительность, негативные реакции, нарушение трудовой дисциплины. В школе отмечались такие качества, как самоуверенность, большая эмоциональная заражаемость, колебания настроения, в некоторых случаях прием алкоголя и психоактивных средств, повышенная конфликтность, неадекватный уровень притязаний, снижение критики к собственной личности. В этой подгруппе психотравмирующим фактором могло явиться раннее сиротство.

Задача коррекционного обучения в этой подгруппе заключается в целенаправленном формировании адекватной самооценки, самоконтроля трудовых действий – умения находить и исправлять свои ошибки. Учить правильно, реагировать на успех и неудачу. Необходимо переориентировать интересы на физический труд в мастерских, на приусадебных и садовых участках, тепличных и животноводческих хозяйствах.

В третьей подгруппе наряду с аффективной неустойчивостью,

отсутствие интереса к работе, полным безразличием к оценке собственной деятельности, имеет место выраженная патология влечений – воровство, бродяжничество, сексуальные извращения и т.д. Грубая выраженность нарушений сочетается с несформированностью системы социальных и профессиональных ценностей, межличностных контактов, незрелостью самооценки. В послешкольный период произошло закрепление антисоциального модуса поведения и практически не стали проявляться положительные потенциальные возможности. Поэтому в работе с такими детьми необходима коррекция нарушений поведения, важен дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, что поможет переориентировать на доступные социально одобренные виды деятельности.

Эти исследования подтвердили взаимосвязь между школьной и

социально трудовой адаптацией лиц с нарушением интеллекта с различными типами нарушения поведения [16].

1.3 Современное состояние системы профориентации во вспомогательной школе

Анализируя катамнестические исследования в периодической литературе, планы профориентационной работы, а также результаты бесед с администрацией и педагогами вспомогательной школы складывается следующая картина современного состояния профориентационной работы. Первое, что бросается в глаза при изучении документов это отсутствие реальных тематических планов профориентационной работы по возрастным группам (классам обучения).

17 стр., 8376 слов

Курсовая работа профессиональный стандарт педагога психолога

... профессиональной деятельности педагога; обосновать рекомендации по внедрению профессионального стандарта в школе. Объект исследования – деятельность педагога. Предмет исследования – профессиональный стандарт как инструмент повышения качества работы педагога. При написании курсовой работы, ... видов педагогической деятельности, определяя его нравственную основу. Ведь выбор профессии педагога неизменно ...

Имеющиеся календарные планы отражают лишь несколько отдельных, часто однократных мероприятий по профессиональной ориентации.

Основная масса трудоустроившихся по специальности закончили профессиональные училища и работают на базовых предприятиях этих училищ. Факт устройства в основном на данные предприятия связан с тем, что во время прохождения практики администрация и коллектив предприятия имеет возможность поближе присмотреться к практикантам, в силу чего меняется распространенное обывательское мнение о вспомогательных школах. Заслуга школы здесь в ориентировании выпускников на поступление в профессиональные училища, на получение образовательного документа общегосударственного образца. А в процессе обучения в училище происходит окончательное профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков.

Далеко не всем школам удается добиться высоких результатов в подготовке умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в целом и к труду в частности. Это имеет свои причины. Вот лишь некоторые из них. Помещения, в которых проводятся занятия (и не только по труду), часто не отвечают элементарным санитарным требованиям, мастерские не оснащены современным промышленным оборудованием, у школ не хватает необходимых материалов, не налажена связь с производством. Вследствие этого даже в старших классах производительный труд имеет уровень общественно полезного ремесленного труда.

Здесь надо отметить в худшую сторону администрации таких школ, ведь от болеющих за свое дело директора и коллектива школы зависит очень и очень многое. Примеры этому приведены в периодической литературе [4; 45; 47; 67]. По данным исследований Щербаковой А. М. значительная часть экспертов — руководителей школ (37%) указывает на перегруженность теоретическими сведениями и повышенный уровень сложности программ по труду. Также более 50% учителей считают не всегда оправданным наличие теоретических тем в программе трудового обучения. Из придерживающихся такой точки зрения респондентов 78% убеждены, что теоретические сведения не используются выпускниками вспомогательной школы в самостоятельной жизни [66].

При этом, как известно, в школьной практике именуются теоретическими все те знания, которые реализуются не непосредственно в процессе изготовления изделия, а опосредованно. Например, знания о свойствах материалов используется при выборе того или иного способа технологической обработки. Здесь мы встречаемся с бытующим в практике школы непониманием важности интеллектуализации трудовой деятельности умственно отсталых детей как одного из ведущих элементов коррекционной работы.

