5) Разработать программное обеспечение инструментария социологического исследования.
Объект исследования: персонал
Предмет: управление стрессом в организации
Курсовой проект состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка литературы. Общий объем курсового проекта 39 страниц.
1) неуверенность в завтрашнем дне — для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;
2) невозможность влиять на свою работу — как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;
3) характер выполняемой работы — сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда:
4) степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;
5) ролевая двусмысленность и ролевой конфликт — оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом — различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;
6) специфическая организационная структура — например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;
7) стрессогенный стиль управления — частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;
8) давление рабочего графика — сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.
Социальная работа в системе здравоохранения
... должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении — основы организации медико-социальной службы. Для оказания полноценной медико-социальной помощи ...
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на все эти стрессогенные факторы индивидуальны. Организационная психология и управление. Хрестоматия. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 31 с.
Стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Стресс-менеджмент. Полный курс. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 235 с. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров.
Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.
Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором).
До поры до времени все хорошо — но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, не будем останавливаться на этом вопросе. Егоршин, А.П. Контроль стресса в организации / А.П. Егоршин. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 17-20 с.
Признаки «здорового» стресса:
1) хорошая концентрация;
2) корпоративное поведение;
3) высокий уровень работы;
4) эффективное решение проблем;
5) соблюдение сроков;
6) хорошая осведомленность;
7) четкое и уверенное принятие решений;
8) гармоничные взаимоотношения;
9) хорошая посещаемость и табельный учет;
10) растущие достижения;
11) серьезный интерес к бизнесу и работе;
12) хорошее долгосрочное планирование;
13) высокий уровень мотивации;
14) реалистичное представление о себе;
15) энергичность;
16) позитивные замечания;
17) способность к конструктивной критике и к ее восприятию;
18) ощущение собственной ценности и компетентности.
Признаки избыточного стресса:
1) отсутствие собранности;
2) забывчивость;
3) плохие решения;
4) проявление беспокойства, нетерпения или страха;
5) депрессия;
6) несовместимость с другими;
7) недостижение целей, нарушение сроков;
8) нерегулярные посещения и табельный учет;
9) низкая самооценка;
10) неэффективное решение проблем;
11) низкие стандарты;
Курсовая работа эмоциональное выгорание сотрудников мвд
... Эмоциональное выгорание тесным образом связано с профессиональным стрессом, является личностной реакцией на стрессогенные факторы профессиональной среды. Развитие синдрома соответствует фазам стресса – напряжение, резистенция, истощение. Глава II. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКА, ...
12) чрезмерная самокритика;
13) потеря бизнеса;
14) жалобы клиентов;
15) плохое долгосрочное планирование.
Важнейшим навыком менеджера является выявление сначала симптомов, а затем и источников избыточного стресса. Для этого человек должен научиться распознавать малейшие признаки дискомфорта при выполнении работы. Одним из способов является создание анкеты и оценка, насколько в целом факторы работы могут быть источником избыточного стресса.
10) предоставление сотрудникам консультативной поддержки.
Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.
Для сотрудников наглядным примером может стать поведение их руководителя. Допустим, проводится совещание, посвященное выводу компании из кризиса. Если генеральный директор буквально на глазах уверенно превращает неопределенную проблему в решаемую задачу, эффективно общается с присутствующими и рационально управляет временем совещания, то он тем самым показывает, демонстрирует, передает сотрудникам формы организационного поведения, которые работают и создают реальный план действий. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров.-М.:ИНФРА-М,2014. — 37 с.
При управлении отношениями руководителю необходимо развивать культуру общения, которая будет концентрировать эмоции сотрудников не на личностных разногласиях, а на общей цели. Чтобы эффективно влиять на создание благоприятного психологического климата в коллективе, нужно наладить систему коммуникаций. В частности, этому может способствовать развитие корпоративных традиций, проведение корпоративных праздников.
При управлении нагрузками руководителю следует пересмотреть режим работы сотрудников или выстроить новый, грамотно управлять своим временем и временем подчиненных, а также предоставлять возможность восстанавливать силы после трудной и напряженной работы — например, включить в социальный пакет абонемент в спортзал, фитнес-клуб, бассейн.
