Принципы и закономерности социальной работы

Введение

Современная социально-экономическая ситуация в мире и прогресс в области информационных, компьютерных и других технологий заставляют смотреть на социальное развитие мирового сообщества под другим углом и в контексте, отличном от принципов его изучения два десятилетия назад.

Современное общество оказывает все большее влияние на жизнь людей, очень часто проявляющееся в психологическом воздействии. По тем или иным причинам люди попадают в различные ситуации негативного характера, зачастую требующие разрешения с помощью вмешательства извне.

В России социальная работа как оформленное направление имеет недавнюю историю. Но, тем не менее, в стране накоплен очень большой опыт социальной работы с различными категориями населения, а также разработаны технологии социального обслуживания граждан и с оциальной поддержки людей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Современная социальная обстановка в мире оказывает свое воздействие на развитие социальной работы, которая продолжает развиваться в нужном ей направлении, изыскивая все новые способы и формы эффективного взаимодействия с людьми, нуждающимися в особой поддержке.

Социальная работа, как и любое другое явление, рассматриваемое в научном контексте, имеет свою структуру. Фундамент социальной работы составляют особые закономерности в ее существовании и развитии и принципы действия. Сознавая то, что мировое сообщество тем или иным образом воздействует на феномен социальной работы, мы также понимаем и то, что, возможно, закономерности и принципы развития социальной работы, также претерпевают изменения. Этим обусловлена актуальность выбранной темы работы.

Изучением принципов и закономерностей существования и развития социальной работы как общественно-научного явления занимались такие ученые, как А.А. Акмалова, В.П. Алферов, Н.Ф. Басов, Н.А. Волгина, И.Г. Зайнышев, Л.П. Кузнецова, И.В. Малофеев, П.Д. Павленок, В.В. Смирнов, Е.Г. Студенова, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, В.И. Шарин и другие.

Объект нашего исследования заключается в сущности социальной работы.

Предмет работы – принципы и закономерности социальной работы.

Цель работы состоит в изучении закономерностей и принципов социальной работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить место социальной работы в системе научного знания.

2. Рассмотреть современное понимание социальной работы и ее основные характеристики.

9 стр., 4237 слов

Педагогика : Технология работы социального педагога с семьёй

... окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска». 1. Семья как социальный ...

3. Изучить закономерности социальной работы.

4. Изучить принципы социальной работы.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо использовать системный метод и метод анализа и синтеза элементов научно-практической литературы, касающейся науки социальной работы, в частности, исследований, имеющих своей целью изучение закономерностей и принципов, составляющих основу социальной работы.

Фрагмент работы для ознакомления

Кроме целей социальной работы, на современном этапе ее развитие большому изучению подвергается теория социальной работы.На наш взгляд, цель социальной работы во многом определяет ее функции. В связи с этим целесообразно обозначить основные функции социальной работы, в основу которых входят закономерности и принципы:диагностическая функция – изучение особенностей человека и влияния на них среды;прогностическая – прогнозирование влияния на объекты социальной работы социальных институтов;предупредительно-профилактическая – предупреждение и профилактика негативных социальных явлений;правозащитная – правовая поддержка и защита населения;социально-педагогическая – выявление потребности людей в различных видах деятельности, например, досуговой и др.;социально-психологическая – консультирование икоррекция межличностных отношений, индивидуальная поддержка;социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний;социально-бытовая – оказание материальной помощи тем или и иным категориям нуждающихся клиентов;рекламно-пропагандистская – реклама социальных услуг, пропаганда идей социальной поддержки населения.Функции социальной работы определяют ее структуру, которая представляет собой определенные компоненты, необходимые для решения конкретных проблем клиентов.