Одной из причин такого положения является то, что большинство учителей труда не имеют дефектологического образования. В связи с этим определенная часть педагогов, не смотря на большой стаж, не владеет коррекционными приемами и методами работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения [32; 66].

С первых дней обучения в 5-ом классе учащиеся начинают изучать профессиональные приемы работы. Насколько успешно ученики начнут общий период обучения, зависит от того, хорошо ли знает учитель особенности их учебной и трудовой деятельности, учитывает ли психологическую и физиологическую готовность учащихся к тому или иному виду труда.

Обучение умственно отсталых школьников в 4-ом классе представляет собой пропедевтический период трудовой подготовки. Задача учителя в этот период — продуманно организовать психолого-педагогическое изучение школьников направленное на выявление их интересов, склонностей и возможностей воспитания для последующего распределения учащихся по группам трудового обучения. Но во многих школах происходит лишь традиционное разделение на мальчиков и девочек. Это связано с тем, что многие вспомогательные школы из года в год традиционно готовят столяров и швей, хотя возможности трудоустройства по названным специальностям ограничены, особенно в небольших городах.

Не всегда принимаются во внимание индивидуальные особенности и способности учеников. Как следствие этого многие выпускники впоследствии работают не по специальностям, полученным в школе, а выполняют тяжелую неквалифицированную работу.

В систему профориентационной деятельности вспомогательной школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии. Но из-за того, что часто вспомогательные школы являются школами интернатного типа и из-за отрицательного отношения родителей (в основном из неблагополучных семей), данная работа не охватывает родителей всех учащихся. Родители, занимающиеся трудоустройством своих детей, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются.

Сопоставляя данные о несоответствии фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке с тем фактом, что большинство учащихся трудоустроились самостоятельно или с помощью родителей, можно высказать мнение о необходимости проведения более целенаправленной и более эффективной профессиональной ориентации и организационной работы по трудоустройству.

Подводя итог данной главе, отметим, что профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых подростков должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Выпускники вспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества. Правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Воспитанников специальных школ необходимо научить реально, представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Такая работа, как отмечает Н. Л. Коломинский, должна начинаться еще при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников вспомогательной школы весьма сложной и трудной задачей. Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы в специальных школах VIII вида должны стать профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.

Результаты исследований свидетельствуют, что умственно отсталым школьникам необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Руководящая роль в этой работе должна отводиться школе при совместной деятельности с семьей и производственными коллективами. Важно определить, чем руководствуются умственно отсталые учащиеся при выборе профессии, почему они выбирают именно эту, а не другую профессию.

Для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации и педагоги, и родители должны достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать об умственно отсталом подростке, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии, а если нужно, то и оказать консультативную помощь.

В настоящее время во многих регионах страны (особенно отдаленных) отсутствует целенаправленная подготовка и переподготовка в вузах учителей по труду-дефектологов, а учебные программы большинства педагогических вузов предполагают только поверхностное знакомство с профессиональным обучением школьников, то есть во вспомогательных школах работают педагоги, не имеющие дефектологического образования.

Вспомогательная школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся профориентационная работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.

Глава II. Организация профориентационной работы с учащимися в

коррекционной школе

2.1 Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида

В общей системе профессионального образования лиц с

интеллектуальной недостаточностью приоритетное значение приобретает целенаправленная профессиональная ориентация. Особую роль она играет в старшем подростковом возрасте, когда человек объективно поставлен перед необходимостью выбора своего жизненного пути. Профориентационная работа в условиях коррекционных школ должна быть организована с учетом следующих позиций.

Во-первых, профориентация — достаточно длительный процесс, в ходе

которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профессионального выбора.

Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса

профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психофизиологического, психологического, педагогического, социального характера.

В-третьих, продолжительность процесса профориентации,

Содержательная разноплановость предполагают различные этапы направления, которые связаны со спецификой актуальных ориентационных задач и используемых для их решения.

В-четвертых, своеобразие профориентации определяется спецификой

контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах VIII вида).

Традиционно выделяют следующие этапы профориентации,специфика

которых принципиально обусловлена своеобразием решаемых на каждом из них задач:

  1. предварительный этап профориентации (ПЭП);

  2. диагностический этап профориентации (ДЭП);

  3. формирующий этап профориентации (ФЭП).

