Одним из наиболее важных вопросов как философии, так и естествознания является проблема материи. Представления о строении материи нашли свое выражение в борьбе двух концепций: прерывности (дискретности) материи – корпускулярная концепция, и непрерывности (континуальности) материи – континуальная концепция. С ними тесно связаны проблемы взаимодействия материальных объектов, которые проявляются как концепции близкодействия (передача действия от точки к точке) и дальнодействия (передача действия без физической среды).
Корпускулярная концепция опирается на идеи Демокрита, отождествившего пространство с пустотой и приписавшего пустоте индивидуальное существование. По Демокриту пространство есть то, что существует само по себе, независимо от материи и является «вместилищем» тел. Оно может быть заполнено телами, а может быть абсолютно пустым в виде особого реального объекта. Ньютон в своей механике эту идею развил до четкого представления об абсолютном пространстве и абсолютном времени, которые не зависят друг от друга и не связаны с материей. Ньютон разработал концепцию прерывности. Его подход основывался на признании дальнодействующих сил. В 1672-1676 годах он распространил атомистику на световые явления и создал корпускулярную теорию света. По своему мировоззрению Ньютон был вторым после Декарта великим представителем механистического материализма в естествознании XVII-XVIII веков. Декарт стремился построить общую картину природы, в которой все явления объяснялись как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Недостатки механистической атомистики:
- отсутствие достоверного экспериментального материала;
- атомы рассматривались как
частицы, лишенные возможности превращения; - единственной формой движения принималось механическое движение.
Сложившиеся к началу XIX века представления о строении материи были односторонними и не давали возможности объяснить ряд экспериментальных фактов. Разработанная М. Фарадеем и Дж. Максвеллом в XIX веке теория электромагнитного поля показала, что признанная концепция не может быть единственной для объяснения структуры материи. В своих работах М. Фарадей и Дж. Максвелл показали, что поле – это самостоятельная физическая реальность. Таким образом, в науке произошла определенная переоценка основополагающих принципов, в результате которой обоснованное Ньютоном дальнодействие заменялось близкодействием, а вместо представлений о дискретности выдвигалась идея непрерывности, получившая свое выражение в электромагнитных полях, т.е. развитие получила континуальная концепция.
Понимание материи и сознания
... общественного сознания и их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93 Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с понимани- ем материи и сознания, исключительно важны для философии. Их ...
Двойственность описание природы особенно проявляется при рассмотрении пространственных и временных свойств материи. На эмпирическом уровне познания мира понятие пространства позволяет описывать порядок сосуществования материальных объектов по признакам «слева – справа», «дальше – ближе», «сверху – снизу», «больше по размерам – меньше». Понятие времени выражает порядок смены событий по признаку «раньше – позже». Пространство и время органически связаны с материей, не могут существовать самостоятельно, обособленно от нее. Основы такого взгляда заложил Аристотель и развил Г. В. Лейбниц (1646-1716).
Дальнейшее углубление этого представления о пространстве и времени осуществил Эйнштейн в теории относительности.
В современной физике строго доказано, что пространство и время неразрывно связаны между собой, то есть составляют единое четырехмерное пространство-
Это представление о четырехмерном пространстве-времени эффективно «работает» в масштабах от размеров видимой Вселенной до размеров элементарных частиц.
Итак, по современным представлениям наш реальный мир четырехмерен: три измерения являются пространственными и одно – временным. Строго показано, что если бы наше геометрическое пространство имело больше 3-х измерений, то планеты, движущиеся вблизи Солнца, и электроны, движущиеся вблизи ядер атомов, не могли бы образовывать устойчивые планетарные и атомные системы. Тем не менее, современные теории, правильно отражающие закономерности в глубоком микромире и ранние стадии эволюции Вселенной, вынуждены оперировать многомерными пространствами. Однако «избыточные» измерения, сыграв свою роль при объяснении тех или иных свойств материи или определенных этапов ее эволюции, неизбежно выпадают из игры.
Установлено, что пространство и время обладают тремя фундаментальными свойствами (тремя видами симметрии): время однородно, а пространство однородно и изотропно. Изотропность пространства означает, что в любых направлениях его свойства абсолютно одинаковы, то есть пространство обладает симметрией относительно операции поворота. Однородность пространства (симметрия относительно операции сдвига, перемещения) означает абсолютную одинаковость свойств пространства в различных его точках. Аналогичная симметрия времени относительно «сдвига» (выбора момента начала отсчета времени) отражает одинаковость его свойств в прошлом, настоящем и будущем. Перечисленные свойства пространства и времени физически проявляются в одинаковости законов Природы, в различных направлениях во Вселенной, в различных ее местах и в различные моменты времени.
