Инженерная психология

Содержание скрыть

Теоретико-методологические основы инженерной психологии

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: » — есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек — машина» (СЧМ).

Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии». Но в психологии труда вообще предмет — это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии — это система «человек как субъект — сложная техника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.

«оператор»

Как отмечает Ю.К. Стрелков, «изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)». «…Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени», — пишет Ю.К. Стрелков.

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо «подвоха». В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и «протестирует» психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)». Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

основные задачи инженерной психологии:

2 стр., 929 слов

Психология труда и инженерная психология

... кафедра психологии и психологического консультирования, 2002г. 2 Психология труда как область научного знания о человеке и его трудовой деятельности. Психология труда и инженерная психология реферат. Становление психологии труда и инженерной психологии. Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Раздел П. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Таким ...

Методологические задачи, Психофизиологические задачи, Системотехнические задачи, Эксплуатационные задачи

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются

ь принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

ь принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

ь принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

ь принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

ь принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологические концепции инженерной психологии, Основная концепция инженерной психологии.

информация

Концепции информационной модели, информационного поиска и эквивалента звена.

«Эквивалентное звено системы»

Концепции пропускной способности и последовательности действий

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность отдельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: а) операции заканчиваются выдачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т.п.); б) операции заканчиваются принятием решения об отсутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. решение не выдавать информацию вовне.

Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности

Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

2. Специфика методов инженерной психологии, Традиционно выделяемые методы инженерной психологии:, Организационные методы, Эмпирические способы получения нового знания

Ш психофизиологические методы (исследования или испытания): исследования — раскрывают механизмы и закономерности; испытания — выявляют с помощью тестов соответствие человека и машины;

Ш физиологические методы (определяют затраты организма, «психофизиологическую цену» успешности в труде);

Ш наблюдение и самонаблюдение;

Ш эксперимент (лабораторный, производственный, «формирующий»);

9 стр., 4340 слов

Математическое моделирование производственной деятельности

... протекающих экономических процессов, эффективно управлять их поведением и анализировать функционирование экономических объектов и систем. Глава 1. Что такое математическое моделирование? С середины XX в. в самых различных областях человеческой деятельности ...

Ш диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, беседы-интервью…);

Ш приемы анализа продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, трудовой метод, оценка изделий…);

Ш метод моделирования (предметное, математическое, кибернетическое, психологическое, статистическое моделирование…) — это наиболее специфичный для инженерной психологии метод, определяемый самим характером работы человека-оператора, взаимодействующего не столько с реальным объектом, сколько с его информационной моделью.

Приемы обработки данных, Способы интерпретации данных

Поскольку метод моделирования является наиболее специфичным для инженерной психологии, есть смысл рассмотреть его более подробно. Как уже отмечалось, необходимость учета специфики взаимодействия человека с техникой (дистантность работы с объектом управления, работа с образными моделями и др.) определяет и специфичность методов. Это — методы моделирования деятельности оператора в системе «человек — машина». Как отмечает Б.А. Смирнов, сущность метода моделирования — «изучение деятельности и построение на основе этого изучения психологической, математической или статистической модели». Заметим, что модель не должна «воспроизводить» весь моделируемый объект, а лишь наиболее существенные элементы, связи и отношения, что и позволяет в более простом и доступном виде выделять и анализировать достаточно сложные объекты.

виды моделирования деятельности оператора:

Психологическое моделирование, Математическое моделирование, Статистическое (имитационное) моделирование

Достоинства статистического моделирования: по сравнению с психологическим моделированием появляется возможность его применения на любых стадиях проектирования СЧМ (когда еще реальной деятельности нет и как бы нечего «имитировать»); по сравнению с математическим моделированием — возможность учета основных психофизиологических закономерностей деятельности оператора (математика предлагает лишь абстрактные модели, где «соответствие реальному процессу» лишь предполагается).

Недостатки статистического моделирования: метод статистического моделирования — «численный и поэтому результаты, полученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным» (не учитывается изменчивость этих условий и данных).

Поэтому «для других условий моделирование необходимо проводить заново» — отмечает Б.А. Смирнов.

Значимость разных методов моделирования на разных этапах проектирования СЧМ:

ь на первых этапах — преимущество за методами математического и статистического моделирования;

ь на более поздних — за психологическим моделированием;

ь на этапе эксплуатации лучше исследовать деятельность оператора в реальных условиях (иногда ценным оказывается и математическое моделирование).

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на что ... процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), являет Проблема учения является ...

3. Особенности и классификация систем «человек — машина»

Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек — машина» (СЧМ).

Система (в общей теории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из отдельных органов. Интересно, что еще Н.А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким образом — единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:, А. По степени участия в работе системы человека:, Б. По целевому назначению:, В. По характеристике «человеческого звена», Г. По типу взаимодействия человека и машины:, Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ:, Традиционно выделяются следующие показатели качества систем «человек — машина» (СЧМ):

1. Важнейшей характеристикой СЧМ является ее «эргономичность».