В ходе ПЭП у учащихся должна формироваться потенциальная

готовность к адекватному профвыбору, готовность к активному участию в самом процессе профориентации. В целом ПЭП преследует цель максимально возможного всестороннего развития личности, создания потенциальных возможностей для успешной социальной и профессиональной адаптации. Когда речь идет о ПЭП в условиях коррекционных школ, то его началом следует считать момент поступления в школу. При этом реализация ПЭП не подразумевает использования каких-либо специфических методических приемов, профориентационных методик, а будет ограничиваться традиционными приемами коррекционной педагогики, специальной психологии, методами трудового воспитания.

Диагностический этап профориентации решает задачи по выявлению

индивидуальных способностей, возможностей детей освоить те или иные виды трудовой, профессиональной деятельности. При этом его результаты должны позволить, в конечном счете, решить задачу оптимального (соответствующего индивидуальным возможностям ребенка) профподбора, исходя из объективных диагностических данных. Сама же диагностика должна быть в данном случае максимально комплексной. Использование экспериментальных методик для решения профориентационных задач следует признать целесообразным при достижении детьми 14-15 летнего возраста. На ДЭП необходимо решать не только задачу объективногопрофподбора. Его итоги должны способствовать повышению адекватности осознания учащимися своих физических, психологических и психофизиологических возможностей и, в конечном счете, повышать адекватность профессионального самоопределения, профвыбора. Результаты практически всех методов экспериментальной диагностики могут содержать важные сведения относительно тех или иных возможностей овладения учащимися различными видами профдеятельности, относительно успешности их профобучения.

ФЭП, с одной стороны, решает задачи по развитию, закреплению тех

качеств у учащихся, которые позитивны относительно их адекватного профвыбора и возможности овладения показанным им видом трудовой деятельности. С другой стороны, ФЭП решает задачи по коррекции тех качеств у учащихся, которые имеют негативное значение. При этом совершенно очевидно, что развивающий раздел ФЭП следует считать обязательным в процессе профориентации. В свою очередь, коррекционный раздел ФЭП следует включать в структуру процесса профориентации при наличии соответствующих показаний. Целенаправленное проведение ФЭП, как правило, должно осуществляться после проведения и анализа результатов профдиагностики (или ее основных элементов).

В условиях специализированных школ для детей с нарушениями интеллекта ФЭП можно рассматривать в качестве завершающего этапа профориентации. Это обусловлено тем, что в итоге (в идеальном варианте) у учащихся должен быть сформирован профвыбор, адекватный их индивидуальным физическим и психическим возможностям, отвечающий социально-экономической ситуации региона их проживания [23].

Итак, процесс профориентации складывается из нескольких этапов.

Они имеют определенную хронологическую последовательность, в их ходе преследуется решение различных задач и, соответственно, использование различных методических приемов профориентации, то требует привлечения разных специалистов: воспитатели, классные руководители, психолог, социальный педагог. Их деятельность направлена на достижение общей цели.

Участие семьи в трудоустройстве выпускников достаточно велико.

Сопоставляя этот факт с несоответствием фактического трудоустройства полученной профессиональной подготовке, следует, что профориентационную работу с родителями надо проводить более основательно. Тесное сотрудничество таких социальных институтов как семья и школа, может дать более успешные результаты трудового устройства воспитанников. Но, так как большинство коррекционных школ являются школами интернатного типа, данная проблема нуждается в дальнейшей проработке. В связи с этим большое значение приобретает разработка содержания профессиональной консультации непосредственно учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Основой для консультации служат данные специальных медико-психологических обследований и комплексные характеристики, составленные воспитателями и учителями-предметниками, педагогом-психологом.

Направлением работы педагогов (классного руководителя и воспитателя класса) являются:

  1. профессиональное просвещение учащихся;

  2. организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе дополнительного образования в рамках расширения познаний о мире профессий;

  3. развитие творческого и художественно-эстетического потенциала учащихся.

Приоритетные направления деятельности социального педагога:

  1. формирование социально-необходимых знаний и навыков для правильного профессионального выбора воспитанников;

  2. налаживание и поддержание сотрудничества с районным центром занятости населения, а также связи с отдельными учебными заведениями;

  3. оформление документации для поступления выпускников в учебные заведения.

Главные аспекты работы педагога-психолога:

  1. знакомство учащихся с основами психологических знаний по профессиональной ориентации;

  2. развитие мотивации самопознания, побуждение учащихся к осознанию собственных индивидуальных особенностей и их соотнести с требованиями, предъявляемыми профессией;

  3. оказание содействия социальному становлению старшеклассников;

  4. коррекция некоторых личностных особенностей, препятствующих правильному выбору профессии и успешной социально-профессиональной адаптации [7, 77-78].