Клиенты социального работника являются объектом социальной работы, а сам социальный работник – ее субъектом. Таким образом, к объектам социальной работы относятся люди, которые нуждаются в той или иной социальной помощи, то есть старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные люди, семьи, дети, подростки и другие люди, которые по тем или иным причинам попали в трудную ситуацию. Субъектами социальной работы являются люди и организации, осуществляющие социальную работу и управляющие ею.Таким образом, структура социальной работы в современном контексте представлена объектом, субъектом и функциями. Сюда же входят закономерности и принципы, которые мы изучим далее.Глава 2. Структурные элементы социальной работы2.1. Закономерности социальной работыРассматривая структуры социальной работы, в первую очередь необходимо отметить то, что важнейшим ее структурным элементом являются закономерности. Оптимальный уровень строения и функционирования учреждения социального обслуживания во многом определяет результативность и эффективность решения задач по социальной защите населения. Также большое воздействие на результат социальной работы имеет научная обоснованность выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами.Характер и направленность тех или иных социальных связей и явлений, которые имеют отношение к социальной работе и ситуации, в которой оказался клиент, наиболее полно отражают определенные закономерности социальной работы.Рассмотрим основные из них.Главной закономерностью социальной работы является взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Факт появления социальной работы как социальной профессиональной деятельности напрямую связан с перенесением социальной политики с больших групп населения (классов и страт) на оказание адресной социальной помощи (индивиду или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации).Это порождает возникновение следующей закономерности социальной работы.Закономерной также является взаимосвязь целей социального развития и уровня развития социальной работы. Не смотря на то, что эти цели формируются в трудах теоретиков и экспертов, а также законодательных документах государства, хоть и неопределенно, такое развитие является направленным. Это подтверждает анализ деятельности социальных служб и организаций. Известно, что изменение приоритетов в социальном обслуживании начиналось в области деятельности по оказанию помощи одиноким инвалидам и престарелым людям. В последнее время широко развивается система по организации помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, а также семьям, относящимся к группе риска, и иным категориям населения, представители которого находятся в трудных жизненных ситуациях.На наш взгляд, такой переход говорит о том, что активно идет процесс моментального реагирования на социальные проблемы, на смену которому приходит перспективное видение целей социального развития.Напомним, что в социальной работе выделяются два уровня взаимодействия: управленческие отношения и взаимодействие специалиста по социальной работе с клиентом. В связи с этим, еще одной закономерностью является то, что анализируется социальная работа с позиций этих двух уровней, то есть имеет место исследование организационно-управленческой и контактной сферы социальной работы.Имеются определенные закономерности и в управленческих элементах системы социальной защиты населения, действующей на федеральном, региональном и муниципальном государственных уровнях. Такие управленческие элементы являют собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, которые наделены определенными полномочиями, и имеют фиксированные права и обязанности. Их деятельность в современном контексте характеризуется следующими закономерностями:взаимосвязь социальной работы и однозначностью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения;зависимость результативности социальной работы с населением от социальной ориентации сознания и деятельности органов государственного управления;зависимость эффективной социальной защиты населения от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления, а также учреждений социального обслуживания населения и организаций.Рассматривая эффективность осуществления целей социальной работы на контактном уровне, важно отметить следующие основные закономерности, от которых это зависит:целостность и комплексность действий специалиста, направленных на клиента;соответствие компетентности социального работника его полномочиям и ответственности;совместная заинтересованность специалиста социальной работы и его клиента в результатах их взаимодействия.Факт того, что теоретическое знание закономерностей социальной работы не дает гарантии их постоянного использования специалистами в своей повседневной практике. Практикующий специалист социальной работы не способен в каждом конкретном случае проводить теоретический анализ ситуации и целенаправленно сопоставлять свои действия с закономерностями социальной работы, а также проводить рефлексию своих действий в работе с клиентом.Это дает нам основания полагать, что в связи с этим в практике социальной работы специалист полагается на типичность проблем клиентов, используя при этом в первую очередь выводы, которые формулируются наукой и практикой на основе известных закономерностей. Такие выводы выражают тот или иной перечень требований, предъявляемых специалисту социальной работы.Таким образом, изучив основные закономерности социальной работы, мы можем позволить себе сделать вывод о том, что опыт деятельности по оказанию социальной помощи населению говорит об объективности сложившихся закономерностей, которая характерна практически для всех закономерностей в социальной работе. Таким образом, они проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Специалист социальной работы, организуя свою профессиональную деятельность, может игнорировать наличие этих закономерностей, но это не позволит отменить их действие и влияние на развитие социальной работы.2.2. Принципы социальной работыКроме закономерностей основополагающими в социальной работе являются принципы. Также как и закономерности, принципы занимают одно из центральных позиций, значимых для осуществления и развития социальной работы.Они являются главнейшими структурными элементами логических форм научной теории и определяют практическую социальную работу.Именно посредством принципов осуществляется соотнесение теоретических положений социальной работы с ее практикой.Е.И. Холостова выделяет ряд принципов, которые являются основополагающими в деятельности специалиста по социальной работе:общефилософские;социально-политические;организационные;психолого-педагогические.Рассмотрим, что представляет собой каждый из перечисленных принципов в разрезе социальной работы.Итак, общефилософские принципы. Они лежат в основе всех наук, касающихся общества, человека и механизмов их взаимодействия. К ним относятся следующие принципы:принцип развития;принцип детерминизма;принцип отражения;принцип историзма;принцип единства сознания и деятельности;принцип неразрывной взаимосвязи индивида и социальной среды.Так же, как и философские принципы, охватывают различные стороны социальной работы принципы социально-политические, психолого-педагогические и организационно-деятельностные. Эти принципы являются более узкими по своему содержанию, но не менее охватывающими и важными в социальной работе.Суть социально-политических принципов сводится к тому, что они выражают требования, которые обусловливаются зависимостью содержания и направленности социальной работы от государственной социальной политики. Такая зависимость определяет концептуальные подходы к расстановке приоритетов применительно к социальной защите населения, а также к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе.К основным социально-политическим принципам относятся:единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы;демократизм ее содержания и методов;законность и справедливость деятельности специалиста по социальной работе;учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при определении содержания и методов социальной работы с ними.Особенное место в научной теории о социальной работе занимают психолого-педагогические принципы, обусловливающие ее. Суть этих принципов состоит в том, что они отражают требования к выбору средств психолого-педагогического взаимодействия с клиентами социальных служб.Основными принципами этого направления являются:целенаправленность социальной работы;адресность социальной работы;комплексный анализ жизнедеятельности клиентов;определение форм и методов работы с клиентом.Говоря об организационных принципах социальной работы, следует отметить такие, как принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности, социально-технологическая компетентность кадров, принцип функциональной определенности, принцип контроля и проверки исполнения. Помимо основополагающих принципов в социальной работе существуют также специфические принципы, которые определяют правила деятельности в сфере предоставления социальных услуг населению.К ним относятся:принцип универсальности;принцип охраны социальных прав;принцип социального реагирования;принцип профилактической направленности;принцип клиентоцентризма;принцип опоры на собственные силы;принцип максимизации социальных ресурсов;принцип конфиденциальности;принцип толерантности.В основе принципа универсальности лежит исключение дискриминации в процессе оказания социальной помощи по любым признакам национального, религиозного, расового, политического, идеологического или возрастного характера. Социальная поддержка клиентов должна оказываться на основании одной причины – потребность человека в помощи.Принцип охраны социальных прав понимается как оказание помощи клиенту, которое не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или подвергнуть их изменению. Ярким примером может служить тот факт, что в соответствии с действующим законодательством нельзя в процессе оказания помощи многодетной семье требовать от нее ограничения своей детородной функции.Принцип социального реагирования предполагает осознание необходимости в принятии мер по выявленным социальным проблемам у клиента, а также действовать в соответствии с теми или иными обстоятельствами конкретной ситуации индивидуального клиента. Специалист не должен ограничиваться в своей работе стандартным набором мероприятий, который применяется как «среднему» потребителю социальных услуг.Принцип профилактической направленности выглядит как обязательное принятие тех или иных усилий по предупреждению возникновения социальных проблем у населения, а также жизненных трудностей у потенциальных и действующих клиентов. Практика социальной работы говорит о том, что предупредить проблему всегда легче, чем бороться с ней. В качестве примера мы можем здесь привести сохранение семейных и школьных связей детей, которые оказались в состоянии дезадаптации. Сохранение этих связей для детей, их родителей и близких, для общества в целом, безусловно, благоприятнее, чем в дальнейшем борьба с детским бродяжничеством и преступностью.