Рис. 2. Алгоритм управления стрессом
Необходимо разработать алгоритм управления стрессом, то есть обнаружить причину стресса и переключить внимание персонала на что-то другое. Проведение анкетирования и анализ полученных данных даст возможность разработать пути решения проблемы.
Проблема социологического исследования: изучить управление стрессом в организации ООО «Дом меха».
Цель социологического исследования: разработать практические рекомендации по снижению стресса в организации ООО «Дом меха».
Задачи социологического исследования:
1) Выявить уровень стресса персонала в организации ООО «Дом меха».
2) Выявить объективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО » Дом меха».
3) Выявить субъективные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО » Дом меха».
Организационный стресс и способы его преодоления
... темы. Методом последовательного рассмотрения теоретически возможных вариантов возникновения стресса в жизни организации, возможных методов управления стрессом на индивидуальном и коллективном уровне и ряда ... выполнить следующие задачи. Во-первых, изучить основные источники стресса, возникающие на уровне человека и организации. Во-вторых, необходимо рассмотреть наиболее характерные признаки ...
4) Выявить объективно-личностные факторы, влияющие на управление стрессом в организации ООО » Дом меха».
Объект социологического исследования:
Предмет социологического исследования : управление стрессом в организации ООО «Дом меха».
- Знание
- Опыт работы
- Способность к прогнозированию.
Индикаторы, которые замеряют данные показатели.
Знания:
- Высшее образование по специальности + ИПК;
- Высшее образование по специальности;
- Нет специального образования.
Опыт работы:
- До 1 года;
- От 1 до 5 лет;
- От 5 до 10 лет;
- От 10 до 15 лет;
- Более 15 лет.
Способность к прогназированию.
- Высокая;
- Средняя;
- Низкая.
Теоретическая интерпретация понятия «профессиональный стресс».
Профессиональный стресс — состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности.
Эмпирическая интерпретация понятия «руководитель».
Профессиональный стресс — состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности организации ООО «Дом меха».
Операциональная интерпретация:
Субъективные факторы, замеряющие влияние на стресс в организации:
Фактор:
1. Удовлетворенность занимаемой должностью в организации.
Индикаторы:
1) Полностью удовлетворен;
2) В целом удовлетворен;
3) Нет мнения;
4) В целом не удовлетворен;
5) Полностью не удовлетворен.
Фактор:
2. Удовлетворенность коллективом организации.
Индикаторы:
1) Полностью удовлетворен;
2) В целом удовлетворен;
3) Нет мнения;
4) В целом не удовлетворен;
5) Полностью не удовлетворен.
Фактор:
3. Удовлетворенность заработной платой.
Индикаторы:
1) Полностью удовлетворен;
2) В целом удовлетворен;
3) Нет мнения;
4) В целом не удовлетворен;
5) Полностью не удовлетворен.
Фактор:
4. Удовлетворенность психологическим климатом в коллективе.
Индикаторы:
1) Полностью удовлетворен;
2) В целом удовлетворен;
3) Нет мнения;
4) В целом не удовлетворен;
5) Полностью не удовлетворен.
Объективные показатели и индикаторы стресса в организации:
Показатель:
1) Удовлетворенность своим рабочим местом.
Индикаторы:
- а) Да;
- б) Нет;
- в) Затрудняюсь ответить.
Показатель:
2) Частота конфликтов в организации.
Индикаторы:
- а) Довольно часто;
- б) Часто;
- в) Редко;
- г) Крайне редко;
- д) Не бывает.
Показатель:
3) Частота участия работника в конфликте.
Индикаторы:
- а) Постоянно;
- б) Редко, от случая к случаю;
- в) Никогда;
- г) Затрудняюсь ответить.
4) Физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.).
Стресс и способы его преодоления
... Стресс – комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса ... стресс помогает поддерживать активность систем организма в состоянии нормы. Уровень стресса – это некоторый индикатор ... Стресс. Основные понятия. Существует множество определений понятия «стресс». В целом ... проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах). Всякая перемена ...