Специфика занятий предполагает различные формы работы

(Приложение 1).

При подготовке любого мероприятия важно добиться, чтобы школьники были не просто зрителями и слушателями, а активными участниками. Воспитательное воздействие мероприятия будет непосредственно зависеть от организации деятельности учащихся, начиная с подготовительного периода. Возможности для привлечения учащихся к подготовке профориентационных мероприятий имеются всегда.

При планировании внеклассной профориентационной работы нужно

учитывать содержание профориентации в учебном процессе. Это поможет избежать дублирования, например, при проведении экскурсий. На экскурсиях важно привлекать внимание детей к доступным им профессиям, раскрывая не только общественную значимость, но и их интеллектуальное содержание. Обеспечению эмоционального уровня деятельности учеников в процессе профориентационной работы способствуют игры, которые зависят от возраста и подготовленности детей.

Хорошее средство воспитания учащихся — выставки и конкурсы

профессионального мастерства. Они проводятся в составе учебно-трудовой группы, между учащимися учебно-трудовых групп одного профиля своей или разных школ, между учащимися различных профилей. Назначение конкурсов заключается не столько в определении знаний, умений и навыков учащихся и выявлении лучших из них, сколько в воспитательном воздействии. Участники конкурса извещаются о нем заранее, готовятся показать себя с лучшей стороны, стараются не подвести товарищей и учителей. Присутствующие на конкурсе или выставке родители, представители профессиональных училищ, предприятий получают возможность оценить результативность профессионально-трудовой подготовки учащихся, что разрушает распространенное обывательское мнение о коррекционной школе [4].

Для получения более квалифицированных трудовых знаний и навыков,

а также для завершения процесса профессионального самоопределения дети продолжают своё обучение в профессиональных училищах. По нашим данным и данным, полученным Е. А. Ковалевой, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью достаточно успешно осваивают программу училища, при условии, что в школе они приобрели достаточно прочные технологические знания, и знания по материаловедению.

К учебе в профессиональных училищах школьников надо готовить заранее. Например, обучать их в школе таким профессиям, совершенствоваться в которых учащиеся могли бы в местных учреждениях начального профессионального образования [25, 214].

Немаловажное значение в подготовке учащихся коррекционных школ к

обучению в профессиональных училищах имеет постоянная связь школы и училища. Педагоги коррекционных школ, как правило, не знают и не могут знать всех требований, предъявляемых индивиду различными профессиями. Тем более сложно им охарактеризовать особенности и условия труда по той или иной профессии, перспективы профессионального развития личности. Поэтому профессиональная ориентация на рабочие профессии должна проводиться, школами и профучилищами совместно [17,79-80]. Только такая совместная работа позволит эффективно формировать у школьников с интеллектуальной недостаточностью профессиональные представления, которые являются основной предпосылкой формирования профессиональной направленности.

2.2 Содержание работы психолога по профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта.

Цели профориентации, продиктованы потребностями общества его целями – выявить сохранные области психической деятельности, чтобы оптимально использовать их в трудовой деятельности.[29] Отсюда складывается цель работы психолога по профориентированию учащихся с нарушением интеллекта: рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться в мире профессий подростку, исходя из их индивидуальных качеств.

Основная задача профориентации помочь учащемуся определить качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить, а для этого необходимо применение группы методов профконсультирования:

Важнейшим направлением работы является помощь учащимся с нарушением интеллекта не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения, именно в психологическом смысле.[5]

Задачи психолога состоят в том, что бы исследовав индивидуальные особенности человека, помочь ему построить оптимальную мотивационную и содержательную насыщенность своего труда, подобрать средства регуляции мотивов трудовой деятельности; решение трудовых задач должно сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями, учить вступать в деловые отношения на основе паритета. Формирование мотив профессиональной деятельности предполагает, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения успеха, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении.

При оптимальной мотивации происходит:

  • сдвиг мотива на цель трудовой деятельности, в результате чего человек находит предмет деятельности;

  • принятие человеком профессии, нахождение личного смысла в деятельности;

В результате формирования профессиональной мотивации, образуется целостное поведение работника.[12]

Формирование целей профессиональной деятельности:

  1. Осознание образа результата.

  2. Выполнение производственной задачи в определенных условиях.

Формирование представлений о программе деятельности:

  1. Формирование представлений о структуре деятельности.

  2. Формирование представлений о способах деятельности.

  3. Формирование представлений о программе деятельности.