В соответствии с достижениями квантовой физики основополагающим понятием современного атомизма является понятие элементарной частицы, но им присущи такие свойства, которые не имели ничего общего с атомизмом древности, в частности, дуализм свойств. В 1900 г. М. Планк показал, что энергия излучения или поглощения электромагнитных волн не может иметь произвольные значения, а кратна энергии кванта, т.е. волновой процесс приобретает окраску дискретности. Идея Планка о дискретной природе света получили свое подтверждение в области фотоэффекта. Де Бройль открыл примерно в это же время у частиц волновые свойства (дифракция электрона).
Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени в современной науке
... марксистская философия. 1.1 Диалектическое понимание движения материи материя движение пространство В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения. Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, - писал Ф. Энгельс, ...
Таким образом, частицы неотделимы от создаваемых ими полей, и каждое поле вносит свой вклад в структуру частиц, обуславливая их свойства. В этой неразрывной связи частиц и полей можно видеть одно из наиболее важных проявлений единства прерывности и непрерывности в структуре материи. Для характеристики прерывного и непрерывного в структуре материи следует также упомянуть единство корпускулярных и волновых свойств всех частиц и фотонов. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов представляет собой одно из фундаментальных противоречий современной физики и конкретизируется в процессе дальнейшего познания микроявлений. Изучение процессов макромира показали, что прерывность и непрерывность существуют в виде единого взаимосвязанного процесса. При определенных условиях макромира микрообъект может трансформироваться в частицу или поле и проявлять соответствующие им свойства.
Вся обстановка в науке в начале XX века складывалась так, что представления о дискретности и непрерывности материи получили свое четкое выражение в двух видах материи: веществе и поле, различие между которыми явно фиксировалось на уровне явлений микромира. Однако дальнейшее развитие науки показало, что такое противопоставление является весьма условным. Было показано, что материя проявляет как непрерывные, так и корпускулярные свойства. Необходимо добавить, что представление о дискретности пространства-времени в современном естествознании все-таки существует, но оно применяется только в связи с объяснением самых ранних этапов эволюции Вселенной.
2. Единство противоположностей в свойствах материи
Проблема конечного и бесконечного при исследовании строения материи постоянно переплеталась с проблемой прерывного и непрерывного. Если абсолютизация прерывного являлась философской основой концепции неделимых и бесструктурных элементов материи, то абсолютизация непрерывного приводила к отрицанию самой идеи атомизма и к теории бесконечной делимости материи. Обе эти концепции претерпели существенные изменения и коррективы в свете современных достижений. Поэтому представляет большой интерес рассмотреть, как современная наука решает проблему прерывного и непрерывного.
Философской основой для правильной постановки этой проблемы является диалектико-материалистическое положение о единстве противоположностей. Всякий материальный объект включает в себя единство противоположных свойств и тенденций. Всестороннее изучение каждой из этих тенденций составляет важнейшее условие диалектического способа мышления.
Материя: формы её движения и существования
... частными физическими формами материи и движения. Наличие этого свойства оказывается необходимой основой взаимодействия и взаимопревращения различных физических объектов, позволяет ввести общую меру физического движения, отражающую единство физической реальности, ее отличие от ...
Из всех противоположностей, которые имеются в неорганической природе и обусловливают ее развитие, одними из важнейших являются притяжение и отталкивание. Их взаимодействие обусловливает устойчивое существование всех материальных систем и их непрерывное внутреннее изменение. Эти противоположности находятся в столь неразрывном единстве, что при определенных условиях притяжение может сменяться отталкиванием, и наоборот. Более того, в ряде случаев взаимодействие выступает как тождество противоположностей притяжения и отталкивания. Согласно квантовой теории, взаимодействие между телами на расстоянии есть результат обмена квантами электромагнитного, гравитационного или ядерного полей. Излучение данным материальным объектом квантов поля есть по существу не что иное, как своеобразное отталкивание. Между тем именно это излучение, обусловливающее возможность обмена квантами, лежит в основе притяжения, которое возникает между телами. Взаимодействие здесь выступает как единство противоположностей.