Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями

Содержание скрыть

Сотрудничество ДОО с родителями, актуальность этой темы высока, ведь с тех пор, как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьёй и ДОО тесно связаны с решением задач просвещения родителей.

Одним из важнейших аспектов деятельности ДОО является работа с семьёй. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОО и семьи во всестороннем развитии ребёнка. Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Позитивные характеристики взаимодействия ДОО и семьи воспитанников закладывается на уровне ежедневных дел, встреч. Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:

  • доверительное отношение педагогов и родителей не может быть навязано, оно является как естественное желание обеих сторон;
  • процесс взаимодействия развивается последовательно.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.).

Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Детский сад первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и воспитателей зависит дальнейшее развитие ребенка. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях воспитателей и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

17 стр., 8136 слов

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей

... авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. 3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою ...

На мой взгляд, основной целью взаимодействия педагогов с семьёй является установление доверительных отношений с детьми и их родителями, как бы объединение их в одну команду. Воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей. С родителями взаимодействие необходимо начинать со знакомства. Воспитатель постоянно поддерживает личный контакт с родителями, обмениваются информацией.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка, тогда работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Всем известно, что сотрудничество педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию.

Таким образом, именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель – педагог”. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно /как воспитали меня/.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике и его семье. Только тогда возможно повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного отношения с родителями.

Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально- педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие, сотрудничество в интересах детей.

2.Сотрудничество детского сада и семьи

Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего детского сада. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:

  • уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
  • недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
  • неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;
  • незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.

Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.

12 стр., 5501 слов

Воспитание в мусульманской семье

... семейные отношения Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная задача, решаемая обществом и семьей. Как мы знаем, семья является первичной ячейкой общества. Родители оказывают многостороннее влияние на формирование личности ребенка. В семье ребенок ...

Задачи работы детского сада с семьей:

1.Единство требований к ребенку в процессе воспитания творческой личности;

2.Педагогическое просвещение родителей (через наглядные и словесные формы работы);

3.Изучение лучшего опыта семейного воспитания;

4.Ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения.

Современные проблемы взаимодействия ДООс семьей:

1.Отношение семьи к дошкольному учреждению;

2.Неодооценивание роли ДОО в воспитании ребенка;

3.Что ожидают родители и детский сад друг от друга;

4.Незнание жизни родителей.

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было: гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью, стало – формирование, прежде всего гражданина советского государства. В 60 – 70г. Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в заботах В.А.Сухомлинского. Он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей и, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей. Поэтому, считал он, задачи воспитателя могут быть успешно решены в том случае, если детский сад поддерживает связь с семьей, между воспитателем и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

В настоящие годы к дошкольному учреждению предъявляются повышенные требования. Десятилетия назад наше государство всячески подчеркивало социальную функцию дошкольного учреждения – освобождение женщины – матери для участия в общественном производстве.

Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Теперь во главу ставится педагогическая функция дошкольного образовательного учреждения:

  • как воспитывают;
  • чему учат;

— насколько успешно готовят к школе. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути наиболее сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в мире семьи союзника, единомышленника в воспитании ребенка. Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги пытаются воспитывать независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. Например, в воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных способов действий, деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и другое.

23 стр., 11407 слов

Ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей является ...

... складывающиеся в семье между родителями и несовершеннолетними детьми по воспитанию последних. Предметом исследования являются правовые нормы и правоприменительная практика в сфере правовой ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей. Цель работы заключается в том, чтобы ...

3. Организация администрацией ДОО работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями

Работа с педагогами предполагает:

  • Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
  • Каждый сотрудник ДОО должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект.

Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;

  • Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.

Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОО, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОО в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.

Действия педагогов по налаживанию контактов с родителями:

1. Первые контакты между ДОО и семьей:

  • посещение педагогом семьи на дому;
  • приглашение родителей посетить ДОО;
  • предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;
  • встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.

2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в процессе:

  • ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;
  • неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;
  • ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
  • посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.