При формировании профессиональных качеств, происходит перестройка имеющихся качеств личности в соответствии с особенностями профессии, появляются и развиваются новые качества и способности, возникает индивидуальный стиль деятельности. Как уже было сказано, профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности.[65] Профессии это явления общественные возникающие и сменяющие друг друга несравненно быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях, когда организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать.[76]

Профессия — это группа родственных специальностей, например, профессия — водитель, специальность водитель автобуса; профессия — учитель, специальность — учитель биологии и т.п.

Понятие профессия включает в себя ограниченный, вследствие разделения труда вид деятельности, общественно-полезной, требующей специальной подготовки, выполняемой за определенное вознаграждение, а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание.[79]

Диагностические методы по определению профессиональных наклонностей:

  • беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

  • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

  • опросники профессиональной мотивации;

  • опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов);

  • личностные опросники;

  • проективные личностные тесты;

  • методы наблюдения как одного из основных научно-практических методов работы психолога;

  • сбор косвенной информации о клиенте: от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

  • психофизиологические обследования;

  • «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе (по типу F -теста японского профессора Фукуямы);

  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности;

  • использование для исследования работника различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается сама готовность осваивать новые профессиональные действия;

  • методы и приемы совместного рассмотрения результатов психодиагностического обследования;

  • методы активизации самопознания клиента: формирование готовности оценивать других людей по определенным критериям, формирование готовности к самооценке, готовности оценивать различные ситуации самоопределения.

Методы морально-эмоциональной поддержки:

  • группы общения, используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия;

  • тренинги общения, позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах;

  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.) иногда позволяют лучше осознать клиенту смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением;

  • профориентационные и профконсультационные активизирующие методы с элементами психотренинга;

  • личное обаяние профконсультанта;

  • различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

  • «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий;

  • приемы формирования у клиента готовности к взаимопомощи и взаимоподдержке, а также приемы совместной работы по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения, обсуждение и проигрывание подобных ситуаций, игровая «помощь» другим людям;

  • приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.

Методы принятия решения и построения перспектив

  • построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

  • построение системы различных вариантов действий клиента, ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

  • использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации);

  • приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;

  • приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов, а в идеале — формирование у клиентаготовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.[76]

Основные методы профориентационной работы с учащимися с нарушением интеллекта, в отличие от используемых в норме в большей степени теоретических, должны опираться на наглядность и практические ситуации, то есть являться наглядно-практическими. Это связано с особенностями психики лиц с нарушением интеллекта.[35]

  • освоение одного и того же материала под разным углом зрения, с использование различных приемов;

  • ролевые игры;

  • погружение в материально- практическую среду;

  • практические работы;

  • вводный и текущий инструктаж;

  • многократное повторение и практическое закрепление;

  • экскурсии.

2.3. Профориентационные мероприятия, формы и методы

диагностики профессиональных наклонностей

В целях проведения экспериментального исследования

профессиональных наклонностей, выявлялись и оценивались индивидуальные качества десяти подростков с нарушением интеллекта в возрасте 15 – 16 лет. Дети обучаются в коррекционной школе VIII вида, имеют установленный диагноз – легкая интеллектуальная недостаточность.

В данной части работы ставились следующие задачи: изучение

специфики профессиональных предпочтений у подростков

Основная задача, в профессионально ориентационной работе,

состоит в том, чтобы на основе использования специфических форм и методов групповой и индивидуальной работы с детьми, подготовить их к обоснованном выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей.

Для работы по назначенному направлению была составлена

специальная программа, состоящая помимо бесед, тренингов и опросников, ещё из двух диагностических методик и анкеты.

Мероприятия по выявлению профессиональных наклонностей

включали методики:

1. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е. А. Климова.

Цель: начальное выявление профессиональных интересов воспитанников.

2. Анкета профессиональных интересов и склонностей» Хочу. Могу. Надо».

Цель: изучение и соотношение уровня притязаний и профессиональной самооценки;

3. Профессиональнаяметодика «Ради».

Цель: оценка индивидуальных возможностей и способностей, представлений о профессиональном становлении.

На начальном этапе эксперимента была составлена схема ЛПП.

Открытый опросник, использовался для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития подростков с интеллектуальной недостаточностью. «На Рисунке 1 видно, что 20% — не собираются задумываться о профессиональном самоопределении, 50% подростков хотели бы задуматься, но пока у них нет никаких мыслей и представлений и у 30% подростков есть минимально конкретизированные мысли, представления о ЛПП».

Рис. 1. Схема ЛПП до формирующего эксперимента.

