Система мужских образов в романе М.Ю. Лермонтова помогает автору подчеркнуть неоднозначный и противоречивый характер Печорина.
Грушницкий
С помощью мужских образов М.Ю. Лермонтов подчеркивает присущие Печорину качества. Автор, сравнивая главного героя с перечисленными выше персонажами, демонстрирует сходства между ними и различия, которые помогают понять внутренний мир Печорина.
Печорина привлекает смелость Янко, его сильный дух. Этими качествами обладает и сам Печорин, что подчеркивается как самой главой «Тамань», так и главой «Фаталист», в которой Печорин решает поймать казака-убийцу.
Интерес к слепому мальчику, за которым Печорин пошел ночью, подчеркивает стремление Печорина к приключениям. Грусть за то, что он встревожил «честных контрабандистов», которая появилась у Печорина, когда он наблюдал, как плачет слепой мальчик, оставленный Вуличем на произвол судьбы, говорит о свойственной в начале способности сострадать окружающим людям. Оставшийся один слепой мальчик похож на одинокого Печорина.
Грушницкий является одновременно двойником Печорина и его антиподом. Свойственные Печорину эгоизм и себялюбие является качествами и Грушницкого. Но если эти качества в Грушницком пошлы и смешны, то у Печорина они трагичны.
С помощью образа доктора Вернера М.Ю. Лермонтов демонстрирует отношение Печорина к дружбе: он не способен дружить с кем-то, поскольку не готов жертвовать чем-то, в особенности своей свободой. Сравнивая себя с Вернером, Печорин подчеркивает свойственный себе эгоизм и неравнодушие только к собственному существованию.
Важным для понимания образа Печорина становится Максим Максимыч, который становится одним из рассказчиков во всем романе. Встреча Печорина с Максимом Максимычем после пятилетней разлуки акцентирует внимание на отрицательных чертах центрального персонажа, на его равнодушии и эгоизме. Однако М.Ю. Лермонтов выражает мысль о том, что смотреть на Печорина глазами обидевшегося Максима Максимыча нельзя, поскольку штабс-капитан не способен понять душу Печорина, следовательно, оценить его со всей справедливостью.
Взаимоотношения Печорина с Вуличем позволяют читателю увидеть интерес главного героя к вопросу о судьбе и предопределению. М.Ю. Лермонтов, сравнивая Печорина с Вуличем, показывает, что Вулич, являясь фаталистом, во время пари полагается исключительно на судьбу, а Печорин, проверяя судьбу, создает план действий по поимке казака-убийцы, проявляя ловкость, ум и волю. Автор показывает, что Печорин сомневается относительно существования предопределения и относительно всех остальных явлений действительности.
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как первый психологический ...
... Лермонтов написал специальное предисловие к «Журналу Печорина». Таким образом, роман разросся до 6 глав, включая сюда и «Предисловие» к «Журналу». Появилось и окончательное название -- «Герой нашего времени». ... Замысел романа 1.1 Смысл заглавия романа лермонтов психологический роман Творческая история «Героя нашего времени» ... По-прежнему роман делился на две части: первая представляла собой записки ...
Сравнивает автор романа Печорина и с горцами Казбичем и Азаматом, показывая, что все трое решительны и смелы.
Демонстрируя, что второстепенные персонажи имеют свойственные Печорину черты, М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что Печорин является «героем времени».
Однако то, что не находит с мужскими образами общего языка, подчеркивают одиночество центрального персонажа, его принадлежность к «лишним» людям.