2. Основные показатели работы систем «человек — машина»:

Ш быстродействие (определяется временем прохождения информации по замкнутому контуру «человек — машина», т.е. время, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сигнал);

Ш надежность и точность работы оператора (степень вероятности правильного решения задач оператором);

Ш своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т.е. не позже установленного времени);

Ш безопасность труда оператора (как снижение вероятности травм и аварий);

Ш степень автоматизированности СЧМ (как относительное количество информации, перерабатываемой автоматическими устройствами);

Ш экономические показатели (полные затраты на проектирование, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям возможно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженерной психологии современные математико-статистические средства.

Классификация основных условий (элементов), определяющих эффективность труда:, Санитарно-гигиенические условия, Психофизилогические («трудовые») элементы, Эстетические элементы, Социально-психологические элементы

4. Психологические особенности системы «человек — компьютер»

основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами

1. Гигиенические, медицинские проблемы, связанные с вредным воздействием компьютера на организм и нервную систему человека . С одной стороны, постоянно раздаются грозные предупреждения о недопустимости длительной работы с компьютером и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.

2. Высокая цена сбоев и ошибок при эксплуатации ЭВМ . Эта проблема усугубляется распространением «хакерских» шуток, когда ради баловства и самоутверждения разрабатываются все новые и новые «компьютерные вирусы», способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы).

3 стр., 1454 слов

Волевые качества человека и их развитие

... важным волевым качеством человека является последовательность де йствий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в ...

Эта проблема уже выводит нас в область этики.

3. Быстрая смена поколений ЭВМ , вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. «Уважающие себя пользователи» просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от «прогресса». Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний — производителей компьютеров является постоянное «придерживание» своих новинок для того, чтобы «держать цену» и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях «рыночной экономики».

4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники . В условиях РФ это выражается в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники. «Лучше купите новый компьютер, чем ремонтировать имеющийся…», — эту фразу все еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в «престижных салонах» уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения…

5. Тотальное проникновение ЭВМ в частную жизнь человека . Любой уважающий себя «пользователь» рано или поздно подключается к глобальным компьютерным сетям. И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие «сеть» нередко ассоциируется с понятием «паутина». Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство «пользователей» просто никому не нужны (на каждого «пользователя» не напасешься сотрудников органов безопасности).

Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно «солидное» досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается…

6. Компьютеризация человеческого мышления , ограниченность компьютера ведет и к ограниченности человека-пользователя (формирование «технократического мышления» и «искусственной интеллигенции» — по В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунову).

Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: «Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности».

«технократическое мышление»

«Технократическое мышление» это скорее прообраз искусственного интеллекта. Хотя последнего еще нет, технократическое мышление уже реальность, и есть опасность, что создаваемый на основе его средств искусственный интеллект будет еще страшнее. Особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом человеческого мышления.

3 стр., 1021 слов

Влияние массажа на нервную систему человека

... лечебное (в случаях миозитов, гипертонуса, атрофии мышц и т.д.) действие на мышечную систему. Под влиянием массажа повышается эластичность и тонус мышц, улучшается и сократительная функция, ... в физической работе. Это объясняется генерацией под влиянием массажа чувствительных нервных импульсов, которые, попадая в центральную нервную систему, повышают возбудимость центоров управления массируемых и ...

Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные авторы в конце 70-х — начале 80-х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 70-х — начале 80-х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но «к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)», — пишет Ф. Блэкслер.

Рассуждая о перспективных задачах развития информационных технологий, Ф. Блэкслер ставит в чем-то риторический вопрос: какова роль психолога при внедрении новых информационных технологий (ИТ)? Если раньше акцент делался на адаптацию машин к пользователю, то в настоящее время выдвигаются новые задачи: более широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре — человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать «консерватизм» в организации труда.

При этом обозначились и новые сложности при разработке и внедрении ИТ (на основе переоценки дел в области ИТ) : короткий жизненный цикл ИТ-систем и ограничения, свойственные современным видеотерминалам (даже несмотря на «гибкость» ИТ); поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп — разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, таким образом возможен обман — типа «недоделанная система»…); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т.е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий.

Основные задачи при разработке и эксплуатации компьютерных систем в 90-е гг. сводились к следующим:

Ш научиться прогнозировать возможные последствия внедрения ИТ (прогнозы 70-80-х гг. в целом не оправдались);

  • Ш расширить рамки контекста, в котором работают психологи (необходим комплексный подход и обогащение идеями из других наук);
  • Ш разработать практическую теорию в области ИТ (разработка простых и понятных теоретических положений, позволяющих осваивать ИТ непрофессионалам);
  • Ш разработать стратегии профессионального вмешательства (согласовать методы управления системами ИТ и общие стандарты менеджмента).

подходы в проектировании систем «человек — компьютер»:

Инженерный подход, Социотехнический подход, Поведенческий подход, Системный эргономический подход, Принципиальное отличие системы «человек — машина» (СЧМ) и системы «человек — компьютер» (СЧК)

Выделяются основные критерии разработки «действующих систем» (эргономические критерии): 1) функциональный критерий — эффективность, результативность, скорость, качество, надежность (в различных условиях); 2) ограничительные критерии — безопасность, сохранение здоровья, удобство эксплуатации (отсутствие скуки, бессмысленности, стресса, социальной изоляции); сохранение квалификации работника (достаточный уровень творчества) и др.