Далее была проведена беседа с подростками и их родителями, в ходе,

которой, были выявлены профнамеренья экспериментальной группы и пожелания их родителей, объяснялась цель эксперимента, задачи, описывались методы и приемы работы с подростками, прогнозируемые итоги.

По итогам опроса родителей и подростков составлена диаграмма на

начало эксперимента: (Рисунок 2)

1.рабочими

  1. государственными служащими

  2. служащими в фирме

  3. предпринимателями

  4. работниками в сфере обслуживания

6.не работающими

7.военнослужащими

8.еще не решил (а) кем

9. кем-то иным

Рис. 2. Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их родителей).

Сопоставляя данные опроса можно сделать выводы, что имеются не

значительные расхождения в выборе профессиональных жизненных планов у родителей и детей. В частности, довольно не высокий показатель выбора в сторону стать не работающим, как у родителей, так и у подростков. Высок процент не определившихся с выбором профессии детей, что говорит о низком уровне трудовой мотивировки и низкой информированности в мире профессий и специальностей. Что говорит о необходимости целенаправленной и систематической профориентационной работы с подростками с интеллектуальной недостаточностью, для более успешного их профопределения в самостоятельной жизни.

С подростками, которые точно знают, кем хотят быть, но ещё не

определились, какой из примерно двух-трёх вариантов профессий выбрать, была проведена работа по методике «Ради». Методика действует «от обратного»: исключить те профессии, которые недостаточно привлекательны, имеют меньше положительных мотивов в глазах профопределяющегося, на овладение которыми выпускник менее мотивирован (Приложение 2).

Так же был применён проективный метод на этапе предпрофильной

ориентации — метод графической беседы «Мой профессиональный выбор». Он был направлен на изучение взаимоотношений и взаимосвязи между выбирающим человеком и влиянием его социального окружения (Приложение 3).

Программа исследования предусматривала изучение уровня притязаний и самооценки подростков с интеллектуальной недостаточностью. Для этого использовалась специально разработанная анкета «Хочу. Могу. Надо», напоминающая методику, примененную в исследованиях Н. И. Букуна, А. И. Иваницкого и др. В школьной профориентации модель Парсона представлена в виде трёх кругов: «хочу», «могу», «надо». Её логика безупречна: будущая профессия должна нравиться, («хочу»), соответствовать возможностям человека («могу») и быть востребованной в обществе («надо») (Приложение 4).

Наша работа по профессиональной ориентации учащихся с

интеллектуальной недостаточностью проходила по двум направлениям:

Использованы специальные методы моделирования трудового

процесса, позволяющие выделять и анализировать наиболее существенные характеристики профессии, а так же качественные методы анализа: сравнительный анализ эмпирических данных; различные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы.

Применялись формы работы: индивидуальные и групповые.

На формирующем этапе применялись разнообразные методы

работы, которые были включены в тематическое планирование профессионально ориентационного курса подростков с интеллектуальной недостаточностью 9 класса «Самоопределение и выбор профессии».

Специфика профориентационных мероприятий включала в себя задачи: помочь сориентироваться в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дать более-менее чёткое понимание своих способностей, возможностей, и склонностей.

Тематическое планирование состояло из развивающих занятий,

включающих в себя диагностические методики, опросники, анкетирование. «Краткое содержание занятий приведено в Приложении 6».

Содержание и организация процесса ориентировалась: на содействие

развитию самопознания, самоопределения личности, на формирование адекватной самооценки, расширение знаний в мире профессий, стимуляцию трудовой мотивации, расширение возможностей профессионального самоопределения, формирование основ безопасности жизнедеятельности, основ нравственной, правовой социальной и трудовой культуры, на обогащение содержания и форм общения, развитию навыков общения и выхода из конфликтных ситуаций.

Параллельно проводилось обучение родителей навыкам общения, с ребенком позволяющим уменьшить состояние психологического дискомфорта, повышалась информированность родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в социуме.

Педагогический коллектив работал над созданием адаптивной среды

для подростков с интеллектуальной недостаточностью, входивших в экспериментальную группу, создавая ситуации успешности в учебной и трудовой деятельности, формируя общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам.

Координатором на всех этапах профориентационной работы являлся

педагог — психолог.

Глава 3. Анализ работы

3.1. Оценка результативности профориентационной работы.