3. Помощь родителей ДОО:

  • в качестве организаторов и спонсоров;
  • в организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;

4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОО:

  • родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОО;
  • родители принимают участие в играх, занятиях детей.

5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:

  • работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);
  • продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.

6. Участие родителей в общественной деятельности:

  • работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.

7. Организация общественных мероприятий для родителей:

  • посещение курсов по проблемам воспитания;
  • работа клуба для родителей;
  • приглашение лекторов по интересующим вопросам;

8. Помощь родителям:

  • оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;
  • накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;
  • помощь в решении выхода из кризисных ситуаций.

Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать условия:

8 стр., 3757 слов

Адаптация детей к условиям детского сада

... пребывания детей в первые месяца нахождения в ДОУ, некоторые рекомендации родителям по адаптации. Для этого необходимо решить ряд задач. 1. Адаптация детей к условиям ДОУ 1.1 Типы адаптации Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский ...

  • единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;
  • обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;
  • планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;
  • преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;
  • наличие в ДОО нормативно-правовых документов по работе с семьей;
  • подбор материалов в методическом кабинете ДОО в помощь педагогам;
  • участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.

принципы:

открытость детского сада для семьи

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

научность

непрерывность и целостность

вариативность

планомерность

гуманность

диагностика

создание активной развивающей среды,

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей – навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов – преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

4. Содержание и формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей

Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников являются заведующая и воспитатель. Заведующая содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагогом. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм, методов, приемов сотрудничества, то есть работы с родителями, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

18 стр., 8884 слов

«Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду ...

... затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, ... неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки и сами развиваются, ...

Существует три формы работы с родителями:

  • Наглядные;
  • Словесные;
  • Смешанные.

Словесные методы и формы– беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные методы– оформление стендов, рамок-передвижек, день открытых дверей; оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные формы (комбинированные) – посещение семьи ребенка, день открытых дверей, родительские собрания, конференции.

Работа с родителями в нашем детском учреждении выстраивается на таких принципах как: системность, сотрудничество, постоянство, от простого к сложному.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Основными направлениями сотрудничества с семьёй являются: изучение потребности родителей в образовательных услугах; просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Исходя, из этих направлений и осуществляется работа по сотрудничеству с семьями дошкольников через разнообразные формы, такие как:

.

Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса.

.

Родительские собрания . Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.

.

.

Например:

.

Например:

— Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:

:

Например:

«Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:

.

.

.

.

.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями и специалистами детского сада.

По вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников медицинской сестрой и инструктором по физкультуре выпускаются санитарные бюллетени. В вестибюле оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию.

Целенаправленно организована работа с родителями детей подготовительных групп к школе. Проводятся индивидуальные беседы психолога с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе». Наиболее активным родителям на празднике «До свидания, детский сад!» вручаются благодарственные письма от администрации детского сада.

4 стр., 1921 слов

Стили общения родителей с детьми в семье

... отношений и нарушениями в поведении детей - с другой? 7 2. Стили общения родителей с детьми Общение родителей и детей - важнейшее действие, которое способно сплотить семью или же разрушить ее. Причем многие родители даже и ... таких семей в общество выходят либо неуверенные в себе и запуганные люди, либо авторитарные и агрессивные люди. Последствия таких взаимоотношений с ребёнком видны уже в детском ...

Наглядно – информационные формы:

.

.

Например:

.

.

5. Взаимодействие современного дошкольного учреждения и семьи

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.

