Поведенческий портрет

Цель: составить два портрета и сопоставить их: один основанный на несистематических «житейных» наблюдениях, второй — на систематических наблюдениях, также сопоставить данные, полученные разными способами отчета: на результате субъективных оценок, вынесенных на основе субъективных представлений о человеке и на основе дневниковых записей.

Гипотеза: два поведенческих портрета (по субъективным оценкам и по результатам наблюдения) совпадут.

Метод исследования: наблюдение полевое (проводится в естественных условиях), открытое (наблюдаемый знает о наблюдении), включенное (наблюдаемый находится в той же деятельности, что и наблюдатель), не стандартизированное (не используются стандарты, критерии, дневниковые записи ведутся в свободной форме)

1. План наблюдения для формирования поведенческого портрета

Зачастую многие путают понятия «поведенческий» и «психологический» портреты.

Поведенческий портрет — совокупность общих закономерностей поведения человека, таких как речь, жесты, мимика и т.д.

Психологический портрет в свою очередь отражает психологическую структуру человека. Характер, темперамент, эмоции, самооценка, самоконтроль и способности человека.

Чтобы составить поведенческий портрет, необходимо проанализировать поведение и привычки человека. То, как человек ведет речь, как жестикулирует, как ведет себя в общем течение дня и в общем в данный период жизни. Все это составляет общую картину поведения человека.

Предметом наблюдения является поведение взрослого человека в естественных жизненных условиях, которое оценивается вместе с контекстом ситуации. Критерии, которые могли бы быть выдвинуты не могут охватить все ситуации и обстоятельства, они не достаточно гибки для адекватного описания наблюдаемого индивидуального поведения человека. Но в качестве плана исследования выдвигаются основные параметры:

  • поведение по отношению в другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения, позиция в общении, наличие противоречий в поведении);
  • хобби (как наблюдаемый проводит свой досуг);
  • поведение в учебе (как в основной деятельности);
  • поведение в социальных сетях;
  • тематика разговоров;
  • мимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общее выражение лица);
  • отдельные особенности внешнего вида (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание;
  • равнодушен к своему виду или придает ему особое значение).
    12 стр., 5833 слов

    Политико-психологический портрет В.В. Жириновского

    ... человека теоретические аспекты, применяемые для составления портрета. Для решения поставленной цели выделены следующие задачи: Дать определение понятию политко-психологическому портрету; Рассмотреть типологию политико-психологического портрета; Составить политико-психологический портрет В. Жириновского. ... психодиагностики основываются на наблюдении за реальным поведением политика. Необходимо выделить ...

2. Методика и результаты ее проведения

Проводилось открытое, полевое, включенное и не стандартизированное наблюдение.

На первом занятии был составлен первый «поведенческий портрет» наблюдаемого, основой которого является весь предыдущий опыт общения с наблюдаемым и данные, накопленные в результате обыденных, житейских наблюдений за его поведением:

1. Составляется в произвольной форме, возможны употребления сравнений, литературных оборотов и т.п.

2. Должно касаться как можно большего числа сторон и черт поведения;

3. Может касаться любых особенностей поведения испытуемого, начиная с характерных жестов и мимики и кончая наиболее общими характеристиками поведения (такими, как, например, способы решения сложных задач и т.п.);

4. Не должно содержать в себе указаний на специфические черты внешности наблюдаемого, по которым он легко узнается и безошибочно идентифицируется; а также суждений и оценок наблюдателя относительно личности наблюдаемого человека.

Данные испытуемого: студентка 1 курса, женский пол, 18 лет. Наблюдения проводились в будние дни во время учебы и иногда после нее. Велись 9 дней.

В целом портреты схожи. Дополнительно в портрете после наблюдения отмечено желание сходить в театр, любовь к сладкому и огурцам, отмечены особенности поведения в переписке. В противоречие к первичному портрету оказалось, что цвет одежды наблюдаемой ближе к темным оттенкам, наблюдаемая ни разу не разговаривала о еде и одежде, а круг ее общения меньше, чем предполагалось.

Таблица 1

Первичный портрет.