Когда говорят о « качественной»оценке эффективности

профессионального самоопределения, то на первом этапе обычно пытаются понять, какие изменения произошли у подростка в плане его отношения к самому процессу профессионального самоопределения, в плане расширения его информационной и когнитивной базы выбора, в формировании и развитии волевой и исполнительной составляющих действий подростка, а также в плане формирования его ценностно-нравственной основы самоопределения и согласования профессиональных выборов с выборами жизненными и личностными.При выделении критериев и показателей профориентационной работы следует ориентироваться не столько на конкретные результаты — выборы, сколько на формирование самой готовности эти выборы делать, то есть готовности к самоопределению.

Второй этап уточнения главного критерия эффективности — это

оценка качества схемы построения личной профессиональной перспективы

Каждый из этих компонентов ЛПП был оценен по условной 5-балльной шкале:

1 балл — подросток даже не собирается об этом задумываться;

2 балла — подросток хотел бы об этом задуматься, но пока у него нет никаких мыслей и представлений;

3 балла — у подростка есть минимально конкретизированные мысли и представления;

4 балла — подросток имеет достаточно конкретные варианты выбора, мысли

и представления, но затрудняется в их обосновании;

5 баллов — у подростка имеются конкретные и хорошо обоснованные мысли

и представления по данному компоненту, которые не противоречат его же мыслям по другим компонентам схемы ЛПП [20, 17-18].

Контрольный анализ ЛПП показал, что 60% подростков после формирующего эксперимента более конкретно определились в своих жизненных целях, стали адекватно оценивать свои возможности; сформировано собственное мировоззрение, как система взглядов, развита способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации. 30% подростков имеют достаточно конкретные варианты выбора, мысли

представления, но затрудняются в их обосновании. И лишь один ребёнок

собирается об этом задумываться (Рисунок 3).

Рис. 3. Контрольный анализ ЛПП.

На качество личной профессиональной перспективы данного подрост-

ка повлияло мнение родителей.

Следовательно, было исследовано, чем руководствуются подростки

при выборе профессии. На данном этапе был применён метод графической беседы «Мой профессиональный выбор», который позволил выстроить субъективное пространство каждого подростка в совместной с ним проектировочной деятельности. «На Рисунке 4 приведён полученный эскиз взаимоотношений выбирающего и его социального окружения, который по своему содержанию дал возможность наглядно представить эту модель, оценить степень включённости в ситуацию других людей, обозначить специфическое субъективное отношение к реальности самоопределения, обозначил сильные и слабые места выбора».

Родители, родственники

Другие

взрослые Учителя

Сверстники, знакомые, одноклассники

Рис. 4. Взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение.

В данном случае ведущими факторами, повлиявшими на выбор

подростков и удовлетворенность таким выбором, выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, а не интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби. В результате бесед с подростками установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей. Некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка.

При выборе профессии 20% выпускников ориентируются не только на

советы педагогов, родителей, друзей, некоторые ребята утверждали, что вы-

бор профессии – это их самостоятельный выбор (Рисунок 5).

Рис. 5. Анализ профессионального самоопределения подростка с

интеллектуальной недостаточностью и его социального окружения.

  1. совет отца

  2. совет матери

  3. совет родственников

  4. совет одноклассника

  5. совет учителя

  6. консультация по профориентации

  7. рекомендации классного руководителя

  8. собственное увлечение, хобби

  9. пример или совет знакомых

  10. самостоятельный выбор

Для того чтобы подросток

соотносить требования, предъявляемые профессиями к человеку, с их собственными особенностями и возможностями , я воспользовалась типологией профессий Е. А. Климова . После бесед детям было предложено заполнить «Дифференциальный — диагностический опросник» Е. А. Климова (Приложение 1).

Анализируя результаты ДДО, для подростков с интеллектуальной недостаточностью можно отметить преобладание у мальчиков направленность на сферу деятельности Человек-Техника 50%, у девочек — направленность на сферу деятельности Человек – природа 20% (Рисунок 4).

Возможно, это связано с возрастными особенностями, с приобретёнными знаниями и умениями в трудовой деятельности. Подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

Рис. 4. Сравнительный анализ ДДО.

Особую роль в оценке эффективности практической профконсультационной помощи играет метод наблюдения.

Говоря об эффективности занятий, выделялись примерно следующие критерии наблюдения:

  • эмоциональная включенность подростка в занятие (его неравнодушие к происходящему);

  • деловая включенность;

  • общая удовлетворенность от совместной работы.

По каждому из таких критериев были выделены показатели.

эмоциональной включенности:

1 — полное безразличие (отсутствие интереса, выражение скуки на лицах и в позах);

2 — отдельные, очень редкие проявления интереса;

3 — неравнозначная заинтересованность (кому-то интересно, кому-то — нет);

4 — нормальный интерес (отдельные вопросы учащихся, оживленные лица);

5— бурные и даже сверхнормативные эмоциональные проявления (восторги, стремление поспорить, высказаться и даже не согласиться с воспитателем…).