Индикаторы:
- а) Есть;
- б) Возможны;
- в) Нет;
- г) Затрудняюсь ответить.
Объективные факторы и индикаторы, влияющие на стресс в организации:
Фактор:
1) Наличие лидера, поддерживающего у членов организации установку на урегулирование стресса.
Индикаторы:
- а) Есть;
- б) Нет.
в) Фактор:
Фактор:
2) Использование руководителем методов неоправданного давления и угроз.
Индикаторы:
- а) Да, однозначно;
- б) Скорее да;
- в) Нет, однозначно;
- г) Скорее нет;
- д) Нет мнения.
Фактор:
3) Ролевой конфликт (различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе).
Индикаторы:
- а) Да, однозначно;
- б) Скорее да;
- в) Нет, однозначно;
- г) Скорее нет;
- д) Нет мнения.
Объективно-личностные факторы, влияющие на стресс в организации:
1. Показатель:
Пол работника.
Индикаторы:
- а) Мужской;
- б) Женский.
2. Показатель:
Возраст работника.
Индикаторы:
- а) От 18 до 23 лет;
- б) От 23 до 28 лет;
- в) От 28 до 33 лет;
- г) От 33 до 38 лет;
- д) От 38 до 43 лет;
- ж) От 43 до 48 лет;
- з) Свыше 48 лет.
3.Показатель:
Семейное положение.
Индикаторы:
- а) Не замужем/не женат;
- б) Замужем/женат;
- в) Разведен;
- г) Вдова/вдовец.
4. Показатель:
Уровень образования работника.
Индикаторы:
- а) Неполное среднее;
- б) Среднее общее;
- в) Среднее специальное;
- г) Незаконченное высшее;
- д) Высшее.
5. Показатель:
Стаж работы в коллективе.
Индикаторы:
- а) До 1 года;
- б) От 1 до 3 лет;
- в) От 3 до 6 лет;
- г) От 6 до 9 лет;
- д) Свыше 9 лет.
1. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтеров С. Стресс-менеджмент. Полный курс. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 315 с.
2. Бодров Н.П. Психология и надежность. — 4-е изд.. — М.: «Филин», 2005. — 238 с.
3. Бондаренко В.В., Резник С.Д.(ред.) Персональный менеджмент. Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 210 с.
4. Валь Е. Руководство, лидерство и командообразование в организации. М: Прометей, 2008. — 220 с.
5. Егоршин, А.П. Контроль стресса в организации / А.П. Егоршин. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 327 с.
6. Зайцев Л.К. Стресс-менеджмент: Пер. с нем. — М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 2014. — 201 с.
7. Калюгина, С.Н. Самоменеджмент: учебное пособие / С.Н. Калюгина. — М. : Директ-Медиа, 2014. — 207 с.
8. Карташова Л.В. Организационное поведение: учебное пособие для слушателей образовательных учреждений, обучающихся по программе МВА и другим программам подготовки управленческих кадров. — М.:ИНФРА-М, 2014.-321 с.
9. Камионский, С.А. Управление подчиненными. Эффективные технологии руководителя / С.А. Камионский. — М : URSS, 2005. — 192 с.
Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
... функциональных состояний: 1) стресс (напряженность); и 2) утомление. При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы. Теоретический аспект ... к деятельности, мы, управляя ими в индивидуальном процессе обучения, формируем профессиональные способности, строим систему нужных ПВК, а затем - приводим их ...
10. Кноблаух, Й. Стресс и адаптация: пер. с нем. / Й. Кноблаух. — М.: Омега-Л, 2006. — 206 с.
11. Коркина Т.А., Барыева Э.А. Методика управления стрессом в организации // Проблемы в управлении социально-экономическими системами в условиях инновационного развития: сб. науч. тр. Челябинск: Энциклопедия, 2012. — 163 с.
12. Организационная психология и управление. Хрестоматия. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 310 с.
13. Организация личной работы руководителей и специалистов//Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2015. — № 6.
14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Знание, 2003. — 253с.
15. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 2005. — 127с.
Спасибо за участие в опросе!