Портрет после наблюдения.

Наблюдаемая имеет большой круг постоянного общения (10-15 человек), часто знакомится и общается с новыми людьми.

Наблюдаемая постоянно общается с 7 людьми (КД, ЧЕ, МФ, В, ИС, АШ, АЗ), иногда общается с другими однокурсниками (Т, Ф, К), рассказывала о новых знакомствах за время наблюдения два раза (один раз это были планы, второй — рассказ).

Со слов наблюдаемой, увлекается азиатской культурой: музыкой, фильмами и танцами, разнообразными поделками из бумаги, крафтит.

С рассказа наблюдаемой, готовится сделать костюм на фестиваль (скрафтить), часто говорит о корейских сериалах и музыке. Хочет пойти в театр. Один раз вырезала из картона «одежду». Планирует поставить танец на азиатскую песню.

Учится хорошо, не отставая от группы, вовремя сдает работы, обычно слушает преподавателя, редко опаздывает или не посещает занятия.

Наблюдаемая опоздала всего один раз, отвечает на максимальное количество баллов, готова к семинарам всегда, но может не вызваться отвечать. Два раза наблюдаемая ушла с пар. Практически всегда записывает за преподавателем.

В общении в интернете иногда (раз-два в день) скидывает какой-либо материал по своим интересам (указанным выше).

Писала только в конференцию с постоянным кругом общения. За время наблюдения скинула один раз про азиатский сериал и один раз про клип. Общение в интернете эмоционально выражено восклицательными знаками и скобочками, обозначающими улыбку.

Разговоры заводит обычно о фильмах, жанрах музыки, еде либо стилю одежды и макияжа.

Разговаривает о музыке, танцах, советует людям какой макияж им подойдет.

Обычно одета в одежду светлых, теплых тонов (белый, зеленый, голубой), просторную. Иногда приходит в юбке, при этом юбка или брюки обычно черные.

На протяжении 6 дней наблюдения ходила в черных брюках, по одному разу пришла в джинсах, в черной юбке и черное платье. Чаще всего наблюдаемая приходила в черной кофте, два раза в зеленой, два раза в белой и в розовой. Все кофты наблюдаемой были свободны. Один раз пришла в красном пальто.

В разговоре часто улыбается, парадирует и часто меняет выражение лица (поднимает брови, поднимает или опускает уголок рта, сужает или раскрывает шире глаза).

Речь быстрая.

В разговоре наблюдаемая улыбается (4 записи), говорит быстро (4 записи), поднимает уголок рта и брови (1 запись), активно жестикулирует (2 записи), округляет глаза (1 запись).

Перед едой снимает кольца и моет руки антисептиком. Со слов наблюдаемой, не переносит вкуса мяса.

Мыла руки антисептиком (4 из 4), ни разу не ела мяса. Со слов наблюдаемой, любит огурцы. Судя по тому, что во всех записях с кафе наблюдаемая брала что-то сладкое — любит сладкое.

Заключение

Гипотеза исследования подтвердилась: совпали два поведенческих портрета: один основанный на несистематических «житейных» наблюдениях, второй — на систематических наблюдениях, и данные, полученные разными способами отчета: на результате субъективных оценок, вынесенных на основе субъективных представлений о человеке и на основе дневниковых записей. Поведенческий портрет стал более точным, наполнился некоторыми деталями. Возможно, что разногласия в первом и втором портретах являются ошибкой, которая возникла из-за короткого времени наблюдения.

поведенческий портрет дневниковый

Приложение

Протоколы: Поведенческий портрет

  • 24 марта. 11:51. Пары.

Наблюдаемая одета в зеленую свободную кофту и черные узкие брюки.

На пару пришла вовремя. Выбрала место рядом с ЧЕ. Вызвалась к доске отвечать домашнее задание по семинару. При выступлении перед группой голос ровный, руки не трясутся, улыбается. После пары разговаривает с КД о том как познакомилась с девушкой, увлекающейся аниме.

  • 31 марта. 12.02. Пары.

Наблюдаемая одета в красное пальто и черные узкие брюки. Под пальто белая сводная кофта.