По деловой включенности:

1 — учащиеся заняты посторонними делами (как бы «не замечают» того, что делается в аудитории);

2 — учащиеся пассивны («тихое безделье»);

3 — формальная включенность в занятие или в профконсультацию («сделаю, чего хотите, только отвяжитесь…»);

4 — нормальная деловая включенность (сосредоточенные лица, стремление выполнить задание и т.п.);

5 — сверхнормативная деловая активность («одержимость» делом, желание сделать что-то по-новому, готовность работать дополнительное время…).

По общей удовлетворенности от работы:

1 — демонстративное недовольство (насмешливые, неуважительные позы, агрессия, желание сорвать занятие или превратить профконсультацию в «хохму»);

2 — сдержанное недовольство (надутые губы, показная медлительность и «непонимание»);

3 — трудноопределимая степень недовольства (кто-то доволен, кто-то нет);

4 — нормальная удовлетворенность (спокойные, приветливые взгляды, отсутствие скованности и демонстративности);

5 — явные признаки удовлетворенности (радость, благодарности, откровения учащихся).

Оценка эмоциональной включённости показала, что у 20% подростков

неравнозначная заинтересованность (кому-то интересно, кому-то — нет); у 80% — нормальный интерес. Оценка деловой включённости: 70% проявили нормальная деловую включённость и лишь 30% подростков не изменили своего отношения к занятиям по профориентации.Анализ по общей удовлетворённости от работы показал, трудноопределимую степень недовольства у 20% выпускников и лишь у 80% нормальную удовлетворённость (Рисунок 5).

Рис. 5. Критерии наблюдения эффективности занятий.

В целом, можно выделить два основных критерия эффективной работы

воспитателя, как профконсультанта:

1 — формирование у самоопределяющегося человека самостоятельности при решении своих профориентационных проблем, его реальная внутренняя активизация, когда поиск смысла профессионального самоопределения становится для него личностно значимым;

2 — формирование осознанности действий самоопределяющегося человека, вооружение его внутренними средствами для построения обоснованных перспектив профессионального и личностного развития.

Таким образом, можно считать, что разработанные профориентационные мероприятия являются эффективными и действительно повышают уровень социальной адаптации подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Данные анкеты «Хочу. Могу. Надо» позволили выявить несоответствие

между приобретенными умениями и выбором будущей профессии. Девушки, несмотря на то, что их обучают швейному делу, хотели стать парикмахером, штукатуром, маляром; в третьем пункте анкеты также указывают, что могут работать по специальности парикмахер, штукатур и ни одна не указала на специальность швея. Из этого можно сделать вывод, что действия учителя трудового обучения направлены лишь на получение учащимися конкретных навыков, но не развивают интерес к своему предмету. До проведения формирующего эксперимента из юношей, двое выбрали для себя профессию сварщик, двое — авто слесарь. И только трое подростков адекватно оценили свои умения и навыки и выбрали специальности, которые совпадают с потребностями общества (Приложение 6).

Зона совпадений с потребностями общества возросла, только после проведённых занятий на формирующем этапе.

Профессиональные интересы и склонности, связанные уровнем

притязаний и самооценкой входят в сферу предпочтений, которые в купе с осознанием своих возможностей переходят в профессиональные намерения, а при соотнесении с требованиями общества приводят к адекватному профессиональному самоопределению.

С подростками, которые точно знали, кем хотят быть, но ещё не

определились, какой из примерно двух вариантов профессий выбрать, была проведена работа по методике «Ради» (Приложение 2).

Анализируя итоговые ситуации двух подростков, хочется отметить, что

один из выпускников сам пришёл к выводу, что профессия газосварщик ему не подходит. Так как данная профессия получила большой список из значимых сложностей. Однако у второго выпускника ситуация сложилась так, что обе профессии набрали абсолютно идентичный список и количество баллов. В дальнейшем было выяснено, что одна из профессий не была выбрана выпускником лично, а подсказана родителями. Эта методика помогла смягчить кризис профессионального становления, когда подросток начал сомневаться в своём выборе.

В результате проведенного эксперимента были разработаны

рекомендации по профориентации для: подростков и их родителей.

Рекомендации подросткам при выборе профессии:

  • учитывать не престижность профессии, а востребованность;

  • учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

  • помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;

  • познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

  • выясните ограничения по состоянию здоровья;

  • выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.

  • основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.