9 стр., 4160 слов

Организация работы органов социальной защиты населения

... команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды. Органы, осуществляющие обеспечение граждан пособиями по безработице и подведомственные им организации социальной защиты населения ...

13 стр., 6242 слов

Курсовая работа создание социального видеоролика

... можно через учебно-проектную деятельность. Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В ... решить не может. Думается, что в процессе изучения той или иной темы перед учеником нужно ставить проблему, решая которую, он вынужден искать информацию, ...

5 стр., 2306 слов

Теория познания Канта — основные принципы и понятия

... теории познания называется коперниковским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания. 3. Основные понятия теории познания Канта. В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. ... - главный труд Канта по теории познания. В философском творчестве Канта выделяют два основных периода – «докритический» (1746 -1769гг) и «критический» ( ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/zakonomernosti-sotsialnoy-rabotyi/

1. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. 89 с.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова. Цель исследования: проанализировать социально - педагогическую работу с детьми из многодетных семей на базе Центра социальной помощи семье и детям имени Беланова. Задачи: проанализировать понятие «многодетная семья» и особенности воспитания детей в многодетных семьях; ...

2. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. Учебное пособие. Владивосток: Издательство ДВГТУ, 2002. 92 с.

3. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. Белгород: Кооперативное образование, 2005. 431 с. Онлайн-учебник. Режим доступа: http://bookucheba.com/rabota-sotsialnaya/teoriya-sotsialnoy-rabotyi-uchebnoe-posobie.html .

4. Основы социальной работы: Учебник для вузов. Авт. П.Д. Павленок, А.А. Акмалова, В.П. Алферов и др.; Отв. ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2002. 393 с.

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. 592 с.

6. Смирнов В.В. Профессиональная социальная работа – необходимый инструмент в руках реформатора. М., 2000, (материалы конференции).

7. Социальная политика. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Н.А. Волгина. М.: «Экзамен», 2006. 734 с.

8. Социальная работа. Под. ред. Н.Ф. Басова. М.: Дашков и К, 2011. 362 с.

9. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие. Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427 с.

10. Технологии социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.

11. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. 236 с.

12. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд. М.: Академический Проект; Константа, 2009. 606 с.

13. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Московский государственный университет. 2001. 432 с.

14. Фирсов М.В. Технология социальной работы: Учебное пособие для вузов. М. В. Фирсов; Моск. гос. обл. университет. Изд. 2-е. М.: Академический Проект; Трикста, 2009. 428 с.

15. Холостова Е.И., Малофеев И.В., Дашкина А.Н. Зарубежный опыт социальной работы. М.: Дашков и К, 2012. 365 с.

16. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. М.:ИНФРА-М., 2001. 177 с.

17. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2011. 214 с.

18. Холостова Е.И. Социальная работа. М.: Дашков и К, 2010. 859 с.

19. Шарин В.И. История социальной работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К,2013. 368 с.