7 стр., 3255 слов

Профессиональная деятельность мастера производственного обучения ...

... может. 2.3. Личностные качества мастера производственного обучения. Педагогические способности ... системе «мастер п/о - студент» обеспечивает преемственность форм учебных взаимодействий в профессиональной деятельности мастера производственного обучения. 2.1 Структурные компоненты личности мастера производственного обучения. ... последствий своих действий, в воспитательном ... отношения к людям. Педагог-мастер ...

при разработке систем «человек — компьютер» играет выделение основных принципов теории действия

1. Поведение работника — это комплекс отдельных действий. Это упорядоченная система сенсорных, когнитивных и двигательных процессов, направленных на достижение определенной цели. Сама программа действий имеет определенную иерархию. Действия — это самые маленькие «единицы» деятельности, направленные на независимые и осознанные цели.

2. Действия, ведущие к одной и той же цели, могут иметь разный состав и структуру. Важны индивидуальные различия в действиях. Важны и динамические отличия в структуре поведения одного и того же человека.

3. Структура действий является окончательным продуктом процессов регуляции. Выделяются: подготовительные шаги программы действий и шаги по реализации программы. Нередко шаги, связанные с реализацией, одновременно являются и шагами по подготовке новых действий (например, если задача сложная, то в ходе ее реализации обнаруживаются новые проблемы и т.п.).

4. Регулятивные процессы, рассматриваемые с психофизиологической точки зрения, протекают на разных уровнях: сенсомоторная регуляция (основана на навыках) — в основном это бессознательная регуляция; перцептивно-концептуальная регуляция (основана на определенных правилах) — многое зависит от готовности оператора воспринимать определенные сигналы (информацию); интеллектуальная регуляция (основана на знаниях) — происходит осознанно, целенаправленно, с использованием обратной связи.

5. Во время выполнения одного и того же процесса все три уровня регуляции (см. выше) могут чередоваться. Обычно управление идет на сенсомоторном уровне, но если квалификации недостаточно, то происходит переход на более высокий уровень. В экстремальных ситуациях — управление на интеллектуальном уровне (при этом важны и отработанные, тренированные для этих случаев автоматизированные навыки.).

6. Наблюдается общая тенденция к повышению эффективности деятельности (человек самообучается в процессе своего труда, а также — за счет оптимизации самого труда: сокращение лишних операций и т.п.).

7. Регуляция действий зависит от функционального состояния человека, т.е. важна оптимальная нагрузка на работника. При чрезмерной нагрузке — перенапряжение. При недостаточной нагрузке — атрофия интеллектуальных способностей, даже если работник компенсирует монотонный труд воображением и игрой, производительность падает.

8. Для выполнения действий у человека есть несколько психофизиологических механизмов, каждый из которых имеет свои возможности и ограничения (по вниманию, мышлению, памяти).

9. Каждый человек располагает широким спектром поведенческих реакций и знаний. Все это ведет к значительным индивидуальным различиям, т.е. к индивидуальному стилю выполнения одинаковых заданий.

14 стр., 6709 слов

Психологическая готовность к профессиональной деятельности

... нашей работы. Объект изучения: психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности. Предмет изучения: изменения в мотивационной сфере студентов как показатель психологической готовности к профессиональной деятельности Целью работы является теоретическое и практическое изучение психологической готовности к профессиональной деятельности, которое предполагает выполнение ...

10. Включенность и выполнение определенных видов деятельности имеет ряд последствий для работающей личности. В плане вознаграждения (оправданные или неоправданные надежды, а может, и реализованные/нереализованные смыслы).

В плане повышения своего опыта и квалификации. Но есть и явно негативные последствия (стресс, дефицит времени…, и самое страшное — профессиональные деструкции).

основные показатели, которые важно учитывать при проектировании «действенных систем»

ь ориентация на задачу (полная информация о целях);

  • ь обратная связь (своевременность информации о процессе);
  • ь изменение в программе действия и уровне регуляции (возможность своевременного прерывания и корректировки процесса в случае непредвиденных обстоятельств);
  • ь обеспечение деятельности по контролю (информация об уже выполненном действии, но такая информация не должна прерывать основной процесс);
  • ь повышение эффективности работы (своевременная поддержка, например, если работник готов выполнять две задачи одновременно);
  • ь стремление поддерживать оптимальную нагрузку работы (возможность регулировать уровень нагрузки самим работником);
  • ь стремление уравновешивать возможные различия между пользователями в области знаний, квалификации, способностей и стилей работы.

основные требования к пользователям компьютерных систем

Ш готовность к безотказному труду (готовность преодолевать опасные ситуации);

  • Ш готовность к сохранению здоровья (готовность оптимально распределять функции между коллегами и между человеком и компьютером);
  • Ш готовность к более высокому уровню организации труда (предотвращение негативного опыта и переживаний работника);
  • Ш готовность к постоянному повышению квалификации (слишком длительное выполнение простых или уже освоенных задач ведет к потере квалификации).