Пришла тяжело и часто дыша, что свидетельствует о беге. По словам наблюдаемой, она спешила на пару, говорила быстро и сбивчиво, улыбаясь. Не опоздала. Села на задние парты, в тетради есть записанное готовое домашнее задание, но отвечать не вызывается.

13:45. Перерыв.

Достала бутерброды с сыром, яйцом и огурцами. Перед тем как съесть, помыла руки антисептиком. По словам наблюдаемой, любит огурцы. Рассказывает о фестивале, о том какой костюм она сделает, в разговоре часто поднимает уголок губ и брови.

20:21. Конференция в интернете с КД, ЧЕ, В, МФ, АЗ, ИС, ША.

Скинула ссылку на понравившийся азиатский сериал, пишет с большим количеством восклицательных знаков и скобочек, по словам наблюдаемой, она в восторге от него.

  • 1 апреля. 11:07

Внешний вид: темно-зеленая свободная кофта и черные брюки.

Опоздала на пару. Сидела, уткнувшись в тетрадь, записывая что-то, но не поднимает голову. Со следующих пар решает уйти, чтобы подготовить домашнее задание.

16:07. После пар, кафе.

Пьет молочный коктейль. Перед едой помыла руки антисептиком. Ест чизкейк. Сидит в компании В, ИС, АШ, МФ, КД. Рассказывает о недавно просмотренном корейском сериале. При рассказе речь быстра, глаза широко распахнуты, жестикулирует, улыбается, сказала, что сериал ей очень нравится. Рассказывает, что очень хочет пойти в театр. Обсуждает с В как ей лучше краситься.

20:02. Конференция в интернете с КД, ЧЕ, В, МФ, АЗ, ИС, ША.

Скидывает клип азиатской группы, по которому хочет выучить танец, со слов наблюдаемой.

  • 4 апреля. 12:35. Время пар.

Внешний вид: черная толстовка, черные брюки.

После пары по английскому языку купила пирожные, не пошла на пару, разговаривала с АЗ, ЧЕ, В и МФ про аниме и корейские сериалы. Вырезала из картона «юбку» и «топик», сложила их и нарисовала девушку. Перед тем как съесть пирожные помыла руки антисептиком.

15:53. Лекция.

Села на самую последнюю парту с КД, но не отрывала глаз от преподавателя и записывала за ним. После пары обнялась с Т, разговаривает о планах на выходные — поставить танец под музыку.

  • 5 апреля. 11:50. Пары.

Внешний вид: черные брюки, розовая свободная толстовка.

Пришла раньше начала пары, в коридоре пока ждали преподавателя, подошла к одногруппникам, начала разговор о музыке и танцах, при разговоре улыбалась. На паре села с КД, разговаривала.

  • 6 апреля. 15:50. Пары.

Внешний вид: джинсы, черная кофта.

На контрольной села на первую парту, поза очень напряженная (спина, плечи).

Когда раздали контрольную, собрала волосы в хвост, сняла кольца с рук. В перерыве с КД и В обсуждали азиатскую музыку. После пар с КД, В, МФ пошла в кафе. Заказала молочный коктейль и чизкейк. Перед едой вымыла руки антисептиком.

  • 7 апреля. 12:05. Пары.

Внешний вид: черное платье и черная курточка.

Пришла на пару, по словам наблюдаемой подготовленная. Готовится она обычно, с ее слов, переписывая лекции по три раза. Перед тем как ответить сидела, уткнувшись в тетрадь, ответила, получив максимум баллов.

  • 8 апреля. 17:20. Пары.

Внешний вид: темные узкие брюки, белая просторная кофта.

Сидит с КД. На паре конспектирует, не отвлекается.

  • 11 апреля. 10:20. Пары.

Внешний вид: черная юбка, черная свободная кофта.

Пришла во время, как только пришла начала быстро говорить КД, Ф, К, активно жестикулируя о том, как пойдет на выходных на фестиваль и о том, как она познакомилась с новыми людьми, по ее словам, интересными, улыбается. На паре села с МФ, слушает и записывает.