Работникам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в организации содержательного общения с родителями и другими членами семьи. Но эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей современной семьи и педагогических условий воспитания в ней детей. В работе с родителями педагоги обращают их внимание на роль семьи в воспитании детей, начиная с дошкольного детства; доказывают, привлекая фактический материал, что цели и задачи семьи и дошкольного учреждения – формирование личности человека. Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях жизни, формировать положительное отношение к лучшим, типичным ее сторонам; осуществлять трудовое воспитание; развивать начала гуманизма и коллективизма, дисциплинированности и ответственности; воспитывать любовь к Родине; заботиться о том, чтобы нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках и поступках. Даже у маленьких детей вырабатывается активная мораль, противостоящая по возможности отрицательным проявлениям окружающей действительности. Повышение педагогической культуры родителей во многом зависит от личности самого воспитателя детского сада. “ Какими качествами должен обладать педагог, как проходит его общение с родителями и воспитанниками?” – эти вопросы волнуют воспитателей детского сада. Беда многих педагогов в излишней авторитарности в общении с взрослыми и детьми. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями не только у малышей, но и у их родителей. Важнейшую роль семьи в воспитании детей педагоги раскрывают на примере опыта лучших семей.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно более эмоционально по содержанию и формам отношений между взрослыми и детьми. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь: повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психолого-педагогическими знаниями и умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

22 стр., 10900 слов

Работа детского сада по ознакомлению детей с Казахстаном

... в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Историческое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В ... работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа ... создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, ...

Такое доверие само – собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание – и картина психологии будет достаточно полной.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями, социальными педагогами и родителями, контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, и не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Поэтому во многих странах разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи, осуществляемое дошкольным образовательным учреждением, должно иметь целевую направленность.

Например, специфика работы воспитателя ясельной группы с семьей диктуется, прежде всего, психофизиологическими особенностями детей раннего возраста: быстрое развитие малыша требует своевременного изменения задач воспитания и обучения, перестройки методов и приемов педагогической работы. В содержание психолого-педагогического просвещения родителей необходимо включать вопросы охраны жизни, укрепления здоровья малыша, создание условий для правильного физического развития. По вопросам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, гигиенического ухода, рационального питания, закаливания, режима дня, массажа дня, гимнастики, родителям рекомендации дает не только воспитатель, но и медицинские работники детского сада. Причем советы должны быть индивидуальные (Саше, Лиде).

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное образовательное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо “открыть” детский сад для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, субботниках, собраниях и д.р.).

17 стр., 8373 слов

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами

... общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в некоторых регионах достигает 25-30%. - увеличение количества недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а также подростков. В Казахстане ежегодно ...

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Например, Сережина бабушка – художница, она с удовольствием ходит в детский сад показывает свои произведения, вводит их в тайны своего мастерства: учит пальчиковой технике рисования.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, учатся чему – то новому. Важнее другое– с каким уважением любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап и мам, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом, у которых такие золотые руки! Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли ”коллективного педагога”. Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семью каждого воспитанника, понять ее сильную сторону и слабую сторону в воспитании детей, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Итак, подведя итог к вышесказанному, следует выделить еще один важнейший момент в преемственности детского сада и семьи – это авторитет родителей. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка. Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания.

Общий тон семьи создается личностью родителей. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на “женские” и “мужские”, одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. А.С.Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются в семьях. Авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от всяких трудностей. Обстановка изнеженности и т.д. – создает в семье эгоиста, который подрастая ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция. Ложный авторитет доброты. Родители все разрешают ребенку. Малыш растет в атмосфере всепрощения, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии. Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.

Противоположный вид семейного воспитания: ложный авторитет подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. Родители требуют подчинения не только от детей, но и не дают развернуться детским возможностям. В такой семье ребенка часто наказывают. Вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот деспот. Разновидностями этого авторитета являются: — авторитет педантизма – разговаривают с ребенком сухо, с целью сохранения дистанции, с мнением ребенка не считаются, — авторитет чванства– родители чрезмерно кичатся своими достижениями. Гордятся не тем, что “умеют”, а тем, что “имеют”. Дети – хвастуны, белоручки, расчетливы.–авторитет подкупа – послушание детей и хорошее отношение с помощью подарков.

6. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Задачи:

1. Создать условия для обеспечения реальных потребностей семьи в воспитании детей, предоставить необходимые услуги нуждающимся;

2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьей;

4. Повысить профессионализм педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи.

Этапы развития сотрудничества детского сада и семьи

I этап. Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

  • Изучение педагогами теоретической базы по проблеме: аналогичный опыт работы, научную и методическую литературу, современные разработки;
  • Анализ работы с родителями для выявления уровня работы педагогов;
  • Изучение потребностей родителей в повышении педагогической грамотности, уровень включения их в деятельность дошкольного учреждения;
  • Выявление проблем педагогов во взаимодействии с родителями;
  • Анализ методического обеспечения работы с родителями в дошкольном учреждении;
  • Заключение договоров с другими социальными институтами для успешной реализации сотрудничества.

Планируемые результаты:

  • Создание информационного банка нормативно-правовой документации, дидактического и методического обеспечения работы с родителями;
  • Повысить уровень знаний педагогов по проблеме;
  • Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми. Определение основных методов и форм работы;
  • Создание банка данных семей воспитанников, включающего потребности родителей для повышения педагогической грамотности, опыта семейного воспитания, уровня включения родителей в деятельность детского сада.

II этап. Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОО.

Задачи:

  • Повышение уровня педагогических знаний родителей через организацию информационных, познавательных мероприятий, занятий-тренингов;
  • Организация совместных культурно-массовых мероприятий для детей, родителей, педагогов;
  • Организация работы с педагогами по совершенствованию коммуникативных навыков общения;
  • Выявление на основе анализа диагностики положительных аспектов работы и недоработок.
  • Подготовка пакета документов для организации сотрудничества с родителями «неорганизованных» детей.

Планируемые результаты :

  • Приобретение родителями знаний и умений по вопросам воспитания и развития детей;
  • Снижение уровня педагогической запущенности в воспитании детей;
  • Повышение уровня навыков конструктивного общения педагогов и родителей:
  • Апробация новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста

III этап. Цель:

Задачи:

  • Анализ и коррекция сотрудничества детского учреждения и семьи;
  • Организация коллективных творческих дел, работа творческих мастерских для родителей и детей;
  • Выявление положительного опыта сотрудничества и причин неудачного опыта.

Планируемые результаты:

  • Изменение стиля взаимоотношений в семьях воспитанников;
  • Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
  • Создание «Педагогической копилки» по работе с родителями.

IV этап. Цель:

Задачи:

  • Обобщить опыт работы с семьей.
  • Выявить причины неудачного опыта, наметить коррекционную работу.

Планируемые результаты:

  • Разработка рекомендаций по работе с родителями.
  • Отбор лучших материалов для публикации в районной газете «Светлый путь», «Педагогическом вестнике» Управления образования администрации муниципального района.

7. Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и прочее.

Из опыта своей работы я считаю, что от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: дети – дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным; а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Особая роль при любой форме организации сотрудничества с родителями должна отводиться социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов, но для эффективного взаимодействия педагога с семьями недостаточно только диагностики и желания сотрудничать. Необходимы так же современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада и родителей, они должны стать основой для профессионального взаимодействия.

Для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Исходя из этого, в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

В зависимости от категорий родителей используются такие новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины, педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера вопросов и ответов” и др. Перед каждой встречей организуются просмотры занятий, согласно теме. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОО педагогики сотрудничества только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Все формы работы с родителями, используемые в детском саду, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

Таким образом, объединение усилий воспитателей и родителей является обязательным условием успешного решения воспитательных задач

8. Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/attestatsionnaya/effektivnyie-napravleniya-sotrudnichestva-pedagogov-s-roditelyami/

Евдокимова Е.С., Дозокина Н.В. «Детский сад и семья: методика работы с родителями». М. «Мозаика – Синтез». 2007 г.

Козлова С.А. «Я – человек» Программа социального развития ребёнка. М. «Школьная пресса». 2005 г.

Арнаутова Е.П., Зубова Г.Г. «Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников». Методическое пособие. М., ТЦ «Сфера». 2005 г.

Свирская Л. «Работа с семьёй: необязательные инструкции». Методическое пособие для работников ДОУ. М. «Линка – Пресс», 2007 г.

Арнаутова Е.П. «В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьёй». М. 2004 г.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С. 221.

Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]//

roditeljami

29

Адрес публикации: